Ритуалы древней греции. СПЕЦИФИКА КУЛЬТОВЫХ РИТУАЛОВ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Свадебный ритуал в Древней Греции. Ритуалы древней греции


Свадебный ритуал в Древней Греции

Свадебный ритуал в Древней Греции

Свадьба у греков – тщательно продуманный и отрепетированный ритуальный процесс. Перед свадьбой непременно происходила помолвка, которую проводили отец невесты и ее жених. Обряд происходил у домашнего алтаря. На следующий день приносились жертвы в храмах Геры и Артемиды, богинь – покровительниц брака. Юная невеста посвящала богиням свои детские игрушки и девические предметы туалета. После ритуала жертвоприношения жених и невеста совершали омовение в святом источнике.

Через несколько дней невесту привозили в дом жениха, где проходила брачная церемония, а затем следовал переезд в дом отца девушки, где организовывалось свадебное пиршество из традиционных блюд. Невеста надевала фату, белое платье и венок из белых цветов. Все подарки дарили невесте, а ритуалы означали, что теперь жизнь девушки кардинально изменится. Отец в процессе ритуалов сообщал дочери, что отпускает ее из дома.

Вечером этого же дня невесту торжественно в красивой повозке, с песнями и танцами перевозили в дом мужа. Родители мужа встречали молодую жену у порога, а сам супруг переносил девушку через порог, после чего молодые орошали дом святой водой из источника. Молодой муж дарил своей супруге орехи и сушеные фиги – этот обычай пришел из глубокой древности и означал готовность мужа воспитывать детей, так как главная цель брака – это воспроизводство потомства.

Молодоженов отправляли в спальню, а гости устраивали страшный шум, отгоняя от них злых духов. Утром родители молодой жены приходили в новый дом своей дочери с богатыми подарками и приданым. На следующий день мужчина устраивал мальчишник, обед для своих друзей из фратрии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Тайны ритуалов Древних Греции и Рима. «Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних»

 

Тайны греческих мистерий

В древнегреческом гимне мистерий говорилось: «Тот, кто не прошел посвящение и не исполнил ритуалы, после смерти не обретет блаженства в темных жилищах иного мира». О каких мистериях шла речь? О до сих пор загадочных и таинственных праздниках, посвященных божествам. Целью мистерий было ознакомление узкого круга людей с тайными знаниями. Во главе закрытых обществ, а также во главе древних правительств становились самые мужественные люди, которые проходили специальные ритуальные испытания. Через мистерии прошли многие известные личности Античности, в том числе Платон, Пифагор, Демокрит.

Самые известные мистерии проходили под Афинами и были посвящены самой страшной тайне мира – тайне потусторонней жизни. В ритуалах участвовали жители двух городов: Афин, символизирующих жизнь, и Элевсина, символизирующего смерть. Сначала будущие участники тайных обрядов, неофиты, собирались в городе жизни Афинах. Среди них могли быть только те, кто знал древнегреческий язык и никогда не был замешан в преступлениях. Открывали первый этап мистерий Малые посвящения, пройдя которые, неофиты становились мистами.

После формирования тайного кружка жрецы перевозили статую Диониса, главную святыню шествия посвящаемых, из Элевсина в Афины. В подземелье города проходил обряд посвящения под названием «К морю, мисты». Каждый мист брал с собой поросенка, купался вместе с ним в море, а затем приносил поросенка в жертву. После этого шествие посвящаемых двигалось дальше к городу смерти, переходя по мосту через реку Кефис. Проходить по мосту можно было только в ритуальных черных одеждах, т. е. как бы символически на время став мертвым. На правую руку и на левую ногу посвящаемым привязывали повязки желто-красного цвета как символ царства мертвых, цветка крокуса.

Чтобы каждый из посвящаемых пережил реальный страх, в подземельях они подвергались различным испытаниям. Жрецы приводили миста в длинную темную галерею, давали ему небольшую лампу и приказывали идти вперед, несмотря ни на какие препятствия. В конце галереи был мрачный колодец со страшными шевелящимися фигурами по стенам, в который следовало спуститься по веревке. После колодца миста ждало испытание огнем: он должен был проскочить через огромное пламя, за которым его взору представала подземная река. Понятно, что он должен был в этой реке принять посвящение водой, при этом не уронив горящую лампу.

Но на этом мучения миста не заканчивались: следующий этап состоял в подъеме по высокой лестнице с проваливающимися ступенями. На верху лестницы висели 2 бронзовых кольца, и, если посвящаемый не успевал за них ухватиться, он сваливался в пропасть. Кольца начинали раскачиваться до тех пор, пока человек не отпускал их и не падал на дно отвратительной пещеры, где его тут же высекали ивовыми прутьями таинственные фигуры в балахонах.

Еле живой, посвящаемый входил в красивое помещение, где его встречали девы в прозрачных одеждах с кубками вина в руках. Мисту не следовало угощаться – в этом состояло испытание искушением.

После всех этих церемоний и приключений на человека надевали белые одежды и вводили его в храм под нежную музыку. Висящий занавес с таинственными знаками падал, и посвящаемый в состоянии стресса должен был осознать всю значимость произошедших с ним событий.

Через год все посвящаемые проходили через Большое посвящение, включающее в себя изощренные испытания с применением гипноза и растений-галлюциногенов. После этого участники ритуалов получали звание «узревшие невыразимое». Им сообщалось, что они имели честь постичь смысл сорванного богиней Корой цветка крокуса.

Последний этап Большого посвящения состоял в том, что человек проводил ночь в саркофаге. Утром возрожденные к жизни люди возвращались в Афины, во время всей дороги подвергаясь ритуальным насмешкам, как бы возвращающим их к новой жизни. Мистерии были обрядом для людей, желающих занять какое-то место в обществе, и для всех, кого жрецы считали возможным посвятить в свои тайные знания. Прекратились эти ритуалы в 396 г. до н. э. после разграбления святилища в Элевсине вестготами.

litra.pro

Погребальный обряд древней Греции

Погребальный обряд древней Греции

Обряд погребения умерших у древних греков считался священной обязанностью, несоблюдение, которого считалось грехом, как перед умершими людьми, так и богами небесными, подземным миром. Место, где лежало не захороненное  тело – осквернялось. В случае не исполнения обряда погребения, душа человека не могла попасть в царство мертвых, и не находила покоя, странствовала по земле и беспокоила живых людей. А Боги подземелья ждали эту душу, но не получив ее, гневались.

Отношение к захоронению

На земле греков не было более страшного наказания, как умереть не похороненным. Жертвой этого наказания были люди отвергнутые обществом, утерявшие человеческое достоинство. Для приговоренных преступников к этой позорной казни, обряд сопровождался еще и публичным наказанием, то есть после приведения приговора тело оставалось на месте казни и терзалось животными и птицами. За счет этого такие приговоры как повешение или распятие считались самым страшным наказанием, ведь труп человека оставался в позорном месте до тех пор, пока не сгниет.Поскольку утонувшее тело, не считалось погребенным, греки, уходившие в плавание по морю, брали с собой самые ценные вещи, которые только у них  были. Это делалось для того, чтобы после крушения судна, всплывшие и  прибившие тела к берегу, смогли захоронить, а вещи принять как благодарность за сделанное добро. Люди, нашедшие не погребенное тело, должны были придать его земле.

Виды обрядов

В древней Греции существовало два обряда погребения: это сжигание тела на костре, или же придание земле. После сжигания на костре, прах человека помещали в специальную погребальную урну, а затем закапывали в каменные могилы и создавали искусственные холмы. Но многие предпочитали сохранять останки своих близких родственников и предавать их земле, а не сжигать в прах. Захоронение путем сжигания было довольно дорогим, и поэтому обряд сжигания на костре был роскошью.

  • Разводился костер больших размеров, в костер бросалось все что могло, пригодится человеку на том свете, а так же все что он любил (животных, иногда было и такое что людей тоже бросали в костер).
  • Когда не было средств и возможности кремировать тело, его закапывали, или же достаточно было бросить три горсти земли на покойного, что бы оно считалось погребенным.
  • В гроб клали все самое необходимое, например, мужчинам оружие, женщинам украшения и драгоценности.
  • Существовала и такая легенда о том, что перевозчик Харон, переправлял души через реку Стикс. За выполнение работы перевозчика Харону нужно было заплатить, поэтому умершему клали монету в рот, либо на глаза, а в руку пышку, что бы усмирить пса Цербера, который охранял Царство мертвых.

Перед погребением, тело усопшего омывали, одевали в чистые одеяния, это было зачастую женским занятием, причем в дом к покойному могли заходить женщины, только старше 60 лет. На протяжении дня все желающие могли с ним попрощаться. Гроб украшался цветами. Захоронение происходило на следующий день после смерти. Тело выносили из дома до восхода солнца.

www.ooolong.ru

Культы-оргии у греков. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних

Культы-оргии у греков

Ни одна страна мира не знала столько разных ритуалов, обрядов и культов, сколько Греция. Обряды справлялись по-разному: одни – с религиозным фанатизмом, другие отмечались как праздник, посвященный одному или нескольким богам.

Большинство ритуалов в Древней Греции сопровождалось музыкой, песнями и танцами. Как и другие народы древности, греки были уверены, что музыка, ритм и мелодия, сопровождающие пляску, приводят людей к соприкосновению божеством. Греки считали, что люди более всего сближались с богами в тот момент, когда были счастливы, а музыка и танцы способны большинство людей привести в счастливое состояние.

Именно поэтому Платон утверждал, что музыку придумали и создали боги. Богам Дионису, Аполлону, Гекате, музам, Деметре древние греки посвящали оргиастические празднества с мистическими посвящениями и вакханалиями.

Празднества-ритуалы сопровождали веселые песни, пляски; все участники надевали на себя гирлянды и венки из цветов, рядились в сатиров, нимф, силен, брали в руки факелы и трубы.

Зевсу был посвящен особый оргиастический культ, особенно популярный на Крите. Юноши, которых называли куретами, облачались в доспехи и изображали в лицах миф о рождении Зевса: один из юношей был страшным Кроносом, пожиравшим своих детей сразу же после их рождения; другой был его супругой Реей, которая пыталась сохранить очередные роды в тайне, чтобы спасти новорожденного младенца. Окружая богиню, куреты били в барабаны и бубны, пели, как бы отпугивая шумовыми эффектами Кроноса и незаметно похищая малыша Зевса.

Миф рассказывает, что именно куреты воспитали Зевса и позднее стали сопровождать все его культы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Древняя Греция: Похоронные обряды Древней Греции

Несмотря на все многообразие взглядов античных мыслителей и их последователей на происходящее с человеком после его кончины, все они сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Различным философским теориям предшествовала вера в существование у человека души, покидающей тело в момент смерти и переходящей в царство мертвых в виде, схожем с его телесным воплощением.

Взгляды на смерть менялись, но погребальные обряды, ритуалы и традиции оставались неизменными на протяжение веков, как выражение скорби и дань памяти усопших. Считалось, что лучше не допускать гнева богов, а совершать обряды, издавна установленные предками.

В древности эллины хоронили покойных в местах, подготовленных с этой целью в их собственных домах. Впоследствии же, во избежание вспышек эпидемий, они перенесли места погребения на необитаемые острова либо вне стен городов.

Основатель эпикурейской философской школы Эпикур писал: «Смерть для нас – ничто, ведь все – и хорошее, и дурное, заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас». Такой взгляд на неизбежно предстоящую кончину, пожалуй, наиболее близок жизнерадостным грекам.

У греков существовали две формы погребального обряда. Одна из них предполагала закапывание тела в землю, другая - сожжение его на костре. В случае кремации прах укладывался в урну, которую либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу. Обе формы существовали параллельно, но, если не было возможно похоронить тело, для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, необходимым считалось совершить обряд захоронения хотя бы символически — забросав его землей. Сохранившаяся до наших времен традиция украшать могилу цветами была описана еще Цицероном.

Умершим было принято оставлять все, в чем они могли нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам – драгоценности.

Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон перевозил души на другой берег Стикса в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего вкладывалась медовая лепешка, призванная умилостивить трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых.

В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В ряде греческих полисов (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды. Также, в соответствии с буквой закона, похоронная процессия должна была следовать по улицам города, не создавая шума.

Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.

grecheskayadrevnost.blogspot.com

1. праздники - Обрядовая сторона культов Древней Греции - Илона М. Камад - rutlib2.com

1. праздники

 

Религиозные представления требовали со стороны человека соблюдения религиозных актов ритуальных церемоний, культовых обрядов. Изучение религиозных культовых ритуалов дает возможность собрать богатейший и ценный материал, проливающий свет на сущность религиозных верований, связанных с религиозными и культовыми праздниками почитания божества.

Начиная с архаической эпохи, религиозные культовые праздники становятся постоянными и проводятся из года в год [62, с. 104]. Упоминания о счастливых и несчастливых днях и посвящении божествам определенных дней в году мы находим в источниках древних авторов античности, в частности, у Гесиода [8]. Функциями верховных оракулов в это время по свидетельству Демосфена, был надзор за совершением жертвоприношений и праздников в строго установленные дни месяца и взимание штрафов за несовершенные ритуальные жертвоприношения [16].

В классическую эпоху в Древней Греции количество праздников увеличивается. Значительную их часть составляют праздники, имеющие древнейшую историю своего существования.

Такие праздники посвящались богам, управляющим природными стихиями. По представлению древних людей, смена времен года, фаз небесных светил, атмосферных явлений, урожая или неурожая, одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для человека явления природы зависели от воли богов. Как подчеркивал русский дореволюционный историк В.В. Латышев, благорасположение богов, по мнению эллина, можно было заслужить, только угождая им, соблюдать ритуальные обряды, учреждая в честь богов религиозные, культовые праздничества [62, с. 3].

Все праздники, имевшие непосредственное отношение к перемене времен года, состояния погоды и к другим постоянно проявляющимся явлениям природы, совершались в такое время года, когда в природе происходили эти изменения [62 с. 112]. Так, весной почитались божества света и воскрешающей жизни природы, и преимущество отдавалось богу Аполлону и его сестре, богине Артемиде. Пора сбора винограда и разные фазы виноделия в древнегреческом обществе была связана с целым циклом культовых праздников в честь бога Диониса, праздник осенний и зимний.

История древнегреческого общества знала случаи официального установления гражданских праздников. Они были связаны с историческими событиями прошлого и настоящего и проводились в дни, когда, по преданиям, произошли эти события или в ближайшее к ним время. У эллинов встречаются и экстраординарные празднества, не повторяющиеся из года в год, а совершавшиеся только однажды, например, по поводу победы, получения благоприятных известий и т.п. [62, с. 114]. Особенно много поводов к празднованию давали различные события, происходящие в частной жизни каждого человека. К таким праздникам относились день рождения, наречение именем новорожденного ребенка, наступление возмужалости, бракосочетание, благополучное возвращение из продолжительного путешествия, избавление от опасности и т.п.

В религиозных культовых праздниках раскрывается внутренний смысл древнегреческой религии, обнажая неподдельное религиозное чувство человека. В порыве религиозного экстаза эллин изливал свое истинное чувство благоговения к своим богам в надежде заручиться их божественной благодатью. Перед богами и героями преклонялись и трепетали, их чествовали как основателей и покровителей городов.

Число гражданских праздников в разных государствах Эллады было различно. В Афинах, по свидетельству древних авторов, праздники занимали два месяца в году [62, там же].

Первоначально целью любой праздничной церемонии было соприкосновение с божественной силой через поклонение культу божества. Ритуальная церемония сопровождалась торжественным шествием жрецов и жертвоприносителей к храму или к алтарю для жертвоприношения животных божеству. Приносились в дар божествам также и предметы разной утвари – их люди посвящали божествам, прося их о милости к себе и своим близким. Шествие сопровождалось песнями и плясками в честь богов. Так, например, в Афинах в дни Делосского праздника исполнялась архифеория – литургия. Зажиточные граждане на свои денежные средства собирали целые хоры певцов и музыкантов, делали большие жертвоприношения богам.

Первый день месяца в Древней Греции – архаической и классической эпохи – всегда был посвящен всем богам вообще и, кроме этого, нескольким богам в отдельности, а именно богу света Аполлону, богине Луны Гекате и Гермесу, второй день месяца в Афинах посвящался доброму демону Агафосу, третий день – Афине, ей же был посвящен и пятнадцатый день месяца. Четвертый день был посвящен Гермесу или Гераклу. Пятый – хтоническим божествам, шестой – Артемиде, как день ее рождения, а седьмой, по той же причине, – Аполлону. Восьмой день принадлежал Посейдону, а в Афинах, кроме того, еще и Тесею, легендарному герою, основателю их города. Девятый день посвящался богу солнца Гелиосу и Рее, двадцатый – снова Аполлону, последний – богине Луны Гекате.

Последние дни месяца были специально посвящены усопшим и подземным богам и считались в государстве и в частном быте людей тяжелыми днями месяца [48, с. 30]. В Афинах производился суд только по делам убийств. Название празднества этих дней было «священномесяцее», хотя празднование, посвященное памяти всем усопших, продолжалось несколько дней. Это был общественный праздник. В эти дни было принято прекращать все обыденные дела, соблюдать пост, ограничивать употребление пищи, воздерживаться от увеселительных развлечений.

Задача автора в этой главе более подробно освятить обряды религиозных и культовых праздников в Афинах.

Главным афинским праздником в Древней Греции были Великие Панафинеи, длившиеся пять дней. Праздник был посвящен богине Афине Палладе – покровительнице города и был учрежден, по народным преданиям, легендарным героем, основателем города Тесеем [69, с 408]. В 565 г. до н.э. Писистрат возобновил официальное празднование Великих Панафиней раз в четыре года, в середине лета, в первый месяц года. В Афинах культ Паллады как богини – покровительницы всего государства затмил древний культ почитания маслины. На Панафинейских праздниках оливковое масло являлось символом почетной награды победителям в состязаниях. Оливковое масло дарилось в глиняных чернофигурных амфорах, на которых изображался символический рисунок с надписью: «Я – с афинских состязаний – на вечную память» [62, с. 115].

 

 

Первые дни Панафиней были обычно заполнены разного рода состязаниями: на колесницах, легкоатлетическими соревнованиями мужчин, которые, в зависимости от возраста, состязались в одной из трех групп. [42, с. 376]. В дни праздника жители Афин наслаждались и музыкальными конкурсами, выступлениями чтецов-рапсодов – со времен Писистрата. Афиняне справедливо считались во всей Элладе ценителями изящных искусств. В программу праздника Панафинеи входили публичные чтения поэм Гомера. Излюбленным развлечением греков накануне праздника было впечатляющее зрелище – соревнование в беге ночью с факелами – ампедрония – и перриха – танцевальные представления в полном вооружении [42, там же]. Важнейший обрядовый элемент праздника состоял в торжественной процессии, направлявшейся от городских ворот Эрехтейона к афинскому Акрополю, в святилище Афины Паллады. Там богине в дар приносили новый роскошный пеплос, сотканный лучшими афинскими мастерицами. Пеплос представлял собой самое выдающееся в художественном отношении женское ткацкое мастерство [48, с. 32]. На шафрановом поле ткани изображалась битва с гигантами, где Афина является победительницей неистовых, враждебных богам сил, а также славные деяния из отечественной истории, где сыны Афин проявили себя в делах отчизны и стали достойны славы своих предков [62, с. 135]. Центральным актом всего торжества была передача пеплоса храму Афины Паллады. Эта церемония сопровождалась ритуальными жертвоприношениями, закалыванием ста быков в честь богини. Такое жертвоприношение называлось гекатомбой [42, там же]. Торжественная процессия заканчивалась пышным пиром всех участвующих в ней людей.

Другим важным праздником были Великие Мистерии [62, с. 136] в честь богини Деметры и ее дочери Коры, длившиеся в течение двух недель, причем первая половина празднования происходила в городе, а вторая в – Элевсине. Раз в четыре года праздник совершался с особенной пышностью. По свидетельству Павсания, жители Афин стали участвовать в элевсинском культе со времен включения Элевсина в состав афинского государства, которое народное предание относит к царствованию Ерехорея [23], но на самом деле политическое объединение двух городов относится к VII в. до н.э.

Из письменных источников античности мы узнаем, что древние греки, по традиции начала Елевсинских празднеств, совершали жертвоприношение в честь Афины и Демократия [62, с. 219], призывая, таким образом, в свидетели начатого празднества богиню, прося ее заступничества и покровительства.

Ученый Д. Харрисон рассматривал Элевсинские мистерии как церемониал обрядов, который «сопровождается демонстрацией определенных сакральных предметов, скрытых от взора тех, кто не подвергся очищению в какой – либо форме» [73, с. 151]

В отличие, от представлений ученого Д. Харрисона, французский исследователь этнограф А. Геннеп определял мистерии как «совокупность церемоний, которые проводят неофита из профанного мира в сакральный, оформляют его прямую и окончательную связь с последним» [47, с. 85]. Показ святынь во время элевсинских мистерий, по мнению А. Геннепа, являлся кульминационным обрядом, который, однако, не представлял суть самого таинства причастности всех посвященных к мистерии. В описаниях элевсинских мистерий А. Геннеп видел последовательность совершения обрядов инициаций.

Непосредственно перед началом элевсинского празднества каждый кандидат, участник мистерии, по мнению А. Геннепа, должен был получить разрешение у жреца на участие в ней. Жрец имел право наложить табу и отстранить любого кандидата от участия в празднествах. Оповещенные о начале элевсинского празднества жители Афин, участники мистерий, по призыву глашатого, отправлялись к морю для совершения ритуала очищения, омовения себя морской водой [42, с. 378]. Неофитов (новых кандидатов на принятие посвящения) ведут к берегу моря бегом. Этот бег назывался elasis, т.е. «отстранение» или «изгнание». Этот обряд до А. Геннепа интерпретировался только как «устранение дурных влияний, демонов или зла». Исследователь А. Ганнеп комментировал этот обряд ритуального бега как «отделение непосвященного от его прежней жизни» [47, с. 86]. Омовение в море было обрядом очищения неофита, его как бы отмывали от обыденной, суетливой жизни. Каждый неофит приводил с собой свинью, которую мыл одновременно с тем, как купался сам, для того чтобы принести это животное в жертву богам. В последующие три дня в городе приносили в дар богам разного рода жертвоприношения. Мисты – кандидаты, прошедшие ритуальные посвящения в таинства малых мистерий, после ритуального обряда омовения себя в море и принесения жертв богам более не появлялись на людях, а в уединенном месте, соблюдая пищевые и другие табу, ожидали продолжения процессии шествия в Элевсин, в главное святилище почитания богини Деметры и ее дочери Коры. А в это время для всех остальных в городе происходил праздник в честь бога-врачевателя Асклепия [62, с. 219], который по мифическому преданию, прибыл в Афины из Епи-довра, где было его знаменитое святилище, и был посвящен в мистерии. На следующий день совершалась торжественная процессия из Афин в Елевсин, сопровождавшая ранее принесенные из Афин Элевсинские святыни и увенчанную лавром статую божественного Иакха, считающегося, по одной версии, супругом Деметры, по другой – сыном Деметры или Персефо-ны [23, с. I.37.38].

Процессия двигалась по священной дороге и, по пути, останавливалась во всех местах, связанных с культом Деметры, обращаясь с молитвами к богине [42, с. 378]. Путь процессии пролегал через рощу священных смоковниц, мимо дворца Кро-кона, вблизи от места поклонения священному гумну, мимо священного колодца Каллихора, недалеко от камня Деметры. Все эти места были связаны с земледельческими культами поклонения. Прибыв в Элевсин, участники торжественного шествия были обязаны соблюдать пост [42, там же]. На побережье люди собирались, осматривали скалу, на которой некогда сидела Деметра, оплакивая дочь, похищенную властелином подземного царства Аидом. Затем на площади перед храмом свершались обряды, связанные с посвящением в мисты.

Неофитов вводили за ограду Элевсинского святилища, где они должны были себя окропить священной водой из сосуда, помещенного у входа в святилище [47, с. 86]. Совершение обряда посвящения происходило в храме, построенном при Перикле архитектором Иктином [62, с. 220] вместо старинного храма, воздвигнутого, по преданию, еще Келеем по приказанию самой Деметры и сожженного персами в 480 г. до н.э. [23, I.37.38]. В центре храма стояли на возвышении культовые изображения двух богинь – Деметры и Коры (Персефоны). Вход и ограда, окружающая Элевсинское святилище, были выложены в виде высокой каменной стены, наподобие той, которая была воздвигнута на подступах к Афинам. Неприступность стен святилища скрывала от взоров непосвященных все, что происходило в сакральном мире. Приближаться и входить в святилище непосвященным было запрещено под страхом смерти.

У историков нет достаточных сведений о деталях ритуала посвящения. Из дошедших сведений Плутарха нам известно, что разглашение происходящего в мистерии каралось смертью. Изучая и сопоставляя сохранившиеся письменные источники, содержащие скудный, отрывочный и разрозненный материал, проливающий свет на обряды сакральных церемоний мистерии, можно примерно представить, как происходила инициация посвящения. Известно, что церемония начиналась с шествия процессии через зал храма, который был соединен темными пролетами, символизирующими определенные стороны подземного мира. Затем процессия участников поднималась вверх по лестнице и проходила в ярко освященное помещение – в мегарон, в котором были выставлены на обозрение святыни двух богинь. Позже ночью в храме разыгрывалось драматическое представление на тему похищения Коры, которое включало детали, не известные непосвященным. Мифические сюжеты имели отношение к циклу сказаний об учреждении мистерии о зачатии [62, c. 220], рождении искуплении вины, смерти и исчезновения, о возрождении и воскресении [40, c. 57]. Эти все представления были весьма разнообразного характера: то жесткого и торжественного, то веселого и даже распущенного. Присутствовать на этих сценических представлениях разрешалось только мистам, посвященным в тайны культа. Во время священнодействия мисты, в отличие от непосвященных, носили на голове венки из мирта, а на правой ноге и левой руке – повязки пурпурного цвета [62, с. 21]. Церемония посвящения в мисты была символична. Вступление и прохождение неофита через темный коридор пролетов храма символизировала его смерть и вхождение в царство Гадеса, а затем возрождение в сакральном мире для новой жизни.

Элевсинские мистерии представляли собой в основном одну последовательность обрядов инициации, какая существовала во всех иных сакральных практиках. В начале каждого действия сакральной церемонии, будь то посвящение орфиков в религиозных фракийских кругах или мистерии культа Диониса, Митры, Атисса, Адониса, Исиды, разворачивается одна цепь превращений, представленных в лицах, изображающих «смерть» новообращенного и его воскрешение в священнодействующих ритуалах посвящения [47, с. 87].

Следующий праздник – Осхофории – был не только посвящен отдельным богам (Дионису и Афине Окираде), но и почитанию героя Тесея. Праздник был учрежден в знак благодарности за дарованный новый урожай винограда и маслин. Богам приносили в жертву виноградные ветви с гроздьями, а избранные фивские юноши, по двое от каждой филы, совершали бег от городского храма Диониса к храму Афины Оки-рады в Фалере.

 

 

При проведении праздников Пионопсий и Схофорий особая роль отводилась мифу, повествующему о возвращении Тесея с Крита после убиения Минотавра. Во время приготовления овощей на общую трапезу проводилась параллель с тем, как Тесей со своими спутниками, возвратившись с Крита, отобедал остатками дорожных запасов и принес благодарственную молитву Аполлону. Приготовление священной еды – иреоны – было связано с преданием о том, что Тесей со спутниками принес в дань богу свои последние крохи еды [62, с. 138], как бы разделив с божеством свою скудную еду в знак богопочи-тания и в благодарность за благополучное возвращение. Бег осхофоров, по преданию, проводился в память встречи Тесея с жителями Афин в Фалери. Масса народа, которая наблюдала за бегом эфебов, могла напомнить греку матерей и отцов тех юношей и девиц, которых Тесей, согласно мифу, увозил на Крит. А переодевание двух юношей в праздничной процессии афинян в женское платье имело связь с преданием о том, как Тесей взял с собой двух мальчиков, переодетых в женское платье, вместо девочек [27, с. 5-25]. В следующие дни праздника Осхофорий совершались жертвоприношения герою Тесею.

Вслед за праздником Осхофории начиналась Темофория – праздник в честь богини Деметры, почитаемой как матерь прекрасных детей. Празднования продолжались в течение пяти дней. В Темофории принимали участие исключительно жители Афин, жившие в законном браке. Юноши и девушки не допускались к участию в этом празднестве. Поэтому праздник Темофории часто относили к мистическим, хотя от мистерии в собственном смысле этот праздник отличался тем, что для участия в нем не было надобности в особом освящении, в самих обрядах то же не было ничего мистического. В этот праздник женщины представляли верховным жрицам Деметры своих детей, рожденных в течение истекшего года. И та матерь, чье дитя было признано самым красивым ребенком, удостаивалась награды.

Причиной допуска к участию в празднике только замужних женщин была, вероятно, мысль о проявлении заботы и покровительства моногамному браку как одной из важнейших составляющих залога благополучия и процветания афинского полиса.

Целый месяц древние греки отмечали празднование в честь богини Геры, покровительницы браков. Важное место в этом празднестве занимало исполнение дифирамбов, прославляющих величие и мудрость богини – хранительницы брачных союзов. Пение восхвалений исполнялось киклическими хорами. Такое название хоры получили потому, что во время исполнения восхвалений хористы двигались ритмическим шагом вокруг алтаря богини.

Этот праздник был тождественным еще с одним праздником, посвященным мифическому бракосочетанию Зевса с Герой и их первой брачной ночи, которая, по преданиям, длилась триста лет[10, I.609; 23, II.38.2].

Немаловажное место в древнегреческом культе занимал общеионический праздник Апатурии в честь Зевса и Афины [62, с. 142]. Праздник служил главным выражением религиозного чувства богопочитания и преклонения всей фратрии перед мифическим родоначальником начинателей родословного древа каждого семейства. Праздник происходил в течение трех дней. На праздники Апатурии счастливые отцы семейства со своими новорожденными детьми и со свидетелями, удостоверяющими их законное происхождение, спешили предстать перед советом фраторов, который вносил имена детей во фра-торские списки. Фраторы записывали в списки граждан для учета дохода и расхода семейств и осуществляли сбор налога и подати, а также вели контроль за сбором урожая. [48, с. 59]. Обряд наречения новорожденного именем включал ребенка сначала в его семью сородичей по восходящей линии двух сторон, либо родственников только с отцовской или материнской стороны, потом ребенка представляли всему сообществу соплеменников. Наречение ребенка именем его индивидуализировало. Позже ему давалось родовое имя, которое указывало на принадлежность не только к полу, но на и его старшинство, появился ли ребенок первым в семье или седьмым. Нередко ребенка нарекали именем одного из предков по отцовской или материнской линии. В ходе праздника Апатурии выступали с плодом своего учения юные рапсоды, читая наизусть Гомера, а отличившиеся получали награды. Ко времени классической эпохи родовые фратрии теряют свое историческое значение как центры, объединяющие родственные связи одной общины, и на смену им создается семейный уклад общественной жизни граждан полиса – государства. Постепенно семейства объединялись в корпорации труда и, как правило, такие объединения носили ремесленный характер. Каждая отдельная корпорация имела свой культ почитания богов и героев, которые покровительствовали их ремеслам [48, там же]. Большая часть времени корпорационной жизни проходила в праздниках почитания этих богов и героев.

Большой популярностью среди греков пользовался праздник Малые Дионисии или Сельские Дионисии [62, с. 142]. Это было радостные празднество в честь бога вина и веселья, которое совершалось после окончания сбора винограда в ноябре – декабре месяце и сопровождалось разными деревенскими увеселениями. По всей Аттике, по традиции, в эти дни было принято откупоривать бочки с молодым вином [42, с. 359].

Для празднования Сельских Дионисий обычно сходились вместе родные: мужчины и женщины, господа и рабы. Устраивались веселые процессии, которые вели жертвенных козлов, несли священную утварь и печенье, сосуды с вином для возлияния, виноградные ветви и гирлянды смоковницы как символ производительной природы. Дух зерна, как и бог Дионис, в обычаях древнегреческих земледельцев облекались в форму животного – козла или быка. И, как отмечал Д. Фрэзер, не было парадоксальным то, что у древних бог растительности питался той же самой растительностью, которую олицетворял [72, с. 515]. Д. Фрэзер это комментировал как смену религиозного восприятия. Такого рода непоследовательности появляются, когда бог перестает быть «чем-то внутренне присущим растительности и начинает рассматриваться как ее владыка или хозяин» [72, с. 516]. Такая метаморфоза перевоплощения происходила и с древнегреческим богом Дионисом. Изначально бог Дионис представлялся священным животным козлом – или по той же аналогии, быком. Поклонение богу Дионису в образе козла почти ничем не отличалось от второстепенных богов – Панов, Сатиров и Силенов, которые составляли свиту Диониса. Все они изображались в козлином обличье и, по поверьям, приходились лесными божествами, а по мнению исследователя Д. Фрэзера, причислялись к многочисленной разновидности козловидных лесных духов [72, с. 515]. И поэтому богу Дионису поклонялись как богу деревьев, который принимал обличье козла. Обличье козла Диониса являлось ничем иным, как частью его изначального естества – естества бога деревьев. Поклонение богу Дионису у древних греков было воплощением двух самостоятельных и независимых культов, в рамках одного из которых Дионис изначально являлся богом деревьев, а в рамках другого – козлом.

В дни праздника Малых Дионисий совершался обряд приношения богу Дионису, богу растительности, первого собранного урожая. По древним верованиям «первины урожая» всегда считались божественными, содержащими частицу воскресшего бога. И человек или животное, которое прикасался к священным первинам урожая во время ритуала жертвоприношения, становился для всех соплеменников самим божеством, принявшим облик человека или животного [72, c. 517]. Во время торжественного шествия к храму Дионисия эллины пели песни, прославляя бога. В программу праздника Малых Дионисий входили также торжественные театральные представления, народные игры. Особой популярностью пользовались шуточные состязания – асколия, заключавшиеся в том, кто дольше всех продержится на одной ноге на тугом бурдюке с вином. “Асколия” привлекала мальчишек и молодых парней, а для девочек делали качели – в память об Эригоне, дочери Икария. По преданию, Икарий был первым человеком в Аттике, кого бог Дионис научил разводить виноградную лозу и изготовлять вино. Икарий начал энергично распространять новую плодовую культуру в стране, но однажды несколько пастухов, которых он угостил вином, опьянели и, не зная прежде подобного ощущения, решили, что он отравил их. Тогда они в гневе убили виноградаря и зарыли его тело в горах. С помощью своей собаки Маиры несчастная дочь Эригона отыскала бездыханное тело своего отца и в отчаянии повесилась на дереве, под которым лежал его труп. С тех пор в Аттике повелось устраивать в Малые Дионисии праздник качелей, подвешенных на дереве, в память о погибшей дочери Икария. Праздник так же сопровождался очистительными пожертвованиями Дионису [42, с. 359].

Наряду с Малыми Дионисиями праздновался большой Дионисийский праздник, получивший название Антестерий. Праздник этот был связан с почитанием пробуждающейся от зимнего сна природы и одновременно периодом поминовения душ умерших. К этому празднику молодое вино, приготовленное осенью, заканчивало свой срок брожения и становилось годным к употреблению.

В первый день Антестерий откупоривали бочки со зрелым вином, и каждый глава семейства приносил божеству жертвоприношение, совершая возлияние напитков свежего вина. При этой церемонии присутствовали все домочадцы, включая рабов. В Афинах в этот день на рынке начиналась распродажа игрушек, которые покупали и дарили детям [42, там же]. Во второй день праздника греки предавались различным увеселениям и удовольствиям. От имени государства в этот день совершалась таинственная церемония в Ленее, древнем храме Диониса, который открывали раз в году только в этот день. Главная роль в этой церемонии отводилась жене архонта, которая должна происходить из древнего доблестного рода и выйти замуж девицею. Она с сопровождающей ее торжественной процессией отправлялась в особо установленное место – там совершался священный ритуал. Главная жрица, жена архонта, сочеталась символическим браком с богом Дионисом. Для этой церемонии статую бога Диониса торжественно привозили в город в лодке на колесах. Запись об этом древнем обряде можно было прочитать на камне, лежащем в святилище Диониса со времен Демосфена. По другой версии, дошедшей до нас благодаря Аристотелю, церемония священного брака совершалась в самой древней резиденции царя, носившей название Хлеве. Правда, Аристотель не уточнял, выступал ли в роли бога человек или статуя [3]. Впрочем, подробности об обряде неизвестны, а значение его объясняется различно. Проще и естественнее всего принять, что жена архонта, как представительница страны, соединилась брачным союзом с богом возрождающегося весной растительного мира природы в знак того, что страна предана его служению и надеется на его защиту и помощь, или, быть может, церемония совершалась в память мифического сказания о браке Диониса с Ариадною. В этот день в святилище Диониса в эловтерии греки приносили богу в жертву пиршественные венки и совершали возлияние в честь божества [42, с. 360].

Третий день Антестерий называли “горшки” – оттого, что в этот день, по древнегреческому верованию, эллины должны были принести богам подземного царства горшки с вареными плодами разных растений в память о душах усопших.

В древности люди с почтением и тщательно исполняли все обряды, имеющие непосредственное отношение к загробной, потусторонней жизни. Похоронные обряды и ритуалы были наиболее разработаны и совершались прежде всего ради того, чтобы помочь духу умершего человека быстрее приобщиться к миру мертвых. Древние греки, как и все другие древние народы, верили в то, что души умерших, по поводу которых не были выполнены все похоронные обряды дани памяти и уважения, а также детей, не получивших имени и не прошедших инициации, обречены на жалкое существование. Душа умершего никогда без содействия живущих кровных родственников не могла проникнуть в мир мертвых. И такие мертвецы становились самыми опасными: «они хотят вновь приобщиться к миру живых, но, поскольку у них нет возможности это сделать» [47, с. 146], они начинают действовать по отношению к этому миру враждебно. «Им не хватало существования, которое другие умершие находят в ином мире, и поэтому они вынуждены обеспечивать себя за счет живущих. И, кроме того, эти умершие, не имея, как говорится ни кола, ни двора, часто испытывают острое желание мести» [47, там же]. Древние греки пытались задобрить души умерших родственников и сделать их своими союзниками.

Древнегреческие источники сообщают, что в день праздника Антестерий, посвященного культу мертвых и подземным богам, в атмосфере ощущалась общая нервозность, подобно ощущению, что может произойти нечто ужасное с каждым из них. Жители Афин в смятении ожидали вторжения в их дома злых духов, неприкаянных, давно умерших родственников. Для защиты себя от негативного воздействия этих непрошеных гостей афиняне ежеминутно жевали листья боярышника, мазали дверные косяки смолой. Жители Афин верили в магическую силу этих действий, которые, по их мнению, способны были отгонять злых духов.

Этот третий день праздника Антестерий, который греки посвящали памяти усопших родственников и относили к самому печальному дню года. В этот день души умерших символически приглашались к столу, уставленному горшками, отведать кушанье, после захода солнца их просили покинуть дом [42, с. 360]. В процессе приготовления этой трапезы и после этого греки не имели права вкушать и пробовать на вкус все эти блюда.

В середине ГУ в. до н.э. возросло значение празднования Великих Дионисий. Тиран Писистрат, который своей политикой поддерживал народные культы, традиции и обычаи, сделал Великие, или Городские дионисии официальным всенародным праздником во всей Аттике, вторым по важности после пана-фических торжеств. Дионисии, учрежденные Писистратом, носили политико-религиозный характер, и в тоже время именно они дали могучий импульс развития драматической поэзии и театров в Греции. Первоначально Великие Дионисии длились пять дней, а с 488 г. до н.э. – шесть [42, там же]

Великий Дионисий начинался большим праздником в честь бога Асклепия, установленного в 420 г. до н.э., а заканчивался праздником, значение которого не вполне ясно [62, с. 114]. Празднества Великого Дионисия возвещали грекам о победе весны над силами зимы. Это были торжества радости и торжественной свободы, временем, когда отпускали на поруки узников, оставляли в покое должников и никого не арестовывали, для того чтобы все могли принять участие в веселье и удовольствиях.

В первый день праздника Дионисия приносили в жертву козла: жертвоприношение сопровождалось хоровым пением гимнов в честь бога виноделия. Затем торжественная процессия афинян переносила статую, символизирующую фаллическую мощь бога, из храма на склон акрополя в рощу, посвященную герою Академу, где вновь воздавали почести Дионису хоровым пением и жертвоприношением. После захода солнца статую несли назад в город и устанавливали на специально приготовленной, утрамбованной и посыпанной песком площадке для выступления хора певцов и танцоров оркестре. На следующий день там соревновались между собой хоры молодежи и взрослых мужчин. Далее наступала очередь театральных представлений: трагедий, сатировой комедии. Поначалу играли только комедии в течение трех дней, но с 488 г. до н.э. в программу ввели и комедию, отведя для нее третий день Великих Дионисий, затем три дня подряд играли трагедии. В последний день оглашали результаты состязаний, раздавали награды – сначала одним лишь поэтам, авторам наиболее понравившихся произведений, но впоследствии стали награждать и актеров – лучших исполнителей ролей или даже всю труппу [42, с. 360].

Важнейшим из Аполлоновских праздников в Афинах был праздник почитания этого божества как бога жаркого лета [62, с. 149]. По представлениям греков, оно начиналось примерно 11 мая, с появлением на звездном небосклоне созвездия плеяд [62, с. там же]. В этот праздник эллины заранее благодарили бога Аполлона за своевременное созревание плодов урожая и старались умилостивить бога, чтобы он не обманул их надежд на урожай ниспосланием губительной засухи и жары. С этой целью греки совершали очистительные обряды [62, там же], для отвращения гнева божества приносились умилостивительные и очистительные жертвоприношения. В первый день праздника первой приносилась жертва богини Деметре [62, с. 150]. Богиня Артемида являлась олицетворением обильного плодородия, как животного, так и растительного мира.

Во второй день праздника эллины приносили Аполлону и Артемиде благодарственную жертву в виде початков плодов, поспевших к этому времени. Эллины готовили иресконы, как в праздник Пианоксии [62, там же]. Во время празднования форгалии проводились торжественные шествия, церемонии, состязания, выступления хоров взрослых и детей, затем в Фарголионе происходил важный очистительный праздник в честь Афины, продолжавшийся несколько дней.

 

 

Из всего вышеприведенного материала становится ясно, что религиозные праздники занимали существенное место в повседневной жизни древних греков. Боги, которым греки поклонялись, представлялись последним как податели земных благ – материальных, социальных и духовных. Поэтому богов почитали, и формой богопочитания служили устраиваемые в их честь праздники. Как видно из содержания рассмотренного параграфа, религиозные праздники были многочисленными, как и многочисленными были объекты культового поклонения. В то же время многочисленность праздников в честь богов обусловливается разнообразием общественной жизни в полисной Греции. Об этом свидетельствует разнообразный характер празднеств представляющих собой земледельческий, скотоводческий, ремесленный, семейный, государственный культы. В почитании в форме праздников богов и героев отразилось видов деятельности и общественных отношений в условиях древнегреческого полиса.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib2.com

СПЕЦИФИКА КУЛЬТОВЫХ РИТУАЛОВ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Пояснительная записка

Пояснительная записка Название раздела Введение. Первобытность Древний Восток Пояснительная записка Содержание учебного предмета Краткое содержание Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Подробнее

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА БОГИ И ЖРЕЦЫ Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать. Они строили жилища для богов - храмы. При храмах находились служители

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа 2» Ступинского муниципального района УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.О.Головина 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс на 2013-2014 учебный год (2 часа

Подробнее

2.Пояснительная записка.

2.Пояснительная записка. 2.Пояснительная записка. В соответствии с примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в 5 классе предполагается увеличение часов пропедевтического курса.

Подробнее

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по предмету «История» по курсу Всеобщая история «История Древнего мира» для 5 класса составлена на основе: - авторской программы А.Н. Майкова «Введение

Подробнее

Проект «Олимпийские игры»

Проект «Олимпийские игры» МБОУ «СОШ 3 с УИОП» г. Котовска Проект «Олимпийские игры» Выполнили: Кожокарь Максим, Назаров Кирилл, Печинин Александр, Соболев Денис, учащиеся 4«А» класса Руководитель: Палий Л.В., учитель физической

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Цели курса: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории

Подробнее

Тема урока: Древняя Персия

Тема урока: Древняя Персия Тема урока:? Тема урока: Древняя Персия Что мы хотим знать? Чему мы научимся? Кто же такие персы? Персы в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка 1. Пояснительная записка Цели: - осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; - показать наиболее

Подробнее

Рождение Греческого театра

Рождение Греческого театра Рождение Греческого театра Особенности театрализованного действа. Автор: Булычева Ксения 11 А класс введение Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета

Подробнее

ГРЕЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ГРЕЧЕСКАЯ И РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ Заполняется печатными буквами Имя, фамилия ученика Школа Учитель / руководитель Результат 60б/ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ ШКОЛЬНЫЙ ТУР VI КЛАСС 19 ЯНВАРЯ 2016 г. 1. МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ГРЕЧЕСКИМИ МИФАМИ. 6б/

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории в 5 классе разработана на основе ФГОС ООО по истории, примерной программы по истории на ступени основного общего образования, учебного плана МБОУ «Лекаревская

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений

Подробнее

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели курса истории 5 класса: - осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования в основной школе и учебного плана общеобразовательных

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории разработана на основе требований ФГОС (ФЕДЕРАЛЬННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) второго поколения. Примерной

Подробнее

- готовность формулировать и высказывать

- готовность формулировать и высказывать В 5 классе обучаются учащиеся с ОВЗ. Данная рабочая программа является адаптированной. Общими особенностями детей с ЗПР являются трудности произвольной организации, замедленность или импульсивность, легкая

Подробнее

Учебный методический комплекс:

Учебный методический комплекс: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный

Подробнее

Год 430 до н.э. Пелопоннес, Греция.

Год 430 до н.э. Пелопоннес, Греция. Год 430 до н.э. Пелопоннес, Греция. Пелопоннесская война бушует между двумя большими городами, Афинами, демократией и Спартой олигархия. Спарта совершает набеги и грабежи на Аттику, в то время как Афинский

Подробнее

учебный год с.казачинское.

учебный год с.казачинское. Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 «А», 5 «Б» классов (базовый уровень) учитель: Добрынина Валентина Михайловна Первая квалификационная категория Рабочая программа по истории Древнего мира

Подробнее

часов 6 Водный урок. У истоков истории

часов 6 Водный урок. У истоков истории I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 класса (далее программа) составлена на основе: 1) федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также