Империя древнего рима. Откуда взялась Римская империя
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Рим. Римская империя. Империя древнего рима


Древний Рим. Римская империя

«Разделяй и властвуй!» – эти слова, часто приписываемые Цезарю, были девизом Римской империи. О том, как долго удавалось применять этот принцип на практике, сегодня и пойдёт речь.

Вопросы занятия будут такими: Ранняя империя. Принципат;

возникновение христианства и ранней церкви; Поздняя империя. Доминат;

римское право.

Гражданские войны, рост территории, восстания рабов открыли путь для установления монархии в Риме.

После убийства Цезаря одним из самых влиятельных римлян стал Октавиан –приёмный сын диктатора и его главный наследник.

В 27 году до нашей эры он стал первым в списке римских сенаторов – принцепсом. Он взял на себя исполнение ряда высших магистратур. Сенат наделил его именем «Август» – «Возвеличенный».

Октавиан сосредоточил в своих руках всю полноту власти – империй.

Территория, на которой действовал империй, получила название «империя». После – держава римлян получила название Римская империя.

Её правители носили титулы «Император», «Принцепс», «Цезарь», «Август». Октавиан Август провозгласил возвращение к «отеческим» ценностям.

Он установил режим принципата – монархии с сохранением внешних признаков республики. Август являлся единовластным правителем,

но в тоже время заявлял, что он лишь первый среди граждан, а основой императорской власти считал свой авторитет.

При Октавиане полисно-общинная организация Рима стала имперской – муниципально-провинциальной. Особая роль в ней отводилась бюрократическому аппарату.

Принципат пережил ряд кризисов и смен династий. Но наивысшего расцвета Римская империя достигла при Траяне.

Происходило расширение границ империи. В её состав вливались новые народы. Но римляне не только покоряли новые земли и их население. Рим нёс в дикие места цивилизацию.

Из военных поселений вырастали города. Дороги связывали Рим – сердце империи – с её самыми отдалёнными провинциями.

Римские города образовывали особую систему распространения опыта римской государственности, римского искусства управления, римского права, римского образа жизни. Город превратился в мир, а мир – в город.

Идея величия Рима ярко отразилась в архитектуре. Грандиозным творением античности стал Колизей.

Не менее впечатляющей постройкой был Пантеон – храм всех богов. Вплоть до настоящего времени его купольный свод остаётся крупнейший неармированный бетонным куполом в мире.

Эпосом, воспевавшим Рим и римлян, стала поэма Вергилия «Энеида».

Труды римских историков также были пронизаны идеей о римском могуществе. Но в конце 2 века, при императоре-философе Марке Аврелии, в империи стал нарастать кризис.

Усиленная бюрократизация стала причиной утраты мобильности управления государством. На востоке вспыхнула война с Парфией. Началось вторжение племён германцев. В стране разразилась эпидемия чумы, унёсшая жизнь и самого императора.

В тяжёлые времена всё большую популярность набирало новое учение – христианство. Оно возникло почти одновременно с Римской империей.

Впоследствии их союз породит средневековый мир. И далее – основы для формирования европейской идентичности. Однако в самом начале христианство и Рим были абсолютными противоположностями.

В том числе и по главному вопросу человеческой культуры – «что есть человек?».

При императоре Августе в Иудее родился младенец. Став взрослым, он был провозглашён Христом – Сыном Божьим. На основе его жизни и учения возникла новая религия – христианство. Жизнеописание Иисуса Христа содержится в Новом Завете. Христиане считали эту часть Библии свидетельством нового союза (завета) Бога и человека. Откровением, продолжающим Ветхий Завет.

Иисус Христос предрекал наступление Царства Небесного. Оно было открыто нищим духом и плачущим, жаждущим правды и милостивым.

Миротворцам и изгнанным за правду.

Первые общины христиан возникли в Иудее, Сирии, Азии. Во второй половине 1 века они появились в Риме и Италии.

Эти общины были очень демократичными. Христианство провозглашало равенство всех людей перед Богом. Не признавало этнических и социальных барьеров в обществе. Христиане проповедовали святую бедность, осуждали накопительство, Собственность. Всё это привлекало людей из социальных низов и

способствовало распространению христианства. Но главную роль в становлении христианства сыграло обретение им своей организации – церкви.

Первыми лидерами христиан были апостолы – ближайшие ученики Христа.

Постепенно главами общин становились старейшины – пресвитеры.

Но с укрупнением христианских общин, накоплением ими собственности,

расширением круга деятельности возникла необходимость не только в духовном наставничестве, но и в хозяйственном руководстве. Начала складываться церковная иерархия.

В крупных городах функции духовного пастыря и распорядителя всей жизни общины перешли к епископу. Образовался клир – слой, объединявший священников, епископов, служителей культа низших ступеней.

Во 2 веке общины выросли в устойчивые религиозные структуры. Они ориентировались не на ожидание конца света, а на пребывание в земном мире. Со временем общины стали частью единой религиозной организации –

церкви.

Церковь в христианстве – это религиозное сообщество всех верующих, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

Во 2–3 веках, по мере распространения христианства и его догматизации, нарастала полемика между христианами и их противниками. Языческое общество Древнего Рима резко осуждало христианство, идущее вразрез с его ценностями. В течение трёх столетий христиане подвергались жестоким гонениям.

Их разыскивали по всей империи. С ними расправлялись на аренах цирков, пытали и казнили.

Но христиан становилось все больше и больше. Новая религия проникла во все слои общества. В 4 веке преследования христиан прекратились. В 313 году император Константин издал «Миланский эдикт». Он разрешал свободное исповедание христианства. В скором времени оформился союз церкви и империи.

Ещё в 3 веке империю поразил затяжной кризис. Цезари стали игрушкой в руках римских легионов. За пол века сменилось более двадцати императоров.

Постоянная борьба за власть порождала гражданскую войну, разорявшую империю. Провинции отделялись от Рима. Прерывались торговые связи.

Невиданные размеры приняла инфляция. Разорялось крестьянство.

Уменьшалось население. «Римская свобода» потеряла всякие гарантии.

Кризис завершился только после установления нового режима власти в империи. В 284 году императором стал Диоклетиан.

Он взял себе соправителей и установил правление четырёх – тетрархию. Сам Диоклетиан превратился в ключевую фигуру, верховного монарха, «отца отечества».

Император был провозглашён «богом и господином». Режим власти Диоклетиана получил название «доминат» – от латинского «доминус» – господин.

Был осуществлён целый ряд реформ: административная; государственная.

муниципальная; военная; судопроизводства; финансовая.

Изменения коснулись всей экономической жизни. Начался процесс прикрепления крестьян к земле.

Появился колонат. Проявились зачатки будущих феодальных отношений. Колоны становились арендаторами земли, приписанными к определённому имению или общине. Появились большие укреплённые владения наподобие замков. Они принадлежали крупным землевладельцам – магнатам.

С конца 3 века отчётливо проявляется разделение империи на Восточную и Западную части. Константин 1 перенёс столицу на Восток в Константинополь. Окончательный распад империи произошёл в 395 году.

Диоклетиану и Константину удалось отсрочить катастрофу, но гибель империи была только отодвинута. Римское общество было разделено и сплотить его уже не представлялось возможным. Вторая половина 4 и 5 века принесли Западной Римской империи тяжелейшие испытания. Она постоянно подвергалась нападению германских племён и гуннов.

В 5 веке на территории империи возникли первые варварские королевства:

Вестготов; бургундов; вандалов; свевов; франков.

В 476 году варварский вождь Одоакр низложил последнего римского императора – Ромула Августула. По иронии судьбы он носил имена основателя Рима и основателя Римской империи.

Причины падения Западной Римской империи крылись не столько во внешней угрозе, сколько во внутренних проблемах. Варвары только помогли империи умереть естественной смертью.

Она была предопределена разложением государственных и социальных институтов, ослаблением центральной власти и нарушением связей между провинциями, распадом экономической системы, утратой религиозного и духовного единства империи.

Гибель Рима показала, что народ, потерявший нравственные ориентиры, питавшиеся его древними устоями и патриотизмом, духовно слабеет и никакая армия уже не в силах его защитить.

Одним из главных достижений римской цивилизации было право. Оно регламентировало практически все стороны жизни римлян. Римское право стало основой для множества правовых систем, в том числе и современных.

В Древнем Риме правовое регулирование было обязательным условием существования государства и осуществления прав гражданина. И если законы неоднократно менялись и развивались, то отношение к праву как к основе римской государственности сохранялось всегда. Важнейшим элементом римского менталитета, наряду с религиозным благочестием,

преклонением перед обычаями предков, являлось уважение к праву.

Римские граждане по большей части решали конфликты в суде. Основы права изучались в школах. Были и специальные юридические учебные заведения.

Появление Римской империи привело к изменению характера и содержания права. Субъект права стал подданным, а не гражданином. Исчез принцип правового равенства. Изменился характер суда и наказания. Судебный процесс стал сильно бюрократизированным.

Но именно в императорскую эпоху римское право приобрело классические формы. Оно превратилось в универсальное право мировой державы.

Система римского права была создана трудом поколений талантливых юристов. Также они разработали практические рекомендации по применению юридических презумпций. В том числе – презумпцию невиновности.

Основную часть римского права составляло гражданское право. Оно являлось первоначальным правом римских граждан. Его дополняло «право народов», относящееся к иностранцам. Особо проработанным у римлян было правовое отношение к вещам. В его основе лежали институты владения и собственности. Римляне сформировали общее понятие собственности как правового господства над вещью – вплоть до её уничтожения.

В особою категорию выделялось государственное право. Оно определяло статус Рима как столицы мировой империи. Трактовало вопросы, связанные с общественной пользой. Объясняло функции магистратов и жрецов.

Однако, полная кодификация римского права была осуществлена уже после падения Западной Римской империи – в 6 веке по приказу императора Византии Юстиниана. Позже этот труд получил название «Свод гражданского права». Он донёс до наших дней огромное богатство римской правовой науки. Показал аналитическое совершенство толкований различных юридических казусов.

Римская система права стала одной из основ европейской цивилизации,

декларировавшей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

Таким образом, в 27 году до нашей эры Римская республика стала империей.

В 1 веке в римской провинции Иудея зародилась одна из будущих мировых религий – христианство. При императоре Диоклетиане наступила эпоха домината, длившаяся до падения Западной Римской империи в 476 году.

Римское право является одной из основ современной европейской цивилизации.

videouroki.net

Римская империя — Циклопедия

Римская империя

историческое государство

Roman Empire Trajan 117AD.png
Полное название Imperium Romanum
Дата основания 27 г. до н. э.
Форма правления автократия
Население 88 000 000 человек
Как создавались империи. Рим Вся история Римской империи в одном фильме. От зарождения до краха [4:27:02]

Римская империя (Imperium Romanum, Βασιλεία Ῥωμαίων) — римское государство, охватывавшее территории Европы, Азии и Африки, и отличавшееся от Римской республики автократической формой правления[1].

[править] Общие сведения

Римская империя была крупнейшим государством древнего Мира и Античности. Оно охватывало всё побережье Средиземноморья, и даже распространялось на Британию и Крым.

Столицей Римской империи был город Рим.

Правил Римской империей император.

Религиями Римской империи было язычество, иудаизм, христианство, различные восточные культы.

Крупнейшими городами империи, помимо столицы, были Карфаген, Милан, Генуя, Антиохия, Александрия, Константинополь, Неаполь и др.

Преобладало рабовладельческое хозяйство, строительство (дорог и сооружений), торговля (особенно предметами роскоши).

Римская империя началась с эпохи правления первого императора Октавиана Августа, то есть с 27 г.до н. э.

Следующим императором стал Тиберий (14 — 37), при котором характер императорской власти становится деспотическим. Во время правления Калигулы (37 — 41) характер власти начал впадать в безумие и самодурство. Только смерть от меча остановила намерение Калигулы поставить свою статую в Иерусалимском Храме, для поклонения вместе с Яхве.

Правление Клавдия (41 — 54), запомнилось казнями и похождениями его жены Мессалины.

Правление императора Нерона (54 — 68) было одним из самых страшных в истории Рима. Оно сопровождалось многочисленными убийствами невинных людей (в том числе были убиты мать и жена Нерона) и выступлениями Нерона в театрах.

При правлении династия Флавиев (69—96 гг.), в империи наблюдались стабилизация, наведение порядка в государственном хозяйстве.

Затем в империи правили «пять хороших императоров» (96—180 гг.) — Нерва (96 — 98), Траян (98 — 117), Адриан (117—138), Антонин Пий (138—161), Марк Аврелий (161—180). Время их правления было расцветом Римской империи и периодом её наибольшего расширения.

Затем правила династия Северов (193—235).

Постепенно в империи нарастал экономический, политический и военный кризис: частые перевороты и гражданские войны, вторжения варваров, хозяйственный упадок.

Провозглашенный британскими легионами в 312 году императором Константин I сделал христианство разрешённой религией.

В 476 году империя пала под натиском варваров.

cyclowiki.org

История Римской империи – кратко

Роковою силою вещей Рим из республики был превращен в монархию (империю). Когда римская гражданская община подчинила себе полмира, её устройство перестало соответствовать её положению. И народное собрание, состоявшее из римской черни, и сенат, как орган римской аристократии, выражали собою волю той или другой части столичного населения, но не волю, всего государства. Государственное хозяйство приняло ненормальный характер эксплуатации всего государства в пользу столицы. Ни попытка Гракхов передать политическую власть комициям, ни сходная попытка Суллы с сенатом не имели, да и не могли иметь успеха. Было лишь одно средство сохранить в Риме республику – устройство представительного правления, – но идея представительства была чужда древнему миру, Здесь сказался и другой истории, закон, в силу которого преобладание внешней политики над внутренней неминуемо ведет к единовластию. Жизнеспособность Рима выразилась в том, что, когда в его устройстве сказалось несоответствие с вновь открывшимися задачами, он создал для новых потребностей новый орган, давший ему возможность продолжать великое дело объединения народов и культур. Этим органом была империя, восстановившая равновесие между Римом и провинциями, более, чем комиции или сенат, способная руководить военными действиями и сложными дипломатическими сношениями. Идея единовластия, смутно выражавшаяся уже в деятельности Мария, Суллы и Помпея, сознала себя в Юлии Цезаре и была окончательно осуществлена Августом.

Октавиан Август

Римский император Октавиан Август ("Август из Прима Порта"). Статуя I в. по Р. Х.

Автор фото - Till Niermann

 

Но переход Рима от республики к империи совершился не сразу, а посредством целого ряда постепенных, более или менее законных изменений. В этом отношении всю пятивековую историю Римской империи можно разделить на два периода – до и после Диоклетиана. Первый период обнимает первые три века христианской эры; империя этого времени была не монархией, а особого рода республиканской магистратурой, подобной консульству или трибунату, и носившей особое название принципата. Римский император, или princeps был должностным лицом, избираемым пожизненно, и только эта пожизненность отличала его от прежних республиканских магистратов. Мало того, сама его власть представляла соединение двух чисто республиканских магистратур: проконсульства и трибуната. Он был ограничен в своем полновластии дуализмом учреждений, так как рядом с ним стоял сенат: под властью римского императора тогда находились лишь те провинции, которые лежали на границах или были на военном положении, – в мирных провинциях распоряжался сенат. Отличительной чертою принципата является формальное отсутствие наследственности; как всякая магистратура, он каждому лицу вручался по народному выбору (фактически народ играл здесь ничтожную роль – выбор зависел от сената, а еще чаще от войска).

 

 

Такова была государственно-правовая основа римского принципата; если на практике император был полновластным хозяином в государстве, если фактически сенат был его послушным орудием, и власть большею частью переходила от отца к сыну, то в теории не было ни полновластия, ни наследственности. И эта ограниченная власть сложилась в Риме не сразу, а постепенно, в эпоху правления Августа и Тиберия. Начиная с Калигулы и до Диоклетиана эта теоретическая основа императорской власти не расширяется, хотя фактически принципат, опираясь на войско и массу, мало-помалу проникает во все отрасли управления. Коренным образом изменяется характер Римской империи во втором периоде – в последние два века её существования (284 – 476 гг.). Чтобы освободить ее от влияния солдат и сената, Диоклетиан внешним образом придал ей характер самодержавия и посредством искусственной формы усыновления положил начало наследственности, а Константин, внесением в нее христианского элемента, обратил ее в монархию «Божьей милостью».

Марк Ульпий Траян

Римский император Марк Ульпий Траян (98-117)

 

Несмотря на слабость или низость своих отдельных членов, первые четыре династии (Юлии 31 г. до Р. X. – 68 г. по Р. X., Флавии 68 – 96 гг., Траян 98 – 117 гг., Адриан 117 – 138 гг., Антонины 138 – 192 гг., Северы 193 – 235 гг.), в общем, удовлетворяли тем потребностям, которыми империя была призвана к жизни. Главное внимание лучших из них было направлено во внутренней политике на поддержание власти Рима в покоренных странах, на умиротворение и романизацию провинций, а во внешней – на защиту границ от вторжения варваров. Особенно много в том и другом отношении сделал Август: установлением «римского мира» (рах romana), проведением дорог, строгим надзором за наместниками он много способствовал экономическому и культурному развитию провинций, а покорением придунайских стран и борьбою с германцами – безопасности границ. Такое же внимание к нуждам провинций обнаруживал и Тиберий. Флавии восстановили порядок в империи, расшатанный предыдущею смутой, довершили покорение Палестины, смирили восстание галлов и германцев и романизировали Британию, как Август романизировал Галлию. Траян романизировал придунайский край, успешно боролся против даков и парфян, а Адриан, напротив, всецело сосредоточил свое внимание на делах внутреннего управления, беспрестанно объезжал провинции, следил за деятельностью администрации и усовершенствовал бюрократию, начало которой положил Клавдий. Правление Марка Аврелия прошло в обороне Римской империи против парфян и германцев и в усмирении Сирии. Септимий Север после смут водворил порядок и докончил романизацию Британии, а сын его, жестокий Каракалла, завершил великое дело, начатое Цезарем, – даровал римское гражданство всем свободным жителям провинций.

Император Адриан

Римский император Адриан (117-138)

 

Первая половина III века является переходною эпохою между первым и вторым периодами в истории Римской империи; смуты этого времени резко обнаружили шаткость всего государств, строя. Избирательность принципата сделала его игрушкой в руках армии, из которой он вышел. Со смерти Коммода (192 г. по P. X.) начинается господство солдат, которые из выгоды или по капризу ставят и свергают императоров. Притом все более сказывается перевес провинциальных войск над римскими, объясняющийся упадком воинственности и политического духа в римлянах и италиках. Этот перевес обнаружился в том, что, начиная с Септимия Севера, на престол возводятся исключительно провинциалы, не-римляне. В связи с этим явлением стоит и другое – ослабление единства Римской империи, стремление провинций к главенству в государстве или к самостоятельности. В середине III в. Рим окончательно подпадает влиянию провинций: каждая провинциальная армия выдвигает своего императора, число императоров достигает 20 – наступает так называемая «эпоха 30 тиранов». Следствием такого положения дел была ужасная смута, которою не замедлили воспользоваться внешние враги: персы, готы, аллеманы со всех сторон нападают на империю, наносят поражения войскам, грабят города и села, и каждая провинция, со своим императором во главе, действует на свой страх и в своих интересах, нисколько не заботясь о целом. Великому полководцу Аврелиану удалось в 270 г. на короткое время восстановить единство Римской империи и отразить внешних врагов, но необходимость для сохранения государства обширной реформы была очевидна.

Септимий Север

Римский император Септимий Север (193-211). Античный бюст из Мюнхенской глиптотеки

 

Эту реформу произвел Диоклетиан (284 – 305 гг.) в двух направлениях – с одной стороны установлением истинной монархии, с другой – введением системы деления империи на четыре части под управлением четырёх правителей. Эта система (тетрархия) устраняла соперничество между провинциями, их армиями и полководцами, и в то же время обеспечивала единство Римской империи, давала возможность лучше, чем при единоличном правлении, наблюдать за правильностью администрации и целостью границ. Она просуществовала 20 лет и дала хорошие результаты.

 

 

Преемник Диоклетиана, Константин, после упорной и продолжительной борьбы снова восстановил единовластие (324 г.). Его историческая заслуга состоит в том, что он союзом с христианством укрепил Римскую империю, Самой опасной язвой её было полное разложение языческого миросозерцания, следствием чего явилась нравственная шаткость и политическая апатия образованного общества. Константин понял, какую великую силу представляет христианский идеал, и нашел в нём великую опору. Отчасти переходом к христианству объясняется и перенесение столицы из сильного своими языческими преданиями Рима в Византию; впрочем, при этом имелось в виду перенести и центр политической жизни ближе к северо-восточной границе, на которую больше всего напирали варвары.

В 364 г., через 25 лет после смерти Константина (337 г.), разделение Римской империи было снова восстановлено, на иных основаниях, но уже окончательно: Валентиниан I и Валент поделили государство на две части – на Восток и Запад. Это деление не было искусственным – оно отвечало основным условиям исторической жизни, – противоположности романизованного Запада эллинистическому Востоку. За ничтожным исключением (393 – 395 гг.), оно удержалось в течение ста лет, до самого падения Западной Римской империи. Все заботы последних западных императоров – Валентиниана I, Грациана, Феодосия Великого, Гонория и Валентиниана III – были направлены к одной цели – сдержать напор варваров, уступками или оружием принудить их прекратить наступательное движение. И не только деятельность правительств – вся общественная жизнь была посвящена той же цели. Общество уподобилось лагерю, каждое сословие со страшным напряжением сил служило общему делу, каждый гражданин был прикреплен к своему занятию или званию, как солдат к своему посту, и на своем месте служил все той же задаче обороны.

Еще 100 лет просуществовала Западная Римская империя самостоятельно; за это время Рим дважды был разграблен варварами, – в 410 г. вестготами Алариха, в 455 г. – вандалами Гензериха. Империя еще держалась, но держалась силами самих германцев, т. к. её войско состояло из германских наемников. После смерти Валентиниана III (455 г.) престол становится игрушкой в руках предводителей этих наемников, и когда в 476 г; один из них, Одоакр, одел на себя корону, свергнув последнего из безвластных императоров, Ромула Августула, тогда Западная Римская Империя прекратила свое существование.

 

rushist.com

История войн Древнего мира :: Античный Рим :: Римская империя

Установление единой императорской власти в Риме на некоторое время привело к стабилизации обстановки. Август провёл крупную военную реформу. Численность войск была сокращена с 501 тысячи до 300 тысяч, численность постоянных союзных армий также ограничивалась 300 тысячами. Все войска выводились из Рима и Италии к границам, а их место занимала преторианская гвардия. Она состояла из 10 когорт отборных солдат, набиравшихся по тем же правилам что и легионеры. Благодаря этому полководцы были отдалены от Рима и уже не могли оказывать столь сильного влияния на политику. В пределах империи был установлен мир, а первые 10 лет своего правления Август вообще ни с кем не воевал. Империя процветала, чему способствовало и создание сильного госаппарата, поддерживавшего власть Рима вообще и императора в частности даже в самых удалённых уголках империй. Даже потом, когда империя будет постоянно с кем-то воевать во многих наиболее развитых провинциях будет царить мир, охраняемый властью. Это способствовало развитию торговли, экономики инженерного искусства. Провинция стремительно догоняла столицу по уровню и жизни, уже все жители империи называли себя римлянами, и сейчас под словом «Рим» часто подразумевают всю огромную империю. Существует даже такой термин –– Pax Romana — Римский мир для обозначения того состояния общества.

Впрочем общество это имело серьёзные проблемы с моралью даже по мнению многих современников, например так считал Публий Корнелий Тацит [1, 254]. Разврат и распущенность нравов стали символами Римской империи. Дочь Августа Юлия любила различные одежды, которые ничего не прикрывали, ходили слухи, что по ночам она устраивает оргии чуть ли не на центральной площади Вечного города. Август — приверженец старых взглядов — не смог вытерпеть этого и отправил дочь в ссылку. Если подобное происходило с императорской семьёй, то что уж говорить об остальных! Понятно, что подобное поведение не способствовало высокой обороноспособности Рима.

Другой проблемой стали постоянные заговоры против императоров. Солдатами во всю применялась практика убийства действующего императора с целью передачи его полномочий своему человека, как правило — собственному командиру. Не последнюю роль в этих безобразиях играли и преторианцы. Происходили постоянные гражданские войны между претендентами. Неудивительно, что варвары стремительно опустошали границы империи, всё более приближая эти границы к самому Риму. Стало практически невозможно управлять огромной империей одному человеку из одного центра, поэтому император Диоклетиан разделили империю на две части: Восточную и Западную. Западная, во главе с Римом, стремительно нищала под давлением варваров, Восточная же, со столицей в Константинополе, не менее стремительно богатела, хотя и она испытывала серьёзнейшие проблемы в сдерживании варваров.

Начиная с IV в. н.э. оборона обеих империй сильно зависела от помощи варваров, живших в их пределах. Однако эта помощь не была постоянной и честной: вестготам, бежавшим от гуннов, было разрешено поселиться в Восточной империи, поскольку император Валент рассчитывал на их помощь в борьбе с другими варварами; но готы объединились и разбили имперскую армию, поэтому в империи были вынуждены сделать значительные уступки и предоставить готам право жить под властью собственных правителей. В Западной империи одним из лучших полководцев был романизированный вандал Флавий Стилихон. Он неоднократно защищал Италию от набегов готов, но был казнён в результате интриг. А через два года после его казни произошло, казалось бы, невозможное — Вечный город был взят войсками готов под предводительством Алариха.

Середина V в. прошла под сиянием звезды одного из величайших завоевателей Древнего мира — Аттилы, предводителя гуннов. Отличительной особенностью его тактики было умелое использование многочисленной конницы: он использовал обозы, поскольку всё необходимое солдаты везли на своих лошадях, его армия никогда подолгу не задерживалась: она стремительно передвигалась, стремительно атаковала и не менее стремительно уходила, уводя полоны рабов и тонны награбленного добра. В 453 г. н.э. Аттила не менее стремительно умер. Точных данных о его смерти нет, но есть версии, что он был убит собственной женой в первую же брачную ночь. Эта версия основана на том, что его жена, Ильдико, была из Бургундии и таким образом отомстила мужу за гибель тысяч соотечественников от рук гуннов.

Полным концом истории Древнего мира принято считать 476 г. н.э., когда готы под предводительством Одоакра свергли последнего римского императора Ромула Августула. В имени последнего императора Рима причудливо соединились имена основателя Вечного города и его первого императора…

В кинотеатре под названием «Культурная Западная Европа» на время погас свет… Варвары многому научились у Рима, сохранили часть его знаний, но лишь небольшую. За наши знания о Древнем Риме надо сказать огромное спасибо монахам, годами переписывавшим древние книги и хранившим кусочек знаний предков. Многое сохранилось и в Восточной империи. Но в Западной Европе началось формирование новой культуры, что-то заимствовавшей из Рима, что-то из христианства, легально пришедшего в Вечный город только при императоре Константине в 312 г. Но это, как говорится, уже другая история…

war-strategy.narod.ru

Откуда взялась Римская империя | Наука и жизнь

Реконструкция показывает, как выглядела часть великого Древнего Рима.

На макете Древнего Рима - остров Тиберина, цирк Массимо и театр Марцелла.

Термы (то есть бани) Каракаллы, некогда состоявшие из огромных залов, в том числе гимнастических и массажных, портиков, фонтанов, садов, библиотеки. Там были бассейны с прохладной, тёплой и горячей водой.

Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к Арке Тита.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла вокруг Средиземного моря. Достаточно взглянуть на карту или на глобус, чтобы понять — место это уникальное. По Средиземному морю довольно просто плавать: берега его очень извилисты, в нём много островов, особенно в восточной части, и расположены они недалеко друг от друга. И корабли бороздили Средиземное море ещё в те времена, когда скорость хода зависела от количества хлеба и пива, съеденного и выпитого гребцами, а парус считался модной новинкой.

Обитатели средиземноморского побережья рано узнали друг друга. Предприимчивые купцы и пираты (обычно это были одни и те же люди) знакомили окрестных варваров с хитроумными выдумками египтян и вавилонян. Это и сложные обряды почитания таинственных богов, и техника изготовления металлического оружия и красивой глиняной посуды, и удивительное искусство записывать человеческую речь.

Две с половиной тысячи лет назад самым развитым народом в Средиземноморье были греки. Они умели делать очень красивые вещи, их купцы торговали по всему побережью, а воины считались почти непобедимыми. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте койнэ («общая»). На нём писали стихи, пьесы и учёные трактаты, письма друзьям и доклады царям. У самых разных народов горожане ходили в гимнасии, смотрели театральные представления на греческом языке, по греческим образцам устраивали соревнования в беге и борьбе, а дворцы и храмы даже незначительных царей и богов украшали греческие статуи.

Но империю греки не создали. Они и не стремились её создавать, как, к примеру, муравьи не стремятся соединять свои уютные жилища в один супермуравейник. Греки привыкли жить небольшими общинами — полисами. Они ощущали себя одним народом, но в первую очередь оставались афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и т. д. Пришельцы могли жить в чужом полисе на протяжении нескольких поколений, но так и не становились его гражданами.

Другое дело Рим. Римляне были отличными организаторами. Они мужественно сражались, не терялись при неудачах и к тому же умели договариваться.

Первоначально на римских холмах селились люди из разных племён, тем не менее они довольно быстро нашли общий язык и превратились в уважаемых патрициев. С более поздними поселенцами — плебеями — патриции долго не хотели делиться властью, но в конце концов договорились и с ними. К тому времени, когда Рим приступил к широкомасштабным завоеваниям, патриции и плебеи уже слились в единый римский народ.

Постепенно в состав этого народа втягивались его соседи — италики. Однако самым крупным источником пополнения римской нации служили чужеземные рабы.

В Греции рабов отпускали на волю только в исключительных случаях; в Риме же это было, скорее, правилом. Получив свободу, бывший раб становился отпущенником — человеком свободным, хотя и не самостоятельным, зависимым от бывшего хозяина. Власть над свободными людьми, с точки зрения римлянина, была гораздо почётнее, чем власть над рабами. Позже этот взгляд унаследовали народы, поселившиеся на развалинах Римской империи. «В моей стране представители власти гордятся, что являются слугами общества; быть его хозяином считалось бы позором», — сказал в XX веке известный английский политик Уинстон Черчилль.

Отпускать рабов на волю было ещё и выгодно: за освобождение господин мог назначить такой выкуп, что на полученные деньги покупал нескольких рабов. Кроме того, римские сенаторы, которым обычай не позволял зарабатывать деньги «низкими» занятиями, через отпущенников покупали торговые корабли и доли в компаниях.

Что касается бывших рабов, то уже их внуки не несли на себе печать рабского происхождения и уравнивались со свободнорождёнными.

Какой отсюда урок?

Проявить себя может только большой народ. Благодаря тому, что римляне не шикали на пришельцев и не кричали «понаехали тут всякие», римский народ в течение нескольких веков оставался достаточно многочисленным, чтобы не только подчинить огромные густонаселённые территории, но и удерживать их в повиновении. Если бы римляне были склонны к разобщению, как греки, никакой Римской империи не было бы и в помине. А значит, не было бы и такой Европы, какую мы видим сегодня, и вообще вся история пошла бы по-другому.

И тем не менее у всякой медали есть две стороны.

Новые граждане усваивали римские обычаи. Но и сами они влияли на коренных римлян, которые постепенно растворялись среди многочисленных чужаков. Потомки отпущенных на волю рабов уже не желали рисковать жизнью, защищая Римскую империю. Это в конце концов и привело её к гибели.

Правда, случилось это спустя несколько столетий. К тому времени римляне оставили в истории такой яркий след, что стереть его уже было невозможно. (476 год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, называемая Византией, просуществовала ещё тысячу лет.)

Цифры и факты

- Население Древнего Рима на пике его могущества составляло миллион человек. Европа вышла на тот же уровень только через 2000 лет: в начале ХХ века миллион жителей насчитывали лишь некоторые европейские города.

- Римская империя, по разным оценкам, построила от 1500 до 1800 городов. Для сравнения: в начале ХХ века на территории всей Российской империи их было около 700. Почти все крупные города Европы основали римляне: Париж, Лондон, Будапешт, Вену, Белград, Софию, Милан, Турин, Берн...

- 14 акведуков длиной от 15 до 80 километров снабжали водой население Древнего Рима. От них вода шла к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод. В Европе подобные сооружения появились более чем через 1000 лет.

- Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч километров — это семь с половиной экваторов Земли! Из них только 14 тысяч километров пролегало по самой Италии, а остальные — в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч километров были настоящими магистралями — с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.

- Знаменитая римская канализация — Клоака Максима — построена в VII—VI веках до нашей эры и просуществовала 1000 лет. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.

Подробности для любознательных

Дороги Римской империи

Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века. В это трудно поверить, но часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала ХХ века!

Римская дорога — это сложное инженерное сооружение. Сначала рыли траншею глубиной 1 м и забивали в дно дубовые сваи (особенно если грунт был сырой). Края траншеи укрепляли каменными плитами и внутри неё создавали «слоёный пирог» из крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка. Сверху на такую дорожную подушку клали собственно дорожное покрытие — каменные плиты. Не забудьте: всё делали вручную!

По краям римских дорог стояли каменные милевые (верстовые) столбы. Были даже дорожные знаки — высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 км в сутки! Вдоль дорог сея -ли чернобыльник, чтобы путники могли положить его листья в сандалии, если натёрли ноги.

Для римлян не было ничего невозможного . Они строили дороги на горных перевалах и в пустыне. В Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота. До сих пор там сохранились десятки километров римских дорог, по которым может без риска проехать грузовик. А во времена империи это были дороги военного назначения, выдерживавшие тяжёлую военную технику — осадные орудия.

www.nkj.ru


Смотрите также