Особенности философии древнего китая. Особенности философской мысли древнего китая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Характерные черты философии Древнего Китая. Особенности философии древнего китая


3. Характерные черты философии Древнего Китая

Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа.

    1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э.

    2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.)

В это время был создан комплекс книг, которые содержали древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Это: 1. Книга песен (поэзия), 2. Книга истории (документы по историческим событиям), 3. Книга порядка (политические и религиозные церемонии), 4. Книга Весны и Осени (как образец решения этических вопросов), 5. Книга перемен (первые представления о мире и человеке в китайской философии).

Итак, в первый период (8 – 6 вв. до н.э.) философия Древнего Китая была связана с мифологией. Китайская мифология имеет свои особенности:

1). Китайские мифы – это исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке». Важным элементом древнекитайской религии был культ предков, которые могли влиять на судьбу потомков.

2). Китайские мифы содержат мало материала о становлении мира. В глубокой древности, когда ещё не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нём родились два духа – Инь и Ян, которые занялись упорядочиванием мира.

«Книга Перемен» (И Цзин) может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики. Сама «Книга» породила многочисленные исследования её смысла и содержания как на Востоке, так и на Западе, однако однозначного толкования многие её положения так и не получили. Графическая часть «Перемен» состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм. Они выстраиваются по алгоритму течения циклов природно-человеческой жизни. Сам механизм перемен раскрывается через взаимосвязь двух базовых начал, а именно ЯН (обозначается сплошной чертой « ») и ИНЬ (обозначается прерывистой чертой « »).

Первое - ЯН считается мужским, подвижным, деятельным началом; второе - ИНЬ - женским, инертным, пассивным началом. При их вертикальном расположении между ними помещается третий - промежуточный элемент - ЦЗЫ, символ примирения и гармонии противоположностей - их дитя. Так составляется триграмма:

  • ЯН (отец) верхний уровень

  • ЦЗЫ (дитя) средний уровень

  • ИНЬ (мать) нижний уровень

Триграмма выступает в качестве универсальной модели всех форм бытия, а именно:

  • родовой семьи (муж – ребёнок – жена)

  • общества (ваны - цари - военные и хозяйственные организаторы - общинники)

  • природы (Небо - Поднебесная - Земля)

  • форм родового сознания (верхние Шан -центральные Джун - нижние Ся) и т.д.

Всего триграмм восемь. Из них четыре считаются мужскими, другие четыре - женскими. На рисунке 1, ставшем классическим, они располагаются по кругу сообразно частям света (они указаны в обратном порядке).

Если расшифровать рисунок, то окажется, что перед нами ничто иное, как "генетический механизм" единой системы "Вселенная - природа - человек", из которого следует, что всё здесь находится в органической связи, и при этом осуществляется универсальный закон, который китайцы называли ДАО. Ему подчиняются все телесные и духовные системы природы и человека. Закон трактуется как космический эрос, следствием чего является зарождение в космическом лоне тьмы вещей и человека.

Помимо восьми триграмм "Книга" содержит шестьдесят четыре гексаграммы, то есть символа, состоящего из шести элементов -чёрточек, которые чередуются в том или ином порядке (правило чтения гексаграммы - снизу вверх). Каждая гексаграмма имеет своё название и порядковый номер, например, №1 - Творчество, Главное свершение; благоприятная стойкость. №20 - Созерцание. №35 - Восход. №45 - Воссоединение. Свершение. №55 - Изобилие. Свершение. №64 - Ещё не конец. Свершение. И т.д. Кроме того, при гексаграммах имеются афоризмы. Например: №20 - Умыв руки, не приноси жертв. №40 - Если есть куда выступить, то уж заранее будет счастье. №49 - Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение, благоприятная стойкость, раскаяние исчезнет. №62 – Не следует подниматься, следует спускаться. И т.д. Афоризмы есть и при отдельных чертах. Подробнее об этом можно прочитать в книге Ю.К. Щуцкого "Китайская классическая "Книга Перемен" (см. список литературы).

Поскольку гексаграммы наделены конкретным смыслом и в "Книге Перемен" раскрыт алгоритм их образования, то они используются для гадания, т.е. предсказания событий.

По общему мнению ицзинистов - специалистов, изучающих "Книгу Перемен",

Основная концепция Книги - концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Все явления постоянно меняются в зависимости от соотношения двух их начал -инь и ян. Инь - это отрицательное, пассивное, женское начало, Ян- это положительное, активное, мужское начало. Борьба этих противоположностей является источником всякого развития.

Один из величайших поэтов Китая Су Ши (1036-1101 г.г.) высказал это в таких строках: "...О, гость мой, разве вы не знаете эти воды и луну? Вот как они стремятся , но совсем не исчезают; вот как меняется луна, то полная, то на ущербе, но и она, в конце концов, не может ни погибнуть, ни меру перейти. Когда изменчивость мы замечаем, то даже целый мир не может длиться и мгновенье: когда мы замечаем неизменность, то нет конца ни нам, ни миру. Чему ещё завидовать тогда?"

  1. период – это 6 – 2 вв. до н.э. характеризуется как расцвет древнекитайской философии.

Выделяются следующие философские направления:

  1. школа инь-ян

  2. школа Конфуция

  3. школа моистов

  4. школа имен

  5. школа юристов

  6. школа даосизма

  7. школа пяти элементов

  8. школа эклектиков

Существенной чертой древнекитайской философии является её традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека /мудреца/. (Носители обыденной житейской мудрости). В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов.

Даосизм - это философское направление" основателем которого является древнекитайский философ Лао-Цзы. Согласно ему, природа и жизнь людей подчиняются естественному закону - дао. Дао - это закон всех вещей, и он вместе с первоначалом мира - "ли", обозначающим воздух, эфир, образует все существующее. Даосизм предлагал принцип недеяния. «Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил. Поэтому мудрый правитель не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии».

В трактате Дао дэ цзин (VI - V в.в. до н.э.), излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Древние, которые выдаются за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового.

Конфуцианство:

Конфуцианство - это философское направление, созданное выдающимся философом древнего Китая Конфуцием. Жизнь Конфуция: (551 – 497 до нэ) Родился в бедной семье аристократов-чиновников. Начал преподавать с 22 лет; прославился как самый знаменитый педагог Китая. Политическая карьера началась в 50 лет – стал высоким сановником (в государстве Лу). Ушёл со службы из-за интриг и 13 лет путешествовал по другим государствам, но применения своим идеям не нашёл. Последние 7 лет он вернулся в царство Лу, собирал и редактировал древние книги. Работал в школе, где преподавал 4 дисциплины: мораль, политика, язык и литература. Место его захоронения, а также дом, превращённый в храм, стали местом паломничества. Идеи Конфуция оказали влияние и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Наиболее полно его взгляды изложены в книге "Беседы и суждения". В центре философии Конфуция находятся проблемы этики и воспитания. Человек должен поступать в соответствии с моральным законом и совершенствовать эти качества при помощи общения. Благородство человека определялось не по происхождению, а по воспитанию. Благородный муж (человек) должен обладать Жень – гуманностью, человеколюбием. Жень проявляется как справедливость, верность, искренность. Большое значение придавалось Юе – музыке – лучшему средству изменения плохих нравов. Ли – этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Сяо – основа Жень и других добродетелей. Эти принципы считались наиболее эффективными методами управления страной. На основе этической была создана политическая теория. Конфуций выступал за строгое, чёткое распределение обязанностей в обществе по образцу патриархальной семьи. « Зачем, управляя страной, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Школа имен - занималась проблемой языкового выражения действительности. Хуэй Ши (350 – 260 до н.э.) –главный представитель, Гунсунь Лун (284 – 259 до н.э., Дэн Си-цзы. Философы этой школы обратили внимание на необходимость точного объяснения названий вещей.

Моизм

Школа получила название по имени основателя – Мо Ди (479 – 391 до н.э.). Главное внимание уделялось проблемам социальной этики. Эта школа противоположна конфуцианству. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе. Трудовая деятельность людей расценивалась, как необходимость.

Школа пяти элементов

Вода, огонь, металл, земля, дерево – являются центральной темой философии Цзоу Яня (3 век до н.э.). В основе развития мира лежат пять, последовательно сменяющих друг друга элемента. (Земля, дерево побеждает землю, металл, огонь, вода, вновь земля, которая побеждает воду). Этой сменяемости соответствует сменяемость династий в обществе.

Эклектики

Для них характерно стремление объединить в одну систему взгляды и концепции различных школ.

Школа легистов

Основателем школы является Шан Ян (390 – 338 до н.э.), который обосновывал управление, опирающееся на законы и суровые наказания. «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же властисильнее своего народа, армия могущественна». Под порядком понималось полное безволие подданных.

Заключение:

Древневосточная философия была обращена к таким проблемам, как:

Найти первооснову бытия

Как возник мир и из чего он состоит

Место человека в системе мира и его основные качества

Соотношение души и тела

Проблемы судьбы (кармы), и круговорота жизни (самсара)

Проблема жизни, смерти, бессмертия человека

Наиболее значимыми, сточки зрения истории, философскими школами являются буддизм, даосизм, конфуцианство.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?

  2. Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.

  3. В чем состоит смысл и значение категорий «брахман» и «атман»?

  4. Каковы основные направления и школы китайской философии?

  5. Назовите основные положения философии Конфуция.

Лекция № 3. Тема: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

  1. Досократовский период античной философии.

  2. Классический период античной философии.

  3. Эллино-римский период античной философии.

Литература:

    1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Мысль, 1969.

    2. История философии в кратком изложении. М, 1991.

    3. Философия: курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001.

    4. Философия. Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин. М, 2001.

    5. Философия. Учебник. / Под ред. Спиркина А.Г. М., 2001.

Введение к теме.

Античная философия охватывает период с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью философов Протогора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Пиррон). В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

(Для заочников):

Основные проблемы античной философии:

1. Космологический характер ранней древнегреческой философии: поиски “первоначал” и “первопричин”.

3. Проблема бытия в античной философии (Гераклит, античный атомизм, элейская школа).

4. Проблема человека в античной философии.

5. Учение Платона о мире, познании и государстве.

6. Философия Аристотеля: его учение о категориях, логика, учение о душе и началах (причинах).

7. Философия эпохи эллинизма.

8. Неоплатонизм.

studfiles.net

3. Характерные черты философии Древнего Китая

Развитие философской мысли в Древнем Китае можно разделить на два этапа.

    1. Зарождение философии в Китае - VШ-VI в.в. до н.э.

    2. Период ста школ (6 – 2 вв. до н.э.)

В это время был создан комплекс книг, которые содержали древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Это: 1. Книга песен (поэзия), 2. Книга истории (документы по историческим событиям), 3. Книга порядка (политические и религиозные церемонии), 4. Книга Весны и Осени (как образец решения этических вопросов), 5. Книга перемен (первые представления о мире и человеке в китайской философии).

Итак, в первый период (8 – 6 вв. до н.э.) философия Древнего Китая была связана с мифологией. Китайская мифология имеет свои особенности:

1). Китайские мифы – это исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке». Важным элементом древнекитайской религии был культ предков, которые могли влиять на судьбу потомков.

2). Китайские мифы содержат мало материала о становлении мира. В глубокой древности, когда ещё не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нём родились два духа – Инь и Ян, которые занялись упорядочиванием мира.

«Книга Перемен» (И Цзин) может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики. Сама «Книга» породила многочисленные исследования её смысла и содержания как на Востоке, так и на Западе, однако однозначного толкования многие её положения так и не получили. Графическая часть «Перемен» состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырёх гексаграмм. Они выстраиваются по алгоритму течения циклов природно-человеческой жизни. Сам механизм перемен раскрывается через взаимосвязь двух базовых начал, а именно ЯН (обозначается сплошной чертой « ») и ИНЬ (обозначается прерывистой чертой « »).

Первое - ЯН считается мужским, подвижным, деятельным началом; второе - ИНЬ - женским, инертным, пассивным началом. При их вертикальном расположении между ними помещается третий - промежуточный элемент - ЦЗЫ, символ примирения и гармонии противоположностей - их дитя. Так составляется триграмма:

  • ЯН (отец) верхний уровень

  • ЦЗЫ (дитя) средний уровень

  • ИНЬ (мать) нижний уровень

Триграмма выступает в качестве универсальной модели всех форм бытия, а именно:

  • родовой семьи (муж – ребёнок – жена)

  • общества (ваны - цари - военные и хозяйственные организаторы - общинники)

  • природы (Небо - Поднебесная - Земля)

  • форм родового сознания (верхние Шан -центральные Джун - нижние Ся) и т.д.

Всего триграмм восемь. Из них четыре считаются мужскими, другие четыре - женскими. На рисунке 1, ставшем классическим, они располагаются по кругу сообразно частям света (они указаны в обратном порядке).

Если расшифровать рисунок, то окажется, что перед нами ничто иное, как "генетический механизм" единой системы "Вселенная - природа - человек", из которого следует, что всё здесь находится в органической связи, и при этом осуществляется универсальный закон, который китайцы называли ДАО. Ему подчиняются все телесные и духовные системы природы и человека. Закон трактуется как космический эрос, следствием чего является зарождение в космическом лоне тьмы вещей и человека.

Помимо восьми триграмм "Книга" содержит шестьдесят четыре гексаграммы, то есть символа, состоящего из шести элементов -чёрточек, которые чередуются в том или ином порядке (правило чтения гексаграммы - снизу вверх). Каждая гексаграмма имеет своё название и порядковый номер, например, №1 - Творчество, Главное свершение; благоприятная стойкость. №20 - Созерцание. №35 - Восход. №45 - Воссоединение. Свершение. №55 - Изобилие. Свершение. №64 - Ещё не конец. Свершение. И т.д. Кроме того, при гексаграммах имеются афоризмы. Например: №20 - Умыв руки, не приноси жертв. №40 - Если есть куда выступить, то уж заранее будет счастье. №49 - Если до последнего дня будешь полон правды, то будет изначальное свершение, благоприятная стойкость, раскаяние исчезнет. №62 – Не следует подниматься, следует спускаться. И т.д. Афоризмы есть и при отдельных чертах. Подробнее об этом можно прочитать в книге Ю.К. Щуцкого "Китайская классическая "Книга Перемен" (см. список литературы).

Поскольку гексаграммы наделены конкретным смыслом и в "Книге Перемен" раскрыт алгоритм их образования, то они используются для гадания, т.е. предсказания событий.

По общему мнению ицзинистов - специалистов, изучающих "Книгу Перемен",

Основная концепция Книги - концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Все явления постоянно меняются в зависимости от соотношения двух их начал -инь и ян. Инь - это отрицательное, пассивное, женское начало, Ян- это положительное, активное, мужское начало. Борьба этих противоположностей является источником всякого развития.

Один из величайших поэтов Китая Су Ши (1036-1101 г.г.) высказал это в таких строках: "...О, гость мой, разве вы не знаете эти воды и луну? Вот как они стремятся , но совсем не исчезают; вот как меняется луна, то полная, то на ущербе, но и она, в конце концов, не может ни погибнуть, ни меру перейти. Когда изменчивость мы замечаем, то даже целый мир не может длиться и мгновенье: когда мы замечаем неизменность, то нет конца ни нам, ни миру. Чему ещё завидовать тогда?"

  1. период – это 6 – 2 вв. до н.э. характеризуется как расцвет древнекитайской философии.

Выделяются следующие философские направления:

  1. школа инь-ян

  2. школа Конфуция

  3. школа моистов

  4. школа имен

  5. школа юристов

  6. школа даосизма

  7. школа пяти элементов

  8. школа эклектиков

Существенной чертой древнекитайской философии является её традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека /мудреца/. (Носители обыденной житейской мудрости). В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов.

Даосизм - это философское направление" основателем которого является древнекитайский философ Лао-Цзы. Согласно ему, природа и жизнь людей подчиняются естественному закону - дао. Дао - это закон всех вещей, и он вместе с первоначалом мира - "ли", обозначающим воздух, эфир, образует все существующее. Даосизм предлагал принцип недеяния. «Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил. Поэтому мудрый правитель не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии».

В трактате Дао дэ цзин (VI - V в.в. до н.э.), излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Древние, которые выдаются за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового.

Конфуцианство:

Конфуцианство - это философское направление, созданное выдающимся философом древнего Китая Конфуцием. Жизнь Конфуция: (551 – 497 до нэ) Родился в бедной семье аристократов-чиновников. Начал преподавать с 22 лет; прославился как самый знаменитый педагог Китая. Политическая карьера началась в 50 лет – стал высоким сановником (в государстве Лу). Ушёл со службы из-за интриг и 13 лет путешествовал по другим государствам, но применения своим идеям не нашёл. Последние 7 лет он вернулся в царство Лу, собирал и редактировал древние книги. Работал в школе, где преподавал 4 дисциплины: мораль, политика, язык и литература. Место его захоронения, а также дом, превращённый в храм, стали местом паломничества. Идеи Конфуция оказали влияние и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Наиболее полно его взгляды изложены в книге "Беседы и суждения". В центре философии Конфуция находятся проблемы этики и воспитания. Человек должен поступать в соответствии с моральным законом и совершенствовать эти качества при помощи общения. Благородство человека определялось не по происхождению, а по воспитанию. Благородный муж (человек) должен обладать Жень – гуманностью, человеколюбием. Жень проявляется как справедливость, верность, искренность. Большое значение придавалось Юе – музыке – лучшему средству изменения плохих нравов. Ли – этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Сяо – основа Жень и других добродетелей. Эти принципы считались наиболее эффективными методами управления страной. На основе этической была создана политическая теория. Конфуций выступал за строгое, чёткое распределение обязанностей в обществе по образцу патриархальной семьи. « Зачем, управляя страной, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Школа имен - занималась проблемой языкового выражения действительности. Хуэй Ши (350 – 260 до н.э.) –главный представитель, Гунсунь Лун (284 – 259 до н.э., Дэн Си-цзы. Философы этой школы обратили внимание на необходимость точного объяснения названий вещей.

Моизм

Школа получила название по имени основателя – Мо Ди (479 – 391 до н.э.). Главное внимание уделялось проблемам социальной этики. Эта школа противоположна конфуцианству. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе. Трудовая деятельность людей расценивалась, как необходимость.

Школа пяти элементов

Вода, огонь, металл, земля, дерево – являются центральной темой философии Цзоу Яня (3 век до н.э.). В основе развития мира лежат пять, последовательно сменяющих друг друга элемента. (Земля, дерево побеждает землю, металл, огонь, вода, вновь земля, которая побеждает воду). Этой сменяемости соответствует сменяемость династий в обществе.

Эклектики

Для них характерно стремление объединить в одну систему взгляды и концепции различных школ.

Школа легистов

Основателем школы является Шан Ян (390 – 338 до н.э.), который обосновывал управление, опирающееся на законы и суровые наказания. «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». Под порядком понималось полное безволие подданных.

Заключение:

Древневосточная философия была обращена к таким проблемам, как:

Найти первооснову бытия

Как возник мир и из чего он состоит

Место человека в системе мира и его основные качества

Соотношение души и тела

Проблемы судьбы (кармы), и круговорота жизни (самсара)

Проблема жизни, смерти, бессмертия человека

Наиболее значимыми, сточки зрения истории, философскими школами являются буддизм, даосизм, конфуцианство.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?

  2. Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.

  3. В чем состоит смысл и значение категорий «брахман» и «атман»?

  4. Каковы основные направления и школы китайской философии?

  5. Назовите основные положения философии Конфуция.

Лекция № 3. Тема: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

  1. Досократовский период античной философии.

  2. Классический период античной философии.

  3. Эллино-римский период античной философии.

Литература:

    1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Мысль, 1969.

    2. История философии в кратком изложении. М, 1991.

    3. Философия: курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. М., 2001.

    4. Философия. Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин. М, 2001.

    5. Философия. Учебник. / Под ред. Спиркина А.Г. М., 2001.

Введение к теме.

Античная философия охватывает период с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа Парменид и Зенон, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью философов софистов Протогора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. – 5 в. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Пиррон). В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

(Для заочников):

Основные проблемы античной философии:

1. Космологический характер ранней древнегреческой философии: поиски “первоначал” и “первопричин”.

3. Проблема бытия в античной философии (Гераклит, античный атомизм, элейская школа).

4. Проблема человека в античной философии.

5. Учение Платона о мире, познании и государстве.

6. Философия Аристотеля: его учение о категориях, логика, учение о душе и началах (причинах).

7. Философия эпохи эллинизма.

8. Неоплатонизм.

studfiles.net

Особенности философской мысли древнего китая.

Китайское общество характеризовалось иерархической организацией с чиновно-бюрократической системой. Распространяются наивно-материалистические представления о мире, выраженные в идеях о пяти первоэлементах (огонь, земля, вода, дерево и металл), о противоположных началах ян и инь, об универсальном субстрате ци, поддерживающем равновесие между ян и инь, о естественном пути дао и др.В целом в культуре и философии доминирует интерес к социально-этическим проблемам и проблемам воспитания. Науки были почти не развиты.

Основной памятник культуры «Книга перемен» (И-цзин). В ней говорится, что чередование инь и ян и есть путь дао. Его проживают все вещи. Нет чистого ян и чистого инь. Есть их целостность (монада). Болезнь, например, возникает, когда один из процессов в организме берёт верх над другим. Ритмы – это выражение жизни, дающее полярностям возможность обмена.

ЯН: солнце, мужское, белый, красный, тепло, день, свет, юг, твердое и т.д.

ИНЬ: луна, женское, черный, синий, холод, ночь, тьма, север, мягкое, текучее и т.д.

Главное божество – Небо. Китайская империя – Поднебесная. Всё создано Небом по закону гармонии (дао). И отступление от неизменного – это нарушение высших законов гармонии.

6 основных школ: конфуцианство, даосизм, легизм – школа закона, моизм, натурфилософская школа «инь-ян», школа имен.

КОНФУЦИАНСТВО. Основоположник Конфуций (Кун Фу-цзы. 551-479 гг. до н.э.) считал, что ничто не должно меняться, ибо это нарушает дао в обществе, нарушает порядок, гармонию. Основа его учения – культ прошлого. Младшие должны подчиняться старшим, подчиненные – начальникам. Дао у Конфуция – путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Основа его этики – «не делай другим того, чего не желаешь себе», а также такие понятия как «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина» между несдержанностью и осторожностью. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»…

ДАОСИЗМ. Основателем считается Лао-Цзы. А также Чжуанцзы.

Конфуцианство и легизм – в основном этико-политические учения. Даосизм же интересовался вопросами объективной картины мира, проблемами бытия и небытия, становления, единого и многого и т.д. Основная книга даосизма «дао дэ-цзин» («Путь к силе»). Это афористичная книга древних времен. Даосизм – одна из основ китайской культуры и религии.

Слово «дао» означает «путь» - универсальный путь. Это сила, которая управляет Вселенной. Дао – это основа мира. Только связав себя с Дао -- пребывая в гармонии с силами природы, - можно достичь собственного «дэ» («дэ» означает мощь) Чжуан-цзы говорил, что совершенномудрый подобен дао. Его главное качество – победоносное недеяние (у-вэй). Это значит, что совершенномудрый «не борется, но умеет побеждать». Как? Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем дао. Не вмешивается… Дао – путь мира.

ЛЕГИЗМ. Легисты развивали концепцию деспотического государства. Считали, что политика и мораль несовместимы. Награды и наказания – вот механизм управления подданными.

Позже конфуцианство и легизм объединились.

Вопрос № 6

studfiles.net

Особенности развития философии Древнего Китая

Информация - Философия

Другие материалы по предмету Философия

Особенности развития философии Древнего Китая

В середине I тысячелетия до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически одновременно возникает философия. Несомненно, что восточная культура и цивилизация возникла раньше, чем западная. В древнем Китае и Индии философия возникла в III-II тысячелетии до н.э., в Греции в VII-VI веках до н.э. Общей закономерностью для духовного развития трёх древних цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовной революции, относящейся к VI в. до н.э.

Возникновение философии связано с периодом разложения первобытнообщинного строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.

Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации.

Древнекитайское государство типичная восточная деспотия с крайним социальным неравенством, закостеневшей социальной иерархией, абсолютной властью обожествляемого главы государства. В Китае это ван наследственный монарх, высший жрец и единственный землевладелец. Несмотря на экономические реформы, социальная иерархия оставалась почти неизменной на протяжении тысячелетий (вплоть до 1911 г.).

Внешняя сторона жизни китайцев характеризовалась весьма устойчивым консерватизмом, традиционализмом, сложным формализмом ритуалов. Все отношения между китайцами были подчинены обязательному ритуалу взаимного приветствия и обращения, идеологически основанному на постоянстве неба, порядке на земле. Таким образом, вся обыденная жизнь китайцев была связана с их мировоззрением. Само же мировоззрение было неотделимо от религиозного ритуала системы воображаемых взаимоотношений между живыми и умершими. Вся жизнь живых проходила как непрерывный отчёт перед предками. Духам приносились жертвы, сперва даже человеческие (военнопленные, дети-первенцы).

Древнекитайская предфилософия в значительной мере связана с древними книгами. Это Пятикнижие, которое включало в себя Книгу песен, Книгу истории, Книгу перемен, Книгу обрядов, позднее созданную летопись Чунь-цю. Пятикнижие было основой образованного китайца на всём протяжении древне- и средневековой истории Китая.

В центре внимания китайцев общество, его история, отношения между людьми. Однако были и довольно отвлечённые космогонические мифы, согласно которым до начала мира существовал безличный хаос, из которого возникают два космических божества Ян и Инь. Они разделяют хаос на небо и землю, создают из грубых частиц животных, а из лёгких людей. В другом варианте космогонии организация первохаоса связана с деятельностью Паньгу космического человека, зародившегося в первоначальном мировом яйце. Космос возникает из частей тела умершего Паньгу. Так представлен здесь основной вопрос мировоззрения вопрос об отношения мироздания и людей. Мироздание в образе сверхъестественного космического человека антропоморфизировано, природа и люди вторичны.

Ян и Инь олицетворяют соответственно свет и тьму, тепло и холод, упорство и податливость, мужское и женское начала и приобретают всё более отвлечённую форму. Мироздание представляется ареной вечной борьбы этих противоположных начал. Такова первобытная диалектика китайского мировоззрения. Взаимодействие инь и ян порождает 5 элементов: первое начало вода, второе огонь, третье дерево, четвёртое металл, пятое земля. Из этих начал возникло всё сущее. В другом варианте небо создало 5 элементов.

Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями: взаимопорождением и взаимопреодолением. Взаимопорождение имело такую последовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т.д. Последовательность начал с точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь металл, металл дерево, дерево землю, земля воду.

Зарождаются предфилософские представления о некой пневме (эфире) ци - первобытной субстанции, состояниями которой оказываются инь и ян. Зарождается и представление о безличном мировом законе дао, что означает путь, нравственный и космический закон. Ставится вопрос об источнике зла. Одни объясняют его традиционно гневом жестокого неба, другие же, пытаясь реабилитировать небо, находят источник зла в людях.

Выделяют следующие основные этапы развития философской мысли в Древнем Китае:

этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.;

этап расцвета философской мысли (соперничество ста школ), который относится к VI-III вв. до н.э.;

философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией;

философ?/p>

geum.ru