Ордынский выход – регулярная дань Золотой Орде. Выход древняя русь
Подати Древней Руси и ордынский «выход». : 7dogs
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе. Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.***Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских.Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Литература:
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
7dogs.livejournal.com
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД | Энциклопедия Всемирная история
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД - налог, собиравшийся с населения русских княжеств и земель в пользу Орды.
Введён в 1242 году, когда хан Батый объявил русским князьям о подчинении их власти хана Монгольской империи и установилось монголо-татарское иго. На Руси этот налог получил название «выход» (дословный перевод араб. термина «харадж»), или «ордынская дань».
Первое описание размеров Ордынского выхода принадлежит Иоанну де Плано Карпини, который, в 1246 году будучи в Киеве, отметил, что каждый житель вплоть до младенца должен был ежегодно отдавать 5 шкур (медвежью, бобровую, соболью, хорька, чёрной лисицы). Люди, не заплатившие Ордынского выхода, должны были быть обращены в рабов монголов. Эти свидетельства XIII века сопоставимы с данными более позднего времени. В частности, грамота великого княжества владимирского Дмитрия Ивановича (между 1363 и 1374 годами), выданная некоему охотнику Евсевке, зафиксировала тот же размер дани - 5 шкур, однако только куньих. Очевидно, что Ордынский выход 1246 года был более обременителен, чем московский налог 3-й четверти XIV века. Более того, охотник- оброчник XIV века дополнительно получал различные налоговые льготы.
В результате проведённых монголами в 1250-1270-х годов в Северо-Восточной Руси и Новгородской республике переписей (смотри «Число») взимание Ордынского выхода приобрело повсеместный и регулярный характер. От выплаты Ордынского выхода по особым ярлыкам ханским освобождались только духовенство и взрослые сыновья священников, если они нераздельно жили с отцами. По свидетельству 1330-х годов, в Орду из русских княжеств и земель доставлялись многочисленные серебряные слитки - саумы (сомы), по-видимому в качестве дани. После взятия Москвы ордынцами в ходе Тохтамыша набега 1382 года размер Ордынского выхода повысился. Летописец отметил, что в 1384 году «бысть великая дань тяжкаа по всему княжению великому, всякому без отьдатка, со всякые деревни по плътине. Тогда же и златом даваша въ Орду, Новъгородъ Великыи далъ чернои боръ». Полтина (половина рубля) являлась в XIV-XV веках большой суммой. Например, в Пскове, земли которого не отличались особым плодородием, в конце XV века на полтину можно было купить в различные годы в зависимости от урожая зерновых от 200 до 975 кг зерна. В центральных районах Северо-Восточной Руси в XV веке за полтину продавали 10 овец. В 1390 году совокупные платежи с Московского великого княжества (в 1389 году был равен 1000 руб.), бывших Галицкого и Дмитровского княжеств, Владимирского великого княжества составили 5 тысяч рублей. В начале XV века с территорий бывшего Нижегородского великого княжества (без его суздальской части) взималось 1,5 тысяч рублей. С других земель, находившихся тогда под властью великого княжества московского, собиралось 7 тысяч рублей. Неизвестны размеры Ордынского выхода, взимавшегося с Тверского великого, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского княжеств, Новгородской республики, Рязанского великого княжества. Эти княжества и земли иногда объединялись в союзы, чтобы с меньшими затратами доставлять Ордынский выход в Орду. Вероятно, общая сумма Ордынского выхода с русских княжеств и земель составляла не менее 15000 рублей. (примерно 3 тонны серебра) в год. Размеры Ордынского выхода несколько колебались, не всегда он выплачивался вовремя, а иногда вообще не выплачивался. Московские князья не платили его в 1361-1371, 1374-1380 годах, в начале XV века, с 1472 года (по мнению ряда исследователей, с 1478 года).
Несмотря на свержение монголо-татарского ига, периодически финансовые средства продолжали поступать из русских княжеств и земель (затем и из Русского государства) государствам - преемникам Золотой Орды, но делалось это главным образом по соображениям дипломатии, уже на добровольной, а не на принудительной основе.
Ордынский выход - это... Что такое Ордынский выход?
Ордынский выход дань, которая выплачивалась русскими землями во 2-й половины 13—15 вв. монголо-татарским ханам, правителям Золотой Орды (См. Золотая Орда) (см. Монголо-татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех русских людей, кроме духовенства. Неуплата дани квалифицировалась как неповиновение и жестоко каралась (лишение имущества, увод в рабство и т.п.). Размер дани не был постоянным, зависел от «запроса» ханов. О. в. во 2-й половине 13 в. собирался, как правило, откупщиками-мусульманами. Непосильная тяжесть О. в., бесчинства Баскаков, откупщиков вызывали многочисленные народные восстания (в 1257, 1259 в Великом Новгороде, в 1262, 1289 в Ростове, Владимире, Ярославле, Суздале и др.). В конце 13 — начале 14 вв. монголо-татары передали право сбора О. в. русскими князьям. Как правило, русские князья собранный О в. отдавали великому князю владимирскому, который переправлял его хану Золотой Орды. В 14 в. право непосредственной передачи О. в. получили также великие князья тверские, рязанские и, возможно, нижегородские. Русские князья использовали право сбора О. в для личного обогащения и усиления своей власти. После Куликовской битвы 1380 (См. Куликовская битва 1380) О. в. выплачивался нерегулярно Фактически выплата прекращается с 1470-х гг. Попытка хана Ахмата принудить Ивана III к уплате О. в. окончилась свержением монголо-татарского ига.
Лит.: Насонов А. Н., Монголы и Русь, М. — Л., 1940.
В. И. Буганов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Ордубады Мамед Саид
Ордынское
Смотреть что такое "Ордынский выход" в других словарях:
Ордынский выход — Ордынский выход дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII XV веках. Этой данью облагалось все население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и… … Википедия
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось все население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с нач. 14 в. русскими князьями … Большой Энциклопедический словарь
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала 14 в. русскими князьями. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
ордынский выход — дань с русских земель Золотой Орде в XIII XV вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала XIV в. русскими князьями. * * * ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань,… … Энциклопедический словарь
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань, к рая выплачивалась рус. землями во 2 й пол. 13 15 вв. Выплата О. в. обусловливалась вассальными отношениями рус. князей по отношению к тат. монг. ханам Золотой Орды (см. Монголо татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех рус. людей,… … Советская историческая энциклопедия
Выход ордынский — дань, которую платили русские князья татарам более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1241). В 1257 г. численниками татарскими было переписано все население Русской земли и обложено определенною данью (выходом), которую собирали и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ — дань и добыча с русских земель в пользу великого хана. Делилась между великим ханом в Каракаруме и его представителем в Сарае. В 1242 г. Батый впервые потребовал с русских земель дань. Первоначально дань собирали сами русские князья; сбором дани… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Иоанн III Васильевич — великий князь всея Руси, называемый также иногда Великим, старший сын великого князя Василия Васильевича Темного и супруги его, великой княгини Марии Ярославны, внучки кн. Владимира Андреевича Храброго, род. 22 января 1440 г., в день памяти… … Большая биографическая энциклопедия
дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь
Василий Димитриевич — великий князь владимирский и московский (1389 1425). Хотя В. Д., сын Димитрия Донского, и возведен был на великокняжеский престол послом хана, но с его княжения великое княжество сделалось окончательно достоянием московских князей. Перевес его… … Большая биографическая энциклопедия
dic.academic.ru
подати Древней Руси и ордынский «выход» — История России
По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.
Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.
С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.
Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.
Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.
Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).
Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.
Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.
Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.
С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.
К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.
Не платишь своим, будешь платить чужим
Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.
Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.
Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.
Платить будем, а по головам считать не дадим
Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.
Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.
С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.
Выход собирали, а про себя не забывали
Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.
Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.
В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.
Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
***
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.
Литература:
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
histrf.ru
Ордынский выход – регулярная дань Золотой Орде
Ордынский выход – это одна из самых известных повинностей, существовавших на Руси с XIII по XV века. В это время крестьяне стонали под тяжестью монголо-татарского ига, к которому прибавлялась еще и дань, выплачиваемая местным князьям. Это был один из самых сложных периодов в жизни русского народа. Русь тонула в крови от набегов чужаков и восстаний крестьян.
Система выплаты дани
В начале XIII века русская земля была окроплена кровью, пылали целые деревни и города. От набегов войск Золотой Орды не было спасения, страдали люди разных сословий и возрастов. Русичи только и занимались тем, что отстраивали жилье и укрепляли поселки. Но очень скоро монголы поняли, что нападать на поселения невыгодно, поскольку люди истощенные, бедные, урожай собирать не успевают. Вот тогда и был введен ордынский выход. Дань – это постоянные, фиксированные поступления в казну, при этом не нужно было ни на кого нападать.
В 1257 году провели перепись населения, таким образом, монголо-татары точно знали, какое княжество сколько им должно уплатить повинности. Дань Золотой Орде собиралась с земель, семейства, плуга, также люди обязаны были уплачивать пошлины за пчеловодство, рыболовство, охоту на птиц и зверей. За порядком следили ордынские военные отряды, также в каждом княжестве располагались воеводы-баскаки, которые и собирали дань.
На кого распространялась повинность?
Ордынский выход действовал на всех землях русских княжеств, повинность платили абсолютно все. Исключение составляли представители византийской православной церкви. Объяснялось это очень просто – Орда состояла в дружеских отношениях с Византией, и портить их из-за желания наживы никто не собирался. Кроме того, православная церковь учила людей смирению, а это было выгодно монголо-татарам. Верующие крестьяне молча терпели присутствие на своей территории чужаков, без нареканий отдавали часть урожая. Ведь нужно повиноваться завоевателям, на все воля Божья...
Размер дани
Ордынский выход собирался в денежном эквиваленте. Поскольку в то время на Руси своей денежной системы не было, ввели монгольскую. Многие историки говорят о том, что повинности в Средние века для русских крестьян были непомерными, но вот виноваты ли в этом ордынцы? Дань в самом начале называли десятинной. Исходя из названия, становится ясно, что люди должны были платить 1/10 часть от своего дохода.
Из сохранившихся источников известно, что в 1275 году монголы брали с «сохи» по полугривне серебра, в 1384 году – с деревни по полрубля, в 1408 – с «сохи» полтину. Следует учесть, что деревня и «соха», а также гривна и рубль – одно и то же. Из этого следует, что на протяжении XIII – XV веков размер дани не менялся. Кроме того, монголо-татары собирали повинность не ежегодно, а раз в 7 лет. Конечно, это было накладно, поскольку за это время скапливалась приличная сумма, но все же монголы требовали не так и много – примерно 1,5% от дохода.
Прекращение выплат
Несмотря на то что регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды, в процентном соотношении была не столь значительной, крестьяне порой оставались вовсе без урожая и средств для существования. Причиной были повинности, дополнительно взимаемые местными князьями. Людей, которые не имели возможности платить указанную сумму, превращали в рабов. Со временем крестьяне начали бунтовать, восстания произошли в Ростове, Новгороде, Ярославле, Суздале. Конечно, их подавили, много крови тогда пролилось, но все же ордынцы отказались от системы баскачества, а сбор дани переложили на плечи князей. Уплата повинностей Золотой Орде продолжалась до XV века. Потом князья хоть и собирали с людей дань, но не возили ее ханам, а Иоанн Васильевич III и вовсе прекратил выплачивать ордынский выход.
fb.ru
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД это что такое ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД: определение — История.НЭС
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД
дань с русских земель Золотой Орде в XIII—XV вв. Облагалось все население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками-мусульманами, с начала XIV в. — русскими князьями.
Оцените определение:
Источник: Словарь исторических терминов
ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ
дань и добыча с русских земель в пользу великого хана. Делилась между великим ханом в Каракаруме и его представителем в Сарае. В 1242 г. Батый впервые потребовал с русских земель дань. Первоначально дань собирали сами русские князья; сбором дани также параллельно с баскаками занимались откупщики – «бесермены». С конца XIII – начала XIV вв. эта функция полностью становится прерогативой русских князей, а дань стала называться «выходом».
Оцените определение:
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД
дань, к-рая выплачивалась рус. землями во 2-й пол. 13-15 вв. Выплата О. в. обусловливалась вассальными отношениями рус. князей по отношению к тат.-монг. ханам Золотой Орды (см. Монголо-татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех рус. людей, кроме духовенства. Неуплата дани квалифицировалась как неповиновение и жестоко каралась (лишение имущества, увод в рабство и т. п.). Размер дани не был постоянным, зависел от "запроса" ханов. О. в. во 2-й пол. 13 в. собирался, как правило, откупщиками-мусульманами, вызывавшими жгучую ненависть рус. людей. Непосильная тяжесть О. в., бесчинства баскаков, откупщиков вызвали широкую волну нар. восстаний (в 1257, 1259 в Великом Новгороде, в 1262, 1289 в Ростове, Владимире, Ярославле, Суздале и др.). В кон. 13 - нач. 14 вв. татаро-монголы вынуждены были отказаться от баскаческой системы и передать право сбора О. в. самим рус. князьям. Как правило, рус. князья собранный О. в. передавали вел. кн. Владимирскому, к-рый переправлял его хану Золотой Орды. В 14 в. право непосредств. передачи О. в. получили также вел. князья тверские, рязанские и, возможно, нижегородские. Рус. князья использовали право сбора О. в. для личного обогащения и усиления своей власти. После Куликовской битвы 1380 О. в. в 15 в. выплачивался нерегулярно. Фактически выплата О. в. прекращается с 1470-х гг. Попытка хана Ахмата принудить Ивана III к уплате О. в. окончилась провалом и свержением тат.-монг. ига.
Лит.: Насонов А. Н., Монголы и Русь, М.-Л., 1940. В. И. Буганов. Москва.
Оцените определение:
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
interpretive.ru
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД - это... Что такое ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД?
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД
дань, к-рая выплачивалась рус. землями во 2-й пол. 13-15 вв. Выплата О. в. обусловливалась вассальными отношениями рус. князей по отношению к тат.-монг. ханам Золотой Орды (см. Монголо-татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех рус. людей, кроме духовенства. Неуплата дани квалифицировалась как неповиновение и жестоко каралась (лишение имущества, увод в рабство и т. п.). Размер дани не был постоянным, зависел от "запроса" ханов. О. в. во 2-й пол. 13 в. собирался, как правило, откупщиками-мусульманами, вызывавшими жгучую ненависть рус. людей. Непосильная тяжесть О. в., бесчинства баскаков, откупщиков вызвали широкую волну нар. восстаний (в 1257, 1259 в Великом Новгороде, в 1262, 1289 в Ростове, Владимире, Ярославле, Суздале и др.). В кон. 13 - нач. 14 вв. татаро-монголы вынуждены были отказаться от баскаческой системы и передать право сбора О. в. самим рус. князьям. Как правило, рус. князья собранный О. в. передавали вел. кн. Владимирскому, к-рый переправлял его хану Золотой Орды. В 14 в. право непосредств. передачи О. в. получили также вел. князья тверские, рязанские и, возможно, нижегородские. Рус. князья использовали право сбора О. в. для личного обогащения и усиления своей власти. После Куликовской битвы 1380 О. в. в 15 в. выплачивался нерегулярно. Фактически выплата О. в. прекращается с 1470-х гг. Попытка хана Ахмата принудить Ивана III к уплате О. в. окончилась провалом и свержением тат.-монг. ига.
Лит.: Насонов А. Н., Монголы и Русь, М.-Л., 1940.
В. И. Буганов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
ОРДОНАНСЫ
ОРЕГОНСКИЙ ДОГОВОР
Смотреть что такое "ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД" в других словарях:
Ордынский выход — Ордынский выход дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII XV веках. Этой данью облагалось все население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и… … Википедия
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось все население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с нач. 14 в. русскими князьями … Большой Энциклопедический словарь
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала 14 в. русскими князьями. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
ордынский выход — дань с русских земель Золотой Орде в XIII XV вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала XIV в. русскими князьями. * * * ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань,… … Энциклопедический словарь
Ордынский выход — дань, которая выплачивалась русскими землями во 2 й половины 13 15 вв. монголо татарским ханам, правителям Золотой Орды (См. Золотая Орда) (см. Монголо татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех русских людей, кроме духовенства.… … Большая советская энциклопедия
Выход ордынский — дань, которую платили русские князья татарам более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1241). В 1257 г. численниками татарскими было переписано все население Русской земли и обложено определенною данью (выходом), которую собирали и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ — дань и добыча с русских земель в пользу великого хана. Делилась между великим ханом в Каракаруме и его представителем в Сарае. В 1242 г. Батый впервые потребовал с русских земель дань. Первоначально дань собирали сами русские князья; сбором дани… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Иоанн III Васильевич — великий князь всея Руси, называемый также иногда Великим, старший сын великого князя Василия Васильевича Темного и супруги его, великой княгини Марии Ярославны, внучки кн. Владимира Андреевича Храброго, род. 22 января 1440 г., в день памяти… … Большая биографическая энциклопедия
дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь
Василий Димитриевич — великий князь владимирский и московский (1389 1425). Хотя В. Д., сын Димитрия Донского, и возведен был на великокняжеский престол послом хана, но с его княжения великое княжество сделалось окончательно достоянием московских князей. Перевес его… … Большая биографическая энциклопедия