История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА. Культура музыкальная древнего рима


2. Музыкальное искусство Древнего Рима.

Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.

С V в. до н.э. становится характерной ориентация Римского государства на греческое искусство (заимствование мифологии, мотивов, ввоз предметов искусства). В Рим приглашались музыканты из Греции, Сирии, Египта, Финикии – исполнители на кифаре, певцы, танцовщики: иноземные влияния были весьма сильны. В Древнем Риме, как и в Греции, получило распространение пение поэтических произведений (оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия) в сопровождении тибии, кифары. Среди других инструментов - разновидности арфы и лиры, гидравлос, кимвалы.

По сравнению с греческим, древнеримское искусство утратило демократичность и приобрело зрелищно-развлекательный характер (музыка цирковых, театральных представлений, публичные концерты виртуозов). Гигантские хоры и инструментальные ансамбли сопровождали театральные и цирковые зрелища; бои гладиаторов происходили под звуки труб и рогов. Философ Сенека иронически замечает, что в театре было больше исполнителей, чем зрителей.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Поэт Марциал в письме к другу советует его сыну избрать своей профессией преподавание музыки: в таком случае карьера ему обеспечена.

Новым профессиональным видом синтетического искусства зрелищно-развлекательного характера была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом в сопровождении хора (под греческий текст) и большого инструментального состава.

Увлечение музыкой привело к расцвету любительства у римской знати. Последний римский император Домициан в конце 1 в. н.э. основал "капитолийские состязания" поэтов, певцов и инструменталистов. Победители увенчивались лавровыми венками. Император Нерон ввёл "греческие состязания", где сам выступал как поэт, певец и кифаред.

Христианство принесло с собой культуру, противостоящую "языческой" культуре римских празднеств, концертов, состязаний. Сведения о древнеримской музыке, начиная со II века, сочетаются со сведениями о раннехристианской музыке. Однако музыка эта звучала в катакомбах и не имела определяющего значения в музыкальной культуре Рима.

***

Велико значение античной музыкальной культуры. Древнегреческое музыкально-теоретическое учение оказало большое воздействие на развитие европейской науки о музыке. До сих пор музыканты пользуются многими терминами, ведущими своё происхождение от греческой теории музыки: «музыка», «мелодия», «ритм», «гармония», «гамма», «октава», названия некоторых ладов. Создание хоровой и сольной лирики, трагедии, комедии, драмы, разработка учения о музыкальных ладах и звукорядах, а также музыкально-эстетических воззрений – вот далеко не полный перечень завоеваний древнегреческой музыкальной культуры. Античные мифы, трагедии в течение многих веков были источником вдохновения композиторов (опера «Орфей и Эвридика» Глюка, симфоническая поэма Листа «Орфей», опера «Орестея» Танеева).

studfiles.net

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Выполнение работы

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1 Рудикова, Л.В. Проектирование баз данных: учебное пособие / Л.В. Рудикова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 342 с.

2 Оскерко, В.С. Технологии баз данных: учебное пособие / В.С. Оскерко. – Минск: УО БГЭУ, 2007. – 171 с.

3 Полякова, Л.Н. Основы SQL: учебное пособие для студентов вузов / Л.Н. Полякова. – 2-е изд., испр. – М.: Интернет-Университет Информационных технологий: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 224 с.

4 Левчук, Е.А. Технологии организации, хранения и обработки данных: учебное пособие для студентов вузов / Е.А. Левчук. – 3-е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 326 с.

5 Астахова, И.Ф. SQL в примерах и задачах: учебное пособие для вузов / И.Ф. Астахова, А.П. Толстобров, В.М. Мельников. – Минск: Новое знание, 2002. – 176 с.

Дополнительная литература

1 Microsoft SQL Server. Полезные алгоритмы от SQL.RU: монография / под ред. А. Гладченко. – СПб.: Питер, 2007. – 268 с.

2 Администрирование Microsoft SQL Server 2000: учебный курс / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М.: Русская редакция, 2003. – 640 с.

3 Харрингтон, Д. Проектирование объектно-ориентированных баз данных. – М.: ДМК Пресс, 2001. – 272 с.

Долгое время римская музыкальная культура находилась в тени греческого искусства, её считали греческой, пересаженной на римскую почву. Со временем взгляды на римскую музыкальную культуру изменились, но и сегодня она остаётся «в тени» своего знаменитого соседа[1].

Ранний этап развития музыкальной культуры Рима связан с цивилизацией этрусков, которые заселили северо-западные области Италии в X — VIII вв. до н.э. период расцвета культуры этрусков приходится на X — IV века до н.э. Сведений о музыкальной культуре этого народа сохранилось немного, в основном они содержатся в римских и греческих источниках, на памятниках этрусской иконографии: настенных росписях, вазах, рельефах урн и саркофагов, где можно видеть многочисленные изображения музыкантов и различных сцен с их участием. По этрусским поверьям жизнь человека продолжалась после смерти, поэтому они старались развлечь ушедшего с помощью музыки и танцев, которые тот любил при жизни.

Рис.1. Флейтист

Можно найти много общих черт между культурой этрусков и гречкой музыкой архаического и переходного периодов. Это: синкретический характер искусства, неразрывная связь музыки и поэзии, магии, мифологии, религии, медицины, трудовых процессов. Музыка играла существенную роль в жизни этрусского общества, заполняя все культурные ниши. В то же время детали сохранившихся изображений: костюмы музыкантов. Детали конструкции музыкальных инструментов показывают своеобразие этрусской культуры. К примеру, более развитое и имеющее самостоятельное значение инструментальное музицирование.

Этрусские музыкальные инструменты, их строй, система ладов—модусов были схожи с греческими (в архаический период). Большое распространение имел форминкс, который в отличие от Греции, не столько сопровождал пение, сколько использовался как сольный инструмент. Широкое распространение получили лира, барбитон, также применявшиеся для инструментального музицирования. Торжественные процессии этрусков часто сопровождались трубачами (использовались бронзовые или железные трубы с небольшим раструбом — сальпинкс) и горнистами. Многие античные авторы, к примеру, Эсхил и Софокл именно этрусками приписывали изобретение труб и горнов.

Среди последних выделяется литуус — длинный (от 1 до 6 метров) бронзовый горн с загнутым раструбом и расширяющимся мундштуком, первоначально он изготавливался из рогов животных.

Рис. 2. Литуус

Этот инструмент использовался в общественных процессиях, в военной музыке. В Ватикане и сейчас хранится экземпляр этого инструмента длиной 140 сантиметров. Он настроен на звук g и может извлекать шесть нот.

В этрусской культуре встречаются также кастаньеты, поперечные флейты (см. рис. №1),под звуки флейт этруски занимались борьбой, многоствольные флейты — сиринкс (так называемая флейта Пана). Широкое распространение у этрусков получили также авлосы (которые римляне называли тибиа). Они использовались во время жертвоприношений, в магической практике, в похоронных процессиях и при оплакивании покойника.В танцах похоронной процессии, на поминках, которые носили у этрусков весёлый характер, т.к. должны были развлекать умершего доступными ему при жизни музыкой и танцами, авлосы звучали вместе со струнными инструментами. В военных танцах звучали тибиа и boxing matches, которые были популярны также у охотников, рабов. Тибиа непременно сопровождала магические и оргиастические танцы и была необычайно популярна у этрусков.

Рис. 3 Тибиа и лира.

Инструментальные ансамбли, которые играли на брачной церемонии и по другим семейным или общественным проводам. Часто включали две тибии, несколько струнных инструментов, горн и литуус. Музыканты были одеты в одинаковые костюмы. Профессиональные музыканты в основном были выходцами из рабов.

Рис. 4. Этрусские музыканты в процессиях

Этрусская музыка во многом определила облик и характер римской культовой и военной музыки и была популярна в Риме после IV века до н.э.

studlib.info

Музыка Древнего Рима Википедия

Древнеримская музыка в виде нотных памятников не сохранилась. Суждения о ней основаны на (многочисленных) косвенных свидетельствах — артефактах литературы и изобразительного искусства. Сведения о музыкальной теории римлян черпаются, главным образом, из позднеантичных латинских источников — энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, трактатов «О музыке» Августина и «Основы музыки» Боэция.

Общая характеристика[ | код]

Музыкальная культура римлян развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в их повседневном быту.[1] Помимо греков влияние на формирование музыки римлян оказали этруски и импортированные в результате римских завоеваний восточные культуры[2]. Однако, этрусское влияние не прослеживается столь очевидно, как влияние греков, из-за скудости свидетельств музыкальной практики у самих этрусков.

Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов. Как и греческая, древнеримская музыка существовала в единстве с другими видами искусства.

История[ | код]

Раннеримская музыка носила сравнительно самостоятельный характер. Возникли музыкальные жанры, связанные с бытом. В обиходе были напевы салиев и «арвальских братьев» (прыгуны, плясуны). Салии устраивали танцы-игры, а «арвальские братья» устраивали празднества, посвящённые урожаю. В Риме было популярно пение поэтических произведений таких поэтов, как Горация, Вергилия и др., которые пелись в сопровождении щипковых инструментов[3] Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами».

Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы: танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский философ отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер.[3]

В конце I века н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, участники которых состязались в пении игре на кифаре, авлосе. Популярностью пользовались концерты виртуозов. Император Нерон ввёл «греческое состязание», в котором выступал в качестве певца, поэта и кифареда. Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности.[1] После принятия в Римской империи Миланского эдикта о веротерпимости распространилось христианское пение.

Урок музыки в древнем Риме (фреска из Помпей, I в. н.э.). Национальный археологический музей, Неаполь. Слева на фреске изображён учитель с лирой. Юноша справа держит в руках большой свиток с нотами или (вокальным) текстом.

Музыка и быт[ | код]

В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы для своих вилл, а некоторы

ru-wiki.ru

История музыки Древнего Рима.

Как и все искусство Древнеримского государства, музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Но раннеримская музыка отличалась самобытностью. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, сопровождавшиеся игрой на тибии (латинское название авлоса — духового инструмента типа флейты).

Большое место в древней музыкальной культуре Рима занимали напевы салиев (прыгунов, плясунов) .На празднестве салиев исполнялся своеобразный танец игра: надев легкий панцирь и шлем, с мечом и копьем в руках, 12 человек под звуки труб танцевали в такт древней песне, обращенной к богам Марсу, Юпитеру, Янусу, Минерве и т. п.

Кроме салиев, большой популярностью пользовались напевы «арвальских братьев» (так назывались римские коллегии жрецов). Праздники «арвальских братьев» происходили в окрестностях Рима и посвящались сбору урожая. Они выражали благодарность богам за собранный урожай, на них звучали молитвы о будущем. Тексты некоторых молитв и гимнов сохранились.

В классический период музыкальная жизнь Рима отличалась пестротой и разнообразием. В столицу империи стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Как и в Греции, поэзия и музыка в Риме тесно связаны. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов — кифар, лир, тригонов (треугольная арфа). Широко использовалась музыка и в драме: певцы исполняли кантики (от «кано»— пою) — музыкальные номера речитативного характера.

Для Римской империи периода классицизма было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане. Некоторым музыкантам даже ставили памятники, как кифареду Анаксенору, служившему при дворе Цезаря. Кстати, император Нерон ввел так называемое греческое состязание, где сам выступал как поэт, певец и кифаред. Другой император — Домициан — основал капитолийские состязания, в которых музыканты соревновались в пении, игре на кифаре и авлосе, победителей увенчивали лавровыми венками.

Музыкой, пением и танцами сопровождались и любимые римлянами праздники Вакха — знаменитые вакханалии. И даже в военных легионах существовали большие духовые оркестры.

После завоевания Египта у римской аристократии вошли в моду водяные органы — гидравлосы, которыми украшались роскошные виллы и дворцы.

Но чем воинственнее становилось государство, тем низменнее делались вкусы его граждан, и для позднего Рима периода упадка характерна совсем иная музыкальная культура. Уходит в небытие преклонение перед классическим искусством. На первое место выходят эффектные, часто грубые зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов. Начинается увлечение громкозвучными ансамблями, состоящими по преимуществу из духовых и шумовых инструментов.

Музыки было много, слишком много, и в то же время ее не было. Не было в том возвышенном смысле, который придавала ей античная классика. Римская культура периода упадка знала, говоря современным языком, только легкую музыку.

Старая картина мира, построенная на глубоком единстве природно-космических сил, гражданской общности и личной жизни каждого, на которой держалась греческая музыка, рушилась на глазах и уступала место совершенно другой. Развлечение стало единственным богом огромного большинства коренного населения Рима. Этому богу должна была поклоняться и музыка, если не хотела умереть с голоду.

Исполнение песен, танцы или игра на флейте оплачивались невысоко и стояли для римлянина в одном ряду с фокусами и дурачеством. Положение прихлебателя и льстеца было пределом карьеры для музыканта. Угождение капризам знати и толпы невозможно совместить со старым поклонением природе. Именно в готовности идти на любые нарушения законов природы и проявлялась мера услужливости музыканта. Так, в музыке утверждается стремление к неестественному, а вместе с ним растет равнодушие и даже высокомерие к музыке природы. Мужчины, готовые петь не только женскими, но и детскими голосами, флейтисты и кифаристы, удивляющие виртуозностью игры, гигантские хоры и грандиозные оркестры, звучащие в унисон, бесчисленные танцевальные группы подхлестывали разгул толпы, рвущейся к развлечениям. В такую эпоху нетрудно было утратить веру не только в духовно-нравственную силу музыки, но и во всякое ее содержательное значение.

Упадок римской культуры длился несколько столетий, так что тяжелая болезнь музыкальной культуры начинала казаться вечным свойством самой музыки. Удивительно ли, что многие мыслители той эпохи стали свысока смотреть на музыкальные убеждения греческих классиков? Они утверждали, что музыка если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство. По мнению писателя-скептика II в. до н. э. Секста Эмпирика, музыка не способна выражать ни мысли, ни настроения. Поэтому она не может не только воспитать человека, но и чему-либо его научить. Она способна отвлечь на время от скорби и забот, но и в этом отношении не более эффективна, чем вино и сон. «Немногочисленность струн, простота и возвышенность музыки оказались совершенно устаревшими»,— с горечью писал великий историк и поклонник классики Плутарх.

Для этой эпохи характерен такой эпизод. На празднике в Риме перед огромной толпой народа выступали два лучших флейтиста, прибывшие «из самой Греции». Публике очень скоро надоела их музыка, и тогда она стала требовать, чтобы музыканты... подрались друг с другом. Жители Рима были уверены, что для того и существуют артисты, чтобы доставлять удовольствие. Музыка стала просто забавным ремеслом, не успев развиться до уровня серьезного искусства. Поэтому и рассматривалась как ремесло презренное и недостойное свободного человека

spqr.gta-ru.com