Древние цивилизации лекции. План, конспект урока и презентация по истории "Древние цивилизации Востока и Европы"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Раздел 3. Цивилизации Древнего мира. Древние цивилизации лекции


История мировых цивилизаций

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Конспект лекций для магистрантов направления 230700 «Прикладная информатика», магистерских программ «Прикладная информатика в дизайне» и «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» очной формы обучения.

Красноярск 2012

УДК 94

Рецензент

доктор культурологии, доцент А.Н. Городищева

(Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева)

Печатается по решению методической комиссии ГФ

История мировых цивилизаций: конспект лекций для магистрантов направления 230700 «Прикладная информатика», магистерских программ «Прикладная информатика в дизайне» и «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» очной формы обучения / сост. : Е.В. Титов; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2012. – с.

© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М.Ф. Решетнева, 2012

Оглавление

Введение 4

Лекция 1. Основные теории развития цивилизации 5

Лекция 2. Переход от первобытности к цивилизации 5

Лекция 3. Древние цивилизации 6

Лекция 4. Античная цивилизация 8

Лекция 5. Цивилизации средневековья 10

Лекция 6. Европейская Прединдустриальная цивилизация 27

Лекция 7. Становление Индустриальной цивилизации

Лекция 8. Индустриальная цивилизацияXX века

Лекция 9. Постиндустриальная цивилизация

Заключение 12

Библиографический список 29

Введение

Целью курса «История мировых цивилизаций» является подготовка специалиста, обладающего развитым историческим сознанием и понимающего общие закономерности исторического мышления, имеющего представление о путях общественного развития и духовных основаниях человечества, обладающего знаниями о древнейших и современных цивилизациях и обществах.

При этом ставятся следующие дидактические задачи:

- обозначить круг ключевых проблем, касающихся выявления уникального, индивидуального облика мировых цивилизаций;

- помочь магистрантам освоить основные исторические понятия, категории, событийный аспект истории мировых цивилизаций;

- научить магистрантов использовать полученные знания при анализе исторических процессов в современном обществе.

После изучения курса «История мировых цивилизаций» магистрант должен:

- иметь представление о специфике исторического познания и методе исторического анализа исторических источников;

- знать исторические формы цивилизаций, особенности цивилизационного развития, закономерности развития обществ и государств;

- владеть представлением об основных цивилизационных центрах различных регионов мира, о месте каждого из них в истории человечества, об исторической миссии России в рамках мирового цивилизационного процесса;

- иметь представление о способах хранения и трансляции социального исторического опыта, фундаментальных духовных, а также основополагающих цивилизационных и культурных ценностях;

- изучить сущностное содержание цивилизации и основные типы культуры;

- быть знаком с основными достижениями мировой культуры и цивилизации;

- знать закономерности и специфику путей цивилизационного и исторического развития;

- уметь анализировать представления об идеальном общественном порядке и государственном устройстве, накопленном человечеством;

- уметь самоопределиться в общественном и историческом бытии.

Дисциплина «История мировых цивилизаций» предполагает форму контроля в виде зачета.

studfiles.net

План, конспект урока и презентация по истории "Древние цивилизации Востока и Европы"

Всемирная история, 10 кл. (I курс СПО)

Тема урока: Древние цивилизации Востока и Европы

Цели:

Обучающая:

Развивающая:

  • развивать умение работать с учебной литературой, анализировать имеющуюся информацию, выделять главное при заполнении таблицы;

Воспитательная:

Тип урока:

изучение нового материала

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, рефлексивный

Формы организации

деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  • учебник Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.; 2010;

  • проектор, компьютер, экран

Межпредметные связи:

география, литература

Ход урока:

№ п/п

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствует обучающихся.

Объявляет тему урока.

Мотивирует обучающихся к изучению темы проблемным вопросом

Приветствуют преподавателя.

Слушают, высказывают своё мнение.

2

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проводит фронтальный опрос по прошлой теме «Древнейшая история», выявляя имеющиеся у обучающихся знания.

Устно отвечают на вопросы.

3

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Подводит обучающихся к постановке целей урока.

Совместно формулируют цели урока.

4

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Объясняет задание – заполнить таблицу, организует работу по совместному заполнению первой строки таблицы «Государство на Востоке».

2) Наблюдает и контролирует работу обучающихся по заполнению таблицы.

3) Организует проверку выполненной работы

1) Совместно с преподавателем, читая текст, заполняют таблицу.

2) Самостоятельно работают с текстом учебника, заполняют таблицу в тетради.

3) Разбившись на 3 группы, представляют одну из древних цивилизаций, остальные – дополняют, задают вопросы

5

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Оценивает деятельность обучающихся.

Подводит итоги урока.

Обсуждают результаты работы, делают выводы.

6

РЕФЛЕКСИЯ

Использует приём «Закончи фразу».

Заключительное слово преподавателя.

Осмысливают свою деятельность.

7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщение об одном из семи чудес света.

Слушают задание, задают вопросы.

Подробный конспект урока

1. О/м.

На прошлом уроке, изучая древнейшую историю, мы затронули понятия «Цивилизация», «Речные цивилизации». Сегодня наша тема «Древние цивилизации Востока и Европы» (тема и план на доске).

- Как вы думаете, какая связь между этими понятиями?

- Почему именно цивилизации Востока и Европы будем изучать вначале?

Да, первые цивилизации, речные, появились именно на Востоке, хотя и Европе тоже были очаги цивилизации. Об этих цивилизациях и пойдет речь сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний:

Прежде, чем начнем новую тему, давайте вспомним:

(Фронтальный опрос по прошлой теме «Древнейшая история»)

- Как возникли ранние цивилизации, где?

- Почему первые цивилизации возникли в долинах рек?

- Что такое цивилизация?

- Признаки, отличающие цивилизацию от первобытности

3. Целеполагание.

Запишите тему и план урока:

Древние цивилизации Востока и Европы

1) Государство на Востоке

2) Античная цивилизация

3) Эллинизм

4) Древний Рим

Слово преподавателя: Цивилизации, появившиеся на Востоке и у берегов Средиземного моря, были особые, не похожие друг на друга. И каждая оставила после себя большой след в истории мира. Так, например, именно на Востоке, в Шумере, появилась первая письменность (клинопись), там же появилось первое из 7 чудес света – Египетские пирамиды, изобретения и открытия (порох, компас, бумага и т.п.). Античность оставила после себя архитектурные сооружения: храмы, колонны и т.п., именно там появилась одна из мировых религий – христианство. Нам хорошо известны мифы, олимпийские игры, скульптуры Др.Греции, имена Гераклита, Платона, Аристотеля, Геродота - известных древних ученых, греческий алфавит дал основу славянской письменности.

- Как вы думаете, как такой большой объем материала нам изучить за один урок?

Верно, нам предстоит быстро, сжато рассмотреть все пять типов Древних цивилизаций, а сделать это можно, вобрав весь материал в таблицу.

- Вспомните правила заполнения таблицы.

Читаем текст, выбираем главное, записываем в нужную колонку.

4. Изучение нового материала.

1) Итак, наша задача – выделить каждую цивилизацию, найти их особенности или схожие черты.

Работа будет проходить в виде заполнения таблицы по материалам учебника.

Цивилизация

Временные рамки

Территория

Власть

отличительные

особенности

Культура

имена

Первую строку заполним вместе, чтобы вы поняли принцип заполнения таблицы.

(На слайдах и в учебниках – текст о государстве на Востоке. В ходе совместного обсуждения заполняется первая строка таблицы).

2) Остальные три типа цивилизаций изучите самостоятельно, заполняйте таблицу, в конце урока – проверка.

Индивидуальная работа с текстами учебника (стр. 7-42).

3) Проверка выполненной работы:

Часть обучающихся делится на 3 группы, которые представляют одну из цивилизаций. Остальные – эксперты: задают вопросы, дополняют.

5. Подведение итогов.

Особенно проявили себя в работе …. (перечисление обучающихся)

6. Рефлексия.

Прием «закончи фразу»:

  • Я узнал, что…

  • Мне было интересно…

  • Особенно трудно было…

  • Я захотел еще …

  • Я легко справился с …

7. Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из семи чудес света.

Отинова Л.Ю., преподаватель истории высшей кв.категории

infourok.ru

Конспект лекций по предмету История мировых цивилизаций

Подробности Категория: Конспекты лекций Опубликовано: 02 Октябрь 2015 Просмотров: 1084

Формат: doc

Размер: 3,3 МБ

Количество страниц: 103

Стоимость: бесплатно

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Теории цивилизаций

Тема 2. Становление доклассового общества и первобытная культура (предыстория цивилизаций)

Тема 3. Цивилизации Древнего мира

Тема 3.1. Цивилизация Древнего Египта

Тема 3.2. Цивилизация Междуречья

Тема 4. Цивилизации Античного мира

Тема 4.1. Цивилизация ареала Эгейского моря

Тема 4.2. Древнегреческая цивилизация

Тема 4.3. Древнеримская цивилизация

Тема 5. Христианские цивилизации Средневековья

Тема 5.1. Византийская цивилизация

Тема 5.2. Цивилизации Средневекового Запада

Тема 6. Цивилизационные процессы эпоха Возрождения и Реформации

Тема 6.1. Эпоха Возрождения

Тема.6.2. Реформация

Тема 7. Цивилизационные процессы в Европе Нового  времени

Тема 7.1. Типологические особенности индустриальной цивилизации

Тема 7.2. Эпоха Просвещения в цивилизационном процессе Европы

Тема 8. Цивилизационные процессы XX – начала XXI вв.

Тема 9. Россия в мировом  цивилизационном процессе

Тема 9.1. Цивилизационные процессы средневековой Руси

Тема 9.2. Цивилизационные процессы в русской культуре Нового времени

Тема 9.3. Отечественная культура ХХ-ХХI веков

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Извлечение из рабочей программы дисциплины

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Смотрите также

 

eksdan.ru

История мировых цивилизаций Курс лекций

Тема 1. Классификация и особенности древних цивилизаций

План

  1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
  2. Древнеегипетская цивилизация
  3. Шумерская цивилизация
  4. Индийская цивилизация
  5. Китайская цивилизация
  6. Иудейская цивилизация
  7. Персидская цивилизация
  8. Древнейшие цивилизации Америки
  9. Другие древние цивилизации
  1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
Не будет преувеличением утверждать, что каждый ученый, изучающий историю Древнего мира, имеет свой взгляд на такую ключевую проблему, как систематизация и классификация огромного исторического материала, древнейших человеческих сообществ. Большинство сторонников «цивилизационного», да и «формационного» (общественно-экономические формации) подходов к изучению истории представляют древние цивилизации как сложную совокупность культурно-исторических систем. Марксисты главным считают доминирование отношений рабовладения. Другие полагают, что древние цивилизации отличались более сложным набором характеристик.

Распределим всю совокупность наиболее древних социокультурных систем на три группы.

В первую группу включаются те из них, преемственность с которыми наиболее ярко просматривается в поныне существующих государствах. Это китайская, индийская, иранская (персидская), иудейская цивилизации. Фортунатов называет «живыми» древними цивилизациями. Общим для жизни человеческих сообществ на соответствующих территориях является сохранение через череду веков фундаментальных устоев, системы ценностей, особенностей менталитета, обусловленных приверженностью населения к определенным религиям – конфуцианству, буддизму (индуизму), зороастризму (позже мусульманству), иудаизму.

Нельзя не обратить внимания на то, что основные концепции конфуцианства, буддизма, зороастризма и иудаизма оформились в течение нескольких веков во второй трети 1-го тысячелетия до н. э.1 Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама жил в Индии в 566–486 гг. до н. э., выдающийся китайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций) родился около 551 г. до н. э., а умер в 479 г. до н. э. Зороастризм, официальная государственная религия Древней Персии, оформилась в правление царей Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.). Исход израильтян из Египта под руководством Моисея, обретение Торы, главной священной книги иудаизма, датируется временем около 1700–1650 гг. до н. э. На протяжении последующих двух тысячелетий произошло оформление иудаизма, который и в начале XXI в. остается незыблемой основой жизни израильского государства и еврейского народа.

Большую группу составляют те древние цивилизации, которые можно условно назвать «мертвыми». От них остались названия, различные экономические, социальные, духовно-культурные инновации (нововведения), которые были унаследованы другими цивилизациями. Это обычно происходило на фоне основательного обновления этнического состава населения. К этому цивилизационному кругу относятся шумерские города-государства Урук, Ур, Киш и другие; финикийские города Тир, Сидон и т. д.; Древний Египет, Карфаген, Вавилония, Ассирия, Лидийское царство, государство Урарту2, Древняя Греция и Древний Рим, царства Напата и Мероэ, Саба и Майн, некоторые другие.

В отдельную группу «просятся» цивилизации, которые можно назвать «легендарными». Это различные объединения кочевников – амореи, арамеи, киммерийцы, скифы и др. Это не дающая многим покоя таинственная Атлантида3. Время от времени обнаруживаются объекты неизвестного происхождения, предположительно инопланетарного характера. Загадочные4 или экзотические цивилизации оставили слабый или пока еще не вполне выявленный след в мировом развитии.

Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С этой точки зрения в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов.

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45 000-8000 гг. до н. э.

2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000–3500 гг. до н. э.

3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации, – 3500-600 гг. до н. э.

4. Период античных государств – 600 г. до н. э. – 476 г. н. э.

В развитии древних цивилизаций немало общих моментов, которые позволили специалистам говорить о восточном типе цивилизационного развития. Лучше всего изучена история ряда государств Древнего Востока: Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец 3-го тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. – 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.). Для того чтобы понятие «восточный тип цивилизационного развития» было воспринято конкретно исторически, обратимся к кратким характеристикам древневосточных обществ.

mognovse.ru

Древние цивилизации

Первый цикл виртуальных путешествий из лекционной программы «Дорогами Средиземноморья» посвящен искусству и культуре Древнего Египта.

ЕГИПЕТ: ТАЙНЫ ЗЕМЛИ ФАРАОНОВ

Цикл лекций, посвященный наиболее значимым археологическим центрам долины Нила, призван представить слушателям иной, недоступный туристам Египет, его святыни, наиболее значимые храмы и некрополи, а также сориентировать слушателя, который хотел бы побывать в стране пирамид на правах знающего интеллектуала, а не простого туриста. Тема каждой лекции связана с одним из важнейших сакральных центров страны, посвящена его храмам, некрополям, памятникам и богато иллюстрирована материалами, зачастую недоступными европейцам, приезжающим в Египет.

Лекции читает Виктор Викторович Солкин,

один из ведущих российских египтологов, действительный член Международной Ассоциации египтологов (IAE) и Президент Ассоциации по изучению Древнего Египта "МААТ" (Москва). Автор более 100 научных и научно-популярных публикаций, посвященных истории и культуре Древнего Египта, в том числе 5 монографий и первой российской национальной энциклопедии "Древний Египет (2005). Участник археологических миссий в Телль Баста и Ком эль-Хеттан, постоянный эксперт-египтолог в программах, посвященных древнеегипетской цивилизации на радио "Маяк", а также в программах каналов "Россия-1", "Культура". "НТВ", "РЕН-ТВ" и др. http://victorsolkin.ru

5 марта - "Мемфис. Великие пирамиды Египта и рождение земли фараонов"

12 марта - "Фивы. Карнак, Луксор и то, что так и не увидели туристы"

19 марта - "Дендера. Богиня любви и ее таинства"

26 марта - "Абидос. Ритуал почитания предков и великая святыня Египта"

2 апреля - "Филе. Исида, образ богини-матери и знание, прошедшее сквозь века"

[Как посетить лекцию]Начало всех лекций в 19.00Продолжительность: 120 минСтоимость посещения 1 лекции: 800 рублей.

Запись и информация по тел.: +7(495)916-57-42, +7(499)347-32-89

Записаться онлайн можно на странице лектория http://globmir.ru/lecturer-2.html

Мы рады видеть вас в лектории "Глобального мира"! Наш адрес: г. Москва, м. Университет, Ломоносовский проспект, дом 20, 4 этаж. Вход напротив поликлиники МГУ.

ancient-ru.livejournal.com

Лекция - Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

Темы 3.1.; 3.2.Цивилизации Древнего Востока

Студент должен

знать:

— особенности и функции деспотической системы правления;

— особенности экономического развития цивилизаций Древнего Востока;

— религии цивилизаций Древнего Востока;

уметь:

— определять и обосновывать сходство и различие между государствами Древнего Востока;

— определять отличие законов первобытности от законов цивилизованных обществ;

иметь представление:

— о роли окружающей среды и климатических условий в жизни древних цивилизаций;

— о роли ирригационных систем в формировании особого типа государства;

-о роли государства, общины и религии в различных цивилизациях Востока;

— об основных достижениях стран Древнего Востока в области культуры.

 

 

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Политический строй. Типы государств древности. Восточная деспотия. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай.

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока. Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Вавилон времён Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, её отличительные черты.

Ассирийская военная держава и её преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Язычество на Востоке и Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев.

Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Право в цивилизациях Древнего Востока. Законы Ману. Законы Хаммурапи. Хеттские законы.

Понятия, составляющие содержание тем:

древний мир, традиционное общество, деспотия, политический строй, государство, империя, аристократия, жречество, тотемизм.

 

 

Темы 3.3.- 3.5. Античная цивилизация

Студент должен

знать:

— периодизацию истории Древней Греции и Древнего Рима;

— признаки полиса, структуру общества и формы правления в полисах;

— существовавшие формы политической власти Античной цивилизации;

уметь:

— объяснить различия между древневосточной общиной, греческой общиной – полисом и римской гражданской общиной;

иметь представление:

— о факторах, способствовавших формированию цивилизаций Греции и Рима;

— о культурных особенностях античной цивилизации;

— об особенностях социально-экономической жизни античных государств;

— о значении античности для последующего развития западноевропейской цивилизации.

 

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, её причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Праздники, развлечения и зрелища. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Раннее христианство. Менталитет людей Античной эпохи. Право, культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Античность и европейская цивилизация.

Понятия, составляющие содержание тем:

демократия, эллинизм, менталитет, полис, республика, доминат, монархия, язычество, монотеизм, буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, церковь, апелла, комиция, экклесия, магистраты, эрофат, олигархия, патриции, плебеи, илоты, колоны.

 

 

www.ronl.ru