Архитектурный ордер. Часть №1. Ордер древняя греция
Архитектурный ордер. Часть №1: evan_gcrm
Цикл статей посвященных архитектурному ордеру просьбе: kadykchanskiy и sandra_rimskaya
Классическая ордерная архитектура прошлых веков таит в себе большую мудрость, в ней заложены основные композиционные принципы архитектурного искусства, которые являются объективными и неоспоримыми и в наше время. В классической ордерной архитектуре концентрируются и проявляются многие специфические закономерности и выразительные средства архитектурной композиции: пропорции, ритм, контраст, нюанс и т. д.
После изучения древнеримских развалин исследователь искусствовед Дж. Б. да Виньола систематизировал ордера древности. Его система легла в основу академических традиций в архитектуре. Он выделил дорийский, ионический, коринфский, тосканский, композитный ордера колонн. Наиболее декоративен коринфский ордер, который создает плавный переход от вертикального элемента колонны - столба - к горизонтальному - антаблементу. Витрувий описывал дорический ордер, сравнивая его с мужчиной, ионический ордер колонны - с грациозной женщиной, а в колонне коринфского ордера автор видел подражание стройности молодой девушки.
Принципы и закономерности построения архитектурной формы, выработанные теоретиками того времени (Витрувий I в. до н. э. и Виньола и Палладио —XVI век н. э.), получили название «Архитектурные ордера».
В своем происхождении и развитии ордер связан с так называемой стоечно-балочной конструкцией, с древней и простейшей конструкцией здания, состоящей из опор — столбов или колонн и плоского балочного перекрытия. Эта конструктивная система получила художественное выражение в архитектурном ордере.
Слово «ордер» происходит от французского слова «ordre» что означает порядок, предписание, приказ.
Архитектурный ордер — это определенный порядок архитектурных форм, в котором выделяются несущие и несомые части порядок в котором устанавливаются определенные закономерные связи между частями здания, и эта закономерная связь направлена на выражение художественного образа сооружения, это сумма правил, которыми определяются пропорции и формы сооружения.
Архитектурный ордер - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, - названные по наименованию областей, где они создавались.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
В эпоху античной Греции сложились три вида ордера: дорический, ионический и коринфский. Свои наименования греческие ордера получили от соответствующих племен и областей Греции, и каждый имеет свою историю.
Продолжение следует
evan-gcrm.livejournal.com
Постройки ионического ордера в Древней Греции архаической эпохи
В греческой метрополии, на территории одного из важнейших всеэллинских святилищ в Дельфах сложился, как уже указывалось выше, вариант ионического ордера, совмещавший основные декоративные элементы малоазийской ионики с раздельными конструкциями плоского перекрытия (получившего свое отражение на фасаде в виде сплошной ленты фриза) и двускатной кровли, приведшей к появлению фронтонов.
Этот второй вариант ионического ордера был создан на рубеже последней четверти VI в. до н. э. в сокровищницах, которые малоазийские греческие города, по примеру прочих, возводили в святилище Аполлона. Интересно, однако, отметить, что ни в одной из этих сокровищниц не были применены ионические колонны, несмотря на то, что отдельно стоящая ионическая колонна и была установлена наксосцами в том же святилище в первой половине VI в. до н.э.
Колонна служила постаментом для скульптуры — крылатого сфинкса (рис. 39). Ствол колонны имеет 44 каннелюры с острыми ребрами. Эхин, отделенный от ствола скоцией, сильно развит, поверхность его украшена овами, а верхний край сильно подвернут под подушку волют. Сильно вынесенные спирали волют имеют сложный рисунок, образуемые четырьмя жгутиками. Подушка между волютами заметно вогнута, как в капителях классического времени.
Сокровищница сифносцев в Дельфах, построенная около 525 г. до н.э. целиком из мрамора, с кариатидами вместо колонн и с чрезвычайно богатым декором, единственная сохранилась во всех своих основных частях (рис. 40—42). Ее фасадная часть установлена в музее. По своей композиции — это небольшой храм в антах.
Сокровищница имела 5,09 м в ширину и 8,5 м в длину. Орфостаты стены завершались внизу астрагалом с порезкой бусами. Стены были сложены из квадров с ложковой перевязкой. Анты имели очень простые капители в виде киматия с порезкой листьями, увенчанного простой абакой. Стоявшие между антами кариатиды поддерживали сложные капители. Антаблемент состоял из гладкого архитрава, увенчанного киматием, из украшенного барельефом фриза и из карниза без зубчиков, покрытого резными пальметтами и лотосами. Фронтон был украшен скульптурами, по углам стояли скульптурные акротерии. Дверной проем, обрамленный наличником с фасциями, немного суживался кверху и венчался сандриком на двух консолях в виде волют. Софит сандрика и наличник двери были декорированы орнаментом из лотосов и пальметт.
Сокровищница сифносцев, так же как и сокровищницы других городов, имевших население ионийского происхождения, вероятно, возводились строителями-ионянами. Именно этим, скорее всего, можно объяснить неожиданные сочетания ионических элементов с дорическими в греческой метрополии. Такое предположение подтверждают, например, формы описанного Павсанием трона Аполлона в Амиклах в Пелопоннесе, возведенного греком Бафиклом из Магнесии (рис. 43). Это необычное по форме сооружение, плохо поддающееся реконструкции из-за скудности остатков, имело дорическую капитель с консолью в виде волюты.
Сокровищница массалийцев в Дельфах была сооружена в те же годы (около 525 г. до н. э.). Это тоже мраморная постройка типа храма в антах с колоннами, увенчанными пальмовидными капителями (рис. 44). Они в какой-то мере предшествуют коринфской капители: состоят из двух поясов тесно сомкнутых листьев. Эта круглая в плане капитель, в отличие от обычных ионических капителей архаического времени, выглядит одинаково со всех сторон, подобно четырехсторонним капителям развитой ионики или коринфского ордера. Колонны имеют базы, состоящие из каннелированного полувала и сложной по профилю двухчастной подставки. Стволы покрыты двадцатью двумя каннелюрами с острыми ребрами.
Сокровищница книдян в Дельфах, построенная в начале последней четверти VI в., имела, подобно сокровищнице сифносцев, кариатиды между антами. Ширина ее по фасаду (около 8 м) более глубины (около 6,5 м). Высота стены от фундамента до архитрава 3,71 м.
Сокровищница эта была построена из паросского мрамора. Ширина фундамента под стенами достигала 1,35 м. На фундаменте покоилось основание стены в виде ступени и каннелированного торуса над ней. К торусу примыкал астрагал с жемчужником, высеченный на первом ряду кладки стены. Орфостатов не было, и стена состояла из чередующихся тычковых (низких) и ложковых (высоких) рядов. Высота рядов уменьшалась кверху (соответственно от 53 до 47 см и от 23 до 18 см). Прием уменьшения рядов кладки снизу вверх ука¬зывает на сознательное стремление усилить впечатление перспективного сокращения.
Антаблемент состоял из гладких архитрава и фриза, увенчанных астрагалами с порезкой жемчужником, и карниза без зубчиков. Под карнизом был протянут лишь пояс, состоявший из астрагала с бусами. Входной проем в наос обрамлен наличником, разделенным по ширине на три полосы (фасции) астрагалами, с порезкой бусами.
Стоя афинян в Дельфах — еще один памятник с ионическими колоннами, базы которых предвосхищали аттические. Она была построена сразу же после окончания греко-персидских войн, в 478 или 475 гг. до н. э., т. е. уже в начале следующей эпохи в развитии греческой архитектуры (рис. 45). Однако по стилю ее форм — это сооружение переходного периода. По сути дела — это легкий навес, прислоненный к мощной подпорной стене из полигональной кладки, над которой возвышался храм Аполлона. Навес предназначался для хранения посвященных афинянами богу военных трофеев: отсюда его легкость и изящество. Впервые афиняне, принадлежавшие некогда к ионическим племенам, воспользовались здесь ионическими колоннами. Необычайно широко расставленные (отношение диаметра колонны к интерколумнию составляло 1:8,2), с маленькими капителями и своеобразной, расширявшейся книзу базой, эти колонны, выполненные из мрамора, четко выделялись на фоне грубой серой стены, сплошь испещренной, словно орнаментом, надписями.
Исключительно удачно расположение стой на последнем верхнем изгибе священной дороги, внизу которого стоит другое, дорическое сооружение афинян — их сокровищница.
Глава «Постройки ионического ордера» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Ионический ордер и его описание
Ионический ордер является одним из трёх самых древних греческих ордеров. Так, он отличается от дорического, который возник раньше ионического, большей вольностью в выборе пропорций, а также отсутствием частей, которые не подверглись бы декору. Архитекторы древней Греции любили ионический ордер и считали его «женским» из-за изысканности и большого количества украшений.
Главная отличительная черта ионического архитектурного ордера – специфическое оформление капители. Капитель состоит из двух симметричных волют (волюта – завиток в форме спирали с небольшим кружком в центре).
Точное время и место возникновения ионического построения колонн неизвестно, но предполагается, что это середина шестого века до нашей эры и северное побережье Малой Азии соответственно. Самым первым большим строением, в котором использовались ионические колонны, был храм на острове Самос, построенный Роикосом и посвящённый богине Гере. К сожалению, через некоторое время храм был разрушен при землетрясении.
А храм Артемиды Эфесской, в котором также есть ионический ордер, как вы знаете, был признан одним из чудес света. Впрочем, и он не дожил до наших дней.
Ионический ордер имеет две ипостаси: аттическую и малоазиатскую. Малоазиатский вариант, в котором не присутствует фриз, принято считать первоначальным, аттический же порой считают не отдельным вариантом, а всего лишь модификацией, переделкой малоазиатского.
Колонна, согласно принципам построения ионического ордера, разделяется на три части: капитель, ствол и основание. Основание, как правило, опирается на квадратную плиту, называемую плинтом. Полувалы (полувалом называется выпуклый элемент основания) украшаются орнаментом и горизонтальными желобами. Вогнутые скоции, как правило, оставляют гладкими.
Как уже было сказано, главная отличительная черта ионического ордера – две волюты на капители. С фасада волюты являются завитками, с боков же волюты соединяются так называемыми балюстрами, которые очень похожи на свитки. Если сначала волюты находились лишь в одной плоскости, то потом их стали делать во всех четырёх, что, кстати, избавило ионический ордер от критики, согласно которой верх колонны должен одинаково выглядеть со всех сторон – это первоначально было у дорического, но не сразу появилось у ионического ордера.
Порезка обычно была украшена овами (от греческого и латинского слова, означающего «яйцо»). Это яйцеобразные декоративные элементы, и на колонне они чередуются с различными стрелками и листьями. Число каннелюр (каннелюра – вертикальный жёлоб на стволе колонны) в ионическом ордере постоянно менялось, но в итоге остановилось на 24. Это значение было взято не просто так: такое число каннелюр легко позволяло сохранить пропорцию диаметра колонны и каннелюры, даже в том случае, если высота колонны была по каким-то причинам завышена.
Если вы увидите две колонны, ионическую и дорическую, вы сразу обратите внимание, что изящнее выглядит ионический ордер. Построение его базируется на основном правиле: высота колонны должна составлять не менее восьми-девяти ее диаметров. Вот почему данный вид ордера отличается такой красотой.