Мозаика древней руси. Мозаичное искусство киевской Руси. Особенности, примеры, анализ.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси. Мозаика древней руси


Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют  византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале  XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов.  Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения  апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» –  изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

pravlife.org

Мозаика древней Руси

Мозаика древней Руси В Древней Руси мозаика появилась в 10 веке, а именно после того, как государство приняло христианство. При этом данный вид монументального искусства в тот период времени развивался медленно. Объяснялось это тем, что материал для составления мозаики стоил достаточно дорого, смальту изготавливать не умели, и ее приходилось привозить из заморских стран. Искусство мозаики, можно условно классифицировать на два вида – это декорирование пола в церквях, соборах и храмах целого ряда древнерусских городов, таких как Чернигов, Ростов Великий, Киев и украшение стен, сводов и куполов памятников архитектуры. На данный момент уникальные по красоте мозаичные картины периода 10 – 13 веков находятся в Киевском соборе Святой Софии и Михайловском Златоверхом монастыре. Что касается мозаик собора Святой Софии, то следует подчеркнуть, что они отличаются ярким колоритом и богатством цветовой гаммы. Краски настолько насыщены, что просто удивительно, насколько четко и изящно средневековые мастера смогли передать натурализм и естественность своих произведений. Что касается мозаик собора Святой Софии, то следует подчеркнуть, что они отличаются ярким колоритом и богатством цветовой гаммы. Краски настолько насыщены, что просто удивительно, насколько четко и изящно средневековые мастера смогли передать натурализм и естественность своих произведений. В киевском соборе основная часть мозаичных композиций располагается в районе алтаря и под сводом купола. Они декорируют стены апсиды, вимы, конху, паруса и подпружные арки. Используя мозаику таким способом, мастера хотели подчеркнуть главные части собора, в котором происходили религиозные обряды и богослужения, что им, собственно, и удалось. Набор мозаик Софийского собора был выполнен из смальт, выплавленных киевскими, мастерами-смальтоварами в местной киевской мастерской. Мозаичная живопись, некогда покрывавшая стены и своды Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве. Мозаичный набор был выполнен из смальт, приготовленных также киевскими мастерами-смальтоварами. Техника набора была прямой, и смальты укреплялись в двухслойном известково-кирпичном грунте. Палитра смальт почти не отличалась от палитры киевского Софийского собора. Отличавшаяся богатством цветовых оттенков палитра смальт киевского Софийского собора и собора бывшего Михайловского монастыря, принадлежавшая XI столетию, состояла из 80 различных смальт, приготовленных и выплавленных в мастерской, находившейся в Киеве. Мозаима Михайловского собора известна как мерцающая живопись. Самая известная мозаика этого собора "Дмитрий Салунский, примерно 1113 год. Мозаичные произведения собора Архангела Михаила можно считать последними памятниками данного вида монументальной живописи, изготовленными в Древней Руси. Впоследствии храмы и соборы перестанут декорировать мозаикой, ее заменит фреска.

freedocs.xyz

История мозаики в Древней Руси

Мозаика – это не только вид отделочного изделия, но и является древней техникой декоративного искусства. Такую технологию привнесла в мир еще древняя Греция. Еще в древнем Риме и Византии техника мозаичного искусства получила широкое распространение и стала самой популярной.

Мозаика – это не только вид отделочного изделия, но и является древней техникой декоративного искусства. Такую технологию привнесла в мир еще древняя Греция. Еще в древнем Риме и Византии техника мозаичного искусства получила широкое распространение и стала самой популярной. Практически все храмы, все покои знатных особ, царей, были оформлены в мозаичных панно.

Каждое панно выстраивалось из определенных рисунков, самых господарей, или же выстраивались из боевых сражений, или рисунков различного характера. В эпоху Римской империи, данную технологию, как собственно и данный вид изделия можно было увидеть везде, где только можно. Римские полотно строились на основе небольшого размера каменных, керамических кубиков, также в ход шли смальты, галька и мелкие разнообразные камешки.

Смальта в частности чаще всего использовалась для создания живописных мозаичных полотен. В большей степени мозаика использовалась для облицовки напольной поверхности. На стенах создавались в большей степени мозаичные фрески. В результате оформление такими материалами любой комнаты, делали ее по настоящему красивой, нарядной и уникальной. Мозаика еще с древних времен считалась украшением любого помещения, она была не только прекрасным отделочным изделием, но и придавала комнате эстетичности, возвышенности и необычности.

Сегодня данный отделочный материал можно встретить в любых расцветках. Огромной популярностью стала пользоваться мозаика хамелеон, серебряная, золотая и перламутровая. Такой облицовочный компонент  всегда будет радовать взгляд, яркими красками, необычностью и стилем. Небольшого формата плитка, обладает еще одним привлекательным свойством. Она делает любое мелкое помещение визуально шире. Она придает визуальное пространство.

Если у вас есть маленькая ванная комната или кухня, то мозаика лучшим образом сможет вам подойти для облицовки стен, что же до напольного покрытия, то мозаику следует использовать только определенного типа. В любом случае в качестве украшения стен – это самый привлекательный вариант для небольших комнат.

Мозаика супер эстетично и невероятно красиво сочетается с керамогранитом. Керамогранит также в определенной степени является универсальным и особенным изделием. Он лучше всего передает натуралистичность плитки, особенно мрамора. Выбирая керамогранит в натуральных оттенках, можно создать атмосферу роскоши будто вы облицевали полы и стены настоящим мрамором.

www.ceramtrade.ru

Мозаика Киевской Руси | Мозаика

31-05-2013

17mozaika-kievskoj-rusiВ Византии, как и на Руси, знали 2 метода декорации стенок храмов священными изображениями — фрески и мозаики. Только 5 древних храмов имели мозаику и только в одном из их, киевской Софии, оно до сих пор сохранилось.

Техника производства мозаики достаточно трудна. Цветное стеклышко — смальту — выплавляли в особых мастерских. Чтобы придать смальте подходящий цвет, в стеклянную массу прибавляли окислы разных металлов.

Поначалу стенки церкви метр за метром вскрывали специальным веществом. Поверх него наносили набросок, сообразно которому специалисты вдавливали в раствор смальту. Габариты кубиков зависели от вида изображения и его месторасположения.

Этак, к примеру, в Софийском храме большая фигура Богоматери размещена, приподнято над уровнем пола и выложена довольно большими кусками смальты. Голова св. Лаврентия располагаться немало ниже и набрана из чрезвычайно маленьких кубиков: на один квадратный сантиметр их приходится возле четырех сотен (величина клетки в вашей тетради по математике).

Наиболее важное свойство мозаики — лучезарность. Вы, естественно, отлично понимаете, как может поблескивать стеклышко на ярчайшем свете. Во время дня и ночи лучи солнца, проникая сквозь окна в церковь, поджигали мозаику, и она играла всеми цветами радуги. И это никак не преувеличение. У смальты Софии Киевской более ста разных цветов: тридцать пять — зеленого, двадцать пять — кофейного, двадцать три — желтого. Согласитесь, неописуемое достояние красок!

Как считают научные сотрудники, около шести мастеров скрашивали мозаиками Софийский храм. Самый профессиональный из них созидал портретную галерею непорочных в нижней части центральной апсиды. Более успешным вышел Иоанн Златоуст.

Мозаика — это дорогая техника живописи. После развала Киевской Руси её закончили применять, а после татарской навалы и совсем запамятовали. По-другому дело обстояло с фресками.

На заметку: Для того, что бы сделать наружную рекламу легальной, то нужна в обязательном порядке регистрация вывесок. Сделать согласование и регистрацию вывесок в Москве и Московской области помогут специалисты на сайте unypol.ru.

Памятники архитектуры и изобразительного искусства Киевской РусиСоборы украшают фрески и мозаика. Киевская Русь славилась грамотностью населения. Рукописные книги высоко ценились, были богато украшены драгоценными камнями, позолотой, а также книжными миниатюрами — иллюстрациями к тексту.

pannoplus.ru

Монументальное искусство древней Руси Мозаика фреска Киев

Монументальное искусство древней Руси Мозаика, фреска Монументальное искусство древней Руси Мозаика, фреска

Киев Киев

Христос Вседержитель (Пантократор). Софийский собор. XI век Христос Вседержитель (Пантократор). Софийский собор. XI век

Мозаика. Христос Вседержитель. Софийский собор в Киеве Мозаика. Христос Вседержитель. Софийский собор в Киеве

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ 1043 -1046 г. София Киевская АРХАНГЕЛ МИХАИЛ 1043 -1046 г. София Киевская

Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве. Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве.

Богоматерь Оранта. XI век. Мозаика Собора Св. София Киевская Богоматерь Оранта. XI век. Мозаика Собора Св. София Киевская

Владимир Владимир

Страшный суд. Дмитриевский собор г. Владимир. Конец XII века Страшный суд. Дмитриевский собор г. Владимир. Конец XII века

Апостолы Павел и Матфей. Фреска. Димитриевский собор в Владимире Апостолы Павел и Матфей. Фреска. Димитриевский собор в Владимире

Новгород Новгород

Уникальные фрески XII века, находящиеся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря города Пскова Уникальные фрески XII века, находящиеся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря города Пскова

Расписан сверху донизу в 30 -х и 40 -х годах XII века неизвестными мастерами, Расписан сверху донизу в 30 -х и 40 -х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Положение во гроб. Фреска. Начало XII в. Положение во гроб. Фреска. Начало XII в.

Успение. Фреска Мирожского монастыря во Пскове. XII век Успение. Фреска Мирожского монастыря во Пскове. XII век

Фрески Мирожского монастыря Фрески Мирожского монастыря

Фреска Фреска "Сретение" Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Фреска Святой Георгий. Фрагмент. Софийский Собор Фреска Святой Георгий. Фрагмент. Софийский Собор

Неизвестный святой. Фреска из собора Рождества Богоматери. XII век. Неизвестный святой. Фреска из собора Рождества Богоматери. XII век.

Феофан Грек Феофан Грек

ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — после 1405), русский иконописец, мастер монументальной росписи. Родом из ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — после 1405), русский иконописец, мастер монументальной росписи. Родом из Византии. Работал на Руси во 2 -й пол. 14 — нач. 15 вв. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой

Св. Троица фрагмент фрески, Феофан Грек, 14 в. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Св. Троица фрагмент фрески, Феофан Грек, 14 в. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Святой преподобный Даниил Столпник Святой преподобный Даниил Столпник

Преподобный Иоанн Лествичник Преподобный Иоанн Лествичник

Иисус Пантократор. Роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице Иисус Пантократор. Роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Поликарп Смирнский. 1378 г. Поликарп Смирнский. 1378 г.

Анфим Никомидийский. 1378 г. Анфим Никомидийский. 1378 г.

Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий

Московское государство Московское государство

Андрей Рублев около 1360 - 1430 Восхищение и признание современников вызывало его поразительное умение Андрей Рублев около 1360 - 1430 Восхищение и признание современников вызывало его поразительное умение открывать взору человека невидимый мир Божественной красоты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Андрей Рублев вкладывал в свои произведения всю теплоту и искренность религиозного чувства, проникновенный лиризм и задушевность.

Страшый суд. Фреска. А. Рублев. Успенский собор г. Владимира В 1408 г. Андрей Рублев Страшый суд. Фреска. А. Рублев. Успенский собор г. Владимира В 1408 г. Андрей Рублев вместе с Даниилом Чёрным восстанавливал живопись Успенского собора во Владимире, сильно пострадавшего от монголо-татар.

Праотцы Авраам, Исаак и Иаков в раю. Андрей Рублев и Даниил Черный Праотцы Авраам, Исаак и Иаков в раю. Андрей Рублев и Даниил Черный

Спасо-Андроников монастырь. Спасо-Андроников монастырь.

Преображение. Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г Преображение. Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г

Дионисий Дионисий

Ансамбль бывшего Ферапо нтова монастыря — памятник истории и культуры федерального значения на территории Ансамбль бывшего Ферапо нтова монастыря — памятник истории и культуры федерального значения на территории Вологодской области. В настоящее время там располагается музей –заповедник и Музей фресок Дионисия. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия.

Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец. Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец.

Богоматерь с младенцем и ангелами. 1502 Богоматерь с младенцем и ангелами. 1502

Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь Фрески Дионисия. Ферапонтов монастырь

Фрагмент фрески над порталом Фрагмент фрески над порталом

КРАСКИ ДИОНИСИЯ Существует легенда о том, что художник сам изготовлял свои краски. Он якобы КРАСКИ ДИОНИСИЯ Существует легенда о том, что художник сам изготовлял свои краски. Он якобы растирал разноцветную гальку, собранную на берегах Бородавского озера, возле которого расположен монастырь. Легенда возникла, видимо, потому, что холодная красочная палитра фресок Ферапонтова монастыря — нежноголубые, зелёные, бирюзовые и розовые тона в сочетании с золотисто-охристыми оттенками — необыкновенно созвучна молчаливой и скромной красоте северного пейзажа. В действительности же, как установили реставраторы, все краски Дионисия были привозными и, более того, сложносоставными. Например, замечательного разнообразия зелёных оттенков на фресках мастер добивался, не используя зелёный пигмент, а только смешивая и накладывая одну краску на другую.

present5.com

Мозаичное искусство киевской Руси. Особенности, примеры, анализ.

Стеклоделие—умение изготовить стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия— принадлежит к древнейшим ремеслам, хорошо известным и многим славянским племенам, населявшим пространства в Киевской Руси VIII—IX вв.

Древне Украинской мозаичной живописи, основывающейся на применении главного живописного материала мозаики, цветных смальт (сплава стекла с заглушающими его материалами и различными красителями), предшествовала высокоразвитая в древней Руси техника стеклоделия, существовавшая не только в центре Киевского государства — в г. Киеве, но и в Чернигове, Галиче.

В Киеве возникло и развилось на … основе высокоразвитого местного киевского стеклоделия производство разнообразных изделий из стекла; организуется и начинает успешно вырабатывать свою продукцию в виде разноцветных плиток мозаичной смальты мастерская смальт и цветного стекла, а также организуется производство высоко- художественной декоративной керамики с поливной эмалью, дошедшей до нас в виде отдельных расписных поливных изразцов из раскопок великокняжеского дворца в Киеве, Десятинной церкви, Златоверхого собора Михайловского монастыря, Михайловского собора Выдубицкого монастыря и др.Благодаря высокоразвитой технике стеклоделия в Киевском государстве в XI—XII вв. смогли развиться на его базе и достигнуть исключительно высокого уровня мастерства как в техническом, так и в художественном отношении смежные с ним производства: эмальерное, мозаично-смальтовое и декоративно-керамическое. Достигнутый киевскими мастерами исключительно высокий уровень технического и художественного мастерства в области мозаичного, эмальерного и декоративно-керамического дела был настолько высок, что не только превосходил во многих отношениях тот уровень, которого к этому времени достигли эти виды мастерства в Западной Европе, но и служил им образцом для дальнейшего совершенствования в этой области. И недаром Теофил в своем, трактате замечает о необходимости западноевропейским мастерам “изучать” записанные им способы производства эмалей, “что… открыла Руссия”.Не менее высоко стояло в это время и искусство мозаичной живописи, и в частности искусство приготовления мозаичных смальт как из заглушенного цветного стекла, так и полупрозрачных и прозрачных смальт, в том числе и золотых и серебряных смальт, вырабатывавшихся киевскими мастерами из материалов местного происхождения. Палитра киевских смальт, посредством которых были набраны выдающиеся по своему художественному и техническому мастерству мозаичные полы в Десятинной церкви в Киеве в конце Х в., соборе Выдубицкого монастыря. Софийском соборе и в других древних храмах Киева, а также мозаичная живопись киевского Софийского собора и Златоверхого собора Михайловского монастыря, отличалась исключительным разнообразием и богатством своих цветовых тонов и оттенков. Вероятнее всего, что мозаичные полы; в древних храмах Чернигова и Переяславля южного также набирались из смальт, изготовленных киевскими смальтоварами в своих мастерских.

Древнерусская мозаичная живопись Х—XII вв. может быть подразделена на два вида: высокохудожественные мозаики пола, фрагментарно сохранившиеся до наших дней в ряде храмов этой эпохи в Киеве, Чернигове и других древнерусских городах Киевской Руси, а также в Новгороде Великом, и мозаичную живопись, украшавшую стены, своды и купола древнерусских храмов Х—ХII вв. и дошедшую до нас в виде ансамбля мозаик киевского Софийского собора (1037—1061— 1067 гг.), фрагментов мозаик Златоверхого собора Михайлов-ского монастыря в Киеве (60-е гг. XI в.) и фрагментов мозаичной росписи новгородского Софийского собора (1048— 1, 050 гг.), а также не дошедших до нас мозаик Спасского собора в Чернигове (первая половина XI в.), мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры (1073—1078 гг.) и Благовещенского собора в Чернигове (1186 г.).

Мозаичная живопись киевского Софийского собора. До нашего времени сохранилась часть мозаичной живописи киевского Софийского собора, выполненная киевскими художниками-мозаичистами. В конхе апсиды главного храма Киевской Софии находится огромное изображение “Богоматери-Оранты”, называемое “Нерушимой стеной”. Ниже ее расположен фриз, на котором находится мозаика “Причащение”, а под фризом идет пояс мозаичных изображений отцов церкви в рост. В куполе, в кругу, находится погрудное изображение Вседержителя, поддерживаемого четырьмя архангелами, из которых сохранился только один. В парусах, под куполом, находится изображение евангелиста Марка, а в простенках окон барабана — фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов. На западном пилястре восточных столбов сохранилось изображение “Благовещение”. В подпружных арках имеется несколько мозаичных медальонов с погрудными изображениями Христа и святых, принадлежащих к циклу сорока мучеников. Кроме того, в ряде мест собора сохранились мозаичные декоративные украшения в виде орнаментов. Этим и исчерпываются все мозаики, сохранившиеся от некогда богатейшего декоративного мозаичного убранства Софийского собора, сплошным ковром покрывавшего стены, своды, барабан, купол и столбы храма.

Мозаичная живопись киевского Софийского собора была набрана местными киевскими художниками-мозаичистами по созданным ими оригинальным рисункам, по заказу строителя собора киевского князя Ярослава Мудрого.

Набор мозаик Софийского собора был выполнен из смальт, выплавленных киевскими, мастерами-смальтоварами в местной киевской мастерской.

Мозаичная живопись Златоверхого собора Михайловского монастыря. Мозаичная живопись, некогда покрывавшая стены и своды Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве, была выполнена местными киевскими художниками-мозаичистами в 60-е гг. XI в. по заказу строителя храма киевского князя Изяслава. Мозаичный набор был выполнен из смальт, приготовленных также киевскими мастерами-смальтоварами. Техника набора была прямой, и смальты укреплялись в двухслойном известково-кирпичном грунте. Палитра смальт почти не отличалась от палитры киевского Софийского собора.

Отличавшаяся богатством цветовых оттенков палитра смальт киевского Софийского собора и собора бывшего Михайловского монастыря, принадлежавшая XI столетию, состояла из 80 различных смальт, приготовленных и выплавленных в мастерской, находившейся в Киеве.

Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.

Наряду с украшением мозаичной живописью древнерусских храмов мозаики применялись и для убранства древнерусских княжеских гражданских сооружений.

Раскопки на территории древнего Киева, вблизи Десятинной церкви, обнаружили фундаменты нескольких прямоугольной формы гражданских каменных зданий Х—XI вв. — “гридниц”, — т. е. парадных дворцовых сооружений, предназначавшихся для собраний княжеской дружины. Эти “гридницы”, судя по найденным фрагментам мраморных деталей, мозаик и фресок, имели пышную отделку интерьера, ничем не уступавшую по своему богатству отделке храмов.

refac.ru

Производство кирпича, плитки и мозаики в Киевской Руси

В Киевской Руси, начиная с эпохи Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество. В связи с этим расширялось производство кирпича, черипицы, рисованых облицовачных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность – “ плинфоделатели” – кирпичники.

По данному вопросу есть сведения у Рыбакова Б. А., Вагнера Г. К. Мусиенко П. Н. и у др. исследователей.

Мусиенко П. Н. пишет: «В исторической литературе упоминается о специальных печах.

Оборудование кирпичных мастерских состоит кроме напольной печи из деревянных форм (рам) для формовки кирпича и изразцов, а также разнообразного инструмента для обработки и росписи изделий.

На кирпичах часто встречаются знаки и клейма мастеров. Кирпич в Древней Руси производился более чем в 40 городах и населённых пунктах. Большинство их относится к Среднему Поднепровью с Центром в Киеве, Чернигове, на севере – к Новгороду, на востоке – к Москве».

О кирпичниках также пишет и Рыбаков Б. А., но Тихомиров М. Н. выдвигает сомнения по этому поводу, говоря, что « В существовании особой специальности плинфотворителей или кирпичников можно сомневаться, как и в существовании особых мастеров по изготовлению поливных плиток». Далее он сслается на раскопки Воронина Н. Н. во Владимире-на-Клязьме и делает вывод, что «поливные кирпичи делали те же гончары».

Возможно, Тихомиров М. Н. и прав (по причине недостаточного количества источников по данному вопросу, мы не можем согласиться, но и отрицать это тоже не можем), но он не взял во внимание тот факт, что Рыбаков Б. А. делает ссылку на Миятева, а значит, если даже это ни так, то все вопросы должны быть отправлены ни к Рыбакову Б. А., а к Миятеву.

Несмотря на это расхождение мы продолжаем работу далее, обращаясь к недавноупомятому Рыбакову Б. А. «Большую роль в развитии кирпичного строительства сыграла христианизация Руси. Начиная с эпохи Владимира, в русских городах развивается церковное и светское зодчество, требовавшее большого количества кирпича. Источниками знакомства с кирпичной техникой могли быть как византийские города вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX — начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.

Местная выработка кирпича в русских горнах с конца X в. косвенно может указывать на появление горнов в этот период (конец Х – начало ХI вв.), но археологических памятников этой ранней эпохи нет.

Для представления хоть какого-либо вида кирпича, мы возьмём у Рыбакова Б. А. описание кирпичей: «Древнейшие русские кирпичи — квадратные, плоские. Ширина кирпича в XI в. — 40—38 см, при толщине 2.5—3 см. Постепенно стороны квадрата уменьшаются, а толщина возрастает. В XII в. встречается кирпич 19x27x4 см (Смоленск, Вщиж). Кирпич назывался греческим термином «плинта» («плинтъ», «плита»). Давая описание древних кирпичей, невозможно промолчать о том, что в Киевской Руси иногда встречаются кирпичи с клеймами. По этому поводу также до сих пор ведутся споры. Среди версий существующих по этому вопросу, ведущее место занимает версия, поддерживаемая Уваровым В. И. Он говорит, что клейма – это знаки мастеров, которые их изготовляли то или иное изделие (необязательно кирпич, это могла быть и посуда). Несмотря на сомнения о существовании кирпичников, всё-таки доверимся опять Б. А. Рыбакову и представим себе как выглядит кирпичная мастерская «оборудование кирпичных мастерских должно было состоять из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. Сушились кирпичи на открытом воздухе и нередко на широких плоскостях их видны отпечатки козьих копыт, собачьих лап и детских ног. Судя по всему оборудованию, кирпичное дело должно было существовать отдельно от гончарного».

«Технологическая сторона изготовления кирпичей изучена Швецовым".

Судя по сохранившимся зданиям, выстроенным целиком из кирпича или с частичным его применением в конструкции, кирпичное производство существовало во многих городах X—XII вв.»

Как уже говорилось выше, кирпичи начали активно использоваться после введения христианства. Скорее всего именно на ранний период Руси приходятся первые каменные постройки. Кроме строительства кирпич был применим в гончарном деле. Об этом говорит Рыбаков Б. А.:

Находка здесь же обжигательных подставок и сильно прокаленной посуды убеждает в том, что раскопками Черепнина и Крейтона был обнаружен гончарный горн, точнее его под. Топочная камера в данном случае была расположена, очевидно, не внизу, а где-то сбоку. Тонкую прослойку золы под кирпичами следует рассматривать как теплоизоляцию. Античные обжигательные печи были также сложены из сырцового кирпича.

Старорязанский горн своей прочной кирпичной кладкой выгодно отличается от глинобитных горнов Вщижа, Донца и Райгорода.

Среди архитектурных памятников, построенных в Киевской Руси и дошедших до наших дней являются: Успенский собор Печеского моеастыря, Софиевский собор, Боголюбский дворец, Михайловский Златоверхий монастырь, а также другие памятники истории, правда, все эти памятники дошли в таком виде, что неспециалист опредилить в этих построениях элементы Киевской Руси не сможет, т.к. за период времени, который прошёл эти памятники много раз реставрировались или перестраивались.

Плитка и мозаика

Многие исследователи считают, что производство керамической плитки началось на рубеже X – XI вв. плитки употреблялись в строительстве дворцов и храмов.

«Поливные керамические плитки украшали полы и стены храмов Киева, Новгорода, Владимира, Смоленска, Переяславля и др. древнерусских городов».

Самым древним памятником архитектуры, в котором использовались плитка и мозаика является Десятинная церковь, не дошедшая до наших дней. На месте Десятинной церкви был построен Софиевский собор в Киеве, построеный Ярославом Мудрым. В алтаре Софии хорошо сохранились облицовочные плитки этого времени. При шахматной разбивке рисунка они напоминают украинские ткани. Плиты политы жёлто-белой глазурью, заглушенной окисью олова. Рисунок плит простой: три зелёные продольные линии толщиной 2-3 мм. Растёки подглазурного слоя красок местами имеют вид разводов.

Раз мы начали давать характеристику архитектуре Киева с целью указания в ней на дошедшие до нас элементы плитки и мозаики, то сделаем это и для других городов.

Например, возьмём Чернигов. «Многочисленные разноцветные глазурованные плитки, мозаика, фрагменты резного белого камня, фигурная плинфа, которой украшались архитектурные сооружения Чернигова XII-XIII вв., свидетельствуют о высоком уровне развития этих отраслей ремесла»

«Мозаики Михайловского златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее Софии Киевской, уже при Святополке. Подобно софиевским, михайловские мозаики принадлежат одновременному византийскому искусству. Авторитетнейшие представители искусства и науки склонны признать в них ещё большее участие русских художников». Самым первым художником, который упоминается в летописях, являяется некий Алимпий, но как писал Любимов Л. Д.: «Алимпий! Увы, это для нас только имя. Мы ничего не знаем о его индивидуальной живописной манере, о его творческом развитии. Но это имя для нас очень славное и очень дорогое».

«Древнерусские мастера сравнительно рано завладели техникой майоликовой керамики. Этому сопутствовало широкое строительство каменных сооружений, для опоряджения которых использовалась керамическая плитка, покрытая разноцветной поливой. Раскопки в Киеве и Белграде обнаружили полихромные плитки белого, зелёного цветов». Так, «В 1197г. на месте деревянной церкви, по распоряжению Рюрика соорудили каменный храм святых Апостолов, украшенных фресковой и золотой росписью, разноцветными майоликовыми плитками».

Ещё одним городом, имевшим большое значение в культурном значении Руси, являлся Галич. В оформлении галицких монументальных зданий широко использовались рельефные кирпичные плитки с изображением разных фантастических существ – грифонов, орлов, соколов, павлинов.

Далее мы предлагаем более подробное описание плиток, т.к. приложения с рисунками здесь, к сожалению, отсутствуют.

При декорировании главных киевских храмов широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальты синего, тёмно-красного, лилогого, жёлтого, лилового и чёрного цветов. Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались славянские сюжеты, например, четырёхконечные криныэ, известные ещё сIXв. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разнообразными; на сводах и стенах храмов, Соединённые в небольшие полосы, они производят величественное впечатление. Те же крины всё в новых и новых вариантах воисппроизведены в фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии.

С XII в. полы соборов ещё выстилали плитами красного шифера с мозаичной инкрустацией. Но постепенно особой популярностью стала пользоваться майолика (термин, происходящий из Италии от названия о. Мальорка – Майорка, через который в Италию ввозились предметы испано-мавританской керамики; изделия из гончарной глины, покрытые или расписанные цветными эмалями, - Попова О. С.), близкая народным вкусам. Подобно мозаичным полам XI в., майоликовые полы XII в. не сохранились и восстанавливаются лишь по археологическим данным. Для XII в. наиболее типичны плитки жёлтого, коричневого и зелёного цветов, но изготовлялись белые, чёрные, фиолетовые плитки. Отсутствие красного и синего цветов в наборе майоликовых полов подчёркивало красные и чёрные тона в одеждах людей, изображённых на фресках.

Из плиток составляли дкоративные композиции от простейших шахматных до циркульных фигур, плетёнки и народных мотивов. Поэтому изготовлялись плитки самых разнообразных геометрических и лекальных форм. По сложности орнамента особо выделяется майоликовый пол в Гродно. Для его выстилки понадобились плитки около 20-ти фасонов. Майоликовыми плитками выстилались полы не только храмов, но и гражданских зданий.

Пол центрального нефа (пространства между рядами столбов) был устлан майоликовыми и мозаичными плитками.

Во II-ой пол. XII в. майолика обогатилась новыми декоративными качествами. Широкое распространение получили полихромные плитки. На их одноцветный фон наносились геометрические и растительные орнаменты других цветов или в особый узор «под мрамор». Наиболее сложны по декору белгородские плитки. Линейные и растительные орнаменты жёлтого, зелёного и других светлых тонов выделяются на тёмном красновато-коричневом фоне поливы. К белгородским очень близки старорязанские и владимирские плитки. С сер.XII в. появляются плитки с сюжетами, изображающиеся в зверином стиле. В дворцовой церкви Боголюбова пол был устлан большими жёлтыми плитками с изображением грифона. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.

Галичские плитки особенно интересны. На них в орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или княжеского храма Спаса.

Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.

Высокие декоративное качество майоликовых плиток были уже в XII в. использованы для оформления фасадов.

На Золотом Току найдено немало рельефных плиток с разнообразными вертикальными растительными мотивами. Эти изображения также вписаны в круглые медальоны, и напоминают они по своей схеме «дерево жизни». Одна из таких плиток покрыта прозрачной зеленой поливой. Полива, собираясь в углублениях, еще больше усиливает четкие линии рисунка, близкого по характеру к контурной черни на металлических изделиях. Таким образом, майоликовая плитка из Галича совсем не похожая на поливные плитки с Борисо-Глебского дворца и Белгородского храма. Плитки из Приднепровья никогда не имели рельефов и расписывались лишь непрозрачными поливами.

Особый интерес составляет расписанная эмалью двух цветов плитка, найденная в старинном Галиче. На ней в четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»



biofile.ru


Смотрите также