Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 годов новой эры как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.
Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона.
1. Колизей в Древнем Риме
Колизей (Амфитеатр Флавия)
Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний[1]:
Предпринял он и новые постройки: ... амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом
Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу[2]:
При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей
Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, áColosaeus, итал. Colloseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
Колизей на древнеримской монете 80 года
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане). Кроме того, на арене Колизея устраивались инсценировки, в ходе которых девушки и женщины насиловались быками, ослами и другими домашними животными и дикими зверями [1] [2]}. [неавторитетный источник?] При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
2. Колизей в Средние века и Новое время
Колизей Вид из Фарнезианских садов
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц. В наше время это один из памятников Рима.
3. Колизей в XX—XXI веках
Колизей изнутри
Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, и, возможно, чтобы наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.
Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление. Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства».
Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.
4. Архитектура Колизея
Колизей: реконструкция внутреннего вида
Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.
Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere "извергать"), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
Колизей в разрезе
На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.
Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
5. Использование образа Колизея
Колизей
Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.
Первоначально Колизей был увековечен в списке чудес света, составленном римским поэтом Марциалом в I веке.[3]
Среди других примеров использования образа:
Бой между Брюсом Ли и Чаком Норрисом, в фильме «Возвращение дракона», снимали в Колизее.
Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Причина кроется в созвучии фразы «Нерон, сжигающий Рим» (англ. Nero Burning Rome) и названия программы (англ. Nero Burning ROM).
Песня рок-группы Ария «Колизей».
Колизей в играх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV, Полководцы - Мастерство войны, Assassin's Creed: Brotherhood
Колизей в фильме «Гладиатор» (2000)
Колизей в фильме «Телепорт» (2008)
Колизей был уничтожен мощными ударами молний в фильме "Земное ядро: Бросок в преисподнюю" (2003)
Колизей разрушается через 2000 лет без людей в сериале "Жизнь после людей"
А вот фильмы про гладиаторов никогда не снимаются в Колизее — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине в мире после Колизея и гораздо лучше сохранившийся.
Примечания
Светоносный. Жизнь двенадцати цезарей: Веспасиан, IX, 1 - www.ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/vesp-f.htm
Светоний. Жизнь двенадцати цезарей: Тит, VII, 3 - www.ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/tit-f.htm
Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9
wreferat.baza-referat.ru
Колизей в Древнем мире — реферат
Во времена республики в Риме действовали гладиаторские школы, куда собирали сильных, способных рабов. Существовала целая категория лиц (ланисты), профессией которых были купля, обучение и продажа гладиаторов. Занятие это считалось в римском обществе подлым, и ланистов презирали, несмотря на то, что все пользовались их услугами.
В период империи держать гладиаторов в столице могли только правители. В Риме действовали четыре гладиаторские школы. Гладиаторская школа считалась наказанием. Страшнее была только смерть от руки палача. Новичок проходил курс обучения. Он должен был в совершенстве овладеть многими видами оружия. Различалось и снаряжение гладиаторов. Они сражались как легковооруженными, так и в тяжелом снаряжении.
Легковооруженным считался боец, у которого в руках были сеть, трезубец и кинжал. Такие гладиаторы должны были опутать противника сетью и поразить его. На теле сражавшегося не было ничего, кроме широкого кожаного пояса и наплечника, закрывавшего левое плечо и руку до локтя.
На тяжеловооруженных гладиаторах было гораздо больше обмундирования: шлемы с забралом и воротником, короткие трусы, кожаный пояс с металлическими пластинами, закрывавшими полностью живот и верх бедер. Также кожаными приспособлениями были защищены ноги и правая рука. Вооружение гладиатора состояло из меча или длинного кинжала.
О дне гладиаторских боев горожане узнавали заранее. Объявления писали прямо на стенах домов. Если сообщение было на отдельном листе, там оговаривались повод для игр, число сражающихся пар и количество выступлений. Эти афиши продавались и пользовались у зрителей большим спросом.
Обычно гладиаторские игры начинались с парада участников, для чего гладиаторов одевали в расшитые золотом туники. Затем шли бои на деревянных мечах, чтобы воины могли продемонстрировать свое искусство.
Иногда на арену выходили фехтовальщики из числа зрителей. После этого начинались настоящие бои. Оружие гладиаторам выдавали перед началом поединка на арене амфитеатра.
На арене судьбу гладиаторов решал и случай, и настроение зрителей. Пары не подбирались, все определял жребий. Если зрители благоволили к поверженному, они поднимали большие пальцы, и над трибунами неслось единодушное «Отпустить!».
Если же гладиатор чем-то не угодил толпе, большие пальцы опускали и вопили: «Добей!». Победитель переворачивал поверженного гладиатора лицом вниз и добивал ударом ножа в спину.
Победителя награждали пальмовой ветвью, с которой он обегал арену. Кроме этого, устроители игр вручали и денежный приз, но самым бесценным даром была свобода.
Это происходило нечасто, так как владельцы гладиаторов не желали с ними расставаться. Но, тем не менее иногда требования толпы были такими настойчивыми и угрожающими, что приходилось даровать гладиатору свободу.
Немалой считалась награда в виде деревянного меча. Получивший такой приз навсегда освобождался от смертельных боев на арене и занимался лишь обучением новичков в гладиаторской школе и судейством на очередных играх.
Официально ремесло гладиатора презиралось в обществе, считалось недостойным. Сами же гладиаторы, даже после освобождения, были отверженными в государстве и не имели никаких прав, в том числе и права на пристойное погребение.
В то же время многие восхищались мужеством гладиаторов, отпрыски из знатных фамилий брали у них уроки фехтования, в них влюблялись аристократки.
О гладиаторах постоянно говорили в римском обществе. Это обширная страница истории, о которой сохранилось достаточно фактов в литературном наследии Древнего Рима.
Гладиаторская школа Лентула Батиата в Капуе готовила гладиаторов для сражений в столичных амфитеатрах. В стенах школы временами собиралось большое количество рабов. Батиат держал рабов закованными в кандалы и принимал всевозможные меры для предотвращения побегов.
И все же летом 74 г. до н. э. из знаменитой школы сумели бежать 78 гладиаторов. Они нашли убежище на Везувии и вначале не предпринимали никаких активных действий, так как их было слишком мало и они были почти безоружны.
Ошибкой сената была наблюдательная позиция властей. В течение осени и зимы 74-73 гг. до н. э. вокруг гладиаторов собрались немалые силы.
Во главе восстания встал фракиец Спартак. В древних исторических документах говорится о нем как о человеке, обладающем смелостью и физической силой варвара, а умом и благородством похожем на эллина.
Вскоре в армии Спартака собралось 10 тыс. человек. Теперь это было хорошо вооруженное войско, готовое к решительным действиям. Римские властители считали ниже своего достоинства воевать с беглыми рабами, и первые попытки подавить восстание были неудачными.
Действующий тогда претор Клодий силами 3-тысячного войска окружил Везувий и отрезал Спартаку все пути к отступлению. Спартак был необычайно умным человеком и, как оказалось, талантливым полководцем.
Хитроумным способом он благополучно миновал расставленную ловушку и вывел свою армию из окружения. Мало того, он наголову разбил легион Клодия. После этого вся Римская Кампания оказалась под контролем восставших гладиаторов. Восстание охватило всю территорию Южной Италии. Уже 120 тыс. восставших объединились под началом Спартака5.
Спартак проявил незаурядные способности полководца. Всякий раз перед сражением он правильно оценивал обстановку, рассредоточивал свои силы и неизменно побеждал.
Только в 72 г. до н. э. власти, осознав угрожающие размеры армии гладиаторов, поставили во главе правительственных легионов Марка Красса, который начал решительные действия против повстанцев.
Разногласия в армии Спартака по поводу дальнейших планов восставших привели к расколу. Отделившиеся части армии Спартака были уничтожены Крассом, а оставшееся войско гладиаторов он загнал на Бруттийский полуостров, отделил весь перешеек огромным рвом и возвел стену.
Восставшие предприняли попытку вырваться из этой ловушки, но не смогли преодолеть все препятствия. Спартак геройски погиб, а 6 тыс. повстанцев были распяты на крестах, поставленных вдоль всей дороги от Капуи до Рима.
Остатки армии Спартака сформировались в отряды и еще долгое время тревожили римские власти своими набегами. Они продолжали борьбу за самое дорогое в человеческой жизни — за свободу. Многие повстанцы погибли, но сумели показать римскому обществу всю бесчеловечность гладиаторских боев.
Травля диких зверей
Впервые в 186 г. до н.э. была "устроена была охота на львов и пантер" М. Фульвием Нобилиором; Ливий пишет, что по обилию зверей и разнообразию зрелищ она почти не уступала тем, которые устраивались в его время6.
На арене Колизея устраивались бои гладиаторов с дикими животными. Их необходимо было разместить, да так, чтобы они не могли нанести вред окружающим — в основном это были опасные хищники.
Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Зрители при этом находились в полной безопасности. Архитекторы до мелочей продумали все детали здания, так что все представления проходили успешно и доставляли публике огромное наслаждение.
В 80 г. император Тит освятил Колизей. Празднества длились сто дней. На арене нового амфитеатра было убито 5 000 зверей. Сколько пало гладиаторов, никто не считал. Впрочем, мы знаем, что на других празднествах приносилось в жертву восторженной публике от четырех до пяти тысяч бойцов.
Хищникам, впрочем, доставалось так же, как гладиаторам. Во время триумфальных игр при императоре Траяне (98- 117 гг.) было истреблено 11000 зверей. В сражениях с ними, а также друг с другом участвовало 10000 воинов.
Представление в амфитеатре начиналось с раннего утра. Открывала его, как правило, звериная травля. Звери разрывали друг друга или набрасывались на выданных им людей. Иногда против хищников выступали опытные, сведущие бойцы, обученные сражению с животными, умевшие защитить себя и нанести зверю смертельный удар. Однако чаще всего на арену выходили военнопленные преступники, осужденные на смерть. Они были не готовы к такой схватке, и потому звери, набросившись на них, буквально рвали их на части.
В перерывах между звериной травлей устраивали публичное наказание преступников. Самым безобидным наказанием было выставление виновного напоказ. Одним из самых ужасных видов казни считалось растерзание жертвы хищными зверями. Палач привязывал осужденного к столбу так, что тот едва мог шевельнуться. Потом на арену выпускались львы, пантеры или собаки, которых подолгу не кормили и которые были приучены к человечине. Они немедленно набрасывались на жертву. О судьбе подобного мученика писал Марциал:
"Так и утробу свою
Каледонскому отдал медведю,
Не на поддельном кресте
Голый Лавреол вися,
Жить продолжали еще его члены,
Залитые кровью,
Хоть и на теле нигде
Не было тела уже.
Кару понес наконец он должную..."
Все, что оставалось от растерзанных людей, уносили в покойницкую. Эту добычу здесь поджидали врачи и их ученики. По вырванным конечностям и органам они изучали, из чего состоит человеческое тело.
При империи эти травли достигли грандиозных размеров; на тех, которые давал Август, одних львов и пантер было убито около трех с половиною тысяч, на играх, устроенных Траяном в 107 г., – 11 тысяч. В Риме одна из императорских гладиаторских школ – "Утренняя" – готовила специалистов-охотников. Иногда на растерзание зверям бросали преступников; жестокость этой казни еще усугублялась неким театральным ее оформлением. Страбон, например, рассказывает, как был казнен на его глазах в Риме предводитель восставших рабов Селур, которого называли "сыном Этны": был сооружен высокий помост, на который, будто на Этну, взвели Селура; помост вдруг рухнул и развалился, и несчастный упал прямо в клетку с дикими зверями , поставленную под помостом. Разбойника Лавреола распяли на кресте и напустили на него медведя; "с живых растерзанных членов кусками падало мясо"; другого заставили играть роль Муция Сцеволы и положить руку на пылающий очаг.
Главной поставщицей диких зверей была Африка, и привозили их оттуда во множестве. Существовало какое-то старинное сенатское постановление, налагавшее запрет на этот ввоз, но для травли (которую до постройки амфитеатра устраивали в цирке) сделано было исключение. М. Эмилий Скавр, будучи курульным эдилом (58 г. до н.э.), "вывел" 150 пантер или леопардов, Помпей – 410, а Август – 420. Сулла выпустил 120 "львов с гривами", т.е. самцов; они не были связаны, и охотники, которых Сулле прислал мавританский царь Бокх, устроили на них настоящую охоту. Ловлей этих животных занято было множество людей, перевозка их была делом трудным; требовались прочные железные клетки, подходящий транспорт, корма в количестве огромном – тысячи пудов мяса: львов и пантер свеклой и салатом не накормишь. К сожалению, авторы этих вопросов почти совсем не касаются; из позднего источника мы узнали только, что города, через которые проезжал транспорт зверей, предназначенных для игр, устраиваемых императором, должны были доставлять этим зверям корм, и задерживаться транспорту в городе больше недели не полагалось7.
Звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого
Заключение
Римские театры и амфитеатры являются первыми в истории архитектуры светскими монументальными зданиями, так как классический периптер был храмом, а эллинистические театры мыслились их архитекторами функционалистически. Эллинистический функционализм до конца освободил архитектурный , замысел от религии. Если в классическом периптере это было уже сделано в отношении формальной обработки, то в эллинистическую эпоху освобождение от культового характера коснулось самого назначения. И после этого Рим вновь возвращается к проблеме монументального здания, в чем нельзя не усмотреть сходства с классической эпохой греческой архитектуры. Но это такое возвращение, которое, тем не менее основывается на достижениях эллинистической архитектуры и исходит из окончательно закрепленного эллинистическим архитектурным функционализмом нового совершенно светского назначения здания. Таким образом, идея светского монументального здания, зародившись в классическую эпоху греческого зодчества, пройдя затем через ступень отрицания эллинизмом монументальных задач архитектуры, вновь разрабатывается в Риме, но уже возведенная на высшую ступень. Это достижение римской архитектуры имеет огромное значение.
Грандиозные зрелищные сооружения римлян, среди которых амфитеатры занимают выдающееся место, служили в первую очередь удовлетворению стихийной потребности в хлебе и зрелищах главным образом низов столичного населения. Беднейшие массы, наводнявшие Рим, численность которых в связи с процессом концентрации земельной собственности с каждым годом все росла, легко было занять кровавыми зрелищами арены и отвлечь их этим от злободневных вопросов современности.
В современном виде Колизей представляет собой огромный амфитеатр с наполовину обвалившейся наружной стеной. Сиденья исчезли, не сохранилась великолепная облицовка стен. В средневековый период Колизей использовали как городскую каменоломню, что окончательно превратило грандиозное здание в руины.
История разрушения Колизея охватывает период времени немногим более тысячи лет. С IV в. римляне начали растаскивать статуи и устанавливать их в своих жилищах. В 398 г. была организована круглосуточная охрана Колизея, но это мало помогало.
Несомненно, Колизею был нанесен значительный урон при набеге норманнов в 1087 г. и нашествии немецких ландскнехтов в 1527 г. Но если бы в XIII в. амфитеатр не превратили в каменоломню, он представлял бы в современном мире более значительное и впечатляющее сооружение. Из стройматериала, вывезенного из Колизея, в эпоху Средневековья было построено 6 церквей и 23 дома для знатных семей. Даже обломки мрамора пережигались в известь. В 1495 г. из материалов Колизея было возведено здание папской канцелярии. Камни и плиты брали так неаккуратно, что обрушивались верхние ярусы амфитеатра. Известно, что в XVI в. из камней Колизея возводили мосты, а папа Климент XI нашел применение бесценным плитам при постройке гавани. На территории Колизея целое столетие действовала фабрика по производству селитры, что также нанесло ощутимый вред историческому памятнику.
Археологические исследования в Колизее начались в 1714 г. Специалисты подсчитали, что только на внешнюю стену у строителей ушло 45 000 м3 дорогостоящего травертина. Еще столько же было использовано на фундамент здания и зрительские места. При раскопках в 1937 г. были обнаружены расположенные рядом с Колизеем склады для оружия, казармы, бани и небольшой амфитеатр для проведения тренировочных гладиаторских боев.
Вглядываясь в прошлое этого исторического памятника, трудно представить, сколько Колизей видел смертей под рев всемогущей толпы, сколько редких зверей было убито на его арене, скольких прославленных кумиров из числа бесправных гладиаторов приветствовали зрители бесконечными овациями.
Список литературы
Брунов Н. Очерки по истории архитектуры М. 2003
Витрувий Поллион. Об архитектуре. Ленинград, 1936.
Грант М. Цивилизация Древнего Рима М.2003
Ермакова С.О. Исторический центр Рима. — М.: Вече, 2005. — 240 с.
Иконников А. В. Архитектура города. М., 1972
Искржицкий Г.И. Рассказ о градостроительстве. – М., 1985
Исследования и публикации по истории античного мира. Под редакцией профессора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002
Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2001.
Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. Глава XI. Гладиаторы. М. 2003
Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.
Шуази О. История архитектуры: В 2 т./ О. Шуази; Пер. с франц. Е. Г. Денисовой.- 3-е изд.- М.: Издательство В. Шевчук.- Т. 2.- 2002
Шуази Огюст. Строительное искусство древних римлян. М., 1938
yaneuch.ru
Колизей в Риме - Рим
Римский Колизей, который расположен в самом центре площади Пьяцца дель Колоссео, был построен императором Веспасианом, основателем династии Флавиев. Колизей изначально назывался «амфитеатром Флавиев». Его строительство началось в 72 году нашей эры, а все здание было завершено спустя 8 лет.
Огромная структура была построена на вершине парка, который в свое время возвел император Нерон. Этот парк включал массивную статую самого императора, которая была известна как статуя Колосса. Нынешнее название амфитеатра происходит от названия этой статуи, которое в средние века из Колосса было изменено в Колизей. Также амфитеатр известен как II Colosseo.
Размеры Колизея впечатляют. Его эллиптическая структура достигает 189 м на 156 м в ширину и почти 50 метра в высоту. Число людей, который он мог вместить, по некоторым оценкам, составляло 50 тысяч. Архитектура стадиона была тщательно спланирована для того, чтобы все зрители могли наблюдать за происходящим на арене. Архитекторы приняли решение очень похожие на те, которые используются в строительстве современных стадионов.
Колизей имел, в общей сложности, 82 входа, которые находились на уровне земли. Каждый из них был пронумерован, так же как и для каждого была построена лестница. Каждый зритель получал билет в виде пронумерованных черепков глиняной посуды, которые и направляли их в соответствующую секцию и ряд. Разделы были основаны на классах и рангах в обществе. А так же об этой и других достопримечательностях вы сможете узнат на сайте www.travelsportal.ru
Колизей был не только новаторским сооружением, если речь идет о его размерах. Он был также одним из самых инновационных и сложный зданий своего времени. Например, его арена состояла из деревянного пола, покрытого песком, который скрывал сложные подземные структуры, известные как «Гипогей». Это слово буквально означает «подполье», которое состояло из двухуровневой подземной сетки туннелей и клеток.
В этом подполье держали гладиаторов и животных. Некоторые туннели были связаны с конюшнями и гладиаторскими школами, что позволяло им входить в амфитеатр незамеченными.
В честь открытия Колизея в 80 году, преемник Веспасиана Тит, организовал здесь игры, которые длились 100 дней подряд. Со временем амфитеатр стал политическим инструментом императоров, которые использовали его для развлечений публики и контроля народа. Арена использовалась для боев вплоть до 6 века. А еще Колизей использовался как церковь, кладбище и даже крепость.
На протяжении истории Колизей несколько раз был поврежден – во время двух землетрясений и пожара, в результате чего наружная и южная стена обрушились.
Вступительный билет для осмотра Колизея составляет € 15,5, для европейских граждан от 18 до 25 лет – €10,50. Для людей старше 65 лет и младше 18 лет – билет обойдется в €4,5. Время работы памятника архитектуры с 9 утра до 7 часов вечера (с марта по сентябрь), до 6-30 часов (в сентябре), до 6-00 часов (в октябре), до 5 часов (с середины марта по конец марта), до 4 часов вечера (с конца октября до середины марта).
Как добраться:
Колизей расположен в центре древнего Рима, на одноименной (линия В) линии метро (остановка Colosseo). Рядом находится много исторических памятников, в том числе Римский форум.
www.earth-tour.ru
Древний Колизей в Риме
Амфитеатр Колизей давно превратился в своеобразную визитную карточку Рима. Туристы со всего мира съезжаются, чтобы полюбоваться остатками грандиозного сооружения древности, по которым можно составить представление о размерах и былом величии потрясающего памятника архитектуры. Кому пришла в голову идея воздвигнуть в Риме этот амфитеатр? Дело обстояло так.
Когда императора Нерона, известного своей жестокостью, психической неустойчивостью и другими нелестными чертами характера, практически заставили покончить с собой, к власти пришел представитель новой династии – Флавиев. Нужно было уничтожить все следы правления нелюбимого народом императора, и первый из Флавиев – Васпасиан – начинает перестраивать центр Рима.
В числе других изменений он производит следующее: засыпает песком озеро возле бывшего дворца Нерона, а на его месте строит огромный амфитеатр, который смогут посещать почти все желающие (вход был воспрещен только могильщикам, бывшим гладиаторам и, как ни странно, актерам). В итоге получилось, что народу теперь принадлежит часть владений ненавистного Нерона. Строительство велось в течение 8 лет. Лучшие художники и архитекторы трудились над его созданием, а обтачиванием камня и самим процессом сооружения занимались рабы.
Плодом этих усилий стал амфитеатр, название которого переводится с латыни как «громадный». Сегодня прогуляться по величественным остаткам Колизея может любой желающий – ведь туры в Италию вполне доступны по цене, а горящие туры, если повезет, можно приобрести и еще значительно дешевле. Попав в Колизей, вы поймете, почему он вызывал гордость римлян и удивление путешественников.
Амфитеатр вмещал около 50 тысяч зрителей. Все было строго распределено. Существовали почетные места, в самом нижнем ряду – для императора, его сановников, весталок. Далее шли места для горожан. Самый верх разрешалось занимать беднякам, женщинам и рабам. Над ними был последний ряд: там располагались матросы, управлявшие огромным куском льна, которым нужно было, как тентом, прикрывать публику от солнца.
Перед входом в Колизей (кстати, вход был бесплатным) раздавали даром муку всем желающим. Таким образом, лозунг «Хлеба и зрелищ!» был претворен в жизнь в Римском Колизее в полной мере. Какие же зрелища предлагались народу? К сожалению, главными из них были кровопролитные сражения: между людьми (бои гладиаторов) и между людьми и дикими зверями. В гладиаторы попадали разными способами – в обучение отдавали рабов или бывших свободных граждан, запутавшихся в долгах.
Иной раз даже представители знатных семейств добровольно заключали договор на обучение с ланистами – главами гладиаторских школ. Тот, кому удавалось выжить во многих жестоких боях, получал право на почетную отставку и становился известной личностью в Риме – наподобие нынешних «звезд» кинематографа. Только ценой за неудачное представление здесь было не забвение зрителей, а смерть…
Император Гонорий в 405 году запретил гладиаторские бои. Одно время Колизей был местом святым для христиан, здесь располагались символы мученичества Христа. В средние века Колизей служил крепостью и переходил из рук в руки. Наконец, ближе к нашему времени его признали уникальным памятником старины, а с 2007 года он входит в список 7 новых чудес света. Приехав в Рим, загляните в Колизей – это настоящий «живой свидетель» жизни того Древнего Рима, о котором сегодня мы можем лишь прочесть в учебниках…