Культура Месопотамии (стр. 1 из 3). Культура древнего междуречья кратко
32. Культура Междуречья
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.
Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.
Культура Шумера
Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство.Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.
Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.
Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.
Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.
В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.
Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке.
Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося.
Высокого уровня достигла шумерская литература.
Вавилония
Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.
Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.
Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.
Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Вавилон и все находившиеся в нем памятники.
Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. Вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.
Ассирия
Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря своему географическому положению. Она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.
В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.
Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.
Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.
В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».
studfiles.net
Культура Междуречья
Вавилоно-ассирийская культура - культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н.э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию.
Культура характеризуется высоким уровнем науки, литературы и искусства.
Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной).
Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н.э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошло, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.
Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Архитектура стран Двуречья и Месопотамии.
01.1 Месопотамия: равнина в долине рекТигр и Евфрат,Ассирия– область в средней части долины Тигра, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
В Междуречье в древности существовало несколько государств, включая шумерские
города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак,
аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия и Вавилония.
Двуречье: южная часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек.
Наносная, образованная отложениями рек низменность.
Историческая справка.
Древнейшие жители называли эту землю Шумером.В течениеIVтысячелетия они справились с катастрофическими разливами рек, осушили заболоченную почву каналами и использовали воды Евфрата для орошения.
До 2100 г. до н.э. – Шумер и Аккад, после – царство Шумера и АккадаIIIдинастии г.Ура.
2000 г. до н.э. – полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев, аккадский язык стал общим для всего Двуречья.
XVIIIв. до н.э. – цари Вавилона, Хаммурапи– царь-законодатель (1792-1750 гг до н.э.). После упадка Вавилонии вXIIвеке до н.э. начинается расцвет Ассирии с центром –Ашшуром. ВIX–VIIIвв. до н.э. Ассирия подчиняет себе всюПереднюю Азию.
В конце VII– началеVIвв. до н.э. после разрушения Ассирийской державы новый подъем Вавилонии.Нововавилонское илиХалдейское царство распространилось от горИранадо границ Египта. В 539-538 гг. до н.э. завоеваноПерсидской державой.
Месопотамия по-старому Халдея.
Архитектура Двуречья ( IV – II тысячелетия до н.э. )
Изобретение сырцового кирпича.Обожженныйкирпич применялся только для облицовки в исключительных случаях.Деревоочень ценилось, при переезде хозяин дома увозил с собойдверь. Сооружалисьложные своды, в царских гробницах Ура наряду с ложными сооружены быликаменные коробовые клинчатые своды(XXVIв. до н.э.) К особой категории построек относится единственное дошедшее до нас общественное сооружение – помещение для народных собраний вУруке, сохранилась01.2, 01.3красно-бело-черная мозаика.
К концу IIIтысячелетия до н.э. наряду с храмом на платформе появляется новый тип храма –зиккурат.Это сырцовая ступенчатая пирамида с храмиком наверху, иногда01.4 террасы озеленялись.Ур, Ур-Намму.
Царские дворцы украшены росписями,планы весьма хаотичны. Застройка городов производилась стихийно, однако в крупных поселениях уже имеласьканализация.Три рядакрепостных стен: вокруг поселения, вокруг религиозно-административного центра, вокруг зиккурата, святилища и двора.
Особенности архитектуры Двуречья: строгий линейный ритм ниш и выступов, отсутствие криволинейных элементов, редкое применение колонн, использование сводчатых покрытий (часто ложных). Сырцовое кирпичное строительство не могло дать большего, но оказало влияние на архитектуру Ассирии, государств Малой Азии, где также преобладают постройки из кирпича, хотя на этих территориях достаточно леса и камня.
Архитектура Ассирии ( I тысячелетие до н.э. )
Города-крепости и укрепленные дворцы. Города строго распланированы.
Ниневия,по указу царяширина главной улицы устанавливалась в52 локтя (26 м).
Застройщику, заступившему за «красную»линию, грозило «посажение» на кол на
крыше своего дома.
02.1 Дур-Шаррукин– резиденцияСаргона II.Город площадью28 габыл огражден стеной с контрфорсами, имел семь ворот.02.2, 02.3Цитадель (храмы, дворец Саргона, дома приближенных) размещалась на севере, платформа площадью 10 га и высотой 14 м, к ней вели пандусы, по которым могли подниматься колесницы.
02.4, 02.6Гигантские статуикрылатых быков(демонов-охранителей входов –ламассу, шеду) стояли по сторонам входов во дворец (пятиногие и шестиногие шагающие). Четкая организация и симметрия внутреннего пространства.Зиккурат из семиразноцветных ярусов. Стены парадных залов покрыты росписями.
Тесная связь скульптуры с архитектурой..
В 717 г. до н. э. Саргон на месте деревушки Магганубба, несколько северо-восточнее Ниневин заложил свою новую резиденцию Дур-Шаррукин («Крепость Саргона»).
В 707 г. до н. э. строительство новой столицы было закончено. Там был построен великолепный царский дворец на искусственной террасе, обложенной кирпичом, храмы богам и семиэтажный Зиккурат высотой 43 м. Тщательно спланированный город был окружен стеной семикилометровой длины и высотой 20 м. Ширина стены была так велика, что по дороге, которая проходила по ней, вокруг всего города могли скакать в 7 рядов колесницы, не задевая друг друга. Через каждые 27 м над стеной возвышалась четырёхугольная башня высотой 24 м.
22 ташриту (сентябрь-октябрь) 707 г. до н э. город был освящён и статуи богов заняли свои места в новых храмах
.
Архитектура Двуречья ( Нововавилонское царство, VII – VI в.в. до н.э. )
Царь Навуходоносор II (605-563 гг. до н.э.). Вавилон этого периода – город, созданный по определенному плану какцелостныйпродуманный ансамбльс населением около 200000 человек. Площадь его около10 кв.км. Вытянутый четырехугольник, поделенный Евфратом на две части: восточную – старый город западную – новый, соединенные мостом на каменных быках, поддерживавших деревянное пролетное строение. Важнейшие здания размещались в старом городе, пересеченном системой длинных прямых улиц «дорог процессий». Обнесентремя оборонительными стенами– первой, 7 м, из кирпича-сырца, второй на расстоянии 12 м толщиной 7,8 м, из обожженного кирпича, третьей – каменной, 3,3 м, у рва.Двойная внутренняяиз кирпича-сырца имела 8 ворот по именам главных богов. Основная магистраль с северо-запада на юго-восток –дорога процессий богини Иштарсоединяла главныйхрам (Мардука) городаЭсагилу с севернымиворотами Иштар (в музее Берлина). 03.1 – 03.7
У юго-западного угла главного двора высилась храмовая башня Эсагилы – зиккурат Этеменанки,по шумерски «Дом основания небес и земли» - знаменитаяВавилонская башня,разрушенная ассирийским царем, затем восстановленная его сыном и внуком. Начал разрушатся при персидском владычестве (VI-IVвв. до н.э.). Александр Македонский решил воздвигнуть его заново. Старая башня была снесена до основания, но Александр умер, и намерение не было исполнено.
Сохранились обмеры, сделанные вавилонянами в IIIвеке до н.э. Нижний ярус – квадратный 90х90 м высотой 33 м. Второй – высотой 18 м, третий, четвертый и пятый, возможно и шестой, высотой по 6 м. Над верхним ярусом находилось святилище, вероятно, из обожженного кирпича с облицовкой синими изразцами, высотой 15 м. Вышка над святилищем – 6 м, сооружение, предположительно, было увенчано огромными бычьими рогами из золоченой бронзы. ( Брейгель, Вавилонская башня )
Преобладание вертикальных членений: пилястр, ниш, желобов- характеризует все сооружения Вавилона. Основной принцип архитектуры –прямые линии и резко очерченные углы.
Севернее и южнее священного участка располагались храмы других богов. Был раскопан Южный дворец-крепость– неправильный в плане прямоугольник с пятью внутренними дворами, главный из которых был размером 55х60 м. Преобладаниесинего, голубого, желтого и белого цветов.Цветные глазурованные кирпичи.
В северо-восточном углу дворца, по-видимому, располагалось знаменитое в древности сооружение – висячие сады. Горизонтальные ряды аркад, несущих на себе сады.
Борсиппа, храмовый комплексЭзида,VIв.до н.э.
Урук,храмАнну и Анту,началоIIв.до н.э. – фасады оформлены с использованием приемов вавилонской архитектуры: ниши со ступенчатым обрамлением, полувалики, желобки, слабые выступы и т.д.
Нимруд, храм семи сфер.Ярусы храма были покрыты глазурованной плиткой разных цветов и, возможно, посвящены разным планетам. Нижний, черный – Сатурну, оранжевый – Юпитеру, красный – Марсу, золотисто-желтый – Солнцу, зеленый – Венере, голубой – Меркурию, белый или серебристый – Луне. Один из немногих сохранившихся памятников из кирпича-сырца и дерева со сдвинутой от центра вертикальной осью.
Вавилонские архитектурные формы, оказав влияние на искусство времени Персидской державы, дожили до последних столетий до н.э., как в светском, так и в культовом строительстве.
Лишь в парфянский период сочетание элементов вавилонской архитектуры с эллинскими создало новый архитектурный стиль, формы которого лежат в основе всего последующего средневосточного зодчества.
studfiles.net
Художественная культура Междуречья.
I. Возникновение государств. (Периодизация).
История Передней Азии – это своеобразная мозаика, состоящая из множества раннерабовладельческих государств, которые были расположены в междуречье Тигра и Евфрата. Царства возникали в плодородной речной долине. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др.
1. В XXII в. до н.э. над другими царствами Передней Азии стремительно возвысились города Аккада.
Около 2334 г. до н.э. царем Аккада становится Саргон Древний, основатель династии, которая правила страной в течение 150 лет. Саргону Древнему впервые удалось объединить всю Месопотамию.
2. В XIX в. до н.э. возвышается город Вавилон, достигший наибольшего могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В результате умелой дипломатии, а также удачных военных действий Хаммурапи создает обширное Старовавилонское царство, вобравшее в себя большую часть Месопотамии. Главным памятником времени становится Свод Законов, которые были высечены на черном базальтовом столбе.
3. С XIV в. до н.э. началось формирование Ассирийского государства. История ассирийской державы изобилует разными периодами упадка и возвышения. Последнее, наиболее мощное, равно как и наиболее краткое, приходится на VII в. до н.э. Именно тогда Ассирия подчиняет себе почти всю Переднюю Азию, становясь одной из великих империй древнего Ближнего Востока. Кризис государства наступил в правление последнего ассирийского царя – Ашшурбанапала (669-630 гг. до н.э.), жестокого завоевателя и создателя древнейшей библиотеки с фондом в 25 тыс. клинописных табличек. Войска Ашшурбанапала были разгромлены вавилонским царевичем Навуходоносором, будущим царем Нововавилонского государства (605-562 гг. до н.э.). Это государство в 539 г. до н.э. вошло в состав Ахеменидской державы персов. В свою очередь, Ахеменидский Иран с его могучими царями Киром, Камбизом, Дарием после двухсотлетнего господства над землями Древнего Востока пал перед Александром Македонским в 330 г. до н.э.
II. Религия.
Религиозные представления переднеазиатских народов связаны с обожествлением природы. До конца III тыс. до н.э. не было единого пантеона богов, хотя имелось несколько общих божеств.
Ан (Ану – акк.) – бог неба, отец Энлиля;
Энлиль (Элиль – акк.) – владыка воздуха и земли, сын Ану;
Энки (Эйя – акк.) – владыка мировых вод, мудрости и хранитель человеческих судеб;
Нанна (Син – акк.) – бог луны. Сын Энлиля;
Инанна (Иштар – акк.) – богиня войны, распри, любви, дочь Нанны.
Уту (Шамаш – акк.) – бог солнца, сын Нанна;
Нингирсу (Нинурта – акк.) – бог войны;
Эрешкигаль – богиня подземного мира мертвых.
В месопотамской культуре была разработана определенная картина мира, анализ которой способствует пониманию этой цивилизации. Символ, дающий ключ к расшифровке изображения на многоплановой и многогранной картине мира, — человек. Центрами культурной жизни древних государств Междуречья были города. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им через царя — свое земное подобие.
Если народ одного города завоевывал другие города, то божества покоренных считались подчиненными божеству завоевателей. А разрушение сто храма считалось равносильно политическому уничтожению города. Например, образование ассирийской державы в IX в. до п. э., претендовавшей на объединение древневосточного мира в рамках единой деспотии, привело к тому, что ассирийский город Ашшур превратился в главный политический и культурный центр. А его бог-покровитель Ашшур был провозглашен верховным богом, «отцом всех богов».
Фигура правителя города или государства занимала важное место в картине мира Месопотамии. Лишь царь в качестве верховного жреца миг непосредственно общаться е богами. Его жизнь была связала незримыми узами с судьбой страны, благополучие которой зависело от его личных качеств, Цapь был исполнителем воли богов, которые передавали в его руки священные законы, выраженные в таких понятиях, как мудрость, справедливость, доброта, победа, героизм и др. Его долг — устанавливать на земле порядок и вершить правосудие. Символом законодательной системы, функционировавшей в древних обществах Междуречья, являлся кодекс законов царя Хаммурапи согласно которому каждый человек имел определенные обязанности и права в соответствии с положением, занимаемым им на иерархической лестнице. В основе месопотамской цивилизации лежит идея служения высшей силе богам, провозглашенная шумерами и воспринятая другими народами. К мифах подчеркивается, что люди были созданы в качестве служителей, богов, поэтому целыi.x жизни — трудиться для богов, обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, приносить богам свои жертвы. Между земным миром людей и небесным миром богов связь неразрывна: все события на земле - отражение происходящего па небесах. На небе находятся «скрижали судеб» и «книги повелений богов и жизни людей». Мысль о бессилии человека перед могуществом богов пронизывает многие памятники литературы и искусства,
studfiles.net
Культура Месопотамии
Реферат
«Культура Месопотамии»
I. Религия и мифология
Шумеры были убеждены в том, что они созданы богами только для того, чтобы те приносили им жертвы и работали на них. Боги заранее определили судьбу каждого человека, которому остается только слепо подчиняться року, безропотно принимая все, что уготовано ему судьбой. Шумерские божества не умели вести хозяйство, поэтому они и сотворили первых людей.
Существует два основных варианта шумерского мифа о сотворении человека. Согласно первому, бог Энки и богиня Нинмах вылепили первых людей из глины подземного мирового океана, замешанной на крови какого-то убитого ими бога. Затем Энки и Нинмах определили судьбу первого человека и устроили по этому поводу пир. Охмелев, они снова начали лепить людей, но теперь у них стали выходить уроды. Во втором варианте рассказывается, что раньше люди росли под землей, как трава. Бог Энлиль пробил мотыгой дыру в земле, через которую люди вышли на поверхность.
Энки создал Эреду и поднял его со дна подземного океана на поверхность. Продвигаясь к верховьям Тигра и Евфрата, бог Энки создает плуг, мотыгу, обучает изготовлению кирпичей, определяет судьбу городов и стран, назначая им богов-покровителей. Этот бог является устроителем мирового порядка на земле.
Вторым по святости для шумеров был город Ниппур — культовый центр бога плодородия и жизненных сил Энлиля. Энлиль — один из первых примеров умирающего и воскресающего бога, представления о котором связаны со сменами времен года и циклами жизни природы.
Завершал триаду самых могущественных шумерских богов Ану — бог неба, символ высшей власти. Главной женской богиней шумерского пантеона была Инанна — «звезда утреннего восхода».
Поскольку вера не стремилась установить диктат над человеком, его жизнь регулировалась не столько религиозными предписаниями, сколько экономическими и политическими реалиями. Участие обычных жителей города в религиозной жизни сводилось к наблюдению за различными праздничными и траурными церемониями, которые устраивали жрецы.
Смерть воспринималась как нечто обычное и естественное. После смерти жители Шумера и Аккада попадали в мрачное подземное царство, где более или менее сносное существование ведут только души тех, по ком был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павших в бою и многодетных родителей. Все остальные влачили довольно жалкое существование среди облаков пыли в кромешной темноте, питаясь отбросами и утоляя жажду соленой водой.
В Вавилоне пантеон древних шумеров был значительно расширен и усложнен. При этом пантеон пополнялся за счет личных (семейно-общинных) богов древних семитов. На вершину возносились личные покровители царей и их приближенных.
Общая структура вавилонских богов была следующей: во главе находился бог Эллиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» — Бела). Однако верховный бог был только избран царем богов советом из числа 7 основных божеств. Миром же по-прежнему правила триада шумеров — Ану, Эллиль и Энлиль. Именно их окружал совет богов, каждый из которых понимал трех первых. Ану правил на небе, в мировом океане — Энлиль, а вот для людей самым значимым, действительно, был Эллиль, которому было подвластно все между небом и омывающим землю океаном.
Символом природы, умирающей и оживающей, являлся бог Таммуз — возлюбленный богини Иштар (шумерская Инанна). Миф о Таммузе и Иштар является еще одним примером легенды об умирающем и воскресающем боге. Таммуз не занимал первых мест среди божеств, которым поклонялись вавилоняне. Он для них был богом земледелия и духом растительности. Некоторые исследователи считают, что бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Иштар, был отдан ею в подземное царство вместо нее. По другой версии, в преисподнюю приходится спускаться Иштар, чтобы получить волшебный напиток.
Вкратце история такова. Умирающий и воскресающий бог Думузи (шумерское имя Таммуза) проводит под землей каждые полгода. Культ Думузи-Таммуза, вероятно, вследствие интенсивного месопотамского влияния, получил распространение и в сиро-палестинском регионе, где он сохранялся довольно долго.
Согласно Библии, у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза. По-видимому, этот культ отправляло и сиро-арамейское население Сирии и Месопотамии в I тысячелетии до н. э. По свидетельству арабского автора X века н. э. ан-Надима, обряд, аналогичный описанному в Библии, существовал у сабиев в Харране (Северная Месопотамия). Женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, размолов его кости и пустив их по ветру. Во время церемонии ели сырое зерно, фрукты и овощи.
II. Письменность, литература и наука
Сама идея зафиксировать и передать мысли при помощи рисунков и понятных условных значков пришла в голову людям многих неолитических племен. Так появились петроглифы — знаки, передававшие понятия, как правило, сакрального (священного) характера. Однако там, где экономика развивалась достаточно бурно, очень скоро потребовалось вести учет ценностей. У людей возникла потребность в достаточно сложной системе знаков, которые могли передавать человеческую речь и выражать достаточно сложные понятия.
Первые шумерские иероглифы, появившиеся в Протописьменный период, были сначала только своего рода подсказками, неким сигналом, при помощи которого можно было вспомнить зафиксированное сообщение. Чтобы передать какую-либо сложную информацию, древнейшим • шумерам приходилось составлять настоящие ребусы. Сначала этого вполне хватало, чтобы вести простые хозяйственные расчеты. Но с развитием шумерского общества, когда понадобилось более или менее точно передать на письме человеческую речь, данная система усложнилась и изменилась самым коренным образом. После 2500 года до н. э. шумерское письмо развилось до такой степени, что стало возможным записывать сложные тексты религиозного характера и даже поэмы.
Шумеры писали на самом доступном и дешевом материале — на плитках из чистой глины, выдавливая знаки тонкой тростниковой палочкой. Затем исписанную табличку обжигали в печи, что давало возможность хранить ее практически вечно. Первоначально иероглифические знаки шумерского письма были округлыми и достаточно сложными. Но чем сложнее становилась сама письменность, тем проще становились ее знаки — они превратились в набор прямых черточек, которые делались нажимом ребра прямоугольного среза палочки. Этот нажим делался под углом, в результате чего черточка была похожа по форме на маленький клинышек — поэтому месопотамское письмо и было названо клинописью.
Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.
Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.
Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.
Чаще других декламаторы исполняли различные версии «Сказания о Гильгамеше». До наших дней дошли три варианта этого древнего литературного шедевра. В сказании поэтами не просто соединялись шумерские сказки, былины о славном герое. Гильгамеш — аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильгамес», что, возможно, означает «предок героя». Весьма вероятно, что Гильгамеш был реальной исторической личностью — пятым правителем I династии города Урука в Шумере (конец XVII — начало XVI века до н. э.). Вскоре после смерти он был обожествлен, и в «царском списке» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность.
Шумеры изобрели достаточно гибкую систему школьного образования, которая оказалась необыкновенно эффективной, что позволило ей на тысячелетия пережить своих создателей. Обучение было разбито на несколько этапов.
К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятиричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятиричная система' вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов.
mirznanii.com
Культура Древней Месопотамии.
Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!
Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств. Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией. В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.
В государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены. Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные художественные направления, следовательно, и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. Его правитель Саргон I объединил почти весь север и юг, слив их в единое Аккадское государство. Его преемник Наран - Суэн продолжил борьбу за объединение Двуречья. Будучи не царского рода, Саргон, волевой и энергичный деятель, после подавления шумерийской аристократии окружил себя столь же активными людьми неаристократического происхождения. Это дало свои результаты. В литературу и искусство Аккада проникли новые веяния, новые образы и темы. Именно в это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” является первым литературным заимствованием. Согласно утверждениям древних писцов этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая. В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание было начертано на отдельной табличке. Проблемы и устремления, о которых идет речь в эпосе, близки народам всех времен. Это потребность в дружбе, восхваление верности, жажда личной славы, страсть к подвигам и приключениям, неистребимый страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее стремление к бессмертию. Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.
В Вавилонском искусстве мы совсем не встречаем погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую открывает ему жизнь. Эта жизнь вечно тревожная, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящаяся от воли каких-то высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную войну. Были развиты различные культы. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника благоденствия, плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно, не раз опустошавшей эти края, ибо, как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумера. Культ небесных светил - как проявление божественной воли, с их правильным, чудесно - неизменным движением по раз и навсегда указанному пути. В математике, необходимой для оживленной торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил. Они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания в целом были связаны с магией и гаданиями. их глиняные таблички содержат первые зачатки исторических повествований, древнейшие в мире медицинские рецепты, первый “календарь землевладельца”, первые сведения о защитных насаждениях, идею первого рыбного заповедника, первый библиотечный каталог... Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу. Арка. Свод. Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы.
www.kultura-socio.ru
1. Культура Древней Месопотамии
Размещено на http://www.allbest.ru/
Контрольная работа
по дисциплине "Культурология" на тему:
"Культура Междуречья"
Содержание
Введение
1. Культура Древней Месопотамии
1.1 Становление культуры Месопотамии
1.2 Письменность (клинопись)
1.3 Литература и науки
1.4 Угасание культуры Месопотамии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении.
С севера и востока Месопотамия окаймлялась окраинными горами Армянского и Иранского нагорий, на западе граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга её омывал Персидский залив.
Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. В северной Месопотамии, которая представляет собой холмистую степь, переходящую в горные районы, была расположена Ассирия.
Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые учёные полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере - от района, где находится современный Багдад, на юге - до Персидского залива). Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Согласно традиции, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива.
Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Попытки доказать родство шумерского с тюркскими, кавказскими, этрусскими или другими языками не дали сколько-нибудь положительных результатов.
В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Однако как язык религиозного культа и науки шумерский продолжал существовать и изучаться в школах до I в. н. э., после чего клинопись вместе с шумерским и аккадским языками была окончательно забыта. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
В конце III тыс. до н. э. в Месопотамию из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена. Вавилоняне называли эти племена амореями. По-аккадски Амурру означало "запад", главным образом применительно к Сирии, и среди кочевников этого региона было много племён, говоривших на различных, но близких друг другу диалектах. Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".
С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.
Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго-западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.
В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией. Однако после этого влияние арамейского языка только усилилось. К VII в. до н. э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. Его успехам способствовали и многочисленность арамейского населения, и то обстоятельство, что арамеи писали удобным и лёгким для усвоения письмом.
В VIII-VII вв. до н. э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покорённых народов из одного района Ассирийской державы в другой. Цель таких "перестановок" - затруднить взаимопонимание между различными племенами, предотвратить их мятежи против ассирийского ига. Кроме того, ассирийские цари стремились заселить опустошённые во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного в таких случаях смешения языков и народов победителем выходил арамейский язык, который стал господствующим разговорным языком от Сирии до западных районов Ирана, даже в самой Ассирии. После крушения Ассирийской державы в конце VII в. до н. э. ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.
Начиная с IX в. до н. э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, которые постепенно заняли всю Вавилонию. После завоевания Месопотамии персами в 539 г. до н. э. арамейский стал официальным языком государственной канцелярии в этой стране, а аккадский сохранялся лишь в крупных городах, но и там постепенно вытеснялся арамейским. Сами вавилоняне к I в. н. э. полностью слились с халдеями и арамеями.
1.1 Становление культуры Месопотамии
Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первое, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и "гражданского общества", с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе. Существование какого-то рубежа, отделявшего первобытную культуру от древней, ощущалось исследователями давно, но попытки определить внутреннюю сущность различия между этими разностадиальными культурами стали предприниматься только в последнее время. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, имеющих место в обществе; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов; обучение хозяйственным и ремесленным навыкам, ритуалу и т. п. строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике.
Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексное", с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. Уровень развития первобытной личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление "гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.
По существу в своих основах культура древности и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии новый тип людей - носителей такой культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены - будущих администраторов и "учёных", первыми вырвались из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач требовались новые формы и приёмы мышления.
На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и существовала бок о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно "ионизировалась", подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но тем не менее благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.
Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.