факс‚С‹ РїСЂРѕ древний китай: ДООГА В НИКУДА

Приключения Микитки в Москве Ивана Грозного

 

Историко-познавательный
cценарий театрализованной игры по
истории Отечества или по москвоведению для
учеников 9–14 лет.

Ведущий. Сегодня мы совершим
путешествие в Москву Ивана Грозного. В этом нам
помогут ученики класса, подготовившего игру.
Остальные участники разбиваются на команды
(можно по классам, можно по жребию). У каждой
команды выбирается капитан, который поднимает
флажок, когда команда готова ответить на вопрос.
Вопросы звучат в конце каждой картины. Жюри
опрашивает первого, поднявшего флажок. Если
ответ принят, команда получает очко. В конце игры
подводятся итоги, победителей ждет награда.

КАРТИНА 1

По дороге идет мальчик
Микитка, вдалеке видна Москва, купола церквей,
слышится звон колоколов.

Микитка. Слава Богу, вот уж и Москва близко!
Надо мне барина моего князюшку Никиту отыскать.
Он в Кремле живет, в палатах Бориса Годунова.
Отослали его учиться. Указ вышел: учиться
боярским детям. Как матушка его убивалась! Да
деваться некуда. Пришлось ему из имения
в Москву ехать. Меня к Никитке послали, чтоб не
скучал барин.

Появляется мужик с бородой.

Мужик. Ты куда это постреленок один идешь?
Микитка. В Москву калачей покушать,
колокольного звона послушать.
Мужик. Так-то оно так. Да смотри, опричникам не
попадайся.
Микитка. Не слыхал, кто такие?
Мужик. Любимцы царя. Сущая нечистая сила. У
них метла на седле, это значит, что они выметают
изменников царской воли. А еще к седлу привязана
собачья голова, это значит, что они грызут, как
собаки верные, всех врагов царских.
Микитка. Страшно… А царя ты видал? Сказывают
грозный – злющий, наверное?
Мужик. Грозный, но народ его уважает как царя.
Ведь он войско в поход водил. Добивали осколки
Орды в Казани.
Микитка. Какой такой Орды?
Мужик. Спешу я, малец, в другой раз расскажу.

Оба уходят.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Что такое Орда?
2. Когда Русь попала в зависимость от
татаро-монголов?
3.  Назовите имя хана, приведшего полчища
врагов на Русь в XIII в.?
4. Что осталось от Москвы после ухода Батыя?
5. Назовите имя первого московского князя?
6. Что означает слово «калита»?
7. Почему и татарам, и русским было выгодно,
чтобы дань собирали москвичи?

КАРТИНА 2

У стены московского Кремля
Микитка и два стражника.
Они толкают мальчика, грозят секирами.

1-й
стражник.
Пошел прочь! Ишь что удумал – в
Кремль хотел пробраться как мышь!
Микитка. Меня барин мой князюшка Никита ждет.
Живет он в Кремле, а учится в каком-то
Китай-городе.
2-й стражник. Вот и ступай на Никольскую. Там
школа рядом с Государевым печатным двором. Сюда,
малец, больше не суйся!
Ведущий. Внимание, вопросы!

1. При каком князе построили кирпичный
Кремль?
2. Откуда мастеров пригласили?
3. Почему Русь могла позволить себе таких
мастеров?
4. Что такое иго?
5.  Сколько лет продолжалось
татаро-монгольское иго на Руси?
6.   Назовите известные вам версии
происхождения названия Китай-город?
7.  Почему возникла необходимость в новых
оборонительных укреплениях?

КАРТИНА 3

Микитка собирается
уходить. Появляется Иван Грозный со свитой.
Все падают на колени, лбом в землю. Микитка стоит
ошарашенный.

Иван Грозный. Почто уставился? Али не
ведаешь, как царя величают?
Микитка. Царя? Грозного?
Иван Грозный (с достоинством). Ивана
Васильевича.
Микитка (бросается на колени). Помоги
государь! Не пускают меня в Кремль, к князюшке. На
какую-то Никольскую гонят, а я не ведаю, где это.
Иван Грозный. Ныне следую я, Иван Васильевич,
на Государев печатный двор, на Никольскую. Ступай
за мною!

Удаляется в сопровождении
стражников под колокольный звон. Микитка идет за
ними.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Назовите версии происхождения прозвища
Грозный.
2. Почему такой суровый характер был у этого
царя? Как он сам говорил об этом?
3. Какие «осколки Орды» победил со своим
войском Иван Грозный?
4.  Современницей какого сооружения можно
считать Китайгородскую стену?
5.  Назовите три главные улицы Китай-города.

КАРТИНА 4

На торгу. Иван Грозный и
Микитка идут по площади.
Слышны выкрики торговцев. Пары детей несут
корзины и выкрикивают:

1-я пара. Пирожки, купите пирожки. С
пылу с жару, пятачок за пару!
2-я пара. Хлеб на стол, так и стол престол. А
хлеба ни куска, так и стол – доска!
3-я пара. Хорош квасок – шибает в носок!
4-я пара. Щи капустные – жирные да вкусные!
5-я пара. Лук-лук! От семи недуг!
Иван Грозный.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.
Микитка.
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне –
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
А вон двое-то пошли –
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой в мороз в Москве
Надевают шубы две?
Иван Грозный.
Да, боярыня бывало
По три шубы надевала.
Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Объясните выражения «работать засучив
рукава», «работать спустя рукава».
2. Для чего орнаментный узор клали на ворот,
рукава, подол? (Оберег от злых сил.)
3. Назовите, что нельзя есть в постные дни.
(Масло, мясо, молоко.)

На столике лежат: капуста,
свекла, лук, картошка,
масло, хлеб, мясо, молоко, кофе, чай.

КАРТИНА 5

Иван Васильевич и Микитка
проходят мимо двора, где идет сватовство.

Микитка. Гляди, государь, гляди! Что это
происходит?

Мальчики и девочки стоят в
две цепочки. Идет игра «Бояре, а мы к вам пришли»
(последние слова: «Бояре, не валяйте дурака,
отдавайте нам невесту навсегда»).

Иван Грозный. Красну девицу засватали,
скоро, видно, свадьбу играть будут.

Опять проходят торговые
пары:

1-я пара. Эх, топни нога! Лапоть легче сапога!
2-я пара. Топай, лапоть, чаще, чтоб плясалось
слаще!
3-я пара. Не все плясать – пора бросать!
4-я пара. Долго пляска тянется – пяток не
останется!
Микитка. А далеко еще до Китай-города?
Иван Грозный. Вон уж Никольская видна, улица
просвещения русского. Все врут про меня, будто
только суд да расправу чиню. Я о государстве
пекусь (ударяет посохом). Краса воина – меч
острый, корабля – ветрило, а мужа
государственного – знание книжное. Иван Федоров
у меня на государевом Печатном дворе трудится.
Я к нему частенько заглядываю, по душе мне
видеть, как дело печатное продвигается, да много
у него врагов… Вот и школа. Прощай, пострел.
Микитка. Спасибо тебе, царь-батюшка.

Кланяется царю в ноги.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Почему у Ивана Федорова было много
врагов?
(Печатный двор заменял труд сотен
писцов.)
2. Чем печатные книги лучше рукописных? (Дело
пошло быстрее; книги стали дешевле; меньше
ошибок.)
3. Зачем нужны были книги в те времена? (Учить
детей; справлять церковную службу; передавать
знания от поколения к поколению.)

КАРТИНА 6

В школе. На сцене длинный
стол. За столом с одной стороны сидят несколько
мальчиков.
Во главе стола «Мастер» – учитель. У него в руке
розга. Розги висят на стене у окна.
Микитка притаился у двери.

Мастер
(держит в руках папку, на обложке которой с
одной стороны крупно написано «аз», а с другой –
«буки»; в папку вложены слова Мастера
). Книжицы
ваши добре храните. Напрасно листов не
перегибайте. Книгу аще кто не бережет, таковой
души своей не стережет.
Если в приказаниях моих пребудете, то от меня
никогда биты не будете.
Наставив ко вниманию ухо, сиди тихо, как муха.
Да не смейтесь и глазами не поводите, точно
зачумленные. (Показывает обложку с буквой «аз».)
Как называется сей зримый знак?
Мальчики. Аз.
Мастер (переворачивает папку). А этот
зримый знак?
Мальчики. Буки.
Мастер. Ну-ка громогласно: буки и аз
изрекаются «ба»!
Мальчики. Буки и аз изрекаются «ба»!

Никитка зевает во весь рот.
Он начинает засыпать.
Сосед щиплет его, когда он клюет носом.
Никитка подскакивает и пихает соседа в бок.

Мастер. Слышу я шум неполезный! А за сие
будет вам плач слезный. Кто урока не изучит,
свободного выхода из школы не получит. Кто
упирается во зле, тот на школьном полежит козле.

Никитка. А где он?

Мастер встает, берет
Никитку за ухо и ведет к скамейке.

Мастер. Сядь вершком, спустя ноги в обе
стороны. Руки тоже спусти и обхвати скамейку.

Мастер, кряхтя, принимается
стегать Никитку розгой.
Никитка, перепуганный, долго молчит, извивается,
наконец кричит.

Никитка.
Ой, маменька!
Мастер. Внимайте, отроки, как школьный козел
блеет! Заблеял раз, заблеял два – просветлела
голова. А коли молчит на козле — значит
упорствует во зле. Хотя знаю я вас за боярских
сынков, а выдеру всех, как щенков. Будете блеять и
рыдать и маменьку призывать. Старые люди мудро
учили: за битого двух небитых дают, да и то не
берут.

Мастер опять замахивается.

Микитка. Не надо бить, не надо бить
князеньку.
Мастер. А ты кто таков?
Микитка. Холоп князя Никиты Петровича.
Мастер. Я тебя давно приметил, у двери
притаился, как таракан. (К Никитке.) Ну,
вставай, передохни. Да помни: раны, мною
нанесенные, добро детям приносят, кротости и
мудрости вас научая. (Ко всем.) Теперь
свершите молитву и ступайте домой обедать. Да
остерегайтесь рассказывать, что здесь видели и
слышали. Сору из избы не выносите, иначе все на
школьном козле полежите. Пообедайте, часок
отдохните, да опять учиться приходите.

Ведущий. Внимание, вопрос родителям!
Выскажите ваше отношение к методам обучения в
Москве XVI в.

КАРТИНА 7

Никитка подбегает к
Микитке.

Никитка. Где же ты пропадал? Я думал, ты
затерялся, до Москвы не дошел.
Микитка. Да в лесах-то я все тропочки знаю, и
дошел без беды. А вот в Москве чуть не затерялся –
это точно. В Кремль-то меня не пустили. Спасибо
царю-батюшке, выручил.
Никитка. Ты что, царя видел? Злющий такой,
глазищами так и зыркает, был он у нас в школе.
Микитка. Ничего не злющий. На Никольскую
направлялся и твою школу изволил показать.
Никитка. Тоже доброго нашел. Ты собор на
площади видал? Недавно построили. О нем такое
рассказывают. Побежали, послушаешь.

Дети читают по ролям
отрывок из поэмы Д. Кедрина:

Можете ль церкву сложить,
Иноземных пригожей?
Чтобы была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: – Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю…
А как храм освятили,
То с посохом, в шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором его
узорчатые башни
– Лепота! – молвил царь.
И ответили все: – Лепота!
И спросил благодетель:
– А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма другой,
говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: – Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю…
И тогда государь повелел ослепить
этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь стояла
одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских, и прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Как еще называется храм Покрова?
2. В честь какого события построен храм
Покрова, что на Рву?
3. Что вы можете рассказать о Василии
Блаженном?
4. Почему храм освящен в честь Покрова Божьей
Матери?

Никитка. Слышал? Я и не такое о нем знаю. А
ты говоришь: зря Грозным прозвали. А теперь
пойдем в Кремль, нянюшка обедом вкусным покормит.
Вот обрадуется, что ты отыскался цел и невредим.
Микитка. До чего же Москва хороша! И всякий,
глядя на нее, чувствует, что она мать, что это не
простая груда домов, что у нее душа есть.

Выходят дети и читают по
четверостишию стихотворение Федора Глинки:

Город чудный, город древний!
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах.
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто, силач, возмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шапку, кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?

Ведущий. Внимание вопрос:
Назовите пять достопримечательностей,
указанных Ф. Глинкой в стихотворении о Москве.

Елена ГЛАДЫШЕВА,
учитель НОУ «Гулливер»,
Москва

Рис. Т. Прибыловской

Публикация не была найдена — Студопедия

Поделись  

— Там, РІ Отражении люди догадываются Рѕ существовании Р—РѕРЅС‹. РћРЅР° зовет РёС… РІ снах, РІ мечтах, РІ кошмарах. РћРЅРё пишут РєРЅРёРіРё Рѕ ней, создают компьютерные симуляторы, кстати, весьма правдоподобные. Р? подпитывают ноосферу, которая рано или РїРѕР·РґРЅРѕ переполнится информацией Рё наконец подарит РёРј СЃРІРѕСЋ Р—РѕРЅСѓ.

— Р?Р·-Р·Р° этого произошел Второй Взрыв? — быстро СЃРїСЂРѕСЃРёР» СЏ.

— Возможно, — коротко ответил Директор. Р? СЏ РїРѕРЅСЏР», что РѕРЅ солгал. Ученым РёРЅРѕРіРґР° бывает сложно говорить правду. Даже после смерти.

— Ты выяснил то, зачем пришел, — резко сказал Директор и я понял, что разговор по душам окончен. — Теперь ты можешь сказать чего ты хочешь.

— Вроде когда я шел по коридору твой голос утверждал, что ты видишь мое желание, — усмехнулся я.

— Это стандартный ментальный посыл, записанный на пси-матрице, — сухо ответил Директор. — Но признаюсь, ты единственный, чье желание мне неведомо. Поэтому я сейчас говорю с тобой.

— С другими не говорил?

— Нет. Р?Рј хватало гипнозаписи РЅР° голограмме. После чего РѕРЅРё умирали. Либо добровольно ложились РІ автоклав смотреть наведенные галлюцинации Рё заодно подпитывать меня. Сложно мертвецу управлять Р—РѕРЅРѕР№ без биоэнергии живых.

— Я все равно так и не понял почему ты лично говоришь со мной. С чего такая милость? Неужели из-за того, что не можешь прочитать в моей голове сокровенное желание?

— Ты не поверишь, — усмехнулась серебряными губами статуя. — Банальное любопытство ученого. Мне удалось разблокировать твой мозг, но ты все равно ничего не хочешь. Поэтому выскажи свое желание. Это тоже стандартная процедура перед тем, как ты обретешь то, что заслуживаешь.

Что Р¶, Рё вправду, время разговоров прошло. Р?, черт РІРѕР·СЊРјРё, сегодня отличный день для смерти. РЇ узнал РІСЃРµ Рѕ своем прошлом. Р? то, что СЏ узнал, РјРЅРµ РЅРµ понравилось. РЎРјРѕРіСѓ ли СЏ начать жизнь заново? Рђ зачем? Ведь СЏ больше ничего РЅРµ умею Рё РЅРµ знаю РєСЂРѕРјРµ искусства убивать. Кто-то скажет, что РІ Р—РѕРЅРµ, РґР° Рё РІРѕ всем РјРёСЂРµ это искусство крайне востребовано. Бесспорно это так, РЅРѕ сейчас наверно, впервые РІ жизни РјРЅРµ захотелось сделать что-то действительно значимое. РўРѕ, что РЅРµ делал никто РґРѕ меня. Р? РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ сможет сделать.

Например, достигнув Р?сполнителя Желаний, вернуться обратно…

РЇ шагнул Рє Монолиту. Теплое СЃРёСЏРЅРёРµ гигантского кристалла обняло меня Рё окутало, словно нежный голубой саван. Р’ моей голове звучали слова, сказанные ученым, который сам того РЅРµ желая стал первопричиной возникновения Р—РѕРЅС‹. Р? которые подтвердил его ученик, ставший причиной Второго Взрыва.

«Монолит — это своего рода рычаг, нажимая который человек получает заказанную иллюзию, которую сложная аномалия генерирует согласно закачанной в нее информации о существующих объектах окружающего мира».

Мысли в моей голове скакали подобно тушканам, гонимым лесным пожаром.

«Аномалия… согласно информации Рѕ существующих объектах окружающего мира… Рђ что будет, если попросить ее РѕР± объекте, несуществующем РІ РѕР±РѕРёС… мирах?… Р? потом, если это аномалия, РѕРЅР° должна порождать артефакт… Которого, понятно, никто РЅРµ видел… Р?ли видели?… Р’СЃРµ обитатели Зоны… Р’Рѕ сне… Р? никто РІ жизни…»

— Отдай мне «Чистое небо»! — громко и четко произнес я.

Гладкая поверхность Монолита содрогнулась, словно поверхность воды, в которую бросили камень.

— Нееет…, — застонал Р·Р° СЃРїРёРЅРѕР№ кто-то. Скорее всего, это был Директор, РЅРѕ РјРЅРµ сейчас было РЅРµ РґРѕ него.

Поверхность Монолита покрылась СЂСЏР±СЊСЋ, РІ ее центре РІСЃРїСѓС… большой пузырь, словно что-то распирало аномалию изнутри. РџРѕ пузырю зазмеилась трещина — Рё РІРґСЂСѓРі тонкая пленка лопнула, извергнув РёР· недр Р?сполнителя Желаний столб нестерпимо СЏСЂРєРѕРіРѕ света.

РЇ успел спасти глаза, заслонив лицо руками. Свет проникал СЃРєРІРѕР·СЊ плоть Рё СЏ РїРѕРЅСЏР», что еще немного — Рё РјРѕРё глазные нервы просто СЃРіРѕСЂСЏС‚ как РїСЂРѕРІРѕРґР°, РїРѕ которым пустили ток, РЅР° который РѕРЅРё РЅРµ рассчитаны. Хотя какая разница. РЇ Рё слепым РЅР° ощупь найду СЃРІРѕР№ автомат. Р? СѓР¶ точно РЅРµ промахнусь, нащупав РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРєРѕРј срез ствола перед тем, как совершить последний выстрел.

РќРѕ свет исчез так же внезапно, как Рё появился. Р? РєРѕРіРґР° СЏ СЂРёСЃРєРЅСѓР» отнять СЂСѓРєРё РѕС‚ лица Рё открыть глаза, СЏ увидел, что передо РјРЅРѕР№ РІ полуметре РѕС‚ пола зависло бледно-синее яблоко, РїРѕ бокам которого время РѕС‚ времени СЃ легким треском пробегали маленькие молнии.

Было в том яблоке что-то притягательное, волшебно-манящее. Я непроизвольно потянулся к нему, сделал шаг, другой, протянул руку — и теплый шар словно по собственной воле лег в мою ладонь, которую тут же начали покалывать крошечные разряды. Но ощущение было скорее приятным, чем болезненным. Мне показалось, что шар впитывает в себя всю мою усталость последних дней, тяжелые мысли и мрачные тени прошлого, которые пробудил Директор в моей голове.

Между тем голубоватый свет, испускаемый Монолитом, стал грязно-серым. Как и сам кристалл, который, казалось, отдал все краски «Чистому небу» и при этом уменьшился чуть ли не вдвое, будто пытаясь спрятаться за бесцветным маревом словно мародер, кутающийся в линялые обноски.

Я обернулся.

На том месте, где стояли серебряные статуи, теперь растекались ржавые пузырящиеся лужи, источающие отвратительный запах разложения.

А со стороны ряда подсвеченных «Холодцом» гробов слышался приглушенный, но отчетливый стук.

В ближайшем из них я разглядел смутный человеческий силуэт, бьющийся о тяжелую крышку. Осторожно сгрузив «Чистое небо» в контейнер на поясе, я плотно завернул крышку, подобрал автомат и, осторожно обойдя раскинувшийся на полу «Холодец», подошел ближе.

Р’ РіСЂРѕР±Сѓ СЏРІРЅРѕ бился живой человек. Р?ли мутант, похожий РЅР° человека. Впрочем, какая разница? Р–РёРІРѕРјСѓ существу требовалась помощь.

Пытаться поднять крышку было бесполезно — в изголовье каждого из гробов был вмонтирован массивный электронный замок с кнопками от нуля до девяти. Тот, кто знал код замков, сейчас постепенно превращался в ядовитые испарения у подножия Монолита. Поэтому выход был только один.

Я передернул затвор АКСу и дал несколько коротких очередей. Массивные замки осыпались на пол кусками металла и пластмассы. После чего крышка первого гроба слетела и грохнулась на бетон, увлекая за собой опутывающие ее пучки проводов и кабелей. Я успел заметить, что предплечье человеческой руки, сбросившей крышку изнутри, помечено теми же буквами, что и мое. Только не невидимыми, а грубо татуированными черной краской.

Ухватившись за края гроба внутри него подтянулся и сел скуластый парень примерно моего возраста. Удивленно осмотревшись вокруг, он уставился на меня.

— Ты кто? — спросил он.

— Сталкер, — ответил я. — Как и ты.

— Понятно, — сказал парень. — Спасибо.

Р? рассмеялся.

— Надо же, — произнес он, отсмеявшись. — Прикинь, во сне я видел, что избавил мир от Зоны. А оказалось, что это Зона избавила мир от меня.

Глава 5. Закон Зоны

«Зона — это явление РїСЂРёСЂРѕРґС‹, живущее РїРѕ СЃРІРѕРёРј законам, РЅРµ имеющим ничего общего СЃ законами Большой Земли. Р? человек, который РёРј РЅРµ подчиняется, очень СЃРєРѕСЂРѕ понимает СЃРІРѕСЋ ошибку. Если, конечно, РѕРЅ Рє этому времени еще остается РІ живых»

Энциклопедия Зоны

РњС‹ прошли СЃРєРІРѕР·СЊ монолитовцев словно РЅРѕР¶ СЃРєРІРѕР·СЊ масло. Парни, которых СЏ вытащил РёР· автоклавов Директора, стреляли может быть чуть хуже чем СЏ, РЅРѕ ненамного. РўРѕРіРѕ оружия, что РјС‹ нашли подле тускло поблескивающего, скукожившегося Р?сполнителя Желаний, вполне хватило чтобы вооружить нашу РіСЂСѓРїРїСѓ. Меченый даже пошутил, что если Р± РјС‹ захотели, то могли Р±С‹ Р·Р° очень короткое время стать самой мощной РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРєРѕР№. Ведь стрелять РІ Легенд Р—РѕРЅС‹ РЅРµ рискнет никто РёР· ее обитателей. РќРѕ РІСЃРµ понимали, что это только шутка. Одиночкам РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ стать стаей. Да РёРј это Рё РЅРµ нужно.

РњС‹ РЅРµ сговариваясь остановились Сѓ выхода РёР· комплекса лабораторий Р?РєСЃ. Напротив того места, РіРґРµ РІ противоположные стены тоннеля были вмурованы Камни. Сейчас надписи РЅР° РЅРёС… уже РЅРµ сверкали изнутри, РЅРѕ РІСЃРµ еще были хорошо различимы РІ свете налобных фонарей.

— Пришла пора расписаться, — жестко сказал Меченый. Потом неуловимым движением сменил в автомате пустой магазин на полный и направил ствол на один из Камней. Но Шрам мягко отвел его автомат в сторону.

— Не стоит лишний раз нарушать Закон Зоны, — сказал он. — Если уж заведено не стрелять в Легенды, значит и не надо.

РћРЅ подошел Рє Камню, РЅР° которым едва различимо поблескивала надпись РћРќР? Р’Р•РРќРЈР›Р?РЎР, вытащил РёР·-Р·Р° голенища сапога увеличенную РєРѕРїРёСЋ моей «Бритвы» Рё, поигрывая веревками сухожилий РЅР° татуированном предплечье, вырезал:

«Мы вернулись!»

А потом, немного подумав, добавил:

«S.T.A.L.K.E.R.ы всегда возвращаются».

Призрак едва заметно усмехнулся.

— Как всегда, немного патетично, чуть самонадеянно, но по делу, — прокомментировал он. — Похоже, сейчас ты прописал новый пункт Закона Зоны.

В это время Зону тряхнуло. Да так, что мы еле устояли на ногах. Со стороны ЧАЭС в небо взвился гигантский багровый вихрь, а с неба обрушились потоки грязной воды, светящейся мягким голубоватым светом.

— Ничего себе Выброс! — покачал головой Клык. — Хорошо, что не успели выйти из тоннеля. А то бы передохли от радиации как кролики, несмотря на легендарность.

— Местные кролики от радиации не дохнут, — проворчал Шухов. — Они сами кого хочешь облучат и схарчуют вместо морковки.

— Это точно, — отметил Меченый. — После такого Выброса нас ждет много работы. Мутантов будет не счесть. Что ж, за дело, ребята! Судя по рассказам Снайпера, тут о нас кое-кто слегка забыл. Как и о Законе Зоны, который написан сталкерской кровью. Думаю, самое время напомнить…

* * *

РЇ шел РїРѕ Р—РѕРЅРµ. Р? чувствовал, что РІ общем-то РЅРё РІ ней, РЅРё РІРѕ РјРЅРµ ничего РЅРµ изменилось. Только что РЅР° РљРџРљ пришло сообщение РѕС‚ Меченого — РѕРЅ добрался РґРѕ Выжигателя РњРѕР·РіРѕРІ Рё сообщил, что Выброс поставил РЅР° место РІСЃРµ антенны Радара, взорванные РјРЅРѕР№ Рё армейскими вертолетами. Р? что Радар уже РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ себя Рё потихоньку начинает компостировать РјРѕР·РіРё. Что Р¶, Легендам Р—РѕРЅС‹ свойственно возвращаться.

Воспоминания о прошлой жизни заняли в моей голове надлежащее место, но по этому поводу я не ощущал ни радости, ни печали. Возможно, причиной этого было «Чистое небо», успокаивающее действие которого я чувствовал даже через контейнер. А скорее всего мне уже было мало дела до прошлого, ради которого я прошелся по Зоне, сметая все на своем пути.

Сейчас меня больше всего занимало РјРѕРµ будущее. Рћ котором СЏ РЅРµ имел РЅРё малейшего понятия. Одиночкой бродить РїРѕ Р—РѕРЅРµ РІ поисках артефактов? Рђ потом идти Рє торговцу, который СЃ надменной рожей будет менять плоды моего труда РЅР° цветные бумажки? Р?ли одевшись РІ черно-красные доспехи «Долга» уничтожать людей РёР· параллельного РјРёСЂР°, волей случая потерявших разум Рё ставших мутантами? Как вариант, можно что называется, устроиться РїРѕ специальности Рё стать наемником. РќРѕ выживание любой ценой Рё убийство себе подобных ради еды, патронов, снаряги Рё ночлега есть ли цель, ради которой стоит жить?

Навстречу мне шел человек. Что-то в его фигуре показалось мне знакомым. Несомненно где-то я его видел. Но где?

Человек поравнялся со мной, откинул капюшон пыльника и улыбнулся так, как редко улыбаются в Зоне. Тепло и открыто. По доброму.

— Здравствуй, Снайпер, — сказал он.

РЇ усмехнулся РїСЂРѕ себя. Похоже, новые воспоминания слегка отшибли РјРЅРµ память. Р? удивился. Неужели Циклоп, СѓРїРѕРєРѕР№ его Р—РѕРЅР°, наврал нам тогда? РќРѕ СЃ какой целью? Непонятно.

— Тебя же вроде убили недавно, — полуутвердительно заметил я.

Человек печально вздохнул.

— РЎРѕ РјРЅРѕР№ такое случается… РёРЅРѕРіРґР°. Люди РЅРµ любят РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРІ, потому РёС… Рё нет РІ своем отечестве. Как Рё РґСЂСѓРіРёС… легендарных героев, кстати. Р? РІ тех Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… РѕРЅРё стреляют чаще, чем РІ обычных людей.

С этим трудно было не согласиться.

— РўС‹ РЅРµ хочешь оставаться РІ Р—РѕРЅРµ, — продолжал Калика. — Р? это понятно. РўС‹ считаешь, что тебя здесь ничто РЅРµ держит. Р? ты прав, РЅРѕ лишь отчасти. РўС‹ всегда можешь уйти РїРѕ дорогам, проложенным РјРЅРѕР№ Рё такими как СЏ. Р? РёР· Р—РѕРЅС‹, Рё РёР· этой реальности. РЈ тебя РЅР° РїРѕСЏСЃРµ ключ РѕС‚ междомирья, заодно излечивающий любые болезни Рё отклоняющий пули. РќРѕ РѕРЅ РЅРµ убережет тебя РЅРё РѕС‚ ножа, РЅРё РѕС‚ выстрела РІ СѓРїРѕСЂ, РЅРё РѕС‚ себя самого. РўС‹ нужен Р—РѕРЅРµ, хотя ты, пожалуй, единственный среди смертных, РєРѕРіРѕ РѕРЅР° РЅРµ сможет удержать.

Я пожал плечами.

— Если я нужен Зоне, то это ее проблемы. Мне она не нужна.

Калика кивнул.

— Ты снова прав, сталкер, — сказал он. — Каждый сам выбирает себе дорогу. Но ты нужен не только Зоне…

Я смотрел в спину этому странному человеку, путешествующему между мирами и умеющему умирать без видимого вреда для себя. Вопрос вертелся у меня на языке, но откуда-то я знал, что человек, чем-то неуловимо похожий на упокоенного Зоной Странника, мне не ответит.

— Что ж, жизнь сама расставит все на свои места, — сказал я и пошел прежней дорогой. Которая была ничем не лучше и не хуже других, протоптанных в серой траве ногами искателей артефактов.

В моем ухе противно затрещал динамик недавно включенного КПК и я начал усиленно искать глазами безглазую собаку, пусть даже дохлую. Самое лучшее время начать новую жизнь с исполнения старой клятвы.

Однако на этот раз древний наладонник был не при чем. Помехи пошли на убыль и сквозь них пробился хриплый голос.

— РњРёСЂ нашему общему РґРѕРјСѓ, Р±СЂРѕРґСЏРіРё, сталкеры Рё РІСЃРµ, кто сейчас топчет Р—РѕРЅСѓ или СЃРёРґРёС‚ Сѓ вечерних костров! Вас приветствует первая РІ Р—РѕРЅРµ свободная радиостанция, РЅРµ имеющая отношения РЅРё Рє «Свободе», РЅРё Рє какой-либо РґСЂСѓРіРѕР№ РіСЂСѓРїРїРёСЂРѕРІРєРµ. Слушайте нас РЅР° привале Рё РІ РїРѕС…РѕРґРµ, РЅРµ забывая отключать тогда, РєРѕРіРґР° требуется спасать СЃРІРѕСЋ жизнь Рё включать СЃРЅРѕРІР°, РєРѕРіРґР° после перестрелки вам потребуется немного тепла. Р?ли просто хорошая песня.

Послышались первые звуки гитары и я невольно прислушался. Музыка в Зоне явление редкое и любой сталкер готов часами слушать бренчание побитого инструмента в руках товарища по оружию, выучившего три блатных аккорда. А здесь играл хороший знаток своего дела. Когда же в наушнике раздался женский голос, я и вовсе остановился и обратился в слух. Женщины в Зоне встречаются еще реже мастеров игры на гитаре.

Голос певицы был приятным, но в то же время в нем чувствовалась спокойная уверенность бывалого сталкера, не понаслышке знающего что такое Зона.

Завтра СЃРЅРѕРІР° СЏ достану РёР· шкафа твой пыльник, РЎРЅРѕРІР° соберу тебя СЏ РІ РґРѕСЂРѕРіСѓ. Только смотри РЅРµ забудь СЃРІРѕРё крылья, Видишь, СЏ прошу РЅРµ так СѓР¶ Рё РјРЅРѕРіРѕ. Лети, взлетай, улетай, дотянись РґРѕ небаР? СЃ высоты разгляди, отыщи Р·РѕРЅСѓ счастья, Место, РіРґРµ встретимся РјС‹, место РіРґРµ быЯ сберегла тебя РѕС‚ ненастья. Рђ РЅРµ найдешь тогда лети дальше, Счастье РІ полете найди непременно. Рђ СЏ подожду тебя как Рё раньше, Р’СЃСЋ жизнь ждала, СЏ дождусь, СЏ сумею. Ее голос летел над Р—РѕРЅРѕР№, звуча РІ сотнях РљРџРљ, РЅРѕ РІРґСЂСѓРі СЏ РїРѕРЅСЏР», что эта песня адресована РјРЅРµ РѕРґРЅРѕРјСѓ. Потому, что узнал голос, однажды сказавший: «Теперь РјС‹ РІ расчете, сталкер. РќРµ забывай…». РўРѕРіРґР° РѕРЅР° РЅРµ договорила — ее прервал Р·РІСѓРє выстрела, убившего Витю РїРѕ прозвищу Калика. Р? внезапно СЏ РїРѕРЅСЏР», что Сѓ меня появилось очень важное дело. РњРЅРµ почему-то было просто необходимо узнать, какие именно слова РѕРЅР° тогда РЅРµ успела произнести. Рђ для этого СЏ должен был ее найти Рё еще раз взглянуть РІ глаза цвета единственного РІ своем СЂРѕРґРµ артефакта.

Я шел, еще не зная, где мне ее искать. Но я знал, что обязательно найду ее.

А над Зоной плыла песня.

Но ты не вернешься в край, где ты не был,

Где мы друг друга не полюбили…

Каждая птица ищет чистое небо,

Каждое небо ждет свои крылья.

2008 Рі.

Оглавление

· Дмитрий Силлов Р—РђРљРћРќ СНАЙПЕРРђ

· Глава 1.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *