Периодизация искусства древнего египта. 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона. Периодизация искусства древнего египта


Презентация на тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Раннединастический период: ХХХ-XXVIвв.

Древнее Царство: XXVI-XXIIвв.

Первый междинастический период: XXII-XXвв.

Среднее Царство: XX-XVIIвв.

Второй междинастический период: XVII-XVIвв.

Новое Царство XVI-XIвв.

Третий междинастический период XI-VIIв.

Позднее Царство VII в. – 332 г. до н.э.

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ

Британский музей, Лондон

ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН

(1790-1832)

В 1821-22гг. Шампольон

начинает расшифровку надписей

Розеттского камня и приходит

к разгадке принципов

древнеегипетского

иероглифического письма

Палетка Нармера

I династия, 30 в. до н.э.

Один из наиболее ранних памятников древнеегипетского искусства

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (Мемфис)

Самая ранняя из египетских пирамид

III династия, XXVII в. до н.э.

Пирамида Хуфу (Хеопса) в Гизе

Древнее Царство

IV династия, XXVI в. до н.э.

Пирамиды Хеопса и Хефрена в Гизе

Древнее Царство

IV династия, XXVI в. до н.э.

Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе

Древнее Царство

IV династия, XXVI в. до н.э.

Погребальный комплекс царицы Хатшепсут

Фивы (Деир-эль-Бахри)

Новое Царство. XVIII династия, XV в. до н.э.

studfiles.net

Тема 19. Искусство Древнего Египта и его периодизация.

Природно-климатические особенности региона и их роль в развитии египетской цивилизации. Художественная культуры Египта - классическая модель канонической культуры. Своеобразие религии древних египтян. Зооморфный образ в пантеоне богов Древнего Египта. Связь древнеегипетской культуры с заупокойным культом и роль ритуала в определении содержания и форм древнеегипетского искусства. Деспотическая власть фараона и её сакрализация. Основные этапы развития египетского искусства.

Тема 20. Искусство времени Раннего и Древнего царства (3000-23 вв. До н.Э.).

Древнейшие истоки культовых представлений египтян и их влияние на отбор сюжетов и изобразительных приемов в живописных и скульптурных произведениях. Культ фараона и его роль в создании монументального стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. Эволюция форм гробниц от мастабы к классической пирамиде. Храмово-пирамидный комплекс фараона Джосера в Саккара (ок. 2800 г. до н.э.). Архитектурный ансамбль в Гизе (ок. 2700 г. до н.э.) - вершина пирамидного строительства. Гизахский сфинкс и статуи Хефрена как пример введения монументальной скульптуры в архитектурный ансамбль.

Скульптурный портрет Древнего царства. Основные канонические типы статуй и их стилистические особенности. Своеобразие египетского рельефа. Монументальная живопись. Смысловое и стилистическое единство рельефов и росписей с иероглифическими надписями (требование заупокойного культа и выразительный декоративный элемент архитектуры).

Тема 21. Искусство Египта в период Среднего царства (21-18 вв. До н.Э.).

Борьба фараонов XI-XII династий за объединение и укрепление Египта. Отражение настроений общества в памятниках литературы данного периода (“Спор разочарованного со своей душой”, “Поучение Птахотепа”).

Развитие традиций пирамидного строительства, сочетание пирамиды и скальной гробницы в едином комплексе: усыпальница фараонов XI династии Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Сложение классического храма равнинного типа. Карнакский и Луксорский храмовые комплексы. Монументальность и декоративность как определяющие моменты стиля храмовой архитектуры. Использование ордера в архитектурных конструкциях храмов.

Искусство времени Эхнатона. Разработка новых тем, изобразительных средств и приемов. Пластика, живопись и художественные ремесла в эпоху Амарны. Творческий метод амарнских скульпторов. Мастерская Тутмеса. Значение археологических открытий Картера. Гробница Тутанхамона.

Тема 22. Искусство Передней Азии в древности.

Открытие и изучение художественной культуры Передней Азии. Экологические особенности региона и их роль в развитии очагов цивилизации. Своеобразие формирования классовых обществ на территории Передней Азии. Общинные божества. Строительство "домов бога". Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона. Посвятительный характер скульптуры. Появление рисуночного письма и развитие искусства. Главные темы искусства: верования, религиозные действа и земные деяния правителя. Идея величия обожествленного государя. Устойчивость иконографии и специфика канона.

studfiles.net

10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.

Для официального искусства начала XIX династии характерно реакционное стремление вернуться к традициям доаарнских лет. Однако это стремление не могло осуществиться полностью, так как значение амарнского искусства было слишком велико и к тому же перед художниками рассматриваемого периода встали новые задачи.

Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной власти внутри страны и ее международного престижа. Для успешного проведения этой политики фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной мощи, придать возможно больший блеск и пышность столице, своему двору, храмам своих богов, что и наложило своеобразный отпечаток в первую очередь на архитектуру периода. Главным объектом строительства был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. В строительстве Карнака были заинтересованы и фараоны и жрецы.

Роль скульптур в архитектурном убранстве храмов остается в общем прежней: перед пилонами и колоннами, равно как и между колоннами, ставятся колоссальные царские статуи. Таким образом, здесь мы не видим чего-либо нового, кроме того же стремления к грандиозным масштабам, которое приводит к погоне за созданием монолитных гигантов. Однако не эти статуи, трактованные, как всегда, крайне суммарно, являются наиболее показательными образцами стиля скульптур XIX династии. Особенности этого стиля гораздо ярче видны на статуях, стоявших внутри храмов и гробниц.

Гробничные росписи и рельефы также неоднородны. В начале династии в них при возврате к доамарнским традициям начинает расти декоративность. Однако наряду с этим продолжается и развитие реалистических исканий. Здесь гораздо сильнее чувствуется наследие Амарны. сомнений в правильности религиозного мировоззрения. Ярким свидетельством

Особенно свободно проявилось индивидуальное творчество художников в черновых зарисовках, которые они делали для себя на обломках камней. Здесь отчетливо видно, как внимательно подмечали художники все то, что выходило за рамки канонов, — особые типы и позы людей, те или иные характерные движения животных.

На дальнейшем развитии египетского искусства конца Нового царства (вторая половина 13 в. — 11 в. до н. э.) тяжело сказались изменения в общем положении страны. Длительные войны, обогатившие рабовладельческую знать, привели к обеднению народных масс и к ослаблению экономики Египта. В то же время усложнилась внешняя обстановка, на историческом горизонте появились новые объединения племен, разгромивших Хеттское государство, захвативших азиатские владения Египта и подступивших к границам последнего. Усилились и нападения ливийцев. Уже сыну Рамсеса II пришлось отбивать натиск и «народов моря» и крупных сил ливийцев. Последовавшие в конце династии междоусобицы знати и восстание рабов привели к распаду страны и смене династии. Однако и вновь объединившим Египет фараонам новой, XX династии после кратковременных успехов не удалось полностью подчинить себе прежних иноземных владений.

Новые цари Египта, особенно ливийские полководцы и эфиопские царьки, невольно преклонялись перед седой стариной долины Нила и её культурой. им было лестно облачиться в одеяния древних фараонов, и они наравне со жрецами становятся бережными хранителями древних традиций, ревностными ценителямидревнего "подлинного" искусства. Свидетельством тому может служить голова Шошенка I, которая представляла собой точную копию с древнего рельефа.

Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье иорнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы.

Созданные в этот период многочисленные статуэтки богов в виде различных животных отличаются живой характерностью силуэтов, объёмов, движений. Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, в образном отношении пусты и холодны или же напоминают древние памятники, в которых нет портретного, индивидуального, а присутствует типичное, как, например, в алебастровой статуе царицы Аменетерис.

Последний краткий расцвет египетского искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами в конце VII - начале VI веков до н. э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций.

studfiles.net

Ответы на вопрос "БИЛЕТ № 2 Древний Египет – периодизация ..."

Искусство Архаики.

В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей преимущественно дворцовой, греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для храма божества. Но это было не священное жилище самого божества, подобно верхней части вавилонского зиккурата, а "жилище" его величественного изваяния в образе прекрасного мужа или жены. Так что храм являлся как бы вместилищем, архитектурным обрамлением вящей красоты, той, что не сумела создать природа, предоставив это дело человеку.

 

С формированием греческих полисов совпадает развитие культовой архитектуры. К VII веку до н.э. появилась необходимость в храмах, которые строились на самых видных местах, на высоких холмах, порой на берегу моря, так как храм был не только святилищем, центром религиозной жизни полиса, но и центром его политической и экономической деятельности.

 

Греческий храм возник из микенского мегарона. Статуя божества помещалась в святилище - целле (cella), архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Целлу обрамляла колоннада.

Дорический, Ионический ордера.

Скульптура эпохи архаики украшает храмы. Массивность и слабая расчленённость фигур созвучна архитектурным формам архаических храмов. В них воплотились эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе божества. Неподвижность и обобщённость форм  дополняются условным обозначением движения. Первые из дошедших до нас греческих скульптур ещё явно отражают влияние Египта. Оно проявляется во фронтальности скульптуры и вначале ещё робком преодолении скованности движения - выставленной вперёд левой ногой или прижатой к груди рукой.

 

Скульпторы, использовали как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица, так называемую "архаическую улыбку". Трудно подыскать ей точный эпитет. В "архаической улыбке" проскальзывает игривая насмешка, но откровенно насмешливой её не назовёшь. Улыбка застывшая, не совсем естественная. Так что черты куроса или коры не создают впечатления подлинно живого человеческого лица. Это ещё не лица, а лики, как в Древнем Шумере. Однако "архаическая улыбка" свидетельствует о стремлении художника одухотворить образ, чтобы предстал перед нами не только обнажённый атлет с прекрасно тренированным телом, но и юный муж, озарённый разумом.

смотря на скудость средств психологической выразительности, художники умели вместе с тем достигать богатства эмоционального строя образов с помощью тонкой моделировки цельных объёмов, виртуозной пластической трактовки драпировок, отличающихся то сдержанным и строгим, то прихотливым линейным ритмом складок.

 

Архитектурные детали и скульптурные украшения храмов были ярко раскрашены, что придавало зданиям нарядно-праздничный вид. Богатая раскраска усиливала реализм и выразительность изображений, манила и веселила взор, делала образ ещё более понятным и близким. Однако эту окраску утратила почти вся дошедшая до нас античная мраморная скульптура.

 

Живопись.

Цвет в греческой пластике ясно указывает на связь её с живописью. Живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой. По литературным источникам известно, что монументальная живопись процветала в Древней Греции уже в VII веке до н. э.

 

Отблеском её являются разве что три большие метопы, украшенные росписями, а не рельефами, с изображением мифологических сцен. Это ещё весьма наивные композиции, исполненные, однако, подлинного динамизма и хорошо вписывавшиеся в архитектурную композицию храма.

 

Но самым ярким отблеском греческой живописи той поры служит ныне греческая керамика. Вазописцы, несомненно, вдохновлялись станковой и монументальной живописью, и потому их собственные достижения для нас особенно показательны.

 

Керамика.

В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда; объёмистые кратеры с широким горлом - для вина смешанного с водой, обычного напитка греков; изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; плоские с ножкой и двумя ручками килики - чаши для питья; высокие удлинённые лекифы - для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши. Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены.

 

Развитие вазовой росписи шло от геометрики - схематичных, отвлечённо-декоративных изображений - к композиции сюжетного характера. Уже в VII веке до н. э. в рисунки на вазах художники стали вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставившим называть стиль вазописи VII в. до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах своих мотивов. В характере таких росписей много общего с любимой тогда роскошью одежд, обилием украшений.

 

На рубеже VII - VI веков до н. э. в вазописи художественный образ начинает освобождаться от орнаментальных "одежд", приобретать конкретность реальных контуров. В VI веке до н. э. орнаменту отводится подчинённая роль, он уже не заглушает действие сюжета.

 

Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится чёрным лаком на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объёмно, часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль. Детали прорабатывались резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивалось в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывалась обычно лаком, который придавал ей металлический блеск.

 

В конце VI века до н. э. чернофигурная роспись сменяется краснофигурной, более совершенной, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, они начинают "прорывать" поверхность вазы, будучи более объёмными, и роспись теряет свою декоративную роль украшений.

 

При всей простоте рисунка в ранних краснофигурных росписях он совершеннее, так как возможность изображения деталей тонкими линиями лака, едва заметными штрихами облегчает мастеру передаче трудных ракурсов и положений фигур. И пусть контуры фигур в ранних краснофигурных росписях ещё угловаты, но они уже в движении.

www.konspektov.net

Периодизация искусства Древнего Египта. Наиболее характерные черты египетского художественного канона

Периодизация  искусства Древнего Египта. Наиболее характерные  черты египетского  художественного  канона

Историю возникновения  и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени - свыше четырёх тысяч  лет. Египетское искусство - это новый, важный этап по сравнению с искусством первобытного строя.

Сложение  древнеегипетского  искусства происходит в конце V - IV тысячелетиях до н.э. Следы искусства в долине реки Нил восходят к древнейшим временам.

Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетёнок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием стратифицированного общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Древнего Египта. Жилища вождей племён выделялись лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, на такой хижине или в её ограде часто укрепляли фетиш почитавшегося духа, из таких племенных духов и тотемов впоследствии развились представления о древнеегипетских богах.

Постепенно для  постройки жилищ начали изготовлять  кирпич-сырец. И всё больше применять  в быту глиняные изделия. Самыми ранними  из них являются глиняные сосуды, расписанные  несложными белыми узорами по красному фону глины. С течением времени формы сосудов становились разнообразнее; м Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение  во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились  и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Менялся и сам тип росписей и их техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда, эти очень упрощенные, иногда приближающиеся к геометрическому орнаменту рисунки отражали, по всей видимости, древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Так, например, очень часто в них изображаются плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, с людьми, совершающими культовые действия.

Образы людей  и в росписях и в примитивных  скульптурах охарактеризованы лишь в самой общей и условной форме; передаются лишь черты, особенно существенные для содержания данного изображения. Стремление к наибольшей наглядности привело первобытных художников к изображению различных частей одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас — в зависимости от того, как более отчётливо может быть изображена та или иная форма рогов: у антилопы и горного козла — в профиль, у быка или буйвола — в фас.

Первым памятником, показывающим сложившиеся новые  формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы.

Около 3000 года до н.э. начался период, названный египтологами Ранним царством и охватывавший годы правления I и II династий. Время Раннего царства резко отличается от предыдущего периода. Шёл первый этап истории молодого рабовладельческого государства, сменившего отживший первобытнообщинный строй, - этап поисков и создания таких новых форм, которые соответствовали бы новым общественным отношениям.

К сожалению, ни дворцы, ни дома времени Раннего  царства не сохранились, поскольку они строились на всём протяжении истории Древнего Египта из-за соответствующих климатических условий из непрочных материалов. Однако восстановить общий облик жилищ можно благодаря найденным остаткам их при раскопках, по их изображениям на памятниках и в виде иероглифов. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Беднейшие слои населения продолжали жить в хижинах из сырцовых кирпичей или из тростника. Дома более зажиточных людей отличались своими размерами, их окружал двор, обнесённый стеной из кирпича-сырца. Перед входом обычно устраивался навес. Тип дворца начал складываться ещё в конце предыдущего периода. Дворцы строились из деревянных вертикально и горизонтально положенных брёвен, к которым прикреплялись тонкие планки, располагавшиеся самыми разнообразными способами, что придавало фасаду большую декоративность, которая усиливалась пёстрыми тростниковыми плетениями. Крыши были плоскими.

Скульптуры обыкновенно  находят в тайниках храмов. Статуи царей были явно связаны с праздником хеб-сед, т.к. изображены в характерном для этого праздника одеянии (древнеегипетский "праздник хвоста", который знаменовал магическое восстановление мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны, заменив более древний обряд убиения состарившегося вождя). Скульптура служила также для украшения подставок, посохов, мебели, храмов. Многие статуэтки дарились в храм с целью обеспечить изображённому человеку постоянное покровительство божества. Материалы для скульптуры использовались разнообразные: камень (известняк, гранит, кварцит) - для изображения богов, царей и вельмож, кость, дерево и фаянс - для фигурок женщин, детей, слуг, животных, появились скульптуры из меди. В скульптуре Древнего царства наблюдается резкое улучшение как техники обработки материала, так и умения передать изображаемое по сравнению с предыдущим периодом.

Характерной чертой рельефов периода Раннего царства является отчётливо прослеживаемый процесс образования канонов. Содержание рельефов были жёстко определены: их создавали по поводу событий государственного значения или в связи с требованиями ритуала, причём часто памятник должен был отвечать обеим целям.

Произведения художественного ремесла периода Раннего царства - это по преимуществу предметы быта и ритуала (художественная мебель, каменные сосуды, ювелирные украшения).

В этот период известны были два видов росписей: большинство их выполнялось темперой по сухой поверхности, но иногда этот способ сочетался с вкладками цветных паст в заранее подготовленные углубления. Краски были минеральные, кисти изготовлялись из травы. Сцены по-прежнему изображались поясами без пропусков. Но, оставаясь в общих пределах прежних композиционных правил, мастера второй половины Древнего царства во многих случаях сумели изменить и развить старые сцены, наполнить их жизнью, найти новые художественные приёмы для воплощения своих наблюдений.

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что, начертанные на стенах пирамиды, они обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

Период Среднего Царства ограничивается XXI — XVIII веками до н. э. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.

Хотя искусство  Среднего царства тщательно соблюдало  традиции и каноны Древнего, оно  не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты  и распада Египта на отдельные  номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, монархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору.

Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к  тому, что с одной стороны снижается  пафос монументальности, и поскольку  заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми  устои. Были годы, когда власти земного  бога - фараона - не существовало. Многие издревле сложившиеся представления подвергались переоценке. Литературные произведения сохранили нам даже отражение скептического отношения к вере в загробную жизнь ("Песня арфиста").

В Среднем царстве  в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

В XVII веке настало время Нового Царства, существовавшего до XI века до н. э. Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода.

Более смелые и  внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после  победы над азиатскими племенами  гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в  формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались  знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке  и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

student.zoomru.ru

Тема 5. Искусство и культура Древнего Египта. Новое царство, поздний период.

Новое царство – эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя.

В египетской мифологии в целом существовало очень много богов, однако в каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, животных, птицах, змеях. Сам ном также персонифицировался в образе особого божества. Позднее местные божества стали формироваться в триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада – бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны). Культ Амона, как одного из самых почитаемых божеств в Древнем Египте, зародился в Фивах, а затем распространился на север и по всему Египту.

Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э., архитектор Сенмут, долина Деир-эль-Бахари).Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Храм состоит из трех огромных террас. К первой террасе ведет аллея сфинксов. На ней были посажены мирровые деревья из страны Пунт. Аллея подводила к первому двору храма с портиком, «на два крыла» и пандусом между ними. По пандусу можно было попасть во второй двор, также с пандусом и симметрично по отношению к нему расположенными двумя портиками, на концах которых возвышались 2 осирических (с атрибутами Осириса) колосса Хатшепсут. Далее находился третий, меньший по размерам двор, окруженный колоннадами. Завершали ансамбль молельни, высеченные в скале. Эти характерные черты (расположение главных частей по одной оси, перистиль – двор с колоннадой, гипостиль, святилище, кладовые) были присущи и др. храмам первой половины Нового царства и повторяли схему жилого дома.

В эту эпоху уточняются основные типы храмовых архитектурных комплексов – наземные, полускальные и скальные, устанавливается определенная последовательность помещений и система пластического оформления. Вход фланкировался пилонами, увенчанными мачтами с флагами. У стен стояли статуи фараонов и обелиски, между которыми находился узкий проход, ведший в открытый двор, обнесенный колоннадой. За ним следовали гипостильные залы – один или несколько, и затем путь ритуальных процессий завершался в святилище.

Помимо строительных проблем зодчие решали задачи пространственной композиции, вписывая храмовые комплексы в окружающий ландшафт. При этом существенное значение имело местоположение их относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов. Аллеи сфинксов входили в ансамбль храмов восточного берега и заупокойных храмов западного.

Два главных святилища восточной стороны Фив – Карнак и Луксор– принадлежат к типу наземных храмов. Строительство первого из них охватывало в общей сложности около десяти веков; его древнейшие сооружения восходили еще к эпохе Среднего царства.

На протяжении Нового царства оформились основные части архитектурного ансамбля Карнака, включавшего помимо храма Амона комплексыМут иХансу, расположенные к югу от главного храма. Первый крупный строительный период Карнака связан с правлениемТутмоса I, в чье царствование достигла расцвета деятельность зодчегоИнени.Его произведения не сохранились. Сменявшие друг друга фараоны XVIII династии продолжали вести строительство в Карнаке. Люди оказались более безжалостными к его святыням, чем время. Со вступлением на престол царицы Хатшепсут, которая была дочерью Тутмоса I, женой Тутмоса II и узурпировала трон при его малолетнем сыне Тутмосе III (рожденном, очевидно, женщиной нецарского рода), начались дальнейшие работы по перестройке храма Амона, в результате которых погиб зал Инени. При Хатшепсут строительными работами, вероятно, ведал ее придворный фаворит – зодчийСенмут. Однако судьба отомстила царице. Тутмос III, получив трон, не замедлил уничтожить все сооружения своей предшественницы.

На смену строгости форм в скульптуре приходит изысканная декоративность, перерастающая иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхности статуй покрываются тонкими струящимися линиями складок одежд и локонов париков, оживляют игрой светотени. Искания новых способов передачи окружающего мира, интерес к движению, объему, живописности приводят к тому, что тела приобретают мягкость и правильнее передается строение лиц. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.

Храмы в Карнаке и Луксоре, посвященные Амону.

Статуи Хатшепсут.

Сфинксы Аменхотепа III (набережная Невы).

Конец XVIII династии – период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства. Амарнский период (по назв. селения Эль-Амарна) – время правленияАменхотепа IV– Эхнатона («благой для Атона», «дух Атона»).Этот фараон смело и решительно порвал с верхушкой знати и жречеством и, опираясь на поддержку рядовых свободных (немху), недовольных господством знати, провел большую социальную и религиозную реформу. Столица перенесена из Фив в заново построенный городАхетатон (небосклон Атона) в 150 км к северу.

Стиль и тематика росписей характеризуются новыми чертами. Утрированное подчеркивание особенностей строения лица и фигуры фараона не воспринималось современниками как некий гротеск. Напротив, подобные приемы исполнения распространялись и на образы его супруги Нефертити и дочерей. Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются портретные головы Эхнатона и его жены Нефертити («прекрасная пришла»). Нефер-Нефру-Атон («прекрасна красотою Атона»).

После смерти фараона-реформатора престол переходит к Тутанхамону – мужу его третьей дочери, бывшему еще ребенком. Преемственность художественных традиций амарнского искусства в правлении юного царя очевидна. Хотя правление юного фараона внешне не примечательно никакими крупными событиями, обнаруженная в 1922 году археологом Г. Картером его гробница поистине обессмертила фараона.

Статуя Эхнатона из храма Ра-Горахте в Карнаке (песчаник, ок. 4 м).

Голова Нефертити из Амарны (песчаник, 21 см).

Голова Нефертити из Амарны (известняк, 50 см).

Голова Меритатон из Амарны (песчаник, 21 см).

Погребальная маска Тутанхамона (золото, ляпис-лазурь, 54 см).

Рельеф с изображением семьи Эхнатона из Амарны (известняк, 32 см).

Изображение Тутанхамона с женой (спинка золотого трона, стеклянная паста, глазурь, инкрустированный алебастр, 53 см).

Скальный храм в Абу-Симбеле Рамсеса II (зодчий Пенра).

Статуэтка Каромамы - ливийской царицы (бронза,16 см, Фивы).

Статуэтка фараона Тахарки (бронза,18см).

Египетское искусство позднего периода представляло сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях.

studfiles.net

периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности

№ 1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности
  1. Периодизация древнеегипетского искусства
Если представить периодизацию древнеегипетского искусства в самом общем виде в таблице, то выглядеть она будет вот так:
Период Даты Династии Основные фараоны и важнейшие памятники
Додинастический период 5 – 4 тыс. до н.э. 0 династия
  • 0 династия – палетка Нармера
Раннее царство 30 – 28 века до н.э. 1 – 2 династии
  • 1 династия – стела Джета
Древнее царство 28 – 23 века до н.э. 3 – 6 династии
  • 3 династия – пирамида Джосера
  • 4 династия – три пирамиды Снофру, пирамиды в Гизе
  • 5-6 династии – солнечные храмы
Первый период распада 7 – 10 династии Сохранилось мало памятников.
Среднее царство 21 – 18 века до н.э. 11 – 12 династии
  • 11 династия – Ментухотеп I, заупокойный храм в Дейр эль-Бахари
  • 12 – Сенусерты I, II, и III, начало строительства храма в Карнаке
Второй период распада 13 – 17 династии Сохранилось мало памятников.
Новое царство 16 – 11 века до н.э. 18 – 20 династии
  • Первая половина 18 династии – Тутмессиды и Хатшепсут
  • Вторая половина 18 династии – Эхнатон и его преемники
  • 19-20 династии – Рамессиды
Поздний период 11 – 4 века до н.э. 21 – 31 династии
  • 21 династия – местные фараоны
  • С 22 по 25 дин. – иноземцы
  • 26 династия – эпоха Саиса
  • 27 династия – персы
  • 28 – 31 династии – местные фараоны
  • 332 г. до н.э. – завоевание Египта Александром Македонским, начало эпохи эллинизма
Египетская цивилизация возникла более 10 000 лет назад, когда на прилегающих к Нилу землях обитали кочевые племена охотников. Постепенное иссушение климата превратило плодородные саванны в пустыню, и со временем охотники заселили берега Нила. Свою страну древние египтяне называли «Кемет», то есть «черная», по ассоциации с черным цветом плодородной почвы. В дальнейшем же за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», возникшее от названия «Хикупта» («Крепость духа Пта»), которое относилось к городу Мемфису, расположенному неподалеку от Каира (см. карту – илл. 1).

Вплоть до конца 19 века изучение истории Древнего Египта (в первую очередь ранних династий) опиралось на полулегендарные сведения, свидетельства греческих и римских историков, а также древнеегипетские источники, например, знаменитый Палермский камень (илл. 2) – древнейший из дошедших документов. Вся его поверхность была покрыта именами фараонов с указанием продолжительности правлений.

Вероятно, именно эти источники легли в основу труда египетского жреца Манефона, жившего в конце 4 – начале 3 века до н.э. Манефон разделил всю историю Египта на 30 династий, которые он объединил в три крупные периода, называемые царствами: Древнее, Среднее и Новое. В результате последующих уточнений были выделены эпохи Раннего царства (1-2 династии) и два Периода распада – первый (7–10 династии) и второй (13–17 династии), связанные со временем децентрализации египетского государства. Хотя это подразделение и условно, ученые пользуются им и по настоящее время.

Помимо этого, особый интерес представляет изучение Позднего периода (1 тысячелетия до н.э.). Его начало (11–8 вв. до н.э.) открывается кратким правлением местной 21 династии, за которым следует период нашествия иноземцев и захват ими египетского трона (22–25 династии). Затем наступает своеобразный период возрождения – эпоха Саиса (26 династия). С 525 года до н.э. на египетском престоле воцаряется 27 персидская династия, а сам Египет входит в состав ахеменидской державы. Далее наступает последний период его самостоятельности, приходящийся на время 28 – 31 династий и продолжавшийся до нашествия Александра Македонского (332 г. до н.э.). Завоевание Египта греками положило начало эпохе эллинизма, для которой характерна взаимосвязь древнеегипетской культуры с античной.

Основателем 1 династии принято считать Мена (так, например, пишет Померанцева), однако есть и другие точки зрения, например, что Мен и Нармер – одно и то же лицо (впрочем, сегодня эта точка зрения оспаривается). Кроме того, в списке Палермского камня первому фараону 1 династии предшествовал перечень имен еще более древних правителей. Подтверждение этому нашли археологи: в конце 19 века в Абидосе нашли некрополь, где среди найденных вещей обнаружили предметы с изображением сокола над именами царей. По этому признаку ученые объединили семь правителей-предшественников Мена в так называемую «нулевую династию».

  1. Искусство додинастического периода
Первые поселения в долине Нила относятся к каменному веку1, однако сравнительно последовательная картина сложившегося общества складывается с 5 тыс. до н.э. На раннем этапе существования древнеегипетского искусства уже проявилась одна из его основных особенностей: функциональность памятников, то есть при изготовлении культовых вещей (сосудов, ножей) использовались те же формы, что и для изделий быта. Аналогичным образом жилые постройки служили прообразом погребальных сооружений. Интересно, что среди памятников, найденных в некрополях неолитических поселений, уже преобладают изделия из камня – его прочность соответствовала стремлению навечно сохранить предметы, сопровождавшие покойного в загробной жизни.

Сосуды. Для энеолита характерны массивные сосуды в виде чаш и ваз. Они изготавливались из твердых пород камня (базальт, гранит, алебастр). Их отличительные черты: строгие геометрические формы (цилиндрические, конические и т.д.), мягкая обтекаемость силуэта, монолитность объема (крохотные ручки в виде ушка почти не заметны), полное отсутствие декора (на первый план выступает фактура камня).

Крупнейшим достижением неолита является появление керамики. Она одноцветная, повторяет форму каменных сосудов. Со времени энеолита она декорируется. Сначала преобладает геометрический орнамент (спирали, треугольники, штриховка и т.д.).

Архитектура. Памятников от этого времени не сохранилось. Отметим лишь, что во время неолита появляются кирпич-сырец и на смену землянкам и полуземлянкам приходят прямоугольные постройки, состоявшие из нескольких помещений.

Монументальные росписи. Одним из немногих памятников, фрагментарно сохранившим древнейшую стенопись, является гробница вождя в Иераконполе, созданная в конце 4 тыс. до н.э. (илл. 3). Изображения наносились по желтому охристому фону, мастера использовали локальные цвета, целиком покрывавшие силуэты, или же применяли контурную обводку. При этом фигуры людей и животных приобретали известную схематичность. Сюжет сложен и включает в себя ритуальные сцены и эпизоды сражений. Композиция распадается на ряд звеньев, между которыми невозможно установить связь, и в то же время центральная часть с эпизодом сражения связывает эпизоды в целостную композицию. Все сцены развертываются в условном пространстве, причем фигуры людей и животных перемежаются изображениями плывущих судов.

Палетки. Эти ритуальные плитки из камня для растирания красок демонстрируют связь с культом тотемических животных, а также высочайший уровень мастерства, очевидный при сравнении с монументальной росписью этого периода. Большинство из них имеет щитообразную форму, обе стороны палеток покрывают рельефы. Лицевая сторона определяется углублением в центре, обусловленным первоначальным назначением палеток: растирание красок, однако к концу 4 тыс. до н.э. эта функция носит, скорее, символический характер и круглое углубление остается лишь в силу традиции. В композиции эта деталь играла роль центра, определявшего расположение фигур.

Среди примеров памятников: «Палетка с шакалами», «Оксфордская палетка» и «Палетка Нармера». Самым примечательным памятником этой группы является «Палетка Нармера» (около 3000 г. до н.э., илл.4). Она была создана в эпоху объединения Египта и повествует о победе Верхнего Египта над Нижним. Памятник исполнен в виде победной стелы. Изображения расположены регистрами. Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково: по краям расположены два стилизованных человеческих лица в фас с коровьими рогами и ушами. Это – символы богини неба Хатор, покровительницы фараона. Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера.

На лицевой стороне палетки фараон в «белой короне» Верхнего Египта, превосходящий размерами своих приближенных, взирает на обезглавленные трупы врагов. Центральное место сцены отведено изображению двух фантастических животных, их длинные шеи переплетаются и образуют круг палетки. В нижнем регистре бык, олицетворяющий царя, разбивает рогами вражескую крепость (связь с тотемическими представлениями древних египтян). На обратной стороне палетки имеется пиктограмма: над фигурой коленопреклоненного пленника сидит сокол, который держит за веревку голову северянина, поднимающуюся из иероглифического знака земли. Надпись означает, что Нармер в образе божественного сокола Гора одержал победу над Севером.

В этом памятнике очень важны особенности передачи фигуры на плоскости: голова и ноги фараона повернуты в профиль, плечи – в фас. Мастер органично сочетает в одном изображении несовместимые элементы, одновременно не видимые из одной точки пространства. По сравнению с чистым профилем такая условная трактовка человеческой фигуры позволяла максимально полно передать ее на плоскости. С конца додинастического периода этот прием становится устойчивым и закрепляется традицией.

Помимо условного приема передачи человеческой фигуры на плоскости в «Палетке Нармера» формируется еще ряд специфических признаков, характерных для памятников древнеегипетского искусства: фризообразность композиции, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений. Все вместе, они свидетельствуют о сложении системы древнеегипетского канона.

  1. Искусство Раннего царства
Архитектура. Памятники монументального зодчества Раннего царства также практически не сохранились, поскольку основным материалом для их строительства был сырцовый кирпич и дерево, а также глина и тростник. Важно, что именно в эту эпоху складывается особый тип дворцовых фасадов – «серех», изображение которых мы находим на стелах фараонов 1 династии. О внешнем облике дворцов можно судить по царским саркофагам, воспроизводившим общий вид этих сооружений.

В отличие от дворцов, культовые сооружения Раннего царства сохранились лучше. К этому времени складывается такой тип храма, как мастаба. Она напоминает по форме усеченную трапецию и состоит из двух частей: надземной (святилище) и подземной (с погребальной камерой). Для нее важна идея симметрии и облицовки каменными плитами для придания особого эффекта нерукотворности ее создания. В дальнейшем именно эксперименты с мастабой приведут к созданию пирамиды.

Скульптура. Обряд мумификации еще не достаточно развит, поэтому в гробницу помещают статую покойного, чтобы душа могла воплотиться в ней. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Именно в период Раннего царства вырабатываются основные типы статуй: сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед» - ритуальным бегом, символизирующим обновление физической мощи фараона. Пример скульптуры этого периода: статуя фараона Хасехема, сидящего на троне в ритуальном одеянии (илл. 5). Здесь уже выявлены основные черты стиля: монументальность формы, фронтальность композиции, неподвижность позы, портретность. Такие статуи ставились с расчетом на верхний рассеянный свет, который дает эффект нематериальности образа. При обработке твердого камня мастера стремились к сохранению кубообразности, формы тела как бы сломаны под прямым углом под форму трона, вся поза выражает предельную собранность, застылость.

Рельефы. Новые черты проявились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху были популярны многофигурные композиции, то теперь важен лаконизм, отбрасывание всего второстепенного. Наглядный пример – стела фараона Джета из Абидоса (1 династия, 3000 лет до н.э., илл. 6). Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над изображением дворцового фасада «серех», символизировавшего земную обитель фараона. Таким образом, дворец воспринимался эмблемой царя – «фараон» (греческая переделка египетского слова «пер-о» - «большой дом»). Строгое вертикальное членение фасада контрастирует с гибким телом змеи. В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения».

Памятники Раннего царства являются важной ступенью в развитии древнеегипетского искусства. Этот этап показывает зрелость художественных форм, совершенствование строительных приемов, применение камня в культовом зодчестве, сложение канона для основных типов статуй и рельефа. Кроме того, именно на этом этапе происходит формирование специфически египетских черт из общих приемов художественного выражения, свойственных многим древневосточным культурам.

  1. Искусство Древнего царства
В стране усиливается централизованная власть, устанавливается неограниченная власть фараона, которые сочетает функции правителя и верховного жреца.

Архитектура. Наделение царя божественной сущностью породило сложный религиозный ритуал. Об этом свидетельствует небывалый расцвет монументальной каменной архитектуры. Все более внушительные размеры приобретает гробница – мастаба, ставшая конструктивной основой монументальной каменной архитектуры.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона Джосера (3 династия, илл. 7). Архитектор – Имхотеп, великий зодчий, ученый и медик, отождествляемый греками с богом врачевания Асклепием. Комплекс Джосера располагается в Саккаре и включает в себя большое количество сооружений, среди которых главное место отводится ступенчатой пирамиде (которая, по сути, представляла несколько мастаб, поставленных друг на друга). Пирамида имеет в основании прямоугольную форму и выложена из каменных блоков. Она имеет шесть ступеней, каждая из которых меньше предыдущей. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения, поскольку египтяне строили без связующего состава. Под основанием пирамиды в скалистом грунте были высечены подземные помещения и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Расположение основных помещений было обусловлено требованиями религиозного культа. Так, переплыв Нил, торжественная процессия входила в нижний заупокойный храм (храм-пристань), где в течение 40 дней мумифицировалось тело фараона. От нижнего храма в скальном грунте была прорыта дорога восхождения. Она делалась непременно под углом, чтобы можно было физически ощутить подъем. Сам комплекс располагался на высокой платформе, узкий коридор вел в большой двор, а оттуда – в верхний заупокойный храм. Если раньше все размещалось в мастабе, то теперь для этого используются разные постройки. Затем следовала пирамида, а завершал комплекс узкий хебседный двор. И хотя единой оси движения здесь еще нет, важно отметить чередование открытого и закрытого пространства. Аналогичную структуру мы видим в комплексах в Абусире и Гизе.

Что же касается захоронений членов семьи, то они либо располагались рядом (как, например, малые пирамиды в Гизе), либо первых жен хоронили в пирамиде вместе с фараоном.

Кроме того, в ансамбле Джосера большая роль отводилась декоративному оформлению. Оно отличалось предельной простотой: в отделке наружной стены использовался традиционный мотив чередования выступов и ниш – таким образом достигалась игра светотени. Помимо этого характерной особенностью строительной техники является имитирование в камне приемов деревянных конструкций и тростниковой плетенки. Из всех сооружений комплекса лишь пирамида лишена декора. Она является доминантой ансамбля и покоряет простотой конструкции и гармонией форм.

Основатель 4 династии – фараон Снофру – построил три большие пирамиды в Медуме и Дашуре. Эти памятники обычно принято рассматривать как переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим. Основу пирамиды в Медуме (илл. 8) составляла ступенчатая конструкция. Первоначально она состояла из семи ступеней, восходивших уступами к вершине. По мере возведения рядов кладки ступени покрывались облицовкой из плит известняка. Промежутки между ними засыпались обломками строительного материала, благодаря чему стороны приобретали форму плоских граней. Нижний массив представлял усеченную пирамиду, на которой возвышалась еще одна, меньшего размера. Внешний вид Медумской пирамиды немного напоминает шумерские зиккураты, но к вершине ее нет лестничного подъема, как у зиккуратов.

Вторая пирамида Снофру (илл. 9) была построена в Дашуре. Ребра ее граней в своем направлении от основания к вершине имеют разный угол наклона, благодаря чему пирамида не получила правильной формы (она также известна как «ломаная» пирамида). Возможно, это было вызвано поспешностью ее завершения. При пирамиде найдены два заупокойных храма, состоявших из нескольких помещений, в которых находились статуи и рельефы с изображением фараона.

Наконец, третья, или «Красная» пирамида Снофру (илл. 10) в Дашуре – первая усыпальница правильной пирамидальной формы. Ее название связано с цветом облицовочного камня, приобретающего красноватый цвет в лучах заходящего солнца. Вход через наклонный проход на северной стороне спускается в три смежные камеры, которые заполнены камнями и недоступны. Хотя «красная» усыпальница является первой «истинной» пирамидой, ей свойственен чрезвычайно низкий наклон стен. Это одна из самых больших пирамид, по величине она уступает лишь пирамидам Хеопса и Хефрена. Пирамиды Снофру в Дашуре составляли ансамбль сходных и дополняющих друг друга построек, названных Ха-Снофру («Сияющий Снофру» или «Снофру воскресает»).

Преемники Снофру выбрали для сооружения своих пирамид место современного Гизе, которое удовлетворяло целому комплексу условий астрономического, культового и геодезического характера. (Отметим, что некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемой земли и мертвой Ливийской пустыни, которую называли Страной смерти, поскольку там за горизонтом скрывалось солнце).

Три великие пирамиды Гизе фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (4 династия) имеют правильную геометрическую форму. В их основании лежит квадрат. Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (около 147 метров, илл. 11). Она определила пропорциональную соразмерность всего ансамбля пирамид Гизе с прилегающими к ним заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена (илл. 12). Все пирамиды довольно точно ориентированы по сторонам света. Вершины юго-восточных углов всех пирамид лежат на одной линии. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». В ансамбль гробниц входили заупокойные храмы. Общая планировка их отличалась строгостью, конструктивной ясностью форм. В оформлении внутреннего пространства залов применены в качестве опор свободно стоящие столбы.

Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. Вход в пирамиду находился в северной стороне, откуда можно было спуститься в подземную камеру, ориентированную по световому лучу на альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира. Техника сооружения пирамиды такова: она сложена из 2 300 000 блоков известняка средним весом около 2,5 тонн, держащихся без связующего вещества силой собственной тяжести. Наружная облицовка граней сохранилась только у вершины пирамиды Хефрена. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Преемники его уже не возводили грандиозных сооружений. Третья гизехская пирамида осталась незаконченной и достраивалась сыном Микерина не из камня, а из кирпича.

В заупокойных ансамблях 5-6 династий доминирующая роль переходит от пирамид к храмам. Пример – храм фараона Сахура (5 династия, илл. 13) в Абусире. Здесь наряду с небольшой пирамидой можно отметить целый ряд новых элементов. Например, применяются колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса, а также пальмовидные колонны с гладким стволом. В дополнение к этому декор храма усиливался цветными рельефами.

С развитием строительной техники создаются новые формы сооружений – солнечные храмы фараонов 5 династии. К числу самых замечательных из них принадлежит храм Ниусирра в Абидосе (илл. 14). Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он невелик, но массивен по пропорциям. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на этом этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

Скульптура. Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи, которые сохранились со времен Древнего царства в большом количестве. Представление о вечной жизни привело к обряду мумификации и обилию в погребениях статуарных изображений, которые являлись как бы двойником умершего, его «ка»2. Ритуальные портретные статуи «ка» предназначались для воспроизведения невидимого в зримом образе, становясь вещественным олицетворением двойника умершего. Необходимым условием этого являлось портретное сходство. Портретный образ в осмыслении египтян имел двойственную сущность: с одной стороны, передача максимального сходства, с другой – предельная «идеальная» обобщенность. На этих противоположных основах складывается образ фараона. Эти особенности определили своеобразие древнеегипетского портрета, в котором сочетается индивидуальное и типологическое. Также отметим, что древнеегипетские портреты передают образ человека в идеально понимаемом возрасте: достигшего зрелости, но не старости, находящегося в полном расцвете сил.

В портретах древнеегипетские мастера всегда уделяли особое внимание изображению глаз, поскольку именно с глазом, по традиции, связывалась способность воскрешения мертвых. Особый эффект достигался благодаря инкрустации или рельефной обводки по контуру век. Живость взору придавала и светящаяся точка хрусталя, вложенная вместо зрачка в инкрустированную пастой радужную оболочку. Так достигался выразительный взгляд, не встречавшийся со зрителем.

Как уже упоминалось при разговоре о Раннем царстве, в статуях можно выделить определенные приемы исполнения: фронтальность позы, симметричное построение относительно вертикальной оси, а также изображение фигуры целиком, что отвечало требованиям религиозного ритуала. Большое распространение получили стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой (это движение означало шаг в вечность, поскольку левая сторона ассоциировалась с загробным миром), а также сидящие на троне или коленопреклоненные статуи и композиция писца. Писцы появляются в памятниках 5 династии, они могут быть пишущими или внимающими, основная идея этих статуй: писец допущен к слову бога и может лично видеть божественное.

Примеры: тронные статуи Джосера (илл. 15) и Хефрена (илл. 16), тронная статуя Рахотепа и его жены Нофрет (илл. 17), статуя фараона Микерина, богини Хатор и богини-покровительницы нома (илл. 18), тронная статуя зодчего Хемиуна (племянника фараона Хеопса) (илл. 19), статуя карлика Сенеба с женой (илл. 20), статуя царского писца Каи (илл. 21). Важно, что хотя композиционные типы и приемы повторяются, скульптурные портреты отличаются удивительным разнообразием. Для этого можно сравнить тронные статуи Джосера и Хефрена. Или тронные статуи зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет и зодчего Хемиуна. Изображение супружеской четы Рахотепа и Нофрет отличается декоративностью. Женская фигура тонирована розово-желтым цветом, мужская – темно-коричневым. Обе статуи портретны, индивидуальность лиц ярко выявлена. Взгляд устремлен вдаль. В статуе Хемиуна характерно не только лицо, но и вся фигура полного человека с массивными формами тела.

Исключительного совершенства достигли мастера и в деревянной скульптуре. Если ранее статуи можно было ставить лишь фараонам, то с 5 династии чиновники тоже получают это право при условии, что для их статуй будет использоваться дерево или «недолговечный» известняк. В этих памятниках также очевидно портретное сходство. Образцом деревянной скульптуры может служить статуя Каапера (илл. 22), известная под названием «Сельского старосты». Следует отметить, что по сравнению с памятниками официальной скульптуры статуи частных лиц конкретнее, жизненнее и индивидуальнее.

konesh.ru