Древние германцы по сведениям Цезаря и Тацита. Древние германцы тацит
Древние германцы по сведениям Цезаря и Тацита
Древние германцы по сведениям Цезаря и Тацита
Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев, условно называемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.
Цезарь отмечает, что частной земельной собственности (в категориях римского права) у германцев нет. Каждый год главы племен (magistratus ас principes) переводят роды и семьи кровных родственников на другие земли, при этом одна часть населения занимается войной, а другая ведет хозяйство. Частота земельных переделов, описанных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников. Правда, необходимо учесть, что данные археологии говорят о наличии у германцев, живущих стационарно, полей с постоянными границами, которые, как правило, маркировались небольшими (до 1 м) валами из земли или камней, заросших кустарником и предохранявшим землю от выветривания. Подобное землепользование исключало переделы между членами общины. В свете диаметрально противоположной информации письменных и археологических источников, вопрос о системе землепользования у германцев на рубеже тысячелетий до сих пор остается открытым.
Политическую организацию германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сородичей осуществляли старейшины (principes — «первенствующие»). Скудность сведений Цезаря не позволяет установить участие в народных собраниях женщин. В отношении племени Цезарь использует латинский термин civitas, что согласно римской публично-правовой традиции означает сообщество мужчин, имеющих право на политическое волеизъявление. На время войны племя избирает особую (судя по грамматике языка Цезаря — коллегиальную) власть с правом лишения жизни соплеменников. От Цезаря не ускользнула разница между войной от имени всего племени и обычным разбойным рейдом. Из первенствующих на народном собрании военным командиром-вождем (dux) утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах. Несомненно, власть такого вождя была временной — только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких авантюрах признавались дезертирами и изменниками.
Ко времени Тацита (конец I в. н. э.) происходит значительная ломка социальной и политической организации германского племенного мира. Это наиболее заметно на ускоренном отграничении военного нобилитета от основной массы простых соплеменников. Античные источники говорят о знати (primores, proceres) херусков. Еще Цезарь указывал, что у убиев есть «первенствующие и сенат» (principes ас senatus). В начале III в. н. э. Дион Кассий сообщает, что не все вожди допускаются к совету племени. Общим местом является подчеркивание знатности происхождения наиболее видных германских вождей — Арминия, Маробода, Катуальда и т. д. Тацит четко резюмирует причины появления знатности «по-германски»: 1) неоднократные личные военные заслуги; 2) публичный перенос знатности отцов на их детей, что выражалось в предоставлении юношам достоинства «первенствующих». Вокруг военных нобилей концентрируются дружины (comitatus) со своей внутренней командной иерархией. Чем более многочисленна дружина, тем известнее и знатнее становится ее вождь в глазах соседей. Складывается обычай, что все «добровольно и поголовно» приносили вождям в мирное время скот или агропродукты. Очевидно, приносили, главным образом, те, которые были заняты сельским хозяйством и не являлись членами дружины. Перед нами, таким образом, несомненно, одна из форм редистрибуции — протоналога на содержание вождя и дружины. Дружина ждет от вождя подарков, которые вождь реализует устройством пиров. Однако основу ресурсов вождя — как материальных, так и моральных — составляли набеги на соседей и военная добыча, поэтому «многие знатные юноши», как указывает Тацит, в мирное время нанимались воинами в соседние племена, ибо занятие сельским хозяйством им претит. Описывая обычаи хаттов, Тацит о таких «юношах» замечает: «Нет у них ни дома, ни поля, ни какой другой заботы. К кому они придут, у того и кормятся, пренебрегал своим, расточая чужое…»
Социальная структура германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, «рабов». «Рабы» у германцев, по словам Тацита, напоминают римских колонов. Они обязаны были давать господину оброк, но в то же время имели свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергали побоям или заковывали в цепи, убивали чаще сгоряча, чем в наказание. И только «рабский» статус оставлял такое убийство безнаказанным.
Земля, по свидетельству Тацита, находилась в коллективной собственности. Продолжают существовать земельные переделы, но уже не ежегодные. Способы распределения земель, как их описывает Тацит, несколько иные, чем в «Записках» Цезаря: по числу работников и далее между собой — по достоинству. При Цезаре все германцы возделывали землю; при Таците определенное число лиц это занятие презирало. Для живущих постоянно на одном месте германцев это создавало возможность перехода к переложной системе земледелия. У части германцев были рабы, которым предоставлялись земли. Вероятно, «по достоинству» следует понимать как предоставление большего количества земель домовладыкам из числа обладавших добычей дружинников или даже мелких родовладык. У Тацита нет речи о том, кто производит раздел земли, роды не фигурируют в качестве субъектов землепользования. Сама фраза «между собой», возможно, подразумевает, что верховным землеустроителем стал местный тинг, влияние в котором сильных дружинников было велико, а не собрание всего племени, как во времена Цезаря.
Таким образом, притом что на уровне отдельных поселений в землепользовании все еще имели огромное значение родственные связи, в среде знати и дружинников, несомненно, происходила эволюция в сторону персонального пользования землей и медленного формирования частной собственности на землю, что также было связано с возникновением хуторского типа хозяйства германцев. Тацит определенно говорит о собственных хозяйствах так называемых рабов-колонов. На оформление собственнических отношений на землю указывает и упоминание в источниках о том, что при подавлении батавского восстания Цивилиса 69—70 гг. н. э. римский полководец дал приказ не разорять его «поля и виллы». Подобное развитие аграрных отношений, конечно, не было стабильным вследствие высокой степени миграций. Однако устойчивость однажды обретенной модели хозяйства возобновлялась в мирные периоды жизнедеятельности племени.
Накопление частных движимых имуществ у верхушки дружины и вождей — факт, многократно засвидетельствованный и нарративной традицией, и археологией. Тацит заметил: «Вожди особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер и ожерелий; мы научили их принимать также и деньги». Он же, при описании войны Арминия с Германиком (15—16 гг.), отметил факт: херуски от имени Арминия каждому римскому перебежчику обещали ежедневно платить по 100 сестерциев.
Новые собственнические отношения у германцев I в. н. э., таким образом, соседствуют и с новыми, не свойственными им ранее, социальными элементами. Помимо прочего, это отразилось и в обычном праве германцев. Римляне, при их огромном интересе и пиетете к праву, не могли обойти своим вниманием юридические конструкции изучаемого ими противника. При Таците, как и при Цезаре, соблюдается обычай коллективного гостеприимства (факт поразительного архаизма для римских классиков). В наследственном праве Тацит отметил ограничение наследников только родственниками, что сдерживало полное оформление частной собственности: главными наследниками признавались дети наследодателя; в случае отсутствия детей наследство переходило братьям и дядьям. При остающемся принципе коллективной ответственности за нарушение субъектных прав сородича кровная месть уходит на задний план и, наоборот, на практике применяется принцип выкупа вины в пользу большой патриархальной семьи.
Изменения в эволюции политической организации выглядят еще более рельефно. Главным властным (законодательным) органом остается народное собрание мужчин-воинов — знаменитый германский тинг. При нем существует совет старейшин, который готовил (редактировал) решения собрания. Заседания тинга ведут жрецы, имеющие право наказывать нарушающих порядок. В отличие от времени Цезаря, у племени в мирное время имеется постоянная «исполнительная» власть. У Тацита унифицированная для всех германцев картина заседаний тинга выглядит так: первым выступает тех («правитель») или кто-либо из старейшин сообразно с возрастом, знатностью, военной славой, красноречием. Никто из них не имеет права приказывать, но только убеждать. Решение остается за основной массой членов тинга, которые голосуют потрясанием оружия. Тинг обсуждает не только вопросы войны и мира, но и вершит суд по публичным и частным делам. По мелким правонарушениям назначается штраф, часть которого передается правителю или племени. Последнее явно представляет собой раннюю форму судебных издержек. На тинге совершеннолетний юноша получает щит и фрамею: отныне он не только член семьи, но и член общества, и полноценный участник тинга.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древние германцы по сведениям Цезаря и Тацита
Поиск Лекций
Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев, условно называемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.
Цезарь отмечает, что частной земельной собственности (в категориях римского права) у германцев нет. Каждый год главы племен (magistratus ac principes) переводят роды и семьи кровных родственников на другие земли, при этом одна часть населения занимается войной, а другая ведет хозяйство. Частота земельных переделов, описанных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников. Правда, необходимо учесть, что данные археологии говорят о наличии у германцев, живущих стационарно, полей с постоянными границами, которые, как правило, маркировались небольшими (до 1 м) валами из земли или камней, заросших кустарником и предохранявшим землю от выветривания. Подобное землепользование исключало переделы между членами общины. В свете диаметрально противоположной информации письменных и археологических источников, вопрос о системе землепользования у германцев на рубеже тысячелетий до сих пор остается открытым.
Политическую организацию германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сородичей творили старейшины (principes – «первенствующие»). Скудность сведений Цезаря не позволяет установить участие в народных собраниях женщин. В отношении племени Цезарь использует латинский термин civitas, что согласно римской публично-правовой традиции означает сообщество мужчин, имеющих право на политическое волеизъявление. На время войны племя избирает особую (но, судя по грамматике языка Цезаря, коллегиальную) власть с правом лишения жизни соплеменников. От Цезаря не ускользнула разница между войной от имени всего племени и обычным разбойным рейдом. Из первенствующих на народном собрании военным командиром-вождем (dux) утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах. Несомненно, власть такого вождя была временной, только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких авантюрах признавались дезертирами и изменниками.
Ко времени Тацита (конец I в. н. э.) происходит значительная ломка социальной и политической организации германского племенного мира. Это наиболее заметно на ускоренном отграничении военного нобилитета от основной массы простых соплеменников. Античные источники говорят о знати (primores, proceres) херусков. Еще Цезарь указывал, что у убиев есть «первенствующие и сенат» (principes ac senatus). В начале III в. н. э. Дион Кассий сообщает, что не все вожди допускаются к совету племени. Общим местом является подчеркивание знатности происхождения наиболее видных германских вождей – Арминия, Маробода, Катуальда и т. д. Тацит четко резюмирует причины появления знатности «по-германски»: 1) неоднократные личные военные заслуги; 2) публичный перенос знатности отцов на их детей, что выражалось в предоставлении юношам достоинства «первенствующих». Вокруг военных нобилей концентрируются дружины (comitatus) со своей внутренней командной иерархией. Чем дружина более многочисленна, тем известнее и знатнее становится ее вождь в глазах соседей. Складывается обычай, что все «добровольно и поголовно» приносили вождям в мирное время скот или агропродукты. Очевидно, приносили, главным образом, те, которые были заняты сельским хозяйством и не являлись членами дружины. Перед нами, таким образом, – несомненно, одна из форм редистрибуции – протоналога на содержание вождя и дружины. Дружина ждет от вождя подарков, которые вождь реализует устройством пиров. Однако основу ресурсов вождя, как материальных, так и моральных составляли набеги на соседей и военная добыча, поэтому «многие знатные юноши», как указывает Тацит, в мирное время нанимались воинами в соседние племена, ибо занятие сельским хозяйством им претит. Описывая обычаи хаттов, Тацит о таких «юношах» замечает: «Нет у них ни дома, ни поля, ни какой другой заботы. К кому они придут, у того и кормятся, пренебрегая своим, расточая чужое…».
Социальная структура германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, рабов. Рабы у германцев напоминают, по Тациту, римских колонов с обязанностью оброка господину, в то же время имеющих свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергают побоям или заковывают в цепи, убивают чаще сгоряча, чем в наказание. И только рабский статус оставляет такое убийство безнаказанным.
Земля, по свидетельству Тацита, все еще находится в коллетивной собственности. Продолжают существовать земельные переделы, но уже не ежегодные. Способы распределения земель, как их описывает Тацит, несколько иные, чем в «Записках» Цезаря: по числу работников, и, далее, между собой по достоинству. При Цезаре все германцы возделывали землю; при Таците определенное число лиц это занятие презирало. Для живущих постоянно на одном месте германцев это создавало возможность перехода к переложной системе земледелия. У части германцев были рабы, которым предоставлялись земли. Вероятно, «по достоинству» следует понимать как предоставление большего количества земель домовладыкам из числа обладавших добычей дружинников, или даже мелких родовладык. У Тацита нет речи о том, кто производит раздел земли, роды не фигурируют в качестве субъектов землепользования. Сама фраза «между собой», возможно, подразумевает, что верховным землеустроителем стал местный тинг, влияние в котором сильных дружинников было велико, а не собрание всего племени, как во времена Цезаря.
Таким образом, при том что на уровне отдельных поселений в землепользовании все еще имели огромное значение родственные связи, в среде знати и дружинников, несомненно, происходила эволюция в сторону персонального пользования землей и медленного формирования частной собственности на землю, что также было связано с возникновением хуторского типа хозяйства германцев. Тацит определенно говорит о собственных хозяйствах так называемых рабов-колонов. На оформление собственнических отношений на землю указывает и упоминание в источниках о том, что при подавлении батавского восстания Цивилиса 69–70 гг. н. э. римский полководец дал приказ не разорять его «поля и виллы». Подобное развитие аграрных отношений, конечно, не было стабильным вследствие высокой степени миграций. Однако устойчивость однажды обретенной модели хозяйства возобновлялась в мирные периоды жизнедеятельности племени.
Накопление частных движимых имуществ у верхушки дружины и вождей – факт, многократно засвидетельствованный и нарративной традицией, и археологией. Тацит заметил: «Вожди особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер и ожерелий; мы научили их принимать также и деньги». Он же, при описании войны Арминия с Германиком (15–16 гг.), отметил факт: херуски от имени Арминия каждому римскому перебежчику обещали ежедневно платить по 100 сестерциев.
Новые собственнические отношения у германцев I в. н. э., таким образом, соседствует и с новыми, не свойственными им ранее, социальными элементами. Помимо прочего, это отразилось и в обычном праве германцев. Римляне, при их огромном интересе и пиетете к праву, не могли обойти своим вниманием юридические конструкции изучаемого ими противника. При Таците, как и при Цезаре, соблюдается обычай коллективного гостеприимства (факт поразительного архаизма для римских классиков). В наследственном праве Тацит отметил ограничение наследников только родственниками, что сдерживало полное оформление частной собственности: главными наследниками признавались дети наследодателя; в случае отсутствия детей наследство переходило братьям и дядьям. При остающемся принципе коллективной отвественности за нарушение субъектных прав сородича, кровная месть уходит на задний план, и, наоборот, на практике применяется принцип выкупа вины в пользу большой патриархальной семьи.
Изменения в эволюции политической организации выглядят еще более рельефно. Главным властным (законодательным) органом остается народное собрание мужчин-воинов – знаменитый германский тинг. При нем существует совет старейшин, который готовил (редактировал) решения собрания. Заседания тинга ведут жрецы, имеющие право наказывать нарушающих порядок. В отличие от времени Цезаря, у племени в мирное время имеется постоянная «исполнительная» власть. У Тацита унифицированная для всех германцев картина заседаний тинга выглядит так: первым выступает rex («правитель») или кто-либо из старейшин, сообразно с возрастом, знатностью, военной славой, красноречием. Никто из них не имеет права приказывать, но только убеждать. Решение остается за основной массой членов тинга, которые голосуют потрясанием оружия. Тинг обсуждает не только вопросы войны и мира, но и вершит суд по публичным и частным делам. По мелким правонарушениям назначается штраф, часть которого передается правителю или племени. Последнее явно представляет собой раннюю форму судебных издержек. На тинге совершеннолетний юноша получает щит и фрамею: отныне он не только член семьи, но и часть высшего властного органа власти, т. е. самого тинга.
poisk-ru.ru
Материальная культура германцев по Тациту
Хозяйственная деятельность.
В своём повествовании о германцах Корнелий Тацит дал небольшое описание
германской земли и климатических условий Германии: «Хотя страна кое-где и
различается с виду, все же в целом она ужасает и отвращает своими лесами и
топями; наиболее влажная она с той стороны, где смотрит на Галлию, и наиболее
открыта для ветров там, где обращена к Норику и Паннонии; в общем, достаточно
плодородная, она непригодна для плодовых деревьев».Из этих слов
можно сделать вывод о том, что большая часть территории Германии в начале нашей
эры была покрыта густыми лесами и изобиловала болотами, однако, в то же время
достаточное место занимали земли для ведения сельского хозяйства. Важным
является также и замечание о непригодности земли для плодовых деревьев. Далее
Тацит прямо говорил, что германцы «не сажают плодовых деревьев». Это отражено,
например, в делении германцами года на три части, что также освещено в
«Германии» Тацита: «И по этой причине они делят год менее дробно, чем мы: ими
различаются зима, и весна, и лето, и они имеют свои наименования, а вот
название осени и её плоды им неведомы».
Наименование осени у германцев действительно появилось позднее, с
развитием садоводства и виноградарства, так как под осенними плодами Тацит
подразумевал плоды фруктовых деревьев и виноград.
Хрестоматийно известно высказывание Тацита о германцах: «Они ежегодно
сменяют пашню, у них всегда остается
излишек полей».Большинство учёных сходятся во мнении, что это
свидетельствует об обычае передела земельных участков внутри общины. Однако в
этих словах некоторые учёные, в
частности Допш, усматривали свидетельство
существования у германцев переложной системы землепользования, при которой
пашню приходилось систематически забрасывать для того, чтобы почва, истощённая
экстенсивной обработкой, могла восстановить свое плодородие.
Возможно, слова «et superest ager» означали
и другое: автор имел в виду обширность незанятых под поселение и необработанных
пространств в Германии. Доказательством этому может служить легко заметное
отношение Корнелия Тацита к германцам как к людям, относившимся к земледелию с
долей равнодушия: «И они не прилагают усилий, чтобы умножить трудом плодородие
почвы и возместить, таким образом, недостаток в земле, <…>, не
огораживают лугов, не поливают огороды». А подчас Тацит прямо обвинял германцев
в презрении к труду: «И гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый
год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по
их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено кровью, –
леность и малодушие». К тому же, судя по
всему, взрослые и способные носить оружие мужчины вообще не работали на земле:
«самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают
заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее
слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии».Однако,
повествуя о жизненном укладе эстиев, Тацит отметил, что «Хлеба и другие плоды
земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им
нерадивостью».
В германском обществе того времени развивалось рабство, хотя оно ещё не
играло большой роли в хозяйстве, и большинство работ лежало на плечах членов
семьи господина: «Рабов они используют, впрочем, не так, как мы: они не держат
их при себе и не распределяют между ними обязанностей: каждый из них
самостоятельно распоряжается на своем участке и у себя в семье. Господин
облагает его, как если б он был колоном, установленной мерой зерна, или овец и
свиней, или одежды, и только в этом состоят отправляемые рабом повинности.
Остальные работы в хозяйстве господина выполняются его женой и детьми».
По поводу выращиваемых германцами культур Тацит однозначен: «От земли они
ждут только урожая хлебов».Однако сейчас есть свидетельства, о
том, что помимо ячменя, пшеницы, овса и ржи, германцы сеяли также чечевицу,
горох, бобы, лук-порей, лён, коноплю и красильную вайду, или синильник.
Огромное место в системе хозяйства германцев занимало скотоводство. По
свидетельству Тацита о Германии, «мелкого скота в ней великое множество» и
«германцы радуются обилию своих стад, и они – единственное и самое любимое их
достояние». Однако он отметил то, что «по большей части он малорослый, да и
быки лишены обычно венчающего их головы горделивого украшения».
Свидетельством того, что скот действительно играл немаловажную роль в
хозяйстве германцев того времени может служить тот факт, что при незначительном
нарушении каких-либо норм обычного права штраф выплачивался именно скотом: «при
более легких проступках наказание соразмерно их важности: с изобличенных
взыскивается определенное количество лошадей и овец». Также скот играл важную
роль при свадебном обряде: жених должен был преподнести невесте в подарок быков
и лошадь.
Лошадей германцы использовали не только в хозяйстве, но и в военных целях –
Тацит с восхищением рассказывал о мощи
конницы тенктеров: «Наделенные всеми подобающими доблестным воинам качествами,
тенктеры к тому же искусные и лихие наездники, и конница тенктеров не уступает
в славе пехоте хаттов». Однако описывая фенов, Тацит с брезгливостью отмечает
общий низкий уровень их развития, в частности указывая и на отсутствие у них
лошадей.
Что же касаемо наличия у германцев присваивающих отраслей хозяйства, то
Тацит в своём труде упоминал и о том, что «когда они не ведут войн, то много
охотятся».Однако подробностей относительно этого далее не
следует. О рыболовстве же Тацит не
упоминает вовсе, хотя часто акцентировал внимание на том, что многие германцы
жили по берегам рек.
Особо Тацит выделял племя эстиев, повествуя о том, что «они обшаривают и
море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который
сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они,
будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время
лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к
роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном
виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению,
получают за него цену». Однако в данном случае Тацит ошибался: ещё
в эпоху каменного века, задолго до установления сношений с римлянами, эстии
собирали янтарь и выделывали из него всевозможные украшения.
Таким образом, хозяйственная деятельность германцев представляла собой
соединение земледелия, возможно переложного, с осёдлым скотоводством. Однако
земледельческая деятельность не играла такой большой роли и не была такой
престижной, как скотоводческая. Земледелие в основном было уделом женщин, детей
и стариков, тогда как сильные мужчины занимались скотом, которому отводилась значительная
роль не только в системе хозяйства, но и в регуляции межличностных отношений в
германском обществе. Особо хочется отметить то, что германцами в их хозяйстве широко применялись лошади.
Небольшую роль в хозяйственной деятельности
играли рабы, положение которых трудно охарактеризовать как тяжёлое.
Иногда на хозяйство непосредственно влияли природные условия, как, например, у
германского племени эстиев.
Оружие.
Через весь труд Тацита проходит мысль о воинственности германцев. Поэтому
вполне логичным является необходимость описания их оружия.
Тацит обратил наше внимание на то, что «<…> железо, судя по
изготовляемому ими оружию, у них не в избытке».Из этих слов мы
можем сделать вывод, что основным материалом для изготовления оружия у германцев,
скорее всего, служило дерево.
Оружие их не отличалось разнообразием: «Редко кто пользуется мечами и
пиками большого размера; они имеют при себе копья, или, как сами называют их на
своем языке, фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, однако настолько
острыми и удобными в бою, что тем же оружием, в зависимости от обстоятельств,
они сражаются как издали, так и в рукопашной схватке. И всадник также
довольствуется щитом и фрамеей, тогда как пешие, кроме того, мечут дротики,
которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко».Отсюда
мы можем заключить, что основным оружием для германцев была фрамея, выполнявшая
функции как атакующего, так и оборонительного оружия. К тому же фрамея входила в снаряжение и пеших
воинов, и всадников. Кроме того, у пеших воинов на вооружении были ещё и
дротики. В качестве основного оборонительного оружия выступал щит.
Что же касается внешнего вида воинов, то «пешие <…> совсем нагие или
прикрытые только легким плащом. У них не заметно ни малейшего
стремления щегольнуть убранством, и только щиты они расписывают яркими
красками. Лишь у немногих панцири, только у одного-другого металлический или
кожаный шлем».Исходя из этого, очевидно, что германцы не уделяли
большого внимания украшению воинов и даже тщательной их защите.
Однако оружие у германцев имело ещё и особое, сакральное, значение. Оно
играло важную роль в общественной жизни и проходило с германским мужчиной через
всю его жизнь. Например, при голосовании на советах племён поднятые вверх копья
выступали как знак одобрения: «Если их предложения не встречают
сочувствия, участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся, –
раскачивают поднятые вверх фрамеи: ведь воздать похвалу оружием, на их взгляд,
– самый почетный вид одобрения». И вообще «Любые дела – и частные, и
общественные – они рассматривают не иначе как вооруженные».
Оружие играло определяющую роль в обряде посвящения юноши в мужчину. Только
после проведения этого ритуала, молодой человек мог носить щит и фрамею. Тацит
сравнил этот обряд с обычаем римлян облачать юношей в мужскую тогу при
посвящении в мужи: «Но никто не осмеливается, наперекор обычаю, носить оружие,
пока не будет признан общиною созревшим для этого. Тогда тут же в народном
собрании кто-нибудь из старейшин, или отец, или родичи вручают юноше щит и
фрамею: это – их тога, это первая доступная юности почесть».
Врытые в землю копья использовались германцами в спортивных играх и
упражнениях: «Обнаженные юноши, для которых это не более как забава, носятся и
прыгают среди врытых в землю мечей и смертоносных фрамеей».
Оружие также сопровождало германского мужчину в последний путь: «В пламя
костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предается огню
только его оружие, иногда также и его конь».
В некоторых германских племенах были небольшие особенности обращения с
оружием. Например, у свионов «оружие в отличие от прочих германцев не
дозволяется у них иметь каждому: оно всегда на запоре и охраняется стражем». К
тому же у свионов был хороший флот, что было обусловлено близостью их
проживания к Северному и Балтийскому морям: «Помимо воинов и оружия, они сильны
также флотом. Их суда примечательны тем, что могут подходить к месту причала
любою из своих оконечностей, так как и та и другая имеют у них форму носа.
Парусами свионы не пользуются и весел вдоль бортов не закрепляют в ряд одно за
другим; они у них, как принято на некоторых реках, съемные, и они гребут ими по
мере надобности то в ту, то в другую сторону».
У готонов, ригиев и лемовиев были отличающие их от других германцев
«круглые щиты, короткие мечи».Описывая племя эстиев, Тацит
указывал на то, что «меч у них – редкость; употребляют же они чаще всего
дреколье».Фенны, которых Тацит в своём повествовании выделял как
поразительных дикарей, отличавшихся совершенной дикостью и в отношении оружия:
«все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в
железе, насаживают костяной наконечник».
Итак, из всего вышесказанного можно заключить, что у германцев было как
атакующее (фрамеи, дротики), так и оборонительное (щиты) оружие. Защита воинов
специальными средствами была слабо характерна для германцев того времени.
Основным материалом для изготовления оружия в связи с недостатком железа было
дерево и кость. Оружие играло также важную роль в общественной жизни: оно было
необходимо при голосовании на советах, посвящении юношей в мужи, погребении, а
также спортивных играх. Отдельные германские племена имели некоторые
особенности в вооружении и обращении с ним, как, например, свионы, эстии,
фенны.
Поселения и жилище.
В своём очерке о германцах Тацит постоянно сравнивает их быт и обычаи с
римскими. Не стало исключением и описание поселений германцев: «Хорошо
известно, что народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их
жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и
сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они
размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому
строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы
обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения
строиться».Можно сделать вывод, что германцы не создавали даже
поселений городского типа, не говоря уже о городах в римском или современном
понимании этого слова. Судя по всему, германские поселения того периода
представляли собой деревни хуторного типа, для которых как раз характерно
достаточно большое расстояние между строениями и участок земли рядом с домом.
О качестве постройки самих жилых домов Тацит был весьма невысокого мнения.
Он отмечает, что основным материалом для этого служило дерево: «Строят же они,
не употребляя ни камня, ни черепицы; всё, что им нужно, они сооружают из
дерева, почти не отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том,
чтобы на него приятно было смотреть».Надо заметить, что каменные
дома действительно появились у германцев значительно позже. Причём, судя по
имевшимся в германских языках строительным терминам, умением их возводить
германцы обязаны римлянам.
Из этого же отрывка мы можем заключить, что и внешний вид зданий
оставлял желать лучшего. Однако Тацит тут же отметил: «Впрочем, кое-какие места
на нём они с большой тщательностью обмазывают землёй, такой чистой и
блестящей, что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами».Вероятнее всего, Тацит под чистой и блестящей землёй, которой германцы
обмазывали свои дома, подразумевал глину
разных оттенков. Это подтверждают, например, данные археологических
исследований, в ходе которых удалось выяснить, что германцы для жилья строили
мазанки на основе из кольев и веток.
О наличии у германцев каких-либо хозяйственных построек, кроме как
подземных ям, Тацит не упоминает. «У них принято также устраивать подземные
ямы, поверх которых они наваливают много навоза и которые служат им убежищем на
зиму и для хранения съестных припасов, ибо погреба этого рода смягчают
суровость стужи, и, кроме того, если вторгается враг, все неприбранное в тайник
подвергается разграблению, тогда как о припрятанном и укрытом под землёй он или
остаётся в неведении или не добирается до него, хотя бы уже потому, что его
нужно разыскивать».Как можно заключить из этих слов, такие
погреба, устраиваемые германцами, по-видимому, неподалёку от своих жилищ, не
были заметны. Они несли не только функцию хранения продуктов питания, но и
функцию защиты людей от зимних холодов, а также от грабительских набегов
неприятелей.
Таким образом, можно заключить, что германцы в I веке нашей
эры жили в сельских поселениях хуторного типа, с постройками, расположенными на
значительном расстоянии друг от друга. Сами строения строились исключительно из
дерева, стены их обмазывались глиной разных оттенков. В качестве погребов для
хозяйственных целей германцы использовали специально вырытые ямы, которые также
несли функцию защиты от зимних холодов и служили убежищем во время набегов
врагов.
Одежда.
Одну из глав «Германии» Тацит посвятил одежде германцев. Но, к сожалению,
многие данные, предоставленные нам великим писателем и историком, зачастую не
соответствуют действительности и не подтверждаются археологическими данными.
Он отмечал, что в основной массе их одежда одинакова и примитивна: «Верхняя
одежда у всех – короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если её нет, то шипом.
Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня».Надо сказать, что археологические находки это подтверждают. Действительно
универсальной повседневной одеждой германцев был короткий плащ. Он представлял
собой прямоугольный кусок шерстяной ткани типа пледа, который можно было
обернуть вокруг тела в плохую погоду, использовать как одеяло в холодную ночь
или накинуть на одно или оба плеча. Обычно его закрепляли на правом плече с
помощью металлической фибулы или деревянной шпилькой, которые Тацит именует
пряжкой и шипом. Под плащ надевали льняную нижнюю одежду.
Однако особо Тацит выделял одеяние богатых германцев: «Наиболее богатые
отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не
развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело». Вероятно, под узкой и плотно облегающей одеждой Тацит подразумевал штаны, которые как раз появляются в Европе,
по данным археологии, в конце I века нашей
эры. Возможно, их появление у германцев было связано с их
контактами с кочевниками, которые большую часть времени проводили в седле. Но не вполне верно, что ношение штанов было
привилегией богачей. Это была будничная одежда абсолютного большинства
населения.
Судя по рассказу Тацита, германский гардероб включал не только шерстяные и
льняные одежды, но и кожаные: «Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают
у берегов реки, – какие придется, те, что вдалеке от них, – с
выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают
зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных,
порождаемых внешним Океаном или неведомым морем».Хотя Тацит и
подчёркивает, что германцы использовали меха морских животных, пока в захоронениях
одежда из таких мехов не обнаружена.
Тацит создаёт впечатление, что германские женщины носили ту же одежду, что
и мужчины лишь с небольшими дополнениями в виде накидок: «Одежда у женщин не
иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки,
которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются
рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле
них».Это не совсем так. Нет никаких данных, что женщины носили
штаны. Если в захоронении и обнаруживают тело, с надетыми на него штанами, то
это всегда тело мужчины. Одежда на телах женщин, как правило, резко отличается
от мужской. Чаще всего женщины одеты в шерстяные юбки и льняные платья
различной длины. Особо упоминает Тацит об обнажённых руках у
германских женщин в связи с тем, что платье римских женщин было снабжено
рукавами.
Таким образом, повседневной одеждой германцев был короткий плащ,
застёгнутый пряжкой. Ко всему прочему будничной одеждой германцев можно считать
льняные штаны. Женщины в основном носили шерстяные юбки и льняные платья. Материалами для изготовления одежды служили
лён, шерсть, а также кожа.
Пища.
Если верить «Германии» Тацита, то пища германцев I века нашей эры не отличалась особым разнообразием и
изысканностью: «Пища у них простая: дикорастущие плоды, свежая дичина,
свернувшееся молоко, и насыщаются они ею безо всяких затей и приправ».Однако
данные археологических исследований говорят о том, что на самом деле картина
была гораздо более сложной. Учёные исследовали желудки людей, чьи тела были
обнаружены в торфяных болотах. Судя по всему, главную роль в питании германцев
играло зерно, особенно ячмень и пшеница, а также разные другие злаки. Помимо
культурных зерновых собирали и ели дикорастущие злаки. Кости животных из
поселений показывают, что мясо также было частью питания германцев, хотя,
возможно, и не самой важной. Присутствие железных вертелов в некоторых
поселениях заставляет предполагать, что мясо запекали или жарили. Дичь
обеспечивала разнообразие питания. Удивительно, что Тацит, упоминая о том, что
многие германские племена проживают по берегам рек, упускает такой момент их
жизни, как рыболовство, хотя в северных областях Германии оно играло ведущую
роль. Среди диких плодов Германии отмечаются яблоки, сливы, груши и, возможно,
вишня. Ягоды и орехи встречались в изобилии. Однако овощей германцам явно не
хватало. Они выращивали горох и бобы, однако большинство наших современных
овощей развились из своих диких предков в результате целых веков кропотливой
работы. Древние германцы ценили различные травы. Изо льна и рыжика получали
растительное масло. Как и другие народы древней Европы, германцы высоко ценили
соль, особенно за то, что она помогала сохранять мясо.
Утренний приём германцами пищи также нашёл отражение в
труде Тацита: «Встав ото сна, который у них обычно затягивается до позднего
утра, они умываются, чаще всего теплой водою, как те, у кого большую часть года
занимает зима. Умывшись, они принимают пищу; у каждого свое отдельное место и
свой собственный стол».Здесь он снова сравнивает обычаи варваров
с римскими: германцы умывались сразу после сна, тогда как римляне проделывали
эту процедуру только после обеда; также в Риме не было обычая каждому иметь
свой стол, в отличие от германцев.
Рассказывая о питье германцев, Тацит отмечает
необычный для римлян напиток: «Их напиток – ячменный или пшеничный отвар,
превращенный посредством брожения в некое подобие вина».С
уверенностью можно сказать, что это было ячменное пиво. Археологические данные говорят
о том, что при изготовлении пива его приправляли ароматными травами. Также есть
данные о том, что популярно в германской среде было употребление напитков,
сброженных на диких ягодах нескольких видов. Германские племена,
жившие на границе с римлянами, приобретали у них вино, о чём также
свидетельствует Тацит: «Живущие близ реки покупают и вино».
Отметив сдержанность германцев в пище, Тацит, однако, указывает на слабость
их к пьянству: «Что касается утоления жажды, то в этом они не отличаются такой
же умеренностью Потворствуя их страсти к бражничанью
и доставляя им столько хмельного, сколько они пожелают, сломить их пороками
было бы не трудней, чем оружием». К тому же Тацит говорит прямо об их любви к
пьянству: «Беспробудно пить день и ночь ни для кого не постыдно».
Итак, можно заключить, что в описании пищи германцев
Тацит был весьма далёк от истины, так как археологические данные
свидетельствуют о разнообразии германского пищевого рациона. Они употребляли в
пищу мясо, рыбу, среди диких плодов нужно упомянуть яблоки, сливы, груши, ягоды
и орехи, выращивали горох и бобы. Основным напитком германцев было неведомое
римлянам пиво, а также покупаемое у них вино.
biofile.ru
Тацит о германцах
Интересные факты из истории Германии. Тацит посвятил теме происхождения германцев специальное сочинение «О происхождении и местожительстве германцев» (98 г.). Он первым смог точно очертить современное ему территориальное пространство Германии: к северу — от Рейна и Дуная до берегов Балтийского и Северного морей, на восток — от устья Рейна до Карлат. Тацитом сделал однозначный вывод: «Германцы являются коренными жителями, совсем не смешанными с другими народами». Он объясняет антропологическую чистоту германцев отсутствием смешанных браков с соседними народами. В отличие от Страбона, Тацит утверждает, что этноним «германцы», возникший совсем недавно, кельтского, а не римского происхождения. Согласно Тациту, галлы назвали так пришельцев из-за Рейна, племя тунгров. Из страха перед завоевателями галлы стали впредь именовать германцами все зарейнское население, которое приняло это имя.
Античные авторы отмечали общие для всех германцев этнические черты: свирепые нравы, свободолюбие, светлые волосы и голубые глаза, постоянные войны с соседями, перемежающиеся союзами с изъявлением покорности более сильным, легкость в смене места жительства. Германцы стали рассматриваться в качестве такого же целого, как и римляне, греки, кельты.
Однако, речь идет скорее о политическом единстве, чем об этническом, поскольку Плиний, Цезарь, Тацит перечисляют наименования десятков отдельных племен, фиксируя отличия их учреждений и обычаев друг от друга.
Наиболее подробный перечень критериев различий приводит Тацит:
общий внешний вид,
чреждения и обычаи,
нравы,
язык,
религия,
только им присущее оружие.
Тацит по этим критериям судит, германское данное племя или нет. Самыми истинными германцами являются свевы, а среди них — семноны. Всё это позволяет утверждать, что термин «германцы» отражает не единую этническую реальность, а восходящую к римлянам ученую и политическую конструкцию.
В I в. н. э., особенно после войн в приэльбском пространстве, не давших желаемых результатов римлянам, быть германцем становится почетно: например, нервии и треверы на галльском левобережье Рейна кичились своим германским происхождением перед соседями.
Как удалось идентифицировать прагерманцев с помощью языковых отличий...