История античной архитектуры. Архитектурные ордера древнего рима
Римские ордеры
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение.
II. Ордера:
1. Ионический.
2. Коринфский.
III. Литература.
I. ВВЕДЕНИЕ
Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э. Витрувия, автора трактата «Десять книг по архитектуре».
Классификация ордеров
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.
Греческий ордер
Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части
1. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
3. архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.
II. ОРДЕРА
ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.
Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.
Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.
Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».
Характерные черты.
Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.
Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.
После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера.
Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.
Хронологически более ранний, так называемый мало-азийский вариант в своем первоначальном виде (без фриза) появляется в середине VI в. до н.э. Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах. Дальнейшее развитие аттического ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер). В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подража-ние или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным — такие произведения либо принадлежат эпохе эллинизма, либо вообще являются римской копией (репликой) греческих произведений. Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.
Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский ионический ордер, первоначально сложившийся без фриза. Аттический вариант появился позднее как модификация первоначального, малоазийского. Естественно, что у обоих вариантов есть много общих черт, объединяющих их в единую ордерную систему. Основанием ионического храма, так же как и дорического, служил стерео-бат. Чаще всего он имел три ступени, но иногда делался более высоким многоступенчатым, а в отдельных случаях мог иметь ступени только со стороны главного фасада, при этом с трех остальных сторон основание ограждалось вертикальными стенками. Такое основание получило распространение в римской архитектуре (поэтому оно называется латинским словом подий, что в переводе означает высокое основание).
Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база (т.е. основание — французское слово, восходящее к греческому первоисточнику), ствол, капитель. База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту — плинт (что и означает по-гречески плита), который не считается обязательным элементом. База и в малоазийском, и в аттическом вариантах состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам . Вогнутые элементы — скоции (что по-гречески означает «темнота») — обычно оставались гладкими. Образно база изображает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. За счет различного композиционного соподчинения скоций и торусов и за счет различных переходов от одного элемента к другому зодчие в Аттике и Малой Азии создавали очень различные по характеру базы, которые совершенно по-разнму выражали тектонику работы основания колонны. Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (например, 1:9,52 в портике восточного фасада Эрехтейона). Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере, энтазис либо отсутствует, либо выражен очень слабо. Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических. В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко , вплотную приблизившись к предельным конструктивным возможностям материала. Так, в храме Геры Самосской, например, интерколумний достигал 8,47 м — для древности это очень значительный пролет. Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители , встречается в значительном количестве вариантов.
Капитель состоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку. Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски — завиток) и эхином. Волюты, называемые иногда завитками подушки, выглядят действительно как завитки со стороны фасада, по боковым же сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры (итальянский термин). Своим видом балюстры напоминают свиток. Эхин располагается под по¬душкой и между волютами, он как бы выходит из-под волют. Получается, что эхин в ионической капители представлен только на главном фасаде и лишь некоторой своей частью. Эхин и абака ионической капители чаще всего украшены богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики (греческий термин), иначе называемые овы, представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками, например, в четвертных валах антаблемента. В орнаментах, украшающих эхины ионических капителей, между овами присутствуют только стрелки. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей ордера. Начиная со второй половины V в. до н.э., впервые в Афинах, а затем повсеместно, начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повернута и располагается под углом 45° к обоим фасадам.
mirznanii.com
Римские архитектурные ордера эпохи Империи
В эпоху империи продолжалось развитие римских вариантов ордеров, соответствующих парадному характеру зданий этого времени. В римско-дорическом ордере стержень отделен от шейки астрагалом, что зрительно увеличивало высоту капители. Мутулы карниза обычно заключались в рамку, а пространство между ними заполнялось ромбами и розетками. В карниз вводились чуждые греческому образцу зубчики. Ионический ордер почти не применялся. Самым употребительным стал коринфский ордер, который приобрел особую пышность. Угловые волюты, средний завиток и поддерживающие их листья вырастали из общего стержня, что придавало капители еще большую целостность (рис. 235). Большой популярностью пользовался композитный ордер, несколько перегруженный деталями. Он соединял лиственные венцы коринфского ордера с волютами ионического типа (рис. 236).
Особой разновидностью были фигурные капители, выделявшиеся своей живописностью. Изображения животных или человеческие фигуры вводились в капитель в месте угловых волют или в середине ее (храм Конкордии; рис. 237, капители терм Каракаллы; рис. 238 и др.).
Применялись также капители с длинными, прилегающими к стержню листьями водорослей вместо завитков аканта. На фасадах зрелищных сооружений ордера принимали упрощенную форму, колонны не имели каннелюр.
Для Августова классицизма было характерно применение близкой к классическим греческим образцам трактовки ордера. Но в 40-е годы I в. н.э. вместо стройных каннелированных колонн стали возводиться колонны, составленные из грубо сколотых каменных блоков (Порта Маджоре в Риме, портик Клавдия в порту Остии, рис. 239). Рустика приобрела подчеркнуто небрежный характер. К 60-м годам увлечение этими формами прошло, но пропорции колонн изменились за счет сокращения высоты капителей. Это видно на композитных капителях Большой палестры в Помпеях, переделанных при Флавиях (рис. 240). В дальнейшем равновесие между тектоникой и пластикой форм ордера, ярко выраженное в начале империи, все более нарушается, сменяясь преобладанием декоративных элементов, пронизанных игрой светотени. Во II—IV вв. трактовка ордера становится еще свободнее, особенно в провинциях.
В восточных провинциях ствол колонны или пилона иногда покрывался растительным орнаментом (рис. 241). Широко употреблялся так называемый сирийский фронтон, антаблемент которого в средней части изгибался в виде арки (портик дворца Диоклетиана в Салоне и др.). Раскреповки антаблементов и цоколей, изломы архивольтов и сандриков применялись в зодчестве восточных провинций еще в конце республики, перейдя затем в римскую архитектуру.
Преимущественно декоративный характер ордера в римской архитектуре выразился в подчинении колонны стене (театры, амфитеатры, стены форумов, триумфальные арки и т.д.). В интерьере колонны нередко играли роль передних планов, способствуя зрительному расширению внутреннего пространства (форум Нервы, мавзолей Диоклетиана и др.). Помещаемые перед нишами колонны особенно выявляли пластику стены: нимфей дома Амура и Психеи в Остки I в. н.э. (см. рис. 241).
Если в начале империи ордер еще плохо сочетался с аркой и со сводчатым интерьером, то при Адриане было достигнуто их гармоническое соответствие, хотя полного их единства римская архитектура не знала.
Глава «Ордер» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Римские архитектурные ордера эпохи Республики
Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие, Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, поэтому преобладание того или иного ордера не всегда является результатом его эволюции в предшествующий период.
Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Часто он характеризуется развитием базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Витрувий описывает тосканский ордер как обладающий деревянным антаблементом, хотя уже при республике появились храмы с каменным антаблементом.
80. Римские ордера с приведенной высотой колонны (по Рончевскому): 1 — храм в Коре; 2 — театр Марцелла, нижний этаж; 3 — фрагменты из Альбано; 4 — Колизей, нижний этаж; 5 — храм Фортуны Вирилис; 6 — театр Марцелла, второй этаж; 7 — храм Сибиллы в Тибуре; 8 — храм Минервы в Ассизи; 9 — портик Пантеона; 10 — храм Антонина и Фаустины на Римском форуме; 11 — арка Тита; 12 — арка Септимия Севера
Дорический ордер (рис. 80) в период республики был близок то к эллинистическому, то к классическому ордеру Греции. В свободно стоящих колоннах он чаще имел в это время очень легкие пропорции (храм в Коре). Когда он употреблялся как полуколонна в ордерной аркаде, его пропорции бывали довольно тяжелы (в дорических полуколоннах портика Табулария диаметр укладывается всего 7 раз, тогда как в храме Геркулеса в Коре — 10 раз). База слабо выражена или отсутствует. Часто встречаются варианты, промежуточные между тосканским и дорическим ордером.
Ионический ордер применялся в двух основных вариантах. Его капитель либо имеет две стороны с волютами и две — с балюстрами, либо все четыре стороны ее одинаковы, а волюты вытянуты по диагонали. Первый тип более близок к греческой капители и получил перевес лишь к концу республики (храм Фортуны Вирилис в Риме). Второй преобладал во времена республики и является родоначальником композитного ордера.
Коринфский ордер уже во II в. до н.э. стал излюбленным ордером римской архитектуры, между тем как на Востоке в это время он еще мало употреблялся. Коринфский ордер в эпоху республики использовался преимущественно в итало-коринфском варианте, лучшим образцом которого является ордер храма Сибиллы в Тибуре. Его база сходна с аттической, но она опиралась на квадратную плиту и не имела полочки под верхним валом, скоция сведена к двум почти прямым линиям, пересекающимся под углом. Для предохранения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на блоки подия лишь своей сердцевиной, отвечающей диаметру колонны, оставляя по краю круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху оставляют гладкую шейку (подобно аналогичным колоннам в Пренесте, в Помпейской базилике и некоторых домах Помпей).
Капитель характеризуется мясистостью аканта, взаимоотношением рядов его листьев и построением волют и завитков. Ряды акантовых листьев почти равны по высоте и производят впечатление двойного венца. Акант, в отличие от греческого, более сочен, его листья сильно загнуты, он передан реалистически, лишь с незначительной стилизацией натуры. Волюты велики и массивны, их спирали, закручиваясь к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и сильно развернутыми волютами помещался листок аканта. В отличие от классической коринфской капители и волюты, и центральные, совершенно гладкие и круглые в сечении завитки, так же самостоятельно растут от шейки капители, как и прикрывающие их листья аканта и все жилки в этих листьях. Громадный шестилепестковый цветок прикрывает середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки, так что высота цветка составляет почти половину высоты всей капители.
Итало-коринфская капитель создана и разработана в мягком туфе. Она достигла своего наивысшего совершенства в образцах из травертина (храмы в Пренесте и Тибуре). По своим вырастающим из шейки волютам она близка к капителям Великой Греции и Сицилии, где эолическая в схеме капитель часто окружена лиственным венцом. Во всех этих капителях геометрический характер волют подчеркнут сугубо реалистической трактовкой аканта. Итало-коринфская капитель была широко распространена по всей Италии, господствовала до середины I в. до н.э. и исчезла с переходом к мрамору. В ней нет совершенства, которое было позднее достигнуто римскими мастерами в мраморных капителях, более близких к греческим.
Композиция антаблемента в большей степени, чем капитель, несет на себе отпечаток эллинистического влияния. Оно сказывается в простоте и конструктивной четкости построения, при котором выносная плита сильно выступает над полем фриза; поддерживающая часть сводится к небольшой полке и выкружке, так что конструктивный и логический смысл выносной плиты понятен с первого взгляда. Венчающий гусек очень силен: его вогнутая часть гораздо более значительна, чем выпуклая нижняя. Карниз и архитрав — гладкие, без порезки. Простота и четкость основных элементов хорошо контрастируют с богатым и сочным скульптурным фризом и с великолепными, нарядными и сильными капителями.
Профилировка карниза исходит в основном из геометрических построений, но очертания обломов свободно и непринужденно прорисованы от руки. Небольшие отступления от правильной геометрической формы в гуське и каблучке, плавное закругление нижней поверхности поддерживающей полки, изгиб подсечки слезника и весь сдержанный и энергичный рисунок карниза в целом придают антаблементу большое своеобразие. Небольшие отклонения в обломах от отвеса вертикальных поверхностей создают нюансы полутонов и обогащают живописную игру светотени.
К концу республики появился и другой тип ордера, из которого позднее образовался классический римско-коринфский ордер (храм Весты на Бычьем рынке, храм Кастора и Поллукса в Коре и др.).
И в ионическом, и в итало-коринфском ордере капитель подчеркнута гладкой шейкой, под которой каннелюры завершаются горизонтально. Это особенно характерно для туфовых колонн, применявшихся со II до середины I вв. до н.э. Наоборот, в более близких к классической Греции образцах, получивших преобладание во 2-й половине I в. до н.э., каннелюры завершались полукругом под самым астрагалом (храм Весты на Бычьем рынке), как в ордерах императорского времени.
Общей чертой эволюции ордеров в период республики является постепенная утрата первоначального, конструктивного смысла отдельными частями как элементами стоечно-балочной системы. Венчающая карниз сима перестала играть роль желоба. Фриз часто вытесывался из одних блоков с архитравом.
Полуколонна и пилястра, в восточном эллинизме встречавшиеся изредка, при республике сделались обычным средством расчленения стены; чаще всего они или отвечают колоннам (в перистилях), или продолжают колоннады портика (в псевдопериптере). Иногда полуколонны и пилястры применяются и независимо от портика и становятся самостоятельным декоративным средством.
К концу I в. до н.э. римская архитектура освоила наследие зодчества классической Греции и эллинистической архитектуры, создав свои варианты ордеров и новые композиционные приемы и формы: ордерную аркаду и аркаду, опирающуюся на колонны.
Глава «Ордер» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: С.А. Кауфман (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Древний Рим. Ордера и их развитие
В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).
Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.
Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть.
Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. С развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.
Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлинённая капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны, ствол которой часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.
Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.
Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции.
С относительным уменьшением интерколумния за счёт увеличения стройности общих пропорций наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности:
тосканский ордер более характерен для небольших сооружений,
коринфский и композитный - для относительно крупных.
При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность и величественность или, наоборот, простоту и монументальность) выбирался и соответствующий ордер. Ордерная система приобретает новое выразительное качество, как чисто пластическое средство расчленения стены по законам ордерного строя. В этом сказалось характерное для метода римлян отделение конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два независимых друг от друга компонента.
На основе наложения ордера на арочный проём в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура, так называемая ордерная аркада. Ордер в ней практически не несет конструктивной функции.
Абрис (очертание) арки выделен полуциркульным архивольтом. Архивольт (обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены) своими членениями повторяет архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.
В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее – более лёгкие ордера (ионический, коринфский).
В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура (аркада на колоннах), в которой преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамлённые архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена их конструктивная функция. Истоками арочная система на колоннах восходит к малоазийским и далматийским постройкам императорского периода.
Глава «Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Дорийский (дорический) ордер и его тосканский вариант. Разновидности римской дорической капители. Хронологические изменения антаблемента дорического ордера. Ионический ордер.
Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Римский храм Благочестия. Храм в Коре. Театр Mapцелла. Римский Табулярий. Римский Колизей. Ворота Перузы. Храм Фортуны Вирилис.
ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ
История римского декоративного искусства состоит, как и у греков, главным образом в истории ордеров. Нам предстоит рассмотреть для каждого из них два параллельных способа применения, т. е. греко-этрусскую и греческую школу. Что касается дорийского ордера, то старинный вариант его применения описан выше под названием тосканского. Это — дорийский ордер легких пропорций, с базой и без фриза, увенчанный вместо карниза простым свесом крыши.
Рис. 322
До нас дошли только фрагменты этого этрусского ордера, но мы находим его характерные черты в римском храме Благочестия (рисунок 322, В). Храм Благочестия является по стилю почти современником храма в Коре (А). Сопоставление этих двух памятников позволяет судить о разнице между стилями одной и той же эпохи, которая разделяет все римское искусство: портик храма Благочестия родственен арке Фалерии, портик храма в Коре относится непосредственно к Греции александрийской эпохи. Мы видим, с одной стороны, строгую и сдержанную суровость, а с другой — изящество, уже переступившие дозволенные границы. Храм в Коре заимствовал у тосканского ордера только одну деталь, а именно базу колонны.
Рис. 323
Детали рисунка 323 дают возможность сравнить главнейшие разновидности римской дорийской капители: А — утонченный дорийский стиль Табулярия, В — тосканский дорийский ордер храма Благочестия, С — смягченная дорийская капитель театра Mapцелла. За этим все еще простым дорийским стилем идет уже перегруженная капитель Колоссея (Колизея). Вариант D взят из памятника римской архитектуры в Галлии. Тосканская база, отсутствующая в театре Марцелла, появляется вновь в Колоссее и становится неотъемлемой частью ордеров времен упадка.
Рис. 324
По профилям рисунка 324 можно проследить хронологические изменения антаблемента рассматриваемого стиля: Р — строгий антаблемент храма Благочестия, М — классический антаблемент театра Марцелла, С — уже менее чистый профиль антаблемента Колоссея. При рассмотрении греческого искусства мы упоминали об одном из помпейских антаблементов, выделяющемся бесконечно тонкой обработкой оригинально и изысканно вырезанных профилей.
ИОНИЙСКИЙ (ИОНИЧЕСКИЙ) ОРДЕР
Примером архаического ионийского стиля римлян может служить деталь главного ордера на воротах Перузы (рисунок 325, А). Мы видим капитель греческого, но упрощенного, типа с крупной розеткой посередине. База напоминает ионийскую базу Фигалии: это греческий ионийский стиль с отпечатком этрусской твердости.
Рис. 325
В дальнейшем между греческим и греко-этрусским вариантами выявляется все более и более резкое различие. Греческая школа представлена стройными ордерами с тонко исполненным и извилистым орнаментом Помпеи; греко-этрусский вариант — ордером Фортуны Вирилис (В). К этой великой школе относится ионийский ордер театра Марцелла; бесчисленные же ионийские колонны, которыми вновь воспользовались в своих базиликах христиане, принадлежат по большей части к банальному стилю последних времен империи.
Мы видели, что ионийский ордер ввел в греческую архитектуру употребление стилобата, который был воспринят в дальнейшем и коринфским стилем. Римский ионийский ордер обычно также покоится на стилобате. Таков именно ионийский стиль Витрувия, таков он и в храме Фортуны Вирилис.
ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ
История римского декоративного искусства состоит, как и у греков, главным образом в истории ордеров. Нам предстоит рассмотреть для каждого из них два параллельных способа применения, т. е. греко-этрусскую и греческую школу. Что касается дорийского ордера, то старинный вариант его применения описан выше под названием тосканского. Это — дорийский ордер легких пропорций, с базой и без фриза, увенчанный вместо карниза простым свесом крыши.
Рис. 322
До нас дошли только фрагменты этого этрусского ордера, но мы находим его характерные черты в римском храме Благочестия (рисунок 322, В). Храм Благочестия является по стилю почти современником храма в Коре (А). Сопоставление этих двух памятников позволяет судить о разнице между стилями одной и той же эпохи, которая разделяет все римское искусство: портик храма Благочестия родственен арке Фалерии, портик храма в Коре относится непосредственно к Греции александрийской эпохи. Мы видим, с одной стороны, строгую и сдержанную суровость, а с другой — изящество, уже переступившие дозволенные границы. Храм в Коре заимствовал у тосканского ордера только одну деталь, а именно базу колонны.
Рис. 323
Детали рисунка 323 дают возможность сравнить главнейшие разновидности римской дорийской капители: А — утонченный дорийский стиль Табулярия, В — тосканский дорийский ордер храма Благочестия, С — смягченная дорийская капитель театра Mapцелла. За этим все еще простым дорийским стилем идет уже перегруженная капитель Колоссея (Колизея). Вариант D взят из памятника римской архитектуры в Галлии. Тосканская база, отсутствующая в театре Марцелла, появляется вновь в Колоссее и становится неотъемлемой частью ордеров времен упадка.
Рис. 324
По профилям рисунка 324 можно проследить хронологические изменения антаблемента рассматриваемого стиля: Р — строгий антаблемент храма Благочестия, М — классический антаблемент театра Марцелла, С — уже менее чистый профиль антаблемента Колоссея. При рассмотрении греческого искусства мы упоминали об одном из помпейских антаблементов, выделяющемся бесконечно тонкой обработкой оригинально и изысканно вырезанных профилей.
ИОНИЙСКИЙ (ИОНИЧЕСКИЙ) ОРДЕР
Примером архаического ионийского стиля римлян может служить деталь главного ордера на воротах Перузы (рисунок 325, А). Мы видим капитель греческого, но упрощенного, типа с крупной розеткой посередине. База напоминает ионийскую базу Фигалии: это греческий ионийский стиль с отпечатком этрусской твердости.
Рис. 325
В дальнейшем между греческим и греко-этрусским вариантами выявляется все более и более резкое различие. Греческая школа представлена стройными ордерами с тонко исполненным и извилистым орнаментом Помпеи; греко-этрусский вариант — ордером Фортуны Вирилис (В). К этой великой школе относится ионийский ордер театра Марцелла; бесчисленные же ионийские колонны, которыми вновь воспользовались в своих базиликах христиане, принадлежат по большей части к банальному стилю последних времен империи.
Мы видели, что ионийский ордер ввел в греческую архитектуру употребление стилобата, который был воспринят в дальнейшем и коринфским стилем. Римский ионийский ордер обычно также покоится на стилобате. Таков именно ионийский стиль Витрувия, таков он и в храме Фортуны Вирилис.
Глава «Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.