Древнее кочевое племя. Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков? Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов?
Кочевые племена на территории Руси. Древнее кочевое племя
§ 3. КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ. История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс
§ 3. КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ
Гунны, авары и тюрки. В 375 году кочевые племена гуннов из Приуралья, перейдя реку Дон и разоряя всё на своём пути, прошли по Европе. Они завоевали Закавказье и Малую Азию. В 445 году гуннов возглавил знаменитый полководец Аттила. Укрепившись на Дунае, гунны держали в страхе всё Причерноморье. Однако со смертью грозного Аттилы они утратили былую силу.
В середине VI века в Восточной Европе оформился союз кочевых племён во главе с аварами. Они в 558 году основали на Дунае Аварский каганат. Однако он не устоял под натиском новой волны кочевников – тюрков, хлынувших в приазовско-каспийские степи.
Тюркский каганат объединил племенные союзы Алтая, Центральной и части Средней Азии. Влившиеся в каганат племена пользовались относительной независимостью. Как правило, тюрки не разоряли земледельческие области, предпочитая собирать с них дань. Племенная знать обогащалась, и явью стало имущественное неравенство. Богатых воинов хоронили по особому обряду в поминальных оградках из камней.
Тюркский каганат способствовал объединению тюркоязычного населения.
Хазарский каганат. В середине VII века в Юго-Восточной Европе возник Хазарский каганат. Новое государство представляло собой союз различных, преимущественно тюркоязычных, племён, ядро которого составляло племя хазар, кочевавшее на территории современного Дагестана. Воинственные хазары напали на булгарские племена, и они были вынуждены отступить. Часть булгар ушла на Дунай, другая – на Среднюю Волгу, где основала государство Волжская Булгария.
Аттила. Реконструкция М. Горелика
Уже к началу VIII века Хазарский каганат стал крупнейшим государством на территории нашей страны. Хазары успешно противостояли могучим соперникам – Византийской империи и Арабскому халифату.
Во главе государства стоял каган, но реальная власть и управление находились в руках царя (бека). Знать владела земельными угодьями и облагала население податями (различными налогами).
Столица хазарского государства находилась в устье реки Итиль (Волги) и носила одноимённое название. Хазары получали большие пошлины от купцов, пользовавшихся Волжским торговым путём. Город Итиль превратился в крупный торговый центр. Хазары перешли к оседлому образу жизни и создали яркую и самобытную культуру.
Византия стремилась распространить в Хазарском каганате христианство, а арабы призывали хазар принять мусульманство. Хазарская знать избрала другой путь. Государственной религией стал иудаизм, заимствованный у евреев, которые переселились в каганат из Византии.
К началу IX века территория каганата сократилась. Он утратил значительную часть своих владений в Крыму. В следующем веке орды кочевников-печенегов, подстрекаемые Византией, опустошили северные и западные области владений хазар.
Хазарский воин. Реконструкция О. Фёдорова
В 964 – 965 годах киевский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат.
Печенеги. В среднеазиатском союзе кочевых племён крупнейшим было племя печенегов. Они вытеснили из заволжских степей сарматов и стали во главе союза. Однако из Заволжья печенегов потеснили враждебные им племена, и они двинулись на запад. Печенеги обосновались в междуречье Кубани и Дона. Отсюда они совершали набеги на земли соседей. Русская летопись под 992 годом сообщала: «Печенези придоша от оной стороне от Сулы».
Волжская Булгария. В VII веке кочевавшие в Приазовье племена булгар (другое написание народности – болгары) пришли в Поволжье. Они покорили местные племена и положили начало Булгарскому государству.
В 922 году булгарский царь Альмас объединил окрестные племена в единое государство. Государственной религией стал ислам.
Арабские послы у булгарского правителя. Художник В. Лаптев
Основой хозяйства кочевников-булгар было скотоводство, местное население занималось земледелием. В Волжской Булгарии развивалось ремесло, в частности оружейное. Булгарские воины, как свидетельствовали средневековые авторы, «ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение».
Через территорию Булгарии шёл древний Волжский торговый путь. Булгарское государство сумело также обеспечить безопасность караванного пути в восточные страны, что способствовало развитию торговли. В города Булгарии привозили товары с Востока, из Византии, Руси. В цене были рабы – пленники, привезённые на продажу из соседних стран.
Города Булгар (или Болгар), Сувар (Сивар), Биляр и другие в X веке были небольшими. По мере развития торговли и ремесла они превратились в крупные города средневековой Европы. В Суваре и Булгаре чеканили свою монету. Жители Булгара пользовались водопроводом. Булгары укрепляли свои города; в наиболее опасных местах они создавали оборонительные линии (валы), тянувшиеся на десятки километров, чтобы обезопасить себя от нападения соседних государств.
В конце XI – начале XII века столица государства была перенесена из Булгара в Биляр, который получил имя Великого города.
Волжский булгарин. Реконструкция М. Герасимова
Авары – кочевники из Центральной Азии, преимущественно тюркского происхождения.
Каганат – название государства у древних тюркских народов (авар, хазар и др.)
Тюрки – различные племена, сложившиеся на территории Алтая и в степях Азии. Слово «тюрк» означает «сильный», «крепкий».
Каган – титул главы государства у древних тюркских народов (авар, печенегов, хазар и др.), с конца VIII в. – у восточных славян, в XIII в. – у монголов.
Пошлины – денежный сбор.
375 год – вторжение гуннов в Европу.
558 год – образование Аварского каганата.
Середина VII века – образование Хазарского каганата.
922 год – создание государства Волжская Булгария.
Вопросы и задания
1. Вспомните из курса всеобщей истории и расскажите о гуннах, покажите их завоевания на карте.
2. Перечислите крупные государственные образования кочевников в первые века нашей эры.
3. Составьте рассказ о городе Итиль.
4. Что, по вашему мнению, составляло один из основных источников богатства Хазарского каганата?
5. Расскажите, когда и как образовалось Булгарское государство.
6. Найдите на карте (с. 45) крупнейшие города Хазарского каганата и Волжской Булгарии.
7. Дайте краткую характеристику Византийской империи и Арабского халифата в VIII веке, используя знания истории Средних веков.
Работаем с документами
1. Римский историк Аммиан Марцеллин писал в конце IV века о гуннах:
«Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Лёгкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабжёнными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись врукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами».
1. Составьте рассказ о жизни кочевников-гуннов.
2. Каковы были их обычаи и нравы?
2. Арабский автор «Книги путей царств» Ал-Истахрий дал следующее описание хазар:
«Хазар – это имя страны, а столица её Итиль; равным образом Итиль (река Волга) – имя реки. Город Итиль делится на две части: одна часть на западном берегу реки по имени «Итиль», и это большая часть, а другая – на восточном берегу. Царь живёт в западной части. Величина этой части города в длину около фарсаха (5 – 6 километров), и окружает её стена. Постройки этого города разбросаны, и жилищами в нём служат войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины; у них есть рынки и бани. Дворец царя далёк от берега реки, и выстроен он из обожжённого кирпича. Ни у кого нет постройки из обожжённого кирпича, кроме царя, и он не позволяет никому строиться из кирпича.
В этой стене четверо ворот: одни обращены к реке, другие – к степи, что расстилается за стеною города.
Царь их иудейского вероисповедания, и говорят, что свита его числом около 4000 человек. Хазары – мусульмане, христиане и иудеи, и среди них есть и идолопоклонники. Самый малочисленный класс – иудеи, а самый большой – мусульмане и христиане, но всё-таки царь и приближённые – иудеи.
У царя их войска 12 000 человек; когда умрёт из числа их один человек, то непременно ставят на его место другого.
Источник доходов царя составляет взимание пошлин на заставах, на сухих, морских и речных путях. На обитателях городских кварталов и окрестностей лежит повинность доставлять им всякого рода необходимый провиант, напитки и прочее».
1. Как выглядела столица Хазарского каганата?
2. Какие религии исповедовали жители Итиля?
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Культура кочевых племен сарматов и скифов
В первом тысячелетии до н. э. на просторах Великой Степи жили кочевые племена сарматов и скифов, которые были потомками протоскифской или киммерийской Срубной археологической культуры эпохи бронзы (XVIII—XII вв. до н. э.). Территория распространения Срубной археологической культуры — степная и лесостепная полоса между Днепром и Уралом. Этническая принадлежность — индо-иранцы, индо-арийцы…
Культура кочевых племен сарматов и скифов относится к Андроновской культурно-исторической общности племён (2300 до н. э. — 1000 до н. э.)., происходящих от ямной археологической культуры. Скелеты в курганах из Андроновской культуры представляют собой европейский тип людей, светловолосые, со светлой кожей, и с синими или зелеными глазами. Из 10 мужчин в курганах Андроновской культуры, 9 мужчин являлись представителями Y-ДНК R1a1a. Исследователи Е. А. Хелимский и В. В. Напольских считают представителей андроновской культуры носителями исчезнувшей четвёртой ветви индо-иранских языков.
Единственными памятниками тысячелетнего пребывания скифов и сарматов являются многочисленные курганы, высота которых 5-7 метров.В степях Южного Урала довольно много Курганов сарматских племён, относящихся к VI — V векам до н.э. В могилах археологи находят скелеты в положении на спине, мужчин хоронили с оружием — короткий железный меч-акинак скифского типа, железные копья, бронзовые наконечники стрел, украшения из бронзы, золота и серебра.
К VI — V веках до н.э., относятся сарматские курганы-жертвенники с кольцевой жертвенной площадкой вокруг или округлые чаши каменных алтарей — это сарматские святилища огня. Один из самых больших курганов-жертвенников V — III вв. до н.э. диаметром свыше 70 м. и высотой до 2,5 м. находится у села Шкуновка в Акбулакском районе.
Прохоровская (или Раннесарматская) археологическая культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., названная по курганам у с. Прохоровка Оренбургской области, представляет собой культуру приуральского союзы сарматских племен.
Андроновцы обладали медными и, оловянными рудниками в Алтайских горах, а также в Казахстане, они были племенами металлургов. Сарматские племена устраивали копи, добывали руду в тех же местах, что их предки — андроновцы и срубники. Находки многочисленных вещей из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы умели добывать, обрабатывать металлы, ковать железные мечи, кинжалы.
Мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов. Курганы Великой Степи содержат много скифских и сарматских реликвии.
Сарматы в сигментных (чешуйчатых) доспехах и шлемах, изображены на колонне Траяна. Сигментные шлемы вскоре стали делать на Дунае, затем эта техника изготовления распространилась среди римлян и германцев.
Основу хозяйства Сарматских племён составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Стада домашних животных давали шерсть, шкуры, войлок мясо, молоко, то есть кормили и одевали людей.
Азовский исторический музей. Браслет. Курган Хохлач.
Сарматские племена кочевали по широкой степи с ранней весны до поздней осени в крытых войлоком кибитках запряженных быками или верблюдами, перегоняя стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя сарматов и род имел свои традиционные районы кочевья. Зимой кочевые Сарматские племена устраивались на стоянках, строили жилища, землянки и укрытия от ветров и морозов.
Термин «савроматы» и более поздний — «сарматы», обозначалась обширная группа родственных скифам племён ранних кочевников.
Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще фигурируют в трудах античных греческих, римских авторов. Страбон назвает их языгами, роксоланами, аорсами, сирвками, аланами. Тацит упоминает опустошительный набег племени роксоланы на дунайскую провинцию Римской империи Мвзию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты» римских войнов. Поэт Овидий, сосланный в город Томи в 8 году н. э., с тоской и страхом описывает сарматов в своих «Печальных песнях» : «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю». Иосиф Флавий и Арриан оставили в своих трудах сообщения об аланах — «суровые и вечно воинственные аланы» в I и II вв. н. э. воевали в Армении и Каппадокии.
Сарматские племена вторглись в пределы Скифии в Северное Причерноморье, разгромив скифов, огнём и мечом прошли через всю Европу до северных границ Римской империи, положив тем самым начало эпохе Великого переселения народов.
Наивысшего расцвета культура сарматов достигает на рубеже нашей эры и, особенно, в I в. н.э., когда на Нижнем Дону появляются племена аланов и других кочевых народов.
История сарматов закончилась с нашествием в южнорусские степи воинственных племен тюркского и монгольского происхождения. По античным письменным источникам, в 370-е годы сарматы были разбиты гуннскими племенами.Часть сарматов присоединилась к гуннам и ассимилировалась в их среде.
Некоторые племена сарматов, например, аланы ушли с гуннами на Запад. Известно, что под ударами гуннов в конце IV века прекратилось тысячелетнее господство в Северном Причерноморье племен, относящихся к индо-иранским народам.
Статьи по теме:
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
www.evpatori.ru
Кочевые племена на территории Руси
Черноморские степи, которые принадлежали скифам в течение
седьмого и шестого веков до н.э., являются лишь западным продолжением длинной
зоны степей Евразии, которая тянется на восток почти до реки Амур. Вместе с
прилегающей к ней зоной пустынь на юге степь служила с незапамятных времен
громадным резервуаром кочевых племен, которые время от времени наводняли
приграничные районы таких древних цивилизованных стран как Китай, Иран и
Средиземноморье. Сами скифы пришли в черноморские степи с территории выше Волги
Другие кочевники позже двинулись также на запад из Центральной Евразии в
средиземноморский бассейн. Во втором столетии до н.э. сарматы сменили скифов в
Южной Руси. Начиная с четвертого века н.э. мир кочевников Евразии находился в
состоянии почти постоянного потока, одна волна накатывала на другую в западном
направлении. В четвертом и пятом столетиях турецкие и монгольские племена,
подобные гуннам, захватили лидерство, за ними последовали авары – «западные
тюрки» – и хазары в шестом и седьмом веках, печенеги с девятого по одиннадцатое
столетие и куманы (половцы) в одиннадцатом и двенадцатом веках. Кульминация
наступила с монгольским нашествием тринадцатого века. После этого стремление на
запад кочевых племен постепенно спадало, последней волной стало перемещение
калмыков на нижнюю Волгу в семнадцатом столетии. Изучающий русскую историю
должен внимательно отслеживать развитие тенденций в евразийском кочевом мире,
поскольку без знания этого развития многие события в истории России никогда не
могут быть в достаточной степени поняты и оценены.
Причины западного движения евразийских кочевников
многообразны. В некоторых случаях это могло быть результатом климатических
изменений. Усиливающаяся засуха затрагивала пастбища животных и заставляла
кочевые народы искать новые поля. В других случаях миграция могла быть
порождена политическими и военными факторами. Отброшенные от границ Китая или
Ирана, кочевники двинулись дальше на запад в поисках менее защищенных стран как
объекта грабежа. В случае когда некоторые кочевые племена в Китае были
отброшены и бежали после этого, последствия испытывал ближайший западный сосед,
вынужденный освобождать пространство для новоприбывших в свою очередь на запад
и т. д. Волна экспансии могла быть также результатом определенных изменений
внутри племени или группы племен – изменений в их социальной и политической
организации. Многие племена и роды при стечении обстоятельств сливались под
воздействием диктатуры какого‑либо выдающегося военного лидера, который
ограничивал автономию родовых вождей. Так случилось при подъеме Чингис‑хана.
Экономические мотивы, подобные желанию контролировать межконтинентальные
торговые пути, составляли другую движущую силу политики завоевателя степей.
Нужно отметить, что создание кочевой империи не только в случае с Чингис‑ханом,
но также и в некоторых иных случаях было результатом не только простой цепи
причинных событий, но амбициозной политики имперской экспансии. Такая экспансия
требовала всегда полного сотрудничества ведущего рода и всего племени или
группы племен. Однако империя, воздвигнутая на таком основании, никогда не была
стабильной. Старейшины родов, которые сначала предоставляли полную поддержку
Великому Хану (кагану), позднее будут пытаться обеспечить собственные
привилегии. Разовьется борьба между более влиятельными вождями родов и племен,
выливаясь в становление того, что Владимирцов называл «кочевым феодализмом»[135].
Игра этих центростремительных сил тогда быстро уничтожит единство империи.
Давайте теперь рассмотрим вкратце кочевые племена, которые
скитались по евразийским степям и пустыням к востоку от реки Урал во времена
Геродота. Информация о них, даваемая Геродотом, довольно туманна. Страбон
ворчливо говорит о том, что «ранние греческие авторы привыкли называть народы,
жившие выше Каспийского моря, в некоторых случаях саками, в других –
массагетами, не будучи в состоянии привести какое‑либо обоснованное
суждение относительно них»[136].
Свидетельства греческих авторов могут быть до некоторой степени дополнены
информацией, извлеченной из китайских хроник. Они считаются достаточно
надежными с девятого века до н.э.
Все же начнем с сообщения Геродота. Мы видели[137],
что в одной части его повествования он говорит, что массагеты вытеснили скифов
на запад. В другом фрагменте вместо массагетов он упоминает в той же связи
исседонов. Последние, как объясняет он, были сами под давлением аримаспов. В
дополнение к исседонам и аримаспам Геродот помещает к востоку от реки Дон
«скифов‑апостатов»[138]
и аргипеев. К этому перечню восточных народов могут быть добавлены саки, часть
которых принадлежала пятнадцатой провинции (сатрапии) Персидского царства,
согласно разделению сатрапий Дарием[139].
Сравнивая информацию Геродота со свидетельствами других
авторов, мы можем предварительно локализировать вышеупомянутые народы следующим
образом. «Скифы‑апостаты» могли жить в районе Акмолинска в Северном
Казахстане. Они откололись от «царских скифов» и не пошли за ними в
черноморские степи. Они с наибольшим основанием могут быть названы восточными
скифами. Что же касается исседонов, мы можем различать их изначальный дом и
страну, в которую они позже мигрировали. Согласно А. Херману, они первоначально
жили в районе реки Иссет, притока Тобола[140]. Само имя
народа должно быть связано с рекой. Позже исседоны переместились на юго‑восток,
вероятно в Восточный Туркестан (Син‑Кьянг). Домом аргипеев была,
возможно, Джунгария, а аримаспов – подножье гор Алтая. Массагеты жили в
Туркестане. Саки обитали ближе к Индии, возможно в Южном Туркестане.
Постараемся теперь определить расовые связи по крайней мере
части этих племен. Саки принадлежали без сомнения к иранской семье. Восточные
скифы были, возможно, также иранцами; они могут рассматриваться как предки
некоторых сарматских племен. Аргипеи могли быть монголами. Геродот описывает их
в следующих словах: «Говорят, что все они лысы с рождения, как мужчины, так
и женщины; они курносы и скуласты; они говорят на собственном языке, но их
одежда по типу скифская» [141]. Аримаспы, ввиду их географического
местопребывания, могут рассматриваться как предки тюрков: тюркское государство
было основано в регионе Алтая в шестом веке нашей эры[142].
Проблема массагетов более запутанна. Геродот говорит, что
«массагеты носят схожую со скифами одежду; их жизненный стиль также близок к
скифскому. Они идут в бой либо верхом, либо пешими, поскольку они искусные
бойцы в любом типе сражения. Луки и копья, а также боевые топоры – их оружие.
Они используют золото и медь... но не железо и серебро»[143].
Ассортимент оружия, используемого массагетами, заслуживает внимания. Лук был
характерным оружием скифов, копье – сарматов, боевой топор – киммерийцев. Итак,
массагеты кажется соединили оружие различных племен. Потому может быть, что они
сами имели различное этническое происхождение. Киммерийцы, как мы видели"[144],
были схожи с фракийцами. Не могут ли некоторые массагетские роды
рассматриваться как восточная ветвь фракийцев, смешанных с некоторыми иранскими
элементами? Само имя «массагеты» кажется значимым с этой точки зрения,
поскольку одно из фракийских племен на Балканах было известно как геты[145].
Схоже сложная этническая группа, относительно которой
существуют некоторые свидетельства в китайских источниках, существовала
приблизительно в тот же период в провинции Кан‑Су в Западном Китае. Там
жили в близком контакте два народа: йю‑ки в тохары. Второй из них
преобладал. В то время как тохары рассматриваются как иранское племя, йю‑ки
принадлежат, судя по крайней мере по их языку, к западной ветви индоевропейской
семьи. Именно язык йю‑ки обычно обозначают как тохарский; он ближе к
кельтскому и латинскому, нежели к славянскому или иранскому[146]. Как йю‑ки,
так и позже тохары в начале сарматского периода сместились из Кан‑Су в
Туркестан и играли важную роль в истории Туркестана и некоторых прилегающих
государств. Мы встретимся с ними позже.
История древней Руси. Оглавление.
www.protown.ru
Какие кочевые народы известны вам из истории Древнего мира и Средних веков? Чем отличался быт кочевников от быта оседлых народов?
скифы, монголы, татары, кереиты Гунны, авары и тюрки
Скифы – один из самых мощных кочевых народов древности. Существует множество версий возникновения этого союза племен, многие древние историки всерьез связывали происхождение скифов с греческими богами. Сами скифы считали, своими родоначальниками детей и внуков Зевса. Во времена их царствования на землю с небес упали золотые орудия труда: ярмо, плуг, секира и чаша. Тот из мужчин, которому удалось взять предметы в руки и не обжечься, стал основателем нового царства. сарматы произошли от потомков двух культур, срубной и андроновской. Начало нашей эры и первое тысячелетие до нашей эры ознаменовалось широким расселением племен скифов и сарматов по Великой СтепиГунны это образовавшаяся во II веке ираноязычная группа народов. Как утверждают ученые, их племена вели кочевой образ жизни. Они прославились своими военными действиями и именно ими изобретено одно из лучших оружий того времени. Самые яркие события в жизни этого союза племен происходили со II по V в. Татары – второй по численности этнос в России и самый многочисленный народ мусульманской культуры в стране. Татарские народности имеют очень древнюю историю, которая тесно связана с историей народов Урало-Поволжского региона.Родиной монголов считается территория, расположенная к северо-западу и северу от Китая, в регионе, называемом Средней Азией. Эти холодные засушливые плоскогорья, иссеченные выветренными, разрушенными горными хребтами к северу от сибирской тайги и вдоль китайской границы представляют собой бесплодную голую степь и пустыню, где и зарождалась нация монголов. Первое историческое упоминание о тюрках встречается в китайских актах о товарообмене великой империи. Документы велись с установленным в то время образованием конфедерации кочевников в VI столетии н. э. Простираясь вдоль всей Великой стены и достигая Черного моря на западе, империя известна китайцам как T'u Küe и самим тюркам как Гек Тюрк, что значило Вершина Неба.
у них не было постоянного жилища и они бродили по степям в писках пищи. Основным видом хозяйственной деятельности кочевников было экстенсивное скотоводство. В поисках новых пастбищ кочевые племена регулярно перемещались на новые места. Кочевников отличает особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.