Древнейшая мировая религия буддизм. Конспект урока по ОРКСЭ "Буддизм - древнейшая мировая религия"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 7 Буддизм как первая мировая религия. Древнейшая мировая религия буддизм


Глава 7 Буддизм как первая мировая религия. История мировых религий

Основные особенности мировых религий

Начиная с появления мировых религий, религия становится особой отраслью культуры, которую разделяют с мистикой и мифологией не только содержание, но организационное построение и формы взаимоотношения с обществом. После возникновения мировых религий становится возможным провести достаточно четкую границу между мистикой, мифологией и религией. Сделаем это на примере первой мировой религии – буддизма.

Буддизм отказался от признания священного характера Вед и, стало быть, всей предшествующей индийской мифологии. Основные свои догмы он воздвиг над мифологическим базисом, так что боги оказались подчиненными высшим закономерностям жизни, сформулированным буддизмом.

С формирования мировых религий исчезает политеизм. «Поли» заменяется на стадии мировых религий на «моно». Это монотеизм или, если так можно сказать, моноантропотеизм, один Бог, или один человек, или один Богочеловек, единый с Богом-Отцом.

На этапе мировых религий видим две тенденции: с одной стороны, Бог становится более абстрактным и отдаленным от человека (Аллах по сравнению с древне-аравийскими божествами), так что даже налагается запрет на его изображение. Бог лишается человекоподобных свойств. С другой стороны, на место богов становится человек (Будда в буддизме). Человекоподобный бог уступает место абстрактному Богу или идеальному человеку.

Христианство в плане этих тенденций занимает промежуточное положение, поскольку в нем имеется вочеловечившийся Бог, соединивший в себе абстрактную божественность с идеальной человечностью.

На этапе мировых религий моральная составляющая по сравнению с мифологически-обрядовой продолжает расти, как и рационально-абстрагирующий момент. Мировые религии отличаются от других наличием развитой догматики, которая рациональна не столько в основе, сколько в обосновании и объяснении. Догмы сменяют мифы, как хорошо видно в буддизме.

Если мифология является духовной причиной становления цивилизации как таковой, то мировые религии приводят к становлению мировых цивилизаций, объединяющих различные государства. Так, можно говорить о христианском мире, в состав которого входят католические и протестантские державы Западной и Центральной Европы и Америки и православные державы Юго-Восточной Европы, включая Россию; о буддистском мире – Юго-Восточной Азии; о мусульманском мире, протянувшемся от Индии до Испании. Мировые религии являются духовной причиной образования сверхдержав, столкновение между которыми может привести к созданию единой глобальной цивилизации.

Особенностью мировых религий является то, что они не возникают в какой-либо одной культуре, а накладываются на различные культуры и часто видоизменяются под влиянием этих культур. Достаточно сравнить католичество и протестантизм, но это относится и к буддизму, и к исламу. В применении к буддизму следует говорить о влиянии ведической религии и брахманизма, китайской и японской мифологии. В схематичном виде это выглядит так:

К исламу применима такая схема:

Общим для всех мировых религий служит признание равенства всех людей независимо от принадлежности к какой-либо касте или нации. В частности, буддизм выступил против кастовой системы Древней Индии. На стадии мировых религий можно рассматривать как один из факторов, творящих религию, личность основателя, что и будет сделано в отношении Будды, Христа и Мухаммада. После возникновения мировых религий людям следует подражать их создателям, что является самым трудным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Конспект урока по ОРКСЭ "Буддизм

МБОУ Суховская СОШ

Пролетарского района

Ростовской области

Конспект урока ОРКСЭ

«Буддизм – древнейшая мировая религия»

4 класс

Учитель начальных классов

Пирогова Наталья Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Тема урока: «Буддизм – древнейшая мировая религия»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя.

Задачи урока:

Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя. Изучить понятия Будда, буддизм, срединный путь, четыре благородных истины.

Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.

Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Из глубокого колодца

Солнце медленно встаёт.

Свет его на нас прольётся,

Луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.

( - Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.

- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.

- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой)

На какие виды делятся религии?

(На мировые и национальные)

Дайте определение понятию мировая религия.

(Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

Что означает национальная религия?

(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране)

Приведите пример.

(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)

С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках ОРКСЭ?

( Христианство, ислам)

Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?»

Распределите слова на группы по религиям.

Иудаизм

Христианство

Ислам

Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.

Мы распределили данные понятия по изученным религиям, но эти слова можно распределить и по другому принципу.

Иисус Христос Тора Рождество мечеть

Пророк Мухаммед Библия Ураза – байрам синагога

Коран Шавуот церковь

Прочти слова первой группы, что их объединяет?

(Иисус Христос, Мухаммед – основатели религий)

Расскажи кто такой Иисус Христос, чему он учил людей?

Какую религию основал пророк Мухаммед, что вы о нём узнали?

Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, об их жизни и учении. А теперь прочтите слова следующей группы, что их объединяет?

(Тора, Коран, Библия – это священные книги религий мира)

Для чего нужны священные книги, нужно ли их читать?

(Священные книги учат нас тому, как нужно себя вести.

Священные книги помогают определить верный путь в жизни, учат отличать добро от зла.

Священные книги помогают нам стать лучше, добрее)

Что объединяет слова этой группы?

(Рождество, Ураза-байрам, Шавуот – это названия религиозных праздников)

На уроках ОРКСЭ мы открыли для себя целый мир религиозных праздников ислама, христианства, иудаизма, вспомним о некоторых из них. Для этого вам необходимо узнать предмет, назвать праздник и событие, с которым он связан.

(Демонстрация картинок: ханукальная лампа, пасха, веточки вербы, хороводы, овцы)

Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию?

Религиозные праздники всегда занимают большое место в жизни народов, внося в неё радость, краски, раскрепощение.

Прочтите слова следующей группы. Что их объединяет?

(Синагога, церковь, мечеть – это священные сооружения)

Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.

Прослушайте стихотворение и назовите священное сооружение, о котором идёт речь.

(читает подготовленный ученик)

На Красной площади стоишь ты до сих пор

Вещая миру о могучей нашей силе

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополии Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев!

(храм Василя Блаженного на Красной площади в Москве)

Считается, что это самое первое место богослужения на земле, возведённое ещё первым человеком Адамом. По легенде в одной из стен замурован камень, который Адам принёс из рая. Сначала камень был белым, но потом стал чёрным из-за многочисленных грехов, совершённых людьми.

(храм Кааба в Мекке)

К стене я руку приложу

И тихо-тихо попрошу

Я попрошу для всех родных

Здоровья, радости и счастья,

Пусть мудрость их волос седых

Поможет нам в часы ненастья.

А для детей я попрошу

Всегда безоблачного неба

Чтоб страх не знали и нужду,

Чтоб оставались чище снега.

Для женщин мира попрошу

И в доме и на всей планете,

Чтоб отвели рукой беду,

Чтоб солнце встало на рассвете.

И для мужчин я попрошу

Побольше мудрости в решеньях,

Чтоб сохранили красоту

В животных, в людях и в растениях.

(Стена Плача – еврейская святыня, сохранившаяся небольшая часть стены древнего храма царя Соломона )

Скажите, можем ли мы в одном городе, в одном селе, увидеть памятники различных мировых религий?

Почему так бывает?

(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи)

Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. К примеру, в нашем Суховском поселении проживают представители двух мировых религий. Строится церковь, мужской монастырь, есть часовня, действует мусульманский молебный дом. Но все мы уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России.

21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

2) Работа над новым материалом

а) Рассказ об Индии

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии?

Я думаю, что Мадина дополнит ваши представления об этой стране, послушаем её сообщение.

Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.

Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.

2) Сообщение темы и цели урока.

Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм, сегодня на уроке мы познакомимся с этой религией, её основателем и его учением. Запишите дату и тему нашего урока, основные понятия.

- Откройте учебник на стр. 145. Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия.

(Китай, Тибет, Корея, Япония)

- На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.

Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека.

3) Видеоролик о жизни Будды Гаутамы.

4) Физминутка « Ангелочки»

Прилетели ангелочки –

Становитесь на носочки!

Вверх руками потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили –

В сторону направили.

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками чуть нал головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

5) Проверка первичного восприятия. Беседа. Работа с учебником.

Какое предсказание сделали мудрецы при толковании сна царицы?

Прочтите строки, рассказывающие о том, что в семье правителя родился необычный ребёнок.

Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец?

Рассмотрите рисунки на стр. 147. Сколько встреч Сиддхартхи на них изображено? О чём задумался принц после этих встреч?

На какой поступок решился царевич и почему?

Прочтём как жил Сиддхартха уйдя из дворца? Стр.146, 4 абзац.

Какой путь выбрал Сиддхартха?

Что он означает?

Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой?

Будда сформулировал четыре благородные истины.

Первая истина - в жизни существуют страдания.

Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.

Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.

Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.

Ребята, давайте определим значение слова страдание.

Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.

(Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание)

Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова.

Страдание – физическая, нравственная боль.

Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?

(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того, что стыдно перед классом и родителями.

Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.

Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже испытываешь сильные страдания.

Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец: кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что сильно привязываешься к ним)

Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других?

(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто равнодушно смотрят на эти страдания)

Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел?

Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.

6) Инсценировка притчи.

Один из учеников спросил Будду:

-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?

Ученик сказал:

-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.

Готовы ли вы последовать его совету?

Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.

(Стих читает ученица «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкий)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Прочтите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.

7) Работа с пословицами.

Я предлагаю вам поработать в группах. Соедините части пословиц и выберите ту, которая раскрывала бы смысл слов, сказанных Буддой.

8) Обобщение

Чему учит нас религия Буддизма?

(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается, взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)

«Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец» говорил Будда своим ученикам.

В конце я хотела бы прочитать одну восточную притчу:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу ко я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал…

Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?

(высказывания детей)

…Всё в твоих руках.

Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.

(Исполняется песня «Дорогою добра»)

3. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения…

Я запомнил,что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам вот такие закладки с изображением лотоса, цветком, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.

Источники:

  1. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»

  2. Электронное приложение к учебному пособию.

  3. Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. Ч. 2/под ред. М. Аксёнова, Д. Володихиной. Т. Каширина и др. М., 2008.

  4. http//www.buddhism.ru

infourok.ru

Буддизм как мировая религия.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек. Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие – реально или номинально - к арьям. Их считали "дваждырожденными", но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия, Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах.

За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья - царевич Свддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро

ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че- редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой ("буддха" - просветленный).

Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакьев") удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и включали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный "праведный" путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рождения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за "единождырожденными" права на участие в культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке («тройной корзине») - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзен». Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

Когда Будда 2500 лет назад проявил просветление и этим показал,

что возможно освободиться от неведения, он дал своим последователям в руки ключ

к высшему и надёжному счастью. Это счастье содержит в себе освобождение от всех

страданий обусловленного существования, совершенное знание природы всех

явлений, а также неограниченную возможность помогать другим на пути к

освобождению

и просветлению. Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы, что означает, что он

дал три больших цикла учений, которые соответствовали различным способностям

учеников и показывали им путь к счастью. С тех пор в распоряжении его

последователей есть методы, позволяющие достигать такого же состояния

совершенного просветления как Будда.

На протяжении жизни, в различных жизненных ситуациях через

слова, символы или просто своим собственным примером, Будда давал своим

ученикам руководство по следующим шагам на пути к освобождению и просветлению.

Так как его учениками были люди различных способностей и менталитета, от совсем

простых до королей, от новичков до архатов и высоких бодхисаттв, а так же

практикующие,

уже находящиеся на высоких ступенях, возник непрерывный путь, который

однозначно приводил к цели использующего методы. Всего говорят о 84000

различных учений, которые действуют как противоядия против соответствующего

числа всевозможных завес и помех. Учение Будды можно сравнить с гигантской

аптекой, где есть лекарства против каждой болезни.

Три поворота Колеса Дхармы

Содержание трёх поворотов Колеса Дхармы в вкратце следующее: в первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освобождение от страданий и трудностей и причины для этого.

Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей пуста от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине – Праджняпарамите. И в третьем повороте, Будда ал учения о присущей всем существам Будда-природе, которая уже наделена всеми совершенными качествами просветления.

Если мы посмотрим на эти три поворота Колеса Дхармы с точки

зрения различных традиций Буддизма, то первый поворот будет основой для

традиции Тхеравады, которая, в разрезе Великой Колесницы, Махаяны, описывается

как Малая Колесница, или Хинаяна. Эта традиция практикуется главным образом в

южных странах Буддизма, как, например, Шри Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос и

Камбоджа.

Здесь ударение делается на позитивном внешнем поведении и освобождении от

страданий обусловленного существования через осознание отсутствия себя в

личности.

Второй и третий поворот Колеса Дхармы составляют основу

Великой Колесницы – Махаяны. Она практиковалась в основном в северных странах

Буддизма: Гималайских – Тибете, Лхадаке, Непале, Сиккиме, Бутане, а также в

Монголии, Китае, Японии, Вьетнаме, Тайване, Корее и т.д. Название Махаяна

относится к великому настрою этой Колесницы, желанию достичь состояния Будды

для того, чтобы освободить всех существ от страдания. В рамках Махаяны

существует дальнейшее разделение на Колесницу Сутры и Колесницу Тантры.

Упрощённо можно сказать, что второй поворот Колеса Дхармы в основном образует

Колесницу

Сутры, которая также является основной практикой большинства стран Махаяны.

Колесницу Сутры называют также Колесницей Причины, так как здесь создаются

причины для просветления. Осознание пустотности или отсутствия самости всех

явлений осуществляется посредством тщательного исследования вещей и через

практику соответствующей медитации.

Третий же поворот Колеса Дхармы является наиважнейшей

основой для Колесницы Тантры, которая в своей полной форме практикуется сегодня

лишь в Тибетском Буддизме. В некоторых других традициях, как например, в

большинстве подшкол Чань-Буддизма в Китае и Дзен-Буддизма в Японии, передаются

отдельные аспекты Колесницы Тантры. Другие названия буддийской Тантры, например,

такие: Тайная Мантраяна и Ваджраяна или Алмазный Путь. Её называют также

Колесницей Плода, так как в ней ученик отождествляется непосредственно с плодом

– совершенным состоянием Будды. В Тантрах Будда учил, что наивысшие качества

просветления

уже сейчас есть в уме, и нужно только удалить поверхностные завесы, которые

удерживают нас от переживания Будда-природы собственного ума.

Непосредственно после времени Будды все уровни учений не

могли открыто практиковаться. Некоторые стали очень тайными или передавались

очень малым количеством людей. В первые 400-500 лет после Будды, который,

согласно

большинству источников, жил с 563 по 479 до н.э., открыто практиковалась только

Малая Колесница. Из в общей сложности 18 подшкол Малой Колесницы лишь немногие

добились признания, те что постоянно заботились о подлинности передачи. Главным

образом это были Старейшие (пали: Тхера) в собрании. Отсюда и пошло название

Тхеравада (букв. Учение Старейших Ордена), что сейчас используется в качестве

термина для обеих ныне существующих школ Малой Колесницы – Стхавиравадины и

Сарвастивадины.

Хотя второй период индийского Буддизма, когда стали известны

махаянские учения Сутры, начался уже втором столетии до н.э., но когда первые

тексты литературы по Праджняпарамите были преданы гласности, в Индии уже

главенствующим стало христианское летоисчисление. Это произошло благодаря двум

великим мастерам, предсказанным Буддой, Нагарджуной и Асангой, которые жили во

II или V веке н.э., а также благодаря большому

Университету Наланды (около II в. н.э.), который более 1000 лет был центром

получения и распространения учений

Махаяны. Вообще можно приблизительно говорить периоде в 500 лет, когда учения

второго поворота Колеса Дхармы были в основном упорядочены.

Затем наступил третий великий период индийского Буддизма,

время великих йогинов и реализованных мастеров, так называемых Махасиддх.

Последователи Будды развились и стали способны практиковать и высшие учения

Будды – Ваджраяну или Алмазный Путь. Хотя эти мастера, обладавшие необычными

способностями (санскр. Сиддхи), были обоих полов и всех социальных классов,

были также обычные странствующие йогины, которые очень часто были весьма

необычны обликом и поведением. Традиция Алмазного Пути объединяет наиболее

важных

мастеров того периода в группу 84 махасиддх, главным из которых был Сараха. Как

знак своей реализации они сочиняли много песен, которые стали известны как

дохи.

До уничтожения Буддизма мусульманами и индуистами можно

говорить о 1500 годах индийского Буддизма и его трёх больших периодах, примерно

по 500 лет каждый. Эти три периода соответствуют трём поворотам Колеса Дхармы,

что означает, что в пике этих периодов в Индии практиковались все уровни учения

Будды.

students-library.com