Почему у древнегреческих скульптур маленькие пенисы? Бюсты древней греции
Почему у древних статуй всегда маленькие пенисы - Русские Афины
И вы, конечно же, с улыбкой смотрели на крохотный фаллос статуи, мысленно сравнивая себя с мраморным микропенисом. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему почти каждую древнюю статую украшает довольно скромный пенис? Ведь в остальном эти мужчины прекрасны...
Существуют две причины, почему у древнегреческих статуй такие маленькие половые члены. Во-первых, они в расслабленном состоянии. Если сравнить размер этих пенисов с большинством реальных расслабленных половых членов, окажется, что на самом деле они не сильно меньше, чем в реальной жизни.
Во-вторых, культурное представление о мужской красоте в те времена было совершенно другим. Сегодня большие половые члены считаются признаком мужественности, но есть основания полагать, что в Древней Греции маленькие половые члены ценились больше.
Греческая бронза, Атлет из Фано, музей Гетти в Калифорнии
Я тоже понятия не имел, но причина - интереснее, чем вы думаете.
Книга «Как говорить об истории искусства» указывает, что в древности большое не всегда означало лучшее.
На самом деле, большой пенис, фактически, воспринимался с неодобрением.
Историк искусств Эллен Оредссон объясняет:
"У большинства людей в то время большой пенис ассоциировался с глупым, похотливым и некрасивым человеком".
В древние времена считали, что чем меньше пенис, тем рациональней и интеллектуальней его обладатель.
Греческая бронза, Посейдон или Зевс, Афинский археологический музей
Эти идеалы даже описаны в древней литературе, например, в книге «Облака Аристофана", где написано буквально следующее:
Если вы будете делать то, что я говорю, и направите на это все свои усилия, то у вас всегда будет красивая грудь, здоровая кожа, большие плечи, крошечный язык ималенький член. Но если вы будете следовать практике сегодняшнего дня, то у вас будет бледная кожа, маленькие плечи, тощая грудь, большой язык и большой член.
Если добрые примешь советы мои
И свой слух обратишь к наставленьям моим,
Станет, друг, у тебя
Грудь сильна, как мехи. Щеки - мака алей.
Три аршина в плечах, сдержан, скуп на слова.
Зад могуч и велик. Перед - мал, да удал.
Если ж будешь по новым обычаям жить,
Знай, что щеки твои станут желты, как воск,
Плечи щуплы. Куриная, слабая грудь,
Язычок без костей, зад цыплячий, больной,
Перед вялый - вот будут приметы твои.
Древнегреческие статуи всегда рассказывают о балансе и идеале. Поэтому логично, что у них маленькие половые члены, обратное казалось бы смешным и гротескным.
Древние также считали, что если у мужчины маленький член, то намного больше шансов, что он будет больше использовать свой мозг, чем половой орган.
Именно поэтому статуи, такие как статуя Давида, выглядели так:
Давид Микеланджело, крупный план
Древние римляне относились к большим половым членам лучше, но у большинства их скульптур по-прежнему маленький пенис. Позже, в эпоху Возрождения, скульпторы находились под влиянием древнегреческого искусства и также ваяли статуи с маленькими половыми членами.
Знаменит пример статуи с маленьким членом – Давид Микеланджело (1501-04), скульптура периода Возрождения из Флоренции, Италия. Есть интересная теория о том, почему пенис Давида такой маленький, вне зависимости от греческого влияния. В 2005 году двое флорентийских ученых опубликовали статью, в которой утверждают, что половой член Давида сморщился от страха. Если посмотреть на Давида спереди, видно, что его лицо действительно выглядит испуганным и озабоченным, возможно из-за предстоящей битвы с гигантом Голиафом. Ученые считают, что Микеланджело изваял каждую деталь тела Давида так, чтобы было похоже на страх и напряжение – включая гениталии.
Классические греческие скульпторы оказали большое влияние на изображение тела мужчины в европейском искусстве, поэтому не удивительно, что статуи с маленькими пенисами стали нормой в западной традиции. Это также показывает, что наша одержимость размером пениса всегда присутствовала, она просто немного изменилась.
Одна из причин, которые предлагают историки (например, Кеннет Довер в своей эпохальной книге «Греческая гомосексуальность») в объяснение того, почему маленькие пенисы ценились больше, заключается в том, что большие половые члены ассоциировались с глупостью, похотью и уродством. На самом деле, существует довольно много древнегреческих скульптур с огромными половыми членами. Вот некоторые из них:
Первая скульптура – сатир, вторая изображает греческого бога Приапа. Сатиры в греческой мифологии – последователи Дионисия, бога удовольствия и вина. Приап же был греческим богом плодородия, которого Гера прокляла постоянной эрекцией, бессилием, уродством и глупостью. Другие боги так призирали Приапа, что даже выгнали его с Олимпа.
Большие половые члены в древнегреческом искусстве и литературе ассоциируются с глупыми, похотливыми мужчинами, часто – животными-сатирами. В то же время, идеальный греческий мужчина был рациональным, умным и авторитетным. Он мог быть активным в сексуальном плане, но это не было связано с размером полового члена – а его маленький член позволял ему оставаться невозмутимо логичным.
Добавим, что первые скульпторы уделяли много внимания вырезанию определенных мышц, костей и черт лица, но не половых органов. (за исключением сатиров или Приапа. прим редакции)
Это подтверждает убеждение, что большой член не считался преимуществом в Древней Греции.
А что вы думаете по этому поводу? Расскажите нам в комментариях!
rua.gr
Greece Guideline > Памятные места > Бюсты великих древнегреческих трагиков
Прогуливаясь по проспекту Амалии в Афинах, прямо у входа в Национальный сад, можно увидеть три бюста. Они принадлежат величайшим драматургам древней Греции - Эсхилу, Еврипиду и Софоклу. Самый старший из них, Эсхил, которого называли - “отец греческой трагедии”, жил 525 - 456 годах до н.э.. Его родным городом был аттический город Элефсин, славный своими таинствами, учреждёнными, по преданию, самой богиней Деметрой. В этих таинствах, под прозрачным символом возрождения погруженного в землю зерна, проводились глубокомысленные идеи о предстоящем воскресении похороненного в земле человека, о его загробной жизни, о награде добрым и каре для злых. Возможно именно эти обряды заставили вдуматься в предназначение своей жизни молодого Эсхила. Точное число написанных им трагедий не известно, всего же сохранилось 77. Однако, полностью доступны лишь тексты семи из них. Самые известные произведения Эсхила - “Персы” и “Прометей прикованный”. Представитель “новой аттической трагедии” Еврипид родился на Саламине в 480 году до н.э.. Одна из главных его идей была - доминирующая роль женщин. Они зачастую в его произведениях превосходят мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его постановках не были простыми статистами. Из его наследия до наших дней сохранилась 81 трагедия, 19 из них - целиком. Самые известные его пьесы - “Вакханки” и “Ипполит”. Софокл родился в 496 году до н.э. в афинском предместье Колон. Помимо литературных шедевров он занимался еще и делами от искусства далекими. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 году до н.э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии “Антигона”. За всю жизнь он написал порядка 123 трагедий, 7 из которых полностью сохранились до наших дней. Одним из нововведений Софокла было увеличение числа актеров - их стало три. Также он сократил хоровые части постановок и ввел в употребление расписные декорации. Главным его произведением считается трагедия “Царь Эдип”.
Как добраться:
- на метро, станция Синдагма, проспект Амалии
Фото и текст: Александр Фролов
The busts of the three great ancient tragedians
Aeschylus, Euripides and Sophocles were the three great teachers of the Attic drama, whose masterpieces made the ancient Greek theater high art. The modern Athenians honored them, erecting their busts in Amalia Avenue, a few meters away from the entrance of the National Garden, opposite the Russian church. Aeschylus was the elder of them. He was born in Eleysis at 525 BC. Although it is not known the exact number of the tragedies he wrote, 77 of them are survived until today and unfortunately only 7 of them are whole. Euripides was born in Salamis at 485 BC. His heritage to the younger generations is 81 tragedies, of which only 19 are whole. As for Sophocles, he was born at Colonus, in Attica, at 497/496 BC. He wrote 123 tragedies during the course of his life, but only 7 have survived in a complete form. Their work had a profound influence on many subsequent generations and their tragedies are still presented in the theaters of the world, causing always emotion and admiration.
Amalias Avenue, Athens, metro station Syntagma.
Τext: Marilou Pantazi
АттикаИстория
www.greece-guideline.com
скульптор Древней Греции, и его произведения
Лисипп считается последним скульптором древнегреческой классики. Его работы до сих пор вызывают восхищение. О самом художнике известно немного. Однако современники знали, что единственным учителем, которого признавал великий грек, была природа.
Как начинал великий скульптор?
На заре своей карьеры работал обычным медником Лисипп. Скульптор, конечно, мечтал стать кем-то великим, но у него не было денег на учителя.
Возможно, скульптор так бы и остался безвестным человеком, который жил в IV веке до нашей эры, если бы однажды он не услышал речи живописца по имени Евломп. Тот заверял, что лучшим учителем может быть только природа, а никак не человек. Художник, выслушав эту речь, сделал для себя выводы и пошел наблюдать за природой.
Именно Лисипп в свое время научился создавать более правдоподобные скульптуры. Он сделал ноги своих персонажей длинней, а голову - меньше. Кроме того, как Скопас, художник работал над передачей движений в своих работах.
Кстати, именно эти великие скульпторы - Скопас, Лисипп - являются последними представителям древнегреческой классической эпохи.
Особенности работ
С одной стороны, классические произведения художник не отвергал. Героизм прослеживался в работах Лисиппа. С другой стороны, новатор оживлял скульптуры. Фигуры у него получались более динамичными, даже драматичными, а лица напоминали лица современников.
Любимым материалом у него была бронза. К сожалению, этот сплав меди часто переплавляли. Если бы не римляне, сегодня никто бы и не знал, кто такой скульптор Лисипп. Его работы можно изучать только по копиям. Считается, что римские художники более правдиво смогли воссоздать скульптуру атлета Апоксиомена.
Возвращаясь, к особенностям произведений художника, стоит отметить, что он изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими их представлял сам Лисипп. Скульптор Древней Греции больше всего любил работать над характерами. Кроме того, это первый художник, который разбил тело человека на плоскости. Благодаря этому его работы стали выглядеть легче и живей, чем, допустим, монументальные статуи Поликлета.
Скульптуры Лисиппа
Сложно до конца понять, как выглядели работы художника при его жизни. Возможно, римским копиям удивился бы и сам Лисипп-скульптор. Его произведения тем не менее сегодня разделяют на более и менее удачные.
К самым популярным относят:
Статую «Апоксиомен». Эта композиция завоевала признание во всем мире. Хотя мотив произведения достаточно прост: спортсмен после соревнований чистит свое тело скребком.
Скульптуры, изображающие Геракла. Были увековечены все подвиги героя. В наши дни в Эрмитаже можно полюбоваться самым первым из них. Там находится копия скульптуры «Геракл, борющийся со львом».
«Отдыхающий Гермес». Бог Лисиппа очень похож на обычного человека.
«Эрот». Изображение пропорциональной детской фигуры.
Колоссальная статуя Зевса в Таренте. Работа достигала 20 метров в высоту.
Кроме того, считается, что первым обратился к жанру портрета также Лисипп. Скульптор в основном работал над воссозданием образа Александра Македонского. Также ему приписывают портреты Сократа и семи мудрецов.
Знаменитый "Апоксиомен"
Статуя «Апоксиомена» считается самой известной работой, которую оставил нам в наследие великий Лисипп. Скульптор, фото это подтверждает, не просто создал статую, но и умудрился передать все переживания уставшего атлета.
Даже на иллюстрации видно, что Апоксиомен – это молодой человек, который все еще возбужден после борьбы. Он словно переступает с ноги на ногу, а волосы, убранные рукой набок, позволяют догадаться о том, что спортсмен вспотел. По открытому рту видно, что атлет еще не успел перевести дыхание, а в запавших глазах – усталость.
При этом искусствоведы уверены, что мраморная копия не смогла передать всю глубину работы Лисиппа. Мало того, когда в XIX веке скульптура попала к римскому реставратору Тенерани, художник предположил, что в руке Апоксиомена находится игральная кость. Вскоре археологи нашли доказательство того, что в оригинале атлет просто чистит себя скребком. Игральную кость из работы убрали.
Разноплановый "Геракл"
Практически у каждого древнегреческого автора был свой любимый мифический герой. Лисипп в свое время выбрал Геракла. Искусствоведы полагают, что художник в нем видел своего героя-покровителя. И задаются вопросом, какие качества Геракла подчеркнул древний скульптор Лисипп?
В одних работах герой сражается, другие скульптуры показывают уставшего полубога, на третьих сын Зевса просто отдыхает от земных тягот жизни. Проследить эволюцию греческого богатыря можно на трех произведениях автора.
«Геракл, борющийся со львом».
Говорят, если обойти скульптуру с четырех сторон, то можно прожить известный подвиг героя вместе с ним. Фронтально зритель оценит начало поединка. Геракл и лев готовы к схватке, оба уверены в победе. При взгляде с правой стороны кажется, что полубог вот-вот потеряет равновесие. Со спины становится заметно, что сила на стороне героя. Слева – зверь практически сражен.
«Отдыхающий Геракл».
Тут уже герой после подвига. Он устал и бездействует. Кажется, что если бы полубог не опирался на палицу, покрытую львиной шкурой, то он бы упал без сил.
«Молодой Геракл пирует на Олимпе» (статуэтка).
Герой уже совершил все свои подвиги, закончил земной путь, и, наконец, попал на Олимп. Он беспечен, никуда не спешит, а просто наслаждается пиршеством.
Если верить историкам, именно третью статуэтку Лисипп подарил Александру Македонскому. Правителю так понравилась работа, что он до самой смерти с ней не расставался.
Боги в работах Лисиппа
Богам Древней Греции также уделил много внимания великий скульптор Лисипп. Его работы, с одной стороны, делают жителей Олимпа более живыми и близкими к людям, с другой стороны, - сразу видно, что это небожители.
К примеру, «Отдыхающий Гермес». Бог торговли и красноречия сидит на краю скалы. Он устал, тяжело дышит, кажется, это обычный мужчина, который сейчас продолжит нелегкий путь. Однако пряжки на его ступнях выдают бога, в них нельзя ходить – можно только летать.
Статуя Сатира. Лицо этого рогатого бога напоминает старичка. Он бородат, лоб в глубоких морщинах, глаза прищурены. Лесной бог поднялся на цыпочки и, кажется, куда-то устремился. Но если присмотреться, можно заметить, что он танцует свою вакхическую пляску, только сдержано.
Посейдон в работах Лисиппа выглядит величественным, как и подобает владыке. При этом художник смог изобразить подводного царя частью моря. Складки на лбу, кудри на голове, движения рук – все напоминает волны.
Очень сильно Зевс Лисиппа выделяется на фоне изображений главного олимпийского бога в работах других авторов. Его Зевс не просто властелин мира, но и очень трагичный и даже уставший персонаж. Бог, на плечах которого лежит огромная ответственность.
Попытка изобразить детскую фигуру в скульптуре
Как известно, художники не сразу научились изображать детей. Обычно они за основу брали лицо и фигуру взрослого человека и просто ее «уменьшали». Первым в Древней Греции нарушить эту традицию решился Лисипп. Скульптор изобразил молодого Эрота похожим на ребенка.
Тело получилось нежным, еще не развитым. Голова больше, чем у взрослого человека, пухлые губы, небольшой рот и щечки, - все говорит о том, что бог еще очень юн.
При этом видно, что Эрот напряжен. Мальчик пытается натянуть тетиву, но это дается ему с большим трудом. Вот он уже согнулся, вытянул руки и повернул голову.
И тут можно проследить находку скульптора – автор изображает фигуру в разных плоскостях. Что придает статуе глубину и пространство.
Придворный художник Македонского
Современники ценили и восхищались работами самородка. Не смог пройти мимо и сам Александр Великий. Скульптор Лисипп был удостоен чести стать личным художником Македонского.
К сожалению, в наше время по достоинству невозможно оценить работы скульптора, изображающие полководца в полный рост. Они, как и другие произведения, не дошли до наших дней. Хороших их копий римляне также сделали.
Говорят, самой известной была скульптура «Александр с копьем». На ней полководец смотрел в сторону левого плеча, левой же рукой опирался на копье, правая рука при этом была на боку. Позже художники часто заимствовали мотив этого произведения, изображая царей и полководцев в такой же позе. Все великие правители хотели быть похожими на Македонского.
В наши дни на «Александра с копьем» можно посмотреть в Эрмитаже. Там находится копия великой статуи, правда, ее размер не превышает нескольких сантиметров.
Портретный жанр
Больше повезло портретам Александра Македонского. Практически основоположником портретной скульптуры в Древней Греции стал Лисипп. Скульптор настолько мастерски изображал полководца, что Македонский не разрешал больше никому делать свои портреты.
В своих работах великого царя Лисипп изображал с одной стороны как сильную личность, с другой стороны - как человека, потерявшего покой и уверенность. Часто полководец выглядит как человек, многое переживший и порядком уставший от жизни.
Скульптор не идеализировал своего правителя. Он изображал человека, а не классического героя.
Искусствоведы полагают, что Лисипп в свое время слепил портреты Сократа, семи мудрецов и Эврипида. Это были работы не с натуры, а сделанные по воспоминаниям, описаниям и ранним нарисованным портретам.
Также есть основание полагать, что найденная римская бронзовая голова, портрет неизвестного атлета, принадлежала руке великого скульптора. Мало того, вероятно, это автопортрет. Тут автор показал простого человека с грубым лицом.
Последние годы жизни
Нашим современникам сложно понять, что же был за человек великий скульптор Лисипп. Биография художника практически неизвестна.
По легенде, античный автор умер от голода глубоким стариком. Якобы Лисипп не мог оторваться от последней скульптуры, поэтому забывал про физиологические нужды.
При этом историки уверены, что с ним в мастерской трудились его ученики, помощники и сыновья. Поэтому о точной причине смерти Лисиппа говорить сложно.
Еще одно предание гласит, что после каждой удачно проданной работы великий грек откладывал себе по золотой монете. После его кончины выяснилось, что монет более 1500.
Многогранное творчество художника принесло ему известность за пределами Древней Греции. Тогда же его начали сравнивать с величайшим классиком – Фидием.
Вклад скульптора в мировую культуру
Подводя итоги, можно сказать, что художник «легкими движениями рук» создал революцию в мире искусства. Он:
изменил пропорции тела в скульптуре, удлинил руки, уменьшил голову;
научился в движениях своих персонажей изображать их внутренние порывы;
пытался в скульптуре изобразить саму жизнь с ее тревогами и сомнениями;
в его работах юные герои лицом и телом похожи на детей;
открыл дорогу портретной скульптуре;
создавал идеал человека - изображал персонажей не такими, какие они есть, а такими, какими художник их представлял.
Лисипп был самым известным скульптором античности. В каждой работе художник старался изобразить беспокойный характер своей эпохи. И у него это получилось.
fb.ru
Почему у древнегреческих скульптур маленькие пенисы?
Эллен Оредсон, являющаяся искусствоведом и ведущая блог об истории искусства How to Talk About Art History, решила ответить на вопрос, который может вам показаться довольно глупым, но волнующим многие поколения поклонников высокого искусства, а также многих ученых — почему у мужских древнегреческих статуй такие маленькие половые органы?
Проживающая в столице Таиланда Банкоке женщина попыталась ответить на этот столь странный, но довольно интересный вопрос. Она рассказала, что читатель, который обратился к ней в социальной сети, пояснил, что считает его очень глупым. Но девушка объяснила, что не бывает глупых вопросов, поэтому она постаралась на него ответить.
Эллен считает, что существует две причины, почему древние статуи обладают такой физиологической особенностью.
Первая причина — это то, что мужские половые органы на статуях находятся в неэрегированном состоянии. Вторая причина маленьких половых органов у мужчин — в Древней Греции большие гениталии считались очень комичными.
В те времена о мужской красоте были совершенно другие представления.
Древнегреческий комедиограф Аристофан рассказывал, что символом мужской красоты в те времена считался тонкий и маленький пенис, и это, по мнению греков, — идеальный размер, о котором мечтал каждый мужчина. Кроме того, символом красоты считалась безволосая грудь, широкие плечи, загорелая кожа, крепкие ягодицы, маленький пенис и маленький язык.
Оредссон также решила обратиться к работе Кеннета Довера «Греческая гомосексуальность». В его исследовании говорится, что греки очень ценили небольшие пенисы. А вот большие гениталии у этих людей ассоциировались с похотью, глупостью и уродством.
К примеру, многие отрицательные персонажи греческой мифологии, те же сатиры, изображаются в мраморе или в бронзе с огромными эрегированными первичными половыми признаками.
Так же выглядит и Приап – бог плодородия, которого, как известно по истории, Гера прокляла и одарила вечной эрекцией с половым бессилием.
У древних греков идеал мужчины – это интеллектуальный, рациональный и уверенный человек. Такого типа мужчины пользовались большой популярностью у дам. Потому мужчины с маленьким пенисом имели частые половые связи.
Многие древние народы переняли этот взгляд на скульптуру, например те же римляне, а вслед за ними и художники эпохи Возрождения.
Одна из самых известных римских скульптур под именем Давид — также с маленьким пенисом — созданная Микеланджело в начале 16 века, показалась многим «с недостатком», так как даже по древнегречиским меркам, пенис Давида очень мал.
Два флорентийских врача опубликовали статью в 2005 году, в которой говорится, что пенис Давида просто сморщен от страха перед схваткой с голиафом. Врачи утверждают, что такие факторы как страх, напряжение, агрессия у любого мужчины вызывает физиологическое сжатие полового органа.
«Афиша» отмечает, что проблема отсутствия больших пенисов у скульптур возникает еще из-за того, что они отпадают. Кроме того, эту часть очень часто отламывают вандалы.
Например, власти французского города Аркашон долгое время сталкивались со следующей ситуацией. Главной достопримечательностью города является трехметровый Геракл. У этой скульптуры вандалы постоянно похищали пенис, поэтому власти решили решить эту проблему с помощью съемного протеза.
В настоящее время
pohnews.org
характерные черты этого направления в скульпутре
Почти в любом городе можно увидеть памятники известным людям. Все они выполнены в различной форме и несут абсолютно разный смысл. Также часто можно увидеть бюсты известных людей. Они встречаются как на улицах города, так и в музеях. Многие из таких скульптур являются настоящими произведениями искусства. Теперь стоит подробнее осветить вопрос, что такое бюст с точки зрения скульптуры. Многие объекты культурного наследия выполнены именно в этой форме.
Что такое бюст в скульптуре?
Итак, необходимо разобраться, что называется бюстом. Бюст – это скульптурное произведение, которое изображает голову, плечи и часть грудной клетки человека. Чаще всего это изваяние располагается на подставке. Таким образом, вопрос, что такое бюст, был рассмотрен, теперь стоит отметить его особенности.
Основная характерная черта такого направления в скульптуре – это объемная форма, благодаря которой появляется возможность воссоздать похожие черты. Бюст – это одно из самых популярных направлений скульптурного портрета. Он относится к круглому виду скульптуры (что обозначает трехмерные объекты - такие как статуя и скульптурная группа). Объекты этого вида отличаются тем, что их можно рассматривать с любой точки, поскольку они являются объемными. Изготавливаются такие фигуры обычно из очень прочных материалов, чаще всего можно встретить мраморные и бронзовые бюсты.
Немного об истории направления
Как известно, развитие скульптуры началось в незапамятные времена. Особенно популярным был и остается до сих пор портретный жанр. Именно к нему и относится бюст. При ответе на вопрос, что такое бюст, в памяти людей обычно всплывает множество примеров, которые они когда-либо видели. По некоторым данным, многие скульптуры появились даже до зарождения государств и народностей. Однако если говорить именно о круглой скульптуре, а соответственно, и о бюстах, то большое их количество можно наблюдать в искусстве Древнего Египта и Древней Греции.
Известные бюсты в мировой культуре
Ярким примером этого направления является бюст Нефертити, который сейчас хранится в одном из музеев Берлина. Это произведение по праву считается кульминацией в развитии изобразительного искусства Древнего Египта. Бюст Нефертити – это объемная скульптура необычайной красоты, на ее голове красуется великолепная синяя тиара. Археологи нашли не только само произведение искусства, но и множество слепков и масок, которые использовались в качестве моделей для создания самого шедевра.
Если обратиться к истории Древней Греции, то также можно найти массу замечательных примеров. Одной из главных идей древнегреческих скульпторов было передать и показать миру всю красоту человека. С такой задачей отлично справляется это направление искусства, ведь где еще, если не в скульптуре, есть возможность передать все черты лица человека. Прекрасным примером бюстов того времени является бюст Перикла, знаменитого государственного деятеля.
Период скульптурного портрета в искусстве Древнего Рима
В Древнем Риме также было создано множество уникальных произведений искусства в виде бюстов. Важно отметить, что в древнеримской культуре существовал особый период скульптурного портрета, он по праву считается одним из самых важных этапов развития искусства Древнего Рима.
Этот период в первую очередь характеризуется тем, что мастера стремились точно передать характер человека и реалистичную внешность в своих произведениях. Это направление заняло первое место в древнеримском искусстве.
Известные примеры бюстов того времени – это бюст императора Августа, бюст Клавдия и многие другие. Сейчас эти великолепные произведения искусства хранятся во многих музеях по всему миру.
Бюсты в нашей стране
Конечно же, на протяжении долгих лет существования нашей страны талантливыми скульпторами было создано множество бюстов великих и известных людей. Однако самое широкое распространение это направление получило, пожалуй, в советское время. Бюст Сталина или Ленина можно было увидеть практически в каждом городе нашей необъятной страны. Они действительно получили широкое распространение и в основном изготавливались из бронзы. Открытие бюста Сталина всегда сопровождалось торжественными мероприятиями. Эти скульптуры и сейчас можно увидеть во многих городах России как на небольших улочках, так и на огромных площадях. Например, в Москве бюст Сталина установлен сразу в нескольких местах. Они устанавливались как в советские времена, так и в постсоветский период.
Почему это направление искусства так популярно?
Как уже говорилось выше, бюсты всегда занимали важное место в культуре и искусстве многих народов. Что самое интересное, это происходило на протяжении почти всей истории человечества. Так почему же это направление всегда так интересовало людей и заставляло их творить все новые и новые объекты?
Во-первых, людям всегда была интересна реалистичность в искусстве, поэтому они стремились передать настоящие индивидуальные черты лица в камне и металле. Во-вторых, такое произведение искусства – это своеобразный памятник. Бюст позволяет увековечить какого-либо известного человека и передать память о нем через многие поколения. Третья причина – интерес непосредственно к технике выполнения этой задачи, ведь создание такой скульптуры – это нелегкий труд. Однако многим мастерам интересно попробовать решить эту задачу по-своему, поэтому они ищут все новые и новые методы.
ФЛЕШКИ ОПТОМ ПОД НАНЕСЕНИЕ ЛОГОТИПА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН
ХИТ СЕЗОНА: корзины-ловушки для летающих тарелок фрисби
ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ ФРИСБИ С ЛОГОТИПОМ
ДУДКИ БОЛЕЛЬЩИКА ОПТОМ
Уважаемые покупатели, при заказе товара просим уточнять текущие розничные цены по телефону у менеджера. На большинство товаров на сайте указана оптовая цена!
Гиганты
мировой мысли всех времен от авторской мастерской гипсовых изделий! Гипсовые бюсты, статуи, головы, фигуры, изделия для художественных училищ, школ и классов ИЗО.
Совершенно
уникальный товар представлен в интернет магазине полезных подарков 100zakazov.ru –
эксклюзивные гипсовые бюсты античных персонажей и известных исторических
личностей. Великолепнейшие модели изготовлены из гипса высокого качества.
Гипсовая продукция из данного раздела доставляется во все города Российской Федерации в воздушно-пузырчатой пленке и в жесткой упаковке, либо на паллетах с паллетным бортом. При получении груза необходимо осмотреть каждое изделие в присутствии представителя транспортной компании.
www.100zakazov.ru
СКУЛЬПТУРА | Энциклопедия Кругосвет
СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.
Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.
Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.
Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).
Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).
Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).
Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)
Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).
Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.
Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).
Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).
Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).
Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением
Станковая скульптура – род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).
Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.
Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.
Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н.э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).
Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.
Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.
Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).
Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.
Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).
Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.