Глава VI. История Древнего Рима. Рим древний рассказ
легенда о Ромуле и Реме, основание развитие города
По одной из версий истории основания Рима произошло следующее. После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их тот самый Эней – «парубок моторный». Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путешествия, наконец-то, смогли пристать к берегу. На берегу они увидели устье широкой реки, впадавшей в море. По берегам реки раскинулся лес и густой кустарник. Чуть дальше под голубым небом раскинулась плодородная равнина, освещенная ласковым солнцем.
Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга
Легенда о Ромуле и Реме
Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты. Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.
Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в Тибр. Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.
Он оставил корзину с детьми на берегу в надежде, что вода сама подхватит корзину, и близнецы утонут. Но река лишь отнесла корзину ниже к Палатинскому холму, а вскоре и половодье закончилось.
Волчица
Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время памятник волчице установлен в музее Капитолия, он является символом Рима.
Кто воспитал Ромула и Рема
Позже мальчиков заметил царский пастух. Он подобрал детей и воспитал их. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.
Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».
Основание Рима
Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.
Похищение сабинянок
Предания гласят, что однажды в Риме были организованы военные игры на которые были приглашены соседи с семьями. В разгар игр взрослые мужчины бросились к гостям и, схватив девушку, убегали.
Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.
Развитие древнего Рима
Шли годы, десятилетия и века. Рим развивался и дал основу для самой могущественной из древних цивилизаций – Древнему Риму. Когда Древний Рим находился на пике своего могущества, его власть, культура и традиции распространились на большую часть Европы, северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. И сердцем этой государства была Италия.
Древний Рим создал основу для развития европейской цивилизации.
Благодаря нему появились некоторые уникальные архитектурные формы, римское право и многое другое. Также именно на территории Римской империи зародилось новое вероучение – христианство.
Столица Италии не один раз пережила периоды как упадка, так и возрождения. В этом Вечном городе, стоящем на семи холмах, гармонично соединились различные эпохи с их разнообразием стилей. Древность и современность, определенная свобода и религия создали многоликий образ великого города. В современном Риме руины старинных храмов, величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламой популярных фирм на бигбордах и фасадах домов, многочисленными торговыми точками с их крикливыми торговцами.
Facebook
Вконтакте
Одноклассники
italy4.me
Глава VI. История Древнего Рима. История Древнего мира [с иллюстрациями]
Не гладок путь от
земли к звездам.
Сенека
Великий Рим был городом, где решались судьбы государств и народов, городом, откуда вышли железные легионы, разрушившие Карфаген, Сиракузы и Коринф. Римлянам было суждено властвовать и повелевать миром полтысячелетия — но, как всегда, эпохе расцвета предшествовали детство и юность — время, когда Рим был маленьким городком на вершине зеленого Палатинского холма.
Внизу, под холмом, в болотистой долине протекал Тибр, а по соседству возвышался ещё один холм, Квиринал, где тоже жили римляне — там было несколько десятков лачуг за деревянным частоколом. В долине Тибра было много таких городков; они принадлежали племенам латинов, некогда завоевавшим эту страну вместе с другими италийскими племенами. Это произошло в те далекие времена, когда на Средиземноморье обрушилось нашествие "морских народов", когда племена ариев, вырвавшись из Великой Степи, увлекли за собой прибрежные народы и, пересев с колесниц на корабли, достигли Италии и границ Египта. По легенде, в этот вихрь племен попали последние герои гомеровской Трои во главе с Энеем, считавшимся предком латинян; этот вихрь занёс в Италию и этрусков, обитавших где-то неподалеку от Трои и основавших по соседству с латинянами несколько воинственных общин. По преданию, дочь одного из латинских вождей была жрицей в храме богини Весты — давшей обет безбрачия "весталкой". По воле бога у нее родились близнецы, которых сочли за детей греха и приказали утопить. Раб отнес корыто с младенцами к реке и пустил вниз по течению; корыто пристало к берегу, и малышей вскормила своим молоком волчица; потом их подобрал пастух, назвавший мальчиков Ромулом и Ремом. Когда близнецы выросли, они отомстили едва не погубившему их вождю, а затем с группой удальцов решили основать новую общину. Ромул выбрал место на пустынной вершине Палатинского холма — но это место не понравилось Рему; в ссоре братья схватились за мечи, и Рем был убит.
21 апреля 753 года Ромул провел борозду на месте будущего частокола и основал поселок, которому дал свое имя — Roma. Потом Ромул и его друзья пригласили на пир местных жителей, сабинян, и захватили их дочерей — легенда донесла до нас рассказ об обычных событиях тех времен, когда дружины завоевателей вторгались на чужую землю, и, засев на холме, совершали набеги на местное население, захватывали женщин и порабощали пленников. По легенде, сабиняне пытались вернуть своих дочерей и напали на Рим, но дочери, ставшие женами, пришли со своими маленькими детьми на поле боя и примирили отцов и братьев со своими мужьями. В конечном счете, пришедшие с Ромулом дружинники стали основателями патрицианских родов, закабаленные пленники — их "клиентами", а покорившиеся и сохранившие свободу туземцы стали называться плебеями. "Арийские государства", основанные завоевателями в разных странах, были похожи друг на друга, везде — в Риме, в Спарте, в Хаттусе — везде были благородные господа, везде были рабы и сохранившие свободу туземцы-плебеи. Ополчение "благородных" везде возглавляли вожди-цари, правившие вместе с советом родовых старейшин — этот совет назывался в Риме сенатом; народное собрание лишь отвечало "да" или "нет" на вопросы старейшин.
Дружина Ромула не обладала такой силой, как древние хетты или спартанцы, поэтому рабов-клиентов было немного и отношение к ним было мягким, "отеческим" — они были включены в состав рода-"фамилии" как младшие родственники. Патрициям, не имевшим рабов, приходилось самим пахать землю, и образ идущего за плугом благородного патриция стал символом старого Рима — времен, когда "вечный город" был маленьким поселком на вершине холма. Под холмом располагался "форум", рыночная площадь с лавками и крытой соломой белёной глинобитной хижиной, храмом богини Весты, хранительницы домашнего очага. Жрицы-весталки постоянно поддерживали огонь в очаге, и любой поселянин мог взять здесь головню для своей потухшей печи. Дома благородных патрициев были такими же крытыми соломой хижинами, в которых огонь горел на земляном полу и дым выходил в двери — в VI веке, когда на берегах Италии процветали греческие колонии и греки жили в роскошных виллах с бассейнами и садами, — в это время Рим ещё оставался бедным варварским городком.
Римляне старались перенимать культуру греков и этрусков, они заимствовали у них письменность, цифры, календарь, меры веса, одежду, тайны гадания по полету птиц. Римских богов стали отождествлять с греческими, царя богов Юпитера — с Зевсом, бога войны Марса — с Аресом, богиню любви Венеру — с Афродитой. В VI веке Рим обнесли каменной стеной, а на одном из холмов — Капитолии — построили акрополь с большим храмом Юпитера. Это было время, когда в греческих городах правили тираны, — и римские цари подражали греческим тиранам, они покровительствовали плебеям и казнили многих недовольных патрициев. С падением греческой тирании патриции изгнали царей и передали власть двум консулам, избираемым ежегодно из числа знати. Этот государственный строй назывался "res publica" — "народное дело", однако в действительности "республика" была делом богатых и знатных. Со времен завоевания патриции присвоили себе большую часть земель, которую они называли "народным полем"; плебеи ютились на оставленных им жалких наделах, бедствовали и постоянно находились в долгу у патрициев. По закону, неисправного должника могли убить или обратить в рабство — патрицию было достаточно поклясться, что плебей ему задолжал. Плебеи были обязаны сопровождать патрициев на войну — но они не желали сражаться за "республику" и иногда в разгар войны уходили из Рима на Священную гору. Патрициям приходилось идти на уступки; они согласились, чтобы у плебеев были свои защитники, "народные трибуны", способные наложить "вето" на несправедливое решение сената и консулов. Двери в доме трибуна не запирались ни днем, ни ночью, и гонимые в любое время могли найти в нем защиту. Чтобы прекратить судебный произвол, был создан кодекс законов — законы были записаны на 12 медных таблицах и вывешены на обозрение народа.
В 390 году на Рим обрушилось нашествие галлов. Галлы (или кельты) пришли в Европу с Третьей Волной степных народов и покорили весь материк, лежавший за Альпами и Балканами. Они были многочисленны и сражались с неукротимой яростью, в V веке они захватили Северную Италию и в 390 году подступили к Риму. Римское войско было разбито в кровавой битве на реке Аллии, галлы ворвались в Рим, разграбили город, а затем осадили крепость на Капитолии. Осада продолжалась семь месяцев, и во время одного из ночных нападений римлян спасли лишь гуси, посвящённые богине Юноне: их гогот разбудил заснувших на стене воинов. Чтобы освободиться от осады, римлянам пришлось заплатить выкуп — когда они отмеряли золото, вождь галлов Бренн бросил на чашу с гирями свой меч. "Горе побежденным!" — сказал Бренн, и римляне покорно уравновесили меч золотыми монетами.
Галлы пять раз подступали к Риму, и римлянам пришлось оставить распри; в 376 году патриции смирились и предоставили плебеям гражданские права, затем было отменено долговое рабство. Отныне плебеи сравнялись в правах с патрициями, и на смену власти знати пришла власть богатства. Богатые плебеи были включены в сенат, который стал собранием богатейших людей Рима; сенат по-прежнему управлял всеми делами, а бедняки по-прежнему страдали от безземелья и мечтали о революции, которая дала бы им землю. В 321 году Рим снова потерпел поражение — на этот раз от самнитских племен в Средней Италии; большая римская армия была окружена и сдалась в плен в Кавдинском ущелье. Самниты отпустили пленных, но принудили их пройти под позорным "игом" — под копьём победителя, положенным на два других, воткнутых в землю копья. Римские полководцы были вынуждены приступить к реформе своих военных сил — к той самой великой реформе, которая даровала римлянам господство над миром.
Побуждаемые обстоятельствами войны, римляне изобрели новый способ маневрировать войсками на поле боя, их легионы строились не так, как фаланга — сплошной массой — а с промежутками, подобно клеткам на шахматной доске. Легион, насчитывавший 5 тысяч воинов, строился в три линии по манипулам в 120 человек; в ходе боя манипулы задних линий входили в промежутки передней линии, чтобы сменить потрепанные части или усилить удар. Это тактическое изобретение — возможность сменять части на поле боя — даровало римлянам господство над миром; новые легионы с легкостью разгромили самнитов и галлов.
До Великой Реформы Рим был одним из многих италийских городов-государств — его владения не распространялись далее городских окрестностей. После реформы положение изменилось: римляне подчиняли всё новые и новые племена, присоединяя их в качестве "союзников". "Союзники" стали новыми плебеями: римляне отнимали у них половину земли, заставляли платить дань и сопровождать их на войне. На новые земли выводились римские колонии, безземельные бедняки были обеспечены фермами, и никто более не помышлял о революции: военная победа разрешила все социальные конфликты. К 272 году римляне овладели Средней и Южной Италией; в своем безудержном порыве легионы переправились в Сицилию и столкнулись с новым могущественным противником — Карфагеном.
Началась полувековая эпоха Великих Войн.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
История древнего Рима
Согласно легенде, Древний Рим был основан двумя братьями и полубогами Ромулусом и Ремусом 21 апреля 753 года до нашей эры. Легенда утверждает, что в споре о том, кто будет управлять городом (или, в другом варианте, где будет находиться город), Ромул убил Ремуса и назвал город после себя. Эта история о создании Рима является самой известной, но она не единственная.
Другие легенды утверждают, что город был назван в честь женщины, рома, которая путешествовала с Эней и другими оставшимися в живых из Трои после того, как этот город упал. При посадке на берегах реки Тибр Рома и другие женщины возражали, когда мужчины хотели двигаться дальше. Она привела женщин к сожжению троянских кораблей и настолько смолкала троянских жертв на месте, которое в конечном итоге станет Римом. Эней в Трое показан в этой легенде, а также, знаменито, в Энеиде Вергилия, как основатель Рима и предок Ромула и Ремуса, связывая Рим с величием и могуществом, которое когда-то было Троей.
Другие теории, относящиеся к имени знаменитого города, предполагают, что это произошло от Румона, древнего названия реки Тибр, и было просто именем места, данным маленькому торговому центру, установленному на его берегах, или что имя, полученное из этрусского слова которые могли бы обозначить одно из их поселений.
РАННИЙ РИМПервоначально небольшой городок на берегах Тибра, Рим рос в размерах и силе, в начале, через торговлю. Месторасположение города обеспечивало торговцам легкоходным судоходным водным путем, на котором они могли передвигать свои товары. Город управлялся семью королями, от Ромулуса до Тарквина, поскольку он рос в размерах и силе. Греческая культура и цивилизация, пришедшие в Рим через греческие колонии на юг, предоставили ранним римлянам образец для построения собственной культуры. От греков они заимствовали грамотность и религию, а также основы архитектуры.
Этруски, на севере, послужили образцом для торговли и городской роскоши. Этрурия была также хорошо расположена для торговли, и ранние римляне либо научились навыкам торговли от примера этрусских, либо преподавались непосредственно этрусками, которые совершали вторжения в район вокруг Рима где-то между 650 и 600 годами до нашей эры (хотя их влияние ощущалось намного раньше) , Степень роли этрусков в развитии римской культуры и общества обсуждается, но, похоже, мало кто сомневается, что они оказали значительное влияние на ранней стадии.
С самого начала римляне проявляли талант к заимствованию и совершенствованию навыков и концепций других культур. Королевство Рим быстро росло от торгового города до процветающего города между 8 и 6 веками до нашей эры. Когда последний из семи королей Рима, Тарквин Гордый, был свергнут в 509 году до н.э., его соперник за власть, Люциус Юний Брут, реформировал систему правления и основал Римскую Республику.
ВОЙНА И РАСШИРЕНИЕХотя Рим был обязан своим процветанием торговле в первые годы, это была война, которая сделала бы город мощной силой в древнем мире. Войны с североафриканским городом Карфаген (известный как Пунические войны, 264-146 гг. До н. Э.) Объединили власть Рима и помогли городу расти в богатстве и престиже. Рим и Карфаген были соперниками в торговле в Западном Средиземноморье, и, когда Карфаген потерпел поражение, Рим держал почти абсолютное господство над регионом; хотя по-прежнему совершались нападения пиратов, которые препятствовали полному римскому контролю над морем.
По мере укрепления Римской Республики и авторитета Римский город начал страдать от последствий коррупции, жадности и чрезмерной зависимости от иностранного рабского труда. Банды безработных римлян, выведенных из работы притоком рабов, ввезенных через территориальные завоевания, наняли себя, как головорезов, чтобы совершать торгами, какие бы богатые сенаторы не платили им. Богатая элита города, патриция, становилась все богаче за счет рабочего низшего класса, плебеев.
Во втором веке до нашей эры братья Грачи, Тиберий и Гай, два римских трибуна, вели движение за земельную реформу и политические реформы в целом. Несмотря на то, что братья были убиты в этом деле, их усилия привели к реформам в законодательстве, а безудержная коррупция в Сенате была ограничена (или, по крайней мере, сенаторы стали более осторожными в своей коррупционной деятельности). К моменту Первого Триумвирата и город, и Римская Республика были в полном расцвете.
РЕСПУБЛИКАТем не менее, Рим оказался разделенным по классам. Правящий класс называл себя Оптиматами (лучшими людьми), в то время как низшие классы или те, кто сочувствовал им, были известны как народные народы (люди). Эти имена были применены просто к тем, кто придерживался определенной политической идеологии; они не были строгими политическими партиями и не были правящим классом «Оптиматы», ни всеми низшими классами «Народные».
В целом, «Оптималз» придерживался традиционных политических и социальных ценностей, которые выступали за власть Сената Рима, а также престиж и превосходство правящего класса. Популярности, опять же, вообще говоря, выступали за реформу и демократизацию Римской Республики. Эти противоборствующие идеологии ликовали бы в виде трех человек, которые, невольно, принесли бы конец Римской Республике.
Маркус Лициний Красс и его политический соперник, Гней Помпей Магнус (Помпей Великий) присоединились к другому, молодому, политическому деятелю Гаю Юлию Цезарю, чтобы сформировать то, что современные историки называют Первым триумвиратом Рима (хотя римляне того времени никогда не использовали этот термин , а также три человека, которые составляли триумвират). Красс и Помпей оба придерживались Оптимальной политической линии, а Цезарь был Populare.
Трое мужчин были одинаково амбициозными и, соперничав за власть, смогли держать друг друга под контролем, помогая Риму процветать. Красс был самым богатым человеком в Риме и был коррумпирован до того, что заставил богатых граждан заплатить ему «безопасные» деньги. Если гражданин заплатил, Крассус не сжег бы дом этого человека, но, если бы денег не было, огонь был бы зажжен, и Красс тогда взимал бы плату, чтобы послать людей, чтобы вывести огонь. Хотя мотив происхождения этих пожарных бригад был далек от благородства, Красс фактически создал первый пожарный отдел, который впоследствии окажет большую ценность городу.
И Помпеи, и Цезарь были великими генералами, которые благодаря своим завоеваниям сделали Рим богатым. Хотя самый богатый человек в Риме (и, как утверждается, был самым богатым во всей римской истории), Красс жаждал такого же уважения, что люди предоставили Помпею и Цезарю свои военные успехи. В 53 г. до н.э. он провел значительную силу против парфян в Каррхе, в современную Турцию, где он был убит, когда переговоры о перемирии сломались.
Когда Красс ушел, Первый Триумвират распался, и Помпей и Цезарь объявили войну друг другу. Помпей попытался устранить своего соперника законными средствами и поручил Сенату Цезарю в Рим предстать перед судом по различным обвинениям. Вместо того, чтобы вернуться в город смиренным лицом, чтобы противостоять этим обвинениям, Цезарь пересек Рубикон с его армией в 49 г. до н. Э. И вошел в Рим во главе этого.
Он отказался отвечать на обвинения и направил свое внимание на устранение Помпея как соперника. Помпей и Цезарь встретились в битве на Фарсале в Греции в 48 г. до н.э., когда численная низшая сила Цезаря побеждала Большую Помпея. Сам Помпей бежал в Египет, ожидая найти там святилище, но был убит по прибытии. Известие о великой победе Цезаря против подавляющего числа в Фарсале быстро распространилось, и многие бывшие друзья и союзники Помпея быстро встали на сторону Цезаря, полагая, что его поддерживают боги.
К ИМПЕРИИЮлий Цезарь был теперь самым могущественным человеком в Риме. Он фактически завершил период республики, когда Сенат объявил его диктатором. Его популярность среди людей была огромной, и его усилия по созданию сильного и стабильного центрального правительства означали увеличение благосостояния города Рима. Однако он был убит группой римских сенаторов в 44 г. до н.э., однако именно благодаря этим достижениям.
Заговорщики, Брут и Кассий, среди них, казалось, боялись, что Цезарь становится слишком сильным и что он может в конечном итоге отменить Сенат. После его смерти его правая рука и двоюродный брат Маркус Антониус (Марк Антоний) объединили свои силы с племянником и наследником Цезаря Гаем Октавием Турином (Октавиан) и другом Цезаря Марком Эмилиусом Лепидом, чтобы победить силы Брута и Кассиуса в битве при Филлиппи в 42 г. до н.
Октавиан, Антоний и Лепидус образовали Второй триумвират Рима, но, как и в первом случае, эти люди также были столь же амбициозными. Лепид был фактически нейтрализован, когда Антоний и Октавиан согласились, что он должен иметь Испанию и Африку, чтобы править и тем самым удерживать его от любой игры власти в Риме. Было решено, что Октавиан будет править римскими землями на западе и Антонием на востоке.
Однако причастность Антония к египетской королеве Клеопатра VII, однако, нарушила баланс, который Октавиан надеялся сохранить, и оба пошли на войну. Объединенные силы Антония и Клеопатры потерпели поражение в битве при Ациуме в 31 г. до н. Э., И оба позже покончили с собой. Октавиан стал единственной силой в Риме. В 27 г. до н. Э. Он получил чрезвычайные полномочия сената и получил имя Августа, первого императора Рима. Историки согласны с тем, что это тот момент, когда заканчивается история Рима и начинается история Римской империи.