Доколумбова Америка (ацтеки, майя, инки). Доклад древняя америка
Доклад - Америка - География
Это часть света, расположенная в западном полушарии. Ее омывают Атлантический и Тихий океаны. В нее входит два материка — Северная Америка и Южная Америка, которые соединяет Панамский перешеек. Коренные жители обоих материков — индейцы, но их в Америке осталось немного. Индейцы погибали во время вооруженных стычек, когда европейцы завоевывали и осваивали материк, от болезней, привезенных завоевателями, от жестокой эксплуатации.
Сегодняшние американцы — потомки завоевателей, переселенцев из Европы. Говорят они в основном на английском, французском, испанском и португальском языках.
Красива и разнообразна природа Северной Америки. На Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана, — тундра. Над ней полыхают полярные сияния. Южнее начинаются густые леса. Осенью особенно великолепны знаменитые на весь мир кленовые леса Канады. На юге материка, в степях Мексики (здесь их называют прериями), путешественника поражают заросли кактусов. А севернее, в США, в горах Калифорнии и Южного Орегона высятся секвойи — большие и очень древние деревья. Леса, где растут редкие породы деревьев, объявлены заповедниками или национальными парками. Одна из достопримечательностей природы Северной Америки — цепь Великих озер. Пять гигантских чаш, соединенных друг с другом, образуют пресноводное море. Они связаны каналом и рекой Святого Лаврентия с океаном. Озеро Верхнее — самое большое на Земле (если не считать соленого Каспия). На реке Ниагаре между двумя озерами Эри и Онтарио находится самый большой в мире Ниагарский водопад. Река Миссисипи вместе с притоком Миссури —одна из величайших рек мира. А на западе Соединенных Штатов Америки, там, где протекает река Колорадо, находится национальный парк — Большой каньон. Эту гигантскую уступчатую расщелину глубиной более 2 км создали за долгие века воды реки и другие природные явления. Они разрушали и размывали горные породы, придавая скалам и впадинам причудливые формы. При закате или восходе солнца громадные скалы напоминают то старинные замки, то причудливых, фантастических животных. Большой каньон прорезает труднодоступные Скалистые горы — часть величественного горного массива Кордильер, протянувшегося от северных районов материка до самой южной его части. В горах есть действующие и потухшие вулканы. На высоких хребтах, особенно на севере, лежат вечные снега и ледники.
Полезные ископаемые Северной Америки — газ, нефть, уголь, железо, медь, золото, серебро. Не менее интересна и разнообразна природа Южной Америки. Через весь материк с запада на восток тянется самая многоводная в мире река Амазонка, у которой более 500 притоков. Тропические леса — сельвы, которые окружают ее, изобилуют редкостными растениями и животными, обитающими только в этих местах. Пожалуй, нигде в мире не найти сразу столько видов жуков и бабочек, сколько обитает их в бассейне реки Амазонки. Здесь водится также гигантская змея анаконда, достигающая 9 м длины. А в водах Амазонки подстерегают добычу электрические угри, хищные рыбы пираньи. Их стая за несколько секунд может растерзать человека или животное. В Южной Америке расположены такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили. В Южной Америке много необжитых районов, потому что непроходимые чащи сельвы — тропических лесов — преграждают путь человеку. Амазонка и другие реки — Ориноко, Парана, Парагвай — порой единственные «дороги» в этих местах. С севера на юг материка тянется горный хребет Анды. На языке инков — древних местных жителей — слово «анды» означает «медные горы». Многие из вершин, например Сан-Педро, Котопахи,— вулканы. Извержения вулканов и землетрясения приносят много бед людям. В горах добывают олово и медь, железо и марганец, золото и серебро, алмазы, свинец и нефть.
Список литературы
Сахаров С. В. Как открывали землю. М.: Малыш, 1984.
www.ronl.ru
Реферат - Древние цивилизации Америки
Бездостижений древних
цивилизаций наш мир
немыслим ни в одном
своем звене.
ВВЕДЕНИЕ К тому времени, когда испанскиекорабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент,включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен инародностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них былиохотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь вдвух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах– испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территорииродились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее«открытия», в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя посвоим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесьнаходились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эрывозникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара идр. В научной литературе этатерритория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций.Она подразделяется на два района: северный – Мезоамерика и южный – Андскаяобласть( Боливия — Перу), с Промежуточной зоной между ними( южная частьЦентральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и неподнялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейскихзавоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населенияназванных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколенийархеологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была историядоколумбовой Америки. Новый Свет представляет собойи уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культурыпроисходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита( 30-20тыс. лет назад) – времени заселения континента из Северо – Восточной Азии черезБерингов пролив и Аляску – и до тех пор, пока ему не был положен конецнашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Светепрослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: отпервобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов – центровраннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути,пройденного коренным населением Америки в доколумбову эпоху, с вехами историиСтарого Света дает необычно много для выявления общеисторическихзакономерностей. Требует некоторых разъяснений исам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в историческихработах различных авторов. Не раз справедливо указывалось, что этот терминневерен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали свостока римляне, викинги и др., а с запада – полинезийцы, китайцы, японцы ит.д. Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двухкультур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальныеполитические, экономические и интеллектуальные последствия.«Ольмекская проблема»
К числу наиболее значительных мезоамериканскихкультур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) имайяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора иГондураса). Но прежде несколько слов о «первой цивилизации» Мезоамерики –культуре «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско,Веракрус). Население этих областей в начале Iтыс. до н.э.(800-400 гг. дон.э.) достигло высокого уровня в культуре: в это время появляются первые«ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаютсяпирамиды из адобов(самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы ссюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.
Средипоследних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вескоторых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характернанизкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигураплачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары»украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков»существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантскиебазальтовые стелы. Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры былследующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселенийустраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита исерпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т.д. общим весомв десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека:например, в Ла-Венту – с расстояния 160 и даже 500км. Раскопки выявили игигантские головы, и ряды ритуально захороненных могущественных скульптур вчисто «ольмекском» стиле.
По сериирадиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг.до н.э. Именно на основевышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» — создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н.э.) и уже отнее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики – сапотекская,теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что«ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем обэтнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствованот названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережьеМексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этаповразвития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этихэтапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, еесоциально-политическая организация.
Культура«ольмеков» со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от концаIIтыс. до н.э. до середины – последних веков Iтыс. до н.э. Можнопредполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптуройпоявляются Веракрусе и Табаско примернов первой половине Iтыс. до н.э. (возможно, даже и в 800 г. до н.э.),как в Ла-Венте. Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. дон.э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т.е.заключительной стадии первобытнообщинной эпохи. Показательно, что первыеизвестные нам образы письменности и календаря появляются на «ольмекских»памятниках только с Iтыс. до н.э. ( стела С в Трес-Сапотес и др.). Сдругой стороны, такие же «ритуальные центры» с пирамидами, монументами икалендарными иероглифическими надписями – представлены в Оахане сVII — VIвв. до н.э., а без надписей – в горной Гватемале, у предков майя.
Появившись в Табаско около 4 тыс. лет назад, за 2 тыс. лет до н.э. онираспространили свое культурное влияние на огромный регион и исчезли, чтобыуступить место иным цивилизациям. Это позволило выдвинуть гипотезу (А.Касо, в1941г.), суть которой заключается в тезисе ос ольмекской культуре как проматериболее поздних культур – майяской, теотихуаканской, сапотекской и т.д.
Центр,из которого распространилось это влияние, известен под названием Ла-Вента.другими важными центрами той же культуры были Трес-Сапотес в Табаско иСан-Лоренсо. Ольмекские мудрецы достигли высочайших успехов в счете,составлении календаря, астрономических наблюдениях, иероглифическойписьменности и гомеопатии.
Хотелосьбы отметить еще одно явление, распространенное в те времена – это игра в мяч,внешне похожая на современный баскетбол. Игроки должны были попасть мячом вкаменное кольцо, прикрепленное к стене стадиона – специального игрового поля.При этом они должны были касаться мяча не руками, не ступнями, а лишь бедрами,ягодицами, плечами и локтями. Для обеспечения своей безопасности члены «команд»надевали специальную защитную одежду – маску и нагрудники. При этом онистановились похожими скорее на бейсболистов. Некоторые полагают, что в концеигры победитель отрезал побежденному голову – наподобие гладиаторов римскогоКолизея. Однако в данном случае речь могла идти лишь о религиозном жертвоприношении. Самосоревнование носило ритуальный, магический характер. Ритуал этот теснейшимобразом был связан с культом плодородия земли — изображения сцен игры иобезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.
Во главеобщества стояли жрецы-астрономы. Только в классовом государстве возможнопоявление церемониального центра, подобно Ла-Венте. Социальной ипроизводственной основой этого общества были земледельцы. Между верхушкой иземледельцами размещался слой, состоявший из ремесленников (камнетесов,гончаров, столяров), слуг, актеров, торговцев. Простое перечисление секторовхозяйства того общества способно воссоздать картину его экономики, основаннойна земледелии и развитом ремесле. Причины подобной концентрации властипреимущественно в руках жрецов, как и ее истоки, следует искать вземледельческом характере самой религии ольмеков.
Вольмекском пантеоне главенствовал культ бога-ягуара, породивший позже культбога дождя. Образ стилизованного хищника из семейства кошачьих имел чрезвычайноважное значение. Участники ритуальной игры в мяч хотя и не являлисьпредставителями жреческой аристократии, но все же принадлежали к этомусословию.
Цивилизация майяклассического периода
Майя,словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимныхцентральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. Запятнадцать веков до Колумба изобрели точный солнечный календарь и создалиединственную в Америке иероглифическую письменность, использовали в математикепонятие нуль, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первыевека нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре,скульптуре и живописи.
Но майя незнали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга.Фактически, если исходить из набора их орудий, они были еще людьми каменноговека. Происхождение майяской культуры окутано таинственностью. Появление первойцивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равниннымиобластями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесьсуществовали многолюдные государства и города. Но в IX-Xвв. период расцветазакончился внезапной жестокой катастрофой.
Городана юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическаярастительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После Xв.развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со сторонычужеземных завоевателей – тольтеков, пришедших из центральной Мексики и спобережья Мексиканского залива, продолжалось на севере – на полуострове Юкатан– и на юге – в горах Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занималиобширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себясовременные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио,а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.
В настоящее время большинство ученых выделяют в пределах этойтерритории три крупные культурно – географические области или зоны: Северную(п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз, Табаско и Чьяпас вМексике) и Южную ( горная Гватемала).
Началоклассического периода в низменных лесных областях отмечено появлением такихновых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах,стелах), календарные даты по эре майя (так называемого Длинного Счета – числалет, прошедших от мифической даты 3113 г. до н.э.), монументальная каменнаяархитектура со ступенчатым «ложным» сводом, культ ранних стел и алтарей,специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настеннаяживопись.
Архитектура в центральной части любого крупного города майя Iтыс.до н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров ивысоты. Внутри они обычно сооружены изсмеси земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленнымиизвестковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшиепостройки из одной – трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах –основаниях ( высота некоторых из таких пирамид – башен, как, например, вТикале, достигла 60м.). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамблина низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всегорезиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно ввиде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещениясравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света вкомнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов идворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майяпоявляются площадки для ритуальной игры в мяч – третий тип основных монументальныхпостроек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя былипрямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень частоважнейшие ритуально — административное постройки располагались на естественныхили искусственно созданных возвышениях – «акрополях» ( Пьедрас-Неграс, Копан,Тикаль и др.).
Рядовыежилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев ибыли, вероятно, похожими на хижины индейцев майя XVI-XXвв., описанныеисториками и этнографами. В классическийпериод, как и позднее, все жилые дома стояли на невысоких (1-1,5 м.)платформах, облицованных камнем. Отдельно стоящий дом – явление, редкое у майя.Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2-5 построек,расположенных вокруг открытого внутреннего дворика (патио) прямоугольной формы.Это – резиденция большой патриархальной семьи. Жилые «патио-группы» имеюттенденцию объединяться в более крупные единицы – наподобие городского«квартала» или его части.
В VI-IXвв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов неприкладногоискусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурныешколы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особойтонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передачеизображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг ипленных). Знаменитые фрески Бонампака(Чьяпас, Мексика), относящийся к VIIIв.н.э., представляют собой историческое повествование: сложные ритуалы ицеремонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношения пленных,празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.
Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Д Келли, Г.Бернин,Дж.Кублер и др.) и советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователейудалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя Iтыс.н.э. – стела, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи наних) – это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Онирассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях,династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизнисветских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали,по данным археологов, в Центральной области майя в Iтыс. н.э..
Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторыхпирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищамиважнейших богов пантеона, а сама пирамида – лишь высоким и монолитным каменнымпостаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще рядатаких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящихдинастий (открытие А.Руса в Храме Надписей, Паленке и др.).
Заметныеизменения претерпели за последнее время о характере, структуре и функцияхкрупных майяских «центров» Iтыс. н.э. Широкие исследования археологов США в Тикале,Цибилчальтуне, Энце, Сейбале, Бекане и др. выявили наличия там значительного ипостоянного населения, ремесленного производства, привозных изделий и многихдругих черт и признаков, свойственных древнему городу как в Старом, так и вНовом Свете.
Исследуя пышные захоронения майяских аристократов и правителей Iтыс.н.э., ученые предположили, что изображения и надписи на каждом глиняном сосудеописывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души пострашным лабиринтам царства мертвых, преодоление разного рода препятствий ипоследующее воскрешение владыки, который превращался в конечном счете в одногоиз небесных богов. Кроме того, американский ученый Майкл Ко установил, чтонадписи или отдельные их части, представленные пости на всех расписныхполихромных вазах VI-IXвв. н.э., часто повторяются, т.е. имеют стандартныйхарактер. Расшифровка этих надписей открыла совершенно новый, неведомый преждемир – мифологические представления древних майя, их концепция жизни и смерти,религиозные воззрения и многое другое.
Каждыйгород-государство майя возглавлял халач-виник,что означает «настоящий человек». Это был наследственный титул, передаваемый ототца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав — «господин»,«владыка». Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть,сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ахкуч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виникназначал, возможно из своих кровных родственников, батабов – вождей селений,которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости. Основнымифункциями батабов было соблюдениепорядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли бытьчиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или куракаинков. Как и те, они являлися военачальниками. Но в случае войны правокомандования осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которыххольпоп – «глава циновки». Существовал там и целый жреческий клир, однако самоераспространенное название жреца ах кин.
Ах киныхранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские астрономические знания одвижении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные илунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считаласьабсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.
Восновании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили вдали отгородских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своихсемей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами,дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Онидобывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которыепоражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву,скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших вМесоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ народ выплачивалдань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис,фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу,кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины. Когда испанцы захватили Юкатан, населениеназывалось масехуальооб – термин, несомненно, науа-майяского образования.
Земля умайя считалась общественной собственностью и обрабатывалась совместно, хотя исуществовали частные наделы, принадлежавшие знати. Епископ Юкатана Диего деЛанда писал: «Помимо собственных участков весь народ обрабатывал поля своеговладыки и собирал достаточное количество и себе, и его дому».
Этозамечание о произведенных отношениях майя проливает свет на два важных момента.Во-первых, становится ясно, что масехуальооб были обязаны обрабатывать земли,предназначенные для содержания жреческой аристократии. При этом «общем рабстве»целая община оказывалась порабощенной агентами государства в отличие отпроисходившего при рабовладении, когда рабы принадлежали конкретному хозяину.Деспотизм такой системы очевиден. Во-вторых, как отмечал А.Рус, нельзя незаметить, что, какими бы ни были рабство и деспотизм, они несли определенноеположительное начало: обрабатывающий землю – хотя бы для ахава или владыки –масехуаль брал часть, которая обеспечивала его и его семью. А это значит, чтони он, ни члены его семьи не испытывали голода, от которого постоянно страдаютиндейцы уже в течение почти пяти веков.
Морлипредположил, что у майя существовала еще одна социальная категория – рабы –пентакооб. Их эксплуатация была иной, чем при «общем рабстве». Рабом общинникмог стать в следующих случаях: родившись от раба; попав в плен на войне;оказавшись проданным на рынке. Но как бы ни назывались социальные группы рабови деклассированных членов общества, их положение было весьма близко к положениюподобных категорий в иных мексиканских обществах или янакунов в Тауантинсуйю.
Экономика общества основывалась на земледелии. Принято считать, что маиссоставлял 65% питания индейцев майя. Его возделывали при помощиподсечно-огневой системы со всеми вытекающими из этого явления последствиями:оскудением почв, снижением урожайности, вынужденной сменой участков. Однакопищевой рацион пополнялся фасолью, тыквой, томатами, химакой, камоте, а надесерт – табаком и многочисленными фруктами. Тем не менее отдельныеисследователи ставят под сомнение преобладание маиса в земледелии майя:возможно, что существовали районы, где маис не возделывался, а население вполнеудовлетворялось клубневыми растениями или же дарами моря, рек и озер.
Нанекоторые размышления наводит и тотфакт, что практически во всех археологических центрах обнаружено присутствие«рамона» – растения, превосходящего маис как по питательным свойствам, так и поурожайности. Кроме того, его культивация не требовала больших усилий. Некоторыеисследователи полагают, что именно это заменяло маис во время неурожаев.
Как быто ни было, майя умели получить от земли наивысшую отдачу. Помогали в этом итеррасы в горных зонах, и каналы в долинах рек, увеличивавшие поливные площади.Длина одного из таких, доводившего воды от реки Чампотон до Эцны, города назападе Юкатана, достигала 30 км. Вегетарианцами майя не были: они потреблялииндюшатину и мясо специально выращиваемых собачек. Им нравился пчелиный мед.Охота также была источником мясных продуктов, которые при еде приправлялисьперцем и солью. Перец выращивался в огородах, а соль добывалась на специальныхсоляных разработках.
Важнуюстатью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло, очевидно, процветало –изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для рисованных книг иликодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна и многое другое. Торговля, как и у астекскихпочтека, составляла весьма важных сектор экономики. На территории нынешнегоштата Табаско традиционно велась меновая торговля между более севернымиастеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком,какао, украшениями из нефрита. В качестве «обменной монеты» выступали зернакакао и раковины. Города-государства соединялись между собой грунтовымидорогами, тропами, но иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы) иКоба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами сообщения,особенно для торговцев.
Если быне существовало столь развитой системы коммуникаций, Кортес наверняка потерялсябы в густой петенской сельве, когда отправился покарать взбунтовавшегося Олида.Берналь Диас не раз восхищался, отмечая ту незаменимую помощь, которуюоказывали отрядам конкистадоров дорожные карты майя. И даже когда мы доберемсяв нашем путешествии до самого юга оставшейся части Месоамерики, то обнаружимвсе тех же майя, пустившихся в свои отважные странствия в самые удаленныеуголки региона. Все это увидел и Колумб.
Во всейМезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов внауках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей. Высокий уровеньцивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфереони действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Ихдостижения не сопоставимы ни с какими другими. Майя превзошли в данных наукахдаже своих современников-европейцев. В настоящее время известно о существованиине менее 18 обсерваторий периода расцвета Петена. Так, Вашактун занималисключительное положение и считалсяособенно важным центром, поскольку именно именнтам определялись точкисолнцестояния и равноденствия. Исследователь Блом провел серию экспериментов нацентральной площади Вашактуна. Основываясь на расчетах точной широты и долготыгорода, он смог разгадать увлекательный секрет древнего ансамбля, состоявшегоиз храмов и пирамид, окружавших квадратную, ориентированную по сторонам светаплощадь. «Волшебным секретом » оказался способ, посредством которого жрецырасположившиеся на вершине пирамиды-обсерватории, благодаря храмам-ориентирамустанавливали с математической точностью точку восхода солнца в периоды солнцестоянияи равноденствия.
СVI или VIIв. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько майя установилигражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы календарной корреляции,названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие сдействительной длительностью солнечногогода, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счетоказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласнокалендарной реформе папы Григория XIIIспустя 900 или даже 1000лет, в последней четверти XVIв. Морли составил следующуютаблицу:
Длительность года посовременным данным – 365,2422 дня
Древний юлианский год –365,2510 дня
Современный григорианскийгод – 365,2425 дня
Год майя – 365,2420 дня
Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый.На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей — тун;тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5дней, называвшихся майеб, буквально: «неблагоприятные». Считалось, что в этупятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние майя ничего неделали, чтобы не навлечь на себя беду.
Тун не был последней единицей времени в календаремайя. При увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов составляликатун; 20 катунов – бактун; 20 бактунов – пиктун; 20 пиктунов – калабтун; 20калабтутов – кинчильтун и т.д. В алаутун входили 23 040 000 000 дней, или кинов(солнц).
Все даты,сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных испанцами записяхраннеколониального периода, имеют единую точку отсчета. Ее мы назвали бы «годПервый», с которого начинается счет времени майя. По нашей хронологии, онпадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной системой корреляции,на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты близки к первому годуеврейского календаря, который приходится на 3761 год до н.э. – годпредполагаемого создания Библии.
Майяумело совмещали два календаля: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин– религиозный, из 206 дней. При таком совмещении складывался цикл из 18890дней, лишь по завершении которого название и цифра дня вновь совпадали с тем женазванием месяца. Это как бы 15 ноября, например, непременно приходилось каждыйраз на четверг. Столь значительное значение астрономической науки не стало бывозможным без идеально разработанной системы счета. Майя создали такую систему.Она похожа на ту, что арабы переняли у индийцев и позже передали европейцам,которые лишь тогда смогли отказаться от примитивной римской системы.
Майяпревзошли эту систему прежде, чем римляне завоевали Галлию и Иберийскийполуостров, и много раньше, чем арабы привезли в Европу десятичную системусчета. Считается, что она была изобретена в Индии в VIIв. н.э. и что арабыпередали ее европейцам лишь спустя несколько веков. Майя же пользовались своейсходной с десятичной системой по крайней мере с IVв. н.э. – иначе говоря,1600 лет назад.
Какупотребляемая нами десятичная система, так и двадцатиричная майяскаяосновывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего незначит, но в сопровождении с другой цифры становится основой дляматематического обращения, позволившего совершить все завоевания современныхнаук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки раз по нашей системе ив двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемещения указаннойцифры влево в первом случае и кверху во втором делает возможными записьбесконечных множеств и осуществление самых сложных астрономических подсчетов.
В нашейдесятичной системе имеются девять цифр и ноль. Майяская состоит лишь из двух –точки и черты – и ноля. Изобретение этого знака в столь отдаленные временаподнимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означаловеличайший прогресс в области абстрактного мышления. Сведения о науке майясохранились в весьма незначительном количестве книг, которые избежаликатастрофы, наступившей для аборигенных культур Америки с началом европейской конкисты.До настоящего времени сохранились лишь три книги майя. Одна из них в Париже,другая – в Мадриде, третья – в Дрездене.
В историимайя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это еще одна тайна вистории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всейМезоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления –землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки,иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военноеослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что«основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системыземледелия». Блом согласился с этим мнением, заявив, что «майя истощили своюземлю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чегонаселение было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своихурожаев». Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту«земледельческую» версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о«культурном угасании», но совершенно отбрасывал мысль о том, что населениемогло оставить свои территории.
Другиеисследователи выдвинули теорию о мощном восстании, с которым связывают разбитыеи опрокинутые тикальские монументы.
Глубоко изучив теории упадка культуры майя,Рус пришел к выводу: «Очевидно, что между ограниченными возможностями отсталойсельскохозяйственной техники и растущим население существовали неразрешимыепротиворечия. Они все более усугублялись по мере увеличения долинепроизводительного населения по отношению к земледельцам. Рост строительствацеремониальных центров, усложнение ритуала, увеличение числа жрецов и воиновделали все более трудным производство сельскохозяйственного продукта,достаточного в количественном отношении для сего населения.
Несмотряна глубоко укоренившуюся в сознании индейцев веру в богов и покорность ихпредставителям на земле, поколения земледельцев не могли не сопротивлятьсявсевозрастающему гнету. Очень может быть, что эксплуатация достигла предела истала вконец невыносимой, спровоцировав тем самым крестьянские выступленияпротив теократии наподобие Жакерии во Франции в XIVв. Возможно также, что эти события совпали с усилением влияния извне, тем более что период угасания культуры майя совпадает с миграцией племенМексиканского нагорья. Эти народы в свою очередь переживали период всеобщегосмятения в связи с вторжением с севера варварских племен, теснивших их к югу.Миграции буквально перетасовали группы индейцев, расположенные на путипереселенцев, и произвели настоящую цепную реакцию, приведшую к вспышке искрыкрестьянского восстания».
Цивилизация ацтеков.
Послегибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится аренойдраматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварскихплемен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая ещеуцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в Аскапоцалько, Портесуэло,Чалуле и т.д. Наконец, в конце IX – начале X в. в результатеслияния этих двух потоков – пришлого (“чичимекского”) и местного(теотихуаканского) – на северо-востоке региона возникает могущественноегосударство тольтеков с центром в г. Туле – Толлане (Идальго, Мексика).
Но и этогосударственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новыхгрупп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периодунестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственныхпришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое кпоискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласнопреданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места длястроительства будущей ацтекской столицы – Теночтитлана в 1325 г.: на пустынныхостровах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехиковели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялисьболее могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в этихитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных иудачливых хозяев.
В 1427году ацтеки организовали «тройственную лигу» — союз городов- государствТеночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) – и приступили к последовательномузавоеванию сопредельных областей. Огромный ужас внушали их обсидиановые булавы,круглые щиты и неуемная агрессивность.Невероятное могуществоАцтекской империи было достигнуто благодаря
www.ronl.ru
Доколумбова Америка (ацтеки, майя, инки)
В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изолирована от них. Но здесь тоже возникли государства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, науках, архитектуре и искусстве.
Люди пришли в Америку около 25-40 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они продвигались к югу, осваивая огромные территории. Редкие контакты с Европой не сыграли важной роли ни для Америки, ни для Европы. Когда в 1492 г. Колумб достиг Америки, её населяло множество племён с разным уровнем развития; некоторые из них создали высокоразвитые цивилизации, самые известные из которых — цивилизации майя, ацтеков и инков. Каждая из них не только опиралась на собственные достижения, но и усваивала культурные традиции покорённых народов.
Колумб решил, что находится рядом с Индией, и назвал местных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно название — Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки).
По уровню развития государства доколумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Усиливалась власть правителей, опиравшихся на чиновников. Большим влиянием пользовались жрецы.
Пирамида майя. Чичен-Ица
Основным занятием было земледелие, в котором и майя, и ацтеки, и инки достигли высокой эффективности, несмотря на отсутствие тяглового скота и самые простые орудия труда. Они умело учитывали особенности климата и почвы, создавали террасы для посевов на горных склонах, орошали засушливые земли и осушали болота. Ацтеки создавали в озёрах насыпные острова-грядки. Индейцы выращивали кукурузу, картофель, томаты, какао и хлопок.
Ни одна цивилизация доколумбовой Америки не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гончарный круг, выплавка железа. Из золота, серебра и меди индейцы делали украшения и предметы религиозного культа. Крупных животных приручили только инки — они разводили ламу, которую использовали для перевозки грузов и получения шерсти.
Майя, ацтеки и инки придерживались разных языческих религий, но у их верований было много общего. Их божества были тесно связаны с небом, небесными телами и явлениями природы, поэтому астрономические наблюдения и календарные вычисления стали частью религиозных обрядов и выполнялись очень тщательно и с поразительной точностью. Священнодействия сопровождали все повседневные дела. Важную роль играли человеческие жертвоприношения.
Государство Майя и Ацтеков
В VII-VIII вв. на полуострове Юкатан в Центральной Америке достигла расцвета цивилизация майя. В их городах-государствах (Паленке, Чичен-Ица и др.) процветали ремёсла, науки и искусство. Но позже междоусобные войны ослабили их.
К северу от Юкатана в XIV-XV вв. могущественное государство создали ацтеки. Они подчинили окрестные племена. Власть правителя ацтеков усилилась и распространилась на всю центральную часть нынешней Мексики. В их столице Теночтитлан насчитывалось до 100 тыс. жителей.
Поражает техника каменного строительства майя и ацтеков. Его лучшие образцы — храмы в виде пирамид и дворцы правителей, а также поля для ритуальной игры в мяч.
У майя сложилась система письма на основе иероглифов, дополнявшихся картинками. У ацтеков рисуночное письмо с элементами иероглифов известно с XIV в. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Мачу-Пикчу. Развалины города инков
Ритуальный двуглавый змей ацтеков (слева) и ритуальный золотой нож инков (справа)
Держава инков
На западе Южной Америки могущественное государство создали инки. С XII в. инки подчиняли себе соседей. Со временем здесь возникло государство с сильной центральной властью. Его вождь считался потомком Солнца и носил титул Верховный инка. Держава инков протянулась с севера на юг почти на 5000 километров и покорила множество народов. Мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями соединяли столицу город Куско с окраинами.
Правителю принадлежала вся земля в государстве. Он сам получал урожай с «полей Верховного инки», а жрецы — урожай с «полей Солнца». Урожай с остальных земель распределялся между всеми.
Инки создали узелковое письмо кипу (что означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветными шнурками с узелками. С помощью кипу можно было оживить в памяти важную информацию (например, по сбору налогов).
На этой странице материал по темам:
Инки майя ацтеки реферат
Искусство доколумбовой америки доклад кратко
Инки в средние века
Что препятствовало установлению тесных связей между цивилизациями америки
Доклад доколумбовой америки ацтеки
Вопросы по этому материалу:
Как была заселена доколумбова Америка?
Какие цивилизации возникли в Америке?
Что препятствовало установлению тесных связей между цивилизациями Америки?
В чём отличительные черты каждой из древних цивилизаций Америки?
В чём сходство и различия в развитии государств доколумбовой Америки?
Какие практические потребности народа майя могли способствовать развитию знаний в области математики?
doklad-referat.ru
Доколумбовые цивилизации Америки (майя, ацтеки и инки) | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
В ходе Великих географических открытий европейцы открыли для мира не знакомые раньше, неповторимые индейские цивилизации. Старый Свет был поражен оригинальной культурой и искусством этих народов не меньше, чем бесчисленными сокровищами, которыми они владели. История цивилизаций доколумбовой Америки уходит в седую древность. Она является интересной не только сама по себе, необыкновенно важным является ее влияние на развитие всего мира.
Первые города-государства народа майя с хорошо налаженной системой управления появились в начале нашей эры на территории современной Мексики и других государств Центральной Америки. Майя — единственный из народов доколумбовой Америки, который имел письменность в виде иероглифов. Свои книги (кодексы) майя писали красками на длинных полосах материала, изготовленного из растительных волокон, а затем вкладывали их в футляры. При храмах существовали библиотеки. Майя имели свой календарь, умели определять затмения Солнца и Луны. Они первыми ввели в математику понятие нуля.
Календарь Майя
История ацтеков до их появления во второй половине XII в. в Центральной Мексике полна загадок. Свою родину они называли островом Астлан («там, где живут цапли»). Местонахождение острова до сих пор остается неизвестным, но именно от него происходит слово «ацтек». Кочевые охотники-ацтеки были очень воинственными и подчинили себе множество индейских племен. Возникла могущественная империя со столицей Теночтитлан (современный Мехико).
Ацтеки были умелыми земледельцами, замечательно владели гончарным и оружейным ремеслами, знали секреты обработки металлов. Когда Эрнан Кортес вступил во владение правителя ацтеков Монтесумы, тот, дабы остановить продвижение завоевателей, выслал навстречу им своих послов с дарами для испанского короля. Среди множества драгоценностей находились прекрасные произведения индейских мастеров — великолепная посуда, изысканные украшения, совершенные фигурки зверей. Такая щедрость, впрочем, не спасла Монтесуму и его народ от коварного уничтожения.
Карта Теночтитлана. 1524 г.
В отличие от основной массы индейских ювелирных изделий, безжалостно переплавленных европейцами в золотые слитки, подаркам Монтесумы повезло. Они попали прямо к королю и поэтому сохранились. Со временем они произвели неизгладимое впечатление на замечательного немецкого художника Альбрехта Дюрера. Он вспоминал: «За всю свою жизнь я не видел ничего, что бы так порадовало мое сердце, как эти вещи. Итак, я видел среди них чудесные, совершеннейшие изделия и удивлялся такой одаренности людей далеких стран». Материал с сайта http://worldofschool.ru
Самым большим государством древней Америки была империя инков с центром в городе Куско, расположенная высоко в горах (на территории современного Перу). Сами инки свою родину называли «Тауантинсуйу» — «четыре соединенных стороны света». Инки (само слово значило «правитель») обожествляли Солнце и были прекрасными астрономами. Они успешно занимались земледелием, разводили стада лам, изготовляли качественные ткани. Инки изобрели оригинальное узелковое письмо — «кипу». Оно представляло собой шнур, к которому в виде подвесок привязывали разноцветные нитки. Комбинирование таких ниток позволяло делать необходимые «записи». Один из найденных образцов «кипу» весит 6 кг. Город Куско встретил захватчиков-европейцев удивительными дворцами, храмами и площадями, а от четырех ворот столицы начинались дороги, ведущие в четыре стороны света.
Мачу-Пикчу — город инков. Современный вид
Конкиста разрушила древние индейские цивилизации. Целые государства и культуры были стерты с лица земли. Сами же майя, ацтеки, инки и другие доколумбовые народы Америки превратились в рабов или были массово физически уничтожены. Таким образом, Великие географические открытия имели печальные и трагические страницы в своей истории.
worldofschool.ru
Реферат на тему Древние цивилизации Америки
орец Монтесумы
(точнее, Моктесумы)II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк,
купальни.
Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами,
ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном
рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и
провозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной
ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических
событий конкиста – солдата Беркаля Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса.
Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конквистадор с изумлением
взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города:
«И мы увидели огромное количество лодок, одни приходили с различными
грузами, другие … с разнообразными товарами… Все дома этого великого
города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по
висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни,
напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали
восхищение».
Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и
ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из
камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город – Мехико, быстро
растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем
остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями
современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие
археологические исследования ацтекских древностей пости невозможно. Лишь от
случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет
каменные изваяния – творения древних мастеров.
Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70 –80 гг. XX в. при
раскопках Главного храма ацтеков – «Темпло Майор» - в самом центре Мехико,
на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом.
Сейчас вскрыты уже святилища богов Уициопочтли (бог солнца и войны, глава
ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия),
обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно
выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным
изображением богини Койольшаухки – сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы –
тайники, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов,
раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа
принесенных в жертву людей и т.д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их
число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие преставления о
материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях
ацтеков в период расцвета их государства в конце XV - XVI в.
Цивилизация Южной Америки.
Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее
большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в
1532г. испанские конквистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а
также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в предмет гигантской инской
империи, или, как сами инки называли свое государство Тауантинсуйю. Общая
протяженность Тауансуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше
4300 км, а население – не менее 6 млн. человек. Однако инки представляли
собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым как в Египте или в
Месопотамии, скрывалось длинное и славное прошлое.
В конце II тыс. н.э. в горах северо-восточной области страны внезапно
появилась западная культура Чавин, синхронная с “Ольмекскими “ памятниками
Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника – ящера или
пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т.д.). С рубежа
нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочина, а
на юге – цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах
Боливии и Южного Перу Сформировалась динамичная и оригинальная культура
Тиаунакана( названная так по имени своего центрального поселения , близ
южного берега оз.Титикана). Что же характерно для всех названных ранних
перуанско-боливийских цивилизаций?
Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно с
классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей
с ними, Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической
письменности, ни сложного календаря, их технологии в целом были
совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы
жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э.
знали металлургию, обработку золота, серебро, медь и их сплавы и делали из
них не только украшения и оружия, но (как в случае с медью) даже
наконечники земледельческих орудий – “палок-копалок” и мотыг. Они, особенно
создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной
росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были
тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции – гобелены,
декоративные ткани, парча и кисея – не имеют, пожалуй, себе равных в
древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей,
приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти
три важные компонента местной культуры – металлические изделия, керамика и
ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) – придают
неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям
1тыс.н.э.
Последующий период (с X в. н.э. и позже) отличен усилением экспансии
населения горных областей (особенно Тиаунако) в зону Тихоокеанского
побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из
которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от
Тимбега до Лимы. Его столица Чан – Чан занимала площадь около 25 кв. км и
имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять
огромных прямоугольников 400х200 м, огороженных стенами 12 м высотой, -
дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг – резиденция меньшего размера, где
жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя
хоронили в его дворце со всеми богатствами, а приемник строил себе новое
здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в
Чиму впервые была создана объединенная сеть ирриционных каналов и построены
дороги, соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и
впечатляющие достижения местной культуры в городах и селах.
В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим числом
почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд
мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них -
государство инков в долине Куско, - обладая более совершенной организацией
своей армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей,
сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в
регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в.
н.э.
Размеры инской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 1460
гг. инка Пачахути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне
Топа Инке (1471-1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и
территория государства Чиму, а чуть позже - юг прибрежной зоны, горы
Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель
сана – инка, которому помогала наследственная аристократия, связанная с
правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия
чиновников, контролировавших все стороны жизни.
Сельские общины несли тяжелый труд всевозможных налогов и трудовых
повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках,
служба в армии и т.д.) Население вновь завоеванных земель насильственно
перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была
связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через
определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и
склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно
курсировали и пешие гонцы – бегуны, и всадники на ламах.
Духовная жизнь и вопросы культа целиком находились в руках жреческой
иерархии. Поклонение богу – творцу Виракоче и небесным планетам
осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости
от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких
случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время
болезни или смерти верховного Инки).
Однако эта самая крупная и наилучшим образом организованная империя
доколумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских авантюристов во
главе с Франсиско Писарро в XVI в. н.э. Убийство инки Атаульпы в 1532 г.
парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инское
государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.
Заключение.
Итак, в конце XV – начале XVI в. в западном полушарии встретились два
мира, совершенно не похожие друг на друга и стоящие на различных стадиях
культурно-исторического развития: если наиболее передовые цивилизации
индейцев по своему уровню соответствовали в Старом Свете самым архаичным
фо
скачать работу
Древние цивилизации Америки
referat.resurs.kz
Доклад: Америка
Это часть света, расположенная в западном полушарии. Ее омывают Атлантический и Тихий океаны. В нее входит два материка — Северная Америка и Южная Америка, которые соединяет Панамский перешеек. Коренные жители обоих материков — индейцы, но их в Америке осталось немного. Индейцы погибали во время вооруженных стычек, когда европейцы завоевывали и осваивали материк, от болезней, привезенных завоевателями, от жестокой эксплуатации.
Сегодняшние американцы — потомки завоевателей, переселенцев из Европы. Говорят они в основном на английском, французском, испанском и португальском языках.
Красива и разнообразна природа Северной Америки. На Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана, — тундра. Над ней полыхают полярные сияния. Южнее начинаются густые леса. Осенью особенно великолепны знаменитые на весь мир кленовые леса Канады. На юге материка, в степях Мексики (здесь их называют прериями), путешественника поражают заросли кактусов. А севернее, в США, в горах Калифорнии и Южного Орегона высятся секвойи — большие и очень древние деревья. Леса, где растут редкие породы деревьев, объявлены заповедниками или национальными парками. Одна из достопримечательностей природы Северной Америки — цепь Великих озер. Пять гигантских чаш, соединенных друг с другом, образуют пресноводное море. Они связаны каналом и рекой Святого Лаврентия с океаном. Озеро Верхнее — самое большое на Земле (если не считать соленого Каспия). На реке Ниагаре между двумя озерами Эри и Онтарио находится самый большой в мире Ниагарский водопад. Река Миссисипи вместе с притоком Миссури —одна из величайших рек мира. А на западе Соединенных Штатов Америки, там, где протекает река Колорадо, находится национальный парк — Большой каньон. Эту гигантскую уступчатую расщелину глубиной более 2 км создали за долгие века воды реки и другие природные явления. Они разрушали и размывали горные породы, придавая скалам и впадинам причудливые формы. При закате или восходе солнца громадные скалы напоминают то старинные замки, то причудливых, фантастических животных. Большой каньон прорезает труднодоступные Скалистые горы — часть величественного горного массива Кордильер, протянувшегося от северных районов материка до самой южной его части. В горах есть действующие и потухшие вулканы. На высоких хребтах, особенно на севере, лежат вечные снега и ледники.
Полезные ископаемые Северной Америки — газ, нефть, уголь, железо, медь, золото, серебро. Не менее интересна и разнообразна природа Южной Америки. Через весь материк с запада на восток тянется самая многоводная в мире река Амазонка, у которой более 500 притоков. Тропические леса — сельвы, которые окружают ее, изобилуют редкостными растениями и животными, обитающими только в этих местах. Пожалуй, нигде в мире не найти сразу столько видов жуков и бабочек, сколько обитает их в бассейне реки Амазонки. Здесь водится также гигантская змея анаконда, достигающая 9 м длины. А в водах Амазонки подстерегают добычу электрические угри, хищные рыбы пираньи. Их стая за несколько секунд может растерзать человека или животное. В Южной Америке расположены такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили. В Южной Америке много необжитых районов, потому что непроходимые чащи сельвы — тропических лесов — преграждают путь человеку. Амазонка и другие реки — Ориноко, Парана, Парагвай — порой единственные "дороги" в этих местах. С севера на юг материка тянется горный хребет Анды. На языке инков — древних местных жителей — слово "анды" означает "медные горы". Многие из вершин, например Сан-Педро, Котопахи,— вулканы. Извержения вулканов и землетрясения приносят много бед людям. В горах добывают олово и медь, железо и марганец, золото и серебро, алмазы, свинец и нефть.
Список литературы
Сахаров С. В. Как открывали землю. М.: Малыш, 1984.
Возможно вы искали - Реферат: Экономический и природно-ресурсный потенциал Франции и его использование
К-во Просмотров: 262
Бесплатно скачать Доклад: Америка
cwetochki.ru
Америка, краткий доклад
Это часть света, расположенная в западном полушарии. Ее омывают Атлантический и Тихий океаны. В нее входит два материка — Северная Америка и Южная Америка, которые соединяет Панамский перешеек. Коренные жители обоих материков — индейцы, но их в Америке осталось немного. Индейцы погибали во время вооруженных стычек, когда европейцы завоевывали и осваивали материк, от болезней, привезенных завоевателями, от жестокой эксплуатации.
Сегодняшние американцы — потомки завоевателей, переселенцев из Европы. Говорят они в основном на английском, французском, испанском и португальском языках.
Красива и разнообразна природа Северной Америки. На Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана, — тундра. Над ней полыхают полярные сияния. Южнее начинаются густые леса. Осенью особенно великолепны знаменитые на весь мир кленовые леса Канады. На юге материка, в степях Мексики (здесь их называют прериями), путешественника поражают заросли кактусов. А севернее, в США, в горах Калифорнии и Южного Орегона высятся секвойи — большие и очень древние деревья. Леса, где растут редкие породы деревьев, объявлены заповедниками или национальными парками. Одна из достопримечательностей природы Северной Америки — цепь Великих озер. Пять гигантских чаш, соединенных друг с другом, образуют пресноводное море. Они связаны каналом и рекой Святого Лаврентия с океаном. Озеро Верхнее — самое большое на Земле (если не считать соленого Каспия). На реке Ниагаре между двумя озерами Эри и Онтарио находится самый большой в мире Ниагарский водопад. Река Миссисипи вместе с притоком Миссури —одна из величайших рек мира. А на западе Соединенных Штатов Америки, там, где протекает река Колорадо, находится национальный парк — Большой каньон. Эту гигантскую уступчатую расщелину глубиной более 2 км создали за долгие века воды реки и другие природные явления. Они разрушали и размывали горные породы, придавая скалам и впадинам причудливые формы. При закате или восходе солнца громадные скалы напоминают то старинные замки, то причудливых, фантастических животных. Большой каньон прорезает труднодоступные Скалистые горы — часть величественного горного массива Кордильер, протянувшегося от северных районов материка до самой южной его части. В горах есть действующие и потухшие вулканы. На высоких хребтах, особенно на севере, лежат вечные снега и ледники.
Полезные ископаемые Северной Америки — газ, нефть, уголь, железо, медь, золото, серебро. Не менее интересна и разнообразна природа Южной Америки. Через весь материк с запада на восток тянется самая многоводная в мире река Амазонка, у которой более 500 притоков. Тропические леса — сельвы, которые окружают ее, изобилуют редкостными растениями и животными, обитающими только в этих местах. Пожалуй, нигде в мире не найти сразу столько видов жуков и бабочек, сколько обитает их в бассейне реки Амазонки. Здесь водится также гигантская змея анаконда, достигающая 9 м длины. А в водах Амазонки подстерегают добычу электрические угри, хищные рыбы пираньи. Их стая за несколько секунд может растерзать человека или животное. В Южной Америке расположены такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили. В Южной Америке много необжитых районов, потому что непроходимые чащи сельвы — тропических лесов — преграждают путь человеку. Амазонка и другие реки — Ориноко, Парана, Парагвай — порой единственные «дороги» в этих местах. С севера на юг материка тянется горный хребет Анды. На языке инков — древних местных жителей — слово «анды» означает «медные горы». Многие из вершин, например Сан-Педро, Котопахи,— вулканы. Извержения вулканов и землетрясения приносят много бед людям. В горах добывают олово и медь, железо и марганец, золото и серебро, алмазы, свинец и нефть.
Список литературы
Сахаров С. В. Как открывали землю. М.: Малыш, 1984.