Представления древних людей о мире. Методическая разработка по МХК (10 класс) по теме: Представления древних людей о мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация по окружающему миру: "Представление древних людей о Земле" (2 класс). Представления древних людей о мире


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Первые люди в природном окружении. Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я». Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возникать первобытные религиозные верования. Людям казалось, что весь мир населен могущественными духами, или демонами. Самые сильные из них получили название богов.С открытием земледелия и животноводства изменились религиозные представления. Главное место среди многих богов заняли те, кто благоприятствовал успеху в этих занятиях. Одним из них стал бог Солнца, от которого зависит земное тепло. Считали, что бог грозы и грома дарит необходимую для полевых растений и садов влагу. Появилась вера в богов — покровителей пастухов и животноводов.Образы древних богов.Богов первобытные люди представляли в самом фантастическом виде. Об этом говорят их каменные фигуры, найденные археологами. Этнографы также видели необычные деревянные изображения в первобытных племенах современности. Такие фигуры называют идолами, или истуканами.Они имели человеческую внешность с измененным обликом. Были идолы с огромной головой и совсем маленьким туловищем женщины или мужчины. Были и с ужасным выражением лица, длинным ртом и многими оскаленными зубами. Встречались идолы с телом человека и головами зверя, крокодила, рыбы.Люди обращались к богам со словесными просьбами, они называются молитвами. Их содержание имело простой смысл. Человек просил успеха в охоте, дождя во время засухи, спасения от голода и болезней.Считалось, что боги имеют обычные человеческие нужды, что и им необходимо есть и пить. Поэтому к идолам приносили животных, зерно и другую пищу. Приносили в жертву богам и людей, убивая их возле идола.Появление веры в душу человека.Переход к сельскому хозяйству и ремеслу значительно улучшил жизнь людей. Появилось больше времени для размышлений. Человек пытался найти ответы на главные вопросы жизни. Его стало интересовать, почему животные и люди умирают. Почему спящий похож на покойника? Почему потеря сознания при болезни или при столкновении с диким зверем напоминает смерть?

Но человек, который спал, просыпается и помнит, что он видел во сне. Тот, кто теряет сознание, возвращается к жизни. А умерший навсегда расстается с ней.Возникло убеждение, что в теле человека находится главная причина жизни — его душа. Она считалась невидимой, похожей на воздух или тень. Душа может оставить человека на время — тогда он засыпает или теряет сознание. Его душа может улететь навсегда — тогда человек умирает, и душа получает свою новую жизнь. Она может переселяться в младенцев, животных и даже в растения. Такие первобытные представления сохранились в религиях древности и нашего времени.В конце первобытности человечество освоило земледелие, животноводство и изготовление металлических предметов. Появилось представление о душе человека. Это главные условия для возникновения современной культуры.

Способности первобытных людей (об австралийских племенах)Их умение выслеживать животное хорошо известно. Но трудно представить себе все мастерство, если не видеть их за работой. Туземец не только различает следы, оставленные всеми животными и птицами. Осматривая нору, он может сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет.С самого раннего детства мальчики и девочки упражняются в распознании каждого следа, который оставлен любым живым существом. Матери, играя с детьми, удивительно точно рисуют на песчаной почве следы различных животных.Их знание растений и способов их употребления является поистине чудесным. Туземец в любой местности всегда умеет находить выход из тяжелого положения. Тогда как любой европеец наверняка бы умер с голоду.

Первобытные верования (рассказ эскимоса ученому)Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают.

www.istmira.com

Методическая разработка по МХК (10 класс) по теме: Представления древних людей о мире | скачать бесплатно

Слайд 1

МХК Обобщающий урок с формой контроля в виде электронного теста Школа №283 Кировского района Санкт-Петербурга. Учителя: Губарь Марина Дмитриевна, Рендакова Ольга Михайловна. Представления древних людей о мире. Первые цивилизации.

Слайд 2

Вертикальная модель мира Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир. Три членения по вертикали соотносились с понятием времени и генеалогией и динамическим процессом: рождение - жизнь – смерть.

Слайд 3

Мировое древо

Слайд 4

Вертикальная модель мира Мировая гора не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его. Этот образ получил множество воплощений: обелиск, колонна, триумфальная арка, крест, храм.

Слайд 5

Культовые сооружения Число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как зиккурат , пирамида, пагода, церковь.

Слайд 6

Живопись палеолита Например, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, - как происходящие в действительности. Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию и в этом им помогало искусство.

Слайд 7

Живопись палеолита

Слайд 8

Геометрический стиль Линейные формы – спираль, круг, квадрат, треугольник, крест. В этих символах выражался природный цикл: жизнь – смерть – воскресение. Они являлись знаками материального мира, ориентированного во времени и пространстве.

Слайд 9

Культовые сооружения Горизонталь дольмена и вертикаль менгира тесно связаны с древнейшими культами первобытности - культом предков и культом плодородия.

Слайд 10

Культовые сооружения Мегалит Стоунхендж считается первым доисторическим архитектурным сооружением, посвященным солнцу.

Слайд 11

Двуречье Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии – Двуречья .

Слайд 12

Месопотамия На этих землях не было достаточно камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Существовала традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе.

Слайд 13

Зиккурат Традиция обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Каждый последующий был по периметру меньше предыдущего.

Слайд 14

Висячие сады Подобные «висячие сады» стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

Слайд 15

Ворота богини Иштар Многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, черного, красного, синего и желтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

Слайд 16

Дорога процессий

Слайд 17

Ассирийские рельефы Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. Древо жизни на ассирийском рельефе.

Слайд 18

Ассирийские рельефы

Слайд 19

Вавилонская башня

Слайд 20

Источники информации 1. Мировая художественная культура. Л.Г.Емохонова , учебник для 10 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school.edu.ru 3. Коллекция изображений на http ://yandex.ru

nsportal.ru

"Представление древних людей о Земле" (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

http://solsys.narod.ru/Mercury/Mercury.html Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время. По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Мир в представлении древних египтян: внизу —— Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

5 слайд Описание слайда:

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

6 слайд Описание слайда:

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое - где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

7 слайд Описание слайда:

Древние греки говорили о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

8 слайд Описание слайда:

Вселенная по индийским мифам (средневековое изображение).

9 слайд
Описание слайда:

Шумеро-аккадская картина вселенной.

10 слайд Описание слайда:

Исламская картина вселенной.

11 слайд Описание слайда:

Представления о вселенной у древних египтян.

12 слайд Описание слайда:

Эта постройка служила фактическим прибором наблюдения за небом и являлась астрономической обсерваторией древних людей. Почти всё - и могильные камни, и рисунки - служит главной задаче древних астрономов: наблюдению за звездами, солнцем и луной.

13 слайд Описание слайда:

Современник Фалеса — Анаксимандр представлял Землю отрезком колонны или цилиндра, на одном из оснований которого мы живем. Середину Земли занимает суша в виде большого круглого острова Ойкумены («населенной Земли»), окруженного океаном. Внутри Ойкумены находится морской бассейн, который делит ее на две приблизительно равные части: Европу и Азию. Греция же расположена в центре Европы, а город Дельфы — в центре Греции («пуп Земли»). Анаксимандр считал, что Земля — центр Вселенной. Восход Солнца и других светил на восточной стороне неба и заход их на западной он объяснял движением светил по кругу: видимый небесный свод составляет, по его мнению, половину шара, другое полушарие находится под ногами.

14 слайд Описание слайда:

Греческий философ Фалес (VI в. до н. э.) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах.

15 слайд Описание слайда:

Последователи другого греческого ученого — Пифагора (р. ок. 580 — ум. 500 до н. э.) — уже признали Землю шаром. Шаровидными они считали и другие планеты.

16 слайд Описание слайда:

Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.

17 слайд Описание слайда:

Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств. И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученому Копернику.

18 слайд Описание слайда:

Николай Коперник работал над созданием нового учения об устройстве мира и в своих работах утверждал , что Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца, а видимое суточное перемещение небесного свода – лишь следствие вращения Земли вокруг своей оси.

19 слайд Описание слайда:

МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области учитель начальных классов Бушнева О.А.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-476023

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Как представляли себе Вселенную древние народы?

В школе всегда любила историю. И меня удивляло, как в древние времена люди видели наш мир. У них не было современного сверхточного оборудования... И только (представьте!) в 16 веке предположили, что именно Солнце является центром нашей Солнечной системы. Что знали о Вселенной наши предки? Вот самое интересное из того, что я помню.

Представления древних народов о Вселенной

Столетиями народы всего мира наблюдали за движением небесных светил, как день сменяется ночью, строили небесные карты по созвездиям.

В древности люди считали Землю плоской, лежащей на спинах китов, которые обитают в бескрайнем океане. Но, со временем, мир становился шире по рассказам путешественников.

Существует множество таких теорий, но самыми известными являются истории таких народов:

  • индейцы, ацтеки, майя;
  • египтяне;
  • греки;
  • вавилоняне;
  • евреи.

Древние индейцы

Они видели Вселенную как полусферу на спинах трех гигантских слонов, которые стоят на спине огромной черепахи. Последняя лежит на змее, что окольцовывает наш мир и замыкает небосвод. Даже трудно такое представить в наше время, может вам поможет иллюстрация ниже. :)

По мифам Древнего Египта

Древние египтяне всё объясняли мифами и богами. Всё, что их окружало, было проявлением богов. Богиня Неба (Нут) и бог Земли (Геб) были влюблены.

Но однажды Геб разозлился на любимую. В их ссору вмешались другие боги, чтобы разделить их навеки. Тогда богиня Неба вознеслась ввысь в облике коровы, её поддерживали теперь бог Ветра и его жена Технуд. От тяжести ноши Технут проливала слезы, что падали на Землю дождем. Для лучшего понимания можно рассмотреть иллюстрацию ниже.

Месопотамия и древние евреи

Вавилоняне представляли Землю высокой горой на двенадцати столбах посреди моря.

Древним евреям Вселенная казалась плоской бесконечной равниной с реками и морями. Ветра отделяли Землю от снега и дождей - небесной воды.

Древние греки

Они первыми предположили, что Земля - это шар. Пифагор и Аристотель развивали эту идею и думали, что Земля стоит в центре Вселенной и вокруг нее всё вращается.

travelask.ru

Представления древних людей о мире.

Исследователь Эротосвен был убежден, что Земля круглая. В это время в Древней Греции вводятся понятия широты и долготы. Эпоха Средневековья характеризуется тем, что знания были забыты, и все скатилось до примитивного знания о мире. В Средневековье появились теокарты. Средневековые исследователи считали Землю диском, который окружен водой. 14 век – рубеж картографии и всей географии в частности, это эпоха великих географических открытий. Середина 15 века – создание первого глобуса Земли (немецкий исследователь Бехайн). Меркатор – создатель первого атласа. Он разработал систему топографических знаков.

Географический атлас – это сборник географических карт Земли или какого-то ее региона. Помимо физической карты, в атлас включают политическую, климатическую, экономическую и туристские* карты.

Туристская карта – достаточно новое явление в картографии (около 50 лет), представляют собой физическую карту, на которую наложено изображение тех достопримечательностей, которые интересны большинству людей, это могут быть гостиницы, кинотеатры, развлекательные центры и т.д..

История картографии России.

Специлисты датируют первую карту России в 16 веке (эпоха Ивана Грозного) – карта большого чертежа. Карта и чертеж не сохранилась, но остались комментарии.

Вторая карта – карта Годунова.(карта Москвы)

18 век – карты Сибири. (помогали первопроходцам, которые осваивали Сибирь). В 1822 году был учрежден корпус военных топографов. Активно стали создаваться карты военного значения.

К середине 19 века картография в России получила огромное развитие, стали свободно продаваться.

Компьютерная картография-это современная карторафия.

Рекреационная география.

Очень важное понятие для туризма. Рекреация – “восстановление”.

Рекреация– это комплекс оздоровительных мероприятий, который осуществляется для восстановления сил и работоспособности здорового человека.

Рекреационная география охватывает:

· санаторно-курортные лечения

· баньялогические

· климатологию

· стрессотерапия

· ароматерапию

Рекреационная география в общем и целом состоит из двух частей:

1) анализ и оценка природных комплексов с точки зрения воздействия их на человека

2) оценка экономических показателей данных природных комплексов (Камчатка и Углич)

Факторы, влияющие на рекреационную оценку территории:

Ø климат (оказывает отрицательное воздействие на человека)

Ø наличие/отсутствие водоема (например, Камчатка)

Ø характер рельефа

Ø аттрактивность

Критерии оценки территорий с точки зрения рекреации.

Территории:

1.Благоприятные, в которых отсутствует или представлен в минимуме отрицательный фактор

2.Пригодные для рекреационного использования, в которых неблагоприятные факторы не оказывают отрицательного воздействия на организм человека

3.Неблагоприятные, в которых неблагоприятные факторы оказывают негативные воздействия на организм человека

Теории социально-экономической географии

1.Теория экономико-географического положения

Это одна из самых разработанный теория, которая не имеет противоречий, с положениями этой теории согласны почти все исследователи. Нашла применение в прикладной отрасли.

Это положение населенных пунктов (городов, районов, страны) по отношению к другим объктам. Эти объекты разнохарактерны.

Первая группа объектов:

· Социально-экономические объекты (населенные пункты, транспортные пути, государства)

· Природные объекты (водные пути, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы, с/х угодья)

· Население в качестве производительных сил (дети и пенсионеры не рассматриваются в качестве объектов, так как не являются производственной силой)

Экономико-географическое положение может быть общим, или интегральным (комплекс всех групп) и частным.

Научный спор среди исследователей: Относить ли теорию экономико-географического положения к теории политико-географического положения?

Критерии оценки ЭГП.

Полезность (рентабельность) – по минимуму затрат на предпринимательскую деятельость по сравнению с затратами в других регионах.

Потенциальность – перспективы предпринимательства.

Рыночная позиция – наличие условий создания и поддержания длительных конкурентных преимуществ.

Теория природопользования.

1.теория природо-ресурсного потенциала (ПРП)

Это предельный запас производственных ресурсов, созданных природой и доступных для использования. Природные русурсы бывают:

· Интегральные (весь комплекс)

· Частные (по видам природы)

2.теория ресурсных циклов (ТРЦ)

Циклы делятся на определенные стадии:

· обнаружение определенных ресурсов

· добыча

· переработка

· возвращение в природу отработанных отходов

Наша страна лес только добывает, но не перерыбатывает и продает крайне дешево.

3.теория территориальных сочетаний природных ресурсов (ТСПР)

Это сочетание ресурсов, их взаимопроникновение на определенной территории.

Природные ресурсы находятся в неразрывном сочетании с природными условиями.

Природные условия различают:

§ по силе и характеру воздействия

§ по территории распространиения

§ по разностроронности, продолжительности и сезонности

§ по характеру влияния на разные группы населения

§ по степени возможности и целесообразности улучшения

§ по степени влияния на жизнедеятельность населения

По степени влияния на жизнедеятельность населения территории различают:

ü экстремальные (природный прессинг на жизнедеятельность) Например, Воркута, где вечная мерзлота, короткое лето и длинная полярная ночь, но организму человека нужна теплая почва, и нужен солнечный свет

ü дискомфортные (тот же природный прессинг только в меньшей степени, то есть регионы, где может проживать коренное население, организм которого приспособился к таким условиям, для других такие условия будут дискомфортны (негры))

ü гиперкомфортные(те территории, где комфортно чувствует себя пришлое население, легко адаптируется)

ü прекомфортные(территории с оптимальным положением для жизнедеятельности)

ü комфортные

Населенческие теории.

География населения:

· теория расселения населения и теория единой системы расселения (заключаются в порядке и причинах расселения тех или иных групп населения на отдельных территориях; дают ответ на вопрос: почему н атой или иной территории больше мужчин или женщин, рождаемость, уровень смертности и другое)

· теория геоурбанистики (изучает городское население с разных точек зрения по профессиональному признаку, гендерному и т.д.)

· теории географического разделения труда– это пространственная (географическая) форма общественного разделения труда, выраженная в производственной специализации населенных пунктов.

· территориальная организация (включается теория управления) и теория территориальной организации производственных сил (ТОПС)

· теория территориальной организации общества (ТОО) и выделения общественных территориальных систем (ОТС) (теории о комплексном взаимодействии и организации всех систем на данной территории; и природа, и население, и климат)

· теория экономического районирования, теория территориально-производственных комплексов (ТПК) и теория территориальной структуры хозяйства (ТСХ)(речь идет об экономическом районировании; теории исследуют насколько выгодно заниматься тем или иным видом деятельности на данной территории)

Типология стран.

Классификация.

Регион.

Сначала был район. Изменение названия и территориального характера хозяйственной деятельности. Это произошло по нескольким причинам:

Происходит размыв хозяйственных границ (глобализация) и распространяется дальше, за рамками данного района, чтобы как-то классифицировать это, появился определенный регион.

· Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации)

· Экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц (территория, которая не совпадает с административными границами; может быть меньше или больше, зависит от хозяйственной дятельности)

· Территориальная единица нациального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности (зависит от тех или иных отраслей народного хозяйства; как бы объединяет выше сказанные пункты)

Классификация регионов.

Не существует определенной классификации.

1.группа классификаций – это простые регионы, выделемые по единичным признакам. Это критерии, которые поддаются легкому исчислению, здесь не может быть каких-то разногласий.

· Объем валового регионального продукта

· Темпы экономического роста

· Тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный)Поляризованный - моногорода, монотерритории с градообразующими предприятиями, то есть на территории существует один полярный центр, от которого все зависит. (например, Кузбас, где добывают уголь), гомогенный – нет единого центра или продукта, от которого зависит весь регион.

· Коэффициент плотности населения

· Характер хозяйственной специализации региона.

2.группа классификаций – это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков, которые пересекаются между собой и являются неоднородными.

3.группа классификаций – на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Основными критриями являются ключевые проблемы региона.

· Депрессивные регионы – демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития

· Стагнирующие регионы – отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития

· Пионерные регионы – регионы нового освоения

· Программные (плановые) регионы – регионы, на которые распространяется целевые программы, социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования. (Юг России)

4.группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. (не имеющие прямой зависимости от внешних поставок, потому что за эти необходимые поставки регион может расплатиться)

student2.ru