Таблица древняя месопотамия. Книга Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья. Содержание - Хронологическая таблица I ГЛАВНЫЕ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ МЕСОПОТАМИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура месопотамии Месопотамия — колыбель древних цивилизаций. Таблица древняя месопотамия


1.2. «Дома табличек» в древней Месопотамии

Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание – башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерскиэдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3 тысячелетию до н. э. С зачала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек. И среди них – те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 до н. э.), законы Ассирии (2-я половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шумерском «Сказании о сотворении мира» и Законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.

Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций без особых изменений Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как следует, например, из «Кодекса Хаммурапи», за подготовку сына к жизни и научение его ремеслу отвечал прежде всего отец

Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тысячелетие до н. э.) В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной

Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей.

Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу «отец-учитель», остальные преподаватели именовались «братьями отца» Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы.

Обучение прежде всего предусматривало подготовку к ремеслу писца Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами.

Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. На уроке (мугубба) копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу «Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу «Почему ты не отвечаешь мне»?

О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички «Восславление искусства писцов», найденные на развалинах Ниневии – столицы Ассирии. В них говорилось «Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия».

Другой клинописный документ (2-е тысячелетие до н. э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится ««Школьник, куда ты ходишь ежедневно»? – спрашивает учитель «Я хожу в школу», – отвечает ученик «Что ты там делаешь»?» – «Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей «Скорей дай мне мой завтрак». Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает «Почему ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно»

Процесс образования в домах табличек был сложен и трудоемок. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2 тысячелетия до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в грамматике, математике, астрономии и пр.

Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становятся своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали фольклорные поучения, наставления, назидания, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса разделения труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.

Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали магико-религиозные культы.

В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными такими центрами были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

studfiles.net

Древняя Месопотамия – культура и искусство цивилизации

Название «междуречье» обозначает территорию слияния двух рек на Ближнем Востоке – Тигра и Евфрата. Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад.

Древняя Месопотамия

Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее – северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества – Шумер и Аккад.

На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства – одноименные первым двум городам. Позже возникают и другие города-государства – Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.

Карта Междуречья

Рис. 1. Карта Междуречья.

Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.

Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской – шумеры имели овальные лица и большие глаза.

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Шумерские города

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом – свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Культура Ассирии как и вавилонская в своем фундаменте имела шумерскую.

Что мы узнали?

Междуречье является древнейшим регионом расселения людей. Нам известно, какие народы жили на этой территории несколько тысяч лет назад, но мы до сих пор не знаем, откуда они там появились. На эти загадки еще предстоит найти ответ.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Культура месопотамии Месопотамия — колыбель древних цивилизаций

Месопотамия (название греческого происхождения) — территория древнейшей цивилизации, возникшей, по данным археологии, в VIII тысячелетии до н. э. Так называли равнину между Тигром и Евфратом. Ее северная часть, граничившая с Армянским и Иранским нагорьями, носила название Аккад, а южная, выходившая к Персидскому заливу,— Шумер. В северной степной части была расположена Ассирия, в центральной — Вавилон и Вавилония. Все это многообразие наименований и различие государств вполне объяснимо, если вспомнить, как много различных племен прошло через эти края. Одни вели кочевой образ жизни, другие нападали, захватывали поселения и города, насаждали среди населения свой язык и формы государственности, чтобы потом оказаться сметенными другими, не менее воинственными племенами. Поэтому на территории от северных гор до Сирийских степей, полупустынь Аравии и Персидского залива было несколько государств, последовательно сменявших друг друга.

Самые ранние очаги цивилизации появляются в южной части Двуречья с IV тысячелетия до н. э., когда сюда пришли спустившиеся с предгорий Ближнего Востока земледельцы, племена шумеров и семитов. Пользуясь благами, даруемыми природой, они основали первые поселения, положившие начало древнему Шумеру.

Сначала это были города-государства, в центре которых возводился храм божества, а правителями становились жрецы храма во главе с верховным жрецом. Они отправляли общественные, хозяйственные, а в

Зиккурат в Уре.

Конец III тыс. до н. э.

особых случаях — и судейские функции. Необходимость регулировать снабжение водой аосевов в период разливов и засухи требовала налаженной системы ирригационного хозяйства, которым также руководили жрецы. Храм, “выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива... Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы”. Должность верховного жреца храма была выборной, а затем превратилась в наследственную. Вначале эта должность называласьэнси, затем — лугаль (“большой человек”). Лугаль имел войско, в котором были тяжеловооруженные воины, колесницы на сплошных колесах, запряженные ослами и приспособленные для метания дротиков.

Двуречье не имело сколько-нибудь значительных запасов полезных ископаемых, поэтому как только появилась возможность производить излишки зерна, его стали обменивать на металлы, камень, лес, которые привозились издалека и даже по морю.

О

Статуя Курлиля,

начальника житниц города

Урука. III тыс. до н. э.

сновным занятием населения было ирригационное земледелие, и вскоре потребовалось объединить усилия мелких государств для поддержания в порядке сложной оросительной системы. Впервые политическими средствами это попытался сделатьЛугальзагеси (ок. 2400 до н. э.). Появление публичной власти привело к увеличению налогов с населения, а на этой почве и к восстаниям, в результате чего Шумерское государство просуществовало недолго. Около 2350 года до н. э. в результате усиления семитских племен аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 профессионально подготовленных воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию, крупное государство с десятками городов и поселений.

Именно с ним связана легенда, вошедшая в более поздние мифы, а также и в Библию, о том, что его, незаконнорожденного младенца, бросили в корзинке в реку и пустили плыть по течению. Чужие люди вытащили его из воды и воспитали в своем доме.

В

Голова Саргона Аккадского.

Бронза

Месопотамии не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Поэтому, как только власть ослабевала, начинались распри между правителями разных городов, стремившихся к обособлению.

Еще раз, примерно в 2112—1204 годы до н.э., краткий расцвет “царства Шумера и Аккада” при царях III династии Ура, объявивших себя божествами, принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра — сикль (примерно 8 г), следом явились долговое рабство и первые законы. Этими законами пытались поддерживать в обществе определенное равновесие: не только охранять права собственников, но и “не дать в обиду разорившихся, строго определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба” [52, т. 16, с. 90]. Возникает суд, вырабатываются правила его ведения. Государство с явно выраженными чертами военной деспотии было строго централизовано, хозяйства храмов и царей обрабатывались отрядами земледельцев и рабов.

За кратким расцветом Шумеро-Аккадского государства последовал процесс его распада в результате экономического, политического и социального кризиса. На примере древних цивилизаций особенно заметно, как недолговечны эпохи расцвета и как долговременны периоды кризиса. Только через два века борьбы властителей и государств друг с другом во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи начал возвеличиваться Вавилон, ставший впоследствии центром могучего процветающего государства — Вавилонии.

Самым большим достижением вавилонской культуры стали знаменитые законы Хаммурапи: первая в истории человечества система государственных норм, изложенных письменно на каменном обелиске. Законы, отличавшиеся также литературными достоинствами, включали в себя 282 статьи, которые касались имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Каждая группа статей содержала как можно более полный перечень различного рода ситуаций и правил поведения для всех подданных.

Законы об имущественных отношениях строго карали за кражу, скупку и укрывательство краденого (как видим, в этом смысле законодательство опередило будущие религиозные заповеди). В законах отражались отношения между кредиторами и должниками, причем во всех возможных случаях закон был на стороне последних: если случался неурожай, то долг откладывался; срок долгового рабства ограничивался тремя годами; если кредитор наносил ущерб здоровью попавшего в рабство должника, то он нес суровое наказание.

Развитыми и довольно подробными для того времени были законы о семье, в которых предусматривались составление брачного контракта, наказания за супружескую измену (причем женщины наказывались более жестоко), право на развод, право наследования. Даже раб имел право на семью, хозяйство и имущество.

Главным принципом наказаний был талион [лат. talio (talionis) “возмездие” (по силе равно преступлению)] — “око за око”, “руку за руку”, “сына за сына”, "раба за раба”. Однако степень наказания зависела от принадлежности к какому-либо из трех слоев общества: полноправным, мушкенумам (юридически свободный, но неполноправный человек, работающий в дворцовом хозяйстве) и рабам. За одно и то же преступление самое тяжкое наказание налагалось на раба, самое легкое — на полноправного.

Законы Хаммурапи — выдающееся достижение древности Двуречья. Они демонстрировали высокий уровень понимания места человека в государстве, степени и формы его отношений с государством, государственными институтами и членами общества. Можно сказать, что особенностью законов не только во времена Хаммурапи, но и во все времена и во всех государствах Месопотамии было то, что они, являясь демонстрацией государственной власти, все-таки выражали и основы морали, господствующей в обществе.

Второго расцвета Вавилон достиг приНавуходоносоре II (605—562 до н.э.), который подчинил себе Сирию и Палестину, расширив границы Вавилона. Именно при нем увели в плен большую часть населения Иудеи (вавилонское пленение), разгромили Иерусалим, о чем с горечью и проклятиями говорится в Библии. При нем же город Вавилон стал прекраснейшей столицей древнего мира, с удивительными дворцами и храмами. Была сооружена крепостная стена, по своей мощи не уступавшая Великой китайской стене, построенной гораздо позже. В это время возвели знаменитую Вавилонскую башню — ступенчатое сооружение, достигавшее 91 метра в высоту и имевшее квадратное основание со стороной 90 метров, и создали знаменитые “висячие сады” (и башня, и сады входили в семь “чудес света”).

С

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI век до н.э.

амой же большой державой древности в Двуречье стала Ассирия, сформировавшаяся воII тысячелетии до н. э. в средней части Междуречья. Через ее торговый и культурный центр Ашшур проходили многочисленные торговые пути, что усилило экономическое положение и политическое влияние Ассирии, а затем во времена властного и удачливого правителя Тиглатпаласара I (ок. 1114 —ок. 1076 до н.э.) позволило расширить свои владения от Вавилона до Египта. Этими достижениями государство обязано своей военной мощи. “Была создана крепкая регулярная армия, включавшая в себя конницу и саперные части, а также систему арсеналов с искусными мастерами-оружейниками. Хорошо организованная рекрутская армия с подразделениями в 10, 50, 100 и 1000 человек, с разведкой и переводчиками, жрецами и музыкантами насчитывала, по некоторым данным, до 120 тыс. воинов”.

Эта огромная держава за сравнительно короткий период времени прошла путь от примитивного общества с общинной организацией жизни до “мировой” (по представлениям о мире в то время) империи. В VII веке до н.э. при царе Ашшурбанипале (669—633 до н. э.) ее пределы простираются от Персидского залива до Средиземноморья на западе и Египта на юге. В этот период появляется блестящая культура градостроительства, и новая столица — Ниневия поражала своими красотами, что отмечено даже в Библии. Именно здесь, в Ниневии, находилась самая большая библиотека древности (она была найдена в результате раскопок в 1849—1854 годах). В ней хранилось почти 20 тысяч глиняных табличек с текстами, содержавшими в себе самые различные сведения о всех сторонах жизни древних царств Месопотамии. На этих таблицах записаны древнейшие мифы мира, прочитанные лишь в нашем столетии.

studfiles.net

Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья. Содержание - Хронологическая таблица I ГЛАВНЫЕ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ МЕСОПОТАМИИ

В современном фольклоре хорошо известен принцип «наяву все наоборот». А ассирийцы утверждали: «Если во сне бог благословляет человека... он испытает на себе ярость бога. Если бог проклинает человека, его молитвы будут услышаны».

Согласно концепции Древней Месопотамии характер различных животных был таким же, как у нас. Орел был царем птиц и, как и в нашем случае, имел совершенно незаслуженную репутацию птицы высокого полета. Лиса считалась хитрой. Древние верили, что змея никогда не стареет – аналогичное верование доселе существует в некоторых частях Европы. Создание, именуемое богомолом, имело такой же образ в Древнем Вавилоне, где его называли «шаилу – жрец деревни».

Помимо историй месопотамского происхождения (в первую очередь это история Потопа), которые дошли до нас через Библию, есть и другие, известные нам из греческой литературы. Самые известные – истории о Геракле, имеющем немало общего с шумеро-вавилонским Гильгамешем. Детали параллелизма между Гильгамешем и Гераклом перечислены Робертом Грейвзом в труде «Греческие мифы». Правда, некоторые из предложенных параллелей не существуют. Кроме фигуры самого Геракла, есть и другие персонажи греческих мифов, напоминающие о древнем эпосе. Так, например, змея с волшебной, дающей жизнь травой напоминает месопотамскую змею, которая «услыхала запах растенья, подползла и растенье утащила». Гигантский скорпион, ответственный за смерть Ориона после его путешествия к месту восхода солнца, напоминает людей-скорпионов, которых обнаружил Гильгамеш на краю мира, путешествуя к своему предку.

Менее известный греческий миф, который может иметь связь с Месопотамией, рассказан Гесиодом об Уране (Небо) и Гее (Земля). Уран возлежал с Геей, но не позволял Титанам, которые были в ее чреве, родиться. Тогда Гея подговорила одного из Титанов, и, когда Уран в очередной раз захотел с ней соединиться, тот кастрировал его кремневым ножом. Этот бунт против Урана с использованием кремневого инструмента вполне может быть слабым отголоском вавилонского мифа, в котором Кремень восстал против бога Нинурты, и в наказание за непочтительность было объявлено, что он будет слоиться. Возможно, миф был передан из Вавилонии в Грецию хеттами, у которых есть миф о божестве, который откусил гениталии божества, соответствующего Урану.

Существует две главных черты современной западной мысли: она научна и исторична. А Месопотамия, хотя и дала нам основы некоторых технологических процессов, математики и астрономии, ни в коем случае не может приписывать себе честь закладывания научной основы современной жизни. Где человек ищет начало истории, зависит от того, что он под этим понимает. Если ему интересно происхождение и развитие человеческого общества, он может заглянуть в шумерские и ранние вавилонские мифы. Если же, с другой стороны, он понимает под «историей» нечто более специфическое, а именно сознательное установление связи настоящего и прошлого, тогда, как подчеркивает американский ученый Леви, история была изначально ассирийским творением, хотя, конечно, в некоторых случаях возникла независимо вне Месопотамии.

В Месопотамии королевские надписи были надписями монументальными, строительными, коими остались в Вавилоне до конца. В типичной надписи царь называл свое имя и титулы, далее следовал хвалебный гимн богу, краткая ссылка на время и обстоятельства, при которых выполнялись строительные работы, а потом рассказ о самом строительстве. В Ассирии во 2-м тысячелетии до н. э. – около 1300 г. до н. э. – цари стали усложнять часть записи о времени, упоминая не только о непосредственно предшествовавшем событии, приведшем к строительству, но и кратко описывали все военные подвиги царя, совершенные к названной дате. Позднее подвиги стали систематизироваться по годовым военным кампаниям, и в конце концов записи приобрели довольно замысловатую форму, хорошо знакомую по дошедшим до нас монументам ассирийских правителей 1-го тысячелетия до н. э. Такие годовые записи во многих случаях не ограничивались перечислением фактов, но излагали мотивы, критику тех или иных действий, восхваление отдельных персонажей, заметки политического характера и многое другое. Встречались даже обобщенные рассуждения об истории региона или характеристики расы, а также дела, которые, хотя и нельзя назвать историческими, все же имеют непосредственную связь с историей – географические, топографические, стратегические и тактические аспекты кампаний. Поэтому ассирийцы могут по праву считаться первыми историками, но связаны ли наши историки с ними напрямую или через греков – уже другой вопрос. А вероятность того, что греческие историки находились под непосредственным влиянием ассирийского отношения к ней, весьма велика. Нельзя игнорировать факт, что «отец истории» – грек Геродот, живший в V в. до н. э., сам путешествовал по Месопотамии, и, хотя Ассирия к тому времени уже прекратила свое существование как политическая единица, образ мыслей, обычаи и традиции уничтожить намного труднее. И Геродот вполне мог попасть, при посредстве более поздних вавилонских ученых, унаследовавших традиции, под влияние ассирийской исторической философии.

Существует очень много позиций, обычаев и методов, в которых можно найти сходство между современной жизнью и Древней Месопотамией. Но поскольку лишь немногие ученые обладают глубокими знаниями истории разделяющих нас двух с половиной тысячелетий, соответствующие исследования производились нечасто. К примеру, один видный авторитет в области истории права сообщил автору, что, хотя это не было официально установлено опубликованными трудами, законы, связанные с залогом и ипотекой, почти наверняка уходят корнями на Древний Ближний Восток. Можно привести много таких примеров наших вероятных, но окончательно не установленных долгов перед Месопотамией. Даже структура нашей семейной жизни укладывается в месопотамские рамки. В отличие от многих восточных народов, включая евреев до XII в. и мусульман до наших дней, жители Древней Месопотамии были официально моногамны (за исключением особых случаев) и, так же как и в нашей современной цивилизации, от женщин ожидали более строгого соблюдения моногамии, чем от мужчин.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Хронологическая таблица I

ГЛАВНЫЕ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ МЕСОПОТАМИИ

Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья - _44.png

Хронологическая таблица II

ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДИНАСТИИ АККАДА ДО ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА

Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья - _45.png

Хронологическая таблица III

ОСНОВНЫЕ ДИНАСТИИ В ВАВИЛОНЕ И АССИРИИ ОТ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА ДО КОНЦА ПЕРВОЙ ДИНАСТИИ ВАВИЛОНА

Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья - _46.png

Хронологическая таблица IV

ОСНОВНЫЕ ЦАРСТВА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА С 1595 ДО 1250 Г. ДО Н. Э.

Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья - _47.png

www.booklot.ru