Развитие стран древнего востока. 2.2. Экономическое развитие стран Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономическое развитие стран Древнего Востока. Развитие стран древнего востока


2.2. Экономическое развитие стран Древнего Востока

Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы с плодородными наносными почвами. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство.

Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда.

Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовала появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – носил «домашний характер». Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами. Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Ремесло носило централизованный характер. При этом в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

studfiles.net

Экономическое развитие стран Древнего Востока

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 27Следующая ⇒

 

Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–IIIтысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградарства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на «верхние» и «нижние». «Нижними» назывались поля, затопляемые во время разлива Нила, на них строили земляные запруды (дамбы) для сохранения воды. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи «журавлей-шадуфов» и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудилисьрабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта – в XVI, XII вв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому, не случайно, почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники – это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности.

Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось особыми чиновниками – «счетчиками людей». Кроме того, существовало разветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чиновников и военачальников владела земельными участками, дворцами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему неугодными. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств, профессионализма, предприимчивости, деловитости человека, а от близости к вершине пирамиды – чем ближе к ней, тем большими благами, возможностями, в том числе экономическими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремеслоносило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украшений и оружия, а не для изготовления орудий труда. В конце истории Древнего Египта появилось железо, считавшееся драгоценным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с подетальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «молольщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

Читайте также:

lektsia.com

Экономическое развитие стран Древнего Востока

ТОП 10:

Появившиеся в IV—III тысячелетиях до н.э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называ­ют государствами Древнего Востока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них за­нимает Древний Египет, история которого насчитывает более III тысячелетий — с IV до VI тысячелетия до н.э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные уро­жаи даже при низком агрокультурном и техническом уровнях земледелия. Складывание нового общества началось здесь до начала «железной революции» на основе палеолитической техники и ору­дий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлет­ворения ее потребностей. Прибавочный продукт — это главное условие рождения новой цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI — V тыся­челетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотни­чий промысел вытеснялся скотоводством. Египтяне научились от­ливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но главное — начала развиваться бассейновая система оро­шения, создать которую было по силам лишь крупным земельным общинам. Из среды общинников выделяется племенная знать. Вы­полняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со вре­менем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифферен­циация сельского населения способствовали появлению госу­дарств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство — Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средизем­ное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной су­доходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составлялополивное (ирригаци­онное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригацион­ных сооружений и поливных работ с примитивной техникой об­работки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носи­ло специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний — скотоводства, садоводства и виноградар­ства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригацион­ная система, делившая поля на верхние и нижние. Нижними на­зывались поля, затопляемые во время разлива Нила, в сухое вре­мя года вода самотеком оттуда поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режи­мом орошения, — все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из еди­ного центра, осуществляемых государством. Древневосточное го­сударство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являласьго­сударственная собственность на землю и ирригационные сооруже­ния. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господству­ющее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расши­рение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабаты­вали «рабочие отряды», которым выделялись тягловый скот, се­мена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнююобщинную обязанность — вести общее хозяйство, превратив ее в государствен­ную трудовую повинность. Посредством общественных работ во­сточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях трудрабов играл второстепенную роль, имел «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта — вXVI — XII вв. до н.э. рабов начали использовать в качестве тка­чей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимо­сти в дополнительной рабочей силе. Там существовал избыток тру­довых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому не случайно почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских соору­жений — пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов Применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники - это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов антич­ных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огром­ная трудовая армия применялась централизованно длягосудар­ственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Для организации этих ра­бот древнеегипетское государство имело особую отрасль — управ­ление общественными работами. Ведение, управление этими ра­ботами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крес­тьянин должен был определенную часть года отработать на госу­дарственных работах - на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древ­него Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились за­писи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось чи­новниками — «счетчиками людей». Кроме того, существовало раз­ветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бю­рократии, Макс Вебер не без остроумия отмечал: «Несомненно, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы.., достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила».

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характер­на высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чинов­ники учитывали урожай и количество скота. Общинники, рабо­тавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах но­сило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности«азиатского способа производства» сохра­нялись на Востоке очень долго.

Восточные общества — это жесткие иерархические общества.

Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, дес­потическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фарао­на, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чи­новников и военачальников владела земельными участками, двор­цами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему не­угодными. Социальное положение, богатство зависели не от при­родных качеств, профессионализма, предприимчивости, делови­тости человека, а от близости к вершине пирамиды — чем ближе, тем большими благами, возможностями, в том числе экономичес­кими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и поло­жение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснил кам­ня. Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украше­ний и оружия, но не для изготовления орудий труда. В конце ис­тории Древнего Египта появилось железо, считавшееся драгоцен­ным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с детальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «мололыциц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торгов­ли. Юг Египта поставлял скот, а север — зерно. Началась эксплуатация завоеванных территорий — Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, Нижи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь — с Кипра. Разбогатевшее купечество зани­малось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде во­енных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация обще­ственной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом: стремлением к стабильности и неизменности во всем — экономике, социаль­но-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинте­ресованы в консервации отношений с верховной властью. Сохране­нию в незыблемости, неизменном состоянии всей системы обще­ственных отношений подчинялась материальная и духовная деятель­ность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не разви­валась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называетсястагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйствен­ного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или госу­дарственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложи­лись отношения подданничества - отсутствие прав при безус­ловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспо­тии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государ­ства. Именно поэтому такой тип общества называется «обще­ством восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необ­ходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.



infopedia.su

Экономическое развитие стран Древнего Востока

Поиск Лекций

Лекция 2

ДВЕ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

«АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА»

И АНТИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

 

Совершенствование орудий труда, повышение их производи­тельности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономи­ческая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой ос­нове имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

Первым обществом неравенства, где существовала эксплуата­ция, был рабовладельческий строй. Смена первобытно-общинного рабовладельческим строем началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.

 

 

Экономическое развитие стран Древнего Востока

Появившиеся в IV—III тысячелетиях до н.э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называ­ют государствами Древнего Востока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них за­нимает Древний Египет, история которого насчитывает более III тысячелетий — с IV до VI тысячелетия до н.э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные уро­жаи даже при низком агрокультурном и техническом уровнях зем­леделия. Складывание нового общества началось здесь до начала «железной революции» на основе палеолитической техники и ору­дий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлет­ворения ее потребностей. Прибавочный продукт — это главное условие рождения новой цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI — V тыся­челетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотни­чий промысел вытеснялся скотоводством. Египтяне научились от­ливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но главное — начала развиваться бассейновая система оро­шения, создать которую было по силам лишь крупным земельным общинам. Из среды общинников выделяется племенная знать. Вы­полняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со вре­менем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифферен­циация сельского населения способствовали появлению госу­дарств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне-и Нижнеегипетского царств было создано единое государство — Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средизем­ное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной су­доходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригаци­онное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригацион­ных сооружений и поливных работ с примитивной техникой об­работки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носи­ло специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний - скотоводства, садоводства и виноградар­ства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригацион­ная система, делившая поля на верхние и нижние. Нижними на­зывались поля, затопляемые во время разлива Нила, в сухое вре­мя года вода самотеком оттуда поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режи­мом орошения, — все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из еди­ного центра, осуществляемых государством. Древневосточное го­сударство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась го­сударственная собственность на землю и ирригационные сооруже­ния. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господству­ющее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расши­рение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабаты­вали «рабочие отряды», которым выделялись тягловый скот, се­мена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность - вести общее хозяйство, превратив ее в государствен­ную трудовую повинность. Посредством общественных работ во­сточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль, имел «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта — в XVI — XII вв. до н.э. рабов начали использовать в качестве тка­чей, гончаров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимо­сти в дополнительной рабочей силе. Там существовал избыток тру­довых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных ра­бот, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому не случайно почти все древневосточные государ­ства вели строительство грандиозных культовых и светских соору­жений — пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов антич­ных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огром­ная трудовая армия применялась централизованно для государ­ственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Для организации этих ра­бот древнеегипетское государство имело особую отрасль — управ­ление общественными работами. Ведение, управление этими ра­ботами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для раскладки трудовой повинности. Каждый крес­тьянин должен был определенную часть года отработать на госу­дарственных работах — на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древ­него Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государственные повинности распространялись на все население. Сохранились за­писи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось чи­новниками — «счетчиками людей». Кроме того, существовало раз­ветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бю­рократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал: «Несомненно, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы... достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила».

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характер­на высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чинов­ники учитывали урожай и количество скота. Общинники, рабо­тавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах но­сило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохра­нялись на Востоке очень долго.

Восточные общества ‑ это жесткие иерархические общества. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, дес­потическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фарао­на, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чи­новников и военачальников владела земельными участками, двор­цами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему не­угодными. Социальное положение, богатство зависели не от при­родных качеств, профессионализма, предприимчивости, делови­тости человека, а от близости к вершине пирамиды ‑ чем ближе, тем большими благами, возможностями, в том числе экономичес­кими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и поло­жение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства:' земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснил кам­ня. Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украше­ний и оружия, но не для изготовления орудий труда. В конце ис­тории Древнего Египта Появилось железо, считавшееся драгоцен­ным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с детальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «мололъщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие гото­вую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торгов­ли. Юг Египта поставлял скот, а север — зерно. Началась эксплу­атация завоеванных территорий — Ливии, Нубии, Синая. Египет­ские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из

Малой Азии, а медь — с Кипра. Разбогатевшее купечество зани­малось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде во­енных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация обще­ственной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом: стремлением к стабильности и неизменности во всем - экономике, социаль­но-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заинте­ресованы в консервации отношений с верховной властью. Сохране­нию в незыблемости, неизменном состоянии всей системы обще­ственных отношений подчинялась материальная и духовная деятель­ность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не разви­валась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйствен­ного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества — отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.

 

 



poisk-ru.ru

Экономическое развитие стран Древнего Востока

Количество просмотров публикации Экономическое развитие стран Древнего Востока - 651

Появившиеся в IV–III тысячелœетиях до н.э. первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата͵ Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелœетий. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала ʼʼжелœезной революцииʼʼ, на базе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, к примеру, получала втрое больше продовольствия, чем было крайне важно для удовлетворения ее потребностей. А именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие посœелœения скотоводов и земледельцев в долинœе Нила возникли в VI–IV тысячелœетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

Выделœение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населœения способствовали появлению первых государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV–IIIтысячелœетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство – Древний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединœение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, – всœе это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло из крайне важно сти объединœения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общинники за это должны были работать на ʼʼполях богаʼʼ.

Царское хозяйство, поставлявшее всœе крайне важно е для ʼʼдома фараонаʼʼ, было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмовые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель сановникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали ʼʼрабочие отрядыʼʼ, которым выделялся тягловый скот, семена для посœева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил ʼʼдомашний характерʼʼ. Рабы исполняли в основном обязанности слуᴦ. Лишь в последний период истории Древнего Египта – в XVI, XII вв. до н.э. – рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В ʼʼазиатскихʼʼ общинах не было крайне важно сти в дополнительной рабочей силе. Напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, населœение нужно было чем-то занять. По этой причине, не случайно, почти всœе древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений – пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным.

Земледельцы-общинники - ϶ᴛᴏ даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия применялась централизованно для государственных (общественных) работ: при строительстве оросительных систем, дорог, культовых сооружений. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населœения и хозяйства, в основном для распределœения трудовой повинности.

Каждый крестьянин должен был определœенную часть года отработать на государственных работах – на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта. Существовало даже ʼʼведомство поставщика людейʼʼ с тюрьмой для.тиОсобая роль государства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

Для Египта͵ как и для других ʼʼвосточных обществʼʼ, характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Размещено на реф.рфБолее того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности ʼʼазиатского способа производстваʼʼ сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества - ϶ᴛᴏ общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершинœе пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посœева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было крайне важно для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Размещено на реф.рфНужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Вместе с тем, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинœец из Малой Азии, а медь с Кипра. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом – стремлением к стабильности и неизменности во всœем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Подобно тому как без общины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, в связи с этим они были кровно заинтересованы в консервации отношений с верховной властью. Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всœей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителœей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике принято называть стагнацией.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, ᴛ.ᴇ. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, ᴛ.ᴇ. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму ʼʼвосточной деспотииʼʼ, ᴛ.ᴇ. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно в связи с этим такой тип общества принято называть ʼʼобществом восточного рабстваʼʼ.

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с крайне важно стью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

referatwork.ru