История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Период высокой классики (V в. до н. э.). Спарта. Старейшины в древней спарте


3.2 Основные направления деятельности Совета старейшин в Древней Спарте. Формирование Древнегреческой государственности

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие Федеральной службы безопасности и Органов Внутренних дел Российской Федерации

§2. Основные направления деятельности ФСБ России

В статье 8 упомянутого Федерального закона «О федеральной службе безопасности» (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) определены основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которые...

Деятельность территориальных избирательных комиссий

2.2 Основные направления деятельности избирательных комиссий

Организация выборов требует серьезных усилий. Необходимо проделать большую организационную работу по обеспечению процесса голосования и подсчета голосов, а также обеспечить финансирование этого процесса...

Интерпол и его международные отношения с Российской Федерацией

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРПОЛА

Основными направлениями деятельности Интерпола являются: - Во-первых, это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений...

Источники (формы) права. Статус прокурора в Российской Федерации

5. Основные направления деятельности прокуратуры РФ

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера...

Общая характеристика правоохранительных органов

1.3. Основные направления деятельности

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов...

Общая характеристика прокурорского надзора

2. Основные направления деятельности прокуратуры

Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России...

Основные направления деятельности, принципы и задачи правоохранительных органов

1. Понятие, основные направления деятельности, принципы и задачи деятельности правоохранительных органов

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления...

Основы организации полиции в Российской Федерации

2.3 Основные направления деятельности полиции

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Полиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами...

Полномочия главы государства в системе государственного управления

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Систему правления Республики Беларусь, также, как и Российской Федерации, можно охарактеризовать как президентскую "смешанную" систему, или как "смешанную" систему с сильным Президентом...

Правовое положение МВД РФ в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

1.2 Основные направления деятельности и компетенция МВД РФ

Нынешняя концепция нормативного регулирования деятельности Министерства внутренних дел не может формироваться без учета современной социально-политической обстановки в стране. В этой связи, прежде чем говорить о такой концепции...

Структура и основные направления деятельности милиции общественной безопасности

Глава 1. Основные направления деятельности МОБ

Закон РФ "О милиции" определяет следующие основные направления деятельности МОБ: 1) Обеспечение безопасности личности Обеспечение безопасности личности, как важнейшая задача милиции...

Управление жилой недвижимостью (на примере УК "Радомир")

2.2 Основные направления деятельности компании

Основной задачей Управляющей компании является качественная эксплуатация зданий, повышение уровня обслуживания домов за счет применения энергосберегающих технологий, выполнения долгосрочных планов...

Формирование Древнегреческой государственности

Глава 3. Характерные черты организации власти в Древней Спарте

...

Экстремизм и терроризм

3. Основные направления деятельности

Научно-фондовая работа - это одно из основных направлений музейной деятельности, ориентированное на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Задачей музея является комплектование своих фондов, их учет, изучение...

Юридические службы военных организаций

Глава II. Понятие, основные направления деятельности юридических служб военных организаций и их основные полномочия

...

pravo.bobrodobro.ru

Древняя олигархическая Спарта: власть аристократии, иерархия сословий

 

Древнее государство Спарта носило еще одно название – Лакедемон – и находилась на территории Греции, на юге острова Пелопоннес. Спарта считается образцом древнего, аристократического государства. Это следует из того, что возникновение этого государства в VIII-VII веках до н.э. основывается на общих закономерностях разложения первобытного строя.

Со временем Спарта стала самым сильным военным государством, так как цель жизни спартанцев заключалась в военном превосходстве, о чем свидетельствует их дисциплинированный образ жизни.

В Спарте не уделяли особого внимания развитию искусства и философии, в отличие от обучения детей в Древней Греции, даже в воспитании девочек ключевым моментом была гимнастика, которая развивала их физически и способствовала рождению сильных мальчиков, будущих воинов.

Особенное внимание историки уделяют системе воспитания детей в Спарте, потому что она представляет собой пример высокоуровневой дисциплины. Спартанских мальчиков уже в семь лет отправляли в специальную казарму, где они ежедневно обучались выдержке, терпели ограничения в еде и одежде и готовились к тягостям сражений и войны.

Почему Спарта называется олигархической?

Почему это государство часто называют олигархическим? Прежде всего, это обусловлено тем, что само государственное устройство не позволяло развиваться частной собственности в целях подавления и удержания подневольного населения – илотов.

А организация политической власти полностью соответствовала периоду распада первобытного строя. Вначале власть принадлежала двум вождям, совету старейшин и народному собранию.

В IV веке до н.э. сложилось иное политическое устройство государства - «ликургов строй», название которого обусловлено легендой о спартанце Ликурге, которые ввел новые законы для Спарты.

Власть Аристократии: иерархия сословий

Власть принадлежала двум царям, за которыми закреплялось верховное военное командование, совету старейшин, в который входило 28 пожизненных членов, выбранных собранием всех полноправных и боеспособных спартиатов.

Совет старейшин назывался герусием, а народное собрание – апеллой, царей также относили к совету старейшин. Существовали выборные должности эфоров, которые были исполнителями судебной власти в Спарте. Выбирали 5 эфоров, двое их которых сопровождали царя в походе.

Аристократию этого государства представляли гомеи, которые являлись полноправными гражданами и парфении, которые являлись потомками детей незамужних спартанок и считались гражданами второго сорта после аристократов.

Народ представляли гипомейоны, лишенные гражданских прав вследствие бедности или физической неполноценности, мофаки, которые были детьми не-гомеев и получили полноценное спартанское воспитание, периеки – свободные не-граждане, и неодамоды – бывшие илоты, которые смогли получить неполное гражданство.

Именно «ликургов строй» сделал из Спарты сильнейшее военное государство, которому принадлежало преобладание во всей Древней Греции до греко-персидских войн. Когда в 499 году до н.э. начались греко-персидские войны, государство Спарта прославилось Фермопильским сражением, которое включает в себя знаменитый подвиг трехсот спартанцев.

А в Малой Пелопоннесской войне в 445 году до н.э. произошел раздел власти и сфер влияния между Спартой и Афиной и был подписан мирный договор на 30 лет.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Рождение демократии в Афинах: реформы Солона и Клисфена Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПобеда греческой демократии над восточной деспотией: война с Персией

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Древняя Спарта. Илоты. Кто управлял Спартой?



Чем илоты отличались от рабов? Почему спартанцы жестоко обращались с илотами?

Илоты – греки-ахейцы, превратившиеся дорийскими племенами в рабов. Но они жили семьями в деревушках, имели орудия труда, работали на земельных участках, как крестьяне. Спартанцы не имели права их продавать, потому что все илоты принадлежали не отдельным спартанцам, а Спартанскому государству. Илотов было в несколько раз больше, нежели самих спартанцев, поэтому те и обращались с ними жестоко, чтобы илоты боялись и повиновались.

Кто управлял Спартой?

Государственное устройство Спарты было олигархическим. Олигархия – власть немногих. Народное собрание не играло значимой роли в Спарте. Все вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 лет. Также. В Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Цари имели всего два голоса в Совете старейшин, а потому общее решение от них не зависело. Народное собрание собирали только по необходимости. Голосовали криком, избранным считался тот, за которого громче кричали.

Способ голосования в Спарте один древнегреческий ученый назвал «детским». Как вы думаете, почему?

Потому что голосовали криком, избранным считался тот, за которого громче кричали.

Почему спартанцам и в мирное время нужна была сильная, боеспособная армия?

Они считали военное дело единственным занятием, достойным свободного человека. Также, армия была необходима, чтобы держать в повиновении илотов, число которых в разу превышало количество спартанцев.

Опишите вооружение спартанского гоплита.

Это тяжеловооруженные пешие воины. Вооружены длинным копьем и коротким мечом. Бронзовые доспехи и шлем. Щит круглый, из твердых пород дерева, покрыт бронзовыми пластинами.

Какую цель преследовало спартанское воспитание? Что вам нравится и что не нравится в нем?

Главная цель – подготовка мужественных, дисциплинированных и закаленных воинов. Мне не нравится то, что слабых и больных младенцев убивали. Что после семи лет мальчиков забирали в школу, где они учились и жили. Школа была похожа на военный лагерь. Там была жесткая дисциплина. Зимой мальчики ходили босиком, скромная пища. Многие ребята воровали, что не считалось позорным. Тех, кого словили за воровством, наказывали, но не за само воровство, а за то, что попались. Минусом является и то, что их не учили наукам, основное время было занято физической и военной подготовкой. Даже свои мысли, их учли выражать кратко. Положительным было то, что следили за физическим здоровьем, учили читать, писать, играть на флейте, петь, терпеть боль, самостоятельности.

Чем отличался спартанский государственный строй от афинского?

В Афинах демос отвоевал власть у аристократии. Все граждане полиса признавались равноправными. Важную роль играл Совет 500. Он включал в себя по 50 человек от каждой филы. Это были по сути избирательные округа. В них аристократия уже не играла роли. Главная роль перешла к народному собранию. А государственное устройство Спарты было олигархическим. Олигархия – власть немногих. Народное собрание не играло значимой роли в Спарте. Все вопросы решались Советом старейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не моложе 60 лет. Также. В Совет старейшин входили два царя, власть которых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Цари имели всего два голоса в Совете старейшин, а потому общее решение от них не зависело. Народное собрание собирали только по необходимости. Голосовали криком, избранным считался тот, за которого громче кричали.

Придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте. Что могло вызвать его удивление в чужом полисе?

Его удивление могло вызвать многое. Жестокое обращение с илотами. Спартанцы иногда устраивали охоту на илотов и убивали самых сильных из них. Могло удивить и то, что у спартанцев каждый считал себя равным другому. Там не было ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Всякая роскошь была запрещена. Два царя жили также и одевались так же, как и остальные спартанцы. Каждый спартанец ежемесячно делал взнос продуктами в общий котел. Любой спартанец, которому потребовалась лошади или повозка, брал первую попавшуюся, не интересуясь, чья она была, необходимо было только вернуть ее на прежнее место.

resheba.com

Как жилось в древней Спарте

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии – то есть, будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли колоссальную экспансию близлежащих земель Мессении.

В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».

russian7.ru

Период высокой классики (V в. до н. э.). Спарта.

Возникновение спартанского государства.

В истории Греции конца V - начала IV в. до н. э. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до н. э., после того как на Пелопоннесе в XI в. до н. э. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты - Лакедемон), в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об. Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII-VII вв. до н. э.). Во время второй мессенской войны прославился поэт Тиртей, составлявший боевые марши и кличи.

Большая часть покоренного населения Мессении и Лаконики (илоты)1 была лишена личной свободы и гражданских прав. Илоты работали на земле и выплачивали натуральный налог спартанцам. Небольшое число местных жителей Лаконики, где земли были менее плодородны, чем в Мессении, сохраняя личную свободу, было лишено гражданских прав, сформировав социальную группу периэков (буквально: "живущие вокруг"). Периэки занимались ремеслом и торговлей.

До VI в. до н. э. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до н. э. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство. Впрочем, античная традиция относила его к более раннему времени (IX-VII вв.).

Государственное устройство Спарты.

Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками (например, прославленный Леонид), кроме того, выполняли жреческие функции и частично - судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин, второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, - коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, - изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

Воспитание и общественная жизнь спартанцев.

Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с вершины Тайгета, самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды - агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово "лаконизм", означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно. Леонид, когда ему сообщили, что персов столь много, что их стрелы затмят солнце, ответил: "Ну что ж, мы будем сражаться тени". Другой царь в ответ на выступление одного многословного посла сказал: "Ты с таким же трудом окончил свою речь, с каким терпением я ее выслушал".

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение "со щитом или на щите" принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых. Именно поэтому лакедемоняне никогда не носили доспехов на спине: для спартанца считалось величайшим позором показать спину врагу.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет - той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым "экзаменом" - торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов.

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. К 400 г. до н. э. в Спарте на 7-9 тыс. полноправных людей приходилось 40-60 тыс. периэков и 140-200 тыс. илотов, тогда как в Афинах жило примерно 60-100 тыс. граждан, 15-25 тыс. метеков и 40-60 тыс. рабов1. Такое большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до н. э. образ спартанца - образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона - бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

www.ancientmyth.ru