Деревянные духовые инструменты: кое-что из истории, Музыкальный класс. Древние духовые инструменты
Духовые инструменты: список, названия
Практически во всех оркестрах присутствуют духовые музыкальные инструменты. Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.
Духовые инструменты
Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук – низкий.
Существует два способа для изменения высоты звука, издаваемого инструментом данного типа:
регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.
Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название – духовые инструменты. Список их будет дан ниже.
Разновидности духовых инструментов
Существует два основных вида – медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность – клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.
Какие инструменты относятся к духовым
Перечислим духовые инструменты. Список их таков:
труба;
кларнет;
тромбон;
баян;
флейта;
саксофон;
орган;
зурна;
гобой;
фисгармония;
балабан;
аккордеон;
валторна;
фагот;
туба;
волынка;
шэн;
дудук;
губная гармошка;
македонская гайда;
сякухати;
окарина;
серпент;
рожок;
геликон;
диджериду;
курай;
трембита.
Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.
Медные духовые
Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только натуральный звукоряд. В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.
Медно-духовые инструменты (список):
труба;
тромбон;
валторна;
туба;
серпент;
геликон.
Деревянные духовые
Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука – внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:
кларнет;
зурна;
гобой;
балабан;
флейта;
фагот.
Язычковые музыкальные инструменты
Существует ещё одна разновидность духовых – язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.
Список инструментов данного типа:
губная гармоника;
варган;
кларнет;
баян;
бау;
фагот;
саксофон;
калимба;
гармонь;
гобой;
хулусы.
К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная гармоника, гармонь. В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок – бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.
Где используются духовые инструменты
Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.
Флейта
Это деревянный духовой инструмент. Список относящихся к этому виду труб был дан выше.
Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.
Сиринга – одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.
Блокфлейта – деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.
Флейта-пикколо – разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной поперечной флейты. Её диапазон – от «ре» второй до «до» пятой.
Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.
Тромбон
Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису – трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).
Хулусы
Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название – биландао. Всего трубок у него три или четыре – одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко – в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.
fb.ru
кое-что из истории, Музыкальный класс
Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки.
Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.
Люди поняли, что по мере увеличения ствола меняется высота звука, и это понимание послужило толчком к усовершенствованию инструментов. Постепенно они менялись, пока не преобразовались в современные деревянные духовые инструменты.
По сей день, музыканты любовно называют эти инструменты «деревом» или «деревяшками», хотя этим названием уже давно перестал отражаться материал, из которого их изготавливают. Сегодня это не трубочки природного происхождения, а металл для флейт и саксофонов, эбонит для кларнетов, пластмасса для блокфлейт.
Тем не менее, дерево остается неизменным материалом аутентичных деревянных духовых инструментов, которые очень популярны и звучат на многих сценических площадках мира. К таким относятся, например, дудук, зурна, жалейка, поперечные флейты народов мира и другие инструменты. Голоса этих инструментов пробуждают в душах людей зов предков.
Все эти инструменты объединяет общая система отверстий – дырочек, которые созданы для того, чтобы можно было увеличить или уменьшить длину ствола инструмента.
Деревянные духовые инструменты, тем не менее, имеют некое родство с медными духовыми инструментами. Это родство заключается в том, что для извлечения звука необходим воздух, который выпускается лёгкими. Других общих признаков у этих двух групп инструментов нет. Деревянные и медные инструменты могут объединяться в духовой оркестр.
Забавно! Один дирижёр, сам, будучи скрипачом, очень любил духовые инструменты. Звуки струнных инструментов казались ему очень прозрачными и невесомыми. Звуки «меди» он называл «мясом», а звуки «дерева» для него были как хорошая приправа к основному блюду. Слушая духовые инструменты, он лучше чувствовал музыку, ощущал её.
Лабиальные и тростевые деревянные духовые инструменты
По способу извлечения звука, деревянные духовые бывают лабиальными , к которым относится флейта и язычковые или тростевые , к которым относятся кларнет, саксофон, фагот и гобой .
В первом случае музыканту не приходится тратиться на трости и мундштуки, а во втором, наоборот, приходится беспокоиться о периодической их смене. Тем не менее, эти траты оправданы красотой звучания и тембром инструментов.
Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно. Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются. Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.
Деревянные духовые инструменты – это инструменты больших возможностей и огромного потенциала. За всю историю человечества они неоднократно доказывали это. Давайте оценим их и мы!
tbf.su
особенности, виды, история возникновения :: SYL.ru
Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.
Что это?
Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.
Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.
История возникновения
Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.
Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях. Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты. Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.
Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога. Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта. А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.
Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.
Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.
Как научится играть?
Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.
Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.
Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.
Духовой оркестр: инструменты и особенности
Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).
Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.
Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.
Основные виды медных инструментов
Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.
Существует несколько видов медных инструментов:
Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку – кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента – тромбон.
Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.
Польза духовых инструментов
Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека. Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства. Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.
www.syl.ru
Духовые инструменты. | Popurri.kz
Другое большое семейство инструментов — аэрофоны — относится к духовым моделям.
Их история, как в случае с ударными инструментами, также очень древняя. В древности люди изготавливали своего рода свистульки из кости, которые издавали единичный звук. Аэрофоны звучат благодаря вибрации воздушного столба, проходящего внутри корпуса инструмента. Аэрофоны бывают различной природы: так, флейта, может иметь скошенный мундштук (малая, или нежная, флейта)
или боковой мундштук (поперечная флейта),
а кларнет и гобой стоят во главе двух больших ветвей язычковых аэрофонов.
Среди металлических аэрофонов — валторна, труба, тромбон, туба.
Существует подгруппа аэрофонов, снабженных воздушным резервуаром, — волынки,
в то время как инструменты с органными трубами и клавиатурой образуют группу органов.
Традиционно семейство духовых инструментов разделяется на две большие группы в соответствии с материалом, из которого они сделаны: деревянные и медные духовые инструменты.
Деревянные духовые инструменты.
Различные деревянные духовые инструменты были известны уже в глубокой древности. Их происхождение, несомненно древнее, чем происхождение струнных инструментов, тем более что флейта, сделанная из кости наподобие свистка (от лат. flatulare, от flatus, что означает "дутье"), была известна еще до нашей эры.
Окарина — это древний духовой музыкальный инструмент, представляющий собой глиняную свистковую флейту. Он похож на небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев. Название инструмента происходит от итальянского слова «ocarina», что означает «гусенок», поскольку своей формой он очень напоминает птицу.
Свистковые флейты, называемые иногда свистульками, — это продольные флейты, в которых воздух направляется сквозь простой мундштук на острый край отверстия, прорезанного в трубке прямо под мундштуком. Их делают из глины, дерева, тростника или металла; наиболее известной в Европе их разновидностью является рекордер. Отверстия для пальцев или какие-либо иные средства получения разных по высоте звуков отличают свистковую флейту от простого свистка.
Свистковые флейты из Центральной и Южной Америки. Ожерелье (1) сделано из крохотных флейт, изготовленных из птичьих костей. Куэна (2) — это костяная свист-ковая флейта из Боливии. Глиняные свистковые флейты (3, 4 и 5) из Мексики, датируемые периодом от 300 до 1500 гг. н. э.
Уже в Месопотамии и Египте, откуда она распространилась на запад, мы встречаем флейты из дерева, иногда с отделкой из золота, с богатым орнаментом и украшениями. Привлекает внимание, что в древних цивилизациях знали два основных типа флейты: прямая (продольная) или с мундштуком, и боковая, или поперечная. Обе модели обычно насчитывали три отверстия аппликатуры (для пальцев). Принцип звукоизвлечения у флейты — проход столба воздуха через корпус инструмента и его удар в фаску (скошенный край0 или в отверстие мундштука — круглое или продолговатое (в случае поперечной флейты) — был усовершенствован в других инструментах группы деревянных духовых. Инструменты, основанные на этом принципе звукоизвлечения, — кларнеты и гобои. Кларнеты имеют корпус в виде цилиндрической трубы с одинарным язычком (тростью). Гобои — форму конической трубы с двойным язычком. Следует подчеркнуть, что в Египте в 2600 г. до н.э. существовал аэрофон с одинарным язычком, предшественник так называемого зуммараба (zummarab), считающегося примитивным кларнетом.Именно устройство этого инструмента было взято за основу при создании кларнета немцем Иоганном Кристофором Деннером (1655 — 1707) около 1703 г.
Деннер приспособил к малой, или нежной, флейте одинарный язычок (трость), что придало инструменту большую силу звучания.
Гобой представляет собой "законного наследника" греческого авлоса.
Авлос (1) — это пара свирелей из Древней Греции, каждая из которых снабжена двойной тростью. До нас дошло только несколько экземпляров. Исполнители на авлосе носили специальную ленту (обычно из кожи, под названием "форбея". — Прим, ред.) на подбородке (крайняя слева иллюстрация). Тибия (2) — это один инструмент из пары древнеримских свирелей с двойной тростью.
Название "гобой" применялось изначально к шалмею — духовому инструменту эпох Средневековья и Возрождения.
Образцы народных шалмеев. Их разнообразие можно видеть на примере двух шалмеев из Югославии (1 и 2). Каталонский типле (4) — это более сложный инструмент, снабженный клапанами. Бретонская бомбарда (5) и итальянский пиффаро (6) используются в качестве инструментов, аккомпанирующих волынке.
У нигерийской альгайты (1) — металлический мундштук и обтянутый кожей деревянный корпус. Исполнитель на ней раздувает щеки, чтобы создать резервуар воздуха. Турецкая зурна (2) — типичный представитель шалмеев Ближнего Востока. Декоративные кольца индийского шаная (3) расположены в местах соединения частей инструмента.
В XVI — XVII в.в. гобой отделился от шалмея. Во Франции появился тип гобоя конического сечения, колоколовидной формы и с двойным язычком, изобретение которого приписывают композитору и конструктору Жану Оттетеру (ок. 1605 — между 1690 — 1692).
Ранние гобои. Гобой с двумя клапанами (1) датируется XVII в. и весьма напоминает инструмент Оттетера, использованный в операх Люлли. Гобой с шестью клапанами приблизительно 1820 г. (2) отличается выпуклой верхней частью, типичной для ранних гобоев. Его луковицеобразный раструб более свойственен гобоям больших размеров. Гобой системы Триебера 50-х гг. XIX в. (3), названный по имени своего конструктора, обладает ровными элегантными очертаниями современного инструмента.
Современный облик гобой обрел в XIX — XX в.в. Основные разновидности гобоя — это гобой д'амур, гобой де каса (охотничий гобой), английский рожок и баритоновый гобой.
Ранние гобои больших размеров. Гобой д'амур (1) впервые был сконструирован в Германии примерно в 1720 г., у него луковицеобразный раструб и короткий медный "эс". Он часто встречается в произведениях И. С. Баха. Английский рожок в XVII и XVIII вв. имел изогнутую форму (2 и 3), в то время как в XIX в. — форму угла (4), а позднее —прямую (5). История возникновения баритонового гобоя (6) не выяснена до сих пор. У ранних экземпляров раструб был направлен вверх, но позднее инструменты становятся прямыми.
Современная репродукция (выполнена Мёком) гобоя де каса (охотничий гобой) начала XVIII в. Возможно, гобой де каса являлся предшественником английского рожка. Иногда он встречается в церковных произведениях И. С. Баха.
Современный облик гобоя.
Кроме гобоя, другим важнейшим инструментом семейства деревянных духовых является фагот.
Медные духовые инструменты.
Можно сказать, что прообразом медных духовых были инструменты, изготовленные из рогов животных. Эти древние духовые использовались при подаче сигналов на большие расстояния (их звук был гораздо громче флейт и различных деревянных инструментов), в зарождающейся военной музыке, а также при отправлении различных культов.
Примером может служить иудейский шофар, инструмент, изготовленный из рога барана, на котором играют в синагоге и о котором мы находим свидетельство уже в Книге Чисел (XXIX, I).
Тем не менее использование рогов животных при изготовлении различных духовых инструментов было более развитым в северных европейских странах, где вскоре рог рог животного был заменен на рог, изготовленный из металла. Примером может служить скандинавский лур (luur), который изначально вытачивали из бивней мамонта. В эпоху бронзы (1800 — 1000 до н.э.) многие народы уже плавили металл для изготовления больших труб, почти всегда предназначенных для военных целей, хотя поддерживалась и его изначальная функция — подача сигналов. Примером этого может служить кельтский карникс.
Кельтский Воин с карниксом.
Современная труба.
В Средние века появляются различные металлические аэрофоны, например олифант, прибывший в Европу через Византию и Сицилию, исакабуче (разновидность тромбона). Эти инструменты — прямые предшественники тромбона, семейство которого сформировалось в XVI в. и включает в себя тромбон — дискант, тромбон — альт, тромбон — тенор, тромбон — бас и тромбон — контрабас. Тромбон имеет длинную мезуру, широкий конический раструб, соединенный в узкой части с раздвижным механизмом (включает в себя две неподвижные трубки (штанги) и подвижную (кулису), и мундштук. В XVI в. тромбоны были введены в оркестр.
Современный тромбон.
В результате усовершенствования охотничьего рога появилась валторна (от нем. Woldhorn — лесной рог). Она имеет улиткообразный металлический корпус длиной свыше 3м с сильно расширяющимся раструбом.
Современная валторна.
Туба.
Комментарии и пинги к записи запрещены.
www.popurri.kz
Когда использовались музыкальные инструменты. Народная музыка
Духовые инструменты являются очень древними. С чего, вообще, начиналась музыка? Она появилась с первыми звуками, которые стал издавать человек, имитируя звучания природы.
Самыми ранними проявлениями музыки были мелодии, спетые голосом или звуки, созданные собственным телом, например, хлопки в ладони.
Первые инструменты, которые изготовил человек – это ударные. Их прообраз появился, когда первобытные люди для ритуальных танцев ударяли палкой об палку, создавая некое подобие ритма.
Духовые инструменты сделать немного сложнее, поэтому они были придуманы позже.
Наверное, кто-то любопытный, однажды заметил, как ветер задувает в полый стебелёк камыша и сам захотел издать звук. Человек срезал камышинку, и подул в неё, не зная насколько важный для музыки шаг он сделал. Позже пытливый ум обратил внимание, что трубочки разной длины звучат по-разному. И если в них сбоку проделать отверстия, то при их закрывании высота звука тоже меняется.
Дудочки стали делать из веточек, выдолбив середину. Также были инструменты из морских раковин, рогов животных и костей. Есть свидетельства, что в эпоху палеолита человек уже делал музыкальные инструменты. Из рогов животных появились прототипы современных медных инструментов.
Изначально духовые инструменты использовались как сигнальные – во время военных походов или охоты. Также они участвуют в обрядах, праздничных церемониях. Их можно услышать на народных гуляньях или среди степи, когда одинокий пастух развлекает себя игрой на свирели.
У духовых инструментов длинная история: их разнообразие увеличивается, совершенствуется и делается сложнее их конструкция и механика. Материалом также становится металл.
В зависимости от материала, исторически из которого делали инструменты, они делятся на медные и деревянные. По способу звукоизвлечения духовые разделяются на лабиальные (флейтовые), язычковые, мундштучные. Представителем лабиальных инструментов являются все флейты, среди которых продольные, поперечные, флейта Пана. Возбуждение звука происходит вследствие рассечения воздушной струи об отверстие в головке инструмента. У язычковых духовых звукообразование происходит благодаря вибрации одинарной или двойной трости. К ним относятся: гобой, фагот, кларнет, саксофон.
Флейтовые и язычковые относятся к группе деревянных инструментов, хотя материал для их изготовления не всегда является дерево. Саксофон изначально изготавливался металлическим, флейты вначале были деревянными, позже их тоже стали делать из металла, кларнеты иногда делают из эбонита.
Мундштучные инструменты звучат благодаря плотно сжатым губам, поток воздуха которые заставляет вибрировать. Они относятся к медной группе и для их изготовления используют разные материалы: медь, латунь, реже серебро. К ним относятся: тромбон, труба, валторна, саксгорн, корнет, туба и другие.
Сейчас духовые инструменты используются для сольного исполнения музыкальных произведений, в ансамблях различных составов и количества исполнителей, в различных оркестрах (например: духовой, симфонический, джазовый – биг-бэнд, и так далее) Репертуар огромен: от классических произведений И.С. Баха, В.А. Моцарта, Людвига ван Бетховена, до джаза, поп музыки, народной музыки разных стран.
В современном мире музыка пронизывает нашу жизнь. Мы слышим её по радио, фоном в кинофильмах, на праздниках и дискотеках. Под музыку можно танцевать или расслабляться. Звучание большой части музыкальных произведений было бы невозможно без флейт, саксофонов, труб, тромбонов и других духовых инструментов. Они добавляют красок и тембров симфоническому оркестру, создают настроение в народной музыке. Среди характеристик духовых есть и мягкость флейт и грозность медных. Совершенно невозможно представить музыку без духовых инструментов.
Видео о духовых инструментах (как их сделать своими руками!)
Old Russian Horn of birch bark (Русский рожок из бересты)
флейта пан своими руками
Пошаговое изготовление флейты Любви (индейский пимак)
Флейта из дерева своими руками. Индейская флейта Пимак. Деревянная флейта / Homemade wooden flute
How to make a wooden whistle \ Как сделать деревянный вистл, флейту
Deleted video
Посох или Флейта дождя своими руками
DIY whistle inspired by the Native American flute
Как сделать флейу из ПВХ трубы своими руками часть 1.flv
Как сделать флейту из ПВХ трубы своими руками часть 2
Как сделать блок-флейту
HAGAMOS UN QUENACHO de PVC baja presion En Re -SUEÑOS
Кувиклы или дудочка Пана (Часть1)
Обучение игре на этно флейте от Дайасары.1 урок ,1 часть.
Обучение игре на этно флейте от Дайасары.1 урок ,2 часть.
Обучение на этно флейте от Дайасары.2 урок часть 1.
Необычный музыкальный инструмент диджериду
Любители экзотики непременно оценят этот диковинный духовой инструмент. Диджериду – австралиец по происхождению. Он представляет собой широкую трубку от одного до трех метров длиной, изготавливаемую из австралийского эвкалипта. Что же в нем необычного?
Возьмем, к примеру, заготовку для будущего инструмента – ее мастерит сама природа: производителями диджериду выступают термиты, которые выедают мягкие внутренности ствола, оставляя полую трубку. Австралийские аборигены чистят эти трубки и прикрепляют к ним мундштук.
Благодаря такому уникальному способу изготовления, звук диджериду неповторим. Глубокий, вибрирующий рокот, он звучит только на одной ноте, но имеет спектр тембров.
Интересен и сам способ игры на диджериду: звук рождается благодаря голосу и вибрации губ, а в полости инструмента он усиливается многократно. Исполнитель, работая голосом, языком, губами и щеками, «фыркает», «гудит», «мычит» и другими способами пытается произвести звуками ритмическую мелодию.
Научившись дышать особым образом, можно издавать долгий непрерывный звук. Считается, что игра на диджериду является целебной: излечивает от апноэ, тренирует дыхательные пути.
Исполнитель Мельник Елена Владимировна (jinhey)
Поделиться ссылкой:
Похожее
kolobuga.ru
Музыкальный деревянный духовой инструмент. Духовые деревянные инструменты симфонического оркестра
Оркестр – это большой состав музыкантов, состоящий из групп. В этих группах музыканты играют в унисон. Существуют различные по составу, музыкальному направлению оркестры. Он может быть: симфоническим, духовым, струнным, эстрадным, джазовым, военным, школьным, народных инструментов. Инструменты симфонического оркестра объединяются в группы: струнные, духовые, ударные. В свою очередь, духовые инструменты бывают медными и деревянными - в зависимости от того, из какого материала они изготовлены.
О деревянных духовых инструментах в общем
Духовые деревянные инструменты симфонического оркестра – это фагот, гобой, флейта, кларнет и, конечно же, их разновидности. К духовым деревянным относятся саксофон и волынка со своими вариантами, но они крайне редко используется в данном оркестре.
В основном любой из этих инструментов исполняет свою партию. Общепринято, что партии деревянных духовых инструментов должны размещаться на верхних строчках партитур. Общий тембр деревянных духовых инструментов очень ярок, компактен, но и мощный. Это звучание больше других похоже на голос человека.
Само название деревянных духовых инструментов произошло в результате того, что изначально все они делались из дерева. Со временем в их изготовлении стал использоваться и другой материал, но название деревянных сохранилось. Укорочение звучащего столба воздуха через открывание отверстий – вот принцип звукоизвлечения этих инструментов. Отверстия расположены на корпусе.
Деревянные духовые инструменты по методу направления струи воздуха, в свою очередь, бывают двух видов: лабиальные — флейта и дудук - и язычковые (с одинарной тростью — саксофон, кларнет - и с двойной тростью — дудук, зурна, гобой, фагот, шалмей).
А теперь более подробно.
Флейта
Флейта – лабиальный деревянный духовой инструмент. Она появилась очень давно, когда люди на срезанном тростнике с закрытым концом делали отверстия и извлекали из него звуки. В средние века были распространены два рода флейт: прямая — ее держали прямо, как кларнет, и поперечная, которую держали под углом. Со временем, уже на пороге 19 века, поперечная флейта стала более востребованной и затмила своей практичностью прямую.
В группе деревянных духовых инструментов именно флейта имеет самое высокое звучание. Это наиболее подвижный из всех в техническом плане инструмент. Трудно исполнять медленные мелодии и выдержанные ноты, так как большое количество воздуха используется при игре на ней (воздух об острый край отверстия разбивается и частично пропадает). Так образуется характерное для флейты звучание. Диапазон поперечной флейты - с первой по четвертую октавы.
Основные разновидности флейты
Блокфлейта – продольная флейта семейства свистковых. В головной части используется вставка. Отличительна черта – 7+1 пальцевых отверстий. Тембр – мягкий.
Флейта-пикколо – поперечная флейта. В два раза короче обыкновенной. Имеет самое высокое звучание. Тембр – весьма яркий, а при Music dynamic forte.svg – очень пронзительный.
Свирель – русский деревянный духовой инструмент, продольная флейта. Может иметь два ствола разной длины, настроенных между собой в чистую кварту.
Сиринга – продольная флейта. Бывает одноствольной и многоствольной. В древние времена на ней играли пастухи.
Панфлейта – многоствольная флейта. Это связка из нескольких трубок различной длины.
Ди – старинный китайский деревянный духовой инструмент. Он поперечный и наделен шестью отверстиями.
Кена – продольная флейта из тростника. Используется в музыке Латинской Америки.
Ирландская флейта широко применяется в исполнении ирландских народных мотивов. Это поперечная флейта.
Все эти разновидности флейт — деревянно-духовые инструменты. Список можно также пополнить такими представителями семейства, как пыжатка, вистл и окарина.
Гобой
Следующий инструмент из раздела деревянных духовых – это гобой. Известно, что гобой не теряет своей настройки и поэтому весь оркестр настраивается под тот настрой, который подает именно этот инструмент.
Гобой – тоже деревянный духовой инструмент, с двойной тростью. Как и флейта, это старинный представитель семейства свирелей. Его предками были бомбарда, волынка, дудук, зурна. Гобой, благодаря своей певучести и мягкому тембру (хотя в верхнем регистре он резкий), является излюбленным инструментом как профессиональных композиторов и музыкантов, так и любителей. В техническом плане он тоже подвижен, но уступает в этом вопросе флейте. Внешне это трубка в виде кона, верхний конец которого – двойная трость, а нижний конец – раструб в виде воронки.
Основные разновидности гобоя
Современный гобой: мюзетт, гобой с коническим раструбом, баритоновый рожок, английский рожок.
Барочный гобой: барочный гобой д'амур, гобой да качча или охотничий гобой.
Кларнет
Кларнет – самый распространенный язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент. Имеет одинарную трость и широкий диапазон звучания. На вид это деревянная трубка в виде цилиндра, на одном конце которого одинарная трость, а другой конец — венчикообразный раструб.
Тембр инструмента мягкий и несколько драматичный. Никакие другие духовые деревянные инструменты симфонического оркестра не обладают такой возможностью изменять силу звука, как кларнет. Благодаря этому качеству, кларнет считается одним из наиболее выразительных инструментов оркестра. Область применения кларнета в музыке широка и разнообразна. Помимо симфонического, духового и военного оркестра, его активно используют в джазовой, эстрадной и даже народной музыке.
Основные разновидности кларнета
Большой или сопрановый кларнет – основная разновидность, инструмент альтовых и сопрановых регистров.
Малый кларнет – применяется редко, имеет крикливый тембр.
Бас-кларнет – его звучание на октаву ниже большого кларнета. Этот деревянный духовой инструмент, звучащий в низком регистре, чаще используется в оркестре для усиления басовых голосов. Обладает драматической мощностью. Бас-кларнет широко используется в джазе.
Бассетгорн – для расширения вниз диапазона обычного кларнета. Имеет спокойный и торжественный тембр.
Фагот
Фагот – язычковый деревянный духовой инструмент. Его диапазон охватывает низкие регистры: неполный альтовый, теноровый и басовый. Фагот сменил свою предшественницу - старинную басовую свирель бомбарду. В отличие от бомбарды, имеющей хриплое звучание, фагот имеет нежное, меланхоличное звучание.
Ствол фагота деревянный, длинный и поэтому складной. Металлическая трубка с надетой тростью прикрепляется в верхней части ствола. Он подвешивается на шею музыканта при помощи шнурка. В оркестре фагот может служить как поддержкой для басовых струнных инструментов, так и иметь самостоятельную партию. Требуется масштабный расход воздуха при игре на этом инструменте, особенно в низком регистре при громком звучании.
Единственная разновидность фагота
Единственная разновидность современного фагота – это контрафагот. Этот деревянный духовой инструмент с низким голосом считается самым низким по диапазону инструментом оркестра и уступает только педальным басам органа. Он имеет густой органный тембр.
Саксофон
Вышеперечисленные инструменты с их разновидностями — это деревянно-духовые инструменты. Список можно пополнить разве что еще одним представителем этой группы – саксофоном.
Саксофон редко используют в симфоническом оркестре. На нем часто играют в духовом оркестре. Он имеет мощное звучание. Это один из центральных инструментов в джазовой и эстрадной музыке. Имеет певучий тембр. С технической точки зрения очень подвижен. Он достигает от 15 сантиметров до 2 метров. Саксофон изготавливается из меди, и это еще одно доказательство того, что название деревянных духовых инструментов не всегда совпадает с материалом, из которого они сделаны.
Основные разновидности саксофона
Сопрано-саксофон. Может быть прямым или изогнутым. Не рекомендуется новичкам. Обладает пронзительным и сильным тембром.
Альт-саксофон или классический саксофон. Изогнутый, часто используемый вид инструмента. Рекомендуется тем, кто только начинает обучаться игре. Имеет самый меньший мундштук. Наделен ярким и выразительным тембром. В основном это солирующий инструмент.
Тенор-саксофон. Этот вид больше остальных используется в джазе. Его размер, размер мундштука, отверстия и стержней больше, чем у альт-саксофона. Имеет хрипловатый, сочный тембр. На нем легче играть технически сложные пассажи.
Баритон-саксофон. Максимально крупный по размерам, поэтому больше остальных подвержен повреждениям. Имеет густой и сильный тембр.
Диапазон любого саксофона составляет две с половиной октавы. При хорошей технической подготовке возможно извлекать и более высокие ноты.
Волынка
Волынка - это своеобразный традиционный духовой инструмент. На вид волынка представляет собой кожаный мешочек, покрытый мехом и наполненный воздухом. В него вставлены несколько деревянных трубочек. Одна из трубочек имеет отверстия, на ней играют мелодию, другая (меньше по размеру) служит для нагнетания воздуха. Остальные обеспечивают непрерывное звучание нескольких звуков, высота которых остается неизменной. Имеет сильное пронзительное звучание. Волынкой сопровождается исполнение многих европейских (и не только) народных танцев.
Таким образом, деревянные духовые инструменты — это разножанровые, с различным тембром и диапазоном, используемые в различных музыкальных составах инструменты.
fb.ru
Музыкальные инструменты: Деревянные духовые | Музыкальная Фантазия
Музыкальные инструменты. Деревянные духовые
Так называют музыкальные инструменты, в которых звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубке. Одни из них изготовляют из дерева, другие - из металла. Это очень важно, ведь именно материал, из которого делают инструмент, влияет на характер и тембр его звучания - звук металла сильно отличается от звука, издаваемого деревом. В связи с этим духовые инструменты делятся на две группы - деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных или струнных инструментов они одноголосны. То есть на каждом из них можно сыграть только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяют обычно по два и более инструмента одного вида.
Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Особенно повезло флейте. Она была любимицей королей и аристократов, поэтому в XVIII в. её иногда делали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота. В наше время - это особый металлический сплав.
Если все струнные инструменты свою форму получили где-то в одно время, группа деревянных духовых развивалась неодинаково. Одни инструменты известны со времён далёкой древности, другие появились недавно. Каждый из них имеет индивидуальную конструкцию. Общим для них является способ извлечения звука.
Звучащим телом в них является столб воздуха, заключённый в трубке. Он приходит в колебание, когда исполнитель вдувает в неё воздух. Если закрыть клапанами все отверстия в трубке, инструмент издаст самый низкий звук. Если постепенно открывать отверстия, столб воздуха будет укорачиваться, а звук повышаться. Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других деревянных духовых инструментов - специальное приспособление, называемое тростью: сложенные вместе и связанные камышовые пластинки. В нижней части трубки некоторые инструменты имеют небольшое расширение, похожее на колокольчик, - раструб, его нет у флейты и фагота.
Слушание: Флейта. Диапазон инструмента.
Флейта - один из старейших инструментов семейства. Её прапрабабушкой была тростинка. Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц?
Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо. Послушайте, как чарующе звучит она в знаменитой «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей».
Слушание: Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само её название не случайно происходит от слова flatus -дуновение. Вспомните оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: колоратурным пассажам дочери Мороза в самом начале оперы вторят виртуозные наигрыши флейты.
Слушание: Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).
Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, чистым и мягким. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада.
Слушание: Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». II ч. (фрагмент).
В Древней Греции была распространена многоствольная флейта - флейта Пана, или Сиринкс. Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы. Флейтисты в Элладе и Риме пользовались особым почётом.
Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Пан - бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, бородой и хвостом).
Когда-то Сиринкс была прекрасной девой. Влюблённый Пан преследовал её, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.
Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку - вертикально. Звук её мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Её так назвали потому, что держат горизонтально.
В XVII в. обе флейты - и продольная и поперечная были распространены в быту и в профессиональной музыке. Обе вошли в первые оркестры. Продольная флейта обладала более поэтичным звуком, и её называли «нежной флейтой». Но поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII в. она вытеснила прямую флейту из оркестра.
Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Более близкие его предки – древнегреческий авлос и кавказская или среднеазиатская зурна.
В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В таком виде, как мы его знаем, он был создан французскими мастерами в XVII в. и вскоре вошёл в состав оркестра. Почти целое столетие гобой был кумиром музыкантов и любителей музыки. Люлли, Рамо, Бах, Гендель отдали дань этому замечательному инструменту.
Слушание: Гобой. Диапазон инструмента.
Гобой представляет собой коническую трубку с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Когда в них вдувают воздух, они приходят в колебание, заставляющее звучать воздушный столб внутри трубки. Благодаря некоторым особенностям конструкции, гобой почти не меняет настройку. Поэтому стало традицией именно по нему настраивать весь оркестр.
Гобой достаточно подвижный инструмент, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент.
Чтобы познакомиться со звучанием гобоя, послушайте «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». А в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» гобой изображает утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.
Слушание: Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».
Слушание: Английский рожок. Диапазон инструмента.
Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, как сказал Н. А. Римский-Корсаков: «лениво-мечтательный».
Английскому рожку часто поручают напевные мелодии, например, вступление к ариозо Лизы из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» 4 часть, С. В. Рахманинова и др.
Слушание: Рахманинов. Колокола. Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов. IV ч. (фрагмент).
Кларнет. Мы знаем, что флейта и гобой уже более трёх столетий являются участниками оркестра. Кларнет появился в нём только на рубеже XVIII-XIX вв. Предком кларнета был народный средневековый инструмент - свирель шалюмо. В 1690 году немецкий мастер Деннер усовершенствовал его. Верхний регистр созданного Деннером инструмента поразил современников своим резким, пронзительным тембром, напоминавшим звук трубы. В то время трубу именовали Clarino. Поэтому новому инструменту дали имя Clarinetto - маленькая труба. Оба названия связаны с латинским словом Clarus - светлый, что прекрасно характеризует тембр этих инструментов.
Слушание: Кларнет Диапазон инструмента.
Кларнет немного напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом. Но сама трость отличается от гобойной: она состоит не из двух, а из одной тростниковой пластинки, прикреплённой к мундштуку, похожему на птичий клюв. Кларнетист держит «клюв» во рту и, вдувая в него воздух, заставляет инструмент звучать. Так возникает звук совершенно особой окраски, полный, округлый, отличающийся необыкновенным благородством.
Кларнет - один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Он необыкновенно подвижен. Пассажи, скачки, арпеджио - всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Кроме того, кларнет обладает ещё одним очень важным качеством: ему доступно гибкое изменение силы звука, постепенное усиление и ослабление звука. Всё это сделало кларнет одним из самых выразительных голосов оркестра. Недаром многие композиторы именно кларнету поручают выразительнейшие соло в своих произведениях.
Во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.
Слушание: Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета. II ч. (фрагмент).
Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного существует ещё малый кларнет с диапазоном на кварту выше обычного, отличающийся пронзительным звуком, а также бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.
Фагот - самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI в. Предком фагота считается басовая свирель бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Альфаньо дельи Альбонези. Большая деревянная перегнутая вдвое трубка инструмента напоминала вязанку дров, что и запечатлелось в названии. Итальянское слово il fagotto означает «вязанка». Новый инструмент пленил современников мягкостью и благозвучностью тембра, и, по контрасту с хриплым, грубым голосом бомбарды, его стали называть «дольчино» - сладостный. В дальнейшем он был значительно усовершенствован и с конца XVII в. вошёл в состав оркестра.
Слушание: Фагот. Диапазон инструмента.
Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нём, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Мастера нашли оригинальный выход: трубку сложили пополам. К верхней части трубки прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота на протяжении диапазона меняется от мощного, грозного внизу до пронзительного и напряжённого вверху.
В XVIII в. в Европе фагот пользовался огромной любовью современников: одни называли его гордым, другие - нежным, меланхолическим, религиозным. Эта привязанность доходила до того, что количество фаготов в оркестре иногда превышало количество скрипок: четыре фагота при трёх скрипках во времена Генделя. В общем, фагот многое видел, обладает огромным опытом музицирования в салонах, домах, дворцах, концертных залах. Во многих случаях фагот незаменим.
Иоганн Фридрих Фаш – один из крупнейших композиторов Германии первой половины XVIII века. Он родился близ Веймара, служил капельмейстером при дворе Лукавече, затем в Цербете. Он написал три оперы, кантаты, мессы, оркестровые сюиты, концерты, сонаты для солирующих инструментов. Авторитет его настолько велик, что И. С. Бах сам переписал пять из его оркестровых сюит, а в рукописном архиве Ф. Э. Баха был найден годовой обиход его церковных сонат. Соната C-dur для фагота – один из ярких примеров раскрытия виртуозных возможностей инструмента.
Слушание: Иоганн Фридрих Фаш. Соната C-dur для фагота I ч.
Нередко исполняемая фаготом мелодия в быстром темпе создаёт комическое впечатление. Это использовал М. И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики трусливого поклонника Людмилы Фарлафа. Когда он встречается с колдуньей Наиной, чередующееся стаккато двух фаготов передаёт его трусливую дрожь. Но иногда фагот звучит трагически. В начале Шестой симфонии П. И. Чайковского, фагот играет скорбную сосредоточенную мелодию. А теперь вспомните симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Роль дедушки в этой сказке играет фагот. Пожилые люди часто ворчат на своих внуков. Низкий, ворчливый, немного хриплый голос фагота очень подходит к этой роли.
Одна из разновидностей фагота – контрфагот - очень похож на фагот. Его диапазон на октаву ниже основного. Применяется он для усиления басовых голосов оркестра.
Вопросы и задания:
Какой деревянный духовой инструмент является самым древним?
Что такое поперечная и продольная флейта?
Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых стало полным: флейта, кларнет, фагот?
Какой инструмент среди них является самым высоким?
Как извлекаются звук на кларнете?
Чем отличаются тембры звучания деревянных инструментов?
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 29 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Английский рожок. Диапазон инструмента, mp3; Гобой. Диапазон инструмента, mp3; Кларнет. Диапазон инструмента, mp3; Фагот. Диапазон инструмента, mp3; Флейта. Диапазон инструмента, mp3; Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», часть II (фрагмент), mp3; Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета, часть II (фрагмент), mp3; Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», mp3; Пан-флейта. Одинокий пастух, mp3; Рахманинов. Колокола, часть IV (фрагмент), mp3; Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3; Фаш. Соната до мажор для фагота, часть I, mp3; Чайковский. Танец маленьких лебедей, mp3;3. Сопровождающая статья, docx.