УМК "История. Древний мир. 5 класс". 5 класс древний мир
"Древний мир" игра по истории 5 класс.
Игра для 5 класса
по курсу истории Древнего мира.
Правила игры.
В игре участвуют 5 команд по четыре человека в каждой. В течение игры команды, набравшие наименьшее количество баллов, выбывают из игры.
1 тур.
Командам в течение 20 минут даются 18 тестовых заданий с 4-мя вариантами ответов по теме «Легенды и мифы Древней Греции».
За правильный ответ команда получает 1 балл.
По результатам ответов на 15 вопросов в следующий раунд проходят 4 команды.
В спорной ситуации командам задаются дополнительные вопросы.
Прежде чем приступить ко второму туру команды проходят подготовительный тур. Он определяет, в какой последовательности стартуют команды во втором туре.
2 тур.
Команды выбирают 2 темы из восьми предложенных:
Боги Древнего мира;
Троянская Война;
Войны Древнего мира;
Правители Древнего мира;
Олимпийские игры;
Чудеса света;
География;
Секрет (культура стран Древнего мира).
По каждой теме предлагаются 10 вопросов. Первая команда выбирает тему и приступает к вопросам. После ответов, команд на четыре темы, первая команда вновь выбирает тему.
После 2 тура выбывает еще одна команда. Их остается 3.
Затем проводится еще один подготовительный тур, определяющий последовательность выбора командами тем для 3 тура.
3 тур.
Третий тур состоит из 4 тем по 9 вопросов каждый:
Древняя Индия.
Древний Китай.
Древний Египет.
Общая тема.
На пять секунд командам предоставляется сетка, составленная из 36 пронумерованных квадратов разного цвета. Цвета соответствуют темам:
Древней Индии – красный;
Древнему Китаю – синий;
3
Древнему Египту – желтый;
Общей теме – голубой.
Команды должны запомнить по возможности большее количество номеров, соответствующих теме, выбранной командой.
Команды называют номера, когда закрывается таблица. Ведущий читает вопросы, соответствующие номерам, названным командами.
за ответ на вопрос своей темы присуждается 2 балла;
за ответ на вопрос чужой темы присуждается 3 балла;
за ответ на вопрос общей темы присуждается 1 балл.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов в третьем туре, становится победителем.
4
I тур.
18 тестовых вопросов с четырьмя вариантами ответов.
1. Какой титан был прикован к скале по повелению Зевса:
а) Атлас; в) Прометей;
б) Антей; г) Тантал.
2. Какое наказание понес Сизиф за свою ложь:
а) вкатывать на гору камень; в) наполнять водой дырявый сосуд;
б) страдать от жажды и голода; г) страдать от страха.
3. Сколько подвигов совершил Геракл:
а) 11; б) 12; в) 13; г) 14.
4. Сколько лет пробыл Одиссей на острове у нимфы Калипсо:
а) 6; б) 7; в) 8; г) 9.
5. Кого герой Персей убил, отрубив голову:
а) Медуза Бурбона; в) Стейно;
б) Медузу Горгону; г) Эвриалу.
6. Какое руно похитили аргонавты:
а) серебряное; в) платиновое;
б) бронзовое; г) золотое.
7. Как звали перевозчика душ умерших на реке Стикс:
а) Харон; в) Танат;
б) Аид; г) Эак.
8. 8 подвиг Геракла это:
а) Стимфалийские птицы; в) Критский бык;
б) Керинейская лань; г) Кони Диомеда.
9. Родина Одиссея это:
а) Микены; в) Итака;
б) Троя; г) Финикия.
10. Чья нить вывела Тесея из лабиринта:
а) Миноса; в) Минотавра;
б) Ариадны; г) Тритона.
11. В честь какого царя было названо море:
а) Полидекта; в) Менелая;
б) Агенора; г) Эгея.
12. В переводе с греческого языка это слово означает – «наделенная всеми дарами»:
а) Раздора; в) Пандора;
б) Аврора; г) Приора.
13. Чьим сыном был циклоп Полифем:
а) Посейдона; в) Аида;
б) Аполлона; г) Ахиллеса.
5
14. Как губили сирены путников:
а) взглядом; б) вздохом; в) пением; г) касанием.
15. Как звали самого знаменитого певца Греции:
а) Эвридика; в) Патрокл;
б) Орфей; г) Аякс.
16. Как звали богиню раздора, подарившую яблоко с надписью «прекраснейшей»:
а) Афродита; в) Эрида;
б) Афина; г) Гера.
17. Кто похитил дочь Деметры Персефону:
а) Аид; б) Крон; в) Прометей; г) Зевс.
18. Как звали дочь царя Колхиды, которая помогла Аргонавтам овладеть золотым руном?
а) Ариадна; б) Европа; в) Калипсо; г) Медея?
Ответы.
1- в; 10- б;
2- а; 11- г;
3- б; 12- в;
4- в; 13- а;
5- б; 14- в;
6- г; 15- б;
7- а; 16- в;
8- г; 17- а;
9- в; 18- г.
6
II тур.
8 тем по 10 вопросов в каждой.
Олимпийские игры.
1. Кто основал олимпийские игры?
2. Какой год является началом проведения Олимпийских игр?
3. Что служило наградой?
4. Кто в них участвовал?
5. Какие виды спорта входили в программу?
6. Где проводились?
7. В честь какого бога?
8. Какое условие соблюдали страны во время проведения Олимпийских игр?
9. Как вели греки свое летосчисление?
10. Как относились греки к победителю?
Ответы:
1-Геракл; 2- 776 до н.э.; 3- оливковые венки; 4- свободные граждане Греции; 5- бег, прыжки, борьба, кулачный бой, состязания колесниц; 6- в Олимпии; 7- Зевса; 8- условие перемирия; 9- год первых Олимпийских игр; 10- с почетом и уважением.
География.
1. На каком полуострове расположена Индия?
2. Какие две известные реки протекают на территории Китая?
3. В какое море впадает Нил?
4. На каком материке расположен Египет?
5. На берегу, какой реки был основан Вавилон?
6. Какие земли входили в состав государства Карфаген?
7. Назовите три острова, находящихся вблизи Аппенинского полуострова?
8. На каком полуострове находилась Древняя Греция?
9. В какой стране остановился завоевательный поход Александра Македонского?
10. Какие моря омывает берега Аравийского полуострова?
Ответы:
1- Индостан; 2-Янзцы и Хуанхэ; 3- Средиземное; 4- Африка; 5- Евфрат; 6- Пиренейский полуостров и север Африки; 7- Сицилия, Корсика, Сардиния; 8- Балканский; 9- Индия; 10- Красное и Аравийское.
Чудеса света.
1. В каком городе располагались висячие сады Семирамиды?
2. Сколько лет простояла статуя Колосса Родосского?
7
3. На каком острове был построен Александрийский маяк?
4. Назовите единственное сохранившееся до наших дней чудо света Древнего мира?
5. В каком городе была построена статуя Зевса?
6. Кто оказался виновником пожара в храме Артемиды в Эфесе?
7. Гробницей, какого царя являлся мавзолей в Галикарнасе?
8. В каком городе построен Колизей?
9. Из чего была сделана статуя Зевса Олимпийского?
10. Какое чудо света было самым высоким?
Ответы:
1- Вавилон; 2- 60; 3- Фарос; 4-Пирамиды; 5- Олимпия; 6- Герострат; 7- Мавзол; 8- Рим; 9- Из золота и слоновой кости; 10- Александрийский маяк.
Секрет (культура и наука).
1. От какого алфавита произошли все алфавита мира?
2. Назовите две самые известные индийские поэмы.
3. На чем писали египтяне?
4. На каком языке говорили Древние римляне?
5. Как называется письменность Двуречья?
6. Какой народ изобрел шахматы?
7. Назовите две самые известные поэмы Гомера?
8. Как звали самого известного Древнегреческого врача?
Работа содержит игру по теме «Древний мир», которая соответствует программе изучения предмета за 5 класс средней школы. Игру может использовать учитель во внеклассной работе, а так же при закреплении или обобщающем повторении материала по теме. Грамотно составлены вопросы по каждой теме.
5. Полученные результаты исследования (переоткрытие открытия, новое знание): новые, неожиданные формы организации игр могут быть интересны ученикам, а работа может быть использована и в качестве элементов обобщающего повторения по темам, изучаемым на уроках. Презентация, созданная к игре, ярко иллюстрирует изучаемый материал.
6. Степень участия каждого учащегося в работе: в работе принимал участие один Харин Иван, работа выполнена самостоятельно.
Северо-западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Кадетская школа-интернат №8
«Московский кадетский корпус юстиции».
Аннотация.
Тема работы: «Игра по истории «Древний мир»
Автор работы: Харин Иван
Руководитель работы: Культурмиди Наталья Панаетовна.
Целью работы является создание пособия по проведению исторической игры для использования ее во внеурочное время.
Задачи: составить игру для 5 класса средней школы, собрать материал и разработать ход игры, создать красочную презентацию к игре.
Методы, использованные в работе: изучение пособий по проведению внеклассных занятий по истории, а так же учебников истории для 5 классов и материалов по необходимым разделам программы. Изучение современных способов организации интеллектуальных игр.
Выводы: Иваном разработана оригинальная игра для внеклассной работы в школе. Ход игры и материалы к ней Иван создавал самостоятельно. Он же проводил ее в 2007 – 2008 учебном году на занятии кружка «Юный историк». Игра прошла удачно. В ней сочетается возможность показать знания, полученные учащимися на уроках и знания, которые ребята получают сами во внеклассном чтении. Для учителя эти разработки могут быть полезны еще и в качестве вопросов для обобщающего повторения по соответствующим разделам программы. Презентация ярко иллюстрирует материал игры, позволяет использовать принцип наглядности в проведении внеклассных занятий по истории.
Рецензия на проектную работу.
ученика 8 «а» класса
ГОУ Кадетской школы-интерната №8
«Московский кадетский корпус юстиции»
Ивана Харина.
В работе учителя истории в настоящее время часто возникают проблемы с тем, чтобы совместить изучение программного материала с тем, что интересно учащимся средней школы. Кроме того, большого времени требует подготовка к внеклассным мероприятиям, так как необходимо собрать материал, облечь его в современную форму, компьютеризировать.
Данная работа проделана учащимся 8 «а» класса при подготовке к проведению игры в 5 классе средней школы. Игра составлены интересно, систематизирована правильно, материал подобран грамотно с учетом программы, которая изучается в средней школе по теме игры. Изложение научно и фактически точно. Полнота изложения оптимальна для учащихся средней школы. К тому же игра не только доступны, но и интересна.
Иван проводил ее во внеурочное время на занятиях кружка «Юный историк». Он проанализировал работу и обработал ее в компьютерном варианте, что позволит использовать презентацию для проведения мероприятий в других классах.
Работа содержит игру для 5 класса «Древний мир»,
Игра состоит из трех туров: 1) 18 тестовых вопросов с четырьмя вариантами ответов; 2) 8 тем на выбор с одной закрытой темой; 3) 4 темы по 9 вопросов в каждой. По итогам каждого тура выбывает 1 команда. В результате игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Содержание.
Введение ________________________________ стр.2
Правила игры ____________________________ стр.3-4
I тур ____________________________________ стр.5-6
II тур ___________________________________ стр.7-10
III тур __________________________________ стр.11-12
Заключение _____________________________ стр.13
Приложения
Библиография.
Г.И.Старобинская «История Древнего мира» Рабочая тетрадь для 5 класса, Москва, «Артефакт-стиль», 2001
С.В.Колпаков, Н.А.Селунская «История Древнего мира» 5 класс, Москва, «Новый учебник», 2001
Вигасин, Годер «История Древнего мира» 5 класс, Москва, «Просвещение», 2006
«Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима», составитель А.А.Нейхард, Москва, «Правда», 1987
Введение.
Идея создания игры пришла мне в голову, когда мы занимались в кружке «Юный историк». Мы сообща придумывали ход игры, собирали материалы к ним и проводили их во внеурочное время. После проведения игры мы анализировали ее, отмечали свои ошибки и в следующей игре пытались их не повторять.
Я решил записать игру «Древний мир», исправив ошибки, допущенные при проведении и создать пособие по проведению исторических игр для использования их во внеурочное время. Моей задачей стало составить игру для 5 класса, собрать материал и разработать ход игры.
Для создания этой игры мною были использованы материалы различных источников. Прообразом игры послужила телевизионная игра «Самый умный». Эта игра охватывает материал по всему курсу истории Древнего мира, поэтому она проводилась в конце учебного года. Ее можно использовать как обобщающий материал, который поможет наверстать упущенное.
В проведении игры были допущены ошибки из-за нехватки мобильности, недоработки материала. В этом году она была мною отредактирована и дополнена. Сейчас она представляет собой единое целое. Материал интересен не только для учащихся 5 класса, но и для более старших учеников школы, так как материал подобран с учетом не только знаний, полученных на уроках из учебников, но и из дополнительного материала, расширяющего кругозор.
2
Заключение.
История Древнего мира кажется мне одним из самых интересных разделов школьной программы, поэтому я с удовольствием занимался сбором материалов и разработкой игры для 5 класса.
Игра получилась, как мне кажется, достаточно интересной и красочной.
Первый тур в основном содержит вопросы по истории Древней Греции и Древнего Рима. Вопросы носят характер тестовых с четырьмя вариантами ответов. Второй тур позволяет выбирать группам темы вопросов, на которые они будут отвечать. Третий тур включает в себя всего четыре темы, одна из которых – общая. Участники получают возможность ориентации в темах по цветовой таблице. Для второго и третьего туров предусмотрены иллюстрации, помогающие в ответе на вопросы.
Игра может быть использована во внеклассной работе. Ее элементы можно применять на уроках в качестве повторения материала и иллюстраций к темам, которые проходятся на уроке, так как, мне кажется, что иллюстраций часто просто не хватает. К тому же вопросы и задания, подобранные мной, будут интересны и для учащихся более старших классов.
13
infourok.ru
Урок-игра "Древний мир" (5 класс)
УРОК-ИГРА ПО ИСТОРИИ «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ДРЕВНИЙ МИР»
Возраст: учащиеся 5-х классов.
Тема: Древний мир
Цель: в увлекательной для участников форме повторить материал по истории Древнего мира, конкретизировать и закрепить основные понятия по теме, имена и даты.
Условия игры: у каждого участника карточки с номерами 1-6. Ответы учащихся игроков оценивает жюри, за каждый правильный ответ игрок получает звезду. В каждом туре из игры выходит один игрок – тот, кто соберет, наименьшее количество звезд.
Разминка: Учащиеся, набравшие при ответах на вопросы наибольшее количество баллов, становятся участниками игры, а остальные – зрителями.
Вопросы:
Каких священных животных почитали древние египтяне?
(Бык, кошка, крокодил)
Как называлось в Древнем Египте водоподъемное приспособление?
(Шадуф)
В каком древнем государстве был построен царский дворец Ашшурбанапала?
(В Ассирии)
Где располагались города Библ, Тир, Силон?
(В Финикии)
С каким царством связано имя Соломона?
(С Израильским царством)
Какой народ впервые создал алфавит?
(Финикияне)
Каким транспортным средством, как считали египтяне, пользовался бог Амон?
(Лодка)
Как в древние времена становились рабами?
(За долги; попадая в плен)
Как звали основных богов Древнего Египта?
(Амон, Осирис, Гор)
Какие звуки не передавались на письме финикиянами?
(Гласные)
Знатный человек, покровитель зависимых от него вольноотпущенников, городов и провинций в Древнем Риме.
(Патрон)
Рабы, обученные сражаться друг с другом на потеху римской публике?
(Гладиаторы)
Какие птицы спасли Рим?
(Гуси, 390 г. до н.э.)
Название реки, перейдя которую Цезарь произнес: «Жребий брошен»
(Рубикон)
I тур:
На доске прикреплены шесть карточек с названиями: Египет, Палестина, Двуречье, Ассирия, Финикия, Персия.
Учащиеся должны выбрать карточки с теми названиями, которые связаны с тем или иным из ниже приведенных утверждений.
Утверждения:
Я утверждаю, что все эти страны находятся в Передней Азии.
(Все карточки, кроме карточки с названием «Египет»)
В этой стране основным строительным материалом была глина.
(Двуречье)
В этой стране находилась крупнейшая в Передней Азии библиотека.
(Ассирия)
Здесь изобрели стекло и пурпурную краску.
(Финикия)
В этой стране жили евреи, сложившие библейские предания о герое Самсоне и красавице Далиле.
(Палестина)
II тур:
На доске написаны имена: Тутмос III, Шампольон, Дарий I, Хаммурапи, Давид, Цезарь, Иисус Христос.
Учащиеся должны определить, какое из имен связано с тем или иным высказыванием, событием из перечисленных ниже.
Чьи это слова?
«Работать на хозяина должник должен три года, а потом следует отпустить на свободу». (Хаммурапи)
Один из самых известных фараонов-завоевателей в истории Древнего Египта, правивший в 1490-1436 гг. до н.э. (Тутмос III)
Французский ученый, дешифровавший египетские иероглифы. (Шампольон)
Чьи это слова?
«И ты, Брут?» (Цезарь)
Кого описывали словами: «Он был совсем юн и не казался силачом, одет был как простой пастух, а в руках держал лишь посох и пращу» (Давид)
Чьи это слова?
«Пришел, увидел, победил!» (Цезарь)
Кто говорил о себе именно так: «Я – царь великий, царь царей, царь многоплеменных стран, царь этой земли великой» (Дарий I)
Чьи это слова?
«Жребий брошен, Рубикон перейден» (Цезарь)
Чьи это слова?
«Что говорю вам в темноте, говорите при свете, и что на ухо услышите, возвещайте всем с крыш» (Иисус Христос)
III тур:
На доске в разбивку написаны слова и их объяснения. Учащиеся должны составить соответствующие пары.
Мумия, статуя, сфинкс, саркофаг.
Высохшее тело; статуя льва с головой человека; гроб в Древнем Египте; скульптурное изображение человеческой фигуры.
Иероглифы, клинопись, алфавит, папирус.
Древнеегипетское рисуночное письмо; материал для письма в Древнем Египте; система письма в Финикии; форма письменности, основанная на стандартном наборе букв.
Законы, заповеди, налоги, обряды.
Правила, обязательные для исполнения; плата в казну государства; правила, по которым должны жить верующие люди; традиционные действия, связанные с важными моментами жизни человека.
IV тур:
На доске написаны ряды из четырех слов. В каждом ряду надо найти лишнее слово и поднять карточку с его номером (лишние слова выделены курсивом).
В нем участвуют два ученика, набравшие наибольшее количество баллов.
Составить как можно больше слов из букв слова ПИРАМИДА.
В завершение урока подводятся его итоги и победителям вручаются призы.
infourok.ru
«Сферы» УМК "История. Древний мир. 5 класс"
Учебник
Данный учебник начинает линию учебно-методических комплексов по Всеобщей истории серии «Сферы». Издание подготовлено в соответствии с Федеральным... Подробнее
Электронное приложение к учебнику
Электронное приложение к учебнику является составной частью учебно-методического комплекса и значительно расширяет содержание учебника за счёт... Подробнее
Тетрадь-тренажёр
Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекса «История. Древний мир» для 5 класса линии УМК «Сферы».
В тренажёре... Подробнее
Тетрадь-экзаменатор
Тетрадь-экзаменатор является составной частью учебно-методического комплекса «История. Древний мир» для 5 класса линии УМК «Сферы». Пособие... Подробнее
Поурочные методические рекомендации
Поурочные методические рекомендации предназначены для учителя, работающего с учебно-методическим комплексом «История. Древний мир» для 5 класса... Подробнее
Поурочное тематическое планирование
Поурочное тематическое планирование предназначено для учителя истории, работающего с учебно-методическим комплексом "История. Древний мир" для 5... Подробнее
Рабочая программа. 5-9 классы
Рабочая программа по всеобщей истории для 5-9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение».... Подробнее
spheres.ru
Истории 5 класс (Древний мир) Внимание!
скачать ЗАДАНИЯ школьного тура олимпиады по истории 5 класс (Древний мир)
Внимание! Ответы на вопросы следует писать на специальном листе ответов.
В каком из перечисленных ниже регионов планеты находят наиболее древние следы человеческой жизнедеятельности:
А) Америка Б) Австралия; В) Антарктида; Г) Африка
В каком первобытном коллективе действовал обычай: «Один за всех, все за одного»?
А) В человеческом стаде; Б) В родовой общине; В) В соседской общине Г) В семье 3. Как называлась первая столица египетского государства?
А) Мемфис; Б) Фивы; В) Атон. Г) Каир
4. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте:
А) Рельеф; Б) Оазис; В) Шадуф Г) Папирус
5. Большую часть истории человечества называют каменным веком, или эпохой камня. Означает ли это, что в те времена все орудия труда делали только из камня?
Ответ обоснуйте
6. Решите творческую задачу:
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади-2, медведя-2, горного козла-767, лепарда-1.
Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. Ответ запишите одним словом 7. Древние египтяне называли свою страну Та - Кемет – Чёрная земля? Почему? Как вы думаете, что они называли Красной землёй? Ответ запишите словами: 8. Соотнесите предметы и их владельцев. Ответ запишите в таблицу в виде цифр и букв. К каждой цифре подберите соответствующую букву.
1. Фараон; А) Лук и стрелы;
2. Вельможа; Б) Сверло и молоток;
3. Писец; В) Жезл и сандалии;
4. Воин; Г) Корона;
5. Ремесленник; Д) Папирус;
6. Земледелец. Е) Мотыга.
9. Определите каким египетским богам посвящены приведённые ниже тексы. Вместо точек, заключённых в круглые скобки, ставьте имена богов в подходящей грамматической форме.
И стал свет после того, как ты (________________) возник,
Озарил ты Египет лучами своими,
Когда диск твой засиял.
Могучее сердце твое,
О Великая, ставшая небом (___________________)
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Растут растения по воле его, (______________________)
И родит ему поле пищу.
Покорно ему небо и звёзды его,
И открыты ему врата великие.
10. Решите задачу: какой год был раньше и насколько раньше – 46 г. до .н.э. или 65 г.н.э. Расположите эти даты на ленте времени.
11. Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде последовательности цифр в соответствующей строке.
А) Присваивающее хозяйство
Б) Производящее хозяйство
1. сбор ягод
2. охота
3. скотоводство
4. сбор грибов
5. рыболовство
6. земледелие
7. бортничество
8. огородничество
9. ткачество
10. сбор яиц
11. коневодство
12. кузнечное дело
1 12. Установите последовательность возникновения основных занятий древних людей. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
1. мотыжное земледелие
2. охота и собирательство
3. обработка металлов
4. скотоводство
5. плужное земледелие
6. ткачество
13. Соотнесите имя правителя с историческим фактом:
Александр Македонский
1. Организация библиотеки глиняных книг
Ашшурбанипал
2. Создание древнейших законов
Дракон
3. Строительство самой длинной стены
Леонид
4. Создание новой религии - буддизма
Хаммурапи
5. Военный поход в Индию
Царевич Гаутама
6. Битва у Фермопил
Цинь Ши Хуанди
7. Установил законы, отличающиеся крайней суровостью
ЛИСТ ОТВЕТОВ школьного тура олимпиады
по истории 5 класс (Древний мир)
ФИО ______________________________ класс ___________ Ответы на вопросы 1-4: Поставьте крестик или иной знак в нужную ячейку. (Каждый правильный ответ – 2 балла)
№ вопроса
1
2
3
4
А
+
Б
+
В
+
Г
+
5. Нет, в эпоху камня использовались также дерево, кость __________________________________________________
За правильную последовательность из трех цифр – 2 балла, из 4-х – 3 балла, из 5 – 4 балла, из 6 – 5 баллов
13.
1
2
3
4
5
6
7
Г
В
Д
А
Б
Е
За полный правильный ответ – 7 баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за работу - 57
Желаем успеха!
ЛИСТ ОТВЕТОВ школьного тура олимпиады
по истории 5 класс (Древний мир)
ФИО ______________________________ класс ___________ Ответы на вопросы 1-4: Поставьте крестик или иной знак в нужную ячейку. (Каждый правильный ответ – 2 балла)
№ вопроса
1
2
3
4
А
+
Б
+
В
+
Г
+
5. Нет, в эпоху камня использовались также дерево, кость __________________________________________________