Своеобразие изобразительного искусства Древнего Шумера и Аккада. Искусство древнего шумера
Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)
Шумерийцами был создан зиккурат — своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, — так называемое «жилище бога».
Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Урет воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э. (реконструкция). Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой и образующих широкие, возможно, озелененные террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65x43 м, стены доходили до 13м высоты. Общая высота здания достигала в свое время 21 м (что равняется пятиэтажному зданию наших дней). Внутреннего пространства в зиккурате обычно не было или оно было сведено к минимуму, к одной небольшой комнате. Башни зиккурата Ура были разных цветов: нижняя — черная, обмазанная битумом, средняя - красная (естественного цвета обожженного кирпича), верхняя — белая. На верхней террасе, где помещалось «жилище бога», происходили религиозные мистерии; оно же, возможно, служило одновременно обсерваторией жрецам-звездочетам. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Своей монументальностью зиккурат напоминает пирамиды Египта.
Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.
Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы — одну, связанную с югом, другую — с севером страны.
Для крайнего юга Двуречья (города Ур, Лагаш и др.) характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и очень суммарная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены. Скульптурные памятники северной части южного Двуречья (города Ашнунак, Хафадж и др.) отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами.
Шумерийская скульптура по-своему выразительна. Особенно наглядно она передает униженное раболепие или умиленное благочестие, столь свойственное главным образом статуям молящихся, которые знатные шумерийцы посвящали своим богам. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.
Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 - 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Находки в гробницах говорят о классовой дифференциации в Уре этой поры и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый характер. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Очень хорош золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка, украшавшей, видимо, деку арфы. Обобщенно, но очень верно передал художник мощную, полную жизни голову быка; хорошо подчеркнуты раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин. Изображение, по-видимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».
В гробницах Ура найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.
Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (25 в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Стела сохранилась в обломках, однако они дают возможность определить основные принципы древнего шумерийского монументального рельефа. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают наглядное повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Таким приемом подчеркивалась разница в социальном положении изображенных и выделялась ведущая фигура композиции. Человеческие фигуры — все совершенно одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. Возможно, что такая трактовка объясняется (как и в египетских изображениях) стремлением показать человеческую фигуру так, чтобы она воспринималась особенно наглядно. На лицевой стороне «Стелы Коршунов» изображена большая фигура верховного бога города Лагаша, держащего сеть, в которую пойманы враги Эаннатума На обороте стелы Эаннатума изображен во главе своего грозного войска, шествующего по трупам поверженных врагов. На одном из обломков стелы летящие коршуны уносят отрубленные головы вражеских воинов. Надпись на стеле раскрывает содержание изображений, описывая победу лагашского войска и сообщая, что побежденные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.
Большую ценность для истории искусства народов Передней Азии имеют памятники глиптики, то есть резные камни — печати и амулеты. Они часто заполняют пробелы, вызванные отсутствием памятников монументального искусства, и позволяют полнее представить художественное развитие искусства Двуречья.
Изображения на печатях-цилиндрах Передней Азии отличаются нередко большим мастерством исполнения. (Обычной формой печатей Передней Азии является цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные композиции). Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тысячелетий до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.
Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего связанные с очень популярным в Передней Азии эпосом о Гильгамеше — герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.
totalarch.ru
Культура шумеров – бесценный вклад в историю
Искусство шумеров
Шумерская цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет назад в довольно специфических климатических условиях, имела не слишком много шансов на сохранность своего культурного достояния. Например, Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.
Искусство как отражение религии и практики
Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.
В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.
От горшков до украшений
К сожалению, в силу уже упоминавшихся особенностей региона обитания шумеров, некоторые виды искусства этой цивилизации не сохранились - это касается практически всего изобразительного искусства. Однако и то, что дошло до нас, позволяет судить о насыщенности и разнообразии искусства шумеров. Вот основные из видов шумерского искусства, о которых у учёных имеются достоверные сведения:
роспись керамики - наиболее древние из сохранившихся образцов искусства шумеров. Самые ранние образцы росписи датируются концом IV тысячелетия до нашей эры. При этом присутствуют как и древние мотивы (геометрические фигуры, орнамент, символические изображения живых существ), так и первые «изобразительные рассказы», которые с помощью более совершенных в техническом отношении рисунков рассказывают определённые сюжеты;
глиптика - специфически месопотамский вид искусства, резьба на печатях цилиндрической формы. По всей поверхности цилиндра наносилось рельефное изображение, которое при наложении на поверхность сырой глины оставляло чёткий отпечаток. Подобные изображения имели как узкопрактический смысл (это были печати царей, жрецов, различных должностных лиц, военачальников и городов), так и выполняли повествовательную функцию, то есть рассказывали о различных событиях, играли роль современных газет и «выпусков новостей»;
металлопластика, ювелирное искусство - оценить этот вид шумерского искусства можно в первую очередь по погребальному инвентарю. Как и практически все древние цивилизации, шумеры устраивали из погребений своего рода «походный запас» - по их верованиям, в загробной жизни людям могли понадобиться вещи из реальной жизни, так что в могилы царей и знатных людей помещали множество ювелирных украшений. Исследования показывают, что шумерские ювелиры достигли большого мастерства в работе с драгоценными металлами и камнями, произведения из которых отличались тонкой работой и изяществом;
скульптура - первыми доступными образцами являются небольшие каменные статуэтки, имевшие, скорее всего, посвятительный магический характер и поэтому изображавшие фигуры богов весьма символически и условно. Символический подход к скульптурным изображениям сохранился у шумерских художников и в дальнейшем - статуи богов, с определённого момента достигшие человеческого роста, должны были служить для молитвы и поклонения, а не для восхищения их внешним видом. Однако скульпторы владели всеми необходимыми навыками, о чём свидетельствуют достаточно правдоподобные изображения на барельефах и стелах.
Александр Бабицкий
Статьи по теме
www.chuchotezvous.ru
8. Архитектура Шумера и Аккада
(1ый период Месопотамии: конец 4го – начало 3го тысячелетия до н.э.)
Древние шумерские города
-группировались вокруг храмов
-нерегулярная система улиц
-крыши жилых домов перекрывались кровлей
- В связи с почти полным отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. С древних времен известен и обожженный кирпич, но использовался он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водонепроницаемого применялся битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича сырца обычно состоял из глины, иногда с применение золы или битума.
- для укрепления стены прокладывался тростник: через каждые 5-13 слоев укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки
- дерево ценилось высоко и в основном использовалось для перекрытий
Белый Храм в Уруке
Вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей боковыми лестницами и пандусами, имел открытый внутренний дворик, внутри - статуя божества.
В 3 тысячелетии до н.э. возник тип храма - зиккурат.
Зиккурат Ур-Намму в Уре
белый – известняк
красный – обожженная глина
черный – битум
65х43х20(высота)
Затем появление парадной лестницы (Дворец А в Кише)
Красный храм в Уруке
- фасады с выступами и нишами
- вход расположен несимметрично, туда ведет лестничный марш
-кладка из кирпича-сырца
- появление фрески
Общие черты храмов :
- строгий линейный ритм ниш и выступов
- отсутствие криволинейных элементов
- редкое применение редко стоящих колонн
- частое применение ложных сводов
9. Искусство Шумера и Аккада
Характеристика рельефов:
-украшения храмов
- повествовали об исторических событиях города (военные походы, закладка храмов), о повседневных делах
- состоят из нескольких ярусов
- царь изображался крупнее других людей
Стела коршунов: стела из известняка с рельефным изображением с обеих сторон (25 в до н.э.)название из-за одной из сцен , которая изображает головы и конечности вражеских солдат, уносимые голодными коршунами.
Характеристика круглой скульптуры
Голова Саргона 1: резкая, суровая, реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем.
Адоранты- тип скульптуры, представляющий собой статую молящегося человека (фигура стоящего или сидящего со сложенными на груди руками ) тщательно выполнены глаза.
Статуи Гудеа
- выполнены из вулканических пород (в основном из диорита)
- все фигуры стоящие или сидящие со сложенными на груди руками в молитве, держащие сосуд, торжественный вид
- туловище покрыто мантией с обнаженным плечом, показывающим мускулатуру, ноги параллельные с тонко отчеканенными пальцами
В период царствования Саргона 2-го в течение 4-х лет была построена новая крепость, столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом. Модульные построения. Город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780-685м. Стены, поднимавшиеся на высоту 18 м, были сложены из кирпича сырца и облицованы в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня.
Основные сооружения Дур-Шаррукина
studfiles.net
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Искусство древней Передней Азии . Искусство Шумера и Аккада.
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Цивилизация шумеров намного обогнала свое время и возникла, словно ни откуда. Она не была подготовлена предшествующим развитием человечества. Придала миру мощное ускорение, сильнейший толчок. На ее фоне все дальнейшее развитие древнего мира можно считать лишь плавным поступательным движением, усовершенствованием достижений, дошедших от шумеров . Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тифа, которую греки называли Месопотамией. Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—Ш тысячелетий до н. э. Народы, населявшие в древности этот регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича. создали замечательные произведения искусства.Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.Акка́д -государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Город Аккад, которым правил прославленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значительную часть Двуречья. В аккадскую эпоху были заложены основы государственной системы последующих крупных держав Месопотамии: Шумеро-Аккадского царства , Вавилонии и Ассирии. У народов Древнего Ближнего Востока Аккад считался эталонным государством, своего рода образцом древней монархии.Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья- Шумера и Аккада. ------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------Декоративно-прикладное искусство. В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды — сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая — выпуклую. Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии — с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное.Шумеры оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и "списков богов". Интерпретация "клинописных" источников, в большинстве своём переведёна и переписана жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше или поэмы "Энума элиш" датируемых началом II-го тысячелетия до нашей эры.Религия Шумеров имела чисто материалистические , а не "этические", корни.Культ Богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов , упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" ( середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали , что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами. Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли. Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями — им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов — по их размерам, назначению и по виду грузов. Ввозились товары— начиная от золота, серебра, меди — и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать изделия из глины,, что придавало им особую прочность за счет внутреннего напряжения, без отравления воздуха пьлью и золой. Такая же технология применялась для выплавки металлов из руды, например меди — для этого руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.
Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов — процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова. Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова. В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения, из руды — оловянного камня — необходим довольно сложный процесс .У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный камень" — что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов. Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом — зачем это было нужно? "Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента — северный, центральный и южный.В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. — все это внезапно возникло в Шумере. В вавилонском искусстве мы совсем не встречаем изображений погребальных сцен. В вавилонском искусстве мы совсем не встречаем изображений погребальных сцен. Культ воды и культ небесных светил играли огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья..С одной стороны это культ доброй силы, источника благоденствия, плодородия , а с другой — как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края, ибо, как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумера. Культ небесных светил — как проявления божественной воли, с их правильным, чудесно-неизменным движением по раз и навсегда указанному пути. Жрецы знали действительно много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживленной торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замеча тельные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах. Зиккура́т (— «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма. Боги шумеров-------------------------------------- анунаки ------------------------------------------ ------------------- Солнечный Бог РА из Шумера ------------------------------------------
В развалинах дворца ассирийского царя обнаружена библиотека, вероятно самая значительная во всем тогдашнем мире, насчитывавшая несколько десятков тысяч клинописных текстов, в том числе все важнейшие произведения вавилонской литературы. Эта царская библиотека дала востоковедам ценнейший ключ к познанию культуры. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- КЛИНОПИСЬ. Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. ГЛИПТИКА. Цилиндрические печати---------------------- Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представ лена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудраго ценных камней, а их оттиски передавали различные мифологические сцены. В отличие от памятников архитектуры и скульптуры, печатей аккадского периода сохранилось довольно много. Их находили в погребениях и жилых домах. Аккадские резчики печатей внесли несколько новшеств в их изготовление. В отличие от шумерских художников, объединяющих все фигуры в одной большой сцене, аккадцы составляли композиции из отдельных картин, разделённых клинописным текстом. Сами изображения стали крупнее, а промежутки между ними больше. Поэтому, а также из-за более глубокой резьбы, отпечаток получался более рельефным. В качестве сюжета выбирались разнообразные религиозные и мифологиче ские сцены. На печатях часто вырезалось имя владельца и его отца, должность или профессия владельца. КЕРАМИКА. Оригинальность форм и декора керамики, отличающейся изяществом и легкостью построений, в образцах, найденных в изобилии на в Атшане близка особенностям расписной керамики острова Крит. В распоряжении древних шумерских мастеров достаточно ограниченный набор цветов и оттенков. Это черный, фиолетовый, красный и коричневый. Синий цвет появится лишь в начале II т. до н.э. в Финикии, где научатся извлекать краситель индиго из морских растений. Зеленого цвета тоже еще нет. В шумерском языке есть понятие «желто-зеленый», который ассоциирован у них с цветом молодой травы. Роспись керамики этого периода представляет собой узор, выполненный на светлом фоне. Это могут быть симметрично расположенные, чередующиеся в определенной последовательности орнаменты либо стилизованные изображения птиц, животных, людей. Для ранней шумерской керамики характерен геометризм и тонкое чувство формы. В изображении четко выдержан основной орнамент. Керамический рельеф впервые встречается на изделиях шумеров в III т. до нашей эры. Вместо прежнего бессистемного, чередующегося расположения предметов в виде орнаментов наблюдаются попытки передать изображением смысл, сущность реально происходящих событий.
Получил широкую известность найденный в Уруке "Алебастровый сосуд Инанны". Сосуд делится на три регистра, передвигаясь по которым сверху вниз, можно прочитать целый «рассказ». Нижний регистр отображает место проведения обряда: условное изображение реки в виде волнистых линий, колосья растений и пальмы. Следующий регистр изображает шествие обнаженных молодых мужчин, несущих блюда с фруктами, чаши, сосуды, домашних животных, баранов и овец, предназначенных в жертву богам. Верхний регистр – это заключительная фаза действия, где процессию встречает жрица в образе богини Инанны в длинной одежде и жрец, длинный шлейф которого поддерживает специальный человек. На алтаре, к которому сложены дары, изображены символы богини Инанны. Крылатый гений- хранитель --------------------- VIII в. Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями - Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По обеим сторонам ворот были установлены гении-хранители. Эти гении были частью архитектурного замысла, ибо на них опирались арочные своды ворот. Колоссальная статуя вырезана из цельного блока. Почти круглая голова существа, единственный человеческий элемент, имеет человеческое лицо, но уши — животного. Густые брови сходятся над четко очерченным носом, глаза существа — выразительные. Мягкий рот окаймлен курчавой бородой, которая закрывает челюсть и подбородок. Длинные волосы ниспадают на плечи, обрамляя добродушное лицо. На голове у шеду — тиара со звездами, по бокам украшенная парой рогов и увенчанная перьями. Тело, анатомия которого передана весьма точно, являет собой тело быка. Зверь, однако, имеет пять ног, таким образом, когда зритель находится спереди, кажется, что существо стоит, когда же зритель смотрит сбоку, создается впечатление, что зверь движется. От плеч у существа растут крылья хищной птицы (видно только одно крыло). Грудь, брюхо, спину и крестец покрывает густая курчавая шерсть. Хвост очень длинный и курчавится на конце. На двух панелях между задними лапами шеду высечено посвящение, перечисляющее достоинства правителя и призывающее проклятие на того, кто захочет причинить ему вред. Такого рода быки весьма характерны для декорации ассирийских дворцов.
Музыкант. Рельеф. 1-я пол. II тыс.до н.э. Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пл астиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка — оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура»
.
До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской скульптуры. Самые известные — это бронзовая голова аккадского правителя, статуя и чёрный обелиск Маништушу. Голова статуи аккадского царя найдена в Ниневии, в развалинах храма Иштар, Саргон изображён с причёской «шлем-парик», усами и разделён ной бородой. На месте глаз были драгоценные камни, при извлечении одного из них статуя была повреждена в настоящее время находка хранится в Иракском национальном музее. - Победная стела одного из Аккадских царей Лувр ------------- --------------------------------- ---------------
Рельефы
----------------- ------------------ Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники — каменные стелы царей. В композиции выделена фигура царя, стоящего над войсками и попирающего врагов. Царь окружён символами божеств, голова его увенчана головным убором с рогами, свидетельствующими, по мнению аккадцев, о его собственном божественном происхождении. Стела Римуша сохранилась фрагментарно. Она также повествует о военных победах царя. Сам Римуш изображен в бахромчатой одежде с натянутым луком, видимо, участвуя в избиении пленных. Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в знаменитый Хорсабадский дворец, близ Ниневии, грандиозные крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными, сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык — с пятью тяжелыми, все под собой попираю щими копытами (алебастр. Вторая половина VIII в до н. э) .Это добрые гении, стражи царских чертогов, охраняв шие их от врагов, видимых и невидимых, наделен ные лишней ногой, чтобы каждый входящий видел их сбоку — в движении, устрашающем своей тяже стью в в не менее грозном покое. Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в аль-Обейде (2600 лет до н. э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластан ными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройно стью и внутренней силой, типично геральдическая композиция. Исключи тельный интерес по мастерству исполнения и по замеча тельной декоративности, в сочетании с самой причудливой фанта зией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н. э.). Преображение животного царства- человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий мед ведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напо минающий жреца чернобородый «человек-скорпион», за которым шествует проказливый козлик... (до басен Эзопа, Лафонтена ,Крылова) Не культовые, а светские сюжеты преобладают в рельефах и росписях ассирийских дворцов. Баснословная роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных украшений. Не культовая, а грандиозная дворцовая и крепостная архитектура с мерно чередую щимися башнеобразными выступами характерна для военной ассирийской державы, которой царь служил увенчанием. И наконец, в царских охотах и битвах замечательные изображения животных. Это и есть вершина ассирийского искусства. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников, мчащиеся по пустыне верблюды... Гордая львиная ярость и бешеный конский бег... Искусство еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен, где главными героями являются лев, верблюд или конь. И конечно, такой динамизм, такая мощь звериного порыва даже не мерещились изысканному художнику, написавшему едва ли не самую бурную в искусстве Египта охоту на львов на ларце в могиле Тутанхамона. Ассирийское владычество в Передней Азии не было долговечным. В 612 г. до н. э. гордая Ниневия была взята приступом войсками вавилонского царя и мидянами, которые в свою очередь превратили побежденную ими твердыню в груду развалин и подвергли всю страну полному ---- Статуэтка быка из Эль-0бейда. Медь. Около 2600 г. до н. э.
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО ……………………………………………………………………………………… Подвеска ожерелья(бронза)XVII-XVI вв. до н. э., Вавилон
Украшение с орнаментом в форме листьевXXVI в. до н. э., Ранний династический период, Шумер
…………………. МОЗАИКА-ИНКРУСТАЦИЯ …………………… ------------------------------------------------------------------------------------------- -------------Шумерская настенная роспись, известная как "Мирный штандарт Ура" --------- ------------- ---------------- -------------ДЕКОР И ОРНАМЕНТ АССИРО-ВАВИЛОНИИ --------------------
Ассиро-вавилонский декор и орнамент претерпел в своём становлении большое влияние древнеегипетского искусства. Кроме идентичных египетским формам, были и свои (растительные и эмблематические).Орнамент в архитектурных сооружениях и прикладном искусстве Ассирии и Вавилона носил в основном геометрический характер (розетки, звезды). Он включал также стилизованные изображения растений, в частности шишки пиний, плоды граната, фантастических зверей, рыб. Самым излюбленным растительным мотивом был плод ананаса, считавшегося священным деревом. Из эмблематических фигур наиболее распространены изображения фигуры крылатого быка с человеческой головой. В древней ассирийской декоративной керамике использовался настенный геометрический узор в виде пёстрой мозаики из черных, белых и красных шляпок глиняных гвоздей (главный зал богини Иштар в Уруке). Они были расположены треугольниками, ромбами и зигзагами и составляли рисунок, напоминающий плетение циновок.Керамические сосуды IV тысячелетия до н.э. украшались изящным гравированным узором и фигурами горных баранов с большими округло изогнутыми рогами. Иногда эта керамика имеет чисто геометрические мотивы: треугольники, ромбы, шевроны, шашечный узор, круги, волнообразные линии; иногда имеют место мотивы из мира живых существ, доведённых до полной схематичности, при которой человеческая фигура сводится к треугольнику или прямоугольнику.В керамике III тысячелетия до н.э. использовались как геометрические мотивы – ряд простых арочек или концентрических окружностей с розетками в центре, - так и изобразительными: рыба или классический мотив парных горных козлов по сторонам древа жизни.
Символическая плетёнка вроде косички и лента улиткообразной линии господствуют в ассиро-вавилонском орнаменте в ранее время. Этот в продолжение тысячелетий традиционно сохранявшийся орнамент имел мистическое значение.
В позднее время декоративными мотивами выступают розетки, кисти, швы и даже стенные зубцы. В Ассирии особенно распространённым мотивом декора цилиндрических печатей было изображение героя, укрощающего чудовищ.
Стены внутренних помещений дворцов часто облицовывались плитами с рельефами, иногда из поливных изразцов, применялись и росписи. Сюжетами рельефов и росписей служили мифологические, ритуальные, военные сцены, изображались также животные, растения, деревья и декоративно-орнаментальные, в частности геометрические, мотивы, среди которых наиболее распространённым было изображение красно-чёрной полосы по белому фону и двойного плетеного шнура синего, белого, оранжевого и чёрного цветов.
Цвет в архитектуре Передней Азии играл большую роль. На фасадах зданий, в скульптурных рельефах использовались яркие, контрастные цвета – охра, оранжевый, красный, чёрный, белый. Живописные изображения внутри зданий, подобно внешней окраске сооружений, характеризовались яркостью и контрастностью цветов, что, однако, не мешало их тонкой гармонизации. В поливной керамике основным фоновым цветом был голубой. На нем выступали рельефные изображения с преобладанием белого цвета. В скульптуре чаще всего встречались синий, красный и золотой цвета. В живописном орнаменте – синий, красный, белый и чёрный.Многие формы ассиро-вавилонского орнамента были заимствованы и переработаны греками. Ромб и другие геометрические фигуры перешли в арабский и мавританский орнаменты.
http://www.louvre.fr/llv/commun/index.jsp
mykonspekts.ru
Своеобразие изобразительного искусства Древнего Шумера и Аккада. — КиберПедия
Шуме́р — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV—III тыс до н. э.. Считается первой цивилизацией на Земле. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже пивоварение. Было мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный, белый и красный цвета. Применение искусственно возведённых платформ, что объясняется необходимостью изолировать здание от сырости почвы. Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царем. Ассамблея состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо, землю, море, воздух. Человек создан из глины, замешанной на божественной крови. Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землей между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землей, противовесом небесам. Шумер:мирная жизнь, дома из глины и тростника,шкуры,изображали обыденную жизнь, клинопись-палочками писали на глиняных табличках,для бытовых нужд,фиксировать хоз.элементы,позже соединяли и обжигали,чтобы хранить.храмы:глин.платфома,небольшое прямоуг.сооружение,лестницы,пандусы,стеныкрасили,украшмазайкой+ниши.адорант-фигурка,молящегося человека.глиптика-резьба по драгоценному камню(печати),дома без окон и двор.24вднэ аккады:глава- Саргон (царь Аккад и Шумера),тип храма-зиккурат-лестница в небо,вверху-святилище,3 цвета, изделия из металла,сплавы из бронзы. портретное искусство. Не только рельеф, но и немногочисленные дошедшие до нас образцы круглой скульптуры позволяют отметить ряд устойчивых и характерных черт: отказ от искусственной ритмизации, меньшую условность, динамичность композиций, правильную передачу пропорций человеческого тела, прекрасно моделированного, интерес к героизированной личности. Своеобразие и новый подход к искусству сказались и в глиптике. Аккадские печати поражают смелостью и законченностью композиции - без загромождения пространства лишними деталями, без опасения оставить незаполненной какую-то часть плоскости. Решается проблема размещения на печати надписи. Надпись на аккадской печати свободно вливается в композицию, образуя большей частью ее центр. Характерная для повествовательность изображения часто позволяет точно определить функцию персонажа. Так, мы видим божество, которое стоит перед раскрытыми дверями, на горе, а за спиной его расходятся в разные стороны пучки лучей - перед нами солнечное божество.
Старовавилонское и нововавилонское искусство.период с 19 до 16 вднэ называют старовавилонским. Эта эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, правителе в Шумере. В парадных композициях, представляющих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком стиле выполнена стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Сцены из жизни богов представляли собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжета можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.Статуя богини Иштар, стоявшая во дворце Мари,— монументальное, тяжеловатое изваяние, размером превышающее человеческий рост. В руках богиня держала сосуд, выдолбленный насквозь. Через дно сосуда канал проходил внутрь статуи и сквозь стену.В 689 г. до н. э. ассирийцы разрушили и затопили Вавилон, зверски расправившись с его жителями. В 652 это злодеяние повторилось. Только после того как Ассирия прекратила свое существование, Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней Азии. Короткий период ее расцвета наступил в правление Навуходоносора 2. Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нем было пятьдесят три храма. Исторические источники донесли до нас сведения о том, какие крупные постройки находились в Вавилоне. В первую очередь это огромный дворец Навуходоносора 2 с "висячими садами", которые греки считали одним из чудес света. Самым же знаменитым сооружением был зиккурат, посвященный верховный богу города Мардуку. Высота зиккурата равнялась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом библейской Вавилонской башни. Единственное архитектурное сооружение Вавилона, сохранившееся до наших дней, - ворота богини Иштар - одни из восьми парадных въездных ворот, носивших имена восьми главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. Ворота представляли собой огромную арку, по четырем сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые башни.
Искусство Ассирии. Хеттское и хурритское искусство.О существовании Ассирии - мощного, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали задолго до ее археологического открытия из текстов Библии - священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли народы. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.Не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой. Больше половины общей площади города занимал дворец. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его парадный вход "охраняли" гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими лицами. В украшении покоев царских дворцов ассирийцы отдавали предпочтение рельефу. Здесь все находится в стремительном движении: увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт охвативший всех участников сцены. Обобщены их основные объемы, оттененные небольшим количеством орнаментально-декоративно прорезанных деталей. Это бахрома одежд, орнамент, браслеты, серьги, напряженные. В конце в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония.Государства, созданные хеттами (индоевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного происхождения), существовали недолго. Художественное видение видение окружающего мира было во многом сходным: памятники поражают суровостью и особой внутренней энергией.Хеттское государство возникло в 14 в. до н. э. Военная мощь позволяла ему конкурировать с Египтом и Ассирией. Однако в конце до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племен. Горы для хеттов были чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их религиозного и художественного мира. В религии существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным. Все постройки возводили из крупных каменных или глиняных блоков. В скульптуре предпочтение отдавалось рельефу, в котором остро чувствовалась связь с формой каменного блока. Памятники гармонично вписывались в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеобразную "естественную архитектуру". Было открыто горное святилище Язылы-Кая - два связанных друг с другом ущелья; на их гигантских "стенах"-скалах расположены рельефы со сценами торжественного шествия богов. Разводили коней, красивое оружие.Хурриты изобрели особый тип дворцово-храмовой постройки - бит-хилани, здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду. Входная галерея с двумя башнями по краям, к которым вели специальные лестницы, напоминала парадные городские ворота. Немногочисленные памятники хуриттской скульптуры - изображения людей, выполненные в условной манере, с напряженными лицами - довольно сильно воздействуют: кажется, какая-то сила скрыта в тяжелой, непроницаемой массе камня. Хурритские мастера в отличии от хеттов шлифовали камень до блеска, и статичная, как бы замкнутая в себе композиция оживлялась игрой светотени на поверхности скульптуры.
Садово-парковое искусство Древнего Востока.Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его со входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоемы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы, а иногда и центры города.япония-миниатюрные сады на небольшой территории,одна из стен дома раздвижная,сад-продолжение дома,материалы-песок,камень имитируют воду,бунсай,как в дикой природе,не меньше 100-200 лет
Художественная культура Финикии.В истории Передней Азии I тысячелетия до н. э. большую роль играли города-государства Финикии. Собственное с\х производство Финикии играло второстепенную роль. Большое значение имело использование лесных богатств гор Ливана; ценные породы дерева были важным предметом вывоза. Финикийцы были известны как работорговцы. Главной областью финикийской колонизации была Северная Африка, где на территории современного Туниса был основан Карфаген. В VI в. до н. э. в Карфагене жил писатель-теоретик плантационного рабовладельческого хозяйства Магон, большой труд которого пользовался такой славой, что римскому войску, осаждавшему Карфаген в середине II в. до н. э., был дан приказ сохранить этот труд. И он был действительно сохранён. Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, называемый ими «столпами Мелькарта», неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки. Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей дошло до нас в греческом переводе. Это так называемое путешествие Ганнона, датируемое VI в. до н. э.
Важную роль начинает играть главный бог Тира и Карфагена — Мелькарт. Такие черты культа, как человеческие жертвоприношения, сохраняются. В Финикии подражали в основном египетским и отчасти ассирийским образцам. Однако финикийские изделия художественного ремесла, как бронзовые, серебряные и золотые чаши с чеканными изображениями, находили большой спрос. Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья. Изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне облегчали чтение текстов, написанных только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным. Известно, что существовала обширная финикийская художественная и научная литература, но до нас не дошли. Эпос о Керете и эпос о Данеде.
Основные достижения и характерные черты древнеиндийского искусства.4вднэначалодревнеиндийскойцивилизации.хараппацентр(ткани,керамика,медицина)искусство-скульптурное и дек-прикладное.2вднэ-вторжение индоарийских племен с культурой.веды-книги,нач худ лит,2 поэмы(махабхарата,рамаяна)большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами. существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога. В матхурской школе особое значение получает светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Устойчивой иерархии богов не наблюдается, однако некоторые персонажи были излюбленными героями мифов. Большинство мифологических персонажей мужского пола, но есть и женские образы (Утренняя Заря). Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества. Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры являются колонны:были изготовлены из камня и тщательно отполированы. Скульптура, венчающая колонну, например, львы, обнаруживает влияние персидского. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.Ступа – меморильное сооружение полусферической формы для культов и обрядов, в ее основе – частичка праха Будды, вокруг была ограда – турана, т.е. верующий человек проходил вокруг ступы, совершая обряды. Барабудур – книга, в ней много историй, загадок; камни выложены без раствора, в архитектуре напоминает ступу. Стамбха – буддийская колонна. Слон – В, лошадь – Ю, бык – З, лев – С. Лань – символика первых проповедей. Чайтья – храм. Сидящий Будда символизирует достижение состояния «просветления». Стоящий и идущий несёт своё учение людям. Он обязательно обращён лицом к смотрящим на него, одет в одежды с вертикальными складками. На рельефах часто изображали умирающего Будду. Он лежит на правом боку, опираясь на руку. Выглядит он не умершим, а словно спящим, умиротворённым. Вокруг него маленькие фигурки людей – монахов и мирян.
Влияние буддизма на искусство древней Индии.4вднэ-начало древнеиндийской цивилизации. Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и окружающего мира, совершенством архитектурных форм. 5вднэ-буддизм, но еще не офиц религия, Ашока расширил границы, ввел письменность. Столица-Петелипутра, ценр города-цитадель, огромная дворцовая часть, 70 обзорных башен, 8 ступ (бол мемор сооруж с прахом будды). Мировое древо, боробудура(отраж будистский путь к просвящению), стамбха-буд.колонна с тхт, капитель (лев-будда, слон-восток, бык-запад, конь-юг), чайтья-пещерный тип храма. Скульптурный канон(будда сидящий,лежащий,стоящий). Сидящий Будда символизирует достижение состояния «просветления». Стоящий и идущий несёт своё учение людям. Он обязательно обращён лицом к смотрящим на него, одет в одежды с вертикальными складками. На рельефах часто изображали умирающего Будду. Он лежит на правом боку, опираясь на руку. Выглядит он не умершим, а словно спящим, умиротворённым. Вокруг него маленькие фигурки людей – монахов и мирян.Одним из основных понятий в буддийском мировоззрении является колесо Сансары – круговорот рождений и смертей, цепь воплощений в различных мирах, которые подвластны законам Кармы (судьбы). Сансаре противопоставляется Нирвана; она может быть достигнута путём самоусовершенствования человека, только тогда для человека прекратится постоянная смена рождений и смертей. Нирвана – это не смерть, это угасание внутреннего огня, в результате чего дух, освободившийся от ненужной ему материальной оболочки, сливается с космическим абсолютом.Три варианта Пути к спасению – три колесницы: хинаяна («узкая колесница»), махаяна («широкая колесница»), ваджаяна («алмазная колесница»).
cyberpedia.su
Искусство древних Шумеров и Вавилонян История
“Искусство древних Шумеров и Вавилонян. ”
История цивилизаций началась на Ближнем Востоке. Более шести с половиной тысяч лет назад в долине двух рек, Евфрата и Тигра, начал формироваться центр мировой культуры. Культура и искусство Месопотамии достигли необычайного расцвета для тех времен.
Изобразительное искусство Месопотамии представлено главным образом рельефами, которые украшали внутренные покои парадных залов ассировавилонских дворцов. А также скульптурами, в том числе и произведениями мелкой пластики.
Предпочтения отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте , а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с “Древом жизни. ”-божеств возрождающейся весенней природы. Большая львиная охота. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.
Искусство Месопотамии сохранилось до наших дней в глиптике. Это выпуклые, округлые скульптурные изображения, вырезанные как правило , на камне( печати, перстни, вазы, посуда) изготовленные по канонам.
Одни из самых ранних произведений скульптуры Адоранты не большие статуэтки (30 см. ) с изображением людей, совершавших обряд почитания божества.
Шумеры создали уникальную форму письменности. Клинопись. Порождена она была крайней необходимостью: процветающие в ту пору государства требовали учета всех возможных благ.
Рождение литературы В шумере были созданы первые поэмы. Поэма о Гильгамеше- это история о царе города Урук, который прославился своими подвигами, но так и не смог осуществить свою мечту-обрести бессмертие.
Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика.
АРХИТЕКТУРА ШУМЕРА И ВАВИЛОНА
Архитектура Шумера Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. К концу 4 тысячелетия до н. э. выработались основные, характернейшие для строительства Шумера черты : возведение постройки на искусственной насыпи, распределение помещений вокруг открытого двора, членение стен вертикальными нишами и выступами, введение в архитектурное решение цвета.
Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Архитектура Вавилона Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод.
Жемчужина Вавилонской архитектуры. Ярким примером вавилонской архитектуры является знаменнитые ворота Иштар. Немецким ученым удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон в Берлине. Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира.
Декоративно - прикладное искусство Шумеров и Вавилонян
Шумеры был создан зиккурат — своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - так называемое «жилище бога» .
Шумерская скульптура по-своему выразительна. Особенно наглядно она передает униженное раболепие или умиленное благочестие, столь свойственное главным образом статуям молящихся, которые знатные шумеры посвящали своим богам. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.
Музыка Древнего Шумера Самый древний письменный источник с зафиксированным на нем музыкальным произведением -это нотная запись на клинописной табличке, найденная при раскопках шумерского города Ниппур.
Презентацию подготовила ученица 5”Б” класса Школы № 324 Бердзенишвили София АШУРОК АРИНА (АРХИТЕКТУРА ШУМЕРА И ВАВИЛОНА) ИВАНЕНКО АЛЕНА (ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО) ЦЫБИКЖАПОВА ОЛЬГА (МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ) КАЗАНСКИЙ ЕГОР ( МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА)
present5.com
Ассирийское искусство. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
Ассирийское искусство
Ассирийская армия исчезла, разбитая и уничтоженная в великой катастрофе 612–609 гг. до н. э., но памятники монументального ассирийского искусства уцелели, и их качество впечатляет не менее, чем количество.
С тех пор как колоссы из камня, «ледяные глаза которых созерцали Ниневию», впервые достигли Европы более 150 лет назад, слова «ассирийское искусство» применялись по отношению к скульптуре и, особенно, к барельефам.
Круглая скульптура представлена на берегах Тигра в I тыс. до н. э. довольно плохо. По неизвестной причине столичные города Ассирии имели очень мало статуй, и лучшие из них – такие как статуя Ашшурназирпала в Британском музее – являются условными, безжизненными и стоят во многих отношениях ниже, чем работы нео-шумерских мастеров. Барельефы, напротив, всегда интересны, часто достигают реальной красоты и, несомненно, представляют «величайшее и наиболее оригинальное достижение ассирийцев».
Техника барельефа почти так же стара, как и сама Месопотамия, но в течение долгого времени ее применяли лишь на стелах, устанавливаемых в храмах. Она впервые нашла свое воплощение на «охотничьей стеле» Варки (Урук Протописьменного периода) и применялась на таких скульптурных шедеврах, как «Стела Коршунов» Эаннатума и «Стела Победы» Нарам-суэна. Ассирийцы сначала следовали религиозной традиции (например, бог Ашшур как бог растительности в Берлинском музее), но вскоре отошли от нее, чтобы сконцентрироваться на изображениях царя. Имперские стелы, обычно устанавливаемые в завоеванных странах, чтобы увековечить ассирийские победы, являются наилучшими произведениями искусства, вероятно, более примечательными благодаря их исторической значимости, нежели качеству их исполнения. Барельефы вырезались на каменных плитах, что было, вероятно, иноземным изобретением и происходит, по-видимому, из Анатолии, от хеттов, которые еще во II тыс. до н. э. украшали стены своих дворцов «ортостатами». В холмах своей собственной страны ассирийцы в изобилии нашли известняк, довольно пористый и хрупкий, но подходивший для многих целей материал.
Они располагали неограниченной рабочей силой, чтобы добывать и транспортировать блоки камня, а также великолепными художниками, чтобы рисовать сюжеты, и искусными ремесленниками, чтобы работать резцом. Они восприняли хеттское изобретение и возвели его на небывалую высоту. Гигантские, но почти живые крылатые человекобыки и человекольвы охраняли ворота дворцов и казались выходящими из них. Они были сделаны с гармоничным равновесием между их массой и точностью изображения мельчайших деталей и являются поистине уникальными произведениями.
Плиты, вырезанные в низком рельефе, обрамляли комнаты и коридоры, плотно прилегая к стенам. Изображения на них великолепны и динамичны (особенно животные).
В то время как невозможно дать даже краткий анализ ассирийских барельефов, мы хотели бы подчеркнуть специфику этой формы искусства, которая отделяет ее от сходных произведений древнего Ближнего Востока.
Все монументы Месопотамии имели только религиозное назначение и вращались всегда только вокруг богов. В ассирийской же скульптуре центральным субъектом является обычно царь – не как сверхъестественное существо (по своему облику и размерам, вроде бога-царя египетских барельефов), а как вполне земной, хотя и господствующий, доблестный монарх. Царь изображается шествующим, охотящимся, отдыхающим, принимающим знаки почитания или дань или возглавляющим свою армию на войне, но он практически никогда не показан совершающим свои жреческие функции.
Поскольку царская власть в Ассирии была так же тесно связана с религией, как и в Шумере и Вавилонии, то есть только одно возможное объяснение: скульптурные плиты, которые украшали царские дворцы, были формой политической пропаганды; повествовательные и декоративные, они предназначались не для того, чтобы ублажать или удовлетворять богов, а для возбуждения уважения, восхищения и страха перед царем. С общей точки зрения, работа ассирийских скульпторов представляется первой попыткой «гуманизации» произведений искусства и освобождения их от магического или религиозного смысла, унаследованного от доисторических времен.
Илл. 130. Корова с теленком. Пластинка из слоновой кости.
Нимруд. 720 г. до н. э.
Известно, что некоторые статуи и барельефы раскрашивались. Ярко окрашенные глазурованные кирпичи, несущие на себе орнаментальные или сюжетные мотивы, использовались в храмах и дворцах, образуя переход между рельефами и фресками. Настенные росписи украшали стены большинства, если не всех, официальных зданий и многих частных домов. Поскольку краска накладывалась на хрупкую штукатурку, она обычно исчезала, но в Хорсабаде, Ним-руде и Телль-Ахмаре (Тиль-Барсип) большие фрагменты фресок были скопированы in situ или удалены и вывезены в музеи. Фрески варьировали в зависимости от размеров и функции помещения от простых фризов геометрических узоров до вычурных панелей, покрывающих большую часть стен и комбинирующих цветочные мотивы, животных, сцены войны и охотничьи сюжеты.
По образцам обнаруженных ассирийских росписей можно заключить, что они отнюдь не хуже ассирийской скульптуры, а фрески Телль-Ахмара демонстрируют большую свободу экспрессии, а также высокое качество исполнения.
Ассирийцы были большими специалистами по металлообработке. Они оставили нам очень хорошие образцы бронзовых, золотых и серебряных блюд, сосудов и разного рода украшений. Их рабыни, работавшие в царских мастерских, ткали ковры со сложными узорами. Их резчики по камню, в противовес скульпторам, предпочитали традиционные религиозные и мифологические мотивы светским сюжетам, и нео-ассирийские цилиндрические печати, вырезанные с тонким искусством и тщательностью, демонстрируют холодную, хотя часто и потрясающую, красоту. Но среди так называемых малых видов искусства самое почетное место должно быть отдано изделиям из слоновой кости, найденным в Ассирии.
Известное в Месопотамии в Раннединастические времена искусство обработки слоновой кости пришло в упадок, чтобы возродиться в середине II тыс. до н. э. под египетским влиянием в Палестине (Лахиш, Мегиддо) и на средиземноморском побережье (Угарит). Процветание финикийских городов, израильского царства и арамейских государств Сирии и их интенсивные торговые связи с Египтом (который снабжал их сырьем) объясняют необычайное развитие этой формы искусства не только в Сирии и Палестине (Самария, Хама), но также и в Ассирии, Иране (Зивийе) и Армении в начале I тыс. до н. э. Нет никаких сомнений в том, что большинство изделий из слоновой кости, открытых в Ашшуре, Хорсабаде и, особенно, в Нимруде – богатейшем из всех мест, были получены в виде дани или взяты в качестве добычи в западных районах империи. Но ряд вещей – чисто ассирийских по стилю и содержанию – должны были быть сделаны в ассирийских мастерских, хотя и трудно решить, изготовлены ли они иноземными (и, видимо, пленными) ремесленниками из Сирии и Финикии или же самими месопотамцами.
Илл. 131. «Мона Лиза» из Нимруда. Слоновая кость. 720 г. до н. э.
Применяемая для отделки кресел, тронов, кроватей, ширм и дверей или же оформленная в виде ящичков, чаш, ваз, ложек, булавок, гребней и ручек слоновая кость обрабатывалась различными способами: гравировкой, рельефной скульптурой; или инкрустировалась полудрагоценными камнями и золотом.
Не менее замечательно и разнообразие мотивов. Помимо чисто египетских сюжетов, таких как рождение Гора или богиня Хатхор, там есть коровы, олень и грифоны, специфически финикийские по стилю, сражающиеся звери, герои с дикими животными, обнаженные женщины или богини, охотничьи сцены и процессии, которые эксперты считают частью сирийскими, частью месопотамскими. Немногие образцы изображают чопорную фигуру «могущественного царя Ашшура», одного или в сопровождении своих солдат. Но зато, например, улыбающиеся женщины («Мона Лиза» из Нимруда), веселые музыканты и танцоры, спокойные загадочные сфинксы, коровы, лижущие своих телят, просто великолепны. Сделаны ли они в Ассирии или нет, изделия из слоновой кости проливают свет и на вкусы их хозяев. Они ясно свидетельствуют, что ассирийцы были чувствительны к изяществу и красоте, точно так же как их многочисленные библиотеки из клинописных глиняных табличек подтверждают их стремление к знаниям.