История Древнего царства (Египет) - Русская историческая библиотека
Когда египтяне периода упадка мечтали о «золотом веке», они думали о Древнем царстве, и их художники и писцы старались копировать его живопись и язык. Мы не знаем, какими документами располагали египтяне, чтобы познакомиться с наследием своих предков, но наверняка нам повезло меньше, поскольку история Древнего царства еще плохо известна. Действительно, эта эпоха оставила многочисленные памятники, и, за неимением документальных источников информации о политической, военной и административной жизни, мы будем пользоваться свидетельствами материальной культуры. Мы рассмотрим только рамки истории Древнего царства, которое многие считают самым совершенным периодом всей древнеегипетской цивилизации, ее «золотым веком».
История III династии Древнего Египта
Так же, как не существовало четкой границы между эпохой энеолита и первыми династиями, не было и разделения между ними и периодом Древнего царства. Джосер, второй царь III династии, начинающий эту эпоху, возможно, является сыном Хасехемуи, последнего царя II династии. Усовершенствования цивилизации, происходившие в этот момент, в частности, в архитектуре, позволяют нам, однако, говорить о новой династии. Самый значительный факт правления Джосера, который, впрочем, оправдывает классификацию Древнего царства как самостоятельного исторического периода, состоит в перемещении политического центра Абидоса, по крайней мере, теоретически, в Мемфис; по этой причине Древнее царство иногда называют еще Мемфисской империей. Джосер, построив для себя усыпальницу в Бет-Халлафе, рядом с Абидосом, повелел строить ступенчатую пирамиду в Саккаре, рядом с Мемфисом.
Пирамида Джосера в Саккаре. Древнее царство
Похоже также, что именно в правление Джосера царская администрация Древнего Египта усложняется или расширяется: фараон берет себе в помощники влиятельного советника. Этим советником, которого, по аналогии с восточными государствами, принято называть визирь, был некто Имхотеп. Хотя он не носил звания визиря (тату), но на деле выполнял его функции. Позднее вокруг его персоны сложились легенды, он был обожествлен и расценивался как сын бога Птаха из Мемфиса. Это ему мы обязаны необыкновенным архитектурным ансамблем ступенчатой пирамиды с дополнительными пристройками в Саккаре. По разным признакам можно заключить, что Джосер, продолжая дело I династии, предпринимал военные набеги на Нубию. Он проводил ту же внешнюю политику, которая сохранялась на протяжении всей истории Древнего царства, поскольку египтян той эпохи, вероятно, тревожили больше соседи на юге, чем на северо-востоке. Один текст, правда относящийся к более поздней эпохе, относит к Джосеру первое проникновение древних египтян в Нубию за пределы 1-го порога, но Джосер, мы видим, дошел уже до 2-го порога. Возможно, в этом можно видеть намек не только на проникновение в Нубию, но и на ее захват. Синай, необходимый для промышленной и религиозной экономики Египта из-за своих месторождений драгоценных камней и, возможно, меди, остается объектом набегов. И одна наскальная гравюра свидетельствует, что армия Джосера там бывала.
Конец III династии известен очень плохо, и почти ничего не известно о других ее царях, а это: Санахт-Небка, Хаба, Неферка и, наконец, Ху, или Хуни (Стучащий), пирамида которого находится в Дахшуре. Обнаружение в 1952 году незаконченной пирамиды в Саккаре донесло до нас имя преемника Джосера – Сехемхет. Он увековечен также на одном из барельефов в Синае.
История IV династии Древнего Египта
IV династия. Казалось бы, IV династия, начавшаяся с правления Снофру, преемника Хуни, должна была быть одной из наиболее известных в Древнем Египте, на самом деле об этих строителях великих пирамид известно до обидного мало. Что касается Снофру, то тут дело обстоит несколько лучше, точнее говоря, о нем сохранилось несколько больше сведений. Фрагменты анналов, написанных на так называемом Палермском камне[1], сообщают нам об одном походе в Нубию и одном в Ливию при его правлении. Воины Снофру ходили походами также в Синай, как об этом свидетельствуют надписи. Наконец, этот царь был строителем, как это показывают пирамиды, которые он построил или изменил, одна – в Медуме, другие – в Дашуре. Вероятно, в интересах этого строительства он поддерживал отношения с Сирией, которая поставляла ему лес.
"Ломаная" пирамида Снофру в Дахшуре. Древнее царство
Автор изображения – Gérard Ducher
Чего бы ни отдали историки ради того, чтобы узнать о трех преемниках Снофру, самых знаменитых государях в истории Древнего царства: Хеопсе, Хефрене и Микерине! Три создателя самых знаменитых памятников Египта – великих пирамид, в действительности менее известны, чем их предшественник. Греки, и после них еще многие историки, видели в этих фараонах IV династии тиранов, задавивших народ тяжелыми податями. Ж. Познер доказал, однако, что эта традиция обязана литературе антимонархического направления, которая распространилась в Египте в I Переходный период. Действительно, погребальный культ этих фараонов практиковался в Египте начиная с Древнего царства и вплоть до македонского завоевания, что плохо согласуется с репутацией ненавистных народу правителей. Помимо походов в Синай при Хеопсе, ничего не известно о военных действиях царей этой династии. В целом картина складывается примерно такая, как если бы мы изучали правление Людовика XIV только по Версальскому дворцу: там находятся памятники, совершенные, неопровержимые свидетельства цивилизации, развитой как в техническом, так и в административном плане, но о собственно короле мы ничего из них не узнаем. Даже порядок фараонов IV династии Древнего царства далеко не бесспорен. Кроме того, неизвестно, где точно правил царь Джедефра. Второй сын Хеопса, он, вероятно, захватил власть, после того как организовал убийство своего брата. После того как его самого убили, его, по-видимому, сменил Хефрен. Что касается последних царей IV династии, Бишереса, Себершереса, Тамфтиса, названных Манефоном, кроме Себершереса (Шепсескаф – на памятниках), доподлинно не известно даже, действительно ли они существовали.
Статуя фараона Хафры (Хефрена), IV династия, Древнее царство
История V династии Древнего Египта
V династия (2510-2350 гг. до н, э.). Одна египетская сказка Среднего царства так описывает происхождение V династии: жена жреца бога Ра зачала трех первых царей этой династии, отцом которой был сам бог Ра. Несомненно, что культ бога Солнца Ра имел в ту эпоху первостепенное значение, возможно, просто потому, что V династия происходила из Гелиополя, где он был также почитаем, поскольку местные жрецы способствовали захвату власти этой династией. Как бы то ни было, именно с этого периода Древнего царства фараоны постоянно себя называют «сын Ра». Влияние религии на жизнь той эпохи отражается прежде всего в именах царей, где почти все время появляется имя Ра: это Усеркаф, Сахура, Нефериркара, Шепсескара, Неферефра, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара-Исеси, Унас. Солнечная религия определяет и архитектуру храмов, построенных в то время. Палермский камень упоминает о масштабном храмовом строительстве. Наконец, именно от эпохи V династии к нам дошли «Тексты пирамид» (хотя, когда они сочинены, точно неизвестно).
По-видимому, внешняя политика V династии была обращена на Восток: либо она подверглась нападению, либо захотела расшириться в этом направлении. Сахура, Ниусерра, Менкаухор, Джедкара совершали военные походы в Синай; а также в Переднюю Азию и Ливию.
История VI династии Древнего Египта
VI династия (2350-2190 гг. до н. э.). Переход от V к VI династии, происходящей из Мемфиса, произошел без видимых препятствий. О первом царе VI династии Сехетептауи Тети, однако, известно очень мало, так же как, впрочем, и о его преемнике Усеркара, который к тому же правил очень недолго. С Пепи (Пиопи) I нам повезло немного больше: известно, что он построил многочисленные храмы и, благодаря дошедшим до нас биографиям высоких чиновников, известны некоторые детали его жизни. Пепи I женился поочередно на двух дочерях одного высокопоставленного чиновника из Абидоса, от которых он имел сыновей, правивших друг за другом. Существует множество документов о деятельности Пепи, особенно указов, устанавливающих богоугодные общественные институты. Эти указы особенно ценны для изучения египетского права раннего периода. Как и его предшественники эпохи Древнего царства, Пепи внимательно наблюдает за Нубией и готовит многочисленные экспедиции против племен Передней Азии. Уни, возглавлявший эти экспедиции, провел, по крайней мере, пять кампаний против бедуинов Передней Азии, но ни одна вражеская страна, однако, не была оккупирована.
Фараон Пепи (Пиопи) I, совершающий жертвоприношение. VI династия. Древнее царство
Первым престолонаследником Пепи I был его сын Меренра I, который умер, видимо, достаточно молодым, поскольку правил только пять или шесть лет. Этот фараон VI династии проводил, по-видимому, политику колонизации Нубии, которую завершил его преемник. Он отправил в Верхнюю Нубию некоего Херкхуфа, проникшего в глубь Африки.
Результатом преждевременной смерти Меренра I стало восхождение на трон его сводного брата – Пепи II, которому на тот момент было всего лишь шесть лет. Правление последнего было самым долгим в истории не только Древнего царства, но и всего Древнего Египта: оно продолжалось семьдесят один год. Во время этого правления Херкхуф продолжал умиротворение Нубии, начатое при Меренра I. Торговые экспедиции совершались в Библ и в «страну Пунт» (находившуюся, видимо, на африканском берегу Аденского залива) – то есть вдоль африканского побережья Красного моря, по направлению к современной Эритрее. Недавние раскопки в Балате свидетельствуют, что западные оазисы, в частности Дакхлех, перекресток дорог на границе Египта и Ливии, в эпоху Древнего царства и особенно VI династии играют важную роль во внешних связях Египта.
По-видимому, с возрастом фараону Пепи II уже не хватало сил для поддержания единства страны, которое, в сущности, держалось только на нем одном. Однако согласно Манефону, после Пепи II правили еще царь и царица, Меренра II и Нитокрис, хотя никаких подробностей об их правлении не известно.
Древнее царство, завершившееся с VIII династией (впрочем, VII и VIII династии уже отчасти начинают собой Первый переходный период), было эпохой процветания Египта. Это, несомненно, пик могущества фараонов. Царей в то время почитали живыми богами, их боялись, но им беспрекословно повиновались, и режим абсолютной власти обеспечивал Египту главное – экономическое благоденствие. Просматривается определенная закономерность – чем суровее было правление фараона, тем лучше шли дела у его подданных. Внешняя экспансия – тоже если не прямое, то косвенное свидетельство мощи государства и его правителя в данный период, Мы не очень хорошо осведомлены о распространении внешнего влияния Древнего царства, но тот факт, что в Библе в ту эпоху существовал египетский храм, доказывает, что это влияние не ограничивалось Нубией и, бесспорно, было одним из самых значительных событий того времени.
[1] Палермский камень, обломок диоритовой плиты (43,5 на 25 см) с высеченным на нем текстом древнеегипетских анналов, охватывающих период в несколько веков начиная с додинастического времени. Текст высечен при V династии (XXV век до н. э.). С 1877 г. находится в музее итальянского города Палермо.
rushist.com
Древнее царство — WiKi
Старые интерпретации, пытавшиеся представить систему власти в Египте времён Древнего царства как жёсткую иерархическую структуру во главе с самодержцем-фараоном, являются анахроничными и основаны на традиционном для Европы стереотипном представлении о восточных обществах как о тоталитарных деспотиях, основанных на безграничной, всепроникающей власти правителя над подданными. На самом деле централизация страны только начиналась, и центральная власть имела мощный противовес в лице покорённых, но не растерявших до конца своего могущества региональных элит, а также жречества. Номархи, формально считавшиеся наместниками фараона, сохраняли значительную власть на местах, включая собственные военные отряды, а впоследствии даже основывали свои собственные локальные династии, зависимость которых от центрального правительства ограничивалась формальным признанием верховенства и выплатой налогов.
По сути, Египет времён Древнего царства был достаточно рыхлым объединением самоуправляющихся сельскохозяйственных общин, точками соприкосновения между которыми были лишь выплата налогов на содержание администрации, создание общего «страховочного» резерва зерна на случай неурожая, участие в совместных ирригационных проектах и иных общественных работах, вроде строительства царской усыпальницы, что считалось ритуально необходимым для поддержания нормального функционирования хозяйственной системы. В хозяйственную деятельность самих общин центральная власть практически не вмешивалась, ограничиваясь признанием за фараоном номинального права верховной собственности на землю (фараон формально «наделял» общину и без того принадлежавшей ей фактически землёй, выступая таким образом в качестве гаранта её прав). Система общинного землепользования египетских крестьян (феллахов) мало менялась в течение тысячелетий, пережив греческое, римское и арабское завоевания страны и уступив лишь развитию капиталистических отношений в XX веке, что указывает на глубокую древность данного института и его высокую степень автономности от центральной власти.
Как это часто было в аграрных цивилизациях Востока, власть фараона (то есть его «профессиональные обязанности», а не личность) обожествлялась, так как строгое соблюдение им предписанных ритуалов считалось необходимым для нормального течения природных циклов, влияющих на земледелие — отсюда обожествление фигуры правителя как воплощения бога Хора и сына бога Ра, в силу своей должности наделённого мистической силой. Однако как только сильная и долгая засуха расшатала хозяйство Египта, вина за природный катаклизм была возложена в массовом сознании на центральное правительство и лично фараона, в стране начались беспорядки, и вскоре Древнее царство прекратило своё существование, начался Первый переходный период с распадом на 42 отдельных округа-нома.
Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила. Египтяне пытались приручать для откормки антилоп, газелей, козерогов. Из птиц разводили уток, гусей, голубей, журавлей.
Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство[1].
При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без примеси олова, поэтому, например, действие пил приходилось усиливать с помощью твёрдого песка; по этой же причине медные орудия быстро изнашивались. Метеоритное железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило[2].
Сложившаяся в Древнем царстве система государственного управления, предполагающая ничем не ограниченную власть обожествлённого монарха, опирающегося на разветвлённый аппарат многочисленных чиновников, определяется как древневосточная деспотия. Тем более, что некоторые фараоны сидели на троне много лет. Например, Пепи II из VI династии правил 94 года — длиннейшее царствование в мировой истории (Людовик XIV правил лишь 72 года). Однако на самом деле правление Пепи II было периодом сильного ослабления центральной власти, регионального сепаратизма и могущества номархов, которые вновь образовали свои собственные локальные династии, а всего через несколько десятилетий после его смерти страна скатилась в пучину гражданской войны.
После прекращения VI династии власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов. Эпоху Древнего царства сменяет период упадка и раздробленности Древнего Египта (первый переходный период), а затем — Среднее царство, датируемое между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э.
ru-wiki.org
Древнее царство (Древний Египет)
Древнее Царство – период в истории древнего Египте охватывает временной промежуток в несколько веков III тыс. до н.э. (ок. 2707-2150 гг. до н.э.). Точные временные рамки выделить сложно, но согласно описаниям древнегреческого историка Менефона, существование Древнего царства приходится на правление фараонов от III до VIII династии.
Этот период был важным в истории Древнего Египта, именно в это время государство стало централизованным, сплотив под единым управлением экономическую и политическую жизнь страны.
Основателем Древнего Царства по праву считается фараон Джосер, который смог окончательно укрепить централизованную власть и оградить государство от набегов синайских кочевников и нубийцев. Построив шестиступенчатую пирамиду в некрополе Мемфиса, Джосер положил начало так называемой эпохе пирамид. Именно на этот период приходится строительство пирамид в Гизе.
Быстрое развитие металлургии и производство более совершенного оружия позволило фараонам Древнего Царства сформировать постоянную армию, и захватить медные рудники на Синайском полуострове. К концу существования Древнего Царства, правители номов стали активно противостоять центральной власти, вынуждая фараонов V и VI династии идти им на значительные уступки. Эти уступки в дальнейшем и привели к распаду Древнего Царства в Египте.
Во времена расцвета Древнего Царства, в его состав входили земли северной Нубии, и небольшие территории на берегу Суэцкого залива.
Столицей фараонов Древнего Царства являлся город Мемфис (Инбу-хедж), вплоть до начала первого переходного периода.
Карта Египта. Древнее царство.
Пирамида Джосера, основателя III династии. Саккара, близ Каира.
Расскажи друзьям:
Оцени:
Загрузка...
civilka.ru
Древнее царство Википедия
Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
Отделение Древнего царства от предшествовавшего ему Раннего царства, или раннединастического периода, является условным: III династия, с которой начинается Древнее царство, родственна II, а столицей Египта оставался Мемфис.
Однако существенные изменения произошли в архитектуре: вместо мастаб в качестве усыпальниц фараонов начали возводиться египетские пирамиды, на постройку которых (как и других сооружений монументальной архитектуры) мобилизировались массы крестьян и ремесленников.
Развитие государства[ | код]
Старые интерпретации, пытавшиеся представить систему власти в Египте времён Древнего царства как жёсткую иерархическую структуру во главе с самодержцем-фараоном, являются анахроничными и основаны на традиционном для Европы стереотипном представлении о восточных обществах как о тоталитарных деспотиях, основанных на безграничной, всепроникающей власти правителя над подданными. На самом деле централизация страны только начиналась, и центральная власть имела мощный противовес в лице покорённых, но не растерявших до конца своего могущества региональных элит, а также жречества. Номархи, формально считавшиеся наместниками фараона, сохраняли значительную власть на местах, включая собственные военные отряды, а впоследствии даже основывали свои собственные локальные династии, зависимость которых от центрального правительства ограничивалась формальным признанием верховенства и выплатой налогов.
По сути, Египет времён Древнего царства был достаточно рыхлым объединением самоуправляющихся сельскохозяйственных общин, точками соприкосновения между которыми были лишь выплата налогов на содержание администрации, создание общего «страховочного» резерва зерна на случай неурожая, участие в совместных ирригационных проектах и иных общественных работах, вроде строительства царской усыпальницы, что считалось ритуально необходимым для поддержания нормального функционирования хозяйственной системы. В хозяйственную деятельность самих общин центральная власть практически не вмешивалась, ограничиваясь признанием за фараоном номинального права верховной собственности на землю (фараон формально «наделял» общину и без того принадлежавшей ей фактически землёй, выступая таким образом в качестве гаранта её прав). Система общинного землепользования египетских крестьян (феллахов) мало менялась в течение
ru-wiki.ru
Древнее Царство: Египет
Древнее Царство считается продолжением истории раннединастической линии фараонов Древнего Египта. Он начинается с правления IV династии царей. Как полагают они были потомками Хуни, последнего фараона III династии. В Туринском списке, по сути, перечислены все правители первых пяти из них без обозначения сроков правления. Это означает, что его составители причисляли всех их к одной группе.
Период Древнего Царства в Египте
Древнее Царство было ограничено от других значительностью изменений в культурной, политической и религиозных сферах, которые отличают его от первых трех периодов истории.
Самым выдающимся достижением в это переходное время Древнего Египта является строительство ступенчатых пирамид с гладкой совершенной поверхностью. Смена религиозных предпочтений ознаменовала собой начало величайших технических открытий. Первая ступенчатая пирамида Джосера, построенная в районе Саккара, являлась олицетворением лестницы к звездам. А с другой стороны считалась символом солнца.
Эволюция архитектурных навыков Древнего Царства раннединастического периода была завершена строительством комплекса на плато Гиза. Пирамида Майдум повторяла очертания гробницы Снофру, первого короля IV династии. Ломанная пирамида в Даншур также была построена этим царем согласно истории Древнего Царства. Углы пирамид стали выставляться на уровне 51 градус, что гарантировало устойчивость строения и уменьшало давление от веса каменных блоков.
Пирамиды Древнего Царства
История возникновения традиции возведения пирамид во время Древнего Царства в Египте было нечем иным, как демонстрация их силы и создание за счет этого соответствующего давления на сознание общества.
Строительство пирамид было бы невозможным без условий процветающей экономики и сильной централизации аппарата упрвления, а также умелого управления на местах для организации поставки материалов и пополнения сокровищницы царя за счет налогов и сборов.
Художники и ремесленники оттачивали свое мастерство, производя все более изысканные предметы искусства для членов правящей семьи. Высококачественная отделка гробниц являлась прямой демонстрацией богатства и статуса владельца усыпальницы.
Согласно историческим данным во время правления IV династической линии царей Древнего Египта также были проведены некоторые военные кампании на юге в отношении соседствующей Нубии, где была построена оборонительная крепость в Бухен недалеко от 2-й катаракты (порог Нила). Эта крепость символизировала вторжение египетских войск в Нубии. Также она имела коммерческое значение, поскольку на ее территории велась торговля нубийцев и египтян. Древняя Нубия была богата сырьем и особенно золотом и представляла особый интерес для Египта.
Добавление в титул фараона слов «Сын Ра» связан с историей правления Джежефре и указывает на повышение культа Солнца. Более того он подчеркивал статус царя как представителя высших сил на земле.
В течение периода правления V группы царей Древнего Царства в Египте религиозный культ Солнца прочно получил широкое распространение. Для совершения обрядов цари строили солнечные храмы. Это объясняет, почему памятники архитектуры того времени были менее технологичны, чем их предшественников: основное внимание в проектах строительства уделялось храмам и святилищам, чем самому зданию пирамиды.
Похоже власть V династии была не менее централизованой. Гробницы, построенные вблизи усыпальницы царей, имели еще более сложную дорогостоящую отделку. Некоторые зажиточные граждане имели возможность построить склеп не только вблизи некрополя Мемфиса, но и в собственной провинции.
Гробница последнего царя этой династии впервые за историю Древнего Египта была украшена так называемыми Текстами пирамид, которые повествовли о судьбе фараона в загробной жизни среди звезд и высших существ.
Начиная с VI династии Древнего Царства наблюдается постепенный упад экономики и культуры. Хотя военные действия продолжались, на востоке дельты Нила, то есть на территории Палестины и Нубии, централизованная власть фараона претерпевала упадок. Возможно, это было вызвано долгим правлением Пепи II, когда власть была сосредоточена в руках центрального органа власти и наместников в провинциях Древнего Египта.
Другим ключевым фактором в снижении роли власти стало убывание разлива Нила. Необходимо было принимать меры для обеспечения плодородия земель. Губернаторы регионов и наместники, которым удалось управлять водной стихией укрепили свои позиции ослабив власть в столице.
Царям не хватило авторитета для предотвращения раскола, который начался во время 1-го переходного периода. Фараоны периода Древнего Царства Египта начали терять свою власть, которая переходила к отдельным предводителям.
Периодизация Древнего Царства в Египте:
IV династия Древнего Египта (2575 — 2465 до н.э.)
V династия Древнего Египта (2465 — 2323 до н.э.)
VI династия Древнего Египта (2323 — 2150 до н.э.)
Смотрите также:
Загадки древнего района фараонов Саккара в Египте
Ступенчатая пирамида Джосера
drevniy-egipet.ru
Древнее царство — Википедия РУ
Старые интерпретации, пытавшиеся представить систему власти в Египте времён Древнего царства как жёсткую иерархическую структуру во главе с самодержцем-фараоном, являются анахроничными и основаны на традиционном для Европы стереотипном представлении о восточных обществах как о тоталитарных деспотиях, основанных на безграничной, всепроникающей власти правителя над подданными. На самом деле централизация страны только начиналась, и центральная власть имела мощный противовес в лице покорённых, но не растерявших до конца своего могущества региональных элит, а также жречества. Номархи, формально считавшиеся наместниками фараона, сохраняли значительную власть на местах, включая собственные военные отряды, а впоследствии даже основывали свои собственные локальные династии, зависимость которых от центрального правительства ограничивалась формальным признанием верховенства и выплатой налогов.
По сути, Египет времён Древнего царства был достаточно рыхлым объединением самоуправляющихся сельскохозяйственных общин, точками соприкосновения между которыми были лишь выплата налогов на содержание администрации, создание общего «страховочного» резерва зерна на случай неурожая, участие в совместных ирригационных проектах и иных общественных работах, вроде строительства царской усыпальницы, что считалось ритуально необходимым для поддержания нормального функционирования хозяйственной системы. В хозяйственную деятельность самих общин центральная власть практически не вмешивалась, ограничиваясь признанием за фараоном номинального права верховной собственности на землю (фараон формально «наделял» общину и без того принадлежавшей ей фактически землёй, выступая таким образом в качестве гаранта её прав). Система общинного землепользования египетских крестьян (феллахов) мало менялась в течение тысячелетий, пережив греческое, римское и арабское завоевания страны и уступив лишь развитию капиталистических отношений в XX веке, что указывает на глубокую древность данного института и его высокую степень автономности от центральной власти.
Как это часто было в аграрных цивилизациях Востока, власть фараона (то есть его «профессиональные обязанности», а не личность) обожествлялась, так как строгое соблюдение им предписанных ритуалов считалось необходимым для нормального течения природных циклов, влияющих на земледелие — отсюда обожествление фигуры правителя как воплощения бога Хора и сына бога Ра, в силу своей должности наделённого мистической силой. Однако как только сильная и долгая засуха расшатала хозяйство Египта, вина за природный катаклизм была возложена в массовом сознании на центральное правительство и лично фараона, в стране начались беспорядки, и вскоре Древнее царство прекратило своё существование, начался Первый переходный период с распадом на 42 отдельных округа-нома.
Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила. Египтяне пытались приручать для откормки антилоп, газелей, козерогов. Из птиц разводили уток, гусей, голубей, журавлей.
Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство[1].
При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без примеси олова, поэтому, например, действие пил приходилось усиливать с помощью твёрдого песка; по этой же причине медные орудия быстро изнашивались. Метеоритное железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило[2].
Сложившаяся в Древнем царстве система государственного управления, предполагающая ничем не ограниченную власть обожествлённого монарха, опирающегося на разветвлённый аппарат многочисленных чиновников, определяется как древневосточная деспотия. Тем более, что некоторые фараоны сидели на троне много лет. Например, Пепи II из VI династии правил 94 года — длиннейшее царствование в мировой истории (Людовик XIV правил лишь 72 года). Однако на самом деле правление Пепи II было периодом сильного ослабления центральной власти, регионального сепаратизма и могущества номархов, которые вновь образовали свои собственные локальные династии, а всего через несколько десятилетий после его смерти страна скатилась в пучину гражданской войны.
После прекращения VI династии власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов. Эпоху Древнего царства сменяет период упадка и раздробленности Древнего Египта (первый переходный период), а затем — Среднее царство, датируемое между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э.