История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Афоризм – крылатые слова о жизни и литературе. Во что верили древние славяне


ВО ЧТО ВЕРИЛИ ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

С незапамятных времен многочисленные реки, пересекавшие по всем направлениям Русь, содействовали этническому и государственному единству славянских племен, которые проживали на огромных просторах по берегам этих рек. Можно предположить, что славяне не ссорились из-за земли, которой было так много, что можно было свободно расселиться без обиды друг на друга.

Однако славянским племенам постоянно приходилось отбиваться от разных кочевых народов, степных варваров и звероловов, ордами блуждавших в лесах. Угроза вторжения неприятеля, как и удобное, легкое сообщение по рекам, помогала племенам, жившим оседло, стремиться к объединению. Эти условия жизни отражались на характере населения, делая его осторожным, осмотрительным, думающим о своей жизни и готовым к взаимопомощи.

Славянские племена жили родами. В начале истории государства не семья была основной ячейкой, а род, состоявший из нескольких родственных семей и крепко державшийся вокруг своего главы.

При дальнейшем развитии совместной жизни славянских племен и при возникновении больших городов род стал терять место главной социальной ячейки; его роль стала постепенно переходить к семье как более эластичной и меньшей по количеству членов ячейке. Но и в семье оставались общие рамки внутренних взаимоотношений, унаследованные от родовой жизни.

Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, гостеприимство, отсутствие лукавства. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь, и отмечали, что у славян пленные работали не постоянно, как у других народов, — после известного срока их освобождали. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но не были агрессивны и жестоки по отношению к соседям.

Посмотрим теперь, во что верили славяне в этот древний период роста государственного сознания.

В те годы на Руси было небольшое количество христиан, и хотя существовали христианские храмы, в целом торжествовало язычество, идолопоклонство, истоки которого лежат в глубокой древности. У разных племеН существовали свои местные боги, но повсюду почитали таких богов, как Перун, Белес, Сварог, Стрибог, Хоре, Ярило, Макошь. Эти божества олицетворяли силы природы, то есть видимые и осязаемые силы — солнце, ветер, плодородие, заботу о скоте и т.д.

Обратим внимание на то, что славяне почитали и невидимых, но опекающих их «нематериальных» божеств, или, правильнее сказать, «духов». К ним относились и домовой, и леший, и водяной, и чуры (то есть предки) и др. Вера в невидимые существа, несомненно, помогла славянам беспрепятственно принять христианские понятия об ангелах-хранителях и о святых небесных покровителях отдельного человека или всей семьи. Кстати, по сей день это сохранилось в сербских семьях, празднующих «славу», то есть день святого покровителя семьи.

Трудно сказать, насколько крепка была вера в эти силы природы и в невидимых духов. В жертву идолам приносили, главным образом, быков, свиней и кур, о чем свидетельствуют современные раскопки тех мест, где стояли идолы. Можно предполагать, что жертвоприношения совершались после победы над врагом, в день весеннего равноденствия, после снятия урожая и в другие дни.

ВОПРОСЫ

1. Каково было отношение славян к соседям?

2. Во что верили славяне-язычники?

3. Что вы можете сказать о вере славян в невидимых духов?

 



stydopedya.ru

ВО ЧТО ВЕРИЛИ ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ — Студопедия.Нет

С незапамятных времен многочисленные реки, пересекавшие по всем направлениям Русь, содействовали этническому и государственному единству славянских племен, которые проживали на огромных просторах по берегам этих рек. Можно предположить, что славяне не ссорились из-за земли, которой было так много, что можно было свободно расселиться без обиды друг на друга.

Однако славянским племенам постоянно приходилось отбиваться от разных кочевых народов, степных варваров и звероловов, ордами блуждавших в лесах. Угроза вторжения неприятеля, как и удобное, легкое сообщение по рекам, помогала племенам, жившим оседло, стремиться к объединению. Эти условия жизни отражались на характере населения, делая его осторожным, осмотрительным, думающим о своей жизни и готовым к взаимопомощи.

Славянские племена жили родами. В начале истории государства не семья была основной ячейкой, а род, состоявший из нескольких родственных семей и крепко державшийся вокруг своего главы.

При дальнейшем развитии совместной жизни славянских племен и при возникновении больших городов род стал терять место главной социальной ячейки; его роль стала постепенно переходить к семье как более эластичной и меньшей по количеству членов ячейке. Но и в семье оставались общие рамки внутренних взаимоотношений, унаследованные от родовой жизни.

Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, гостеприимство, отсутствие лукавства. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь, и отмечали, что у славян пленные работали не постоянно, как у других народов, — после известного срока их освобождали. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но не были агрессивны и жестоки по отношению к соседям.

Посмотрим теперь, во что верили славяне в этот древний период роста государственного сознания.

В те годы на Руси было небольшое количество христиан, и хотя существовали христианские храмы, в целом торжествовало язычество, идолопоклонство, истоки которого лежат в глубокой древности. У разных племеН существовали свои местные боги, но повсюду почитали таких богов, как Перун, Белес, Сварог, Стрибог, Хоре, Ярило, Макошь. Эти божества олицетворяли силы природы, то есть видимые и осязаемые силы — солнце, ветер, плодородие, заботу о скоте и т.д.

Обратим внимание на то, что славяне почитали и невидимых, но опекающих их «нематериальных» божеств, или, правильнее сказать, «духов». К ним относились и домовой, и леший, и водяной, и чуры (то есть предки) и др. Вера в невидимые существа, несомненно, помогла славянам беспрепятственно принять христианские понятия об ангелах-хранителях и о святых небесных покровителях отдельного человека или всей семьи. Кстати, по сей день это сохранилось в сербских семьях, празднующих «славу», то есть день святого покровителя семьи.

Трудно сказать, насколько крепка была вера в эти силы природы и в невидимых духов. В жертву идолам приносили, главным образом, быков, свиней и кур, о чем свидетельствуют современные раскопки тех мест, где стояли идолы. Можно предполагать, что жертвоприношения совершались после победы над врагом, в день весеннего равноденствия, после снятия урожая и в другие дни.

ВОПРОСЫ

1. Каково было отношение славян к соседям?

2. Во что верили славяне-язычники?

3. Что вы можете сказать о вере славян в невидимых духов?

 

В ЧЕМ ВИДЕЛ СМЫСЛ ЖИЗНИ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР?

Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич — внук Рюрика. Первые князья до Владимира были неоспоримыми историческими личностями, но по своему характеру и поведению князья Рюрик, Олег, Игорь, Святослав и княгиня Ольга значительно отличались от князя Владимира и его потомков. Эти князья стремились к походам, к завоеванию соседей, сурово относились к мирному населению. Они княжили, но державой своей мало интересовались.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди, окружавшие ее, были христианами. В то время в Киеве уже существовали христианские церкви. Исходя из этого можно заключить, что князь Владимир с детства был знаком с христианством.

Жизнь князя Владимира распадается на два периода: до и после крещения. Первый период был очень коротким — до 25-летнего возраста. В течение его князь Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорее покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых истуканов.

Если он и склонялся к христианству, то все же ему предстояло прежде освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами между Киевом и Новгородом. Новгородская дружина и варяги были язычниками. Владимиру предстояло собрать вокруг себя доверенных лиц и помощников в государственных делах, на которых можно было бы опереться при воплощении в жизнь каких-либо реформ.

В вопросах религии главою была, вероятно, каста почитаемых жрецов; действовали языческие традиции и обряды поклонения идолам, существовали и упрямые последователи старой религии. Мог ли новый, молодой князь, пришедший из Новгорода, сразу переделать все?! Тем более что носителям власти полагалось и определенное поведение, включая многоженство. В преданиях говорится, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел шесть «воженных» жен.

В чем видел смысл жизни этот великий князь? Поддался ли он искушению богатством, неограниченными возможностями и беспредельной властью? Нет, все это не пленяло его! Первые годы его правления прошли в походах. Довлела над князем и оборона от печенегов, сидевших в южных степях. Шла торговля с севером и югом по речной системе «из варяг в греки».

Мудрое правление и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого Владимира. Победы окрыляют народ и создают ореол славы вокруг вождя.

Итак, в течение первого периода своего правления князь Владимир прославлял языческих богов, устанавливая их изображения, вырезанные из дубовых кряжей. Главным среди них был Перун с серебряной головой и золотыми усами. В Перунов день этому идолу киевляне приносили жертвы.

Но однажды жребий пал на христианского юношу-варяга Ивана, и когда княжеские люди пришли к его отцу требовать обреченного на смерть сына, услышали неслыханно дерзкий ответ: «Ваши боги — дерево! Сегодня стоят, а завтра сгниют». И еще он сказал, что гром, молния, ветер, светила, которых язычники почитают как богов, сами Богом созданы, сами лишь творения Творца Всемогущего. И что язычники за творением не видят Творца... Страшны и непонятны были язычникам слова христианина.

Рассвирепевшая толпа убила и отца, и сына. Но переданный князю ответ варяга заставил Владимира задуматься.

И раньше князь Владимир размышлял о языческих богах,. Известно ему было, что ни могущественная Византия, ни Рим давно не поклоняются им. Бабку свою, мудрую княгиню Ольгу — христианку, не раз вспоминал...

А тут стали к Владимиру приходить послы из разных стран, каждый склоняет свою веру принять. Пришел и греческий проповедник. Рассказал киевскому князю, что Бог один, а не множество, как считают язычники. Один, но три лика имеет, три разные и нераздельные ипостаси: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Что истинный христианский Бог вечен и бесконечен, а языческие боги временны оттого, что когда-то их не было, значит, и конец им придет.

Много неясного услышал от грека Владимир. Как представить себе, что Бог один, а не множество? Единый, но в трех лицах? Как признать, что всего лишь простому дереву поклонялись веками? Кто поверит?

Грек показал князю икону с изображением Страшного суда. На иконе той жившие по правде, по заветам Бога христианского, были изображены справа и радостно шествовали в рай. Слева стояли грешники, обреченные на вечные муки. «Хорошо тем, кто по правую руку, — сказал князь, — худо тем, кто по левую». «Крестись, если хочешь быть по правой стороне», — ответил проповедник. «Подожду еще», — сказал Владимир.

ВОПРОСЫ

1. Поддался ли князь Владимир искушению богатством и беспредельной властью? В чем он видел смысл жизни в первый период своего княжения?

2. Почему ответ варяга-христианина заставил князя задуматься?

3. О чем рассказал князю Владимиру греческий проповедник?

4. Какую веру и почему выбрали бы вы, если бы были на месте князя Владимира? А быть может, вы выбрали бы атеизм?

 

ВЫБОР ВЕРЫ

Постараемся перенестись в те далекие годы и представить себе религиозные вопросы, которые могли волновать князя Владимира, беседы, которые велись с друзьями, старшими дружинниками, влиятельными киевлянами и другими соратниками молодого, энергичного, одаренного недюжинными способностями князя.

Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей, как Своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать и заботиться, а не мстить! Особенно было трудно понять, что Бог требует любить не только ближних, но и врагов! Не всем это понятно и в наши дни, но со временем, возможно, все люди поймут, что жить можно только в мире друг с другом!

Христианский Бог дал заповеди Своим детям — людям. Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай. В христианстве важно исполнение заповедей, а не обычаев и ритуалов! Значит, человек своим стремлением к добру может стать лучше, добродетельнее и отзывчивее! Человек сам хозяин своей судьбы. Вот как возвысил Бог человека, призывая его стать Своим сыном, а не рабом мертвых правил! В христианстве нет никаких предопределений — человек сам себе хозяин. Как это величественно и справедливо!

Христианские заповеди нетрудные и понятные. Люби отца своего и мать свою. Это и у славян всегда было, это они легко примут. Не кради, не убивай, не присваивай чужого - все это тоже очень правильно и понятно! Если исполняешь Заповеди Божий, получишь награду. Если же лукавишь, то такой ответ придется дать, от которого не увильнешь и не откупишься обрядами. Твои судьи — совесть и Бог, Который все видит и знает! От суда своей совести не уйдешь! Перед Богом можно каяться и просить прощения! Далее, христианство учит человека сдерживать свои дурные наклонности, отказываться от того, чего хочется, во имя заботы о других и о семье. Такие люди, воспитанные христианской верой, умеющие властвовать над своими желаниями и страстями, с закаленным характером, с твердой волей, нужны в каждой стране. Им можно доверять!

Отказаться от многоженства во имя сплоченной семьи? Я сам это сделаю, чтобы показать пример другим. Без крепкой семьи не может быть крепкого государства. Семья — это основная ячейка в государстве. Работать над собой, развивать свои дарования, «свои таланты», как говорит главная христианская книга — Евангелие. Как это правильно и нужно каждому человеку! У нас много одаренных людей! Они должны учиться, трудиться, совершенствоваться...

Христос проповедует скромность и отрицает гордость. Требует заботы о бедных. Я сам это буду делать! Буду заботиться о несчастных, правильно судить и не гордиться тем, что я князь.

Время шло, а киевский князь не решался переменить веру. Размышлял, советовался со старейшинами, отправлял послов смотреть, где и как проходят богослужения. И опять вспоминал мудрую бабушку свою, которая избрала веру христианскую. Не давала покоя смелость и дерзость варягов-христиан Ивана и Федора, которые за Бога христианского приняли мученическую смерть...

Однажды, когда князь со старейшинами выслушивали рассказы послов о разных верах, бояре сказали: «Если бы плоха была вера греческая, не приняла бы ее Ольга, бабка твоя, мудрейшая из всех людей!»

И решил князь: «Крещусь!» Да снова медлил. Возможно, смущало Владимира, что, принимая веру из чужой страны Византии, он станет зависимым от нее, подневольным. И решил Владимир прежде стать равным византийскому императору.

Вторгся он в византийские владения в Крыму и осадил город Корсунь (Херсонес). Дружинники его начали насыпать к городской стене землю, чтобы по насыпи войти в город. А жители города подвели под стену подкоп и выбирали всю насыпанную землю. Тогда один из жителей города, некий Анастас, пустил в стан Владимира стрелу с запиской: «Перекопай и перейми воду из колодца. Из него по трубе идет вода в город». Прочитав записку, Владимир сказал: «Если от этого Корсунь сдастся, то я крещусь».

Корсунь была взята! И оттуда — уже победителем — Владимир продиктовал свои условия византийскому императору, потребовал отдать за него сестру: «Коли не отдадите ее за меня, то и с Царьградом сделаю то же, что с Корсунью». Встревоженный византийский император ответил: «Недостойно христианке выходить за язычника. Крестись, тогда дадим тебе невесту».

С этим Владимир согласился и объявил о желании креститься: «Пусть те священники, которые придут с сестрой вашей, крестят меня».

Да, может, снова не окончательным было решение, это и понятно — трудно решиться переменить веру. Но тут свершилось чудо. По преданию, Владимир неожиданно ослеп. Царевна послала сказать ему: «Если хочешь избавиться от болезни — крестись».

«Если так случится, — решил Владимир, — то поистине велик Бог христианский». Во время крещения князь прозрел...

Слепоту и прозрение князя толковали как символ перехода от языческой тьмы к свету христианской жизни. При крещении человек будто вновь рождается, начинает жить по законам новой жизни. Даже имя получает новое. Князю Владимиру дали имя Василий.

ВОПРОСЫ

1. Что положительного видел князь Владимир в христианстве?

2. Почему исполнение заповедей важнее, чем исполнение обычаев и ритуалов? Смогли бы вы на месте князя Владимира провести такой анализ заповедей? Попробуйте!

3. Обратите внимание на то обстоятельство, что князь Владимир не только теоретически изучал суть христианства, но и сразу делал практический вывод: «Я сам буду это делать!» Сколько лет тогда было князю?

4. Почему князь медлил креститься?

5. Как вы думаете, почему таким важным для Руси стало крещение князя Владимира? Если вы крещены, то имело ли это для вас какое-нибудь последствие?

 

studopedia.net

Во что верили древние славяне?

Предки русского народа — восточные славяне - были язычниками. Языческая религия не признавала единого Бога. Как и другие древние народы, славяне поклонялись силам природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в образы божеств. Первое место в этом многобожии занимало божество солнца - Дажбог (иначе Даждьбог, Дажебог). Его почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ. Другим важным божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносной молнией. Имел свое божественное воплощение и ветер — Стрибог. Небо, в котором пребывал Дажбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, поэтому Дажбогу было присвоено отчество Сварожича. Внешний культ у славян не имел развития: не было ни храмов, ни священников. Лишь кое-где на открытых местах, на холмах ставились грубые изображения богов - «идолы». Им приносились жертвы, иногда человеческие. Этим идолопоклонничество и ограничивалось.

Кроме того, славяне верили в различных духов, что было связано с культом предков. Родоначальник, давно умерший человек, боготворился и считался как бы живущим покровителем своего потомства. Его звали родом, или щуром (отсюда наше слово «пращур»), ему приносились жертвы. Почитались и женские предки, которые звались рожаницами. Когда родовые связи стали слабеть, когда началось обособление семей, важное место занял «дедушка домовой» — покровитель семьи, управляющий всем ее хозяйством.

Веря в загробную жизнь, славяне считали, будто души умерших бродили по земле и населяли поля, леса и воды. Отсюда - лешие, водяные и русалки. Вся природа казалась язычнику живой и одухотворенной. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал их различными обрядами. Так появились языческие праздники - коляды, купалы, радуницы и другие. Праздновались также наступление лета, проводы зимы, встреча весны. Одновременно отмечались и дни воспоминания об умерших, которые в целом назывались тризнами. Свои торжества были у семей — свадьбы, например.

Обряды, сопровождающие языческие праздники, пережили само язычество. Далее после принятия христианства в X веке на Руси сохранялись многие языческие традиции и суеверия. Единственное отличие - старые, дохристианские обряды приурочивались к праздникам христианского календаря: например, коляда - к святкам, проводы зимы - к масленице, купала - к Иванову дню. Очень долго славяне верили в леших, русалок, домовых.

www.samoeinteresnoe.com

Во что верили древние славяне?. Поговорки

Предки русского народа — восточные славяне - были язычниками. Языческая религия не признавала единого Бога. Как и другие древние народы, славяне поклонялись силам природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в образы божеств. Первое место в этом многобожии занимало божество солнца - Дажбог (иначе Даждьбог, Дажебог).

Его почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ. Другим важным божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносной молнией. Имел свое божественное воплощение и ветер — Стрибог.

Небо, в котором пребывал Дажбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, поэтому Дажбогу было присвоено отчество Сварожича. Внешний культ у славян не имел развития: не было ни храмов, ни священников.

Лишь кое-где на открытых местах, на холмах ставились грубые изображения богов -«идолы». Им приносились жертвы, иногда человеческие. Этим идолопоклонничество и ограничивалось.

Кроме того, славяне верили в различных духов, что было связано с культом предков. Родоначальник, давно умерший человек, боготворился и считался как бы живущим покровителем своего потомства. Его звали родом, или щуром (отсюда наше слово «пращур»), ему приносились жертвы.

Почитались и женские предки, которые звались рожаницами. Когда родовые связи стали слабеть, когда началось обособление семей, важное место занял «дедушка домовой» — покровитель семьи, управляющий всем ее хозяйством. Веря в загробную жизнь, славяне считали, будто души умерших бродили по земле и населяли поля, леса и воды.

Отсюда - лешие, водяные и русалки. Вся природа казалась язычнику живой и одухотворенной. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал их различными обрядами.

Так появились языческие праздники - коляды, купалы, радуницы и другие. Праздновались также наступление лета, проводы зимы, встреча весны.

Одновременно отмечались и дни - воспоминания об умерших, которые в целом назывались тризнами. Свои торжества были у семей — свадьбы, например. Обряды, сопровождающие языческие праздники, пережили само язычество.

Далее после принятия христианства в X веке на Руси сохранялись многие языческие традиции и суеверия. Единственное отличие - старые, дохристианские обряды приурочивались к праздникам христианского календаря: например, коляда - к святкам, проводы зимы - к масленице, купала - к Иванову дню.

Очень долго славяне верили в леших, русалок, домовых.то что мне нужно для внеклассного чтения Анушервон 27-09-2011 очень интересно!!! интересно!

Алёна 17-12-2011 Отлично! Как раз всё для сообщения! Тина 28-12-2011 мы не выбираем времена - мы в них живём!

Вы прочитали материал на тему: Во что верили древние славяне?

www.cka3ku.com

Во что верили древние славяне

В этой категории собрано самое интересное из области истории. Различные факты, статьи, истории, расскажут вам о том как происходила эволюция человека, как он постигал все новые и новые вершины в области техники, науки. В общем читайте и узнаете много полезного и потом сможете блеснуть своими знаниями... 

Просмотр содержимого документа «Во что верили древние славяне»

Во что верили древние славяне?

Предки русского народа — восточные славяне - были язычниками. Языческая религия не признавала единого Бога. Как и другие древние народы, славяне поклонялись силам природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в образы божеств. Первое место в этом многобожии занимало божество солнца - Дажбог (иначе Даждьбог, Дажебог). Его почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ. Другим важным божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносной молнией. Имел свое божественное воплощение и ветер — Стрибог. Небо, в котором пребывал Дажбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, поэтому Дажбогу было присвоено отчество Сварожича. Внешний культ у славян не имел развития: не было ни храмов, ни священников. Лишь кое-где на открытых местах, на холмах ставились грубые изображения богов - «идолы». Им приносились жертвы, иногда человеческие. Этим идолопоклонничество и ограничивалось.

Кроме того, славяне верили в различных духов, что было связано с культом предков. Родоначальник, давно умерший человек, боготворился и считался как бы живущим покровителем своего потомства. Его звали родом, или щуром (отсюда наше слово «пращур»), ему приносились жертвы. Почитались и женские предки, которые звались рожаницами. Когда родовые связи стали слабеть, когда началось обособление семей, важное место занял «дедушка домовой» — покровитель семьи, управляющий всем ее хозяйством.

Веря в загробную жизнь, славяне считали, будто души умерших бродили по земле и населяли поля, леса и воды. Отсюда - лешие, водяные и русалки. Вся природа казалась язычнику живой и одухотворенной. Он вступал с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал их различными обрядами. Так появились языческие праздники - коляды, купалы, радуницы и другие. Праздновались также наступление лета, проводы зимы, встреча весны. Одновременно отмечались и дни воспоминания об умерших, которые в целом назывались тризнами. Свои торжества были у семей — свадьбы, например.

Обряды, сопровождающие языческие праздники, пережили само язычество. Далее после принятия христианства в X веке на Руси сохранялись многие языческие традиции и суеверия. Единственное отличие - старые, дохристианские обряды приурочивались к праздникам христианского календаря: например, коляда - к святкам, проводы зимы - к масленице, купала - к Иванову дню. Очень долго славяне верили в леших, русалок, домовых.

multiurok.ru

Урок истории на тему "Язычество, или Во что верили древние славяне". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • развивать познавательный интерес к истории, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу, умение анализировать, сопоставлять факты, делать логические выводы;
  • воспитывать культуру личности, формировать нравственные чувства, уважение интерес к историческому прошлому;
  • развивать основные компетенции: социальную и коммуникативную (работа в группах) информационную (умение работать с разными источниками)
  • Задачи:

    • обучающая
    • – создать условия для формирования у школьников представления о первой религии “Язычество” в связи с чем она появилась, почему славяне верили в духов и богов. Что такое магия, фетишизм и тотеизм;
    • развивающая
    • – способствовать развитию информационной культуры школьников, логическому мышлению, умению работать с дополнительной литературой, повысить интерес к занятиям историей;
    • воспитательная
    • – дает толчок к изучению истории своего народа. Уважение мнения каждого. Повышение ответственности каждого ученика за успех группы и класса в общем.

    Оборудование урока:

    • музейные экспонаты;
    • костюмы;
    • декорации.

    Ход урока

    • Вступительное слово учителя.
    • Класс разбит на группы, каждая группа подготовилась по свои заданиям: 1 группа рассказывает о славянских богах. 2 группа о славянских духах. 3 группа готовила дома обережных кукол, и рассказ о куклах. 4 группа рассказывает об обычаях и языческих праздниках.
    • Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок.

    1. Сообщение темы урока.

    Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители московской земли-славяне, чему и кому поклонялись наши предки. Вы хорошо знаете о том, что вся жизнь людей в далекой древности была тесно связана с природой-лесом, рекой землей. Славяне не могли объяснить многие явления природы, поэтому они отождествляли эти все явления с духами, богами, их гневом или милостью. Отсюда и берет свое начало первая славянская религия Язычество.

    Славяне начали поклоняться многим богам природы. Главные их боги жили на небе.

    Вопрос к ученикам: Каких богов славянских вы знаете?

    2. Рассказ о славянских богах.

    Ученик 1: Бог солнца Хорс. Его имя означало "круг", воплощал в себе Хорс, движущееся по небу светило. Хорс не имел человеческого облика, он изображался золотым диском. С культом Хорса связан ритуальный весенний танец хоровод, т.е. движения по кругу, Также обычай печь на масленицу блины в виде солнца.

    Ученик 2: Даждьбог - брат Хорса, бог солнечного света ,тепла, созревания урожая. Даждьбог согревал промерзшую за зиму землю, пробуждая к жизни растения, вел постоянную борьбу с холодом.

    Ученик 3: Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов, божество грозное и карающее. Этот бог распоряжался войной и миром. Главным оружием Перуна были камни, стрелы топоры. Славяне думали, что наказанных бог грозы поражает огненными стрелами - молниями. Чтобы задобрить опасного бога славяне приносили жертву людей, животных, сжигая их на костре. Им казалось, что с дымом они поднимаются высоко вверх, до самого божества. Сытно наевшись, Перун пошлет людям удачу в делах, победу на войне.

    Ученик 4: Велес - хозяин дикой природы Владыка лесов и животных. Покровитель домашнего скота и богатства. Велес - господин путей, покровитель всех путешественников, почитатель торговцев, скотоводов, охотников, земледельцев.

    Ученик 5: Ярило - бог плодородия и пробуждающейся природы. Ярило имел 7 мячей и семь голов ,был огромного роста.4 головы Мужские, 2 женские, а седьмая звериная, была на груди.

    Ученик 6: Лада - женское божество плодородия, благополучия, весеннего цвета жизни. Она же богиня брака, изобилия, богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ладой называли матерью. Отсюда и поговорка быть в ладу со всеми.

    Учитель: Чтобы молиться и задабривать богов у славян были специальные места - святилища. На этих огороженных площадках ставились каменные или деревянные изображения богов - идолы. Святилища устраивали в самых красивых местах: по берегам рек, на высоких холмах, в дубовых рощах. Вокруг идолов постоянно горели костры, на кострах славяне сжигали жертвы богам, считая, что дым донесёт их молитвы. Жертвоприношениями ведали особые люди-волхвы и кудесники. К ним обращались за советами и предсказаниями. Волхвы считались самыми главными в время праздников и погребений.

    3. Духи у славян

    Учитель: Славяне верили не только в богов, но и в добрых, и злых духов. Они верили, что в природе и в доме живут невидимые существа - добрые и злые духи. Многие из них нам хорошо знакомы по народным сказкам. Чтобы привлечь добрых и отпугнуть злых духов существовало очень много оберегов,и обрядов чтобы увидеть эти обряды и обереги, давайте на время перенесемся в обычную славянскую избу.

    Участники: Домовой, хозяин, хозяйка занимают свои места в избе.

    Учитель: Скажите ребята, как у славянских народов, да и в наше время называют домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома?

    Ученик: Домовой.

    Учитель: А где в доме живет домовой?

    Ученик: Там где тепло, за печкой.

    Домовой: Домовой - это Я. Дух который живет в каждом доме. Я не делаю зла, а только шучу, даже оказываю услуги, если люблю хозяина и хозяйку. Я охраняю дом и двор, предупреждаю о несчастье, если на порог должна прийти беда я вою, стучу, бью посуду, хлопаю дверью, так я предупреждаю о несчастье. Если у хозяина есть лошади и они мне нравятся, я ей в косы заплетаю гриву и хвост, если не нравиться я её пугаю, поэтому хозяин и покупает лошадей той масти, которая приходится по двору, то есть

    Учитель: Если хозяева продавали старый дом и покупали новый, они всегда приглашали в новый дом своего домового.

    Хозяйка: Подходит к печи, достает чугунок с недоваренной кашей и говорит "Хозяинушка, помоги кашку в новом доме доварить, детишек накормить".

    Учитель: Горшок с недоваренной кашей забирали в новый дом и там доваривали.

    Хозяин: Еще при переезде ставили на печь тапочек, и утром когда все вещи выносили из дома, тапочек выносили последним, со словами "Хозяюшка нам, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшка поедим в наш новый дом, на новый двор, на новое житье на новое бытье, на новое богатство!".

    Хозяйка: Если молодые муж с женою идут в свой первый дом, они несколькими обрядами зазывают домового. 1) Выводят в полночь, в полнолуние на улицу с левым батником, привязанным на веревочке, и тянут его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуют "тяжесть" в ботинке, значит, домовой согласился жить с вами.

    Учитель: Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Скажите, так зачем нужен домовой в доме?

    Ученики отвечают.

    Учитель: А каких родственных домовому духов вы знаете?

    Ученик 1: Леший - Лесной дух, хозяин леса, жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы. Может вырастать выше деревьев, может ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Одежда у него вывернута изнанку, и чаще всего его представляют старичком. Считают, что он любит кричать в лесу, пугая народ, заводит в глушь и там хохочет и хлопает в ладоши. Если человек заблудился, нужно, как леший одеть одежду наизнанку, с сразу найдешь тропинку верную. Леший путает тропинки лесу, отсюда и поговорка если человек,что-то перепутал или заблудился "Лешак попутал"

    Ученик 2: Кикимора - многие считают её женой Лешего. Это маленькая, сгорбленная, безобразная чудаковатая старушка, неряшливо одетая в лохмотья.

    Ученик 3: Банник - дух живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение Банника шпарить моющихся кипятком, стрелять в печи каменке камнями. Считают, что злится банник, когда люди нарушают запреты, моются в праздники, поздно ночью, или парятся в бане целый день без остановки сменяя друг друга. Идя в баню люди благодарили банника за жар жаркий, баньку теплую, пар парной.

    Ученик 4: Анчутка - злой дух, живет то в воздухе, то в воде, мгновенно появляется, когда упомянут его имя. Лучше о нём помалкивать, а то будет тут как тут. Выглядит как маленький чертик, с гусиными лапками. Обычно Анчуткой пугали маленьких детей за плохое поведение за столом. Говорили "Не болтай ногами, а то Анчутка придет". Считают, что больше всего на свете Анчутка любит качаться на ноге у человека.

    Ученик 5: Баба Яга - хозяйка леса. Живет в избушке на куриных ножках. Баба Яга в основном ловит непослушных детей, сажает их на лопату и жарит в печи. Но не в одной сказке так никого и не съела. Часто от неё бегают. Иногда она выступает в роли дарительницы. Дарит Иванушке или клубок, или санки самоходные или коня. Помогает найти дорогу.

    Учитель: А как вы считаете, зачем детям рассказывали о добрых и злых духов?

    “Рассказывая о разных духах, детей приучали к осторожности в лесах, на болтах, у воды, а так же послушанию и хорошему поведению”.

    4. Обереги у славян.

    Учитель: Очень часто наши предки использовали обереги от различных несчастий. Этими оберегами могли быть различные предметы.

    Хозяйка: Очень сильным оберегом считался Веник. Это защита дома от нечести. Обязательно мусор мели от двери, чтобы не вымести добро. Если приходил не желанный гость в дом, веник переворачивали, ставили на ручку, и гость быстро уходил.

    Домовой: Считалось, что 24 сентября Федорин день и домовенок весь день сидит за веником. Нельзя было в этот день веник брать в руки. И в этот день мусор из дома не выносили. А в полночь веник выносили на перекресток 4-х дорог и выкидывали, считалось, что из дома выкидывали все беды и болезни, которые накопились за год. Все несчастья уходили на все 4 стороны.

    Хозяин: Подкова в доме это счастье, полная чаша. Подкову вешали на дверь или забор. Очень хорошим признаком считалась, если подкову нашли на дороге случайно, или выкопали из земли.

    Хозяйка: После урожая всегда в доме ставили сухой подсолнух-это тепло, свет, радость, жизнь.

    Хозяин: Вязанка чеснока, заплетенная в косу пугала злых духов, а мешок орехов крепкая и дружная семья.

    Домовой: А наполненный мешок монетами, зерном, колосьями - достаток и богатство в доме, сытость.

    Хозяйка: В северных деревнях по сей день мастерят деревянных птиц счастья. Подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться. Эта птица украшает дом, делает его уютнее, приносит счастье.

    Хозяин: В старину деревянная птица охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье: мастер должен выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора, 52 ни больше не меньше, по числу недель в году. При этом произносит заклинание, превращающее дерево в доброго духа.52 удара, 52 слова, не известных нам сейчас.

    Учитель: В наше время детей практически нечем удивить. В магазинах полно всевозможных игрушек. Но какими, же игрушками игрались наши бабушки, когда были детьми? Какими были игровые куклы тех времен? Ведь куклы это тоже очень сильный оберег.

    Ученик 1: Обычную куклу делали из травы, соломы, из лоскутков одежды. Первые куклы делали мамы детям, потом ребенок сам начинал изготавливать кукол. Обережные куклы не состояли из иголок и режущих предметов. Куклы делались из старой поношенной одежды. Считалось, что поношенная одежда хранит в себе тепло души человека, носившей ее.

    Ученик 2: Кукол ярко наряжали, украшали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, если у куклы нет лица, то никакая нечисть в нее не вселится, и значит не принесет никакого вреда ребенку. Для ребенка кукла была и игрушкой и оберегом. Ее хранили в сундуках, корзинках. В богатых домах одевали в дорогие ткани с вышивкой, и куклы были похожи на обитателей дома.

    Учитель: В каждом доме были обережные куклы. В обычных домах, за печкой можно было найти 13 разных кукол. Это куклы-Лихоманки, они выманивают беду и болезни из дома. Почему же их было обычно 13? Дело в том, что именно столько было сестер-трясавиц: Кумоха, Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию Кумохи - старшей сестры нападают лихоманки на расслабившегося человека и не дают ему продыху - ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила. Именно поэтому кукол - лихоманок помещали за печкой. Делали таких кукол с заговором: в течение всего процесса вязания куклы ворожея не должна была сбиться с ритма и не прерывать речитатива заговора, а с последним словом завязать на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Сгорая на костре, кукла-лихоманка уносила - выманивала - из дома беду. А каких кукол приготовили ребята??

    Показывают куклы ребята изготовленные дома.

    Ученик 1: Кукла-Крупеничка. Рассказывает о ней.

    Ученик 2: Кукла-Утешница. Рассказывает о ней.

    Ученик 3: Кукла-Травница. Рассказывает о ней.

    Ученик 4: Кукла-Неразлучники. Рассказывает о ней.

    Ученик 5: Кукла-Пеленашка (первая кукла для ребенка). Рассказывает о ней.

    Ученик 6: Кукла-Берегиня. Рассказывает о ней.

    Учитель: Оберегами считались так же и имена у человека. Рожденный ребенок получал имя и это был уже оберег. Иногда родители называли ребенка ласково "мой медвежонок, зайка, орел" и люди верили в великую силу слова. Считалось, если ребенка называть таким именем, то к нему перейдут качества этого животного или птицы. И люди будут выносливыми как, медведь или волк, быстрыми как заяц, зоркими как орел.

    - А как вы считаете, имеет ли слова силу?

    - Можно ли словом обидеть или ранить человека, доставить радость, ободрить его?

    Сегодня наш урок подходит к концу, вы очень много узнали, услышали на уроке. Как вы думаете, а если сделать куклу оберег для вашего класса, как она должна выглядеть? Несколько человек из класса делают куклу, оберег для класса. Дают ей имя.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Боги древних славян. Во что верили наши предки

    Боги древних славян… Какими они были? Во что верили и кого почитали наши предки?

    Обо всем этом я и хочу рассказать в своей статье.

    Поверья и мифология древних славян

    Боги древних славян, которые входили в так называемый языческий пантеон, принадлежали, как правило, к одному из двух видов: некоторые из них считались солнечными, других сейчас принято называть функциональными. Верховным же считался Сварог, часто также именуемый богом Родом.

    К солнечным богам относят четыре древних божества: Хорса, Ярила, Дажьбога и Сварога. А в пантеон функциональных вошли Перун, Семаргл, Велес и Стрибог.

    У славян были и свои праздники. Например, они отмечали смену и времен года, и солнечных фаз. Древнеславянские боги были ответственны за эти изменения. Каждый - за свое: Хорс - за весну, Ярило – за лето, Дажьбог – за осень, и, наконец, Сварог – за зиму. Именно в "свои" сезоны их и почитали особо. Такая традиция на Руси имела достаточно глубокие корни. Кстати, нельзя не отметить и тот факт, что после Крещения Руси боги древних славян не были напрочь забыты, а продолжали массово почитаться, но уже под видом привычных нам православных святых.

    Солнечные боги древних славян.

    • Бог огня Сварог считался верховным во всем славянском пантеоне. Кроме этого, его еще и почитали как бога Неба и родоначальника жизни в целом. Согласно преданию, он однажды изменил свой пол и стал родителем для целой когорты божеств: Перуна, Дажьбога и Семаргла, наделив их своей огненной природой. Согласно поверью, владение огнем, обрабатывание металла и создание людьми колесницы, клещей и плуга – это все заслуги именно бога Сварога. Древние славяне считали, что это он наградил их знаниями и подарил законы, которым обязательно нужно следовать. Чуть позже Сварог передает бразды правления своим сыновьям - юным Хорсу, Ярилу и Дажьбогу, поэтому они также стали называться солнечными или огненными.
    • Бога солнца Хорса часто отождествляли с кругом, огнем, пламенем или красным цветом в целом. 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, славяне отмечали день рождения бога Хорса. В целом он являлся мужским божеством, способным вдохновить как мальчиков, так и взрослых мужчин на духовный рост, получение знаний и преодоление трудностей.
    • Ярило считался богом зачатия, вешнего света и пробуждающейся по весне природы. Его часто отождествляли с любовью и рождением потомства. Древние славяне видели Ярило в образе молодого парня, веселого, пышущего здоровьем, принимающего участие во всех народных гуляниях и стремящегося найти себе жену. Ярило изгонял с земель холод и зиму.
    • Бог плодородия по имени Дажьбог олицетворял силу света и любое тепло. От него древние славяне ожидали исполнения желаний, выздоровления, сил и других благ. Символами Дажьбога считались два пылающих и светлых металла: серебро и золота. Он радовал дождем, пугал грозами и градом и награждал обильным осенним урожаем.

    Функциональные боги древних славян

    • Велес - это хозяин и повелитель дикой природы, считавшийся покровителем всех путешественников и властителем всего непознанного. Также земледельцы и скотоводы приписывали ему заботу о домашнем скоте, а торговцы просили принести богатство. Жил Велес на острове Буяне, писал стихи и управлял душами умерших, либо отправляя их к Солнцу, либо оставляя на Луне.
    • А вот Семаргл считался богом смерти. Древние славяне часто изображали его в виде крылатого волка. Он путешествовал в компании пса Цербера.
    • Известный сейчас любому школьнику бог Перун был не только покровителем воинов, но также богом таких природных стихий, как гром и молния. В самые первые весенние деньки именно Перун приходил на землю, орошая ее обильными дождями и выводя из зимних туч долгожданнее солнце. Пробуждалась и опять оживала природа. Кстати, боги древних славян тоже могли быть кровожадными. Вот, например, Перуну было принято приносить в жертву животных, пленных и даже детей. Этому божеству был посвящен дуб, из которого он, в соответствии с преданием, добывал огонь. Сам образ Перуна был достаточно эффектен: немолодой на вид мужчина с серебряными прядками волос и золотыми усами и бородой. Главное оружие Перуна – это камни, различного рода топоры и стрелы. Воинственный бог, неправда ли? Именно он, по легенде, и подарил нашим предкам щит.
    • Стрибог всегда считался богом ветра и воздушных течений. Сама суть Стрибога весьма неоднозначна: являясь повелителем стихии, он способен принести влагу, но в то же время именно по его вине случаются наводнения, ураганы и засухи, и вследствие всего этого - смерть.

    загрузка...

    worldfb.ru