Музыкальная культура Древнего ЕгиптаДревний Египет. Арфа древнего египта
Музыка в Египте
О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, 3-е тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, а также действа, связанные с культом богов Осириса, Исиды и Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений. С глубокой древности существовало в Египте искусство хейрономии, сочетавшее дирижирование хором и "воздушное" нотное письмо (по древне-египетски - "петь", буквально - производить рукой музыку). Среди изображений часто встречаются ансамбли арф. В период Нового царства (16-11 вв. до н.э.) при дворе фараона наряду с местной капеллой вводится сирийская капелла. Развивается военная музыка.
По словам Диодора, египтяне не были особенными ценителями музыки. Однако этот вид искусства был известен им издревле и развивался под руководством жрецов — для религиозных целей. Изображения на памятниках свидетельствуют, что уже в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты. Ударные инструменты были известны гораздо раньше.
Древнейшими ударными инструментами были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. Первоначально эти колотушки представляли собой просто грубо вырезанные деревяшки, впоследствии они приобрели красивую форму и резные украшения (рис. 1, а).
Позже распространились барабаны разной величины и формы: одни — похожие на нынешние дара-буко (рис. 1, г), в которые били рукой или кривыми палками; другие — круглые и продолговатые, на которые с обеих сторон натягивалась кожа при помощи шнурков, обвивавших барабан наподобие сети (рис. 1, в).
Такой барабан, металлические тарелки и, главное, круглый или четырехугольный тамбурин были обычными инструментами, которыми египетские танцовщицы сопровождали свою пляску.
Особенным инструментом, употреблявшимся преимущественно при богослужении, была систра (рис. 1, б). Она обыкновенно делалась из бронзы и украшалась изображениями бога Тифона или богини Гафоры. В окончательном своем варианте, с богатыми украшениями она появилась не раньше эпохи Нового царства.
Из духовых инструментов египтяне знали только флейты разной величины, простые и двойные, и трубы (рис. 1, д—ж). Первые, судя по нескольким хорошо сохранившимся экземплярам, были деревянными, а последние металлическими.
Зато струнные инструменты египтян были значительно разнообразнее. Арфа, лира и гитара составляли вместе с флейтой египетский оркестр, в котором такт отбивали женщины, хлопая в ладоши или стуча в колотушки.
Древнейшим струнным инструментом египтян была арфа. В гробницах Мемфиса она представлена в первоначальной своей форме, т.е. в виде лука, на который натянуто несколько струн (рис. 2, а, б).
Эта форма указывает на происхождение арфы от боевого лука с гудящей тетивой. Дальнейшие усовершенствования этого инструмента заключались в прибавлении к луку подножки (рис. 2, б), увеличивалось число струн, а впоследствии снизу к инструменту стали приделывать пустой ящик для резонанса. Нередко арфы царского оркестра украшали позолотой, чеканкой, живописью.
В таком усовершенствованном виде представлена арфа в гробницах Бени-Гассана (рис. 2, д). Несмотря на эти усовершенствования и на красивую отделку, арфа была инструментом неуклюжим и тяжелым и оставалась такой до начала Нового царства.
С этих пор большие старинные арфы отчасти уступают место инструментам меньших размеров (рис. 2, г), а отчасти усовершенствуются путем присоединения к ним резонансного языка (рис. 2, в).
В это же время появляется новый род арфы, образовавшийся из соединения литавры с арфой с волосяными струнами (рис. 2, е).
Форма и устройство обыкновенных арф становится тоже разнообразнее: помимо лукообразных начинают делать треугольные арфы разных размеров (рис. 2, ж). Число струн также увеличилось с шести до двадцати двух.
Особенным разнообразием струнных инструментов отличалось позднейшее время. Об этом свидетельствуют картины на гробницах в Дендера: на них рядом с большими лирообразными арфами представлены маленькие новые арфы из выгнутого дерева с подставкой, на которых играли стоя (рис. 4, а).
Арфы изготавливались чаще всего из дерева и обтягивались иногда тисненой кожей. Отделка их была различной. Особенно роскошной отделкой отличались арфы, предназначавшиеся для храмов и дворцового оркестра фараонов. Такие арфы украшались позолотой, живописью и чеканкой с различными символическими фигурами (рис. 3). Но звучание этих арф, по всей вероятности, не соответствовало их внешнему великолепию, поскольку у них не было передней деревянной ветви, необходимой для полноты звука.
Лира вошла в употребление со времен 12-й династии. На картинах в гробницах Бени-Гассана изображены играющие на ней музыканты, по-видимому выходцы из Азии. Дальнейшее ее усовершенствование относится к эпохе Нового царства (рис. 4).
До нашего времени сохранилось несколько деревянных лир, полностью соответствующих изображениям на памятниках. Один экземпляр, в прекрасном состоянии, хранится в Берлинском музее.
Кроме лиры, у египтян были струнные инструменты, похожие на гитару и лютню (рис. 4). Несколько из них найдено в гробницах. На всех этих инструментах играли костяной палоч
Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой:
"Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".
Музыка исполнялась в храмах, дворцах, мастерских, фермах, на полях сражений. Музыка была неотъемлемой частью религиозного культа в Древнем Египте, так что не удивительно, что самих богов олицетворяли с музыкой и ее проявлением. Все основные категории музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные) имелись в Древнем Египте.
К ударным инструментам относились ручные барабаны, трещотки, кастаньеты, колокольчики, и систрум — очень значимая погремушка, используемая в религиозном культе и во время обрядов. Ладони рук также использовались в качестве ритмического сопровождения.
В категорию духовые инструменты входили флейты из камыша. Струнные инструменты, состоящие из арф, лир и лютней. Например, арфа является одним из изобретений и инструментов египетской музыки — он дошел до нас как в небольшом ручном размере, так и в том которое, мы привыкли видеть, стоящими на полу.
Другие инструменты включают в себя флейту, кларнет, цимбалы, трубы, ударные и лютня. Лютня является оригинальной формой, который используется в египетской музыке сегодня. Инструменты гравировались подчас с надписью имени владельца и украшались изображениями богов.
В египетской музыке не преобладали однополые певцы, в них могли участвовать также и женщины. Стоит отметить, кстати, что профессиональные музыканты имели хороший доход и самое интересное были в основном женщины. Профессиональные музыканты структурировались на социальные уровни. Возможно, самый высокий статус принадлежал храмовым музыкантам. Музыканты, приближённые к богатому хозяину, имели очень высокий статус, так как есть уверенность, что они являлись одаренными певцами. Несколько ниже на социальной лестнице были музыканты, которые выступали в качестве артистов для вечеров и фестивалей, часто в сочетании с танцорами.
Древние египтяне не записывали свою музыку до греко-римского периода, таким образом, попытка реконструировать музыку эпохи фараонов остается на сегодняшний день спекулятивна.
Наиболее любимыми и почитаемыми древними египтянами музыкальными инструментами являлись арфа (первоначально дуговая, а затем и угловая, отличающаяся большей сложностью), флейта, с внешним видом которой древние египтяне предпочитали не экспериментировать, а также лютня, игра на которой осуществлялась с помощью специальной пластинки — плектры. Именно эти инструменты исполняли «главные партии» в посвященных жизни и смерти бога Осириса мистериях — музыкально-драматических представлениях (они состояли из восхваляющих гимнов и скорбных плачей), повествующих о кончине и последующем воскресении бога природных сил и загробного мира Осириса.
Священная музыка Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны. Источник: http://vsemagi.ru/articles/instrument-egipta Священная музыка Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны. Источник: http://vsemagi.ru/articles/instrument-egipta
Священная музыка Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны. Источник: http://vsemagi.ru/articles/instrument-egipta
Священная музыка Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны. Источник: http://vsemagi.ru/articles/instrument-egipta
Священная музыка Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны. Источник: http://vsemagi.ru/articles/instrument-egipta
Музыкальная культура Древнего Египта Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них1. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.
Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии2: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки3. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое. Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров". Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам4. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов"5 (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.
Египет был первой страной, где особенным почетом и уважением пользовались профессиональные музыканты. Без их участия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Осириса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял умирающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно исполняли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.
Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослужений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.
Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.
На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, например, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):
Следуй желаниям сердца,
Пока ты существуешь,
Надуши свою голову миррой,
Облачись в лучшие ткани,
Умасти себя чудеснейшими благовониями
Из жертв богов.
Умножай свое богатство...
Свершай дела свои на земле
По велению своего сердца,
Пока к тебе не придет тот день оплакивания.
Утомленный сердцем не слышит их криков
и воплей,
Причитания никого не спасают от могилы.
А потому празднуй прекрасный день
И не изнуряй себя.
Видишь, никто не взял с собой своего достояния.
Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
Арфист (деталь росписи гробницы) Фивы. 14 в. до н.э.
raskopkivostok.mirtesen.ru
Музыка. Величие Древнего Египта
Нам сравнительно мало известно о музыкальной культуре египтян, поскольку музыка, в отличие от других видов искусства, не оставляет конкретных следов. Однако некоторое количество информации можно почерпнуть из найденных инструментов и из текстов, изображений и барельефов, на которых представлены исполнители, певцы и музыканты, а также музыкальные инструменты, но мы никогда не узнаем подлинного звучания древнеегипетской музыки.
К самым древним египетским музыкальным инструментам относятся арфа и флейта. Поначалу музыканты, игравшие на этих инструментах, просто аккомпанировали певцу. Только в период правления XVIII династии появились оркестры; на фреске в гробнице изображены слепой музыкант и танцующие девушки, одновременно играющие на арфе, лютне и флейте. Ритм был не менее важен, чем мелодия, поэтому музыка сопровождалась хлопаньем в ладоши; ударные инструменты не пользовались популярностью при исполнении вокальной музыки. На папирусе времен XVIII династии изображена уморительная сцена выступления оркестра: осел играет на арфе, лев поет и подыгрывает себе на лире, крокодил играет на лютне, а четвертый музыкант, обезьяна, на двойной флейте.
Женщины-музыканты, похоже, только аккомпанировали во время танцев. Они либо одновременно танцевали и играли на музыкальных инструментах, либо под их музыку танцевали другие танцовщицы. Женскими инструментами были арфа и инструмент типа гитары. Кроме того, женщины во время танца отбивали такт инструментом, состоявшим из двух дощечек слоновой кости в форме ладоней; этот инструмент – прообраз кастаньет испанских танцовщиц.
При исполнении духовной музыки главным инструментом был систр, церемониальный музыкальный инструмент, атрибут богини Хатхор. Он состоял из металлической пластины в форме продолговатой подковы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. По прутьям били колотушкой или сотрясением всего инструмента приводили прутья в движение. Были систры с металлическими кольцами, надетыми на прутья по три на каждый. Систр использовался в религиозных процессиях, во время богослужений и в церемониях, связанных с богиней Хатхор. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. В качестве ударного инструмента использовался тамбурин; на изображениях бог Бес держит в руке тамбурин, когда танцует вокруг новорожденного младенца.
Из духовых инструментов флейта и трубы, по всей видимости, были египетскими. Флейты были разной величины, простые и двойные, чуть меньше метра в длину. Из найденных флейт самая древняя относится к периоду правления IV династии. Первое изображение двойной флейты появляется в период правления XII династии. Трубы появляются только в период правления XVIII династии, и, скорее всего, их ввезли в страну; они использовались только в армии. В могиле Тут-анх-Амона обнаружены боевые серебряные трубы.
Из струнных инструментов самой древней является арфа. В период Древнего царства на арфе играла обычно женщина-музыкант, аккомпанировавшая мужчине-певцу. В период Нового царства появляются маленькие переносные арфы, средние – с подставкой и большие с нанесенным на них растительным или геометрическим орнаментом, с резными головками, с позолотой. Лютня и лира, присутствующие на изображениях, иноземные инструменты. Лира появляется в период правления XII династии; в Бени-Хасане найдено изображение музыканта цыганского типа, играющего на лире. Однако лира никогда не пользовалась такой популярностью, как лютня, на которой в период Нового царства часто играли танцующие девушки.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Музыка Древнего Египта. Тайны и загадки Древнего Египта
Музыка Древнего Египта
Древнеегипетские тексты — первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов — изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование найденных инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.
Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание тот фатк, что перед арфистом их двое.
Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа — единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько «дирижеров».
Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-«певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов» (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.
Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.
В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа — музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. Советские специалисты И. А. Лапис и М. Э. Матье, описывая одну из статуэток женщины, хранящуюся в Эрмитаже, отмечают: «Наличие татуировки в статуэтках — сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины… Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка — в виде фигурок бога веселья Бэса».
Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то «домашнее», обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе «mrjjt» (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе ханаанеян — соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: «Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт…». Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов — редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов — служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара — струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов — барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: «Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут… Это они делают в каждом приречном городе…». Анализ изображений таких ансамблей позднего периода истории Древнего Египта (например, рельефа в одной из гробниц некрополя в Саккаре, относящегося к XXI династии) заставляет согласиться с утверждением, что «музыка стала ярче, шумнее и резче. Кажется, что самый «темп жизни» ускорился: танцовщицы и певцы движутся быстрее, с большим подъемом и страстностью. Должно быть, музыка стала более подстегивающей и пьянящей».
У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: «Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор». Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге «Законов»: «Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому — ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь».
Золотой инструмент, почитавшийся как великое чудо древними греками, древними египтянами и ассирийцами — её величество Арфа.
Звучание арфы относили к неземному, ангельскому происхождению. Поэтому ангелы изображались непременно с неизменным своим атрибутом — золотой арфой, звучание которой, как было принято считать, является связующим мостом между Небом и Землей, потому что пробуждают в человеке воспоминания о его Небесной родине — мире спокойствия и блаженства, откуда приходят души людей на землю.
·
Даже форма арфы — олицетворение мистической звуковой лестницы, соединяющей между собой дольний и горний миры.
Золотая арфа всегда была способна затронуть те высшие струны Души, которые под воздействием звуков арфы начинают вибрировать на самых высоких частотах. От этой вибрации приходит умиротворение, ощущения радости и безмятежного счастья… Душа очищается и наполняется состоянием покоя.
Арфа в руках знающего исполнителя способна также исцелять поврежденные ткани и органы. Определенные мелодии в нужной последовательности способны пробудить резонанс в различных частях тела, исправить их вибрации, измененные заболеваниями и настроить их опять на эталонную для этих органов «здоровую» частоту. Так, арфа соединяет воедино тело и Душу.
Происхождение арфы.
Появление арфы относят к самым истокам человеческой цивилизации. Она является прародительницей всех струнных музыкальных инструментов. Без преувеличения можно сказать, что именно арфа была самым любимым, известным и почитаемым музыкальным инструментом древности.
Известно, что жрецы Древнего Египта использовали ее в ритуалах. Упоминания о ней присутствуют в Библии. Так, в 11 в до н.э. Давид — иудейский арфист и поэт — исцелил сладкой музыкой арфы и псалмами царя Саула, изгнав из него «нечисть».
Горячо любили арфу в древней Ассирии и Финикии, Греции, а также и в Риме. Одним из древнейших материальных памятников, имеющих изображение арфы, является скульптура сидящего арфиста времен кикладской цивилизации (2700-2800 гг. до н.э.)
Затем игра на арфе возродилась в Средние века в Европе.
Некоторые источники утверждают, что первой арфой являлся натянутый лук с тетивой. Якобы первобытный человек случайно зацепил струну лука — и она зазвучала. Воодушевленный человек впоследствии дополнил струны, укрепил каркас, и родилось первое подобие арфы.
Но в легендах древних мы находим иную трактовку.
Древние называли арфу не иначе как волшебным инструментом, поскольку знали о невероятно благоприятном эффекте звуков арфы на человека. Ее «наряжали» особыми украшениями — перламутром, мозаикой, золотом.
Фактически каждый из великих древних народов имеет свои удивительные легенды о происхождении арфы, но все сходятся в одном: арфа — это подарок богов для соединения небесного и земного, души и тела, искусства и науки.
Мифы древней Греции говорят о том, что арфа была изобретена богом Гермесом. Потом он выменял арфу на стадо коров у бога Аполлона, и с тех пор она стала неизменным атрибутом лучезарного Аполлона, несущего людям знания и цивилизацию.
Аполлон впоследствии подарил золотую арфу своему любимцу — златоголосому Орфею, и с ее помощью Орфей приручал диких животных, мог перемещать деревья и даже скалы. Такова была сила звуков в руках этого непревзойденного Мастера.
Апогеем является миф об Орфее и Эвридике, который дает нам полное представление о возможностях, заложенных потенциально в звуки арфы: с ее помощью Орфей возвращает из царства мертвых свою жену Эвридику — даже бог подземного царства Аид не в силах был устоять перед звуками этого чудесного инструмента.
Итак, следуя посылу древнегреческого мифа, получается, что арфа — инструмент, побеждающий болезни и смерть. Это подтверждается и в практическом выражении: известно, что древние греки использовали арфу в своих целительницах — Асклепиях.
Звуки арфы возбуждали катарсис в душах исцеляющихся, а вслед за очищением души приходило и восстановление телесного здоровья.
Открытие терапевтического эффекта музыки в древней Греции принадлежит Пифагору. Влияние музыки на тело и сознание людей Пифагор называл «музыкальной медициной». Терапевтическая музыка Пифагора описывалась Ямвлихом таким образом:
«И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания» (см. «Жизнь Пифагора»).
Вполне понятно, поэтому, что к исполнителю-арфисту (кстати, это были всегда исключительно мужчины) относились как к проводнику Божественного, поэтому благоговеяли перед ним и трепетно его почитали как в античности, так и в более позднее время. Во все времена считалось, что исполнители в обязательном порядке наделены волшебным даром пророков и целителей.
(Продолжение на следующей странице)
kvantovyj-skachok.ru
Музыкальная культура Древнего ЕгиптаДревний Египет
Древнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование найденных инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.
Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание тот фатк, что перед арфистом их двое.
Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".
Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх-"певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV- начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.
Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.
В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. Советские специалисты И. А. Лапис и М. Э. Матье, описывая одну из статуэток женщины, хранящуюся в Эрмитаже, отмечают: "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса".
Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает: "Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт...".Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...". Анализ изображений таких ансамблей позднего периода истории Древнего Египта (например, рельефа в одной из гробниц некрополя в Саккаре, относящегося к XXI династии) заставляет согласиться с утверждением, что "музыка стала ярче, шумнее и резче. Кажется, что самый "темп жизни" ускорился: танцовщицы и певцы движутся быстрее, с большим подъемом и страстностью. Должно быть, музыка стала более подстегивающей и пьянящей".
У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".
Приведенные сведения относятся к самому концу Нового царства. Последовавшая затем эпоха Позднего Египта и греко-римского господства привнесла много новых веяний и в египетскую музыку.
Рубрика: Древний Египет
allmystic.ru
Реферат - Музыка древнего Египта
МУЗЫКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
О большом общественном значении музыки в Египте говорят многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, 3-е тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, а также действа, связанные с культом богов Осириса, Исиды и Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений.
С глубокой древности существовало в Египте искусство хейрономии, сочетавшее дирижирование хором и «воздушное» нотное письмо (по древне-египетски — «петь», буквально — производить рукой музыку). Среди изображений часто встречаются ансамбли арф. В период Нового царства (16-11 вв. до н.э.) при дворе фараона наряду с местной капеллой вводится сирийская капелла. Развивается военная музыка.
По словам Диодора, египтяне не были особенными ценителями музыки. Однако этот вид искусства был известен им издревле и развивался под руководством жрецов — для религиозных целей. Изображения на памятниках свидетельствуют, что уже в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты. Ударные инструменты были известны гораздо раньше.
Древнейшими ударными инструментами были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. Первоначально эти колотушки представляли собой просто грубо вырезанные деревяшки, впоследствии они приобрели красивую форму и резные украшения (1, А).
Позже распространились барабаны разной величины и формы: одни — похожие на нынешние дара-буко (1, Г), в которые били рукой или кривыми палками; другие — круглые и продолговатые, на которые с обеих сторон натягивалась кожа при помощи шнурков, обвивавших барабан наподобие сети (1, В).
Такой барабан, металлические тарелки и, главное, круглый или четырехугольный тамбурин были обычными инструментами, которыми египетские танцовщицы сопровождали свою пляску.
Особенным инструментом, употреблявшимся преимущественно при богослужении, была систра (1, Б). Она обыкновенно делалась из бронзы и украшалась изображениями бога Тифона или богини Гафоры.
В окончательном своем варианте, с богатыми украшениями она появилась не раньше эпохи Нового царства. Из духовых инструментов египтяне знали только флейты разной величины, простые и двойные, и трубы (1, Д-Ж). Первые, судя по нескольким хорошо сохранившимся экземплярам, были деревянными, а последние металлическими.
Зато струнные инструменты египтян были значительно разнообразнее. Арфа, лира и гитара составляли вместе с флейтой египетский оркестр, в котором такт отбивали женщины, хлопая в ладоши или стуча в колотушки.
Древнейшим струнным инструментом египтян была арфа. В гробницах Мемфиса она представлена в первоначальной своей форме, т.е. в виде лука, на который натянуто несколько струн (2, А, Б).
Эта форма указывает на происхождение арфы от боевого лука с гудящей тетивой. Дальнейшие усовершенствования этого инструмента заключались в прибавлении к луку подножки (2, Б), увеличивалось число струн, а впоследствии снизу к инструменту стали приделывать пустой ящик для резонанса. Нередко арфы царского оркестра украшали позолотой, чеканкой, живописью.
В таком усовершенствованном виде представлена арфа в гробницах Бени-Гассана (рис. 2, д). Несмотря на эти усовершенствования и на красивую отделку, арфа была инструментом неуклюжим и тяжелым и оставалась такой до начала Нового царства.
С этих пор большие старинные арфы отчасти уступают место инструментам меньших размеров (2, Г), а отчасти усовершенствуются путем присоединения к ним резонансного языка (2, В).
В это же время появляется новый род арфы, образовавшийся из соединения литавры с арфой с волосяными струнами (2, Е).
Форма и устройство обыкновенных арф становится тоже разнообразнее: помимо лукообразных начинают делать треугольные арфы разных размеров (2, Ж). Число струн также увеличилось с шести до двадцати двух.
Особенным разнообразием струнных инструментов отличалось позднейшее время. Об этом свидетельствуют картины на гробницах в Дендера: на них рядом с большими лирообразными арфами представлены маленькие новые арфы из выгнутого дерева с подставкой, на которых играли стоя (4, А).
Арфы изготавливались чаще всего из дерева и обтягивались иногда тисненой кожей. Отделка их была различной. Особенно роскошной отделкой отличались арфы, предназначавшиеся для храмов и дворцового оркестра фараонов. Такие арфы украшались позолотой, живописью и чеканкой с различными символическими фигурами (3). Но звучание этих арф, по всей вероятности, не соответствовало их внешнему великолепию, поскольку у них не было передней деревянной ветви, необходимой для полноты звука.
Лира вошла в употребление со времен 12-й династии. На картинах в гробницах Бени-Гассана изображены играющие на ней музыканты, по-видимому выходцы из Азии. Дальнейшее ее усовершенствование относится к эпохе Нового царства (4).
До нашего времени сохранилось несколько деревянных лир, полностью соответствующих изображениям на памятниках. Один экземпляр, в прекрасном состоянии, хранится в Берлинском музее.
Кроме лиры, у египтян были струнные инструменты, похожие на гитару и лютню (4). Несколько из них найдено в гробницах. На всех этих инструментах играли костяной палочкой или плектром.
www.ronl.ru
Песнь Арфиста - Сообщество любителей Древнего Египта
Песнь Арфиста
[Mar. 31st, 2003|12:50 pm]
Сообщество любителей Древнего Египта
Дублирую из своего дневника. Эта надпись была найдена на стене рядом с изображением человека, играющего на арфе, оттого и получила свое название - «Песнь арфиста». Написана во времена Среднего Царства (XXII-XVI вв. до Р.Х.).Песнь арфиста
Повелел благой царь прекрасную судьбу: исчезают тела и преходят, другие идут им на смену, со времен предков. Цари, бывшие до нас, покоятся в своих пирамидах, и духи погребены в гробницах. От строителей домов не осталось даже следа. Что с ними? Слышал я слова Имхотепа и Хардидифа, изречения которых у всех на устах, а что до места их погребения – стены их разрушены, этих мест нет, их как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать о погребениях, поведать об их пребывании, чтобы укрепить наше сердце, пока вы не приблизитесь к месту, куда они ушли. Будь здрав сердцем, чтобы заставить себя забыть об этом; пусть будет для тебя наилучшим следовать своему сердцу, пока ты жив. Возлагай мирру на голову свою, одеяние на тебе да будет из виссона, умащайся дивными истинными мазями богов. Будь весел, не дай твоему сердцу поникнуть, следуй его влечению и твоему благу; устрой свои дела на земле согласно велению своего сердца и не сокрушайся, пока не наступит день причитания по тебе. Не слушает жалоб Осирис, его сердце не бьется, а слезы никого не спасают от гроба. Итак, празднуй, не унывай, ибо нельзя брать своего достояния с собою и никто из ушедших еще не вернулся.
Comments:
Как все таки красиво.....
То же самое в другом переводе (Ахматовском литературном, кстати, а приведенный чей? :-/)
Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой.
Процветает он, этот добрый властитель,Прекрасный конец настиг его.Одни поколения проходят, а другие продолжают существоватьСо времен предков.Боги, бывшие некогда,Покоятся в своих пирамидах.Благородные и славные людиТоже погребены в своих пирамидах.Они строили дома –Не сохранилось даже место, где они стояли,Смотри, что случилось с ними.Я слышал слова Имхотепа и Джедефхора, Слова, которые все повторяют.А что с их гробницами?Не сохранилось даже место, где они стояли,Словно никогда их и не было.Никто еще не приходил оттуда, Чтоб рассказать, что там, Чтоб поведать, чего им нужноИ наши сердца успокоить, Пока мы сами не достигнем места, Куда они удалились.А потому утешь свое сердце, Пусть твое сердце забудетО приготовленьях к твоему просветленью.Следуй желаньям сердца,Пока ты существуешь.Надуши свою голову миррой,Облачись в лучшие ткани.Умасти себя чудеснейшими благовониямиИз жертв богов.Умножай свое богатство.Не давай обессилеть сердцу.Следуй своим желаньям и себе на благо.Свершай дела свои на землеПо веленью своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакиванья.Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,Причитания никого не спасают от могилы.А потому празднуй прекрасный день И не изнуряй себя.Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.(c)
А где у Ахматовой вот это очень красивое место:Не слушает жалоб Осирис, его сердце не бьется?
Чей перевод не знаю, потому что списал песнь давным давно еще в детстве. Тогда вопросы авторства меня не интересовали :)