Р±Рѕрі древней греции океан: Становление древних цивилизаций

Ганг-священная река

Ганг-священная река

В.П. Кашин

Ганг для
индийцев означает то же, что Волга для россиян
или Нил для египтян. Великая река поит и кормит
самые населенные районы Индии. А еще, по преданию,
она очищает души людей от грехов и скверны и тем
самым возвышает человека в глазах богов.

По индуистской мифологии река имеет тоже
божественное происхождение. Отцом Ганга
считается властелин снежных гор Химават, а
матерью — небесная дева Менака. Некогда река
протекала по небесам и омывала берега рая. Но
однажды могущественный айодхский царь
Бхагиратха попросил ее спуститься на землю,
чтобы смыть грехи со своих предков и позволить им
обрести небесное блаженство. Река вняла его
мольбам и направила воды на землю. Она непременно
разрушила бы земную твердь, но всю тяжесть
низвергнувшихся с небес вод принял на свою
голову бог Шива. Река запуталась в его длинных
волосах и сбежала вниз семью потоками. За водами
последовали боги, небесные мудрецы, земные
правители и подвижники. Вместе они достигли
океана. С тех пор священная река протекает по
земле.

Ганг берет начало в Больших Гималаях на высоте
4100 м в маленьком гроте с названием “Коровья
морда” у подножия ледника Ганготри. Хрустальным
горным потоком он с грохотом мчится через
гранитные скалы, прорезая в них узкие ущелья.
Около города Хардвара Ганг покидает Гималаи и
могучей темно-серой рекой разливается по
равнине. Далее он течет в восточном направлении и
впадает в Бенгальский залив.

В равнинном течении река принимает много
притоков, как крупных, так и совсем мелких.
Наиболее значительные левые притоки — Рамганга,
Гхагхра, Гандак и Коси; правые — Джамна и Сон.
Общая длина Ганга — 2510 км. На всем протяжении
великой реки от самых Гималаев до острова Сагар
можно встретить немало святых мест. Главным из
них считается Варанаси, город полутора тысяч
храмов. Ежедневно его посещают от 30 до 50 тысяч
паломников. Для индуиста побывать в Варанаси —
одно из самых крупных деяний всей жизни. На месте
города когда-то поспорили три главных божества
индусского пантеона — Брахма, Вишну и Шива. Все
началось с того, что Брахма и Вишну никак не могли
решить вопрос, кто из них раньше родился. В самый
острый момент перебранки между богами возник
огромный огненный столб, у которого не было видно
ни начала ни конца. Тогда, чтобы найти его конец,
Вишну превратился в кабана и тысячу лет рыл
клыками землю, но так и не докопался до основания
Большого Огня. А Брахма стал белым лебедем и
тысячу лет летел вверх, однако тоже не добрался
до вершины. Когда спорщики снова встретились,
Шива объяснил им, что этот огненный столб не
поддается измерению, поскольку он его лингам, т.е.
символ животворной силы и божественного
энергетического начала.

Паломники стекаются в Варанаси со всех уголков
Индии. Ранним утром поток людей устремляется к
священной реке. В огромной толпе можно встретить
и хорошо одетых людей, и аскетов в рубищах. Здесь
же женщины в цветастых сари. К родителям жмутся
испуганные дети. Каждый паломник обязательно
несет что-нибудь с собой. Это плетеная корзина с
цветами, поднос с предметами для отправления
культа, смена белья и т. д. Лица у людей одинаково
сосредоточенны. В эти часы их взгляды и мысли
обращаются к богам и реке.

Если нанять лодку и плыть вдоль городской
набережной, то на протяжении нескольких
километров взору открываются бесчисленные ряды
каменных ступеней. Это знаменитые гхаты. По ним
паломники спускаются к воде. Тут же они предаются
медитации, делают упражнения по системе йогов
или просто отдыхают под огромными зонтами,
напоминающими большие грибы. Рядом с каждым
гхатом находится храм. Большинство храмов
посвящается Шиве, Гангу и его притокам. Деньги на
сооружение Кедар гхата пожертвовал махараджа
Виджаянагара, Лалита гхата — король Непала, Чауки
гхата — какой-то богатый хлебопек. Паломники
посещают гхаты в определенном порядке, начиная с
Дашашвамедха гхата и самого знаменитого храма в
городе шиваитского Вишванатского храма,
построенного в 1776 г. правительницей княжества
Индора. Золотой шпиль храма ярко блестит на
солнце и виден издалека.

Друг за другом люди входят в реку. Вода в Ганге
прохладна, и поэтому подолгу в ней никто не
задерживается. Омовение совершается прямо в
одежде. При этом люди ведут себя по-разному. Одни
шепчут мантры, зачерпывают воду и брызжут ею в
направлении восходящего солнца. Другие
осторожно набирают воду в ладони и выливают
между большим и указательным пальцами, что
символизирует обращение к богам. Третьи поливают
себе голову. Четвертые, зажав нос, решительно
окунаются в прохладную реку. Пятые берут воду
пригоршнями, полощут рот, а потом пьют ее. Каждый
человек погружен в себя и не замечает никого
вокруг. Здесь же мужчины и женщины стирают белье.
В людском водовороте попадается немало больных —
хромых, одноруких, слепых, прокаженных и т.п. Они
приходят сюда, чтобы не только очиститься от
грехов, но и найти исцеление от всех болезней и
недугов.

По соседству с гхатами находятся площадки для
кремирования. Быть после смерти сожженным в
Варанаси почетно для идуиста. На третий день
после кремации прах покойного собирается в
металлическую урну и опускается в реку.
Считается, что как только он коснется вод Ганга,
душа усопшего попадает в рай, где ее ожидает
вечное блаженство. Вот почему люди за тысячи
километров приносят сюда пепел своих
родственников. Место в раю обеспечено и тем, кто
совершал добровольное самоутопление в священной
реке.

В прошлом паломники часто расставались с
жизнью, прыгая в реку с лодки. Перед этим они
привязывали к телу тяжелые сосуды с водой. Однако
еще в колониальный период подобного рода
самоубийства в Индии были запрещены. Варанаси
является святыней также для буддистов. Именно
здесь Будда произнес свою первую проповедь. На
этом месте сейчас возвышается храм, который
посещают буддисты со всего мира. Вторым по
значению местом паломничества для индусов на
Ганге было и остается слияние великой реки с
рекой Джамной у города Илахабада. Оно называется
Тривенисангам, или слияние трех рек. Дело в том,
что здесь к Гангу и Джамне присоединяется еще и
мифическая река Сарасвати. В “Ригведе” она
представлена в качестве самой почитаемой реки.
Она благодатна, чиста, несет дары, пищу, жизненные
силы и бессмертие. Индусы полагают, что Сарасвати
течет в настоящее время под землей, куда она
спряталась от злых демонов.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *