Об армянском происхождении знаменитой египетской царицы пишут зарубежные исследователи и ученые, никак не связанные с Арменией и живущие далеко за ее пределами. К их числу принадлежит и авторитетный британский египтолог Флиндерс Питри.
Всем известен величественный профиль Нефертити — знаменитой ипрекрасной царицы древнего Египта. Пластические хирурги до сих пор копируют разрез ее глаз, форму губ и носа, модницы всех стран повторяют макияж царицы, а дизайнеры создают летящие платья, сандалии и украшения, как на ее портретах. Примечательный факт:зарубежные исследователи и ученые, никак не связанные с Арменией и живущие далеко за ее пределами, все чаще и чаще пишут об армянском происхождении египетской царицы. К их числу принадлежит известный британский ученый, один из основоположников современной систематической египтологии Флиндерс Питри.
В 300 км южнее Каира, около поселении Амарна, в 1887 году был случайно обнаружен царский архив 18-ой династии Египта (1580-1090 гг. до н.э.), который имел огромное значение для исследования истории не только древнего Египта, но и многих стран и народов Передней Азии.
Обнаруженный царский архив состоял из около 300 глиняных дощечек и содержал дипломатическую переписку фараонов Аменхотепа III (1455- 1419) и Аменхотепа IV (1419-1400) с монархами Митанни (Хурри-Митанни), Вавилона, Ассирии, Хатти и монархами других стран.
Исследования выяснили, что начиная с 18-го века до н. э. армянское (арийское) государство Митанни игралo важную роль в политической и экономической жизни Передней Азии. Оно являлось известным торговым перекрестком для соседних государств. Во времена своего могущества цари Митанни властвовали над Сирией—Палестиной, которые граничили с могущественным Египтом. Египет также желал править в Сирии-Палестине, в силу своего расположения имевшей важное стратегическое значение.
Начинаются взаимные военные походы. Египетские фараоны в своих письмах с хвастовством отмечают, что совершали нашествия на страну Митанни (также Naharina, Nairi – одно из названий древней Армении), дошли до берегов Ефрата, разрушили, сожгли поселения и с большой добычей вернулись назад. Очень часто повторявшиеся походы показывают, что не всегда удача сопровождала египтян, иначе так часто не организовались бы нашествия на Армянское нагорье (об армянском/арийском государстве Митани /Миттани, Митанни, Хурри-Митани/ образованном на юге Армянского нагорья в 15-14 вв. до н.э. подробно смотрите в труде А. Терян, Митанни: Древнее Армянское Государство, Ереван, 2006 на армянском языке, резюме — на русском).
Тутмос IV (1465-1455), по опыту своих предков, предпринимает новое нашествие на Митанни, однако оно заканчивается договором о мире и дружбе, заключëнном с царëм Артатама I. Согласно новому договору, Каркемыш, Алепп и Алалаx остаются под властью армянского царства, а южные части Палестины и Сирии отxодят к Египту. Тутмос IV убеждается, что ему и его стране намного выгоднее иметь страну Митанни в качестве союзника. Для закрепления более прочного договора он посылает к Артатаму I сватов—дипломатов, прося в жены его дочь. Сваты семь раз посещают двор Артатама, который в конце концов даëт свое согласие:армянская царевна по имени Мутемуе становится царицей Египта.
Письма Амарны показывают, что дочь Артатама I — мать следующего египетского фараона Аменхотепа III (1455-1419). Этот фараон также женился на одной из царевн страны Митанни. До 10 года своего царствования (около 1445 г. до н. э.) Аменхотеп III послал дипломатов-сватов к следующему царю Митанни — Сутарну I, прося руки его дочери – Гилу Хепы. Известно, что только после шестого посещения во дворец Сутарны дипломатам удается получить разрешение царя. Гилу Хепа в сопровождении 317 служанок отправляется в Египет.
Аменхотеп III имел и другую жену по имени Тиа (Теа — хуррийского происхождения), вероятно, после смерти Гилу Хепы, так как о ней нет больше сведений в письмах. Тиа была не царского происхождения. Из обнаруженных в ее гробнице письменных источников выяснилось, что родители Тии были из страны Наири (Армении). Тиа называлась «старшей женой царя» и имела влиятельное положение в египетском дворце. Она имела славу умной жены и помогала мужу в деле правления страной. Несмотря на эти преимущества, по причине ее нецарского происхождения, жрецы часто требовали от фараона, чтобы он развелся с ней. Однако Аменхотеп III всегда отказывал им, отвечая, что Тиа – жена могущественного фараона.
Известный британский археолог, один из основоположников современной египтологии Флиндерс Питри, который детально исследовал положение царевн Митанни в египетском дворе, писал, что«лицо Тии отличалось от ранее распространенного в Египте типа лица. Облик Нефертити имеет много схожих черт с Тией, так много, что вероятно, обе принадлежат к одной нации» (Flinders Petrie, A history of Egipt duringthe XVII and XVIIIdinasties, II, 1924).
Аменхотеп III правил долго и из писем Амарны становится ясным, что несмотря на преклонный возраст, он снова хотел взять в жëны одну из царевн Митанни. На этот раз невестой была дочь царя Тушрата — Таду Хепа (Taту Хепа), которая позже будет известна по имени Нефертити.
Фараон посылает своих дипломатов на сватовство. Дипломаты принесли с собой письмо фараона, где было написано: «Брат мой, пошли мне в жены твою дочь как правительницу Египта». Тушрата сразу не соглашается, начинаются длительные переговоры. Царь Митанни требует у фараона большое количество золота, что было необходимо ему для защиты от внешних врагов. Однако фараон не спешил посылать потребованное золото и написал ему: «То, что посылаю тебе, ничтожно, но если ты согласишься дать ее мне в жены, которую я возжелаю, подарки должны придти намного больше». Во время одной из посещений дипломату-свату Мане представляется невеста. Мане очень нравится царевна и с ответным письмом Тушраты, где он снова требует золото, возвращается в Египет. Сведения дипломатов о невесте, вероятно, удовлетворили фараона, ибо Мане с новыми подарками и новым письмом снова отправляется в армянскую страну, чтобы сопроводить царевну в Египет.
Известны также имена дипломатов Тушрата — Келиа, Ар—Тешшуб и Асали (писарь), которые также часто бывают в Египте, как и Мане, подготавливая женитьбу фараона с Таду Хепой. Тушрата готовит для своей дочери приданое, для которого было нужно время, и решается, что Мане должен 6 месяцев ждать в столице Вашшугане, пока будет готово приданое (А. Хачатрян, История Армении периода клинописной эпоxи, Ереван, 1933; Flinders Petrie, A history of Egipt duringthe XVII and XVIII dinasties, II, 1924).
Приданное Нефертити было создано из налогов городов Хармохе и Машриани, посылались также несколько сотен рабынь, одна культовая часовня для национальных богов. В приготовлении приданного участвовали также города и князья, находящиеся под властью Тушрата.
Детальный список приданого Нефертити сохранился в коллекции писем Амарна: золотые, серебряные и бронзовые предметы, сосуды, драгоценные ткани для одежды, вышитые предметы, расшитая золотом мантия, серьги с драгоценными бриллиантами, орнаментированные браслеты для запястий и голеней, украшения, чашки, коробки, флаконы с благоухаюшими маслами, бронзовая посуда, золотые и серебряные статуэтки. Есть также посеребренные кареты со своими конями, оружие и доспехи, бронзовые шлемы, посеребренные, украшенные золотом и бриллиантами позолоченные луки и другое оружие. Для старца фараона был приготовлен какой-то волшебный бальзам, который должен был продлить его жизнь. Посылалась также статуэтка Иштара (Шавушка) — покровительница богини Нинве, которая должна была излечить фараона во время его болезни.
После длительных приготовлений, когда сваты шесть раз посетили дворец Тушраты, царь провожает свою дочь в Египет, дав ей благословение. Царевна доходит до Египта и принимается там с королевскими почестями. Египтяне были восхищены еë невиданной красотой и называли еë Нефертити, что в переводе с египетского означает «красавица пришла».
Вскоре фараон Аменхотеп III умирает и на престол восходит очень молодой сын Аменхотепа III и Тии – по имени Аменхотеп IV (1419-1400). Новый фараон непосредственно сообщает царю Тушрату о смерти отца и просит продолжить начавшееся родство с ним, так как он решил принять Нефертити в свой гарем как «старшую княгиню, княгиню всех женщин и правительницу юга и запада».
К счастью, облик армянской царевны Нефертити дошел до нас — в Амарне был обнаружен ее скульптурный портрет. Это красивая женщина с тонкими чертами лица, длинной шеей и мечтательными глазами.
Фараон Аменхотеп IV, несмотря на юный возраст, начал в стране масштабные преобразования, которые коренным образом изменили вековые обычаи Египта и стали причиной для острых столкновений. Новый фараон отрицает всех старых богов и утверждает единобожие – Атон – «Диск Солнца». Аменхотеп IV, переименовавшись, называл себя Эхнатоном, что означает «Щит Атона» или «Слава Атона». Эхнатон пощадил только бога Солнца РА (=АР), который по своему описанию и признакам соответствовал новому богу. Эхнатон верил, что Бог—Солнце един для всех и создал, сотворил человеческое племя. Эхнатон посвятил себя проповедованию новой религии, написал множество од, построил новую столицу по названию Ахетатон, что означало «город бога Атона». Построил также храмы, стены которых указал украсить портретами его любимой жены — Нефертити и трëх дочерей. Большую часть написанных им од Эхнатон посвятил Нефертити. В них он восхваляет ее обаяние и красоту: «Я люблю сладкое дыхание твое, каждый день восхищаюсь твоей красотой, мое желание слышать твой голос обаятельный, что звучит как шуршание северного ветерка».
В этой религиозной революции была велика роль солнцепоклонства царевн страны Митанни, которые взяли с собой в Египет культ Бога-Солнца, культ своих предков-солнцепоклонников армян-ариев. Об этом британский профессор Питри написал: «Мать Эхнатона имела митаннийско-армянское происхождение, она принесла религию со своей родины и научила сына» (В. Любимов, Искусство древнего мира, Москва, 1980, с. 89 Breasted, Ansient Times, Boston, 1935, p. 116-117; М. Гавукчян, Происхождение имëн армен-хай и Урарту, Бейрут, 1973, с. 373).
Из писем становится ясным, что отношения Эхнатона и Тушраты развивались не очень дружелюбно. Новый фараон не посылает подарки, обещанные ранее Аменхотепом III. Тушрата очень хотел получить особенно две золотые скульптуры своей дочери, которые в готовом виде показали его дипломатам. Аменхотеп IV посылает лишь позолоченные деревянные скульптуры, что было оскорбительно для Тушрата. Последующие переписки и события показывают, что отношения стали намного холодней и в итоге были разорваны. Это произошло в то время, когда Митанни ослабел, а Египет, из политических соображений, не желал продолжить дружбу со слабеющей страной. Эхнатон и Нефертити не имели сына, по этой причине, когда на 30 году жизни фараон скончался, трон перешел зятьям, вначале Семнехкару, затем Тутанхамону. После смерти мужа, прожив несколько лет, Нефертити умерла в 37 лет (по другой версии, ей было 34) .
Таким образом, почти три поколения продолжались родственные связи царских семейств Митанни и Египта, где правили армянские царицы Мутемуе — дочь Артатама I, Гилу Хепа — дочь Сутарна I, Тиа — дочь князья Юа и Таду Хепа (Нефертити) — дочь Тушрата I. Царственные особы Страны Армянской пользовались большой славой и уважением в египетском дворце. Они прославились своим исключительным умом, обаятельной красотой, были умными советчицами и помощницами для своих мужей-фараонов. С армянскими царевнами, несомненно, отправлялись в Египет также сотни обслуживающих их женщин—нянек, дворцовая челядь, которые внедряли в Египте свои нравы, обычаи, религиозные взгляды. Для сравнения отметим, что жена хеттского царя Хаттусили III (13-й век до н.э.) Пудо хепа – хуррийского (митаннийско-армянского) происхождения, также имела большое влияние в хеттском дворце. Она была дочерью жреца Хурритского Кицватны (Армянской Киликии), была образованной, развитой и влиятельной царицей – «tawannas». Еë влияние было очень велико и в вопросах религии и культуры. Хаттусили III был настолько уверен в своей супруге Пудо Хепе, что часто разрешал скреплять только ее печатью составленные от его имени документы (История Древнего Востока, Москва, 1988, II, с. 151).
Судя по всему, у народов, живших и живущих южнее Армянского нагорья, распространенное в старину и используемое ныне выражение «huri-peri» (красавица), имеет связь с названием xури (huri =hur=har=hai) и армянскими царицами. В истории Египта отличается как раз эпоха нового царства, которая начинается с восшествия на престол фараонов 18-ой династии. Это эпоха считается периодом процветания и могущества Египта. Можно считать, что эти удачи были обусловлены также родственными и дружескими связями между царями Митанни и египетскими фараонами.
Статья из книги Анжелы Терян
История и Армения, Ереван, 2006 г.
***
«Древние арабские источники сообщают, что армяне-амалеки царствовали в Египте очень долго. Правили целые династии амалекитян (например, светловолосый брахицефал-арменоид Рамзес II), о чем писал в своих трудах известный австралийский антрополог — сэр Г. Смит (Концепция гипердиффузионизма). Г.Э. Смит преподавал на протяжении 10 лет в Каирской школе по изучению мумий. О фараонах-арменоидах писали многие ученые — Д. Дерри, Э. Хуттен, Ф. Лушан, З. Зег, В. Зиглинг, М. Джейкман, барон фон Опенгайм, Б. Мошезон, другие авторитетные исследователи. А в армянском языке слово «мелик» имеет то же значение (например, карабахские правители так и назывались — мелики). Современные израильские источники сообщают, что амалеки — предки армян: «В ряде источников Армения именуется Амалек, евреи называли армян амалекитами».
Газета «Еврейское слово», N 40, 2006
Как видим, основоположник современной египтологии, британский ученый 19 века Флиндерс Питри далеко не одинок в своих суждениях об армянском происхождении царицы Нефертити и десятков фараонов с арменоидными типа лица, строения черепа. Об этом пишут уже и израильские СМИ, австралийские, арабские, германские и английские источники…
psifactor.info
Две царицы Египта: Нефертити и Тейе
В Берлине в знаменитом Египетском музее находится один из самых ценных экспонатов - маска саркофага египетской царицы Тейе. Она являлась супругой Аменхотепа III (XVIII династия). Период его царствования был одним из самых великих в древнеегипетской истории. Некоторые историки берут на себя смелость утверждать, что многие из достижений Аменхотепа III являются следствием влияния на него супруги Тейе.
По рождению Тейе являлась провинциалкой из города Ахмима. Ее отца звали Иуйя. Он был начальником колесничих войск. Мать - Туйя - являлась жрицей храма Мина. Загадкой является тот факт, что провинциальная девушка на долгие годы стала первой леди государства.
Гробницы, найденные археологами, свидетельствуют о том, что семья, по настоянию дочери перебравшаяся в Фивы, была счастлива и благополучна.
Как царица Египта Тейе предстала перед народом как сильная, властная и талантливая. У нее было шестеро детей. Первый, Тутмос, рано умер. Вторым был Аменхотеп IV, правящий Египтом после своего отца. Далее у царицы рождаются четыре дочери: Сатамон, Хенуттанеб, Исида и Небеттах. По одной из версий, Исида стала супругой Тутанхамона. Хотя есть и другая, которая утверждает, что Сатамон и Исида являлись женами своего отца.
Аменхотеп III на протяжении многих лет просто боготворил свою супругу. Он дарил ей роскошные подарки и архитектурные сооружения. Примером может являться летний дворец Малькетта.
Тейе активно участвовала в управлении страной и являлась авторитетом как для детей, так и для мужа. Египетскую царицу уже при жизни обожествляли с Солнечным Оком, которое со своим мужем охраняет страну от таинственных африканских сил.
Когда Аменхотепу III было примерно 50 лет, он умер. Тейе пережила супруга. Следующим фараоном стал ее сын Аменхотеп IV. В его семье она и провела остаток жизни. Здесь она была почитаема и счастлива. А главной женой ее сына была Нефертити.
Археологи нашли гранитный саркофаг царицы Египта Тейе в Ахетатоне. Однако мумию царицы египетские жрецы перезахоронили в Долине царей.
Царица Нефертити
И так, следующей правящей парой был сын Тейе Аменхотеп IV и Нефертити. Аменхотеп позже провозгласил себя Эхнатоном.
О происхождении Нефертити ученые ничего не знают. По мнению некоторых ученых имя египетской царицы переводится как "красавица пришла". Из этого они делают вывод, что ее привели в страну из государства Митании. Однако это версия встретила отпор другой группы историков, которые утверждают, что супругой Аменхотепа IV могла быть только знатного рода египтянка.
Существует еще одна, более правдоподобная версия. если ей верить, то родителями Нефертити были знатного рода провинциалы из города Коптос. Они являлись родственниками царицы Тейе. Именно эта версия и объясняет появление юной красавицы в доме фараона в Фивах.
Около 17 лет Аменхотеп IV правил Египтом. И в первую очередь его помнят как царя-еретика, который запретил культы старых египетских богов, а вознес одного бога Солнца - Атона. Отсюда и его царствующее имя Эхнатон - "действенный дух Атона".
Царица Египта Нефертити всячески поддерживала мужа, а также играла не маловажную роль в жизни страны. Они вместе основали Ахетатон - новую египетскую столицу, где возвышались прекрасные дворцы с не менее прекрасными садами. Нефертити родила шестерых дочерей. Сохранилось множество изображений со сценами из жизни семьи. Это сцены приема гостей, сцены нежности и игры с детьми.
На 12 году правления Эхнатона в царствующей семье случилось страшное горе - умерла их дочь Макетатон. Вероятно, что именно эта трагедия привела к концу безоблачного счастья. Теперь у Нефертити появилась соперница - Кийа, которая была второстепенной женой Эхнатона. Историки считают, что именно она родила наследников Сменхкара и Тутанхатона, чем окончательно вытеснила из жизни царя Нефертити.
О дальнейшей судьбе царицы Египта ученые ведут споры. По одной из версий она провела остаток жизни в одном из второстепенных дворцов в полном одиночестве. Однако существует версия о том, что она стала приемником своего супруга. Ученые также до сих пор спорят о месте ее захоронения.
После смерти Эхнатона двенадцатилетний Тутанхамон становится следующим фараоном. Под влиянием жрецов и знати, он возвращает Египту прежних богов. Существует мнение, что первоначально мальчика звали Тутанхатон. А после возвращения старого культа богов, он меняет одну букву в имени. Теперь он становится Тутанхамоном, что переводится как "живое подобие Амона". Столица Ахетатон разрешена, Эхнатон проклят.
По всей вероятности египетские жрецы приложили не малые усилия, чтобы уничтожить свидетельства жизни и смерти царицы Египта Нефертити, ведь она была неотъемлемой спутницей супруга, всегда и во всем его поддерживала, в том числе и в реформе религии.
great-egypt.ru
7 ЦАРИЦ ЕГИПТА | Солнце всегда
Июнь 11th, 2015 Фирюза Янчилина
В Египте были не только фараоны, но и царицы. Кто же они?
1. НейтхотепСогласно мировой истории, еще в 31-м веке до н.э. правительницей Древнего Египта была Нейтхотеп. Её имя дошло до наших времен, как имя первой женщины-правительницы. Правда правила она недолго, и в качестве регента. Историки до сих пор спорят о том, чьей она была женой – царя Нармера или царя Хор-Аха. Имя Нейхотеп было рядом с их именами в царском картуше.2. МернейтСо второй царицей тоже всё не просто. В раннем царствовании Древнего Египта царицей I-й династии была Мернейт. Она также была регентом при своем сыне Дене и женой царя Джета или царя Джера. Но другие историки утверждают, что она была не женой, а дочерью Джера и после его смерти наследовала престол и правила самостоятельно. Будучи первой женщиной-фараоном, она распоряжалась всеми финансами и отлично разбиралась в государственных делах.3. НейтикертПоследней правительницей VI-й династии древнего царства Египта была Нейтикерт. Некоторые историки считают, что именно она и есть первая женщина-правитель, так как относительно первых двух много споров и сомнений относительно их роли в истории. Именно она первая получила титул фараона.Но вокруг имени Нейтикерт также много вопросов и легенд. Герадот писал о ней, как об умной властной царице, которая смогла отомстить за смерть брата, заманив заговорщиков в покои дворца и впустив в него воды Нила.А затем она вбежала в горящую комнату и покончила с собой. Историки считают, что Нейтикерт достались по наследству времена смуты и раздора. Она не смогла удержать власть и была свергнута. А некоторые египтологи и вовсе утверждают, что никакой Найтикерт не было. А был фараон – мужчина Наджеркара Сиптах I, а имя женщины появилось в результате неправильной транскрипции.4. НефрусебекНефрусебек – ещё одно имя, которое претендует на первенство правительниц Египта. В конце XII-й династии на престол взошла царица Нефрусебек и правила в течение 3 лет и 10 месяцев. Ей был присвоен титул фараона – правила она единолично. Её отец умер, не оставив наследника, что позволило Нефрусбек стать фараоном. Её правление не ознаменовалось успехом, так как с этим временем историки связывают восстание египтян.5. ТаусертПоследним фараоном XIX-й династии стала супруга фараона Сети II (династии Рамзеса II). Звали её Таусерт. После смерти супруга, она стала регентом своего сына. Правила недолго, всего 2 года. По некоторым версиям – 7 лет. Недовольство народа нарастало, и во время её правления Египет чуть не захватили сирийцы во главе с Ирсу. После смерти царицы в стране наступил хаос и анархия.6. ХатшепсутСовременные жители Египта, те, кто знает и почитает свою историю, обычно не вспоминают о вышеуказанных царицах. Почему-то и о Клеопатре говорят с неохотой. Но истинной и единственной женщиной-фараоном они считают легендарную царицу Хатшепсут. Что же такого знаменательного сделала для своего народа эта женщина?Консервативная политика Египта допускала к власти только мужчин, факт нахождения женщины на престоле мог разрушить все их представления об «установленном свыше – космическом принципе иерархии».Но не той женщиной была Хатшепсут, чтобы смириться с этой ситуацией. И она стала официально признанным фараоном Египта. Надела бороду и заявила: «Я сын Бога Амон Ра!» Соответственно, именно этому сыну и принадлежат права престола. Конечно, одной фразы было не достаточно, царица имела большое влияние среди жрецов, военачальников и аристократов Египта. Поэтому никто не посмел усомниться в том, что она сын, а не дочь! На официальных мероприятиях царица носила бороду на протяжении всей жизни. Правила она около 22 лет.7. КлеопатраПожалуй, самая известная царица Египта. Она была не просто последней женщиной-царицей, но и последним независимым правителем Египта. Политик и загадочная женщина, сумевшая покорить сердца двух великих римлян той эпохи – Юлия Цезаря и Марка Антония. Ещё при своей жизни она стала легендой Египта, а её не менее яркая смерть ещё больше повлияла на романтизм образа Клеопатры. По преданию, царица велела передать письмо Цезарю, после чего заперлась со служанками. В письме была просьба похоронить её с возлюбленным, Марком Антонием, покончившим жизнь самоубийством ранее из-за ложного послания о смерти Клеопатры. Слуги нашли Клеопатру мертвой, с двумя еле заметными змеиными укусами. Саму змею не нашли.
на Ваш сайт.
sunforever.ru
Нефертити Египетская царица | Народы мира
Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь «царствует» в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.
Предполагается, что царица была родом из Митаннии и происходила из достаточно знатного рода. Родилась 1370 году до н. э. Ее настоящее имя Тадучела и уже в 12 лет она за существенное количество золота и драгоценностей была отослана своим отцом в гарем Аменхотепа III. Вскоре фараон скончался и по установленным в то время традициям, все жены перешли в наследство его приемнику Аменхотепу IV. Красота Нефертити обратила на себя внимание Аменхотепа IV, впоследствии получившего имя Эхнатона. Тогда же был заключен брак, и заложница гарема стала соправительнецей Древнего Египта.
Царица Нефертити, пожалуй, более известна, чем ее муж, король еретик Эхнатон (Аменхотеп IV). Он сказал, что даже в древнем мире, ее красота была известна, и ее знаменитая статуя, найденная в мастерской скульптора, является не только одним из самых узнаваемых икон древнего Египта, но и темы некоторых современных противоречий. Она была больше, чем красивое лицо однако, она, кажется, что доселе невиданный уровень важности в период Амарны из Египта 18-й династии . В произведение искусства, ее статус очевидно и означает, что у нее было почти такое же влияние, как и ее муж. Например, она изображена почти в два раза чаще в рельефах, как ее муж, по крайней мере в течение первых пяти лет своего правления.
Внешний облик египетской царицы Нефертити можно представить по сохраненным скульптурам и изображениям. Согласно этим данным, женщина имела миниатюрную и стройную фигуру до конца своей жизни, и даже рождение шести детей не отразилось на ее изяществе. Нефертити обладала четким контуром лица и волевым подбородком, который был совсем не типичным для коренных жителей Египта. Ее черным изогнутым бровям, пухлым губам и выразительным глазам могли позавидовать многие женщины, даже в настоящее время.
За весь период брака Нефертити родила шесть дочерей, но, к сожалению, наследника супруги так не дождались. Именно с этим историки связывают повторный брак Эхнатона с молодой простолюдинкой по имени Кийя, которая впоследствии и родила ему сына, известного в истории, как Тутанхамон. Нефертити перешла в ранг изгнанных, и ей передали на воспитание сына ее мужа, но уже через год она была возвращена супругом обратно.
Союз Эхнатона и Нефертити восстановился, но вскоре после этого, фараон был убит и египетская красавица в возрасте 35 лет, стала единовластной правительницей, под именем Сменхкара. Ее царствование продолжалось не более 5 лет, которое закончилось трагической гибелью женщины-фараона от рук изгнанных жрецов. Тело было изуродовано, а ее гробница была разрушена и расхищена вандалами. Возможно, если бы смерть произошла при других обстоятельствах, историкам было бы легче восстановить образ этой женщины.
Что касается психологического портрета Нефертити, то он формируется весьма размыто.По одним источникам красавица отличалась своим непокорным нравом и жестокостью, а по другим, покорная и верная жена, которая во всем поддерживала своего супруга. Возможно, в совмещении абсолютно противоположных характеров и состоит уникальность личности неповторимой древнеегипетской царицы. Современные психологи, анализируя данные о Нефертити, предположили вероятность того, что женщина обладала определенными, считающимися в то время мужскими качествами. Кроме этого, нашли свое подтверждения и предположения о высокой образованности царицы, что было большой редкостью для Древнего Египта и было характерно в основном только для мужчин.
Существуют и различные догадки о том, что больше притягивало к ней Эхнатона: красота Нефертити, ее пытливый ум и мудрость, или мастерство в искусстве любви. Ведь на протяжении всего брака, даже с появлением новой молодой жены, фараон не отпускал свою бывшую супругу из своей жизни.
Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось. По- прежнему неизвестно, действительно ли было найдено погребение великой царицы древности.
narodworld.ru
Нефертити - царица древнего Египта [405]
Нефертити - ( её имя означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска" ) играла важную роль в событиях своего времени.Царица древнего Египта, жена Аменхотепа IV, который более известен, как Эхнатон. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Ее образ, наряду с пирамидами и улыбкой юного Тутанхамона стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. До наших дней через все века прошла легенда о красивейшей и счастливейшей египетской царице, любимой и единственной жене фараона Эхнатона. Но раскопки XX века привели к тому, что легенды вокруг имени Нефертити и ее царственных супругов разрослись. Однако есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти.
Нефертити не египтянка, как принято считать. Она происходила из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно сказать, что она явилась в Египет от самого Солнца. Арии – народ Нефертити – поклонялись солнцу. И с появлением на египетской земле 15-летней принцессы по имени Тадучепа пришел и новый бог – Атон. Брак Нефертити с фараоном Аменхотепом III был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там назвали ее новым именем Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. После смерти отца юный Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству. Любовь фараона вспыхнула не сразу, но она вспыхнула. В результате молодой фараон распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Принимая иноземных послов и заключая важные договоры, он клялся духом бога Солнца и любовью к жене. Аменхотеп IV провел смелую религиозную реформу. На это не решался до него ни один из 350 правителей, занимавших египетский престол.
Из белого камня был построен огромный храм Атона. Началось строительство новой столицы Египта – города Ахетатон («Горизонт Атона»). Он был заложен в живописной долине между Фивами и Мемфисом. Вдохновительницей новых планов была супруга фараона. Теперь самого фараона называли Эхнатоном, что значит «Угодный Атону», а Нефертити – «Нефер-Нефер-Атон». Это имя переводится очень поэтично и символично – прекрасная красотой Атона, или, другими словами, ликом подобная солнцу.Сам Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». В папирусе, где записано поучение о семье мудрого фараона, повествуется об идеальном семейном счастье царственной четы до самой смерти. Этот миф кочевал во времени от античных греков к римлянам и стал всемирным. Сердечные отношения царя и царицы были запечатлены в десятках и сотнях рисунков и барельефов. На одной из фресок есть даже одна чрезвычайно смелая и откровенная картина, которую мы вполне можем назвать эротичной. Эхнатон нежно обнимает и целует Нефертити в уста. Это первое изображение любви в истории искусства.Французские археологи восстановили облик египетской царицы: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Ее фигура – хрупкая, миниатюрная, но прекрасно сложенная – сравнивается с выточенной статуэткой. Царица носила дорогие одежды, чаще всего это были белые прозрачные платья из тонкого полотна.
По легенде и по многим расшифрованным иероглифам, солнечная красота Нефертити распространялась и на ее душу. Она воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, умиротворявшая всех своим милосердием. Иероглифические надписи восхваляют не только красоту царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение. Нефертити называли «владычицей приятностей», «умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой».
Но археологи докопались до трагедии, без которой не обошлась, оказывается, жизнь солнцеподобной и счастливой Нефертити. И у нее в Древнем Египте при любящем и мудром муже была соперница. Узнать эту тайну археологам помогли все те же иероглифы и изображения на каменных плитах. Царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения и государственных забот. Супруги вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки своим подданным.В 1931 году в Амарне французы нашли таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, оставив лишь имя фараона. Затем появились и более удивительные находки. Известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, профиль самой царицы с залепленным краской царским головным убором. Это могло быть совершено только по указу фараона. Египтологи пришли к выводу, что в счастливом доме фараонов произошла драма. За несколько лет до смерти Эхнатона семья распалась. Нефертити изгнали из дворца, она жила теперь в загородном доме и воспитывала мальчика, предназначенного в мужья ее дочери – будущего фараона Тутанхамона.
Под изображениями царственной четы появилось другое женское имя, вписанное вместо Нефертити. Это имя Кийа. Так звали соперницу Нефертити. Подтвердил догадку и керамический сосуд с именами Эхнатона и его новой жены Кийа. Нефертити там уже не значилась. Позднее, в 1957 году, нашли изображение новой царицы – юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, невозмутимость взгляда. Черты, привлекательные лишь обаянием молодости. Эта женщина не могла стать легендой, хотя сменила женщину-легенду и любящую супругу в объятиях Эхнатона. Она не просто покорила сердце фараона. В последние годы правления он сделал Кийа вторым (младшим) фараоном. Для нее был даже изготовлен золотой, роскошно инкрустированный гроб. Но за год до смерти Эхнатон отдалил и вторую свою жену.
Нефертити прожила в опале до восшествия на престол Тутанхамона. Умерла она в Фивах. После смерти Эхнатона жрецы Египта вернулись к старому богу. Вместе с богом Солнца – Атоном было предано проклятьям имя солнцеподобной Нефер-Нефер-Атон. Поэтому его и не внесли в летописи. Захоронение Нефертити остается тайной, видимо, оно было скромным. Но образ царицы остался жить в сказках и легендах ее народа. Народ оставил в них только красоту, согласие и счастье.
www.kinoservis.com
Древний Египет » Царица – ставшая фараоном
После смерти Тутмоса II, четвертого фараона XVIII династии, на троне воцарилась его деятельная и властная супруга. Эту первую в истории Египта женщину-фараона звали Хатшепсут. Она оставила своему племяннику-пасынку (сыну Тутмоса II от наложницы) лишь номинальные права.
У Хатшепсут не было детей, и формально наследником Тутмоса II считался ее племянник-пасынок, которого тоже звали Тутмос. Он был еще слишком мал, когда умер его отец-фараон, поэтому Хатшепсут стала регентом (временным правителем). Она сосредоточила в своих руках власть до совершеннолетия юного фараона.
Хатшепсут была решительной женщиной, и ее не устраивали вторые роли. Поэтому через несколько лет оракул Амона провозгласил ее истинным фараоном. Хатшепсут возвели, как полагалось, на царство, и она стала носить все мужские царские регалии -даже фальшивую бороду.
За двадцать лет правления Хатшепсут укрепила границы Египта с Нубией и Сирией и расширила строительство. Она возобновила торговлю со страной Пунт (вероятно, нынешней Сомали). Об этом свидетельствует надпись в ее заупокойном храме. Корабли разбирали и доставляли по суше с Нила на берег Красного моря, где собирали снова. Эти усилия сполна окупались поставками ценных товаров из Пунта – мирры, ладана, эбенового дерева, слоновой кости, леопардовых шкур и даже бабуинов.
Только смерть Хатшепсут вернула ее пасынку Тутмосу III реальную власть над страной. Как только это случилось, он постарался уничтожить всякую память о царице – статуи с ее изображениями разбили, а имя стерли со всех памятников. Та же участь постигла и ее ближайших сподвижников.
Тутмос III с лихвой наверстал упущенное и успешно царствовал почти 30 лет. Он прославился как талантливый полководец и дальновидный политик. Постоянно участвуя в военных кампаниях, этот фараон расширил границы царства до верховьев Евфрата.
Каждую весну Тутмос отправлялся в поход либо на юг, в Нубию, либо на северо-восток, в Сирию и Палестину, а также к Верхнему Евфрату. За 22 года единоличного правления фараон совершил 15 победоносных походов, многие из них против митаннийцев. Он нередко побеждал их в сражениях, но ему так и не удалось окончательно их сокрушить. Соперничать с Митанни фараоны Египта продолжали вплоть до конца XV в. до н.э.