Особенности развития немецкой культуры. Культура древней германии
Особенности развития немецкой культуры. С древнейших времен до создания Германской империи
Особенности развития немецкой культуры
Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было итальянское Возрождение. Синтез различных традиций сделал культуру Германии XVI в. многокомпонентной, синкретичной, с выраженными региональными особенностями. Стили, художественные образы и символизм Средневековья переплетались в ней с ренессансными чертами. Немецкий гуманизм не ограничился кругом ученых, писателей, поэтов, философов. Не менее ярко он проявился и в художественном творчестве, став основой тех новаторских тенденций, которые запечатлены в картинах Л. Дюрера, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха Старшего. Велика роль гуманизма в реформе образования, в становлении немецкой исторической науки. Однако не только гуманизму, но и Реформации принадлежит заслуга фундаментальных изменений как в элитарной, так и народной культурной жизни, и тем самым — в складывании национальной немецкой культуры. Реформаторы во главе с Лютером, писавшие по-немецки, заложили основы классических норм немецкого языка. Перевод Лютером Священного Писания сделал Библию подлинно народной книгой. Реформация стимулировала расцвет немецкой публицистики. Только от первой трети XVI в. сохранилось свыше 5 тыс. «летучих листков» — памфлетов, диалогов, программ, рифмованных пророчеств, иллюстрированных гравюрами. Постепенно в областях, где восторжествовала Реформация, на региональные диалекты немецкого языка перешла вся церковная служба, расширилось использование немецкого языка в школе.
В Средневековье именно церковное искусство было главной областью приложения сил художника, основные заказы исходили из кругов католической церкви. Вследствие иконоборческого движения Реформация резко сократила спрос на художественные произведения. Однако это не вело к одним лишь негативным последствиям. Под влиянием Реформации в XVI в. стали вырабатываться новые жанры: пейзаж, семейный портрет, изображение бытовых сцен, натюрморт, живописный и скульптурный портрет, светский памятник. Мощным фактором развития искусства со второй половины XVI в. стало княжеское, аристократическое и бюргерское меценатство.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Культура Германии
Германская культура является одной из самых древних в мире. Здесь бурно развивалась архитектура, живопись и кино. Даже Адольф Гитлер был талантливым художником и архитектором, но ему не было позволено поступить в соответствующее учебное заведение. Он приветствовал только классические стили, поэтому во времена его правления из страны были изгнаны художники, уважающие и работающие в стиле космополитическом, который, по его мнению, не воспитывал любовь к стране.
Традиции музыки и культуры в Германии сильно связаны между собой. Эта страна является родиной Брамса, Вагнера, Шуберта, Генделя, Баха и Бетховена. Государство старается всячески поддерживать своих музыкантов и композиторов, а также организовывает фестивали.
В Байройте каждое лето проходит самый известный Вагнеровский фестиваль. Также организовываются фестивали, которые посвящены знаменитым немецким композиторам, к примеру, в Вюрцбурге он посвящен Моцарту, а в Бонне, Бетховену. Одним из самых лучших считается Белинский филармонический оркестр. Также известны такие коллективы как оркестр Гевандхауса, Дрезденский и Бамбергский филармонический оркестр, а также Мюнхенский филармонический оркестр.
Немецкий дирижер Курт Маузер в 1991 году стал главой известного Нью-Йоркского филармонического оркестра. Многие немецкие города славятся своими оперными театрами. Среди известных миру оперных певцов присутствуют и немецкие, например Дитрих Фишер-Дискау и Петер Шрайер.
Среди балетных площадок известны такие национальные балеты как Франкфуртский, Штутгартский, Баварский и Гамбургский.
Германия насчитывает более тысячи музыкальных учебных заведений. Здесь учатся миллионы людей, здесь поют 2 млн. певцов в 21083 вокальных хоров. Профессиональными музыкантами являются 300 тысяч германцев.
Но, несмотря на огромнейшую поддержку государства здесь никак не могут создать достойное конкурентоспособное коммерческое кино. Здесь множество талантливых актеров и режиссеров, но добиться мирового признания они так и не смогли. Страна имеет 5000 кинотеатров и их ежегодно посещает около 150 млн. человек, но трнаслируются здесь в основном зарубежные картины.
Относительно чтения культура Германии очень высока и поэтому в стране множество книг и библиотек. К примеру, в Федеральном библиографическом центре Немецкой библиотеке находится больше 14 миллионов книг, которые были напечатаны после 1945г. А библиотека земли Бавария имеет более 4 миллионов книг. Ежегодно Германия печатает около 80 тысяч книг.
vsya-planeta.ru
Особенности культуры Германии :: SYL.ru
Почему культура Германии представляет такой большой интерес? Этому есть несколько причин. Но одна из наиболее весомых заключается в том, что она включает в себя культуру как современной ФРГ, так и регионов, которые составляли современную Германию до её объединения. А это Саксония, Бавария, Пруссия и даже Австрия. К тому же немецкая культура известна с V века до нашей эры, и это позволяет изучить её развитие и особенности в полной мере.
Фольклор
Поскольку под данным термином подразумевается творчество, отражающее жизнь, идеалы, принципы и воззрения определённого народа, стоит начать с него. К тому же только фольклору свойственен традиционализм.
Корнями искусство немецкого народа, как и любого другого, уходит в глубокую древность. Именно тогда зарождались саги – рассказы о необычайных событиях, передаваемые впоследствии от одного поколения другому.
Они посвящались в основном стихийным явлениям – наводнениям, землетрясениям, туманам и грозам. В этих сагах силы природы одухотворялись. Их изображали в образе добрых или злых духов. Но особо популярными были саги про великанов, гномов, а также водяных и лесных мистических существ.
Сказки
Это неотъемлемая часть культуры Германии. Все знают легендарных братьев Гримм! Именно они издали в начале XIX века «Детские и домашние сказки», которые в дальнейшем стали образцом и хорошим стимулом для собирательской деятельности немецких фольклористов.
Но кроме них, были и народные сказки. В них отражались древнейшие периоды человеческой истории. Сюжеты выстраивались вокруг тотемических представлений, мыслей о реинкарнации, переселении людских душ в тела животных или в растения.
Популярны были сказки про призраков, кобольдов (духи-хранители подземных богатств), русалок, карликов. Любил немецкий народ и всяческие небылицы, рассказы о животных, шванки (сатирико-юмористические байки), кельтскую и авантюрную поэзию, героический эпос.
Но когда наступила эпоха гуманизма, сказки начали вытесняться. Потому что их стали считать «пустой болтовнёй». С фантастикой начали бороться, а разум – прославлять.
Философия
Ещё одна категория, имеющая непосредственное отношение к культуре. Германия – родина многих известнейших философов, многие из которых являются основоположниками значимых учений и теорий. Фридрих Ницше, Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Маркс, Артур Шопенгауэр, Мартин Хайдеггер… ни одна страна не дала миру столько великих мыслителей, как Германия.
Немецкая классическая философия действительно является значительнейшим этапом в развитии как мышления, так и культуры всего человечества. Её даже называют своеобразным обобщением опыта буржуазных революций. Как раз в 18-19 веке культура Германии развивалась наиболее интенсивно.
Немецкая философия имеет социальную значимость. Кант исследовал всю жизнедеятельность человека как субъекта нравственного сознания, акцентировал внимание на важности гражданской свободы. Иоганн Фихте рассматривал первенство народа перед государством и важность понятия морального сознания. Фридрих Шеллинг утвердил понятие о том, что разум – это средство реализации нравственных целей. Людвиг Фейербах стремился создать гуманистическую этику и религию любви. И это лишь малая часть примеров.
Музыка
Всем известно, что творчество – это показатель развитости человека. Музыка, в свою очередь, является важнейшим компонентом искусства и культуры, поскольку в ней сквозь призму композиторов и её создателей отражается их духовный мир, понятие ценностей и окружающая среда.
Музыкальное творчество Германии берёт начало в далёком XII веке, когда лирические поэты воспевали придворную любовь под звуки скрипки, арфы или лютни.
В дальнейшем страна подарила миру таких величайших композиторов, как Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Рихард и Зигфрид Вагнер, Карл Мария фон Вебер, Кристоф Виллибальд Глюк и др. На перечисление всего списка уйдут страницы, поскольку он исчисляется сотнями имён.
Современная сцена
В развитие музыки современных жанров, кстати, Германия тоже сделала весомый вклад.
Названия таких групп, как Scorpions, Bonfire, Rammstein, Oomph!, Scooter, Modern Talking, Boney M., у всех на слуху. Даже у людей, не увлекающихся жанрами, к которым они относятся. Кстати, именно в Германии зародился пауэр-метал, который впоследствии стал международным.
Литература XIX столетия
Начиная с 19-го и до 20 века культура Германии в литературном плане развивалась очень интенсивно. Причём в особом ключе.
Произведения того времени образовали тот фон, на котором сейчас рассматривается современная немецкоязычная литература. Имеется в виду наигранный оптимизм, патриотизм и сказочный характер сюжетов. Эти тенденции вызвали среди писателей-натуралистов настоящий бунт, и все они начали поголовно экспериментировать, становясь «добычами» какого-либо литературного увлечения.
Стали затрагиваться глобальные проблемы. Драматург Людвиг Анценгрубер, например, первым начал выступать против социальных пороков. Эту идею в дальнейшем подхватили Арно Хольц и Иоганнес Шлаф, а за ними - Герман Зудерман.
Нельзя не упомянуть и Герхарта Гауптмана, который начал с натурализма и развил своё творчество до классицизма. Именно он стал лауреатом Нобелевской премии в 1912 году.
Связь с философией
Нельзя не отметить, что немецкая литература имеет непосредственное к ней отношение. Когда Ницше сформировал деструктивный анализ традиционной морали, взяв за основу свой же тезис «Бог умер», и заявил, что все ценности соотнесены с человеком, поэты углубились в раскрытие темы о месте человека в мире. А Стефан Георге и вовсе преобразовал некоторые мысли философа в стихи.
Но одним из самых ярких представителей XIX-XX вв. является, безусловно, Томас Манн. Его новеллы с тонким ироническим подтекстом, остросюжетные романы и произведения, посвящённые дихотомии жизни и искусства, – истинная ценность литературной культуры Германии.
Традиции и праздники
Именно в них прослеживаются многие особенности культуры Германии. Ведь традиции – это элементы народного наследия, передающиеся из одного поколения в другое. У немцев они настолько интересные, что их даже позаимствовали другие европейцы. В Германии традиции делятся на:
Общефедеральные. Соблюдаются всей страной.
Локальные. Их придерживаются жители отдельных регионов и земель.
Праздники, кстати, тоже делятся аналогичным образом. Что отмечают всей страной? Конечно же, День немецкого единства! Он проходит 3 октября. Также к общенародным торжествам относится Новый год, Страстная Пятница и Пасха, поливальный понедельник (тот, который следует за Пасхой), праздник весны и труда (1 мая), Вознесение Господне, Пятидесятница и Рождество.
К локальным праздникам относится День реформации (31 октября), День всех святых, Вознесение Марии, День благодарения. Есть даже торжества, отмечаемые только в каком-то одном регионе. Например, День окончания Тридцатилетней войны в Аугсбурге – 8 августа.
Кулинарная сфера
Выше было немало сказано про культуру и искусство Германии. Философия, музыка, литература – это всё популярно и распространено. Почему-то все забывают о кухне! Ведь это тоже искусство. Кулинария является совокупностью традиций и рецептов, которые обусловлены географическими, историческими, этническими и региональными особенностями.
И в такой стране, как Германия, культура кулинарного искусства выражена очень ярко. Вестфальская ветчина, баварский рыбный суп с фрикадельками и солеными огурцами, знаменитые колбаски, клецки по-швабски, шварцвальдский торт - это названия лишь некоторых характерных блюд, приходящих на ум. Колбаски, кстати, тут любят так сильно, что употребляют их в любое время суток. И про выпечку то же самое можно сказать. Кондитерские, булочные, пекарни… они тут на каждом углу.
Интересно, что последовательность трапезы в Германии не меняется столетиями. На завтраки – обязательно варёные яйца, хлеб с вареньем, мясная нарезка. На ужин – холодные блюда. И конечно же, пиво – традиционный напиток, который употребляется только в обед. А за стол немцы садятся как минимум 5 раз в день.
Деловая культура
Нельзя не обратить внимания и на неё. Деловая культура Германии и этикет – это, можно сказать, национальная особенность менталитета. Во всём мире известно о рационализме, педантичности, исполнительности и дисциплинированности немцев.
Жители этой страны, хоть и являются демократичными, в вопросах делового общения проявляют консерватизм. Они сдержанны и не особо эмоциональны, практически не жестикулируют, но зато внимательно слушают, никогда не перебивая.
Главное в деловом общении для немцев – это прямолинейность. Большинство немцев говорят правдиво и начистоту, не скрывая того, что думают. Иногда это звучит резко. Но у немцев нет цели обидеть оппонента – просто такова специфика формы общения.
Что на них не действует? Попытки торговаться. Принцип «от высокой цены – к низкой» немцами не приветствуется. Они имеют твёрдые, чёткие намерения и позиции в деловых вопросах. Педантичность тоже проявляется – все пункты договора обязательны к неукоснительному исполнению.
И конечно, о пунктуальности. Если на личную встречу немцы ещё могут немного опоздать, то на деловую – никогда. Это считается не просто нарушением этикета, а неуважением.
Общение
Если говорить про особенности культуры Германии, то сферу социального взаимодействия просто нельзя не затронуть вниманием. Есть определённые нормы невербального общения, которые немцы всегда соблюдают неукоснительно:
Обращение. К малознакомым и пожилым людям, а также тем, кто стоит выше по статусу - только на "вы" (Sie). К тем, кто уже более близок, – по фамилии с приставкой. Herr (господин) для мужчины и Frau (госпожа) для женщины.
Соблюдение персонального пространства. Слишком близко подходить к собеседнику не принято.
Уверенное рукопожатие. Это традиционная форма как начала, так и завершения деловой встречи. Но если она назначена между мужчиной и женщиной, то молодой человек всегда должен дождаться, пока дама сама предложит руку.
Зрительный контакт обязателен. В Германии считается проявлением неуважения постоянное отведение взгляда и его блуждание.
Приличное поведение. Жевание, громкие вздохи, чавканье и всё прочее – дурной тон. Если немец, допустим, хочет закурить, то он всегда поинтересуется, не против ли собеседник, предварительно извинившись.
Правила похода в гости. Если немец приглашает к себе в дом, то надо отнестись к этому со всем уважением. Так в Германии проявляется доверие. Человеку позволяют войти в сферу личной жизни! А значит, нужно прийти в достойном виде, к указанному времени и с подарком (бутылкой вина, букетом цветов или коробкой конфет). Такой подход подчёркивает культурный уровень гостя и выражает благодарность за приглашение.
Это, разумеется, лишь некоторые социальные традиции в культуре современной Германии. И полный их перечень был бы слишком велик, но даже соблюдая данные краткие положения, можно не ударить в грязь лицом.
www.syl.ru
Особенности развития немецкой культуры. История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи
Особенности развития немецкой культуры
Переходный характер эпохи раннего Нового времени, ментальные и социальные изменения, распространение гуманистических идей существенно повлияли на культурное развитие немецких земель. Одним из мощнейших факторов влияния было итальянское Возрождение. Синтез различных традиций сделал культуру Германии XVI в. многокомпонентной, синкретичной, с выраженными региональными особенностями. Стили, художественные образы и символизм Средневековья переплетались в ней с ренессансными чертами. Немецкий гуманизм не ограничился кругом ученых, писателей, поэтов, философов. Не менее ярко он проявился и в художественном творчестве, став основой тех новаторских тенденций, которые запечатлены в картинах А. Дюрера, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха Старшего. Велика роль гуманизма в реформе образования, в становлении немецкой исторической науки. Однако не только гуманизму, но и Реформации принадлежит заслуга фундаментальных изменений как в элитарной, так и народной культурной жизни, и тем самым — в складывании национальной немецкой культуры. Реформаторы во главе с Лютером, писавшие по-немецки, заложили основы классических норм немецкого языка. Перевод Лютером Священного Писания сделал Библию подлинно народной книгой. Реформация стимулировала расцвет немецкой публицистики. Только от первой трети XVI в. сохранилось свыше 5 тыс. «летучих листков» — памфлетов, диалогов, программ, рифмованных пророчеств, иллюстрированных гравюрами. Постепенно в областях, где восторжествовала Реформация, на региональные диалекты немецкого языка перешла вся церковная служба, расширилось использование немецкого языка в школе.
В Средневековье именно церковное искусство было главной областью приложения сил художника, основные заказы исходили из кругов католической церкви. Вследствие иконоборческого движения Реформация резко сократила спрос на художественные произведения. Однако это не вело к одним лишь негативным последствиям. Под влиянием Реформации в XVI в. стали вырабатываться новые жанры: пейзаж, семейный портрет, изображение бытовых сцен, натюрморт, живописный и скульптурный портрет, светский памятник. Мощным фактором развития искусства со второй половины XVI в. стало княжеское, аристократическое и бюргерское меценатство.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
5. Культура раннесредневековой Германии. С древнейших времен до создания Германской империи
5. Культура раннесредневековой Германии
При изучении культуры раннесредневековой Германии необходимо учитывать ряд принципиальных соображений хронологического, географического и структурно-культурологического характера. Раннесредневековая германская культура не представляет собой целостной, гармоничной системы уже потому, что она покоилась на трех традициях: германском варварстве, позднеримской античности и христианстве. Соответственно, она отчетливо распадалась на элитарную, основывающуюся на латинской письменности, античной и христианской традициях, и народную — бесписьменную и исключительно устно-коммуникативную. Элитарная культура была принадлежностью (в качестве доминирующего элемента) высшего церковного и высшего светского сегментов общества. Достаточно сказать, что все императорские акты вплоть до XIII в. составлялись на латыни. Большая же часть раннесредневековой германской знати, отличаясь от крестьянства имуществом и властью, в очень малой степени отстояла от него в культурном отношении, будучи безграмотной и в повседневности приверженной обычаям и привычкам простонародья, разговаривая с ним на одном наречии.
С географической точки зрения, ран несредневековая культура была представлена как минимум тремя регионами (рейнским, средне- и северогерманским), в которых хронологически по-разному — при наличии или отсутствии античных традиций — трансформировалось древнегерманское наследие.
Примером может послужить история двух городов. В лагере легиона и окружающей канабе Castra Regina после падения римской власти в V в. разместились бавары (Baiuvarii), дав новое название городку Reganespurc (Регенсбург), который с начала VI в. стал резиденцией герцогов Агилолфингеров и древней столицей Баварии. Там была отстроена в следующем веке капелла св. Георга, в которой в 685 г. был погребен «апостол Баварии» св. Эммеран. В 739 г. св. Бонифаций учредил в Регенсбурге епископство и бенедиктинское аббатство. При Каролингах город был одной из видных императорских резиденций; там были погребены последние восточнофранкские Каролинги Арнульф и Людовик Дитя. При Оттонах и Салиях Регенсбург оставался одним из крупнейших политических, экономических и культурных центров Германии. С началом XII в. город вступает в стадию экономического и культурного подъема.
На нижней Эльбе авангард каролингских войск (согласно преданию, во главе с Карлом Великим) около 810 г. на месте саксонской деревушки Hamm («приют в пустынной местности») заложил бург, названный в источниках 834 г. Hammaburg (Гамбург). Отсюда должна была осуществляться христианизация Шлезвига и Дании; с этой целью там учреждается архиепископство. В 845 г. датские викинги разрушили Гамбург. Архиепископство было заново учреждено в 848 г. в Бремене, а в Гамбурге архиепископство было восстановлено только после того, как Гамбург был вновь отстроен в 937 г.
В 950 г. в Гамбурге насчитывалось до 500 жителей, в основном торговцев и ремесленников, медленно отстраивавших гавань на Эльбе. В 983 г. ободриты уничтожили Гамбург вместе с церковью, монастырем и небольшой монастырской школой. Восстановленный к 1035 г. город насчитывал 800—900 жителей, половина из которых были духовными лицами. Знаменитый архиепископ Адальберт Бременский хотел превратить Гамбург в христианский центр всего Севера, но еще дважды (в 1066 и 1072 гг.) ободриты разрушали город. При Штауфенах в 1189 г. город получил первые торговые привилегии для призванных из Юго-Западной Германии переселенцев.
Оба примера показывают, что периодизация и структурная эволюция германской раннесредневековой культуры далеко не везде соответствовала «политической» хронологии, этапам и эталонам западнофранкского культурного развития. Для Северной Германии, например, вряд ли приложимы категории «Меровингская культура», «Каролингское и Оттоновское возрождение».
Эти понятия были чужды для всей народной культуры раннесредневековой Германии вне зависимости от региона. Население германских земель специалисты на 1000 г. оценивают примерно в 4 млн человек, с плотностью от 8 до 10 жителей на 1 км?. Средняя продолжительность жизни для низших слоев едва достигала 25 лет, при крайне низком уровне здравоохранения и личной гигиены. Источниками питания служили овес, рожь, позже знаменитый немецкий Eintopf (смесь кореньев, злаков, рыбы и дичи), который был главным продуктом основной массы селян. Нелатиноязычная, близкая по культуре к простонародью знать питалась лучше. Для изготовления пива использовался ячмень, хотя медовуха была долго более предпочтительным напитком. Слаборазвитые агротехнологии заставляли до трети урожая оставлять на семена. Голод и эпидемии уменьшали сельское население нередко на треть, а то и наполовину. Население искало помощи у церкви и знати: в 1035 г. архиепископ Трирский во время мессы был вынужден позволить голодной пастве разорвать своего коня и употребить его в пищу. Густозаселенные области прирейнской Германии заставляли искать места для колонизации на востоке, где грозными соперниками были венгры и славяне. Замедленность колонизации, а также расширение практики раскорчевывания лесов и осушения болот вело к временной оторванности групп населения от своих этнических корней и стагнации у них, а то и возникновению новых элементов местной культуры.
Общим для крестьянства была вековая монотонность повседневного бытия. Центром мироощущения были двор и село (обычно не более дюжины домовладений с 70—80 жителями; наиболее крупные, в предместьях пфальцев, — до 300 человек). Источником информации об окружающем мире были слухи, больше доверия оказывалось очевидцам событий. Все это порождало конкретность мышления при отсутствии каких-либо абстракций. Система мер и весов определялась ведрами, повозками, локтями, шагами и т. д. Расстояния определялись по тому, как далеко можно увидеть белую лошадь; петух признавался годным для оброчных платежей, если он мог взлететь на спинку стула; забор считался крепким, если по нему трижды без ущерба пробегал вооруженный мужчина. В уголовном праве телесным повреждением считался факт пролития крови на землю. Образование складывалось из жизненной практики и производственного опыта; детский труд под родительским наблюдением был аксиомой. В мужчинах ценилась грубая сила, способность противостоять диким зверям и ворочать тяжелый плуг. В уголовном праве вор, тайно и бесшумно присвоивший чужое добро, карался более жестоко, чем разбойник, открыто противостоявший своей жертве.
Зависимость человека от природы при крайне низком уровне производственных технологий вела к углублению конкретного менталитета. Для преодоления личностных и хозяйственных невзгод совершались магические ритуалы, или, наоборот, шел поиск виновников неурожаев, падежа скота, которыми считались совершенно конкретные, подлежащие суровым карам «колдуны» и «ведьмы». Люди не имели ясных представлений о границах бытия и небытия, разнице между человеком и зверями, что порождало веру в оборотней. Христианство распространялось медленно, несмотря на появляющуюся густую сеть приходских церквей. Многие люди редко ходили в храмы и общались с приходским священником главным образом при крещении и отпевании. Даже заключение браков при господствующей полигамии в раннем Средневековье чаще было светским актом. Месса, включая «Отче наш» и «Символ веры», совершалась на латыни и была непонятна церковной общине; проповедь читалась на местных наречиях, но темы проповедей малообразованных сельских священников, которые обычно учились основным навыкам литургии у своих предшественников по приходу, были скудны и однообразны. Библии на древненемецком языке не существовало, а отсутствие книгопечатания резко ограничивало круг лиц, знакомых с ее содержанием. Отсюда распространение как тайного язычества, так и открытого почитания священных источников, камней, рощ, вера в домовых, талисманы и т. д. Постепенно древние языческие обряды христианизировались под давлением церкви. Нередко сами церкви воздвигались на месте языческих капищ. Сельские храмы были практически лишены украшений, окрашены в однотонные цвета, алтарями зачастую служили простые каменные плиты. Все они были деревянными, как и крестьянские дома, что резко отличало их от епископских соборов, которым властью был позволен и вменен для застройки камень. Немногим от сельских приходов отличались и бурги средней знати: такие же земляные палисады и рвы, поскольку императоры и короли не позволяли укрепленных камнем бургов знати. Рост новых замков-шлоссов был возможен только в период ослабления центральной власти.
Представления о грехе и покаянии, постах были прагматичны и ориентированы на физическое выживание индивидуумов. Попытки ввести «тарифы» за грехи и покаяния с конца VIII в. были свернуты. Монастыри, учрежденные «сверху», главными задачами видели процветание собственного сельского хозяйства, лишь в теории считая бенедиктинский устав для себя обязательным. Подобная ситуация господствовала до начала клюнийского движения, поддержанного в Германии аббаством Гиршау начиная с 1079 г., с требованием для монашества труда, целибата, аскезы, грамотности.
Бытовые развлечения не имели возрастных границ: взрослые и дети с одинаковым удовольствием слушали саги и сказки, героями которых были фольклорные и исторические персонажи эпохи Великого переселения народов, пели народные песни, играли в прятки, снежки, загадки. В городах рейнской зоны, особенно в резиденциях знати и епископата, изредка появлялись бродячие актеры из других местностей, представляя публике акробатические номера, пение и танцы в сопровождении музыкальных инструментов. К эпохе развитого Средневековья на основе этих традиций разовьются основы немецкого миннезанга, на который большое влияние оказали в том числе западнофранкские эпические и лирические эталоны.
Носителями элитарной культуры (латиноязычной, а тем самым общеевропейской по своему характеру) были, прежде всего, немногие образованные духовные и светские лица. Сама элитарная культура была более сложной и дифференцированной, чем культура народная. В построенных пфальцах и соборах, отделанных в смешанных традициях античного, византийского и раннероманского искусства, обладавших книгами по теологии, истории и тогдашнему естествознанию, далеко не все могли хотя бы строчку написать на латыни. Два наиболее ярких примера — Карл Великий и Генрих II. Даже в конце XIII в. из 14 членов соборного капитула в Мейсене 9 не могли написать свое имя. Библиотеки наиболее крупных раннесредневековых монастырей насчитывали всего несколько сотен книг, в основном богословского характера. В историописании господствующим жанром были анналы (Фульдские, Вертинские), носившие ярко выраженный провинциальный характер; представление о происходящем в сопредельных странах скорее было исключением. Лиутпранд Кремонский (922—969) составил хвалебную биографию Оттона I, а также описание нравов византийского двора; Адам Бременский (ум. 1081), один из столпов раннесредневековой историографии, назвал свой труд «Деяния понтификов Гамбургской церкви». Биографии германских монархов (например, «Деяния Конрада II императора») в силу их отчетливой официозности не достигали уровня «Жизни Карла Великого» Эйнгарда. Даже счастливое исключение — «Деяния саксов» Видукинда Корвейского (ок. 950—1004) — в большей степени усеченные жизнеописания Генриха I и Оттона Великого, нежели историко-эгнографический труд.
Из «Каролингского возрождения» для Германии ближайшие его преемники, особенно Людовик Немецкий, будучи не в силах предотвратить распад Академии Карла Великого, восприняли наиболее прагматичную ее составляющую: сам опыт организации системы образования с усилением внимания к германоговорящим верхам общества. Отмести сразу латынь не удалось, но именно к периоду правления первого восточнофранкского короля восходят традиции будущей немецкой культуры. В светской монументальной архитектуре заимствовались элементы романского стиля для украшения пфальцев с целью усиления репрезентативности центральной власти.
Этой же задачей было проникнуто «Оттоновское возрождение», вызванное к жизни ориентацией на восстановленную имперскую идею. При дворе Оттона Великого вновь сложилась не столь масштабная, как при Карле, Академия; вновь зазвучала ориентированная на классические образцы ученая латынь. Деятельность этого ученого кружка была уже, а творчество носило заметный официозный характер. Образцом может служить анонимная «Песнь об Оттоне», повествующая о разгроме венгров в 955 г. на реке Лех. Победа Оттона I ставит его в один ряд с Карлом Великим, который ранее, уточняет автор, воспрепятствовал аварам обрушиться на Западную Европу. Ритмика короткого стиха со склонностью автора «Песни» к аллитерации сближает ее с типичными германскими эпическими памятниками.
Наиболее крупной поэтессой «Оттоновского возрождения» признают Хротсвиту Гандерсгеймскую (ок. 935—1002), автора ряда назидательных комедий («Авраам», «Дульциций»), в которых сочетались этика произведений Теренция и опыт западноевропейской и византийской агиографии. Комедии, разворачивая свои сюжеты на искусственном фоне позднеантичного времени, насыщены обильным бытовым материалом X в. и высокой патетикой жестоких испытаний, которым подвергались гонимые христиане. Хротсвита в результате заложила традиции, шедшие вразрез с античной драматургией, но развившиеся в более поздних средневековых произведениях. При Оттоне II, женатом на византийской принцессе, усиливается струя греческой образованности, что отразилось на усовершенствовании художественной техники книжной миниатюры, лучшими образцами которой стали произведения такого рода из монастыря Райхенау. Идущее сверху «Оттоновское возрождение» дало мощный импульс распространению в Германии романского стиля, учреждению новых церковных школ, которые удовлетворяли нужду в подготовке кадров для королевских и имперских канцелярий.
Некоторое оживление в светской и духовной литературе произошло в период борьбы за инвеституру. Появляются произведения как оправдывающие (ранние редакции «Всемирной хроники» Фрутольфа Михельсбергского), так и осуждающие действия Генриха IV, вплоть до полной «антикоролевской» фальсификации событий в Каноссе («Анналы Ламперта Герсфельдского»). Отсутствие критики источников, вплоть до безоговорочного доверия к фольклору и слухам, было, за редким исключением (тот же Фрутольф, использовавший в своей «Хронике», особенно начиная с 1080 г., официальные акты), общим местом раннесредневековых историографов. Отсюда непраздным представляется вопрос о воздействии «Каролингского возрождения» с его рецепцией античных авторов на зарейнскую Германию, исключая, естественно, крупные аббатства и епископские резиденции, а также города прирейнской зоны. Академия Карла Великого была, вне сомнения, явлением крупного общекультурного масштаба. Однако вопросы о том, насколько велик ее вклад в культуру той Германии, которую император замирил и завоевал мечом, насколько были восприняты тюрингами и саксами идеи Алкуина, порождавшие систему «семи свободных искусств», остаются дискуссионными.
Античное наследие, конечно же, привилось в раннесредневековой Германии под явным давлением церкви, но в грубой вульгаризированной форме. Монументальное искусство, фрески и книжные миниатюры — все было подчинено церковным запросам и заказам. Достаточно сказать, что ни один художник не имел возможности сбыть на рынке свое произведение. Искусство стандартизировалось: деятельность ваятелей была подчинена желанию заказчика— церкви. Это отразилось наиболее ярко в книжной миниатюре, в которой каждый образ выписывался в канонической гамме, без полутонов и субъективио-реалистического своеобразия. Например, символ яблока (по-латински malum — одновременно и «яблоко», и «зло, обман») всегда считался порочной категорией, антагонистичной с лиловыми цветами Богородицы. Литературное наследие античности на германской почве прагматично использовалось в компилятивных «Суммах», «Этимологиях», «Вокабуляриях» для нужд школьного образования при соборах и монастырях. В системе «семи свободных искусств» господствовали ссылки на авторитеты (отцов церкви, католических святых, каноническое право), критика которых не допускалась. Высокая ученая теология (например, Рабан Мавр) была уделом очень узкой группы духовных лиц и была нацелена на реформирование, можно сказать, «подлиную католизацию» литургии в германской церкви. Ощущая невозможность для необразованной паствы постичь настоящую христианскую догматику, они своим авторитетом допустили перевод латинских псалмов и гимнов (но не Библии!) на древненемецкий.
В монументальном искусстве господствовал перенятый из Франции и там же трансформированный позднеантичный романский стиль. Наиболее яркое воплощение он получил в соборах Вормса, Шпейера и Майнца. Внешне тяжеловесная архитектоника без архитектурных излишеств уподобляет эти храмы, базиликальные и центрические в плане, огромным плывущим кораблям. Если в раннем романском стиле (X в.) во внутреннем убранстве применялась настенная живопись, то в позднем (с сер. XI в.) она дополняется каменным декором на сложные, нередко мифологические сюжеты. Охарактеризовать их лучше словами епископа Бернарда Клевросского (1091—1153), крупнейшего деятеля церкви и последовательного клюнийца: «…Для чего же в монастырях перед взорами читающих братьев эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле — много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого. Здесь зверь — спереди конь, а сзади половина козы, там — рогатое животное являет с тыла вид коня». Эти реминисценции «звериного стиля» сказались и на понимании человеческого образа. Приземистые фигуры романских святых, апостолов напоминают своей мужиковатостью об их простонародном происхождении.
Мечты о мире в эпоху раздробленности и нескончаемых феодальных междоусобиц воплотились в изображениях Страшного суда: Господь не парит над миром, подобно византийскому Пантократору, но, напротив, он среди своей паствы, ее судья и защитник. Экспрессия романского декора отобразила, таким образом, менталитет германского раннего Средневековья, соединив причудливым образом все три указанные традиции культуры.
Носителями раннесредневековой культуры Германии к началу XII в. становятся дворы крупной знати, чему в немалой степени способствовала ситуация затяжного политического кризиса в стране к на этом фоне — ослабление королевской власти. Строительство крупных, укрепленных резиденций сначала герцогов, а потом и наиболее значимых графов привлекало к их дворам и акробатов, и ученых-теологов, и первых из миннезингеров.
Путешествуя от двора ко двору, неся свое искусство не на латыни и не на зарождающемся французском, но, наоборот, на германских наречиях, они постепенно содействовали основам высокой средневековой культурной, этнической, межрегиональной коммуникации. К началу XII в. не без их помощи зарождается стиль рыцарской культуры, где воспевались эпические подвиги легендарного короля Артура, вырабатывались навыки организации и проведения турниров по северофранцузскому образцу, культивировались отношения преданности вассалов к своим сеньорам, формировался идеал «христианского рыцаря», защитника церкви, вдов и сирот.
Но подлинным объединяющим центром немецкого языка, а затем и культуры в целом все-таки станут немецкие города. Именно они воспримут культурные импульсы, идущие из Италии и Леванта, новые практические знания, реципиируют римское право. Раннесредневековая культура в Германии, совершив синтез античного, германо-варварского наследия и христианства, станет прочным фундаментом культуры развитого Средневековья.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Культура Германии
Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры. Германия имеет богатые музыкальные традиции. Это родина Баха и Генделя, Бетховена и Шуберта, Брамса и Вагнера. Государственную поддержку получают композиторы и музыкальные фестивали. Всему миру известен Вагнеровский фестиваль, который проводится каждое лето в Байройте, также ежегодно организуются фестивали, посвященные Бетховену (в Бонне), Моцарту (в Вюрцбурге). Мировой известностью пользуются симфонии и оперы таких композиторов 20 в., как Карлхайнц Штокхаузен, Курт Вайль, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Карл Орф, Удо и Бернд Циммерманы, Ханс-Вернер Хенце.
Среди лучших оркестров мира почетное место занимает Берлинский филармонический оркестр. Известностью пользуются и другие симфонические коллективы: Дрезденский филармонический, Бамбергский симфонический, Мюнхенский филармонический оркестры, оркестр Гевандхауса в Лейпциге.
Великолепными оперными театрами славятся Берлин и Дрезден, Мюнхен и Гамбург, Лейпциг и Штутгарт, Франкфурт и Байройт. Следует отметить превосходную подготовку вокалистов в Германии и великолепные сценические постановки опер даже в театрах небольших городов. Мировой известностью пользуются такие балетные труппы, как Штутгартский балет, основанный Джоном Кранко, Франкфуртский балет, руководимый Уильямом Форсайтом, Гамбургский балет и Баварский национальный балет. В 1997 г. в Германии насчитывалось 976 специальных музыкальных учебных заведений (866 тыс. учащихся и 35 тыс. преподавателей), 21 083 хоровых общества, объединявших 1,8 млн. певцов. Более 300 тыс. немцев являются профессиональными музыкантами.
Почти в каждом немецком городе есть публичные библиотеки. В Германии нет главной библиотеки, как в США (Библиотека Конгресса) или Великобритании (Библиотека Британского музея). Но Федеральный библиографический центр Немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне получает экземпляр каждой книги, напечатанной в Германии после 1945 г. (общий фонд библиотеки 14 млн. томов). Среди других крупнейших в Германии книгохранилищ – Библиотека земли Бавария в Мюнхене, располагающая почти 4 млн. книг; Немецкая библиотека в Лейпциге, где хранится более 6 млн. книг, опубликованных на немецком языке в 20 в.; Государственная библиотека прусского культурного наследия в Берлине, в которой хранится около 4 млн. книг. Также великолепные собрания литературы самых разных жанров имеют и университетские библиотеки. Огромную ценность представляют также специальные собрания печатных книг и манускриптов из библиотек университетов Гёттингена, Кёльна, Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена, Гамбурга и библиотеки Технического университета в Ганновере. Что касается архивных коллекций, то к наиболее важным архивным собраниям относятся Федеральный архив в Кобленце и Федеральный архив в Берлине. Ведущим среди литературных архивов является Архив Гёте и Шиллера в Веймаре, содержащий рукописи обоих выдающихся немецких поэтов, а также других немецких писателей.
Религия в Германии
Наибольшим влиянием в Германии пользуются два вероисповедания: лютеранство и католичество. Лютеранство, названное так по имени своего основателя Мартина Лютера (1483-1546), является одним из течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическими церквами. В 1948 году в городе Эйзенахе возникла Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии в результате объединения германских лютеранских церквей отдельных земель. К Евангелической Церкви Германии принадлежит около 34% от общего количества верующих в стране. Территориально евангелисты преобладают в Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных землях
Римско-католическая Церковь объединяет около 38% верующих. Католики преобладают среди верующих в Северной Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии. При этом в Южной Баварии практически все население - католики.
Также на территории Германии распространены следующие религиозные течения:
Ислам - 1,7%
Новоапостольская Церковь - 0,5%
Греческая Православная Церковь - 0,4%
Свидетели Иеговы - 0,2%
Православная Церковь - 0,2%
Иудаизм - 0,06%
Германия - светское государство, однако, в ней существует налог на Церковь, от уплаты которого освобождаются только те, кто официально заявил о своем атеизме. В Конституции страны провозглашено право каждого гражданина на свободное вероисповедание. Население Германии не обладает высокой религиозностью, что подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.
Германские средства массовой информации
В Германии существует разветвленная система телерадиовещания, финансируемая и контролируемая государством. Земельные телерадиоцентры объединены в Комитете общественно-правовых радиостанций, который контролирует первую федеральную телевизионную программу. Вторая федеральная телепрограмма («Второе немецкое телевидение») ведет свое вещание по согласованию с земельными властями. Третья система включает региональные программы, в основном образовательного характера. Имеются также две общественные радиостанции, организуемые совместно. С 1984 г. государство дало разрешение на создание коммерческих телерадиостанций. На сегодняшний день в Германии работают около 230 радиостанций и 30 телеканалов. В конце 1990-х годов наиболее популярным был коммерческий телеканал «Радио–телевидение Люксембурга».
Немецкие обряды
В Германии сохраняются еще многие семейные обряды и обычаи, в частности свадебная обрядность: помолвка, вечер перед свадьбой, который невеста со своими подругами справляет у себя, а жених с товарищами – в своем доме. Этот обряд очень шумный, часто сопровождающийся битьем посуды «на счастье». В деревенской свадьбе, в ее подготовке раньше принимали активное участие все жители села, а теперь чаще – соседи. Свадебное шествие в церковь или ратушу совершается по строго определенному ритуалу, а свадебный обед устраивается в доме жениха или в местном трактире, кафе. Также много обрядов связано с рождением ребенка. У католиков принято выбирать несколько крестных (от трех до шести), которые играют большую роль в свадебных обрядах, праздновании именин и других семейных торжествах, чем родители. Важным семейным событием считается день совершеннолетия юношей и девушек (конфирмация – у протестантов, первое причастие– у католиков). После торжественной церемонии в церкви устраивается обычно семейный обед или ужин - с вручением подарков, праздничным пирогом и пр.
Национальная кухня Германии
Немецкая кухня разнообразна и вкусна. Ее меню немного варьируется от земли к земле, что обусловлено не только природными условиями, но и историей. В немецкой кухне очень популярны всевозможные мясные изделия: колбаски, сосиски, сардельки (Bratwurst), а также знаменитые на весь мир баварские белые колбаски (Weisswurst). Эти изделия используют как для приготовления вторых блюд, например всемирно известного блюда из сосисок с тушеной квашеной капустой (Sauerkraut), так и для приготовления закусок и различных супов. Среди последних картофельный суп с сосисками, суп из гороха с колбасой, а также популярный берлинский Eintopf, густой наваристый суп, заменяющий собой целый обед. Также популярны блюда из мяса: отбивные котлеты (Kotelett), и шницели, и биточки (Klops), вареная свиная рулька (Eisbein), грудинка на ребрышках (Rippchen), кровяная колбаса с изюмом, филе по-гамбургски, разбраты и шморбратен, шнельк-лопс и бифштексы по-гамбургски.
Национальная одежда
Мужской национальный костюм состоит из светлой рубахи, жилета, длинного широкополою кафтана с обшлагами на рукавах и с большими карманами (или же короткой суконной куртки), узких штанов до колен, чулок или гетр и башмаков с пряжками. Основные части женского костюма это белая кофта с рукавами, узкий темный корсаж-лиф со шнуровкой спереди и с глубоким вырезом, который закрывают различными вставками, нагрудниками или платком, короткая в сборку широкая юбка и фартук. Рабочий фартук шился из дешевого синего или полосатого материала, а праздничный – из шерсти или шелка и отделывался многоцветной вышивкой или тесьмой. В протестантских областях в национальной одежде преобладают более темные, приглушенные тона, для католического юга характерны яркие цвета - синий, красный, зеленый.
Из областных вариантов народной одежды особенно интересен сельский баварский костюм, во многом сходный с австрийским тирольским. У мужчин это короткие, до колен, кожаные или суконные штаны, украшенные цветным, чаще зеленым, шнуром, белая рубашка с обшлагами на рукавах и с отложным воротником, зеленого цвета жилет, серая короткая куртка и суконная или кожаная шляпа с небольшими полями. Женский костюм состоит из яркой короткой юбки, корсажа с обильными металлическими украшениями и остроконечной шляпы, отделанной лентами и золотым шнуром. В несколько модернизированном виде этот костюм или отдельные его части носят в Баварии и горожане.
web-atlas.ru
Культура Германии – Арриво
Общая информация
Германия – страна, чья высокоразвитая культура внесла один из важнейших вкладов в строительство европейской цивилизации. В любой культурной сфере – от литературы и музыки, до архитектуры и дизайна, немцы исторически всегда находились в историческом авангарде, сохраняя при этом преемственность традиционных ценностей, сложившихся на протяжении веков.
Фольклорные танцы
С культурой Германии исторически тесно связана культура соседней Австрии, населенной этническими немцами, имеющими общее историческое наследие и схожую ментальность.
Празднование Октоберфеста в Мюнхене
Сегодня Германия является одной из самых высокоразвитых в культурном плане стран мира. В стране открыто более 600 музеев и художественных галерей, работает около 300 театров и 140 камерных оркестров.
Немецкий национальный костюм
Облик народного немецкого костюма складывался в течение нескольких сотен лет и имел характерные особенности в разных регионах Германии. В старину костюм отражал социальный статус и профессиональную принадлежность своего владельца, а сегодня пользуется популярностью в качестве наряда для празднования таких традиционных фестивалей как Октоберфест.
Мужской немецкий костюм
Из-за традиции использования при производстве народного костюма только натуральных (и соответственно дорогих) материалов, стоимость его довольно высока – £ 700-800, однако каждый немец считает делом части иметь хотя бы один экземпляр для особо торжественных моментов.
Классическим национальным костюмом в Германии считается баварский мужской наряд «трахтен» и женский «дирндль». Трахтен состоит из кожаных штанов на подтяжках «ледерхозен», рубашки, на которую надевается жилет и сюртук или пиджак. На ноги баварские мужчины надевают ботинки на высокой подошве и длинные гетры, а голову украшают небольшой охотничьей шапкой, украшенной пером или щеткой, символизирующей усы медведя.
Традиционный женский костюм
Дирндль представляет собой сочетание пышной юбки и жилета со шнуровкой, поверх которых одевается яркий передник. Голову женщины украшает кружевной чепец или изящная плоская шляпка.
Баварский народный костюм может демонстрировать и семейное положениесвоего владельца. У женатых мужчин сюртуки имеют длинные полы, а у замужнихженщин платье украшено посредине бантом.
Особенно эффектно немецкий традиционный костюм смотрится во время исполнения фольклорных баварских танцев, включающих эффектные па и ритмичные хлопки по разным частям тела.
Музыка Германии
Германия вошла в историю мировой музыкальной культуры как родина нескольких наиболее выдающихся классически композиторов Запада. В их числе можно упомянуть такие фамилии как Бах, Бетховен, Шуберт, Вагнер и Орф.
В конце 60-х годов прошлого века Германия стала одной из ведущих стран на рок-карте мира, благодаря появившемуся здесь оригинальному стилю, получившему шутливое наименование краут-рок («рок квашенной капусты»). Такие популярные группы, как Amon Düül, Can, Neu!, Popol Vuh и Kraftwerk смешивали в своей музыке звучание психоделического рока с партиями синтезаторов, добавляющих в него авангардные и футуристические нотки. Краут-рок оказал существенное влияние не только на формирование современной электронной музыки (эмбиент, нью эйдж, индастриал), но и на дальнейшую эволюцию рока (пост-рок, альтернативный рок).
На современной музыкальной сцене поп, рок и электронные группы из Германии неизменно занимают ведущие позиции, как в Европе, так и в мировом масштабе. Громкие имена популярных исполнителей из Германии – Scorpions, Blind Guardian, Rammstein и Modern Talking – известны сегодня каждому.
Немецкая литература и философия
Европейскому читателю произведения авторов из Германии были известны со времен Средневековья. Первыми всемирно известными немецкими писателями стали братья Якоб и Вильгельм Гримм, покорившие всех своим изложением народных германских сказок. XIX в. стал временем триумфа немецкой литературы. Именно тогда на весь мир прозвучали такие имена как Иоганн Вольфганг фон Гёте, Фридрих Шиллер и Генрих Гейне.
В следующем веке мировая читающая общественность открыла для себя произведения таких немецких писателей как Томас Манн, Герман Гессе, Гейнрих Бёлль, Бертольд Брехт и Эрнст Гофман, которые сегодня считаются классиками литературы.
Памятник Марксу в саксонском городе Хемниц
Рассудительность и пунктуальность, которые составляют одну из основных особенностей национального характера, легли в основу подхода немецких мыслителей с освящению множества философских проблем, стоящих издревле перед человечеством. Со Средневековья до наших дней такие представители немецкой философской традиции как Ницше, Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр вносили решающий вклад в формирование мировой философской науки.
Одна из важнейших этапов в формировании политической, экономической и социальной философии связан с именами немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса, чьи работы легли в основу мирового социалистического и коммунистического движения.
Культурные события в Германии
Немцы любят и умеют не только работать, но и веселиться. Ежегодно в Германии проходят сотни интереснейших праздничных событий.
Традиционный Рождественсий рынок
От гуляний городских общин и сезонных крестьянских праздников, до грандиозных общенациональных празднеств и фестивалей современной музыки, собирающих десятки тысяч зрителей.
Шатер для празднования Октоберфеста
Общее количество праздников разных масштабов в Германии приближается к 3000000.
Главные праздники Германии
Новый год (1 января) – новогодние традиции здесь уходят корнями в далекое прошлое – елка, как главный символ Нового года происходит именно из древних верований германских племен. Празднование Нового года в Германии обычно начинается за щедро накрытым домашним столом, а продолжается шумными массовыми гуляниями на свежем воздухе.
День Трех волхвов (6 января) – католики Германии, Австрии, Швейцарии в этот день приходят на праздничные мессы в храмы, а после собираются на театрализованные представления и участвуют в торжественном уличном шествии «Процессии трех королей».
Международный кинофестиваль «Берлинале» (8 февраля) – крупнейшее событие европейской и мировой культурной жизни, история которого ведется с 1951 года.
Пятое время года (с 11 ноября) – феерия уличных карнавалов (под общим названием Fastnacht или Fasching), посвященных юмору в его многочисленных проявлениях и жизнелюбию. Празднования проходят в течение недели по всей Германии, но особый размах приобретают в таких городах как Кельн, Майнц, Дюссельдорф и Бонн.
Пасха (март-май) – один из главных христианских праздников в году в Германии является временем традиционных каникул Osterferien. Главными символами этого праздника в Германии являются Пасхальный заяц (древний символ плодородия и богатства) и шоколадные пасхальные яйца.
День дурака (1 апреля) – в Германии этот обычай подтрунивать (иногда в гротескной форме) над родными и знакомыми появился еще в XVII в.
Международный день трудящихся (1 мая) – хотя многие связывают этот праздник с новейшим временем, в Германии его начали отмечать еще в языческие времена, как день начала весны и полевых работ.
День духов или День Святого Духа (май-июнь) – праздник, посвященный сошествию Святого Духа на апостолов, знаменуется молодежными гуляниями, играми на свежем воздухе и гаданиями.
Фестиваль Love Parade (14 июля) – «Парад любви» представляет собой грандиозный фестиваль электронной музыки на открытом воздухе, собирающий в месте своего проведения сотни тысяч участников.
Пивной фестиваль Октоберфест (конец сентября – начало октября) – крупнейший в мире фестиваль, посвященный главному немецкому напитку, проходит в столице Баварии Мюнхене в течение 16 дней. Главное место празднования Октоберфеста – 14 гигантских шатров, выставляемых местными пивоварнями и способных вместить до 11000 человек.
День немецкого единства (3 октября) – общенациональный праздник в честь воссоединения Восточной и Западной Германии, состоявшегося в 1990 г.
Фестиваль света (9 октября) – грандиозное по масштабам техническое шоу, в ходе которого главные достопримечательности Берлина превращаются в гигантские световые инсталляции.
Рождество (25 декабря) – главное праздничное событие зимы, включающее (помимо собственно Рождества) еще 2 популярных в Германии праздника – Сочельник и День Святого Стефана.