Греческие музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты древней греции
Музей греческихмузыкальных инструментов - Tour-Greece
Один из самых интересных афинских музеев посвящен собранию национальных музыкальных инструментов греков. Основная часть экспонатов – всего их более 1200 предметов – коллекция музыковеда-исследователя Фивоса Аноианакиса. Коллекционер передал в дар государству свое собрание в 1978 году.
Для осмотра посетителей выставлена половина экспонатов, другая половина доступна для исторических исследований или же экспонируется на тематических выставках. Часть инструментов временно «гостит» на стендах других музеев.
Народные инструменты, представленные в музее, самые разнообразные. Старейший из них появился на свет в середине XVIII века. К каждому инструменту прилагается подробное описание и звуковая дорожка – так что можно услышать живое звучание того или иного представителя обширных музыкальных семейств.
Экспонаты занимают три этажа особняка 1842 года, где проживал известный политик Георгиос Лассанис. Здание имеет статус исторического памятника Афин и находится неподалеку от Римской Агоры (остановка метро – Монастираки). Двери музея распахнулись впервые в 1991 году.
Первый этаж занимают инструменты-мембранофоны, те, что издают звуки при ударе в мембрану – натянутую кожу. Это разновидности ударных инструментов: различные барабаны, тумберлеки, даулии, бубны, тамбурины (их называют «дефи»). Ударные –древнейшие пращуры музыкальных инструментов, ведь самые простые из них были изготовлены еще на заре человечества. Можно представить, сколько породила их народная фантазия за все время существования людей!
Рядом с ними находятся вторые по старшинству духовые инструменты, или аэрофоны. Как вы уже догадались, звук из них извлекается посредством наполнения звучащей полости дыханием. Они появились в одно время с ударными; прибрежный тростник и полые кости
стали прародителями примитивной флейты. Греки, играющие на духовых с незапамятных времен, придумали разнообразные флогеры, суравлии, волынки («геди»), флейты-мандуры, цабуны, зурабы… дудочки вытачивались из дерева, вырезались из тростника, отливались из металла, собирались из нескольких колен или же представляли собой целую полую трубку.
Второй этаж заняли солидные струнно-щипковые: лагхуты (лютни), цимбалы, гитары, мандолины, бузуки, тамбурады и другие. Без них не обходилось ни одно веселое торжество с танцами и народными песнями! Исторически сложилось, что создание первых струнных инструментов невозможно отнести к какому-либо конкретному народу – инструменты кочевали по планете, и каждый этнос привносил что-то свое в конструкцию и звучание того или иного инструмента или заимствовал чужие идеи при их создании. Так, мандолину признают своею не только греки, но и испанцы, итальянцы, арабы, татары и другие народы. Мастера, делающие сложные акустические инструменты, владеющие особенными секретами, всегда чтились в народе.
Среди струнно-щипковых особое место в музее занимает благородная лютня, выполненная мастерами в XIX веке из панциря черепахи и слоновой кости.
Рядом с ними соседствуют струнно-смычковые лиры и скрипки, зародившиеся в странах Ближнего Востока. Играть на них специфическую мелодию пятиступенной гаммы мажорных и минорных ладов не представляло труда. Каждый их инструментов – уникальный шедевр, украшенный мастером по его вкусу. Весьма приятно не только его послушать, но и подержать в руках и полюбоваться на него. Такие инструменты дорого приобретались, бережно хранились в семьях и передавались по наследству.
Третий этаж заполнили аутентичные инструменты-идиофоны, рождающие звук в самих себе – всевозможные колокольчики, звоночки-кудунии, симандры, цимбалы и многие другие. Здесь народная фантазия всегда творила без ограничений – в ход шло все, что звенело, гудело и пело, от пустых кувшинов до отлитых мастерами медных колоколов.
А ведь интересно все это послушать, не правда ли?
Вместе с музеем в особняке работает Исследовательский центр этнической музыки. Его сотрудники занимаются историей и этимологией инструментов, изучают аспекты богатой греческой музыкальной культуры.
Музей пользуется огромной популярностью у приезжих и туристов. Всем меломанам будет небезынтересно посетить его.
Адрес музея: Афины, улица Диогенус (Плака). Станции метро – Монастираки, Синтагма.
Часы работы: вторник – воскресенье, 8.00 – 15.00. Понедельник – выходной день.
Читайте также
tour-greece.com
Музыкальные инструменты Древней Греции. | МАЛЕНЬКАЯ ГРЕЦИЯ
Визитной карточкой древнегреческого музыкального искусства считаются лира и кифара. Устройство греческой лиры предельно простое – фигурная деревянная рама и вертикально натянутые на ней струны. Количество струн строго не ограничено, но чаще всего их 4. Кифара является подобием лиры, только с усложнённым устройством. У кифары добавлен плоский резонатор, которого нет у лиры и увеличено количество струн – до 18. Древние греки считали, что звучание кифары пробуждало у слушателей самые возвышенные чувства. А самым искусным исполнителем они считали бога Аполлона, покровительствующего искусствам.
Не менее широко древнегреческие музыканты использовали в музицировании и духовые инструменты. Греческая мифология так объясняет происхождение флейты. Изобрела её богиня мудрости Афина. Но Афина очень быстро разочаровалась в своём чудесном изобретении, когда увидела, как при игре безобразно раздуваются щёки. В охватившей Афину ярости она наложила проклятие на всех тех, кто только посмеет прикоснуться к флейте. Но инструмент подобрал парень по имени Марсий и научился на нём играть. Спустя время его искусство игры достигло такого уровня, что он вызвал на состязание Аполлона. Бог, играя на кифаре, победил посмевшего затеять этот спор Марсия и обрёк того на мучительную казнь. Эта история зародила противоположность лиры и кифары. Кифара стала олицетворением божественного вдохновения, а флейта – земного начала, которое сочетало в себе мастерство, страсть и инстинкт, таящие неведомые опасности.
Многоствольная флейта – это в своём роде усовершенствованная флейта. Этот музыкальный инструмент состоит из ряда трубок различной длины. Греческие названия многоствольной флейты – флейта Пана и сиринга. Греки не были единственным народом, игравшим на сиринге. Похожий музыкальный инструмент был и у древних китайцев. Греческая мифология также не обошла своим вниманием и сирингу. Бог стад, лесов и полей Пан создал её. Пан пережил несчастную любовь к лесной нимфе, у которой при одном только виде, он внушал непреодолимый ужас и отвращение. Однажды, спасаясь от преследования Пана, нимфа кинулась к реке. Её сёстры речные нимфы сжалились над бедняжкой и превратили беглянку в тростник. В тоске по нимфе, которую звали Сиринга, он срезал тростник и создал из него флейту. А назвал своё изобретение именем погибшей возлюбленной – сиринга. В современном музыкальном искусстве звуки этого инструмента кажутся слишком простыми и незатейливыми. Но для древнего грека каждый звук сиринги создавал ощущение глубокой скрытой страсти, внутренних переживаний и тоски.
К духовым музыкальным инструментам Древней Греции относится авлос. Звук из авлоса извлекается через специальную пластинку-язычок, которая вставлена в отверстие. Музыкант, надавливая на этот язычок губами, может регулировать громкость и менять тембр. Авлос, по своей сути, прототип европейских язычковых музыкальных инструментов – кларнета, гобоя и др. Технически у музыканта есть возможность играть сразу на двух авлосах, что даёт возможность исполнения двухголосной музыки. Сохранившиеся по сегодняшний день древнегреческие вазы и амфоры расписаны сценами пиршеств и различных увеселений. На них изображены музыканты с авлосами. Его резковатое звучание должно было разжигать темперамент и чувственность. Тем же целям служили бубны, систры и кимвалы. Древние греки изображали ритуальные праздники в честь Диониса, где эти ударные инструменты держали его спутницы нимфы.
Практически все инструменты Древней Греции использовались и в Римской империи. Впрочем, римляне изобрели и собственные – тубу, букцину, литуус. Туба – труба прямой формы, букцина – напоминает рог, литуус – труба, имеющая цилиндрический ствол и изогнутый раструб.
xn--80aajgcskghn0bzesd0bf.xn--p1ai
Греческие музыкальные инструменты
Нет ничего неизменного. Прогресс не стоит на месте и это правильно. Всему нужно развитие и совершенствование. Это же касается и музыкальных инструментов. Многие инструменты были видоизменены, а некоторые так и остались без изменений.
Греция – колыбель современной цивилизации. Родина великих философов, открытий и конечно музыки. Даже термин «музыка» имеет греческое происхождение. Поэтому особо интересно узнать какие же традиционные народные музыкальные инструменты дошли до наших дней.
Кементсэ или понтийская лира – своего рода скрипка и играют на ней с помощью смычка. Обычно музыкальное сопровождение состояло только из понтийской лиры. Иногда лира выступала вместе с традиционными барабанами. Играют сразу на двух или трех струнах, поэтому мелодии однотипные и достаточно простые.
Самым популярным инструментом на острове Крит остается критская лира. Критская лира, так же как и понтийская лира, инструмент напоминающий скрипку. Играют на ней, преимущественно держа в вертикальном положении. Критские музыканты играют на этой разновидности лиры довольно необычным способом – на струны надавливают не подушечками пальцев как при игре на скрипке, а надавливают ногтем со внутренней стороны. Критская ли часто используется для аккомпанемента в танцах или в дуете с критским лауто (барабаном).
Багламас – необычный инструмент на котором преимущественно играли заключенные. Был очень популярен в начале 20-го века. Со временем багламас стал достаточно популярным среди греков за свой небольшой размер и удобство в игре. По сути багламас это уменьшенная версия бузука. Этот инструмент часто используют для создания ритма, а так же наигрывания на нем основной мелодии.
Сантури – ударный инструмент, напоминающий цимбал. Играют на нем с помощью молоточков. Существует предположение, что сантури, как инструмент это «потомок» древнегреческой лиры или арфы. А вот уже сантури, вероятно стал прототипом для создания пианино.
Греческая волынка или гайда по внешнему вид похожа на балканские волынки. Этот музыкальный инструмент использовался в Греции с древнейших времен. Гайду можно использовать и как сольный инструмент так и в ансамбле с другими традиционными греческими инструментами.
Цабуна – еще одна волынка, но в отличии от гайды распространена по большей части на островах. Цабуна отличается от гайды и устройством: вместо трех трубок гайды, у цабуны их только две. Причем играют на них одновременно. Но несмотря на это трубки цабуны не звучат в унисон – это делает цабуну уникальным и очень интересным духовым инструментом.
www.globalbeatschool.ru
Музыкальный Мир Греции: Греческие музыкальные инструменты
Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные — лира и кифара. Греческая лира устроена предельно просто: это деревянная фигурная рама, на которой вертикально натянуты струны (как правило, не больше четырёх; воспроизводят тетрахорд).
Кифара во многом схожа с лирой, но у неё есть плоский резонатор, а число струн может доходить до восемнадцати. Звучание кифары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства — не случайно самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон. Широко распространены были и духовые инструменты.
О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются щёки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснётся к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Для истории музыки особенно интересен финал сказания. Марсий достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта — струнный инструмент и духовой — оказались противопоставлены друг другу. Причём кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта — земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, инстинкт, таящие в себе неведомые опасности.
Помимо обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, т. е. состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту называли «флейта Пана», или «сиринга». Согласно мифу, создал её Пан — божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной — сиринга. Для современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали в сказании.
Звучал в Древней Греции и авлос — духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых — гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сиенах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность. Этим же целям служили и ударные — бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты.
В изображениях ритуальных действ в честь бога виноградарства и виноделия Диониса ударные инструменты часто держали нимфы — спутницы Диониса. Римляне использовали все древнегреческие инструменты, однако изобрели и собственные — металлические духовые, придававшие особую торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба), букцина (инструмент в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом). Так были созданы трактаты «Элементы гармоники» Аристоксена и «Гармоника» Птолемея (оба II в. до н.э.), «О мусическом искусстве» Аристида Квинтилиана (II или III в. н.э.) и др. Под воздействием древнегреческой культуры развивалась музыка Древнего Рима.
Римская религиозная музыка включала напевы салиев, «арвальских братьев» (коллегий жрецов). На праздниках, посвящённых сбору урожая, жрецы в шлемах, с копьями и мечами в руках, танцевали под звуки труб и пение. Поэтические произведения исполняли под аккомпанемент струнных инструментов; не случайно древнеримский поэт Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать со струнами». В театре же самым распространённым жанром была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом под звуки оркестра и пение хора. Римляне устраивали и музыкальные соревнования — так называемые капитолийские состязания. В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Например, император Нерон, стремившийся прослыть великим певцом и актёром, участвовал в музыкальных состязаниях и требовал, чтобы ему присуждали главные призы. Профессия учителя музыки пользовалась уважением и почётом.