Конспект русь древняя. Конспект к уроку истории России на тему "Повторительно-обобщающий урок на тему: "Древняя Русь в 7-первой половине 13 века"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока на тему "Древняя Русь - страна городов" (Технология педагогических мастерских). Конспект русь древняя


Конспект ИГРА «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

ИГРА «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» 6 классы

1 задание Название команд

2 задание Защита гербов команд

3 задание 1.Назовите основное занятие славян.

2.Название соседской общины на Руси

3..В каком веке сложилось Древнерусское государство

4.Степные кочевники с начала 11века основавшиеся в просторах Причерноморья.

5.В каком году князь Олег захватил Киев.

4 задание 1. Назовите причину гибели князя Игоря

2.О чем идет речь?( Ольга мстит древлянам)

3. О чем идет речь? (Поход князя Олега на Царьград)

4. О ком идет речь? (о Святославе)

5.Какие главные цели преследовали Киевские князья, стремясь распространить влияние на восточные племена?

5 задание( Написать на листочке ) Назвать дату крещения Руси.

Определить причины принятия христианства (не менее 4-х)

ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:

1 В каком веке Русь раздробилась на самостоятельные государства?

2.Какой съезд окончательно решил вопрос раздробленности?

3.Каой князь организовал крестовый поход на половцев?

4.В каком году и какой хан привел монголо-татар на Русь?

5. Почему Русь покорилась монголо-татарам?

6. Чем прославился Александр Невский?

7.В чем особенность Куликовской битвы и когда она произошла?

8.Кто такой Евпатий Коловрат?

9.Почему Москву называли белокаменной?

10.Как называлось государство монголо-татар?

6 задание 1.Характеристика (Ярослав Мудрый)

2.Кому принадлежала власть в Древнерусском государстве.

3.Время правления Ярослава Мудрого.

4Назовите имена первых русских православных святых.

5.Созданию чего на Руси положил начало Ярослав Мудрый.

7 задание: 1.Когда и кем была создана повесть «Временных лет»

2.Кто являлся создателем славянской азбуки.

3. В каких городах были построены при Ярославе Мудром знаменитые соборы Святой Софии.

4.Перечислите виды изобразительного искусства.

5.Назовите первую каменную церковь Киевской Руси. При каком князе она была построена.

КОНЕЦ

infourok.ru

конспект урока " Во времена Древней Руси"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 имени академика В.Ф. Уткина»

муниципального образования – городской округ город Касимов

(МБОУ «СШ № 2»)

ИНН 6226005072, КПП 622601001, ОГРН 1026200861906

391300, Рязанская область, г. Касимов, ул. Академика В.Ф.Уткина, д.№5, №14

Методическая разработка урока по окружающему миру

«Во времена Древней Руси»

(4 класс)

(урок проведён для студентов педагогического колледжа)

Провела:

Дёмина Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №2»

г. Касимов

2015-2016 учебный год

Тема урока: Во времена Древней Руси.

Цели урока: 1)формировать представление о Древней Руси;

2) формировать представление о русских князьях.

Формируемые УУД:

познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать уровень и качество усвоения материала;

личностные – проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: презентация к уроку «Во времена Древней Руси», компьютер, интерактивная доска, музыкальная физкультминутка для глаз «Солнышко», карточки для индивидуальной работы, «Толковый словарь русского языка» (под редакцией С. И. Ожегова), надписи для лестницы достижений, магниты, указка, кружочки для изготовления смайликов (по числу учеников класса).

Ход урока:

I. Организационный

момент.

II. Актуализация опорных знаний.

А) тест

фронтальная работа

Проверка с помощью ИКТ:

На экране высвечиваются

вопрос и варианты ответа.

Правильный ответ вращается.

+

индивидуальная работа по карточкам

Проверка:

Ученики выходят по очереди, зачитывают задание, дают ответ.

Б) работа в тетради на готовой печатной основе

работа в парах

Проверка:

Каждый ученик оценивает работу соседа по соответствующим критериям

Проверка:

фронтальная работа

III. Самоопределение к деятельности.

Проверка:

слова « перелетают» с места на место в правильном порядке

слова « перелетают» с места на место в правильном порядке

IV. Открытие нового знания.

А) работа

с исторической картой

по учебнику

фронтальная работа

Б) рассказ учителя

В) работа в группах по учебнику

Проверка: один ученик из команды даёт ответ, остальные слушают, если надо добавляют

Г) Разгадывание кроссворда

работа по цепочке

Д) Физкультминутка для глаз

V. Работа по теме урока

1.Выступление заранее подготовленного ученика

2. Работа с « Толковым словарём»

3. Выступление заранее подготовленного ученика

4. Работа по учебнику с репродукцией картины Клавдия Васильевича Лебедева «Крещение Руси в 988 году».

VI. Применение новых знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Проверка: проверка по учебнику.

2. Заполнение таблицы.

Проверка:

Дети дают ответы. Карточки «встают» в соответствующие графы таблицы.

VII.Подведение итогов урока.

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут…. . Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

Я пришла к вам с хорошим настроением и хочу, чтобы у вас настроение было таким же. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу частичку добра и тепла.

- Начнём урок с индивидуальной работы по карточкам и выполнения тестовых заданий. По карточкам будут работать … . Вот вам карточки. Внимательно читайте задание, выполняйте. Остальные работают со мной. Итак, первый вопрос (зачитываю вопрос).

Варианты ответа: …… (зачитываю).

Правильный ответ: ….. (учащиеся отвечают).

Тест

  1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

А) восточных славян

Б) западных славян

В) южных славян

2. Древние славяне жили:

А) семьями

Б) в одиночку

В) племенами

3. Посуду древние славяне делали из:

А) глины

Б) металла

В )дерева

4. Бог грома и молнии у древних славян:

А) Зевс

Б) Перун

В) Марс

5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты:

А) ружьё

Б) лук со стрелами

В) саблю

- А теперь проверим работу по карточкам.

Карточка №1.

Задание: Определи по ключевым словам занятия славян. Дай объяснение словам: соха, рогатина.

1. Соха, палка, серп, коса, борона, поле, овёс, рожь, ячмень, просо, амбар, сусек, пахарь.

2. Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина, медведь, куница, белка, бобр.

(Славяне занимались земледелием. Славяне занимались охотой.

Соха – 1) Примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. 2) В старину на Руси: мера земли, являвшаяся единицей налогового обложения.

Рогатина – 1) В старину: ручное оружие в виде копья с длинным ревком. 2) Большая палка с развилиной на конце.)

(За ответ учащемуся ставится оценка)

Карточка №2.

Задание: Определи по ключевым словам занятия славян. Дай объяснение словам: бортник, невод.

1. Сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод, карп.

2. Дикие пчёлы, мёд, бортник, чурбан, борть.

(Славяне занимались рыболовством. Славяне занимались бортничеством.

Бортник – человек, занимающийся бортничеством (т.е. добыванием мёда лесных пчёл и их разведением)

Невод- большая рыболовная сеть.)

(За ответ учащемуся ставится оценка)

Карточка №3.

Задание: Определи по ключевым словам занятия славян. Объясни значения слов: туесок, пастбище.

1. Малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, жёлуди, черника, зверобой, подорожник, орехи.

2. Козы, овцы, коровы, лошади, пастбища, пастух.

(Славяне занимались собирательством. Славяне занимались скотоводством.

Туесок- цилиндрический берестяной короб, короб с плотно прилегающей крышкой.

Пастбище – место, где пасётся скот, кормятся животные.)

(За ответ учащемуся ставится оценка)

- Сейчас поработаем в парах. Сначала обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания №3 на с. 14 в рабочей тетради, а затем оцените работу соседа по следующим критериям:

(критерии оценивания записаны на экране)

если работа выполнена без ошибок, карандашом поставьте «5»,

если 1 ошибка – «4», 2 ошибки-«3», большее количество ошибок – запись : «огорчил(а)». Проверяем работу.

(Ученики проверяют работу друг у друга)

-Кто за работу получил «5», поднимите руку?

Кто получил «4»? У кого за работу оценка «3»? Есть ли ученики, получившие запись?

Итак, назовите фантастических существ и почитаемых животных у древних славян.

(Медведь, бог грома и молнии Перун, водяной леший, домовой, русалки).

- Назовите фантастических существ и почитаемых животных у древних египтян.

(Жук – скарабей, бог солнца Ра, кобра, скорпион).

- Молодцы, я довольна вашей работой.

Продолжить урок я хотела бы строчками из стихотворения нашего поэта-земляка Е. Маркина «Край мой!» (на экране фотография поэта) Послушайте, ребята.

( Читаю отрывок стихотворения наизусть)

Край мой!

Рай мой!

Луг да плёсы бежевые,

да Ока струится в забытьи.

Знаю я твою большую нежность,

Горести и радости твои!

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(Выслушиваю ответы 2-3 учеников)

- Действительно, ребята, поэты всех поколений писали о любви к малой родине, о любви к России. Они гордились принадлежностью к русскому народу.

На прошлом уроке мы с вами говорили о предках русского, украинского, белорусского народов (о восточных славянах), о жизни древних славян. А сегодня поговорим о Древней Руси. Прочитайте с экрана тему урока.

(Ученики читают с экрана тему урока)

-Итак, тема урока «Во времена Древней Руси», а цели урока вы определите, восстановив предложения

(слова записаны на экране:

Русь когда возникла и Древняя где?

князьями кто в были Руси русскими Древней?)

Что получается по первой строчке?

( Когда и где возникла Древняя Русь?)

Что получается по второй строчке?

( Кто были русскими князьями в Древней Руси?)

- Наша задача – найти ответы на данные вопросы.

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, откройте учебник на с. 41 и рассмотрите историческую карту Древней Руси. Обратите внимание на условные обозначения карты, особенно на значки, показывающие территорию Древней Руси.

(Дети рассматривают карту)

- Каким цветом изображён прямоугольник, обозначающий территорию Древней Руси в конце 9 в.?

(Прямоугольник, обозначающий территорию Древней Руси в конце 9 в., обозначен светло-зелёным цветом.)

- Каким цветом изображён прямоугольник, обозначающий территорию Древней Руси в середине 11 в.?

(Прямоугольник, обозначающий территорию Древней Руси в середине 11 в., обозначен тёмно - зелёным цветом.)

-Ребята, сравните эти территории. Что можете сказать о них?

( Территория Древней Руси к середине 11в. увеличилась. )

- А как вы думаете, почему увеличилась территория Древней Руси к середине 11в.?

(Князья завоёвывали земли.)

- Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?

(…..)

- Шло время. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и к концу 9 в. на карте Восточной Европы появилось государство Киевская Русь.

К середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Чёрного.

(Учитель показывает по карте, изображённой на слайде)

- Сейчас поработаем в группах по 4 человека. Сначала вспомним правила групповой работы (Учащиеся проговаривают по одному правилу:

  1. Не говорить всем вместе

  2. Всем смотреть на говорящего

  3. Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего, возражая или соглашаясь с другим

  4. Обращаться к говорящему лично)

Итак, 1-ая, 3-ья, 5-ая группы вам такое задание: прочитать текст учебника на с. 40-42 и найти ответ на вопрос:

Когда и где возникла Древняя Русь?

2-ая, 4-ая, 6-ая группы вам задание: прочитать текст учебника на с. 40-42 и найти ответ на вопрос:

Кто были русскими князьями в Древней Руси?

Работаем.

( Ученики выполняют задание)

- Проверяем работу, когда и где возникла Древняя Русь?

(В 882 году Олег объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве.)

- Кто были русскими князьями в Древней Руси?

(В 862г. новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег.)

- Молодцы, внимательно работали с текстом учебника.

А сейчас разгадаем кроссворд. По его ключевому слову узнаем имя ещё одного русского князя. О нём не сказано на страницах, которые вы уже прочитали.

(Ученики разгадывают кроссворд)

1. Кто была могущественной соседкой Руси?

(Византия)

2. Русский князь, который прославился своими военными подвигами? (Олег)

3. Что поставил Олег на колёса и двинул к Царьграду? (Ладьи)

4. Что заключили между собой Русь и Византия? (Договор)

5. Кто были опорой и поддержкой князя? (Дружинники)

6. Что запросили византийцы, устрашённые невиданным зрелищем? (Мир)

7. Что прибил Олег к воротам Царьграда? (Щит)

8. Кто были советниками и помощниками главы Руси? (Бояре)

- Итак, как звали русского князя?

(Владимир)

-О нём мы узнаем чуть позже, а пока немного отдохнём. Выполним музыкальную физкультминутку для глаз. Следим за перемещением солнышка.

(Ученики выполняют физкультминутку)

- Отдохнули немного. Продолжаем работать дальше.

Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди всё ещё помнят его. Былины воспевают князя, величают Красным Солнышком.

Как вы думаете, почему его так назвали?

(Выслушиваю ответы 2-3 учеников)

- Сейчас послушаем сообщение на эту тему, подготовленное …

(Выступление заранее подготовленного ученика)

Владимир –защитник земли Русской

- В княжении Владимира на Руси произошли важные перемены. Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но ещё труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева - сигнальные башни: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витичеве, а витичевский сигнал будет виден в самом Киеве.

Не только о Русском государстве заботился Владимир, заботился он и о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к праздничному столу.

О времени княжения Владимира сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Дружинников князь набирал со всех концов Русской земли.

Дела князя Владимира были понятны народу и оценены им - вот откуда такое прозвище.

-Молодец, спасибо за интересное сообщение. Действительно, ребята, сильная дружина была у князя Владимира , но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошёл как креститель Руси, он ввел на Руси религию –христианство.

Ребята, как вы понимаете слова «крещение» и «христианство»?

(Эти слова записаны на экране. Учащиеся дают им толкования.)

-А сейчас давайте обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова и прочитаем, как там даются объяснения этим словам.

(Ученики читают словарные статьи по словарю)

-А теперь послушаем …. . Он(а) подготовил(а) сообщение о князе Владимире как крестителе Руси.

(Выступление заранее подготовленного ученика)

Владимир – креститель Руси

- Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.

Однажды в жаркий летний день по велению Владимира изваяния древних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества - Перуна – было сброшено в Днепр.

На другой день Владимир повелел всем киевлянам прийти к реке. После того, как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Год Крещения Руси – 988-й.

Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна Была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

- Спасибо за содержательное сообщение.

Откройте, ребята, учебник на с. 44. Перед вами репродукция картины Клавдия Васильевича Лебедева «Крещение Руси в 988 году». На ней изображён момент Крещения Руси. В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву, а князь Владимир наблюдал за крещением, молился и благодарил Бога за просвещение своего народа.

За свои заслуги Владимир причислен церковью к лику Святых и назван равноапостольным, ибо, подобно, апостолам, приобщил к христианской вере целую страну.

- А сейчас выполним задание в рабочей тетради.

Рассмотрите карту на с. 15. Используя карту учебника на с. 41, раскрасьте территорию Древней Руси. Обозначьте торговый путь «из варяг в греки» красной линией.

(Учащиеся работают в тетради)

- А теперь проверьте свою работу по учебнику.

(Ученики проверяют работу по учебнику)

- Следующее задание: нужно заполнить таблицу во временной последовательности. Какой первый год ставим…?

(862 г .)

- Итак, 862 г . Кто правил в это время?

(В это время правил князь Рюрик).

- Что он сделал?

(Рюрик первым начал княжить в Новгороде).

- Следующая дата?

( 882 г.)

- Кто правил в это время?

(В это время правил князь Олег).

- Что он сделал?

(Олег объединил под своей властью Новгород и Киев).

- И последняя дата?

(988г.)

-Кто правил в это время?

(В это время правил князь Владимир).

- Что он сделал?

(Князь Владимир окрестил Русь).

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

(Когда и где возникла Древняя Русь?,

Кто были русскими князьями в Древней Руси?)

- Сейчас на лестнице достижений я увижу, достигли вы этих целей или нет? У вас на партах лежат кружочки. Сначала «оживите» их.

Если удалось достичь поставленных целей, то на кружочке нарисуйте глаза и ротик-улыбку. Потом этот смайлик поместите на ступень со словом «уверен».

Если затрудняетесь с ответом, то на кружочке нарисуйте только глаза и смайлик поместите на ступень со словом «затрудняюсь».

Если не удалось достичь поставленных целей, то на кружочке нарисуйте глаза и ротик- грустинку и поместите смайлик на ступень со словами «очень трудно».

Итак, выберите для себя, какой смайлик вам подходит, нарисуйте его.

(Дети рисуют)

- А теперь разместите смайлик на лестнице достижений.

(Дети выходят, размещают смайлики)

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Я хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые мы будем совершать день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, все преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

- А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание.

1. Прочитать текст на с. 40-45 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3 на с. 16 рабочей тетради.

3. Найти и прочитать былину об Илье Муромце.

Урок окончен. Всем спасибо за урок.

(Учитель выставляет оценки в дневники.)

infourok.ru

"Древняя Русь в 7-первой половине 13 века"

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Древняя Русь в VIII- первой половине XII века»

Цель: обобщение, повторение пройденного материала.

Задачи:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII века».

Развивающая: способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания; создать условия для формирования у учащихся логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера; творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий; умения сравнивать.

Воспитательная: продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями Древней Руси.

Оборудование: презентация, проектор.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент

- проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

II. Сообщение темы урока (слайд 1)

-Сегодня ребята мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII века».

III. Повторение пройденного материала

(слайд 2) Проведем разминку,

Даты вспомнит нужно вам.

1)988г-………………. 945-957гг………….

882г………………. 1019-1054гг…..........

2) Восстановите хронологическую последовательность правления киевских князей.

Князь Игорь, князь Олег, князь Святослав ,князь Владимир, князь Ярослав.

3) Терминологическая разминка.

Полюдье………………. Вотчина………………Уроки……………….. Вече………… Холопы……………..

(слайд 3) Итак, мы с вами провели разминку. Приступаем к основным заданиям. Тема, которую мы с вами закрепляем сегодня, состоит из следующих разделов:

- Восточные славяне.

- Первые русские князья.

- Культура и быт Древней Руси.

1)Расшифруйте слова (слайд 4)

ЗМЕЕЛДЕИЛЕ РБОВТЫОЛСВО

ХТООА БТНЧОРИЕТСВО.

2) Угадайте по иллюстрациям, какие события изображены? (слайд 5)

3) Работа с историческим документом. Определите, о каком князе повествует данный фрагмент летописи (слайд 6)

« Когда он вырос и возмужал, стал он собирать многих воинов храбрых, и легко ходил в походах, как парус, и много завоевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел ; не имел он ни шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах,- такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: « Иду на вы!».

4) Повторим раздел « Культура и быт Древней Руси» (слайд 7)

- Найдите лишнее слово.

Былины, летописи, житие, рассказы.

Фрески, мозаика, иконы, пляски.

- Были найдены предмета быта, давайте с вами определим кому они могли принадлежать. (1 кадка,2 шайка, 3 Бочка,4 ушат, 5 лохань,6 ведро,7 посуда серебряная) (слайд 8)

- Рассмотрим Древнерусскую одежду.

Кому какая принадлежит? ( слайд 9)

IV. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание: повторить параграф 11

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему "Древняя Русь" (6 класс)

Открытый урок по истории в 6 классе по теме: «Древняя Русь»

Цель:

Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов по теме «Древняя Русь», способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;

Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;

Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.

Учебное оборудование:

1. Раздаточный материал для конкурсов;

2. Жетоны для болельщиков;

3. Учебная доска с таблицей командных результатов конкурсов.

Примечание: урок проводится после изучения темы «Древняя Русь», подготовка начинается за 2 недели: формируются команды, учитель обозначает темы, по которым будут предложены вопросы, предлагает список литературы.

Если в школе 2 и более классов в параллели, то команду представляет каждый класс, остальные учащиеся – болельщики – могут заработать для своей команды дополнительные баллы, отвечая на вопросы ведущего. Если в параллели только один класс, то можно сформировать 2 команды. К подготовке к итоговому уроку привлекаются все учащиеся – например, выпуск газет по теме не только дает дополнительные баллы команде, но и оценку.

После подведения итогов каждый участник команды получает диплом или грамоту, а также отметку по предмету.

Ход урока:

I. Организационный этап.

В игре участвуют два 6-х класса. Каждый класс представляет команду из 6-8 человек, выбирает капитанов, придумывает название команды и девиз. Выбирается жюри в составе двух человек. Приветствие обучающихся. Проверка готовности обучающихся к уроку и проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.

II. Основная часть.

План проведения игры

  1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.

  2. Знакомство команд. Представление членов жюри.

  3. Командные конкурсы.

  4. Подведение итогов.

Вступительное слово учителя (ведущего): сообщение темы игры, цели, план.

Урок-игра состоит из 6конкурсов. Перед выполнением конкурсного задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. По ходу игры каждая команда за победу в конкурсе и за правильные ответы получает баллы, которые подсчитывает жюри. Итоги заданий отражаются в бланке ответов к заданиям и переносятся в таблицу на доске. В игре победу одерживает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. По окончанию конкурсной игры жюри, подсчитав баллы, по мере активности участников озвучивают оценки за урок.

Урок-игра «Древняя Русь»

  1. Представление команд 4 мин. + 1 мин.Подведение результатов.

Домашнее задание команд:7 мин. Подведение результатов

  1. «Конкурс капитанов «Дальше, дальше..» (1 мин + 1 мин) + 1 мин. Подведение результатов

  2. «Разгадай путаницу» (4 минуты) + 1 мин. Подведение результатов

  3. «Вот такой случай (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов

  4. «Старинные загадки» (4 минуты) + 1 мин. Подведение результатов

  5. «История в лицах» (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов

  6. «Культура (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов

  7. Конкурс болельщиков во время заданий для команд.

  8. Конкурс стенгазет.

  9. Подведение итогов.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Древняя Русь

Автор: Гусева Мария Николаевна, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 26»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема «Древняя Русь – страна городов»

Урок построен с использованием технологии педагогических мастерских

Цель:

Формирование у учащихся новых способов решения проблемы.

Задачи

Образовательные:

- создать условия для формирования у учащихся понятия значения городов на Руси;

- создать условия для формирования у учащихся системы знаний по истории России

Развивающие:

- способствовать формированию у учащихся нового способа добывания знаний;

- организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативных умений при работе в группах;

- способствовать умению правильно мыслить, умению выражать своё отношение к содержанию учебного материала

Воспитательные:

- создать условия для формирования у учащихся патриотических качеств;

- создать условия для формирования у учащихся эстетического и художественного вкуса;

- обеспечить деятельность учащихся по приобщению их к духовным и материальным ценностям

Формирование УУД

Предметные: организовать деятельность учащихся по усвоению учебного материала о значении городов в Древней Руси

Личностные:

- обеспечить условия для формирования патриотических качеств, нравственно эстетической ориентации, формирования адекватной самооценки; формирования умения оценивать эмоционального настроения и поведение другого человека;

- обеспечить условия для формирования эмоциональной сферы;

- организовать деятельность учащихся, побуждающую к высказыванию своего мнения, способности к самооценке по результатам собственной деятельности, рефлексии

Регулятивные УУД:

- организовать деятельность учащихся по формированию функций целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля;

– обеспечить условия для формирования умения согласовывать свои действия, мнения, установки с членами группы;

– организовать деятельность учащихся, направленную на применение индивидуальных умений при решении совместных задач;

Коммуникативные УУД:

- обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- организовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- организовать совместное выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов её решения, принятие решения и его реализация;

- обеспечить условия для выражения своих мыслей в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, делать выводы в результате совместной работы;

- формирование логических познавательных УУД: анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей;

- развитие навыка логических рассуждений, приведения доказательств

Ресурсы:

- Плешаков А.А. Окружающий мир.4 класс. (УМК «Школа России»), – М.: Просвещение, 2012

- Лейкин А. Путешествие в Гардарики, – М.: Детская литература, 1988

- Презентация по теме;

- Фотогалерея;

- Дополнительная литература: Ожегов С.И. Словарь русского языка, – М.: Русский язык, 1987 (на каждую группу)

- листы бумаги, клей, карандаши, ручки с разными пастами (у каждого учащегося)

Ход урока

№№

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I

«Индукция» (наведение) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношение к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, рисунок, т. е. всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Делятся своими мыслями, выслушивают мнения своих товарищей. Идёт процесс перевода «внутренней» речи во «внешнюю».

Учащиеся высказывают предположения.

Вступительное слово. Древние скандинавы называли Киевскую Русь Гарда́рикой - "Страной городов". И было с чего, немецкий епископ Титмар Мерзербургский насчитал в Киеве времен Владимира Святого около 400 одних только церквей.

Обращает внимание на доску, где размещены фотографии Преображенской церкви в Кижах, Успенского собора во Владимире, фресок Спасо-Преображенского собора Псковского кремля, городов России.

- О чём вспомнили?

- Подберите синонимы к слову Русь.

- А знаете ли вы, что слово «мир» по этимологии является родственным слову «милый»?

- Почему, как вы думаете?

II

«Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка и т. д.

Каждый по желанию рисует, пишет. Работают все.

Предлагает учащимся написать, описать из истории России то, что им хотелось бы.

III

«Социоконструкция» - построение этих элементов в группе.

В группах, кто-то в парах, рассматривают то, что сделано индивидуально, и принимают решение о создании группового продукта (рисунка, текста)

Предлагает то, что сделано индивидуально, сделать в группе. Работает сам или в одной из групп.

IV

«Социализация» - всё, что сделано в группе, в паре, индивидуально, должно быть обнародовано, «подано» всем. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

Ходят по классу, показывают друг другу то, что сделано. Рассказывают, что изобразили, почему.

Предлагает учащимся «обнародовать» свой продукт. Вместе с учащимися рассматривает результат совместного труда.

V

«Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учащихся (текстов, схем, рисунков, решений) в классе и ознакомление с ними.

От каждой группы, пары выступает один или несколько учеников, возможно, и вся группа. Каждая группа выслушивает своего товарища, уважая его мнение.

Воспроизводят известные знания об истории России, полученные из учебника и других источников информации (рассказы Ишимовой, Алексеева, справочной литературы по истории для детей)

Участвует в обсуждении,

подводит к постановке проблемы.

- Мир действительно был дорог русскому. Кому принадлежат слова: «Иду на вас!», «Мёртвые срама не имам!», «Не посрамим земли русской!» когда они звучали?

- Путешественники из разных стран всегда поражались городам Древней Руси, называя её страной городов, восхищались необычайными произведениями культуры.

- Почему?

VI

«Разрыв» - внутреннее осознание учащимся мастерской неполноты знаний или несоответствия своего старого знания новому.

Наступает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углубление в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с каким-либо источником.

Формулируют проблему «Почему иностранные путешественники Древнюю Русь называли страной городов?»

Работа в группах. Поиск в словарях, с энциклопедиями определений значений слов «город», «культура», «сверяют» свои представления с материалом словаря. Обсуждение в группах этих понятий. Происходит перевод «внешней» речи во «внутреннюю».

Выход на понимание: город – это защита нашей земли.

Дают определения, обозначают понятие «памятники культуры»

Подводит учащихся к уточнению понятий «культура», «город».

Принимает участие в обсуждении, направляет внимание учащихся на понимание того, что до сих пор старинные русские города являются свидетелями славы, богатства, величия и духовной силы.

- Как мы должны относиться к тому наследию, которое оставили нам наши предки?

- Как можно назвать исторически памятные места?

VII

«Социоконструкция»

Зарисовка или описание памятников культуры, обсуждение обозначенных памятников культуры в группах.

Принимает участие в обсуждении, участвует в создании продукта.

VIII

«Афиширование»

Рассматривание, проговаривание всеми группами выполненной работы. Делают выводы о том, чем руководствовались люди, создавая шедевры, дошедшие до наших дней.

Строят предположения, знакомятся с материалом учебника.

Подводит к обобщению: картины, архитектурные сооружения, красивые предметы быта, скульптуры – выражение человеком своих мыслей, чувств.

- Чем могли заниматься городские жители?

IX

Рефлексия

Просматривают слайды, обсуждают, где они бывали, что видели.

Высказывают предположения, задают вопросы, возникшие в течение урока.

По желанию отвечают на вопросы. Происходит перевод «внутренней» речи во «внешнюю»

Демонстрирует слад-шоу с изображением храмов, церквей, памятников старины, городов Золотого кольца.

Гардарики – страна многих городов… Действительно, на Руси было много городов. Вот только самые важные из них: Киев, Новгород, Белозерск, Муром, Полоцк, Ростов, Смоленск, Псков, Чернигов, Углич, Брянск, Суздаль, Ярославль, Курск, Рязань, Владимир, Москва, Кострома, Переславль, Тверь.

Помимо того, что Русь называли Гардарикой, страной многих городов, не менее важно помнить, что она ещё и Гарда-Рика - страна, окруженная Змеивым Валом. Это был  надёжный щит от набегов кочевников с юга в виде колоссального защитного вала, который и вошёл в историю, как Змиев Вал.

Русские люди впитали в себя лучшие черты своих предков – гордость, честь, достоинство, готовность к подвигу, доверчивость, отзывчивость, терпимость, и, самое важное – духовность.

Направляет интерес к следующему уроку по теме «Крещение Руси – начало бытия нашего государства».

- Как вы думаете,

что послужило развитию культуры в Древней Руси?

- Какие вопросы возникли? О чём ещё хотелось бы узнать?

- Какие чувства и мысли у вас возникли?

 

 

infourok.ru

Конспект урока на тему «Культура Древней Руси»

Тема урока «Культура Древней Руси».

1. Особенности. Что такое культура? Культура Древней Руси складывалась под влиянием разных факторов. Прежде всего, это наследие восточных славян – мифы и сказания, языческие представления о нечистой силе, ремесленные традиции (резьба по дереву, кузнечное искусство). Культура Руси впитала в себя и культурные достижения соседей – неславянских народов (балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян). Ну и конечно огромное влияние оказала Византия. Крещение Руси явилось поворотным пунктом в ее истории и культуре, так как из Византии пришла не только новая религия, но и письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. Благодаря принятию христианства Киевская Русь пережила подъем культуры.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии во многом помогло установить культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Однако христианство на Руси в течение многих веков соседствовало с язычеством, существовала ситуация так называемого двоеверия. В литературных произведениях, в каменном строительстве, прикладном искусстве видно смешение влияний как христианской, так и языческой традиций.

Взаимодействие разнообразных этнических и религиозных культур — славянской, финской, тюркской, скандинавской, византийской — породило особый тип художественного творчества и мировосприятия, включавший в себя черты западных и восточных культур.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

2. Устное народное творчество. Говоря о фольклоре, в первую очередь нужно сказать о былинах. Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Как богатырей вы знаете? Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов. Также к фольклору относятся загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки.

3. Письменность и грамотность. У славян была своя письменность, но она была утрачена. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9-10 веках. Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.

Широкое распространение получили на Руси городские, церковные и монастырские школы, где обучали чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия».

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Они изготавливались из телячьей кожи, украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами.

В обычной жизни вместо бумаги использовали кору – бересту. Судя по находкам берестяных грамот, которых особенно много сохранилось в Новгородской земле, в Древней Руси был исключительно высок уровень грамотности. В отличие от Западной Европы, где читать и писать умели практически только священники, на Руси грамотными были миряне, причем далеко не только знатные. Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Об этом также свидетельствуют находки берестяных грамот, написанных простыми горожанками. Известно, что Анна Ярославна, выданная замуж за французского короля, в отличие от своего мужа собственноручно ставила на документах свое имя.

Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников — об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

4. Литература. В 11 веке на Руси зарождается литература, т.е. появляются письменные произведения. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись. Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» — летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

Нестор также был одним из создателей житий - описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. В житиях рассказывалось о разных чудесах, совершенных святыми.

Еще один крупный литератор Древней Руси – Илларион, он был первым русским киевским митрополитом. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известно его «Слово о Законе и Благодати».

5. Зодчество и изобразительное искусство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены.

С принятием на Руси христианства началось широкое строительство каменных зданий, церквей и монастырей. Первые сооружения были построены византийскими мастерами. Из Византии на Русь пришел древнейший тип храма — крестово-купольный. Такие храмы имели в плане крест, над центральной частью которого находился купол.

Одно из первых каменных сооружений – церковь в Киеве в честь пресвятой Богородицы построенная в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, а затем и сам Владимир.

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. До сегодняшнего дня он дошел в сильно перестроенном виде, однако изначально он создавался как типичный крестово-купольный храм. Строительство этой церкви имело большое политическое значение. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.

Софийский собор стал памятником не только зодчества, но и изобразительного искусства. Ее украшают удивительные мозаики, самой знаменитой из которых является изображение Богоматери Оранты. Кроме того, собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески.

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота в Киеве, чье название также должно было вызывать ассоциации с Константинополем.

6. Художественное ремесло. Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров.

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. На основе культурных достижений Византии и других соседних государств, Русь сформировала свои самобытные культурные традиции.

Д.з. § 7

globuss24.ru

Конспект по истории России на тему "Древняя Русь"

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Х-НАЧАЛА ХII ВВ.

1.» РУССКАЯ ПРАВДА» И РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ОБЩЕСТВА

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является «Русская Правда». Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. (Известны три редакции «Русской правды»:

– Краткая правда, состоящая в свою очередь из Древнейшей правды, или Правды Ярослава (1024 г.?) и Устава Ярославичей (1072 г. ?),

– Пространной правды (Xii в) и

– Сокращенной правды (XIV-XV вв.).

1.1. Правда Ярослава. В первой статье Краткой Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного «мужа». С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление «Русской Правды» в начале Х1 в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть. (Вспомните былины о Владимире Красном Солнышке, которого прославляли за щедрость и нищелюбие). Таким образом, разложение рода, появление социальных «изгоев», увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении «Русской Правды», зафиксировавшей, а затем развивавшей традиционное, неписаное, т.н. «обычное» праву.

1.2. В Правде Ярославичей, являющейся второй составной частью Краткой правды, кровная месть уже запрещена, кроме того она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди – тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов, «стоили» 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

Некоторые положения Правды свидетельствовали об усилении позиций государства, собирающего, например, штрафы (виры) за выполнение судебных функций.

1.3. В Уставе Владимира Мономаха (1113), входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей – закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество. Все это свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

infourok.ru


Смотрите также