Религия древней месопотамии кратко. Религия, культура и наука народов Месопотамии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.Религиозные верования Древнего Междуречья. Религия древней месопотамии кратко


Религия, культура и наука народов Месопотамии.

В отличие от Египта, Двуречье бедно камнем, и потому строили там из кирпича. В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один народ и существовало одно государство, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, они воевали между собой, победители разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. И наконец, государства Междуречья, не защищенные извне, как Египет, труднопроходимыми песками, более часто подвергалась нашествиям внешних врагов. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура. До нас дошло мало памятников. Тем большую ценность представляют уцелевшие образцы художественного творчества Шумера, Аккада, Вавилона.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же в совокупности они отмечены общими чертами. Если Египет, по выражению Геродота,— дар Нила, то Месопотамию следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

Наиболее ранние достижения: изобретение письменности, глиптика - резные камня (печати, амулеты), изображения на которых являются миниатюрными рельефами, алебастровая ваза из Урука (ее искусно вырезанные изображения свидетельствуют о повествовательной композиции).

Во второй половине IV в. до н. э. развивается круглая скульптура, лучшим памятником которой является мраморная женская голова, вероятно богини, найденная в Уруке, одном из древнейших центров шумерской культуры. Благородство, ясность и внутренняя гармоничность образа предвосхищают на несколько тысячелетий великое искусство Эллады. (В наши дни, во время войны в Ираке, эта пятитысячелетняя шумерская скульптура, как и многие другие произведения, хранившиеся в Национальном музее Ирака в Багдаде, была похищена. Позже ее торжественно вернули в музей. Скульптура числилась в списке пяти самых ценных похищенных и не возвращенных в музей предметов. Вообще в результате авианалетов пострадало немало памятников. Багдадский музей, хотя и уцелел, но в 2003 г., когда на улицах города шли бои, сотрудники покинули здание, поскольку иракское подразделение отстреливалось от американцев прямо из музейного двора. После взятия Багдада из музейной коллекции в 170 тысяч предметов, мародеры украли 15 тысяч. Многие из них потом были обнаружены американской таможней, но некоторые пока так и не найден).

Жречество разработало сложный культ богов. Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п. Вавилонская или шумерская религия, как и религия египтян, утверждала непререкаемость власти. Но дух этой религии был иной. Египетский жрец проповедовал, что смерть не означает конца, что жизнь достойна быть продленной навечно. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. Смерть неизбежна и ужасна. Герой древнего вавилонского эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш, «на две трети бог, на одну—человек», обретает бессмертие, но не может им воспользоваться, ибо в царстве мертвых «во тьме обитают, стелется пыль на дверях и засовах».

В вавилонском искусстве все устремления — в той действительности, которую открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не сияющая радостью и красотой, а вечно тревожная, основанная на борьбе, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов. Как заручиться покровительством первых, как избежать козней вторых? Это знают только жрецы и маги, мудрость которых беспредельна.

Культ воды и небесных светил играли огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья. Культ воды — с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, с другой — как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края, ибо, как и в библейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей в сказаниях Шумера.

Культ небесных светил с их правильным, чудесно-неизменным движением по раз и навсегда указанному пути был для шумеров проявлением небесной воли. В шумерской поэме о золотом веке, первом из письменно зафиксированных сказаний на эту тему, есть такие строки: «В стародавние времена не было змей, не было скорпионов, не было гиен и не было львов, не было ни диких собак, ни волков, не было ни страха, ни ужаса, и человек не имел врагов».

Жрецы знали много — тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживленной торговли городов Двуречья, сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах. Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией, гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, сверхъестественной.

Основными богами древних государств междуречья Тигра и Евфрата были: Шамаш — бог солнца, Син — бог луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви (планета Венера), Нергал — бог смерти (планета Марс), Бильги — бог огня (звезда Альдебаран), Ирра — бог войны (одно из имен планеты Марс).

Таинственные знаки на обожженных глиняных плитках были расшифрованы в 19 веке. Это знаменитая шумерская клинопись. В Эрмитаже в Петербурге хранится шумерская таблица — древнейший в мире письменный памятник (около 3300 лет до н. э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и Вавилона. Среди них — документы знаменитого храмового архива города Лагаша, показывающие, что шумерские храмы владели огромными угодьями и служили средоточием всей политической, экономической и культурной жизни городов-государств.

В древнейшие времена, как подтвердили раскопки, совершались человеческие жертвоприношения, устраивались настоящие бойни по повелению жрецов, дабы умилостивить богов. Например, было найдено захоронение знатной женщины в богатых одеждах, драгоценным головным убором, которую похоронили вместе с многочисленными слугами, музыкантами. Ее окружали девушки с музыкальными инструментами, одетые в красивые одежды, расшитые голубым бисером, с серебряными венками на головах. Судя по всему, их опоили отравой или снотворным или они добровольно ушли в иной мир вместе с госпожой.

Однако и в этом столь далеком от нас мире фанатизм сочетался с очень трезвым взглядом на жизнь, порой с поразительным скептицизмом, а то и с подлинной мудростью. Изучив правовые документы, современные юристы пришли к выводу, что решение шумерских судов вполне соответствовали нынешним правовым нормам.

Среди вавилонских клинописных табличек - поэма о всемирном потопе, текст элегии - одна из первых попыток передать в поэтической форме добрые пожелания:

Пусть сыновья твои будут внесены в число вождей,

Пусть все твои дочери выйдут замуж,

Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,

Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им всякий день,

В твоем доме пусть пиво, вино и всякое добро никогда не иссякнут.

Глиняные таблички содержат и первые исторические повествования, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый «календарь земледельца», первые сведения о защитных насаждениях, идею первого рыбного заповедника, первый библиотечный каталог. Интересен рассказ о шумерской школе. Ученика поочередно побили учитель, надзиратель, старший учитель. Злосчастный ученик взывает к отцу, чтобы тот умилостивил школьное начальство. Отец приглашает старшего учителя домой, превозносит его заслуги, кормит, поит вином, дарит новую одежду и кольцо. Ублаготворенный учитель с энтузиазмом восклицает: «Да будешь ты лучшим из учеников! Ты хорошо учился, ты стал ученым человеком».

Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение архитектурных форм (арка, свод), легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. Это подвержддают остатки дворцов, каналов и мостов, городских сооружений, оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами. Конструктивной особенностью монументального зодчества было применение искусственных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости, желанием сделать здание видимым со всех сторон.

Шумерийцами был создан зиккурат — тип культовых построек при храме главного местного божества; Каждый большой город имел свой зиккурат. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы. Зиккурат — высокая ступенчатая башня из кирпича-сырца, опоясанная выступающими террасами в три-четыре уступа, вплоть до семи. На верхней террасе происходили религиозные ритуалы. На вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение в виде башни, - так называемое «жилище бога» - святилище. Оно служило и обсерваторией жрецам-звездочетам. Они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Лучше других сохранился зиккурат в Уре воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э.

Большим совершенством отличалась металлопластика и другие виды художественного ремесла: золотой шлем тончайшей работы, диадемы, золотые кинжалы с ножнами тонкой филигранной работы и др. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка из золота и лазурита, которая украшала арфу. Прекрасны статуэтки, выполненные с юмором: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом.

Шумеры ввели в обращение каменные цилиндрические печати-амулеты с многофигурными композициями - вырезанными человеческими и звериными фигурами, выполненные из различных пород.

В 22 веке новый расцвет, основанный на расширении внешней торговли, переживают некоторые древние центры, особенно Лагаш. Жрец Гудеа, правитель города Лагаша, особенно прославился строительной деятельностью и заботой о восстановлении древних сооружений. Около 20 его статуй было обнаружено при раскопках.

В 24 в. до н. э. на севере Двуречья возвысился город Аккад, которым правил прославленный своими победами царь Саргон Древний или Саргон I. В преданиях говорится, что он был подкидышем. Его мать была бедной женщиной и не имела средств для его воспитания. Судя по легенде, Саргон насильственно захватил государственную власть, основал новую династию и правил 55 лет. Найденная скульптурная голова из меди, условно называется головой Саргона I. Реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем, смелость и вместе с тем тонкость исполнения отличают лик сурового и властного человека.

В 19 в. до н.э. возвысился город Вавилон. Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии). Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Он изложен клинописью на почти двухметровом каменном (диорит) столбе. Фигуры рельефа на нем выделяются монументально, словно круглые скульптуры. Здесь показан царь Хаммурапи, принимающий законы от бога солнца и правосудия Шамаша.

Расцвет вовавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 – 562 гг. до н.э). Раскопки открыли почти полную картину города, построенного по четырехугольному плану, украшенного дворцами и храмами. Город был обнесен тройной стеной с множеством башен. Один из трех знаменитых дворцов Навуходоносора стоял на большой платформе, имел пять дворов и был окружен широкими стенами. Внутренняя стена была облицована глазурованными кирпичами с пестрыми украшениями разных цветов. Вот запись, оставленная этим царем: «Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона, я окружил его мощными, как морские волны, водами…. Я превратил город в крепость».

Изумленный древнегреческий историк Геродот сообщает, что по ним могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Главный храм Вавилона был посвящен богу Мардуку и его жене, богине утренней зари. Рядом с храмом помещался знаменитый в древности зиккурат, носивший название «Э-теменанки». Именно он стал основой библейского сказания о Вавилонской башне. Это был семиярусный зиккурат, построенным ассирийским зодчим Арадахдешу, грандиозных размеров: 91х91м в основании и высотой 90м., со святилищем, сверкающим снаружи голубыми глазурованными кирпичами. Святилище было увенчано золочеными рогами, символом бога Мардука. Если верить древнегреческому историку Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя этого бога была из чистого золота и весила почти две с половиной тонны. Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает в нем. «Но мне,— пишет рассудительный греческий историк,— это представляется весьма сомнительным...».

В Вавилоне находились знаменитые «висячие сады» полумифической царицы Семирамиды, которые почитались как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение – летний дворец с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих «садов» был обнаружен холм с целой системой колодцев, водоемов, каналов, соединяющихся с Евфратом. Раскопаны также знаменитые «Ворота Иштар» — богини любви, через которые процессии попадали в город. Они представляли собой массивные квадратные в плане башни с арочным проходом между ними. Стены их были украшены голубыми глазурованными кирпичами с рельефными изображениями шествия львов — белых с желтой гривой и желтых с красной гривой, а также, диких быков, фантастических существ, желтых и белых на темно-синем фоне.

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Ассирийцы обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. Ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер. В зодчестве преобладала крепостная и дворцовая архитектура.

Наивысшего развития достиг во время правления Ашшурбанипала (9 в. до н.э.) ассирийский рельеф. Он занимал главное место в богатом украшении парадных дворцовых помещений. Сюжетами композиций были война, охота, сцены быта и придворной жизни, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. Особо замечательны изображения животных. Это вершина ассирийского искусства. Шедеврами являются изображения убитых, раненых и умирающих хищников.

О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. Это, вероятно, самая значительная библиотека во всем тогдашнем мире, насчитывавшая несколько десятков тысяч клинописных текстов, в том числе все важнейшие произведения вавилонской литературы.

studfiles.net

2.Религиозные верования Древнего Междуречья.

Основателями древнейшей цивилизации Месопотамии (Междуречье – долина рек Тигра и Ефрата) являлись шумеры, племена неизвестного этнического происхождения. Затем этот регион находился под властью Аккада (государство семитских племён), на смену которого пришли Вавилон и Ассирия. При этом сохраняется преемственность религиозных воззрений и культа.

В центре месопотамских религиозных представлений стоят многочисленные боги, связанные между собой сложными отношениями. Боги обозначались словом «Илу» (Ил, Эл, Илим, Элим, Элоах, Аллах), что означает сильный. В древнесемитских мифах Илу – это верховный бог, творец вселенной. Эволюция месопотамского пантеона совпадала с выдвижением на первый план местного бога усилившегося города. Среди верховных богов побывали Ан, Энлиль, Энки, Мардук и др.

Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля. В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия, жизненных сил. Он отделил небо от земли, произвёл на свет всё «полезное», изобрёл мотыгу, сотворил все деревья и злаки, т.е. обладал всеми чертами культурного героя. Энлиль был способен принимать облик других богов – пример божественных метаморфоз. Одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона – Энки, бог мудрости, заклинаний, создатель и помощник людей, хранитель основ цивилизации.

Повсеместно был распространён культ Великой матери Инианны (Иштар), богини любви, плодородия. Она была покровительницей города Урука, где в её честь был построен храм со жрицами и храмовыми прислужницами.

В вавилонском пантеоне выделяется Мардук – бог земли и воздуха, сын Энлиля. Все эти и другие боги вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем в зависимости от смены династий и этносов.

Большинство богов имели антропоморфный облик, лишь немногие несли зооморфные черты. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.

Силой, связующей волю всех богов в единый принцип мировой справедливости, в месопотамской религии является «ме». «Ме» - это могущественные божественные силы, управляющие миром и даже богами посредством особых магических манипуляций, каждый бог обладает ими в разной мере. Ан и Энлиль это боги, которые чаще всего наделяют этой силой других богов. Существуют «ме» подземного мира, которые нельзя изменить и которым должны подчиняться его обитатели. Учение о «ме» привносит в месопотамскую религию существенный оккультный элемент.

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземный мир мёртвых – эти два начала отчётливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. Одним из божественных законов «ме» устанавливалось, что удел человека – болезни, вражда, смерть, а потом вечное и безрадостное пребывание в царстве мёртвых. Границей этого царства считалась река, через которую души умерших переправлял специальный перевозчик.

В Шумере было развито представление о рае как божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же относится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, Всемирному потопу). Миф о потопе возник после действительного наводнения в Южной Месопотамии в 3 тыс. до н.э. В мифах говориться о борьбе богов с силами хаоса и о начале мира, о создании первого человека по имени Адапе, о подвигах героев, прежде всего Гильгамеша.

Резюмирующая формула месопотамской религии такова: человеческая жизнь определяется властвующими в мире богами, осуществляющие справедливое воздаяние за каждое человеческое усилие или наказание за неправильный поступок, непосредственно после совершения. Поэтому усилия человека должны быть направлены на благополучие, здоровье, долголетие, земные удовольствия. В вавилонской литературе часто встречается идея поиска бессмертия, вечной жизни, например, знаменитая «Поэма о Гильгамеше».

Уже в древнюю эпоху складывается обособленное сословие жрецов. Жрец, обслуживающий храм должен был отличаться высоким ростом, здоровыми зубами, чтобы чётко произносить священные формулы. Все горожане, включая рабов, принадлежали к определённому храму. Храм выполнял также административные и судебные функции. Вавилонские храмы строились в форме ступенчатых башен – (зиккураты). Изображения божества играли в богослужении центральную роль. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах, которые исполняли под аккомпанемент музыкального инструмента. С демонологией были связаны обряды искупления. Особые жрецы – маги с помощью заклинаний и магических ритуалов совершали обряды изгнания демонов. В вавилоно-ассирийской религии была тщательно разработана система гаданий.

Не вся система идей и институтов Древнего Междуречья обуславливалась религиозными представлениями. В отличие от Египта здесь религия не монополизировала полностью духовную жизнь. Не исключено, что месопотамская религия сыграла определённую роль в появлении свободомыслия в античности.

studfiles.net

9. Религия и культура Древней Месопотамии.

В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Месопотамии сравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Главными считались (верховная триада богов) бог неба Ан и богиня земли Энки, бог воздушного пространства Энлиль. На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египет представлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. И обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков, и многих животных египтяне почитали священными.

Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине – покровителям данной общины. На севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип культового строения, где закрепляются и становятся традиционными почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры некоторые строительные принципы. Главные из них таковы: 1) постройка святилища на одном месте (все более поздние перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не переносится). 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно в результате обычая строить храм на одном месте вместо одной платформы мы уже встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой, с храмом на самом верху – так называемый зиккурат). 3) храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце – стол для жертвоприношений. 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или платформ) чередующимися выступами и нишами.

Мифология Междуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша (поиск бессмертия), и, наконец, рассказ о великом потопе. Важное значение придавалось загробной участи. Загробный мир представлялся очень мрачным. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Поэтому одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза). Процесс искания истины характерное свойство месопотамской религии.

Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

Во II тыс. до Р.Х. в Месопотамии с возвышением бога-покровителя города Вавилона – Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал еще большую святость. Мардук – бог, дающий санкцию на твердую монархическую власть. Мардук претендовал на место Бога, в котором сочетаются и содержатся все боги (но это еще не единобожие).

И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности господствовал политеизм. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х.

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура. В I тыс. целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно свет­ским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей фор­ме, что, например, выразилось в культе технического знания. Было большое количество специалистов по разным научным отраслям. Школьное образо­вание возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским. Идея самодостаточного знания расцветает и становится мас­совой, поскольку исторические события разворачивались на фоне но­вых технических успехов, экономического подъема и т. д.

Было два типа писцов: шумерские (высокого уровня специали­сты, обязанные знать кроме грамоты математику, музыку, обя­зательно два языка, литературу, а главное – уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками) и хурритские (хурриты – нечто простое, свалившееся с гор и не очень образован­ное; хурритский писец – обидная кличка человека, знающего всего 200-400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух).

В Месопотамии была открыта теорема Пифагора задолго до ро­ждения самого философа, знали число «пи», правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем (весь приблизительно).

Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с аст­рологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались счи­тать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной сис­теме.

В I тыс. Вавилонская литература обладала набором идей о поло­жительном идеале, о вере в конечную справедливость и – не обяза­тельно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья II тыс. В общество проникает вера в возможность конечной победы справед­ливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском общест­ве на протяжении I тыс. до Р.Х. постепенно теряют свою интенсивность.

В архитектуре I тыс. ничего оригинального не появилось – господ­ствует идея широкой и прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше и больше, по высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Все постройки достигали невероятных размеров – огромные арки, стены, дворцы, однако на вы­движение новых идей месопотамское общество уже было не способно.

studfiles.net

Религия Месопотамии | Kursak.NET

Религия Месопотамии        Содержание    1. Ассиро-вавилонская религия.    1.1 Религиозные представления древних ассирийцев    1.1.1 Специфика месопотамской религии    1.1.2 Религия    1.2 Загробная жизнь    1.2.1 Похороны    1.3 Мифы о мироздании    1.3.1 Культ бога Таммуза    1.3.2 Эпос о Гильгамеше    1.3.3 Мифы о Этане и Адапе    1.4 Жречество    1.5 Колдовство и гадание        1. Ассиро-вавилонская религия.    1.1 Религиозные представления древних ассирийцев    1.1.1 Специфика месопотамской религии    В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.    1) Тексты молитв. Молитвы людей богам – это регламентированный процесс, преобладают две темы: рассказы о божествах и изложение в квазимифологическом стиле опыта верующего.    Метафизически божество воспринимается как ужасное, повергающее в трепет явление.    2) Мифы. Мифы – не религия. Их писали придворные поэты, писцы и цари (напр. Хаммурапи) . Все эти произведения относятся скорее к литературе, чем к религии.    3) Описания ритуалов. Они в какой-то мере описывают деятельность храма, но лишь косвенно характеризуют религиозную жизнь.    Религию Месопотамии можно разделить на три: религия народа, царя и жрецов. Жреческая религия сводилась, главным образом к обслуживанию идола и его храма.    Большая часть религии обретает смысл лишь постольку, поскольку она связана с личностью царя. Многие обычаи, распространенные на всех людей первоначально имели отношение лишь к царю.    Царь мог иметь видения, частное лицо не могло. Ежегодные сезонные праздники и погребальные церемонии представляли единтсвенную признанную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церимониям, не было интенсивным и не носило личного характера.    1.1.2 Религия    Религия в Междуречье играла очень важную роль. Ею была пронизана вся жизнь древнего общества.    Шумеры: Ан (небо) , Ки (земля (богиня) ) , Энлиль (позднее Бел) , Энки (Эа) .    Боги Ану (бог неба) , Энлиль (грозный бог земли) , Эа (кроткий бог воды) (бог Эреду) возглавляют пантеон богов. Адад (бог грома) , Ашшур (племенной бог ассирийцев) , Мардук (бог вавилонян) . Сын Мардука – Набу (бог Борсиппы) . Небесные тела – тоже боги.    Сын Энлиля – Нинурта (Син) (город Ур) , бог луны. Его сын, Шамаш(шумерский Уту) (города Ларс, Сиппар) – бог солнца, правды и справедливости. Дочь Наннара – Инанна, богиня плодородия. У аккадцев своя – Иштар. Позднее они объединились. Иштар – вооруженная до зубов богиня, дарующая победу царю, которого любила. В то же время – олицетворение и покровительница плотской любви. (город Урук) Она была сначала дочерью, а потом женой Ану.    Нергал и его супруга Эрешкигаль – "повелители подземного мира". Нергал – властитель царства мертвых и бог чумы.    Таммуз – каждый год умирает, его смерть принято было оплакивать.    Богиня Гула – богиня врачевания, первоначально – смерти (атрибут – собака) . Богини-матери: Баба, Мама.    В течении долгого времени сохранялись пережитки фетишизма, тотемизма, анимизма. Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Ашшур был покрыт птичьими перьями.    Символы богов: Шамаш – солнечный диск.    Син – полумесяц.    Иштар – восьмиконечная звезда.    Мардук – копье, мушхушшу (лев+змея+орел) .    Набу – стилос.    Гула – собака.    Эа – кусарикку (коза+рыба) .    Адад – бык.    В первобытные времена вождя убивали, позже этот обряд стал чисто символическим. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец отнимал у него корону и скипетр и стегал плетью. Если при этом царь плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов атрибуты власти царю отдавали.    1.2 Загробная жизнь    Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте, хотя культ умирающего и воскресающего бога растительности Таммуза был весьма популярен и там, а день его возвращения из царства мертвых считался большим праздником. Но в Вавилонии это божество не связывали с воззрениями о загробной жизни, как это было в Египте.    В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни. Наоборот, в египетской литературе нет ни одного произведения, посвященного этой теме. Египтянам не нужно было искать вечной жизни, они ее "имели".    1.2.1 Похороны    Подобно другим древним народам, ассирийцы шумно выражали свою скорбь. Как только человек умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь посыпать голову пеплом покрывать голову прахом    Покойников не мумифицировали, их обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Это были обширные подземные камеры.    1.3 Мифы о мироздании Ану создал ануннаков (подземных духов) , злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться и наесться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими. Поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. (очень широкое распространение) Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому следовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей, устроил потоп. Эа посоветовал Зиусудре построить корабль. Энлиль потом даровал Зиусудре вечную жизнь. (by Хаммурапи) "Энума Элиш" ("Когда вверху")    "Когда высь еще не была названа небом, а внизу твердь еще не звалась землей, когда воды Океана и Бездны были смешаны между собой, когда ни одно поле еще не было сотворено и ни одного болота не было видно, когда никто еще не был наделен именем и ничья судьба еще не была определена, – тогда были сотворены первые боги… " Первобытные силы (Апсу, Мумму, Тиамат) природы решили погубить богов, Апсу и Мумму одолели, Тиамат не смогли. Мардук решил ее победить, его сделали царем, он ее победил, рассек ее пополам, из одной половинки сделал небо, из другой землю. Убил предателя Кингу, на его крови замесил глину(!!!) , создал человека.    1.3.1 Культ бога Таммуза    Таммуз умирает, его возлюбленноя Иштар спускается туда, "откуда входящий никогда не выходит". Грозит разбить двери и выпустить мертвецов. Ее пускают и заточают в темницу. Эа создает Асушунамира, посылает его, посоветовав обратить внимание на бурдюк с живой водой. Таммуза и Иштар выпускают.    1.3.2 Эпос о Гильгамеше    "Ша нагба имуру" ("Тот, кто все видел") … змея подползла к траве и сожрала ее.    1.3.3 Мифы о Этане и Адапе    В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисков бессмертия.    Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть "траву рождения" (аналогично "траве жизни") Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутся все меньше и меньше. Этана поднялась на небо Ану, но травы там не оказалось. Пришлось лететь выше, на небо Иштар. Земля стала не видна. На этом миф обрывается, так как конец таблички был отбит, но повидимому он упал и разбился насмерть. Таким образом, вечной жизни он не добился.    Адапа, сын бога Эа и смертной женщины ловил рыбу в персидском заливе, налетел Южный ветер и перевернул его лодку. Адапа, рассердившись обломал ветру крылья. Семь дней Ветер не вылетал, бог Ану забеспокоился. Он вызвал Адапу к себе на суд. Эа предупредил сына, чтобы тот не ел и не пил со стола Ану: "Когда ты предстанешь перед Ану, тебе предложат еду смерти – не ешь ее, тебе предложат воду смерти – не пей ее. " Кроме того он предложил одеть траурную одежду, чтобы заручиться сочувствием небесных привратников, Таммуза и Гишзиды.    Ану встретил Адапу словами: "Нет пощады! ", но по настоянию Таммуза и Гишзиды сменил гнев на милость и решил подарить Адапе бессмертие. Он предложил ему "воду жизни" и "еду жизни", но тот отказался. : -)    1.4 Жречество    Участвуют в строительстве плотин, каналов. Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью6 здоровыми зубами (чтобы не шепелявил и четко произносил священные формулы) . Позднее появились разные категории жрецов.    Божества женского рода обслуживались жрицами. "Святые девы" – затворницы, посвятившие себя богу и "священные блудницы" – отдававшие доход от проституции храму.    Богам приносились жертвы, жрецы учили, что для этого человек и создан.    1.4.1 Почитание богов и жертвоприношения    Изображения богов были подлинной и адекватной реализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческом облике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах. Со II тысячелетия в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их признавали адекватными воспроизведениями божественных страстей и подвигов. Для "установления личности" бога – единственной гарантии функционирования статуи как адекватного воплощения божества – важны были на столько детали лица, сколько одежда и прочие атрибуты.    Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Ритуал "омовения рта".    Храм играл определенную роль в принесении клятв и в процедуре "божьего суда". Он контролировал меры веса и ставку процента. В храм посылались лучшие с/х продукты.    Богов в храме Урука кормили два раза в день (утром и вечером) . Два блюда, "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд приближаются к человеческим меркам. Он отражает обычаи вавилонского двора.    Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю (возможно, что и жрецам) . Еда для жрецов шла отдельно.    В трапезе своих почитателей божество Месопотамии участия не принимало. Прислуживающие богу питались с его стола6 но за одним с ним столом не сидели.    В существовании идола критическим моментом было его изготовление, в жертвенной трапезе критическим моментом был акт поглощения пищи! Идол поглощал ее, глядя на нее. Бога, поглощающего пищу, скрывали занавесями от людей (и жрецов тоже) . Изображения жили реальной жизнью (еда, общение, секс, охота) .    1.5 Колдовство и гадание    Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения") Ведьмы изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т.д. и прокалывали их, ломали или жгли.    Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты – колдовство.    Злые богини: Лилит ("Ночная") и Лабарту.    Если человек оскорбил богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.    По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных (например две головы) . Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу. И т.д. и т.п.

kursak.net

Религия Месопотамии

доклад по культурологии

Санкт- Петербург, IMISP, 1 курс

Copyright © Медведев Данила, 1997 19 марта 1997

Содержание

Культура Ассирии.

Ассиро-вавилонская религия.

Религиозные представления древних ассирийцев

Специфика месопотамской религии

В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.

1) Тексты молитв. Молитвы людей богам - это регламентированный процесс, преобладают две темы: рассказы о божествах и изложение в квазимифологическом стиле опыта верующего.

Метафизически божество воспринимается как ужасное, повергающее в трепет явление.

2) Мифы. Мифы - не религия. Их писали придворные поэты, писцы и цари (напр. Хаммурапи). Все эти произведения относятся скорее к литературе, чем к религии.

3) Описания ритуалов. Они в какой-то мере описывают деятельность храма, но лишь косвенно характеризуют религиозную жизнь.

Религию Месопотамии можно разделить на три: религия народа, царя и жрецов. Жреческая религия сводилась, главным образом к обслуживанию идола и его храма.

Большая часть религии обретает смысл лишь постольку, поскольку она связана с личностью царя. Многие обычаи, распространенные на всех людей первоначально имели отношение лишь к царю.

Царь мог иметь видения, частное лицо не могло. Ежегодные сезонные праздники и погребальные церемонии представляли единтсвенную признанную линию связи человека с божеством. Проявление религиозных чувств простого человека сводилось к формальным церимониям, не было интенсивным и не носило личного характера.

Религия

Религия в Междуречье играла очень важную роль. Ею была пронизана вся жизнь древнего общества.

Шумеры: Ан (небо), Ки (земля (богиня)), Энлиль (позднее Бел), Энки (Эа).

Боги Ану (бог неба), Энлиль (грозный бог земли), Эа (кроткий бог воды) (бог Эреду) возглавляют пантеон богов. Адад (бог грома), Ашшур (племенной бог ассирийцев), Мардук (бог вавилонян). Сын Мардука – Набу (бог Борсиппы). Небесные тела - тоже боги.

Сын Энлиля – Нинурта (Син) (город Ур), бог луны. Его сын, Шамаш(шумерский Уту) (города Ларс, Сиппар) – бог солнца, правды и справедливости. Дочь Наннара – Инанна, богиня плодородия. У аккадцев своя – Иштар. Позднее они объединились. Иштар – вооруженная до зубов богиня, дарующая победу царю, которого любила. В то же время – олицетворение и покровительница плотской любви. (город Урук) Она была сначала дочерью, а потом женой Ану.

Нергал и его супруга Эрешкигаль – "повелители подземного мира". Нергал – властитель царства мертвых и бог чумы.

Таммуз – каждый год умирает, его смерть принято было оплакивать.

Богиня Гула – богиня врачевания, первоначально – смерти (атрибут – собака). Богини-матери: Баба, Мама.

В течении долгого времени сохранялись пережитки фетишизма, тотемизма, анимизма. Мотыга, секира, копье считались сверхъестественными предметами. Ашшур был покрыт птичьими перьями.

Символы богов:

Шамаш – солнечный диск.

Син – полумесяц.

Иштар - восьмиконечная звезда.

Мардук - копье, мушхушшу (лев+змея+орел).

Набу - стилос.

Гула - собака.

Эа - кусарикку (коза+рыба).

Адад - бык.

В первобытные времена вождя убивали, позже этот обряд стал чисто символическим. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец отнимал у него корону и скипетр и стегал плетью. Если при этом царь плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов атрибуты власти царю отдавали.

Загробная жизнь

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте, хотя культ умирающего и воскресающего бога растительности Таммуза был весьма популярен и там, а день его возвращения из царства мертвых считался большим праздником. Но в Вавилонии это божество не связывали с воззрениями о загробной жизни, как это было в Египте.

В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых основной идеей является идея поисков бессмертия, вечной жизни. Наоборот, в египетской литературе нет ни одного поизведения, посвященного этой теме. Египтянам не нужно было искать вечной жизни, они ее "имели".

Похороны

Подобно другим древним народам, ассирийцы шумно выражали свою скорбь. Как только человек умирал, члены его семьи начинали

  • раздирать на себе одежду

  • царапать лицо и грудь

  • посыпать голову пеплом

  • покрывать голову прахом

    Покойников не мумифицировали, их обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Это были обширные подземные камеры.

Мифы о мироздании

  1. Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться и наесться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими. Поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми.

  2. (очень широкое распространение) Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому следовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей, устроил потоп. Эа посоветовал Зиусудре построить корабль. Энлиль потом даровал Зиусудре вечную жизнь.

  3. (by Хаммурапи) "Энума Элиш" ("Когда вверху")

    "Когда высь еще не была названа небом, а внизу твердь еще не звалась землей, когда воды Океана и Бездны были смешаны между собой, когда ни одно поле еще не было сотворено и ни одного болота не было видно, когда никто еще не был наделен именем и ничья судьба еще не была определена, – тогда были сотворены первые боги..." Первобытные силы (Апсу, Мумму, Тиамат) природы решили погубить богов, Апсу и Мумму одолели, Тиамат не смогли. Мардук решил ее победить, его сделали царем, он ее победил, рассек ее пополам, из одной половинки сделал небо, из другой землю. Убил предателя Кингу, на его крови замесил глину(!!!), создал человека.

Культ бога Таммуза

Таммуз умирает, его возлюбленноя Иштар спускается туда, "откуда входящий никогда не выходит". Грозит разбить двери и выпустить мертвецов. Ее пускают и заточают в темницу. Эа создает Асушунамира, посылает его, посоветовав обратить внимание на бурдюк с живой водой. Таммуза и Иштар выпускают.

Эпос о Гильгамеше

"Ша нагба имуру" ("Тот, кто все видел")... змея подползла к траве и сожрала ее.

Мифы о Этане и Адапе

В мифах об Этане и Адапе также отразилась идея поисков бессмертия.

Этана пытается взлететь на крыльях орла на небеса, чтобы там раздобыть "траву рождения" (аналогично "траве жизни") Орел обращает ее внимание на то, что все предметы на земле кажутся все меньше и меньше. Этана поднялась на небо Ану, но травы там не оказалось. Пришлось лететь выше, на небо Иштар. Земля стала не видна. На этом миф обрывается, так как конец таблички был отбит, но повидимому он упал и разбился насмерть. Таким образом, вечной жизни он не добился.

Адапа, сын бога Эа и смертной женщины ловил рыбу в персидском заливе, налетел Южный ветер и перевернул его лодку. Адапа, рассердившись обломал ветру крылья. Семь дней Ветер не вылетал, бог Ану забеспокоился. Он вызвал Адапу к себе на суд. Эа предупредил сына, чтобы тот не ел и не пил со стола Ану: "Когда ты предстанешь перед Ану, тебе предложат еду смерти - не ешь ее, тебе предложат воду смерти - не пей ее." Кроме того он предложил одеть траурную одежду, чтобы заручиться сочувствием небесных привратников, Таммуза и Гишзиды.

Ану встретил Адапу словами: "Нет пощады!", но по настоянию Таммуза и Гишзиды сменил гнев на милость и решил подарить Адапе бессмертие. Он предложил ему "воду жизни" и "еду жизни", но тот отказался. :-)

Жречество

Участвуют в строительстве плотин, каналов. Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью6 здоровыми зубами (чтобы не шепелявил и четко произносил священные формулы). Позднее появились разные категории жрецов.

Божества женского рода обслуживались жрицами. "Святые девы" – затворницы, посвятившие себя богу и "священные блудницы" – отдававшие доход от проституции храму.

Богам приносились жертвы, жрецы учили, что для этого человек и создан.

Почитание богов и жертвоприношения

Изображения богов были подлинной и адекватной реализацией божественного присутствия, являемого в традиционном человеческом облике. Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны.Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах. Со II тысячелетия в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их признавали адекватными воспроизведениями божественных страстей и подвигов. Для "установления личности" бога – единственной гарантии функционирования статуи как адекватного воплощения божества – важны были на столько детали лица, сколько одежда и прочие атрибуты.

Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Ритуал "омовения рта".

Храм играл определенную роль в принесении клятв и в процедуре "божьего суда". Он контролировал меры веса и ставку процента. В храм посылались лучшие с/х продукты.

Богов в храме Урука кормили два раза в день (утром и вечером). Два блюда, "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд приближаются к человеческим меркам. Он отражает обычаи вавилонского двора.

Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю (возможно, что и жрецам). Еда для жрецов шла отдельно.

В трапезе своих почитателей божество Месопотамии участия не принимало. Прислуживающие богу питались с его стола6 но за одним с ним столом не сидели.

В существовании идола критическим моментом было его изготовление, в жертвенной трапезе критическим моментом был акт поглощения пищи! Идол поглощал ее, глядя на нее. Бога, поглощающего пищу, скрывали занавесями от людей (и жрецов тоже). Изображения жили реальной жизнью (еда, общение, секс, охота).

Колдовство и гадание

Из библиотеки Ашшурбанапала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения") Ведьмы изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т.д. и прокалывали их, ломали или жгли.

Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты – колдовство.

Злые богини: Лилит ("Ночная") и Лабарту.

Если человек оскорбил богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных (например две головы). Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы - счастье, черные - неудачу. И т.д. и т.п.

www.coolreferat.com