Древние божества славян. Божества древних славян (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Божества древних славян. Древние божества славян


Забытые боги древних славян. Часть первая — Альтернативный взгляд Salik.biz

— Часть вторая — Часть третья -

Славянский народ считается в истории сравнительно молодым. Под собственным именем они впервые упоминаются в письменных источниках лишь с 6 века. Впервые имя славян в форме oxhabnvos мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около 525 г. В настоящее время родиной славян признается область, простирающая к северу от Карпат. Но при ближайшем определении её границ учёные весьма существенно расходятся между собой.

Проблемы происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории Восточных славянских народов.

В середине 1 тысячелетия н.э. на общей территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточно-славянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область.

Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхва; кривичи с полочанами — в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи — между Припятью и Березиной; вятичи — на Оке и Москве-реке; радимичи — на Соже и Десне северяне — на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне — на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне — по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы — на Волыни, по Бугу; тиверци, улици — на самом юге, у Черного моря и у Дуная. В группу восточных славян входят: русские, украинцы и белорусы.

Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связаный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состаяла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под начальством вождей — героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме.

Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве материалов, являющимися источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних курганов. Кроме того, это — находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами — оберегами.

Своеобразным, но очень плохо изученным остатком языческой стороны являются многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора» (местопребывание ведьм), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь», «Волосово» и т.п.

Лысая гора

Очень важным источником, являются свидетельства современников, занесенные в летописи, или в специально записанные научения против язычества.

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В киевской Руси IX — X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную аграрно-заклинательную символику.

В эпоху Святослава, в связи с воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество

salik.biz

Божества древних славян

1 .

По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).

Особого рода источник для реконструкции славянских мифов — сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающихся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и атрибутами, в том числе основного мифа славянской мифологии о поединке бога грозы с его демоническим противником. Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее — христианства, заметно изменивших славянскую мифологию.[1]

До принятия Русью христианства в 988 году (а некоторыми славянскими государствами немного раньше), главной религией славян была древняя религия языческих божеств. Естественно, первобытная сущность тех культов была далека от отточенной идеи христианства о божественном происхождении всего сущего, однако, христианство по своей сущности очень близко подходило к языческим верованиям славян.

Существует определенное развитие во времени истории славянских верований.

1. Первоначально славяне приносили жертвы Упырям и Берегиням.

2. Затем они "начали трапезу ставити" (тоже приносить жертву Роду и Роженицам - Ладе и Леле. )

3. Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну, впрочем сохраняя веру и в других богов.[2]

2.

1а.

Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини же, связанные со словом "беречь", "оберегать", - добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начала - очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты - "oбереги"; в народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.[3]

1б.

Культ Рода и Рожениц, божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того, эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям. Рожениц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.[4]

1в.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников. Перуну было посвящено животное - дикий тур, громадный лесной бык. После крещения славяне многие свойства Перуна "передали" Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.

Кроме Перуна было еще несколько «главных» богов и ряд «второстепенных», как бы полубогов. Главными были: Даждьбог, Сварог, Волос, Ярило и другие.

Сварог

Название : Единый Бог Вселенной

Также известен как: Яркий

Символ: Облака, раскалываемые молнией

Цвет: Небесно-голубой

Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает демонов тени.

В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее, поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу — молнии. Он думал, что когда-то они должны будут занять его место, и надеялся, что его разделенная между ними мощь должна дать достаточно силы сыновьям, чтобы удержать трон в своих руках. К несчастью, Сварог не принимал во внимание желания других мощных божеств, подобно Перуну и Свантовиту. Имя его все еще запрещается произносить. Сварог больше не беспокоится о простых смертных и, хотя он все еще жалко злится над тем, что трон уже не принадлежит ему, он бессилен, чтобы изменить что-либо.[5]

Свантовит

Название: Бог процветания и войны

Также известен как: Сильный

Символ: Рог изобилия

Цвет: Белый

Когда Сварог отдал свою власть в руки Сварожича и Даждьбога, Свантовит и Перун внутренне порадовались. У них были свои собственные планы, очень сильно отличавшиеся от идей старого Сварога. И хотя Даждьбог повелевает солнцем, он не настолько влиятелен, как Свантовит.

Неизбежно, Свантовит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и Перун. Поэтому теперь в пантеоне нет ясного лидера. Напротив, трон делят две постоянно спорящие силы, каждая из которых желает, чтобы другая освободила свое место.

Четыре головы Свантовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Он может предсказать процветание урожая, определяя его количеством вина в роге своего святого быка. Скача на белой лошади на битву, он берет с собой лук или огромную саблю.

Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами. Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на сражение.[6]

Перун

Название: Бог войны

Также известен как: Громовержец

Символ: Скрещенные топор и молот

Священные животные и растения: Коза, дуб

Как Даждьбог уступил свое место Свантовиту, Перун овладел местом Сварожича. Несмотря на то, что Сварожич считался очень сильным, те, кто любил воевать, более признавали Перуна. И хотя Перун формально не был священным, военные руководители и вожди горячо верили в него.

У Перуна — серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками молнии подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и молот — его любимые виды оружия.

В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его поклонники. Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с чучелом Перуна и смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему времени, руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуна.

Свита Перуна

Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. Волос (Велес) — его главный советник. Когда Зоря Утренняя завершает свои повседневные работы во дворце Даждьбога, она свободна, чтобы принять свое другое воплощение — покровительницы воинов. Красивый девственный воин защищает ее поклонников своей длинной вуалью. Она владеет саблей и мчится в битву на черной лошади. Даже Варпулиса, внука злого Стрибога, вызывает шум грома Перуна.[7]

Даждьбог

Название: Бог лета и счастья

Также известен как: Щедрый бог

Символ: Солнечный диск

Цвет: Золотой

Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он — веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он являетсяпокровителемдвенадцати знаков зодиака и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами.

mirznanii.com

Боги древних славян » Древние цивилизации происхождение и эволюция Земли интересные факты Вселенной

Древнейшие мировые религии и наша ведическая Вера утверждают, что Творец Всевышний един и множественнен одновременно. То есть он имеет несколько ликов, не ограничиваясь, как утверждает христианская вера, тремя. Первоисточником христианской веры считается Тора. В ней говорится - людей создал Элохим, что в переводе с Идиш означает множественное число – боги. Это как слово народ - оно употребляется в единственном числе, но означает множество. Все ортодоксальные евреи являются шамотниками – то есть многобожественными. В Коране Аллах употребляется тоже всегда во множественном числе. Философия древних славян и последующие учения говорят, что люди – потомки богов, и, коли боги столь различны – то и потомки их каждый по – своему - уникальны. Как прямые потомки Адама и Евы могли стать, например, китайцами, якутами, африканцами или индейцами? Кроме Адама и Евы были созданы богами и другие люди. Где бы Каин, убив брата своего, сумел найти жену себе, дабы родить сына Сифа? И для чего стал бы он отстраивать город, если бы в этом не нуждался целый народ?

Как вы думаете, откуда произошло слово «культура»? «Культ» - это традиции, вера, обычаи. До прихода монотеистических религий все люди на протяжении тысячелетий на Земле являлись язычниками. А что знаем о язычестве мы, современные, цивилизованные люди? В школе нам давались краткие сведения о язычниках – как о людях тёмных, поклонявшихся деревянным идолам. Почему считается, что вера в Бога у древних славян, философия древних славян – менее интересна, чем изучаемые в школах Легенды и Мифы Древней Греции? Уверена, учителя наши и сами знали о язычестве и о вере в бога у своих предков не намного больше того, что рассказывали на уроках истории. А ведь сколько мифов, песен и сказок можно было бы рассказать детям! Именно в них прослеживается зарождение истории, искусства и религии. И не понятнее ли стала бы нам, современным людям, вся сущность бытия, если бы мы лучше знали о корнях своих?

Языческие боги древних славян имели различное происхождение. Одни племена верили в пращуров - тотемных животных, иные – в природные и космические силы, третьи – поклонялись душам умерших предков. По представлению древних славян боги делились на небесных - Высших, земных – духов Матушки–Природы и подземных – злых, тёмных демонов.

Высшие боги древних славян

Великий славянский Бог СварогВеликий славянский Бог СварогБогом Неба и всего сущего на Земле у древних язычников был Сварог. Он научил людей пользоваться плугом и кузнечными клещами, плавить медь и ковать железо. Вера в Бога Сварожича, бога огня, сына Макоши и Сварога, подарила славянам силу огня, который в те времена являлся истинно центром того мира, внутри которого существовала человеческая жизнь. Никакая нечисть, никакие злые духи не смели приближаться к Огню, но сам Огонь мог уничтожать всё вокруг и очищать нечто осквернённое. Знаете, откуда родилась традиция прыгать парами через костёр? Из язычества. Огонь являлся свидетелем даваемых клятв. Если девушка и парень, взявшись за руки, прыгали через огонь и сумели не расцепить рук во время прыжка – то по верованиям славян им обеспечена была долгая, счастливая жизнь вместе. Интересно также, что истинное имя Бога – Огня держалось в строжайшем секрете, до сих пор не разгаданном современными учёными.

Молодой, красивый бог Ярило ведал той стороной жизни, которая отвечала за размножение, физическую любовь и плодородие. Бог Змей (Волос, Велес, Смог) – был противником Перуна. В нём воплотились Хаос, враждебность, неупорядоченность, страсти. Но не стоит путать всё это со злобой. Это всего лишь животные инстинкты, которые побеждая, ставят впереди слова «Надо» - слово «хочу». Если держать их в повиновении – ничего дурного с вами не случится. Боги древних славян Змей и Перун почитались в равной степени, только Перуну ставили святилища на высоких, открытых местах, а Змею – в сумрачных низинах. Богу Змею – Велесу приносили в дар молоко, зная что этот бог – большой любитель свежего молока. Кстати, и имя его второе Смог (Цмог) переводится со старославянского как «сосун».

Вера в Бога Перуна, бога грозы и войны, придавала славянам силу во время битвы и защищала от нападения. Так, топор, на котором изображены были Гром и Солнце, всаживали в косяк двери – это считалось лучшей защитой от злых духов. Другим символом Перуна принято было считать знак, напоминающий шестиспицевое колесо. Богу Перуну посвящён был огромный лесной бык – тур. Интересно, что, после становления христианства на Руси, образ Перуна возродился в одном из самых почитаемых святых Илье – пророке.

Великие языческие богини

Великой древнеславянской богиней являлась Берегиня. Она породила всё сущее. Повсюду рядом с ней мчатся светоносные всадники, воплощающие в своём образе – лики Солнца. Женой бога Святобора и покровительницей охоты считалась богиня Девана – красавица в одеждах из куньих и беличьих шкур и с луком в руках.

Божество Сыра Земля являлось для язычников олицетворением самой природы, оно было существом, подобным человеку, но при этом несло в себе божественность. Вся Сущность Бытия для славян была божественной благодаря этому божеству. Богиня Макошь, жена Велеса, была для всех язычников богиней плодородия и повелительницей судеб. Она правила волшебством и магией, являлась покровительницей женщин и защитницей природы. Ей помогали богиня Жива – символ юности, силы, красоты человеческой и природной, Леля – богиня весны и Лада - богиня любви и красоты.

Помимо вышеназванных Богов Древних Славян, существовали и другие. Среди них были трепетные, трогательные богини Кручина, Журба, которые воплощали в образе своём сострадание. Были богини печали Жела и Карна. Доля и Недоля в славянской мифологии изображались как две роженицы и олицетворяли собой удачу, судьбу. Даже простое упоминание имени этих богинь могло, по представлению славян, значительно облегчить душу и уберечь от многих бед. Отсюда в древнем фольклоре появилось так много причитаний и плачей.

Боги древних славян Утренняя и Вечерняя Зори, родные брат и сестра, ведали пробуждением и засыпанием Солнца. Утренняя Зоря являлась женой Солнца и каждый год в день Ивана Купалы их брак торжественно праздновался на всей Руси. Солнце считалось у славян Оком Всевидящим, наблюдающим за соблюдением всех законов на Земле и за добропорядочностью людей. Символом Солнца являлся крест. Если, зажмурив чуть-чуть глаза, вы попытаетесь всмотреться в солнечный круг – вы увидите древнейший символ языческой веры – крест.

Тёмные боги древних славян

Богам Света, Любви и Солнца противопоставлялся Чернобог, властелин подземельного царства. Главным служителем Бога Тьмы являлся Ний (или Вий). Он был судьёй для умерших. Древние славяне искренне верили в добро и не могли смириться с мыслью, что тёмные деяния человеческие не будут наказаны, не на этом, так на том свете. Ний был также связан с зимним «омертвением» природы и с насыланием кошмаров во сне тем людям, чья совесть не чиста. Также с сезонным «умиранием» природы славяне связывали деятельность бога Кащея, символизирующего оцепенение, окостенение природы во время стужи. Но Кащей не являлся всесильным богом смерти, его власть не была долговечной. Смертью же правила богиня Мор (Мара, Морана), жена бога Кащея, сестра Лели и Живы. Слова «мертвый», «умереть», «мор», видимо, произошли именно от имени этой богини.

Низшие языческие боги

Языческие боги древних славян Симаргл (бог почвы и корней растений), Домовой (покровитель дома), Овинник, Водяной, Леший, Полудица, Полевик, Банник считались «второстепенными» божествами, жившими по соседству с людьми. Они могли помогать людям во всяких хозяйственных делах, но могли и мешать, а зачастую шалить. В отличие от основных, главных богов, эти божества частенько являлись на глаза, о чём свидетельствуют многие предания, сказы и легенды.

Обрядами и знатоками точных календарей ведали у славян волхвы – жрецы и знахарки – ведуньи. Помимо языческих молений (в которых заключены были сезонные циклы), языческая вера в бога включала в себя заклинания, обряды, культ предков. Свадебные и похоронные обряды, были насыщены особыми магическими действами, о чём свидетельствуют археологические находки. Но в 980 году вступил во власть Владимир I. Именно он начал проводить некую языческую реформу, стараясь переделать старинные верования славян, подняв их на уровень государственной религии. Однако на холме возле терема своего повелел Владимир установить деревянные символы языческой веры в бога – Мокоши, Семаргла, Перуна с золотыми усами и серебряной головой, Сварожича – Огня, Стрибога и Даждьбога. Говорят предания, что Светлый Князь Владимир повелел приносить деревянным Идолам человеческие жертвы, дабы придать язычеству торжественный, но трагический характер. «И осквернилась земля Русская, и холм тот человеческой кровью» - написано в летописях.

istokimira.ru

Божества древних славян

По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).

Особого рода источник для реконструкции славянских мифов — сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающихся особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и атрибутами, в том числе основного мифа славянской мифологии о поединке бога грозы с его демоническим противником. Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее — христианства, заметно изменивших славянскую мифологию.

До принятия Русью христианства в 988 году (а некоторыми славянскими государствами немного раньше), главной религией славян была древняя религия языческих божеств. Естественно, первобытная сущность тех культов была далека от отточенной идеи христианства о божественном происхождении всего сущего, однако, христианство по своей сущности очень близко подходило к языческим верованиям славян.

Существует определенное развитие во времени истории славянских верований.

  1. Первоначально славяне приносили жертвы Упырям и Берегиням.

  2. Затем они "начали трапезу ставити" (тоже приносить жертву Роду и Роженицам - Ладе и Леле. )

  3. Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну, впрочем сохраняя веру и в других богов.

2.

1а.

Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини же, связанные со словом "беречь", "оберегать", - добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начала - очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты - "oбереги"; в народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.

1б.

Культ Рода и Рожениц, божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того, эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям. Рожениц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

1в.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников. Перуну было посвящено животное - дикий тур, громадный лесной бык. После крещения славяне многие свойства Перуна "передали" Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.

Кроме Перуна было еще несколько «главных» богов и ряд «второстепенных», как бы полубогов. Главными были: Даждьбог, Сварог, Волос, Ярило и другие.

Название: Единый Бог Вселенной

Также известен как: Яркий

Символ: Облака, раскалываемые молнией

Цвет: Небесно-голубой

Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает демонов тени.

В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее, поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу — молнии. Он думал, что когда-то они должны будут занять его место, и надеялся, что его разделенная между ними мощь должна дать достаточно силы сыновьям, чтобы удержать трон в своих руках. К несчастью, Сварог не принимал во внимание желания других мощных божеств, подобно Перуну и Свантовиту. Имя его все еще запрещается произносить. Сварог больше не беспокоится о простых смертных и, хотя он все еще жалко злится над тем, что трон уже не принадлежит ему, он бессилен, чтобы изменить что-либо.

Свантовит

Название: Бог процветания и войны

Также известен как: Сильный

Символ: Рог изобилия

Цвет: Белый

Когда Сварог отдал свою власть в руки Сварожича и Даждьбога, Свантовит и Перун внутренне порадовались. У них были свои собственные планы, очень сильно отличавшиеся от идей старого Сварога. И хотя Даждьбог повелевает солнцем, он не настолько влиятелен, как Свантовит.

Неизбежно, Свантовит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и Перун. Поэтому теперь в пантеоне нет ясного лидера. Напротив, трон делят две постоянно спорящие силы, каждая из которых желает, чтобы другая освободила свое место.

Четыре головы Свантовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Он может предсказать процветание урожая, определяя его количеством вина в роге своего святого быка. Скача на белой лошади на битву, он берет с собой лук или огромную саблю.

Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами. Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на сражение.

Перун

Название: Бог войны

Также известен как: Громовержец

Символ: Скрещенные топор и молот

Священные животные и растения: Коза, дуб

Как Даждьбог уступил свое место Свантовиту, Перун овладел местом Сварожича. Несмотря на то, что Сварожич считался очень сильным, те, кто любил воевать, более признавали Перуна. И хотя Перун формально не был священным, военные руководители и вожди горячо верили в него.

У Перуна — серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками молнии подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и молот — его любимые виды оружия.

В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его поклонники. Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с чучелом Перуна и смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему времени, руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуна.

Свита Перуна

Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. Волос (Велес) — его главный советник. Когда Зоря Утренняя завершает свои повседневные работы во дворце Даждьбога, она свободна, чтобы принять свое другое воплощение — покровительницы воинов. Красивый девственный воин защищает ее поклонников своей длинной вуалью. Она владеет саблей и мчится в битву на черной лошади. Даже Варпулиса, внука злого Стрибога, вызывает шум грома Перуна.

Даждьбог

Название: Бог лета и счастья

Также известен как: Щедрый бог

Символ: Солнечный диск

Цвет: Золотой

Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он — веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами.

При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения — знак плохого настроения пары.

Девы Даждьбога

Даждьбога обслуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей Даждьбога.

Мати-Сыра-Земля

Название: Родина

Символ: Сумка, заполненная землей

Священные животные и растения: Овца

Цвет: Оттенки Земли

Мати-Сыра-Земля чувственна и справедлива. Если Вы могли бы понять ее непостижимый язык, она бы предсказала Вам ваше будущее. К ней взывают, когда начинаются эпидемии, также она защищает женщин во время родов. Ей приписываются знания о травах и растениях.

Мати-Сыра-Земля время от времени по ночам посещает дома своих поклонников, замаскировавшись под человека, одетого в украшенном лентами и орнаментами платье. Иногда она имеет сходство с овцой, и выступает в качестве защитницы этого животного.Представленная в виде соломенного идола, она присоединяется к священным родникам и святым огням.Ярило — ее муж.

Сварожич

Название: Бог силы и чести

Также известен как: Палящий

Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор

Священные животные и растения: Бизон, лебедь

Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с Даждьбогом, — намерение отца Сварожича. Дар Сварога — молния — вверен именно ему. Он — бог очага и дома и известен своим верным советом и пророческой силой. Он — бог простого воина, дорожащего миром.

Некоторые верят, что, когда Сварог освободил свое место, Перун занял место величайшего бога войны. Последователи Сварожича считали его слишком неярким для того, чтобы быть одаренным такой честью, в то время как Перун, полный энтузиазма, принял участие во всех военных подвигах. Другие уверены в том, что голос недовольства был создан агентами-провокаторами, который надеялись, что Триглав станет избранным богом войны.

Сварожич появляется в виде воина, носящего каску в форме лебедя с распростертыми крылами на его изогнутой голове. Черная голова буйвола на его доспехах украшает грудь, а в левой руке он сжимает двухсторонний топор.

Триглав

Название: Бог чума и войны

Также известен как: Тройной Бог

Символ: Змея, изогнутая в форме треугольника

Цвет: Зеленый

Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую вуаль над каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более низкие области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.

Триглав — хитрый и злобный бог; его зависть к Свантовиту легендарна. И хотя он вечно скрежещет зубами над своей неудачной попыткой взять трон, когда у него был шанс, он ядовито посмеивается над распрями среди добрых богов, которым он очень старательно способствовал. Некоторые верят, что наиболее бесчестное дело Триглава состояло в том, что он посеял семя недовольства над местом Сварожича в пантеоне. При этом Триглав было настолько искусен, что в этом обвиняют Перуна.

Фавориты Триглава

Триглав может быть гением и может рассмотреть Вселенную, как не может никто другой, за исключением его фаворитов. Триглав надеялся, что наиболее воинствующие последователи Сварога будут поклоняться его фаворитам и что тем самым Триглав станет наиболее популярным военным богом.

Планы Триглава потерпели неудачу, когда Перун и Свантовит поглотили большинство поклонников Сварога . Но Триглав все еще выражал огромное терпение, сохраняя свой гнев и расстройство скрытыми от других богов. В конце концов, Сварожич посчитал виновным в своей потере трона Перуна, хотя было намного больше оснований обвинить Триглава.

К фаворитам Триглава относятся: Яровит, владеющий большим золотым щитом; Поревит, четырехголовое божество со вторым лицом на груди; Руевит, семиголовый военный бог, вооруженный восемью саблями.

Волос (Велес)

Название: Бог торговли и зверей

Также известен как: Хранитель стад

Символ: Сноп зерна или зерно, связанное в узел

Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза

Цвет: Коричнево-золотой

Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что обещания держатся. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем.

Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы советоваться. В связи с этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.

Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей. Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель доспехов.

Ярило (Ярила)

Название: Бог весны и веселья

Символ: Гирлянда или корона из диких цветов

Священные животные и растения: Пшеница, зерно

Цвет: Белый

Веселый Ярило — покровитель весенних растений. Когда весной он появляется первый раз, Ярило похож на белокурого молодого человека, едущего на белой лошади босиком. Тем не менее, по мере прохождения сезона, он стареет и, наконец, поздним летом умирает.

Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом.

Мати-Сыра-Земля — его жена.

Стрибог

Название: Бог зимы и ветров

Также известен как: Рассеиватель богатства

Цвет: Серый

Стрибог — олицетворение зимы и мороза, он известен своими внуками — ветрами. Стрибог — плохой бог, который находит радость в несчастье другого. Он изображается в виде старухи, задирающей своих внуков.

Внуки Стрибога

Все ветры — внуки Стрибога, но лишь следующие незначительные боги заслуживают внимания: Варпулис, вызывающий шум шторма; Догода — мягкий и ласковый Западный Ветер; Вихорь, вызывающий смерчи и Эрисворш, покровитель бурь. Также существуют Ветру и Северный и Восточный ветры.

Белбог

Название: Бог Добра

Также известен как: Белый Бог

Символ: Белая статуэтка

Цвет: Белый

Белбог представляет все хорошее. Богатство и хорошее состояние приписываются ему, он же связывается со светом и днем. Он диаметрально противопоставляется Чернобогу.

Белбог возникает в виде почтенного старого человека с белой бородой, одетого в белом. То, что он помогает заблудившимся путешественникам найти дорогу из леса, его помощь крестьянам в поле — только некоторые его добрые дела.

Чернобог

Название: Бог Зла

Также известен как: Черный Бог

Символ: Черная статуэтка

Цвет: Черный

Он приносит неудачи и несчастье; он — причина всех бедствий. Темнота, ночь и смерть связываются с ним.

Чернобог — во всех отношениях противоположность Белбогу. Рассматривая буквально, он должен появляться в виде молодой привлекательной брюнетки, одетой в черное.

Симорг

Название: Страж растительности

Символ: Мировое Дерево

Священные животные и растения: Ячмень

Цвет: Зеленый

www.coolreferat.com


Смотрите также