Одежда древние египтяне. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Костюм древнего египтянина». Одежда древние египтяне


История одежды: как одевались древние египтяне

Символика одежды в Древнем ЕгиптеКультура Древнего Египта до сих пор будоражит воображение людей. Исчезнувшая цивилизация ремесленников, земледельцев и скотоводов… История Древнего Египта начинается примерно в 3000 году до н.э. и заканчивается в 300 году до н.э. Общество делилось на классы: знать, рабы, горожане, свободные крестьяне. Во главе государства стоял фараон, чуть ниже по иерархии – высшая знать и жрецы. Как одевались эти люди, когда не было швейных машин, синтетических тканей, искусственных красителей и модных дизайнеров?

Идеал красоты

Всевозможные картинки (фрески, рельефы, фотографии скульптур) позволяют сделать выводы о мужском идеале красоты в Древнем Египте: высокий рост, крупные черты лица, узкие бедра, но широкие плечи. По бюсту Нефертити, статуям и изображениям можно судить и о женской привлекательности: тонкие черты лица, миндалевидные глаза, стройное тело, смуглая кожа, черные жесткие волосы.

Цвета и ткани

Одежда древних египтян в основном шилась из льна. Это и неудивительно, ведь климатические условия долины Нила способствовали выращиванию этой культуры. До наших дней сохранились удивительные образцы ткани. 240 метров тонкой льняной нити весили всего несколько граммов. Полотно, сотканное из такого материала, имело 84 основных и 60 уточных нитей на каждый квадратный сантиметр. По тонкости льняная египетская нить ничем не уступала шелку.4 периода в истории Древнего Египта: Древнее царство (3000–2400 гг. до н.э.), Среднее царство (2400–1710 гг. до н.э.), Новое царство (1580–1090 гг. до н.э.) и Поздний период (1090–332 гг. до н.э.)

В период Нового Царства ткань сделали сеткообразной, украшали вышивкой, блестящими стразами и бусинами, золотыми пряжками. На одежду наносили геометрические орнаменты, большинство из которых имело сакральное значение. Изначально ткань окрашивали красным, голубым или зеленым красителем, но несколькими веками позже был открыт способ получать различные оттенки коричневого, желтого и бирюзового цветов. Кроме льна одежду шили из хлопка, кожи. В обрядовых костюмах жрецов встречался мех.

Вид и форма одежды

Мужчины Древнего Египта носили льняной или кожаный передник, закрепленный на талии. Такая одежда называлась схенти и часто украшалась плиссировкой. Именно количество складок указывало на статус человека: чем их больше, тем гражданин богаче. Женская одежда – это кусок ткани, обернутый вокруг тела. Дамы скрывали свои формы от щиколоток до груди. Материя обычно держалась на одной или двух бретельках. Такое «платье» имело название калазирис. И супруга фараона, и ее рабыни носили одинаковые по крою калазирисы. Отличие было лишь в качестве ткани и количестве ювелирных украшений.В Древнем Египте была особая мода для богов. К религиозным торжествам статуи одевали в специальные костюмы. В каждом храме была гардеробная, где вещи хранились до следующего праздничного дня

В период Среднего царства египтяне стали одновременно надевать несколько одежд. Форма костюма стала пирамидальной, расширяющейся внизу. Мужчины теперь надевали пять-шесть схенти один на другой. В женской одежде особых изменений не произошло. Богатые дамы стали лишь носить более массивные украшения: широкие накладные воротники, расшитые драгоценными камнями. Во времена Нового царства богачи просили украсить их костюмы золотыми и эмалевыми украшениями. При раскопках гробницы одного из фараонов были найдены манекены, в точности повторяющие изгибы фигуры главы государства. Историки предполагают, что ткачи шили одежду, используя манекены, чтобы не отвлекать фараона от важных дел.

Украшения и символика в костюмах

Любое украшение, которое надевали на себя жители Древнего Египта, имело символическое значение. На шее часто можно было увидеть амулеты и талисманы, подвески-мешочки с травами или костями. Со временем они теряли свое сакральное значение и приобретали эстетическую функцию. Круглые шейные бусы – символическое изображение солнечного диска, а потому обильно расшивались золотом и драгоценными камнями, цветными бусами из стекла. Египтяне, как мужчины, так и женщины, носили на руках и ногах браслеты, не пренебрегали и подвесками, кольцами, поясами и диадемами.

Бороды мужчины брили, но при помощи различных ухищрений прикрепляли искусственные аналоги, покрытые лаком и украшенные золотыми и серебряными нитями. В Древнем Египте были распространены парики. Знать носила парики из овечьей шерсти или растительного волокна с длинными волосами, заплетенными в мелкие косички. Рабы и свободные крестьяне надевали маленькие парики или же шапочки изо льна.

На многих сохранившихся фресках можно увидеть, что египтяне не носили обуви. Сандалии из папируса и пальмовых листьев, а позднее из кожи, носил лишь фараон и члены его семьи.

 

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

www.symbolizm.ru

ИЗ КАКОЙ ТКАНИ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ОДЕЖДУ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ: Одежда древнего Египта

Древняя египетская одежда была часто из простых материалов белого цвета, хотя владельцы старались изо всех сил держать ее в чистоте. Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы.

Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Траурным считался голубой цвет одежды. Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке.

Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Долгое время единственным видом обуви у древних египтян были сандалии. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета. Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков.

Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат. Производство парфюмерии продолжалось в Египте и в эллинистический период.

Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих.

Одежда в древнем риме

Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580—1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Излюбленными орнаментальнымимотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса.

Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли.

Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. Костюм древних египтян состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Царь в торжественных случаях надевал поверх матерчатого пояса ещё один — золотой. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей.

Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок.

Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком.

История моды Древнего Египта. Египетский стиль одежды

Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским.

В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой.

Читайте также:

koldernc.ru

«Костюм древнего египтянина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия № 3 им. О. Г. Макарова» «Костюм древнего египтянина»

(по мотивам фресок Долины Царей)

в 7 классахВыполнила Гайворонская Наталья Константиновна,

учитель изобразительного искусства

г. Удомля

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Костюм древнего египтянина» (по мотивам фресок Долины царей) является сквозной для обучающихся 5-7 классов (по 1 часу).

Изучение осуществляется в несколько этапов: - в 5-ом классе рекомендуется интегрированный урок «Изобразительное искусство-История», целью которого является знакомство детей с культурой, бытом древних египтян и начинается с изучения декоративно-прикладного искусства (символика: лотос, змея, скарабей).

-в 6-ом классе - представление о жизни древних египтян передаётся через изображение образа (головной убор, косметика). Цель: познакомить обучающихся с портретом древнего египтянина.

-в 7-ом классе на уроках литературы обучающиеся знакомятся с мифологией. Используя интегрированную технологию, обращаемся к теме: «Видение мира древними египтянами через мифологию». Практическая работа на эту тему может быть выполнена по мотивам древнеегипетских фресочных росписей.

Древний Египет

- это таинственная, до конца не изученная цивилизация оказала влияние на многие культуры, послужившая, в свою очередь, фундаментом искусства и науки наших дней. Потому что в ней есть то, что равнозначно понятию «воспоминание о будущем».

Древнеегипетское государство, образовавшееся в третьем тысячелетии до нашей эры, представляло собой деспотическую монархию во главе с фараоном, чья личность обожествлялась. Население делилось на касты, и все стороны жизни — от наследуемого вида деятельности до костюма — строго регламентировались. Многовековой неизменности общественного устройства в египетском обществе соответствовала многовековая же «застылость» форм одежды. Зато поистине поразительным было мастерство ремесленников — ткачей, создававших прочную прозрачную ткань виссон, которую называли «сотканный воздух»; ювелиров, чьи изделия донесли до наших дней яркость и цветение жизни тысячелетней давности. Потрясающая наблюдательность и конкретность в передаче реальности окружающего мира и одновременно условность и абстрактность образов, являющих сущность вещей, — черты этой художественной культуры (см. Приложение 1,2).

По всей вероятности, изобразительное искусство египтян развилось из бывшего у них в употреблении образного письма, или иероглифики.

Вследствие этого все время существования египетского государства искусство египтян почти без изменений сохранило свой первоначальный, как бы детский характер. Наиболее явно он выражается в рисованных и рельефных изображениях человеческих фигур: они похожи на рисунки, начерченные неумелой рукой ребенка, без перспективы и ракурса. В египетских фигурах конечности и голова всегда представлены в профиль, а грудь и плечи — анфас. Для египтянина первостепенное значение имели вещи, относившиеся к его стране или личности. Поэтому египетские художники прилагали все усилия, чтобы на их картинах и рельефах даже одежда была воспроизведена как можно более точно и детально. Желая передать мельчайшие подробности в изображении одежды, они почти всегда представляли ее анфас, независимо от расположения самой фигуры. Поэтому ориентация одежды часто противоречит постановке фигур. Древние египтяне изготавливали свою одежду как из шкур животных, так и из растительных материалов, преимущественно из хлопка и льна. Такого рода одежда считалась «ненастоящей» и называлась «шенти» (сплетенное). Ей противопоставлялась «настоящая» одежда, которая называлась «нек» и шилась, вероятно, из полотна (см. Приложение 3).

Сведения о ткацком ремесле в Египте встречаются еще в мифах. Его изобретательницей считалась богиня Нейф (Афина, Минерва). Однако высшей стадии развития оно достигло не ранее начала Нового царства, когда египтяне научились выделывать ткани, не уступающие по своему качеству нолям и тончайшим батистам. Таким же образом совершенствовалась технология покраски материи и другие ремесла, связанные с изготовлением платья. В древнейшие времена ткани красили в красный, голубой или зеленый цвета. Позднее стали использовать и все другие цвета. Это положило начало украшению одежды разноцветными узорами и металлическими вышивками. Несмотря на это, во все время существования египетского царства натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом египтян.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную (см. Приложение 4).

Одежда значительно усложнилась после завоеваний 1500 года до нашей эры. Появились новые ткани и фасоны.

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Священнослужителя любого ранга узнавали по торчащей спереди набедренной повязке (схенти) в форме юбки. Она была или плиссированной, или очень жёстко проклеенной, так что походила на маленькую пирамиду, приложенную одной 1раныо к животу жреца (см. Приложение 5). Стрельчатые складки плиссировки напоминали расходящиеся лучи солнца. Юбка-«пирамида» (подобно пирамиде Хеопса) символизирована лестницу в небо. Всё говорило о служении божественному Агону — «подателю жизни». Отличительным знаком верховного жреца служила шкура леопарда или пантеры, мастерски выделанная, расшитая круглыми золотыми бляшками, с вызолоченными когтями и глазами из самоцветов. В некоторых случаях она была искусственной, выкроенной по форме шкуры из декорированной пятнами и золотом ткани. Шкуру набрасывали сзади как плащ, с тем чтобы голова и передние лапы лежали на груди жреца.

Женский костюм

Одежда женщин значительно отличалась от мужской, особенно в древнейшие эпохи. Требовалось, чтобы женщины закрывали свое тело полнее, чем мужчины.

Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ. Рабыни ходили практически нагими.

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды — легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью. Нередко их украшали чешуйчатым узором - рядами вышивки, имитирующей оперение ястреба (кобчика- символа Исиды).

Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками её достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Кроме короны, царица носила диадему (см. Приложение 5,6).

Костюм фараона

Корона с уреемОдежда фараона состояла из двух схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.

Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок клафт. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху — металлическим - обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами — так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди. Парадным головным убором фараона была корона.

До объединения Верхнего и I Ыжнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э.,правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки - красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон. Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей. Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одежды простолюдинов не только дорогими тканями, но и большим числом предметов — всевозможными поясами, накидками, шарфиками, разнообразными головными уборами, офомным количеством украшений, ранговых и сакральных знаков (см. Приложение 7,8,9).

Причёски и головные уборы

Головные уборы и причёски древних египтян служили более яркими признаками сословных отличии, чем одежда (см. Приложение 10).

Спасаясь от палящего египетского солнца, простолюдины прикрывали головы маленькими шапочками из кожи или полотна. Представители знати — и мужчины, и женщины — уже в древности начали отдавать предпочтение декоративным разноцветным парикам из шерсти, либо волокна пальмы, надевая их на коротко остриженные или бритые головы. Форма париков хотя и развивалась во времени, но не была жёстко регламентирована. Женщины подбирали ту длину и ту степень усложнённости причёски, которые точнее соответствовали ситуации и настроению. Иногда надевали два парика — короткий поверх длинного. Юные наследники фараона носили парик - так называемый локон юности накладную цветную (часто синюю) прядь или косу, спущенную вдоль одного виска.

Символический смысл «справедливости» имело перо в головном уборе судьи. В «Книге мёртвых», описывающей последовательность погребального ритуала, рассказывается о том, как сердце умершего взвешивают на суде Осириса. Сердце, не отягощенное грехами, должно было быть не тяжелее птичьего пера, положенного на вторую чашу весов.

Украшения и косметика

Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они подводили брови и ресницы чёрной краской, а веки - зелёной. Позже, вместо зелёной, египтяне стали применять оранжевую краску, которой подкрашивали ещё кисти рук и ступни ног. Ногти на руках красили в красный, зелёный или золотистый цвет.

Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединённых застёжками, из нанизанттых бусин или золотых шнуров. Женщины украшали все части тела, даже бёдра В ушах у них были серьги в виде колец, на голове - золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.

Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека

Традиционным украшением египтян был ускх - широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленный из множества рядов бус и разноцветного бисера.

Ускх символизирует солнце, дающее жизнь.

Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застёжки в виде двух соколиных голов.

Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Ноги крестьянина или раба во время работа на берегах Нила защищали сначала просто обмотки, затем сандалии. Их подошвы делались из волокон пальмы, стеблей папируса или кожи и долгое время оставались плоскими, а в Новом царстве приобрели загнутую у носка форму. Два ремешка проходили между первым и вторым пальцами. В помещении обувь вообще не носили. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости, предпочитая ходить босыми, как бы показывая, что по «реальной» земле они не ступают. (В гробницу фараону клали ритуальные золотые сандалии для пользования ими в зафобной жизни).

Таким образом, на создание костюма древних египтян повлияли климатические условия, религия, завоевания. Древнеегипетский костюм носил классовый характер, по одежде можно было определить принадлежность человека к той или иной группе: рабы, земледелец, жрец, вельможа. Фресковая живопись «Долины царей» тому подтверждение.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что является главным символом царской власти и каково значение изображений на нём?
  2. Какую роль в жизни древних египтян играли украшения? Какое значение придавалось скарабею?
  3. По каким признакам на фресках можно было определить сословие египтянина.
  4. Какой цвет преобладал в костюме египтян и почему?
  5. Как изображения на фресках отражают жизнь и быт древних египтян?
Литература

Анна Блейз История в костюмах от фараона до денди. Древнеегипетские костюмы. - М.; Олма-Пресс Экслибрис, 2002.

Современная энциклопедия Аванта+. История костюма. Раздел 1. ЗАО Детское издательство «Аванта+», 2002.

Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры: глава 1. Египтяне. - М.; Оксмо. 2006

Богиня Исида и царица Нефертари.

Роспись гробницы Нефертари в Фивах.

ist.na5bal.ru

Одежда Древнего Египта | История одежды от древности до наших времен

Одежда египтян эпохи Древнего Царства

На протяжении трех тысяч лет существования древнеегипетского государства, как искусство в целом, так и все формы материальной культуры, и одежда в том числе, претерпевали очень мало изменений. Костюму, как мужскому, так и женскому, в равной степени присущ все тот же лаконизм, продуманность и простота линий.

одежда Древнего ЕгиптаВ то же время он, как и все в египетском искусстве, сильно стилизован. Египетские художники, благодаря работе которых до нас, по росписям в гробницах и скульптурам, дошли сведения об одежде древних египтян, проходили специальную школу канона и стилизации, оттого в дошедших до нас изображениях костюм претерпевает ее вдвойне. Будучи предельно стилизован сам по себе, он еще подвергается и переосмыслению через изображение, поэтому нельзя быть уверенным в том, насколько подлинны его формы, известные нам по рисункам. Однако можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху Древнего Царства египетские ткачи в совершенстве владели своим ремеслом, а портным прекрасно известно было искусство кроя.

Основным материалом, из которого кроили и шили одежду в древнем Египте, был лён. Многие феллахи занимались исключительно его выращиванием на своих полях; было также немало полей, принадлежавших богатым землевладельцам и фараону. Сбор льна был нелегким делом. Лён вытаскивали из земли с корнем, это считалось чисто мужской работой, поскольку требовало больших физических сил. Стебли льна не должны были достичь зрелости – нить, изготовленная из такого стебля, была лучшего качества и шла на изготовление полотна. Перезрелый лён давал слишком мягкую пряжу – из него ткали циновки и вили веревки. Чтобы отделить волокна, стебли льна клали в воду на несколько дней, после чего отбивали, чтобы волокна достигли необходимой мягкости. Пряхи пряли волокна с помощью веретен, из полученных нитей ткали на ткацких станках то прочное, тончайшее полотно, которым так славился древний Египет.

Египетский вельможаБлагодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного. Вся одежда древнего египтянина эпохи Древнего Царства состояла из одной набедренной повязки – схенти. Она доходила от талии до колен, и существовало несколько способов ее завязывать. Бедные люди носили схенти из грубого льна, богатые – из тонкого полотна, она могла быть белой или окрашенной в какой-либо цвет, во времена Древнего Царства предпочитали синий, зеленый и красный. Средняя часть схенти могла быть треугольной, веерообразной, могла иметь форму трапеции. Собранная в складки, она прикладывалась к животу, свободный конец пропускался снизу, между ногами, а то, что осталось, оборачивали вокруг талии и перехватывали поясом. Иногда схенти делали из шкуры антилоп и газелей, вся поверхность такого схенти из кожи, кроме средней вставки, была иссечена прорезями для удобства движения.

Женское платье на бретельках – калазирис, плотно облегало фигуру, есть предположение, что калазирисы были вязаными, настолько узки были они, судя по изображениям, что вообще не очень понятно, как можно было ходить в такой одежде. Калазирис состоял из юбки и жилета. Юбка доходила до щиколоток или середины икры, она плотно облегала ноги, вынуждая женщину передвигаться маленькими шажками, впрочем, эта походка, как и многое другое в древнем Египте, была строго регламентирована. Жилет на бретельках часто оставлял грудь открытой.

Египтяне гордились своей чистотой и опрятностью, в древнем Египте нельзя было надеть утром одежду не вымывшись, не умастив себя ароматным маслом. Одежду часто стирали и раскладывали на солнце для просушки. Для того чтобы высушить плиссированную одежду, появившуюся в эпоху Среднего Царства, существовали специальные доски с прорезанными желобами, в которые укладывали складки, чтобы не попортить их.

suit-history.org.ua


Смотрите также