Древнего египта рельеф. Доклад: Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 2. Рельефы и росписи Древнего Египта. Скульптура. Древнего египта рельеф


Рельеф древнеегипетский - это... Что такое Рельеф древнеегипетский?

Эхнатон и его семья. Стела. Каирский музей. Египет

Рельеф древнеегипетский — характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона[1]. Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба.

На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы.

Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству»[2].

В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю ее строгую и гладкую поверхность.

В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Рельеф значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жесткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего Царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху рельеф становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего Царства[3].

В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени.

В настоящее время известен ряд значительно более ранних рельефов, предшествующих искусству периода IV династии. Так, например, шиферная таблетка с рельефным изображением зверей (Оксфордского музея) датируется примерно началом I династии. К той же династии относится известный рельеф Нармера Каирского музея, там же рельеф Хеси-Ра — III династии и др. Рельефы техники en creux встречаются уже в искусстве периода Древнего царства[4].

Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира[5].

Время расцвета древнеегипетского рельефа — эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I). Возвращения к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве рельефа достижения времен Амарны превзойдены не были.

Примечания

dic.academic.ru

Египетский рельеф

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой — шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их «дома вечности» были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф — явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя — человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее напоминать «увековечивание формы», а не творческий акт и не желание украсить «вечное жилище» фараона. «Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства — язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное — пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, — эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века». Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека».

Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего (!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.

Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни — на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение поставленной задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной плоскостью. Характерный пример — росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении «ковер» распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами — гробница Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.

Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры — рельефы в гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и эффектной, предопределенной каноном, позой.

Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех. Композиция, как правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.

Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа.

Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии (рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другой стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости: живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон.

www.librero.ru

Доклад - Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)

Рельефы и росписи эпохи Древнего царства

в заупокойных храмах при царских пирамидах,

в погребениях знатных людей (мастаба).

Стиль, приемы исполнения.

Оглавление

Искусство Древнего Египта в истории человечества -------2

Общественно-политическая ситуация --------------------------3

Приоритеты искусства Древнего Египта ----------------------4

Назначение пирамид -----------------------------------------------5

«Ка» --------------------------------------------------------------------7

Скульптура -----------------------------------------------------------8

Рельефы и росписи -------------------------------------------------9

Канон ----------------------------------------------------------------13

Итог ------------------------------------------------------------------14

Библиография ------------------------------------------------------15

Искусство Древнего Египта в истории Человечества.

Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. и обычно наше с ними знакомство начинается с удивления перед их произведениями искусства. Да, «их» искусство действительно непохоже на наше, оно для нас «непонятно»; мы не можем в его произведения «войти» так, как, например, привыкли входить в картины эпохи Ренессанса или пейзажи Античной Греции и Рима. Это другой мир и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает нам о человеке и его мире его времени.

Очаги культуры на земной поверхности никогда не располагались равномерно. Среди них наиболее нам близки те, что сейчас принято объединят понятием «Древний Восток». Среди цивилизаций Древнего Востока особый интерес для исследователя своей непревзойденной монументальностью, монолитностью, представляет Египетская, возникшая в долине реки Нил около шести тысячелетий назад.

Первыми понятиями, которые мы здесь встречаем считаются по праву отмеченная еще древними греками «Гигантомания» и особая беспримерная стабильность — застылость форм, или, как мы сказали бы сейчас, отсутствие прогресса. Одной из причин этой заторможенности" М.Э. Матье считает особую ситуацию египетской экономики, главной отраслью которой было

земледелие^1. С первых веков Египта оно не могло существовать без искусственного орошения, базировавшегося в свою очередь на сохранении общинного способа хозяйствования и исключавшего возможность индивидуальной обработки земли. Эта «общественная формация», это общество, смогшее сохранить себя практически неизменным на протяжении почти трех тысячелетий выработало свою оригинальную высочайшую и утонченнейшую культуру, ту, об

^1 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л.-М. 1961. с. 4-5.

искусстве которой с неизменным уважением, как о чем-то грандиозном, нечеловечески масштабном, отзывались лучшие люди культур — потомков. Во всем искусстве Египта мы отмечаем черту, нашему времени к сожалению очень не свойственную, — величие.

Архитектура здесь правит бал и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем — ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на «быт» и собственно «искусство».

Общественно-политическая ситуация.

Описание жизни того времени положено начинать с «образования рабовладельческого государства». итак, в какой-то период своего существования человечество в рассматриваемом нами Египте пришло к такой форме государственного устройства при которой практически безграничная власть над сотнями тысяч подданныхсосредоточилась в руках одного правителя — фараона. Отметим далее, что Египет — это страна, где для наиболее успешного функционирования главной отрасли народного хозяйства страны — сельского хозяйства, необходимо объединение как можно большей территории плодородной земли в долине Нила для централизованного управления водными ресурсами — фактором, имеющим принципиальное экономическое значение. фактором. первое объединение всей страны произошло коло 2900 года до н. э. и сохранялось при фараонах III — V династий в течении всего так называемого Древнего царства — до 2270 года. Эти годы в силу ряда причин мы можем назвать временем процветания и большого культурного подъема Египта. Именно в этот период были созданы самые огромные на земле памятники каменного зодчества — пирамиды.

Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили все египетские художники. В этой работе слишком мало места для того, чтобы выстраивать претендующие на абсолютную истину теории о его принципах, но хотя бы в скобках необходимо заметить, что искусство, пути его развития никогда не есть просто «отражение жизни», хотя его творцы — всегда люди определенного времени, и хотят они того или нет, они живут жизнью своей эпохи и размышляют о над ее насущными вопросами в своих произведениях. Египтяне Древнего царства найдя некоторое новое системное решение для структуризации своего общественного устройства (объединение-покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческого Египта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытий египетского искусства. Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, предшествовали, л которым наследовали долгие периоды медленных эволюций С другой стороны это решение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезных изменений на протяжении всей долгой истории Древнего Египта.

Приоритеты искусства Древнего Египта.

Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводу высказывание В.В. Павлова, стоит привести его здесь полностью: «Зодчество Египта — ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Такое синтетическое решение вызывалось не только соображениями художественного порядка, оно диктовалось египетской религией, всей совокупностью религиозноматических представлений. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Само погребение такой важной персоны было исключительно важным событием как его собственной жизни, так и жизни всего его народа. Переход человека в мир иной становился триумфом всей его жизни и обставлялся поистине с царским великолепием. Поэтому вполне естественно, что его усыпальница как архитектурное сооружение должна была быть достойной своей роли „вечного жилища“ для своего властителя. У разных народов по разному прославлялись цари: в Ассирии и Урарту нам известны великолепные дворцы и храмы с рельефами, повествующими об их подвигах; в Египте — храмы и пирамиды — усыпальницы фараонов и их приближенных. Но и там и здесь для памятников Древнего Востока всегда очень характерна естественная монументальность, вписанность и найденность архитектуры в ландшафте и окружающем мире. Если же мы станем говорить об особенностях сохранившейся архитектуры Египта, то мы отметим, что ее гениальная простота, цельность, исключительная мощь и соразмерность пропорций делают ее оригинальным и почти магическим исключением.

Назначение пирамид.

»Царские усыпальницы — пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." — пишет В.В. Павлов. «Долгое время, следуя Геродоту, в них видели простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом. же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам, результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные с возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с помощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавали пирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь. «Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой, был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу человека»^2. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни «там» необходимо все то же, что и «здесь». Во времена Древнего царства такая привилегия была доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы приближенных обычно их обозначения принято арабское слово «мастаба» в буквальном переводе означающее «каменная скамья».

Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить

себе надежное «вечное» жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны

^1 Эммануил Светлов. Магизм и единобожие. Брюссель. 1971. с. 99.

^2 Эммануил Светлов. Ук. Соч. с. 99.

были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми еще на земле, или живыми втрансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода.Египет в этом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями «культового назначения». «Искусство здесь столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян»^1.

«Ка».

Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия или скульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомически реальными потому, что по египетской религиозной традиции после смерти двойник человека «ка» (нечто вроде «духа тела») возвращается к человеку,

опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется в него, оживляя для другой — вечной жизни. Недаром даже до наших времен сохранен египетский текст церемонии «открытия уст» статуи, служивший для ее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретной скульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тоже придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение — сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба, и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».

^1 Н.А. Дмитриева. Искусство Древнего Мира. М.1986. с. 29

Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.

В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний — ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего царства.

Скульптура.

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на смену одухотворенная гармония человеческого тела.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Рельефы и росписи.

Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой — шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам… В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их «дома вечности» были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф — явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею, субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на зрителя — человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее напоминать «увековечивание формы», а не творческий акт и не желание украсить «вечное жилище» фараона. «Искусство искало немногих, но непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык, отвечающий идее постоянства — язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное — пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, — эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века»^1. Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем. Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью, «образ энергичного, волевого, умного человека»^2.

Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 34.

^ 2 История искусства зарубежных стран /// Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.А. Доброклонского. М. 1980.

Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись. Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная живопись.

Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству»^1». Сюжеты росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в различных ипостасях: на празднике жизни — на пиру, в наблюдении за ходом сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение поставленной

задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена смотрится пестрой красочной

плоскостью. Характерный пример — росписи весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н.э.). При чуть более близком рассмотрении «ковер» распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами — гробница Хнумхотепа. Здесь уже

^ 1 Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com file///C:/EB/_12htm#first_hit

трудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики. Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись изображениями богов.

Градация размеров, масштабов фигур внутри одной композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей^1. Главный герой росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры — рельефы в

гробнице Ти и в мастаба в Саккара… Такая шкала была наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительной величины его фигуры и

эффектной, предопределенной каноном, позой.

Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех. Композиция, как

^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 44.

правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.

Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа.

Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии (рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другой стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости: живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон.

Канон .

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего. Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный изобразительный и/или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы, «знаки» постепенно отбирались и канонизировались, становясь «священными». Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнему царству была свойственна «вера в безусловную реальность художественных образов».

Говоря о «каноне» не следует никогда преувеличивать его значение в искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, но никогда — содержание. Последнее во все времена зависело от самого художника, его личности и его мастерства. В качестве наиболее характерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей — писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позы предопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не может возникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них, свойственной истиным шедеврам человеческого гения. Здесь и остро индивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решения в каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всего бросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретное портретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданность господам. Взгляд напряженно-порывистый — у писца из Лувра и спокойно ждущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет его как уравновешенного и властного важного государственного сановника, знающего цену и себе и другим.

* * *

Искусство Египта периода Древнего Царства по праву считается классикой древнеегипетского искусства. Человек уже познает мир, изображает его, даже властвует над ним, не теряя в то же время целостности восприятия мира, не отъединяясь от него.

Библиография :

1. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье. 1961 г. М.

2. Искусство Древнего Египта. 1970 г. М.Э. Матье

3. Искусство Древнего Египта. М. 1962. В.В Павлов.

4. Искусство Древнего Мира. М. 1986. Н.А Дмитриева, Н.А. Виноградова.

5. История искусства зарубежных стран. М. Репинская академия

художеств. 1962. общ. ред. М.В. Доброклонский,

6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний восток, Античность. Репинская академия художеств. Общ.ред. М.В. Доброклонский. М. 1980.

7. Магизм и единобожие. Брюссель1970. Эммануил Светлов (прот. А.Мень.)

8. Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com

www.ronl.ru

Глава 2. Рельефы и росписи Древнего Египта. Скульптура. Художественная культура Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древнего Египта

1. Архитектура Древнего Египта

Самые древние святилища египтяне сооружали из связок тростника и циновок, которые прикреплялись на тростниковую или деревянную основу. В них помещались изображения божеств или их символы - фетиши. При святилищах были загоны...

Виды скульптурных рельефов

7.Скульптура Древнего Египта

В искусстве рабовладельческого общества скульптуры выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптуры древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма...

История прически и косметики Древнего Египта

История древнего Египта

Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, возникших в долине Нила приблизительно в одно время. Во главе государства стоял фараон-деспот, обладавший неограниченной властью...

История художественной культуры

III. Цивилизация Древнего Египта

1. Художественные доминанты египетского искусства 2. 27 2. Виды и жанры искусства Древнего Египта 27 3...

Костюм как средство коммуникации

Гармония Древнего Египта

Какой игрушечный удел, Какие робкие законы Приказывает торс точеный И холод этих хрупких тел О. Мандельштам Если бы мода зажгла свечи на именинном пироге, все бы умерли от жары. Ведь мода появилась на свет еще до нашей эры...

Культура Древнего Египта

3. Искусство Древнего Египта.

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки. а) архитектура Выдающимися архитектурными постройками Египта...

Культура Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

...

Культура Древнего Египта. Концепция исторического процесса развития общества К. Ясперса

ГЛАВА 1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. Культура Древнего Египта

Первые цивилизации возникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней...

Культура Древнего мира

2. Культура Древнего Египта

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем...

Культура Древнего мира

Искусство Древнего Египта

культура месопотамия египет китай В VIII тысячелетии до н. э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н. э....

Культура и искусство Древнего Египта

2. Мифология Древнего Египта

Египетская мифология начала формироваться в VI - IV тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах...

Культура и искусство Древнего Египта

3. Магия Древнего Египта

Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны...

Культура косметики разных народов

1.1 Косметика Древнего Египта

Древний Египет является родиной современной косметики. Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Древнем Египте ухаживать за лицом и телом было позволено не каждому...

Культура цивилизаций Востока

2. Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта берет свое начало в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. в долине Нила образовалось единое государство во главе с фараоном. В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в IV в. до н. э. - Александром Македонским, а в I в. до н. э...

Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства (3200–2400 г.г. до н.э.)

2.3 Рельефы и росписи

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно, но верно он даже начинает теснить скульптуру...

cult.bobrodobro.ru

Живопись и рельеф Древнего Египта (Борис Раушенбах)

В повседневной жизни человек руководствуется зрительными образами, возникающими в его сознании, то есть образами перцептивного пространства. Они в значительной мере определяют его поведение, и поэтому интерес к этим образам вполне закономерен. Понятно и желание человека запечатлеть их на рисунке. Наряду с пространством зрительного восприятия существует объективное пространство, в котором человек живет, но которого не видит. Чтобы придать этому утверждению некоторую наглядность, можно пояснить, что объективное пространство человек познает не с помощью зрения, а с помощью осязания. Объективную форму предмета он узнает, взяв его в руки… Конечно, при этом заметную роль играет и зрение, но не неподвижный взгляд из одной точки, а некое суммарное впечатление, возникшее как результат осмотра объекта со всех сторон. Человек, следовательно, имеет дело с двумя разными пространствами: перцептивным и объективным.

Для передачи объективного пространства на плоскости изображения разработана совокупность специальных методов — черчение. Полученное изображение называют чертежом. Чертеж передает геометрию объективного, а рисунок в отличие от него — геометрию перцептивного пространства. Таким образом, один и тот же предмет можно изобразить двумя различными способами: на рисунке и на чертеже. Оба эти изображения будут правильными, но на одном будет показана геометрическая форма предмета в пространстве зрительного восприятия, а на другом — в объективном пространстве. Какое из двух изображений предпочесть, решается в зависимости от поставленной задачи…

Сегодня передачей объективного пространства на чертеже занимаются инженеры, а не художники, но так было далеко не всегда. Были культуры, которые рисунку предпочитали именно чертеж. Так как чертежи служили не для изготовления каких-либо деталей машин или сооружений, а были одним из видов изобразительного искусства, этот вариант художественного творчества уместно назвать «художественным черчением». Таким было, например, древнеегипетское изобразительное искусство…

Необычный для нас метод передачи пространства на плоскости, который использовался в Древнем Египте (и не только там, но именно в Египте наиболее последовательно), давно привлекает внимание исследователей. Первоначально его особенности объясняли наивностью художников, влиянием религиозных канонов и другими причинами. Несостоятельность таких объяснений была, впрочем, почти очевидна.

Сравнительно недавно Эмма Бруннер-Траут [Lexikon, 1975; Brunner-Traut, 1990] развила теорию, по которой египтяне пользовались не перспективой, а аспективой. (Аспективный подход она обнаружила не только в изобразительном искусстве, но и во всей древнеегипетской культуре…) Термин «аспектива» происходит от слова «аспект». Э.Бруннер-Траут хотела подчеркнуть с его помощью, что древнеегипетский мастер стремился передать на плоскости картины не видимое (то есть искаженное по сравнению с объективно существующим) изображение тела, а истинное знание его качеств. Поэтому на плоскости картины передавались изобразимые аспекты показываемого, позволявшие правильно судить о нем. Аспективный подход потребовал от древних художников развития целого ряда условных приемов, придавших древнеегипетской живописи глубокое своеобразие, но вполне разумных для получения суммы нужных аспектов и таким образом — для представления о показанном объекте.

Передача объективной формы некоторого тела с помощью трех проекций, широко применяемая сегодня в инженерном деле, не может быть использована в изобразительном искусстве, поскольку тогда каждый объект должен быть показан трижды, в разных местах плоскости изображения, в результате чего было бы потеряно главное — наглядность. Вместо художественного восприятия картины возникла бы потребность в логических сопоставлениях трех изображений, вместо эмоций — уточнение геометрических свойств изображенного. Поэтому обычные правила черчения в тех случаях, когда они используются для создания художественного произведения, должны быть дополнены тем, что допускается лишь однократное изображение каждого объекта (многократный его показ оправдан лишь в том случае, если таким образом передается процесс, обладающий некоторой протяженностью во времени).

Следует заметить, что техническое черчение, которым пользуются инженеры, тоже стремится к наглядности и краткости. Там, где это возможно, вместо трех проекций ограничиваются двумя, а очень часто (всегда, когда это возможно) и одной. Однако для сохранения нужной информативности одну такую проекцию дополняют целым рядом условностей, в том числе имеющих знаковый характер. Получается, что перед современным инженером и древнеегипетским художником фактически стояли одни и те же задачи (речь идет, конечно, не о создании художественного образа, а о методах изображения геометрии объективного пространства на плоскости картины). Можно предположить, что, решая одинаковые геометрические задачи, и современный инженер, и древнеегипетский художник пришли к одинаковым результатам, что их методы изображения однотипны. Сравнительный анализ методов, применяемых древними египтянами и современными инженерами, убеждает в их поразительном сходстве, почти полном совпадении.

Обсуждаемый метод [метод ортогональных проекций] рекомендует вполне определенное положение изображаемого объекта относительно плоскости изображения: такое, при котором наиболее полно передаются его характерные геометрические особенности. В древнеегипетском искусстве это стало основным правилом. Обычно при изображении фигур человека и животных выбирается вид сбоку. Это действительно наиболее информативная проекция, ведь при виде спереди стоящий и идущий были бы неотличимы. В то же время убитые враги, лежащие на земле, показываются с использованием вида сверху, то есть тоже в наиболее характерной проекции. Сказанное наблюдается и при изображении растений, предметов и т.п.

Другим важным следствием изображения с использованием этого метода является независимость размеров объекта на плоскости изображения от расстояния до него. Эта особенность древнеегипетской живописи столь хорошо известна, что не требует дополнительного комментария. Существенным представляется то, что теперь она получает естественное истолкование в рамках чертежных методов.

Если при изображении тех или иных фигур можно говорить об известной свободе художника (он сам выбирает вид проекции), то изображение земли, на которой стоят эти фигуры, подчинено требованиям, носящим уже обязательный характер. Землю можно показать лишь в плане — при видах спереди и сбоку земная поверхность от самого переднего плана и до горизонта проецируется в линию, и фигуры людей и животных как бы стоят на горизонте. В результате в древнеегипетской живописи поверхность земли (если это не план) изображается в виде четкой, обычно прямой горизонтальной линии, которую мы далее будем называть опорной. Эта линия обретает рациональный смысл лишь в системе ортогональных проекций, в качестве боковой проекции горизонтальной поверхности земли.

Обязательный способ изображения земной поверхности приводит к своеобразному решению проблемы пространственности. Если надо передать неглубокое пространство, то из всех известных признаком глубины используется единственный воспроизводимый на чертеже — перекрывание (близкий предмет заслоняет собою дальний). Если необходимо показать глубокое пространство, то в этом случае нет другого способа передачи глубины, кроме обращения к плану. Лишь с помощью плана можно показать такие образования на поверхности земли, как река или пруд, — все то, что при любой боковой проекции слилось бы с опорной линией.

Искусство, основанное на методе ортогональных проекций, обладает чертами, делающим его странным для современного человека, привыкшего к рисункам (то есть к изображениям перцептивного пространства).

Требование ограничиться при передаче облика изображаемого объекта лишь одной проекцией приводит, как уже говорилось. К использованию ряда условных приемов, повышающих информативность этого единственного изображения. Как и всякий условный прием, он должен быть хорошо известен созерцающему картину, чтобы правильная интерпретация изображения оказалась возможной. Поэтому художник не мог изобретать все новые и новые приемы, он должен был пользоваться общепринятыми и уже известными всем: они были как бы стандартизированы. Здесь видна полная аналогия с техническим черчением, где условные приемы также стандартизированы и содержатся в правилах изготовления чертежей.

следовательно, древние египтяне привыкли именно так видеть окружающий мир!.. их восприятие довольно сильно отличалось от нашего… Надо это учитывать!..

Если одна проекция некоторой детали не дает достаточно полного представления о ней, а показ второй проекции представляется известным излишеством, то в техническом черчении прибегают к условному приему: например, вся деталь показана спереди, а одна из ее частей в условном повороте сбоку. Так происходит условное совмещение двух проекций на одном изображении… Именно этот вполне узаконенный в техническом черчении прием использовали древнеегипетские художники при изображении человеческой фигуры. В ней основным направлением проецирования является вид сбоку, однако плечи передаются так, как будто это вид спереди. Такое «странное» изображение человеческих фигур в рамках черчения вполне допустимо и разумно. Хотя этот способ и был самым распространенным, он не был абсолютно обязательным. Если изображалась трудовая деятельность человека (пахарь, ведущий близко сдвинутыми руками плуг; арфист; матрос, взбирающийся по канату) и разворот плеч был неуместен, его и не показывали. Точно так же, как и на чертеже можно ограничиться одной проекцией детали, если этого достаточно.

На рис 1 приведена прорись иллюстрации из Книги Мертвых — изображение Осириса у пруда. Здесь хорошо видно, что пьедестал, трон и фигуры богов даны сбоку, кроме плеч, которые показаны спереди. Кроме того, на приведенном рисунке виден окруженный деревьями пруд. Пруд — это уже глубокое пространство, и, как уже говорилось, иначе, чем в плане, его изобразить нельзя. Окружающие пруд деревья вновь показаны при виде сбоку, то есть в условном повороте относительно пруда — главного объекта в правой части композиции: они перпендикулярны берегам. Здесь передан действительный факт их перпендикулярности. Направление деревьев вершинами наружу вполне естественно. Пруд и деревья переданы так удачно, что этот прием живет и сегодня в картах-схемах, издаваемых для туристов, когда сама карта дана в плане при виде сверху, а наиболее важные туристские объекты — в условном объекте при виде сбоку.

любопытно, что на рисунке пруд имеет размеры 2:1, т.е. связан с «золотым сечением»…

Рис. 1Рис. 1

Неизбежность передачи глубокого пространства только сверху, в плане, приводит к своеобразному способу передачи расположенных в таком пространстве предметов, людей или животных. Поместив объекты изображения там, где они должны быть на плане, художник затем как бы поворачивает их, дает их облик при виде сбоку (или спереди), то есть в разрешенном правилами черчения уловном повороте. Тогда на картине более удаленное оказывается показанным выше близкого. Так возникает «египетский» способ передачи тел, расположенных в глубину: их показывают друг над другом (без уменьшения размеров удаленных объектов — следствие ортогональности проецирования).

…нередко при изображениях ложа и подобных предметов дается совмещенное изображение вида сбоку и вида сверху. Это все тот же узаконенный и в современных правилах черчения способ передачи объективной геометрии путем использования условных поворотов плоскостей проекций.

Разрезы имеют целью увеличение информативности изображения. Их использование в техническом черчении общепринято… В древнеегипетском искусстве разрезы используются не менее часто и имеют ту же цель — увеличение информативности. Корзина, наполненная плодами, может быть показана древнеегипетским художником в разрезе, чтобы было ясно, чем она наполнена. Показывая птицеловов, которые несут свою добычу в клетках, художник изображает сами клетки в разрезе, чтобы относительного содержимого клеток ни у кого не могло возникнуть никакого сомнения. Известно даже изображение трехэтажного дома в разрезе, с показанными лестничными маршами, перекрытиями и многими другими конструктивными деталями.

…разрезы — это типично чертежный прием, причиной которого является стремление к передаче некоторых невидимых качеств изображаемого предмета. Он немыслим в рисунке, при передаче зрительного восприятия внешнего мира.

Метод ортогональных проекций при условии, что изображаемые фигуры людей расположены стандартным образом относительно плоскости изображения, например точно сбоку, может приводить к большим трудностям. Поясним сказанное следующим примером. Известно изображение Эхнатона, принимающего иностранное посольство, сидя рядом с женой (рис. 2). О существовании жены можно догадаться по изображению части ее руки, обнимающей фараона, и по ладони другой руки, сплетенной с ладонью фараона; фигура жены почти полностью заслонена изображением Эхнатона. Хотя изображение формально правильное, оно намного менее выразительно, чем более древнее (рис. 3), в которое художник ввел бросающуюся в глаза условность — он сдвинул фигуру жены относительно фигуры мужа. Древний египтянин, зная обычаи страны, прекрасно понимал, что супруги сидят рядом. Неудивительно, что этот информационно и художественно оправданный способ изображения с использованием условного сдвига продолжал применяться и после неудачного новшества времен Эхнатона… Сдвиг является узаконенным приемом в современном техническом черчении.

любопытно, что Эхнатон даже в этом пытался проводить реформации!!! Он отвергал все то, что было связано со старыми богами (в том числе и совершенные принципы изображения)!!!

ЭхнатонЭхнатон

Разверткой в черчении называют изображение не предмета, а его заготовки, из которой путем сгибания будет изготовлен этот предмет… На рис. 4 показан осел, на спине которого укреплены две сумки, висящие по его бокам. Древнеегипетский художник использовал принцип [развертки]… Поскольку древний египтянин прекрасно знал, каким способом транспортируются грузы на ослах, он мысленно сгибал изображение сумок, и «верхний» груз оказывался висящим со стороны невидимого бока осла.

Рис. 4

Разномасштабность широко используется в техническом черчении. Она всегда уместна, если о различных деталях некоторой машины надо дать информацию различной степени подробности. Поэтому в едином комплекте чертежи часто выполнены в разных масштабах: более важное — крупнее, малосущественное — в уменьшенном виде. Иногда разномасштабность может быть использована и в одном чертеже.

В древнеегипетской живописи разномасштабность тоже широко использовалась. Она оказалась очень удобной для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления… Так, например, в связи с задачами изображения художник делает воинов непомерно большими по сравнению с крепостью, около которой идет сражение; птицы, сидящие на ветвях дерева, нередко настолько огромны, что непонятно, как их удерживают ветви (но зато можно увидеть каждое перышко и даже определить принадлежность птиц к тому или иному виду).

Весьма часто разномасштабность имеет иерархический смысл — фигура фараона много больше фигур других лиц на том же изображении. Иногда можно встретить несколько градаций: больше всех фигура фараона, затем (в порядке уменьшения) — фигуры вельмож и меньше всех изображения простого народа — воинов, слуг и т.п. Что касается взаимодействующих персонажей, то здесь правило иерархического неравенства фигур обычно не применялось.

…применение различных знаков — совершенно законное и широко используемое средство при изготовлении чертежей. Древнеегипетское изобразительное искусство буквально насыщено аналогичным применением знаков.

При передаче облика идущего человека, когда видны расставленные на ширину шага ступни, обе они нередко показываются со стороны большого пальца. Совершенно очевидно, что такое изображение абсурдно, ведь теперь оказывается, что у человека как бы две левые (или две правые) ноги, но если допустить, что художник передавал здесь не внешний вид, а знаки ног, оно становится понятным. Ведь со знаковой точки зрения обе ноги совершенно эквивалентны, у них одинаковые функции и поэтому допустимо и одинаковое их изображение. Также и глаза. На лице, изображенном при виде сбоку, их показывают спереди. Это тоже, несомненно, знак глаза, причем передающий наиболее существенные его особенности наиболее выразительным способом.

Изображая пруд, древнеегипетский художник использует серию условно-геометрических «волн», чтобы стало ясно, что пруд наполнен водой. Это знак воды: точно так же передается вода реки, по так показанной воде плывут корабли, такой же волнообразной парой линий передается струя воды, текущая из сосуда. Рыбы и подводные животные в водоеме нередко изображаются на знаковом изображении воды тоже лишь как знаки обитателей подводного мира. Важным качеством знака, которое хорошо иллюстрируется приведенными примерами, является то, что знак воды всегда один и тот же, где бы ни появлялась необходимость ее изображения, что вполне естественно для знака: чтобы быть всегда легкоузнаваемым, он должен быть одним и тем же, должен быть стандартизирован, как и любая другая чертежно-знаковая условность.

Даже передача действия, то есть чего-то совершенно нематериального, испытала на себе влияние всепроникающего стремления к максимальному использованию знаковости. Так, кисти рук человека, держащего тяжело нагруженный поднос или свиток папируса, передаются одинаково, при этом в положении, исключающем возможность удержать то или другое. Это просто знак: «предмет держат руками».

Знаковая стандартизация захватывает и такую область, как цвет. Мужская фигура всегда передается более темной, чем женская, причем цвета и той и другой фигуры поражают своей стандартной определенностью.

Произведенное сопоставление древнеегипетского способа передачи объективного пространства и современного технического черчения показало их полную изоморфность (совпадающую структуру). И это несмотря на то, что в одном случае перед нами произведение искусства; а в другом — скучная производственная документация. Общими для них являются, конечно, лишь геометрические методы передачи объективного пространства на плоскости изображения. Эта изоморфность дает основание назвать древнеегипетское изобразительное искусство художественным черчением. Образно говоря, создается впечатление, что древнеегипетский художник, прежде чем приняться за работу, внимательно изучал современные промышленные стандарты на изготовление чертежей и строго следовал их правилам, нигде не ошибаясь. Необходимо, правда, признать, что древнеегипетскому мастеру приходилось чаще, чем современному инженеру, прибегать к чертежным условностям, ведь в отличие от инженера он не имел возможности одновременно использовать две или три проекции.

Чертеж и перспективное изображение — это два полярных, но одинаково разумных и правильных способа изображения. И древнеегипетское искусство надо рассматривать с позиций чертежных, а не перспективных методов изображения. Если встать на эту точку зрения, то неизбежно приходишь к выводу об абсолютном совершенстве древнеегипетского изобразительного искусства. Современное промышленное черчение прошло длинный путь развития, над его становлением и обоснованием работали выдающиеся математики и тысячи инженеров. Сегодня это — давно устоявшаяся область знания, и ее дальнейшее улучшение практически исключено; она уже больше не развивается, стало быть. Достигнут предел возможного. Но тогда и изоморфное древнеегипетское изобразительное искусство — тоже предел совершенства, и улучшить его геометрическую структуру невозможно (если продолжать ставить перед собой цель — передать геометрию объективного пространства). Египетское изобразительное искусство достигло этого уровня зрелости в эпоху Древнего царства, что, может быть, является одной из причин бросающейся в глаза неизменности, традиционности древнеегипетской живописи на протяжении почти трех тысячелетий. Ведь если достигнут предел совершенства, то дальнейшее улучшение уже невозможно, а поэтому и попытки изменений становятся неразумными. Это не означает, конечно, что древнеегипетское искусство, оставаясь все время художественным черчением, не развивалось.

сильнейшие выводы!..

Надо объяснить, почему в Древнем Египте и в других странах на определенном этапе развития культуры предпочитали изображать объективное, а не перцептивное пространство. Что-то подобное должны сделать и ученые, занимающиеся детской психологией. Почему маленькие дети тоже пытаются передавать на своих рисунках объективное пространство? Как только будут получены ответы на такие вопросы, станет понятно, что сближает древнее искусство с детскими рисунками.

Несколько слов и о такой характерной черте древнеегипетской живописи и рельефа, как их плоскостной характер. На него уже давно обращено внимание исследователей: плоскостность представляется одной из наиболее важных особенностей древнеегипетского изобразительного искусства. Остается непонятным, зачем она древнеегипетскому художнику, ведь одновременно он создавал и круглую скульптуру. Сейчас мы можем утверждать, что плоскостность не является специфической чертой древнеегипетского искусства. Плоскостной характер имеет вовсе не древнеегипетская живопись, а любой чертеж, в том числе, конечно, и египетский художественный чертеж. Следовательно, для древнеегипетского искусства плоскостной характер — не самоцель, а фатальная неизбежность, возникающая при передаче геометрии объективного пространства путем обращения к черчению. Иллюзия пространственности глубоко чужда любому чертежу. Назначение чертежа — передача точных, объективных данных об изображаемом, и какие-либо иллюзии здесь совершенно излишни: когда стремишься к передаче объективной информации, неуместно апеллировать к иллюзиям.

вот и возникает вопрос — каким образом такое стремление к объективности в изобразительном искусстве могло бы сочетаться с «иллюзорным мифологическим сознанием»?..

Так как чертеж в принципе не допускает иллюзии пространственности, художники усиливали выразительность своих произведений другими средствами. Первостепенное значение приобрели линия, силуэт, симметрия и асимметрия, ритм, орнаментальность, декоративность. Если говорить, например, о ритме в древнеегипетском искусстве, то он используется очень часто: «шагающие в шеренге» люди, «шагающие в шеренге» коровы (ритм сознательно перебивается изображением одной коровы с опущенной головой) и другие аналогичные ритмические структуры усиливают выразительность древнеегипетской живописи.

Если попытаться проследить историю развития древнеегипетского изобразительного искусства, то можно обнаружить почти полную неизменность чертежных методов. Однако, оставаясь постоянным, они позволяли существенно изменяться самому искусству путем смещения акцентов. Когда-то, во времена господства пиктографии, письменный знак и изображение не различались. Позже они разошлись — письменность становилась все более знаковой (переходя в полное, а затем упрощенное иератическое письмо), а художественное изображение события — все более пластически информативным. Процесс этот продолжался все время, так что главной тенденцией более чем двухтысячелетнего развития древнеегипетской живописи стало постепенное уменьшение ее знакового характера и усиление пластической информативности. Происходил как бы постепенный переход от протокольной официальности к изображению живых сцен.

Во времена Нового царства появляются даже изображения, почти лишенные знаковости и поэтому очень близкие к реалистическому рисунку.

…на ранних стадиях развития общества человек ощущал себя частью природы, его эгоцентризм еще не возобладал, и лишь много позже верх взяло ощущение собственной самобытности. Тогда он поделил весь мир на две части: «я» и «все остальное». Тогда стало естественным субъективное восприятие, субъективное пространство, а следовательно, и рисунок. В предшествующее время царствовало не субъективное восприятие «я», а объективное, лишенное центра, восприятие «мы», которому соответствует совершенно объективное изображение — чертеж. Ведь у множества людей, смотрящих на некоторый предмет, разные точки зрения, а значит, и ракурсы, удаления и т.д. Общей для все является только объективная форма предмета. Поэтому чертеж и предпочитался — как одинаково правильное для всех изображение.

Древнеегипетская круглая скульптура характеризуется бесстрастием и известной стандартизацией, чем резко отличается от античной скульптуры Греции, а затем и Рима. Древнеегипетский скульптор стремился убрать из своего произведения всякие эмоции. В скульптурных портретах не встретишь ни одного улыбающегося или гневного лица, так же немыслимы для скульптора динамичные позы (вспомним «Дискобола» Мирона) — для него недопустимо все то, что через мгновение может измениться. Его внимание привлекает лишь неизменное, не связанное с сиюминутными обстоятельствами. Это относится и к позам. Портретируемый сидит в некоторой стандартной позе либо передан идущим, но не шагает, а шествует, глядя прямо перед собой, и создается впечатление, что это шествие будет длиться вечно. Древнеегипетский скульптор передает неизменную сущность портретируемого, не замутненную постоянно меняющимися в жизни настроениями или позами. Точно так же и в живописи не допускаются случайности точки зрения или освещения — то, что неопределенно или переменно. Здесь тоже, по мнению египтян, нужна абсолютная объективность, что заставляет обращаться к чертежу, свободному от случайностей. Таким образом, глубинные причины своеобразия круглой скульптуры и живописи представляются одинаковыми. Исключения из правил допускались лишь при изображении «низких» персонажей — ремесленников, слуг, демонов и т.п.

Принципиальное различие между рисунком и чертежом делает невозможным постепенное превращение одного в другое. Поэтому попытки найти в последнем периоде древнеегипетского искусства следы зачатков перспективных способов изображения лишены всякого смысла. Переход от чертежа к рисунку мог быть только революционным: древнеегипетское искусство сменилось античным, а не перешло в него постепенно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

lah.ru

Заупокойный храм Хатшепсут

Примером полускального заупокойного храмаможет служить храм царицыХатшепсутвДейр-эль-Бахри. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями коллоннад. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса. Храм великолепно сочетался с местностью, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

Уникальное для тех времён, и современное, в плане уникальных архитектурных решений - как то квадратные в сечении колонны, ступенчатое террасирование и многое другое, сооружение, детище гениального архитектора Сен-Мута, действительно прославилось в веках. И не только как архитектурный памятник - вначале двадцатого века, так или иначе, элементы погребального храма Хатшепсуп были использованы, причём сознательно скопированы, при возведении столь знаменитых сооружений, как "Эмпайр-стейт билдин" и Рокфеллер-центр в США, мавзолей Ленина в России.

Скульптура Древнего Египта

Царевич Рахотеп XXVII век до н. Э. Каирский музей

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства:симметрия ифронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

В пирамидах, в специальном помещении — сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.

В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.

Рельеф и живопись Древнего Египта

Каноны в росписи и рельефе тоже были закреплены в эпоху Раннего царства. Рельефами украшали царские заупокойные храмы, гробницы. Рельефы расцвечивались различными красками: красной и желтой охрой, зеленой из малахита, синею из темного лазурита, белою из известняка, черною из сажи. Кисти, которыми наносилась краска, изготовлялись из травы. Росписи делались темперой по сухой поверхности, иногда с помощью вкладок из цветных паст.

В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне.

Основными сюжетами рельефов и росписей были: пиршества владельцев гробниц, сцены сельскохозяйственных работ в их поместьях, работы в ремесленных мастерских и их домах, сцены охоты, рыбной ловли, а также процессии слуг с продуктами питания. Композиции на стенах были построчными, симметричными, уравновешенными. Рельефы и росписи с иероглифами отражали требования культа, а также были декоративным элементом архитектуры.

Своеобразные реалистические отклонения в частностях от официальной струи египетского искусства проявились в рельефах и росписях Среднего царства, созданные в среднем Египте (Кочевники-семиты. Деталь стенной росписи в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Гасане. 20 в. до н.э., Птицы на акации. Деталь стенной росписи в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Гасане).

Волю своему воображению в изображении животных и птиц дал художник Нового царства (Охота вельможи в нильских зарослях. Деталь стенной росписи из гробницы в фиванском некрополе. 15 в. до н.э.).

фаюмских портретах. Фаюмские портреты найдены в области Фаюмского оазиса, они написаны в 1-3 вв. до н.э. на досках или ткани и были положены на лица умерших (мумий). Портреты написаны под влиянием греко-римской культуры, во время правления греков и римлян. Краски растертые на воске, хорошо сохранились. Портреты поражают своей реалистичностью.

ЖИВОПИСЬ И РЕЛЬЕФ В ДРЕВНЕМ ЦАРСТВЕ. Первые известные в египетском искусстве проявления живописи фрагментарны и едва ли могут помочь воссоздать картину ее применения, однако живопись с самого начала египетской культуры была главным декоративным искусством, не ограничиваясь только росписью стен, но находя применение к любой основе, такой, как керамика, ткани или папирус.

Первая сохранившаяся настенная живопись принадлежит погребальному склепу IV тысячелетия до н.э., расположенному в Гиераконполе, в Верхнем Египте. На ней изображаются животные, люди, а также лодки, образующие сложную композицию размещенных рядом фигур, которые не обнаруживают конкретного пространственного направления. Живопись, дошедшая до нас от Древнего Царства, скудна и не дает возможности представить во всем объеме развитие этого искусства во времена первых династий, однако, должно быть, изображались многочисленные сцены для декорации стен гробниц.

Начиная с III династии изобразительные модели унифицируются и различные опробованные решения складываются в уже зрелый единообразный стиль, который станет характерным для всей страны. Расписной рельеф обретает монументальный характер, будучи нанесенным на стены мастабов, и прежде всего первого крупного погребального комплекса царя Джосера. Фрески и рельефы создают обстановку, призванную окружать покойника в его гробнице. Рельеф достигает высокой филигранности, в том числе на мельчайших силуэтах иероглифов.

studfiles.net

Рельеф древнеегипетский — WiKi

Эхнатон и его семья. Стела. Каирский музей. Египет

Рельеф древнеегипетский — характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте.

Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона[1]. Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать её фактуру, в связи чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. Перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы.

Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству»[2].

В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и горельеф, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю её строгую и гладкую поверхность.

В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Рельеф значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жесткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего Царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху рельеф становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего Царства[3].

В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени.

В настоящее время известен ряд значительно более ранних рельефов, предшествующих искусству периода IV династии. Так, например, шиферная таблетка с рельефным изображением зверей (Оксфордского музея) датируется примерно началом I династии. К той же династии относится известный рельеф Нармера Каирского музея, там же рельеф Хеси-Ра — III династии и др. Рельефы техники en creux встречаются уже в искусстве периода Древнего царства[4].

Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира[5].

Время расцвета древнеегипетского рельефа — эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I). Возвращения к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве рельефа достижения времен Амарны превзойдены не были.

ru-wiki.org


Смотрите также