Империя маурьев древняя индия. Индия после падения государства Маурьев. Классическая эпоха (II в. до н. э. — V в. н.э.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н.э.). Империя маурьев древняя индия


Вопрос 4. Буддийский период. Держава Маурьев. Лекции по истории Древнего Востока

Вопрос 4. Буддийский период. Держава Маурьев

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Одной из характерных черт этой эпохи явилось возникновение и распространение новой религии – буддизма. Памятники буддийской литературы служат наиболее ценными письменными источниками по истории данного периода, который можно условно именовать «буддийским» (V–III вв. до н. э.).

«Буддийский» период – время урбанизации в Северной Индии. В середине I тысячелетия до н. э. происходит некоторая унификация материальной культуры в долине Ганга. Распространяется железная индустрия. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце «ведийского» периода, а к V–IV вв. до н. э. относится основание важнейших городских центров древней Индии. Особо надо отметить крупнейшие крепостные сооружения и остатки буддийских монастырей в Каушамби (столице государства Ватса в V в. до н. э.), цитадель и стены древней столицы Магадхи – Раджагрихи.

Народы Средиземноморья вступили в более или менее регулярные контакты со странами Южной Азии после создания державы Ахеменидов. Настоящее открытие Индии греками произошло во время похода Александра Македонского. После распада державы Александра между его преемниками, эллинистическими царями, и общеиндийской державой Маурьев установились довольно тесные и регулярные связи. При дворе Чандрагупты, основателя династии Маурьев, побывал селевкидский посланник Мегасфен, оставивший описание Индии.

Политическая история Индии второй половины I тыс. д.н. э. впервые свидетельствует о рождении общеиндийской державы. Тогда на ее территории располагалось множество государств разных по своим размерам

В конце VI в. до н. э. многочисленные племена и небольшие государственные образования по течению Инда подчинились Дарию I. Персидские цари приобрели, таким образом, две новые сатрапии, названные Гандхара и Хинду.

Наиболее значительные индийские государства располагались намного восточнее границ державы

Ахеменидов. Это были Магадха и Кошала по среднему и нижнему течению Ганга, Ватса в междуречье Ганга и Ямуны, а также Аванти со столицей в Уджаяни. Борьба за гегемонию между этими четырьмя крупнейшими центрами и составляет главное содержание политической истории Северной Индии VI–V вв. до н. э.

К VI в. до н. э. наибольшее влияние приобрела Магадха, правителям которой и было суждено спустя столетия создать первую общеиндийскую державу.

О магадхской династии Нандов, которой подчинялась большая часть Северной Индии, сохранились лишь смутные исторические предания. Несколько лучше известны события конца IV в. до н. э., когда на территории Пенджаба появились войска Александра Македонского, уже сокрушившего власть Ахеменидов.

Некоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например, Так-сила) или были подчинены силой. Античные источники сообщают о знатном индийце Сандрокотте, который прибыл ко двору Александра, чтобы убедить его продолжать поход на восток и низвергнуть с престола царя из династии Нандов.

Однако дальнейшие завоевания вызвали столь ожесточенное сопротивление населения, что в 325 г. до н. э. от р. Биас греко-македонским войскам пришлось пуститься в обратный путь.

Тогда тот же Сандрокотт стал во главе антимаке-донского движения и после изгнания оставленных Александром гарнизонов повел успешную борьбу с царем Магадхи. Упоминаемое греческими писателями имя Сандрокотта полностью соответствует известному из индийской литературы имени Чандрагупты, который, победив Нандов, основал династию Маурьев (317–180 гг. до н. э.) – наиболее важную в древнеиндийской истории.

Династия Маурьев воцарилась в смутное время. Молодой раджа Чандрагупта подчинил себе всю Северную Индию, выиграл войну с Селевкидами и примерно в 314 г. до н. э. дал название новой династии Маурьи, используя свое родовое имя.

Чандрагупта, его сын Биндучар и особенно его внук Ашока создали большое и могущественное государство, которое включало почти всю Индию, а также территории Пакистана и некоторые районы Афганистана.

Особенно прославился Ашока, который отличался тем, что укреплял государственную власть, развивал хозяйственную жизнь своего государства и принимал активное участие в религиозной жизни.

Империя Маурьев имела следующие особенности.

Во главе маурийского государства стоял царь (раджа), власть которого была неограниченной и носила характер типичной деспотии. Поддерживался культ царя, как и учение о божественном происхождении власти. Но при этом самыми обычными для режима восточной деспотии оставались перевороты и дворцовые интриги.

Империя Маурьев делилась на пять больших областей (наместничеств). Ими управляли, как правило, члены царской семьи (царевичи) а также высшие сановники. Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Таким образом, все нити управления сосредотачивались в царском дворце. Это напоминает административный аппарат «мировых империй» Западной Азии.

При царе существовал совет (паришад) наиболее приближенных сановников. Он имел совещательный характер, но к его мнению царь прислушивался.

Для управления такой обширной империей сложился прочный бюрократический государственный аппарат. Большой штат чиновников обслуживал царский дворец, налоговое и военное ведомство.

Особую роль при царском дворе играли главный жрец (пурохита), и командующий войсками (сенапату).

Раджа как военный предводитель лично руководил войском, состоящим из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Основное оружие для всех родов войск лук, который делали из бамбука или роговых пластин. Содержание войска и армии чиновников требовало огромных средств. И их собирали с населения в виде различных налогов.

Империя Маурьев отличалась большим количеством многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов, хотя и не отличавшихся величественной внешностью. Среди них были столица Паталипутра (нын. Патна), Раджагриху (совр. Раджгир), Варанаси (совр. Бенарес), Шраваси (нын. Савватхи). Караванные дороги и реки соединяли их, способствуя развитию торговли.

Торговали в основном предметами роскоши: украшениями, благовониями, пряностями, драгоценными камнями, хлопчатобумажными и шелковыми тканями.

В эпоху Маурьев стремительно развивались ремесла. Свободные ремесленники объединялись в группы, где хранились и передавались по наследству навыки ремесленного мастерства. Появляется операциализация отдельных видов ремесла кузнечного, оружейного, ювелирного, резьбы по дереву, камню и кости, парфюмерии и т. д.

Однако основным занятием огромной империи Маурьев оставалось земледелие. Развивалось искусственное орошение, осваивались новые земли, и рис становится наиболее выгодной для возделывания культурой.

Духовным фундаментом разноплеменной империи Маурьев стала новая религия государства буддизм. Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. В течение многих веков буддизм мирно сосуществовал с ведийской религией, у которой он позаимствовал некоторые обряды и божества. По сути своей зародившийся в долине Ганга буддизм становится массовой религией, так как был обращен к любому человеку.

Спустя 8 лет после вступления на престол, Ашока сам принял буддизм и, уважительно относясь к другим вероучениям, всячески способствовал его распространению. Он призывал следовать дхарме, или нравственному закону, основанному на таких принципах буддизма как неприменение насилия по отношению ко всем живым существам, религиозная терпимость и поддержка нищенствующих монахов.

При Ашоке были разработаны канонические основы буддизма, построены многочисленные монастыри и 84 тысячи ступ, увековечивающих события жизни Будды и хранящие его реликвии. По всему Индостану и на остров Цейлон были направлены монахи для распространения буддизма. Следуя дхарме, Ашока построил больницы для людей и животных, поддерживал выращивание лекарственных растений и благоустройство дорог для путешественников.

Индийские стамбхи (колонны) символизируют ось Вселенной, которая соединяет Небо и Землю и олицетворяет Мировое Древо Жизни. Стамбха, достигающая в высоту свыше 10 метров, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Венчает стамбху капитель со скульптурными изображениями животных, что означает царские подношения Будде. Самая знаменитая из них – Львиная капитель из Сарнатха. Согласно преданию, столб, несший эту капитель, был установлен в том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Изображение Львиной капители отпечатано на денежных знаках современной Индии.

Рис. 53. Большая ступа в Санчи. III–II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э, ворота I в. до н. э.) Санчи, Индия

В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной. Ее архитектура восходит к индуистским погребальным курганам.

Если ведийская религия основывалась на традиции, передаваемой из поколения в поколение в строго ограниченном кругу жреческого сословия, то теперь выдвинулось учение отдельно взятой личности мыслителя, учителя, который путем долгих размышлений выработал свое видение мира и, странствуя, делился им со своими учениками.

Рис. 54. Львиная капитель стамбхи из Сарнатха. Середина III в. до н. э. Археологический музей, Сарнатх

Один из таких учителей, Будда Гаутама, родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, проповедовал в городах долины Инда, на северо-востоке. Именно его учение превратилось в одну из мировых религий буддизм.

Религиозная политика Ашоки соответствовала новым условиям и потребностям, когда религия постепенно становилась определяющим компонентом цивилизационного развития.

Поддержка нетрадиционных религиозных взглядов, возможно, – проявление борьбы между кшатриями и брахманами. Традиция крайне неодобрительно отзывается о Нандах. Предания отказывают им в знатности происхождения, подчеркивают жадность и жестокость. Аналогичные оценки встречаются и в позднейших повествованиях о правителях из династии Маурьев.

Есть основания предполагать, что цари крупных держав ограничивали привилегии старинной аристократии – кшатриев, порой заменяя их своими ставленниками из менее славных родов. Видимо, они стремились сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство. Вероятно, это не могло не сыграть своей роли в политической судьбе правящих династий.

Несмотря на кажущуюся прочность, империя Маурьев начала распадаться на отдельные государства после смерти Ашоки в 232 г. до н. э. Слишком сильны были различия экономического и общественного развития отдельных частей Индии, населенной к тому же разными племенами.

Былое могущество Маурьев подрывали также и участившиеся вторжения соседей греко-бактрийцев и парфян. Около 180 г. до н. э. династия была свергнута. Последующим правителям не удалось восстановить былого могущества Маурьев, и политическая гегемония Магадхи прекратилась. Северная Индия снова превратилась в мозаику независимых государств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н.э.). История Востока. Том 1

Организация империи Маурьев (317–180 гг. до н.э.)

Государственная администрация была строго организована. Император и окружавший его совет сановников – паришад – выступали в функции центрального исполнительного органа, ответственного за принятие важных решений и проведение их в жизнь. Кроме паришада при императоре был также тайный совет из узкого круга доверенных лиц, а в необходимых случаях собирался и совещательный представительный орган раджасабха, в который входили, видимо, как сановники, так и аристократы из числа прежде независимых правителей, но, возможно, также и выборные от горожан и общин, хотя бы некоторых. Судя по организации отдельных ведомств, в частности военного, для управления ими существовал специализированный штат чиновников, группы которых отвечали за свою сферу деятельности: одни ведали пехотой, другие – боевыми колесницами, третьи – боевыми слонами, четвертые – снабжением и снаряжением войска, пятые – флотом и т.д. Можно предполагать, что аналогичным образом выглядел бюрократический аппарат и в других ведомствах, сведений о которых нет. Косвенно об этом свидетельствуют, в частности, данные об административном управлении городами. Часть городов управлялась чиновниками центра, другие – провинциальными администраторами. Принцип управления был тем же: ведомство делилось на группы специализированных чиновников, каждая из которых отвечала за свой участок работы – будь то контроль за ремесленниками, взимание налогов и пошлин, надзор за ценами и рынками, сохранностью общественных зданий, регистрацией населения и т.п.

Центральному аппарату подчинялись провинциальные, причем характер их варьировал в зависимости от степени важности, уровня развития либо отдаленности того или иного района. В империи было четыре-пять главных наместничеств, управление которыми осуществлялось как наместниками из центра (ими бывали преимущественно царевичи), так и прежде существовавшей там местной администрацией, иногда во главе с местными правителями-раджами. Аналогичным образом, т.е. в форме сочетания централизованной системы администрации с местной, вплоть до общинных органов самоуправления, обстояло дело в провинциях и областях в том числе в тех районах, где сохранялась местная автономия, как, например, в ганах и сангхах с ненаследственной выборной властью правителей.

Содержание громоздкого и разветвленного аппарата администрации, равно как и всех аристократов, воинов и вообще всей сложной государственной структуры, падало на плечи трудящихся, прежде всего крестьян-общинников, выплачивавших в казну шестую долю урожая в качестве ренты-налога и выполнявших различные повинности. Кроме общинного землевладения существовало, как о том уже шла речь, должностное, включая храмово-жреческое (земли брахманов и буддийских храмов, а также иных религиозных организаций и сект), царское и воинское. Все эти формы землевладения были чаще всего условными, а соответствующие земли обрабатывались преимущественно зависимыми арендаторами, а также рабами или кармакарами.

Ашока уделял большое внимание организации судопроизводства, включая кодификацию норм права. Он также строго следил за эффективностью администрации, для чего регулярно раз в три – пять лет устраивал инспекционные ревизии в провинциях, в ходе которых инспекторам вменялось в обязанность строго контролировать действия местных властей и следить за соблюдением норм дхармы. В понятие дхармы Ашока включал и религиозную терпимость, хотя некоторые данные позволяют предполагать, что к концу жизни он становился все более ревностным буддистом, так что именно этот явственный акцент в его деятельности (щедрые дары и пожертвования буддийским храмам, поддержка деятельности буддистов и ограничения по отношению к представителям иных религий, включая и брахманизм) вызывал недовольство в стране, большая часть населения которой продолжала по традиции почитать именно брахманов и брахманизм.

Дело в том, что, несмотря на упадок брахманизма, влияние его и сформированных им еще в глубокой древности институтов, включая систему варн, было во всей Индии очень большим, а распространение этих институтов на всю территорию гигантской империи Маурьев еще более усилило их значение. Здесь стоит заметить, что ориентировавший своих сторонников на монашескую жизнь и поиски нирваны ортодоксальный ранний буддизм Хинаяны, в частности в его наиболее распространенной форме Тхеравады, не соответствовал издревле устоявшейся организации общества с его традиционной системой варн, которая уже самим фактом своего существования как бы реабилитировала древний брахманизм, постепенно трансформировавшийся в более развитую религиозную форму индуизма. Поэтому неудивительно, что демонстративный акцент Ашоки в сторону буддизма вызывал недовольство влиятельных слоев древнеиндийского общества, прежде всего жрецов-брахманов, и что именно это недовольство могло иметь своим следствием ослабление власти императора, может быть, даже и крушение всей с таким трудом создававшейся системы достаточно эффективной централизованной администрации.

Источники смутно и противоречиво говорят о конце жизни Ашоки, но все сходятся в одном: конец его царствования был отмечен серьезными внутренними неурядицами, распрями на верхах, включая дом самого царя, а также усилением дезинтеграционных тенденций в масштабах империи в целом. Есть даже указания на раздел империи между преемниками Ашоки. Все это привело в скором времени к окончательному крушению династии и развалу империи. Попытавшийся было восстановить величие Маурьев под эгидой основанной им династии Шунгов Пушьямитра, один из военачальников последнего императора Маурьев Брихадратхи, которого он убил на военном параде, сумел на некоторое время вернуть под свой контроль отдельные части распавшейся империи. Но далеко не все и, главное, ненадолго: при преемниках Пушьямитры династия Шунгов быстро деградировала, чему способствовали, в частности, затяжные войны с укрепившимся на севере Индии Греко-бактрийским царством.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Индия до империи маурьев

Первые поселения в долине реки Инд появились в IV тыс. до н.э. Между 2700 и 2500 гг. до н.э возникли однородно спланированные города и сформировались первые очаги цивилизации, названные по современным городам, около которых производились археологические раскопки: Мохеджо-Даро, Хараппа.

С середины II тыс. до н.э. в Северную Индию вторгаются арийские племена, завоевавшие племена мундов и дравидов и принесшие совершенно иную культуру, названную в честь памятника религиозной индийской литературы Ригведы – ведийской. Ведийское общество стояло накануне формирования протогосударств. Семьи были патриархальными. Деревней руководил родоплеменной вождь ганапати. Важнейшие вопросы племени и общин разрешались на собраниях – сабхе. Выборный правитель нескольких племен назывался раджа (от санскритского «царь», «правитель»), который должен был защищать подданных. Постепенно власть раджи усиливается за счет сокращения полномочий собрания, и около него образуется совет из глав администрации, военной и жреческой знати – паришад. Постоянную дружину племени возглавлял сенапати. Большое значение приобретает царский жрец и его первый советник – пурохита.

К середине VI в. до н.э. существовало около 16 протогосударств, объединительным центром которых становится г. Магадха. С IV в. в Магадхе устанавливается новая династия Маурьев, наибольшее возвышение которой произошло в III в. до н.э. при царе Ашоке, когда государство становится относительно централизованным. Во II в. до н.э. в Индию вторгаются греко-бактрийцы, и к концу I в. до н.э. держава Маурьев перестала существовать.

Государственный строй империи Маурьев

В это время оформляется концепция единоправителя (чакравартина). Царь возглавлял государственный аппарат и обладал законодательной властью. Являлся военноначальником, верховной судьей (наравне с брахманами) и главой фискального аппарата, организовывал публичные работы, строительство ирригационных сооружений. Его власть была наследственной и обожествлялась. Воцарение сопровождалось особой церемонией – абхишека. Для раджи предписывалось выполнение особой дхармы (круг религиозных, нравственных и общественных обязанностей): охрана подданных, издание указов, наложение наказания, опекунство для малолетних, больных и вдов.

В управлении государством царю помогали министры (мантрины, махаматры), объединявшиеся в совет министров (мантрипаришад). Появляется особая категория чиновников под названием адхъякша. Чиновники назначались царем, но практиковалась и передача должностей по наследству.

Административное деление отличалось сложностью: под реальной властью царя находилась лишь часть территории государства. Страна делилась на провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Пять крупных провинций управлялись чиновниками, а остальные чиновниками – раджуками.

Особенностью местного управления Индии являлась десятиричная система: сельские области состояли из 800, 400, 200 и 10 селений во главе с чиновниками. Низшей единицей территориального управления (деревни – общины) до 1000 семей являлась грамма во главе с выборным старостой грамиком.

Социально-правовой строй

Особенностью общественного строя Древней Индии являлось отсутствие сословий и классов. Там существовали особые сословные группы – варны (букв. «качество», «категория»). Первой была варна брахманов – жрецов, члены которой заведовали религиозными церемониями, законотворчеством и судом (вместе с царем). Второй являлись кшатрии (от санскритского «ранить») – профессиональные войны. Из кшатриев выходили цари. Третья варна – вайши («народ») состояла из общинников и торговцев. Замыкали варновый строй шудры, закон которым предписывал одно лишь занятие – служение трем предшествовавшим варнам, занятие ремеслом и актерством.

Представители первых трех варн именовались «дваждырожденными». Второе рождение связывалось с началом изучения священных книг. Для членов каждой варны существовала своя дхарма – обязанность, норма поведения.

Члены низшей «неприкасаемой» касты назывались чандалами. Ими становились отлученные от варн за различные проступки люди, которым запрещалось жить на одном месте, они должны были носить «одежду мертвых», питаться из разбитой посуды.

В Индии существовало и рабство, источником которого был военный плен, рождение в рабстве, подаренный, купленный, полученный по наследству, по наказанию, самопродажа. Законы ограничивали произвол хозяев по отношению к рабам. Рабы могли иметь семью, собственность, наследовать. Однако раб все же был не личностью, а вещью, а потому хозяин имел право на его жизнь и смерть.

Законы Ману

Жизньграждан подчинялась правилам, носившим более этически-религиозный, чем правовой характер – дхармы. Они содержались в дхармашастрах («наставление в дхарме») – религиозно-правовых трактатах, составленных богословскими школами в I – IV до н.э. и состоящих из трех частей: «Общие правила доброго поведения», «Судопроизводство», «Устав о наказаниях». Дхармасутры («законники») написаны стихами и представляли собой краткие афористические правила. Артхашастры – трактаты о политике и праве. Существовало и понятие закона – ньяя.

Наиболее видной дхармашастрой являются законы Ману, названные в честь прародителя человечества Ману. Они были составлены в период II в. до н.э. – I в. н.э. неизвестной брахманской школой. Состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в стихотворной форме (шлок). Особенностью законов является их религиозная окраска.

Регулирование имущественных отношений. Законы четко различают владение и собственность, и потому охране частной собственности уделено большое внимание. Законы предусматривают 7 способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, милостыня. Первые три способа допускались для всех жителей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайши, седьмой – привилегия для брахманов. Вещи могли приобретаться и по 10-летней давности.

Приобреталась вещь только у собственника. Основным видом собственности была земля, цена которой была фиксированной. Вмешательства в дела собственника запрещались.

Законы предусматривали в основном обязательства из договоров: заем, наем, купля-продажа, хранение и др. Договор заключался в письменном виде. Предусматривалась гарантия договора в виде заклада и поручительства. Запрещалось заключать сделки тайно, без свидетелей, в результате обмана или насилия, пьяным или безумным, старикам, малолетним, уродам, в состоянии гнева или горя. Ограничивалась дееспособность женщин, несамостоятельным членам семьи.

Договор займа свидетельствовал о расцвете ростовщичества с высокими процентами, но разрешалась личная расправа кредитора над должником (принуждение – избиение и морение голодом, путем осады дома). Допускалось и личное обеспечение долга должником и членами его семьи. Должник, жалующийся на кредитора, подвергался штрафованию. Проценты по долгам взимались в виде денег, зерна и пр. Денежный заем для воина составлял 3 %, для вайши – 4 %, шудры – 5 %, брахмана – 2 %.

Купля-продажа считалась действительной при совершении ее при свидетелях и рассматривалась как недостойное занятие для высших каст. Запрещалось продавать товар плохого качества, с весовой недостачей. Купленную вещь в любое время и в течение 10 дней можно было расторгнуть (возвратить вещь).

Договор личного найма относился лишь к шудрам. Условие заключения договора зависело от работодателя. За неисполнение договора взыскивался штраф, а деньги виновному не выплачивались.

Поклажа осуществлялась безвозмездно. За присвоение хранителем чужих вещей, он подвергался испытанию и наказывался.

Брак и семья. В Древней Индии существовала большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Женщина всегда находилась под опекой мужчины: отца, мужа, после смерти его старшего сына. Существовало 8 форм брака, но не все они считались почетными и законными. Брак представлял из себя сделку в виде покупки жены. Брачный возраст для девушек устанавливался в 12 лет, юношей – 16. Межварновые браки не поощрялись, но мужчинам высших варн разрешалось вступать в брак с женщинами низших. Наивысшей дхармой для жены являлось почитание мужа как бога, а после его смерти войти с ним на погребальный костер. Многоженство не поощрялось, но муж мог иметь несколько жен и даже продать жену. В случае смерти бездетного мужа по требованию его родственников жена должна была родить детей от брата мужа или других родственников. Назначение жены было – рождение и воспитание детей. Если же она оказывалась бездетной, то муж мог развестись с нею на восьмом году, если рождала мертвых – на девятом, если рождала только девочек – на одиннадцатом, но если жена была грубой, то развод – немедленно. За измену жену наказывали смертной казнью. Однако проституция с согласия мужа не наказывалась.

Имущество семьи считалось достоянием общим, а после смерти мужа делилось поровну между сыновьями либо передавалось старшему сыну, становившемуся опекуном младших братьев. Наследование было только по закону. Сестры при братьях не наследницы, но братья при выдаче сестер замуж обязывались выделить им приданое в виде 1/4 доли наследства.

Уголовное право и судопроизводство. Переплетение права Древней Индии с религией и моралью особо проявилось в уголовном праве, в котором отсутствует четкое разделение между преступлением и грехом: в одном случае – это телесное наказание и штраф, в другом – искупление вины. К ритуальной нечистоте виновного приводили такие деяния, как убийство брахмана, кража, прелюбодеяние с женой учителя, пьянство. В то же время эти деяния в законах относились к разряду деликтов, влекущих за собою суровое наказание.

В отличии других стран Древнего Востока, не знавших понятия государственных преступлений, в Законах Ману они стоят на первом месте. Это служба врагам, пролом городских стен и городских ворот.

К преступлениям против личности относится всякое насилие над человеком: убийство (смертная казнь в виде посажения на кол, утопление, затравливание собаками, сожжение), телесные повреждения в виде оскорбления действием (штрафы и возмещение расходов на лечение), а за групповые побои предусматривались удвоенные штрафы для каждого преступника. Особенно тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же он не наказывался смертью за убийство, а лишь изгонялся из страны. К оскорблению словами относили «поношение, посрамление и угрозу». Наказание зависело от варновой принадлежности: за оскорбление равного себе наказывали штрафами; шудру, оскорбившего вышестоящего, приговаривали к телесному наказанию – отрезанию языка, губ, рук, ног, кастрацию. Кровная месть отсутствовала.

Прелюбодеяние относилось к великому греху и трактовалось весьма широко: тайная беседа с чужой женой, заигрывания или прикосновения к волосам или платью женщины, услужливость. За все это полагалась смертная казнь. Насильника наказывали отрезанием пальцев, а равного по положению штрафами. Жену-прелюбодейку травили собаками, а ее партнера поджаривали на листе железа.

Имущественные преступления предусматривались в виде кражи и грабежа. Наказание зависело от стоимости похищенного и варновой принадлежности вора. Грабеж крупного рогатого скота, похищение людей, в особенности женщин и драгоценных камней, наказывались смертной казнью. Законы предписывали царя обуздывать беззаконие путем заточения, заковывания в цепи и телесными наказаниями. Применялись и замечания, выговор, штраф.

Казнь различалась простой (отрубание головы) и квалифицированной (сожжение, посажение на кол). Законы упоминают клеймение преступника.

Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей объявлялся царь вместе с брахманом. Законы устанавливают 18 поводов судебного разбирательства: кража, насилие, неуплата долга, заклад, продажа чужого, нарушение соглашения, клевета, спор о границе и т.п. Судебное дело начиналось подачей иска и судебными показаниями истца и ответчика. Стороны могли выставлять поручителей, которые гарантировали исполнение судебных решений. Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик сразу признавал свою вину. При отсутствии полагающихся свидетелей ими могли быть дети, старики, женщины («вследствие непостоянства женского ума»), ученики, родственники и рабы. Лжесвидетельство признавалось тяжким грехом.

Применялся ордалий в виде испытания весами, огнем, водой, ядом и т.п. К нему прибегали с согласия сторон и при отсутствии надежных свидетельств.

 

Древний Китай



infopedia.su

Индия после падения государства Маурьев. Классическая эпоха (II в. до н. э. — V в. н.э.)

Падение империи Маурьев и вторжение племен с севера на  Индостан

В начале II в. до н. э. последний представитель династии Маурьев был убит собственным военачальником. С этого времени начался длительный период политической нестабильности и постепенного распада державы. В I в. до н. э. власть правителей Магадхи уже не распространялась за ее пределы.

Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне — вторжения иноземцев. Первыми появились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Гандхаре. Подробности истории греко-бактрийских государств неизвестны — лишь в общих чертах удается восстановить последовательность правлений царей по выпускавшимся ими монетам. В индийской литературе о греках сохранилась память как о жестоких завоевателях, походы которых достигали бывшей маурийской столицы Паталипутры. В качестве свидетельства культурной ассимиляции можно рассматривать сведения об их поклонении индийским богам, покровительстве буддизму.

Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в Индию проникли восточно-иранские племена — саки (шаки). На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств. Сакские правители, установившие гегемонию над небольшими соседними царствами, начинали именовать себя «великими» и «царями царей». В более крупных государственных образованиях вводилась система наместничеств — сатрапий. Сатрапы (кшатрапы) пользовались значительной самостоятельностью и довольно быстро добивались полной независимости. Анализ изображений и надписей на монетах сакских царей и кшатрапов показывает смешение собственно индийских черт с иранскими и греческими.

На рубеже христианской эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Среди индо-парфянских царьков наибольшей известностью пользовался правивший в Таксиле Гондофар. Позднейшая легенда повествует о том, что он был обращен в христианство апостолом Фомой. Индийские христиане впоследствии относились с особым почтением к святому Фоме. В легенде о его миссионерской деятельности, очевидно, нашли отражение активные связи между Индией и Римской империей.

Империя Маурьев в разные годы - вся северная часть государства - заслуга Чандрагупты, южный «кусок» (Паринда) - его сына Биндусары, а восточнее (территория Калинги) - внука Ашоки.

Империя Маурьев в разные годы — вся северная часть государства — заслуга Чандрагупты, южный «кусок» (Паринда) — его сына Биндусары, а восточнее (территория Калинги) — внука Ашоки. Пунктирная линия на востоке страны — граница прежних македонских владений Александра

Древняя Индия в первые века новой эры

Первые века христианской эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. По-настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в северо-западной части Индии, но в некоторые периоды, возможно, распространяли свою власть на значительные территории в долине Ганга (например, надпись с именем знаменитого кушанского царя Канишки обнаружена возле г. Варанаси).

Находки кушанских монет вплоть до Ориссы свидетельствуют о широте экономических связей в кушанский период. Существование этой огромной державы способствовало культурному взаимодействию Индии с восточноиранским и эллинистическо-римским миром, а также с Ханьской империей. По территории Кушанской державы проходил Великий Шелковый путь.

Для культуры Кушанского государства характерно смешение разнообразных языков, культур и религиозных культов. На монетах правителей, в произведениях искусства мы можем видеть изображения греческих богов и героев (Гелиоса, Геракла), иранских (Ахурамазды, Анахиты), индийских — Шиву с его спутником, быком Нандином, а также Будду и его символы.

Традиция связывает с именем Канишки — наиболее известного из кушанских правителей — проведение IV буддийского собора, строительство многочисленных монастырей и ступ. Канишка — самый любимый герой буддийских легенд после Ашоки. Видимо, действительно при Кушанах буддизм начинает широко распространяться в Центральной и Восточной Азии, становится в полном смысле слова мировой религией.

Власть кушанских правителей в Западной Индии была в значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали себя царями. К первым векам христианской эры далеко зашел процесс культурной ассимиляции саков — на монетах постепенно переставали помещать надписи на каких-либо иных языках, кроме индийских.

Южные государства на территории Индостана в древности

В послемаурийский период происходило становление независимых государств в областях к югу от Индо-Гангcкой равнины. Порой они даже опережали страны Севера в своем социальном и политическом развитии. Найденная в Калинге (совр. Орисса) большая наскальная надпись свидетельствует о расцвете этой области в I в. до н. э.

Местный правитель сообщает о работах по строительству огромного канала, начатого еще при Нандах, а также о своих многочисленных победоносных походах. Слухи об огромной армии царя Калинги дошли даже до Рима — об этом говорится в «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. н.э.). Но судьба государства в последующую эпоху практически неизвестна — очевидно, оно распалось на несколько мелких княжеств.

Описание политической истории большинства древнеиндийских государств основано на случайно сохранившихся источниках, главным образом, немногочисленных царских надписях. Запечатленные в них отдельные яркие эпизоды не всегда могут быть представлены в ряде последовательных событий. Да и сама политическая ситуация отличалась крайней нестабильностью. При удачном стечении обстоятельств внезапно возвышался тот или иной царь, обеспечивший себе поддержку. Но затем эти непрочные альянсы столь же быстро распадались, уступая место иным комбинациям политических сил, а потомки основателей обширных держав продолжали править лишь в своих крохотных исконных владениях.

В истории стран Декана центральное место принадлежало династии Сатаваханов. Основана она была, очевидно, вскоре после распада Маурийской державы, а затем какое-то время соперничала с царями Калинги. На основании средневековых индийских пуран можно отождествить Сатаваханов с династией Андхры (совр. штат Авдхра-Прадеш), что указывает на их связь с районом Восточного Декана. Однако находки многочисленных надписей Сатаваханов позволяют говорить, что в период расцвета государства во II в. н. э. его основные центры находились в Западном Декане. Уже в III в. держава распалась. Местная ветвь династии сохраняла власть лишь на небольшой территории, а гегемония в регионе перешла к государствам Вакатаков и Паллавов.

Мало что известно о древних странах крайнего юга Индостана. Археологические данные свидетельствуют о том, что уже с середины I тысячелетия до н. э. здесь распространялось железо. Довольно рано были установлены связи этих областей по морю с эллинистическо-римским миром.

Еще в эдиктах Ашоки упоминались три области крайнего юга, не входившие в состав его державы. О бесконечных войнах между правителями этих трех государств говорится в классической тамильской поэзии первых веков. Несколько раз предпринимали тамилы вторжения на Ланку. Цейлонские исторические хроники воспроизводят предания об изгнании чужеземцев, захвативших северную часть острова.

Хозяйство и внутриполитическая жизнь Индии классического периода

Рассматриваемый период был временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы. К послемаурийской эпохе относятся буддийские пещерные монастыри и храмы и другие монументальные сооружения. Огромное количество памятников скульптуры первых веков христианской эры позволяет судить не только о религиозных верованиях и художественных вкусах населения, но и о технике работы, высоком мастерстве ремесленников — резчиков и каменотесов.

Произведениями искусства являются и монеты, появившиеся под влиянием эллинистических образцов — с изображениями правителей и надписями на различных языках. Обилие монет — золотых, серебряных и медных — показывает довольно высокую степень развития денежного обращения. Оживленные торговые пути связывали между собой крупнейшие города, такие, как Таксила, Матхура, Уджаяни, Варанаси. Наметилась некоторая областная специализация: Варанаси и Матхура, например, славились хлопчатобумажными тканями, северо-западные районы — шерстяными тканями, вином и лошадьми, Уджаяни — изделиями из драгоценных камней и слоновой кости. Южная Индия — пряностями. Образование Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с областями Центральной Азии.

Уже во II — I вв. до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта. Морское сообщение между этими странами значительно расширилось, когда стали использоваться муссоны для плавания через Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская фактория Арикамеду. Плиний Старший жаловался на то, что товары, привозимые с Востока — из Индии, Китая и Аравии, ежегодно обходятся Римской империи в 100 миллионов сестерциев. Это показывает, что баланс торговли с Римом для Индии был активным. Развивались и собственное судостроение и морское судоходство. В первые века христианской эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной Азией и островами Индонезии, но и начали в этом направлении широкую колонизацию.

О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Вероятно, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности.

Пахотная земля была разделена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство. В нераздельной собственности находились лишь некоторые угодья, пустыри и пастбища. Если глава семьи продавал свой участок, то преимущественное право покупки принадлежало родственникам и соседям продавца. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим членам, но, в свою очередь, требовала от них участия в совместных работах по строительству дорог, рытью каналов, поддержанию деревенских святилищ, а также — в празднествах и обрядах.

Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались, как правило, родственниками и соседями на основе обычного права. Во главе деревни стоял староста, представлявший общину перед государственной властью.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословно-кастовому статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Ведущую, более или менее замкнутую, группу составляли общинники-землевладельцы. Далеко не всегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц.

общество и культура древней Индии

Безземельные работники принадлежали к более низкому слою населения деревни. Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал — прачки, уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники — плотники, горшечники и т.п. Статус лиц каждой категории был, в принципе, наследственным и неизменным, а различные формы социального общения ограничивались, главным образом, кругом лиц того же положения. В пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества — касты.

Каждая каста была эндогамна, и потому все ее члены находились между собой в родстве или свойстве (или хотя бы могли рассматривать друг друга как потенциальных свойственников). Членов касты связывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обряды.

Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, например, были обязаны обслуживать представителей земледельческих каст, но, в свою очередь, имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст.

В экономическом отношении каждая деревенская община сама себя обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. Междеревенские связи имели частично административный характер (несколько крупных поселений составляли территориальное объединение), частично кастовый — члены каждой касты поддерживали тесные отношения друг с другом в пределах порой весьма обширных областей.

Сложившиеся и складывавшиеся к концу древности многочисленные местные касты получали оценку в свете старинных представлений об обществе, разделенном на четыре варны. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам или кшатриям. Вайшьями часто считались городские торгово-ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к концу древности рассматривалась как варна шудр. Еще ниже шудр находились касты неприкасаемых, занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Жили они за пределами деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не осквернять представителей высших каст.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединения осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих членов. Социальный престиж разных профессий, а также место, занимаемое в обществе той или иной кастой, были неодинаковы — например, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем простые каменщики, кузнецы или ткачи.

Работали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, впрочем, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далеких странах. В результате подобных операций купцы не только обогащались, но и приобретали значительное влияние на развитие городского ремесла. Трудно сказать, насколько широкими были экономические связи города с сельской округой. По-видимому, городское ремесло обслуживало прежде всего нужды политической элиты — царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно более развитой, нежели внутренняя.

В деревне и особенно в городе широко применялся наемный и принудительный труд. Квалифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников, а работы особо тяжелые и грязные были, видимо, уделом рабов. Состоятельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев, выплачивая им постоянное жалованье или гарантируя долю прибыли, а в домашнем быту использовали рабов.

Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить лишь по воле хозяина. Закон почти не вмешивался в отношения хозяина и раба, и если были ограничения произвола, то, преимущественно, неписаным обычаем. Теоретически рабы не должны были иметь никакой собственности, ибо сами принадлежали хозяевам, однако фактически они могли владеть имуществом, и потому в Артхашастре содержится предписание, чтобы хозяин не присваивал наследства своего раба, если у того оставались родственники.

Помимо полного рабства существовали и другие формы зависимости. К рабам в широком смысле слова часто причисляли лиц, отрабатывавших долг в течение определенного срока. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с рабами, однако их юридическое положение отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу или заставить выполнять нечистые работы, если выполнение таковых было запрещено их кастой. Семейство такого должника оставалось свободным, а сам он не терял принадлежности к своей касте.

Некоторые наемники — поденщики, батраки — почти не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Использование их представляло особые выгоды во время сезонных работ. Систематический труд по найму являлся уделом низших каст, не имевших собственных средств производства, и для них это стало не только экономической необходимостью, но и религиозным, кастовым долгом. По договору о найме они выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.

Как и в других древних обществах, большинство населения составляли земледельцы-налогоплательщики. Традиционный размер налога составлял шестую часть урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму. Земли, принадлежавшие ученым брахманам, храмам и монастырям, как правило, освобождались от уплаты налогов. В источниках встречаются упоминания о «хозяевах деревень», имевших права на получение податей. Происхождение и оформление таких прав было различным. Порой речь идет о старинном господстве аристократической фамилии в той или иной местности. Известно, что в процессе образования классового общества и государственности племенные вожди и родовая знать сосредоточивали в своих руках распоряжение общественными богатствами.

В крупных государствах подобное владение, иногда обширной территорией, требовало утверждения со стороны верховного правителя. Последний редко решался полностью уничтожить привилегии знатной семьи или династии — это грозило бы опасным возмущением наиболее влиятельного социального слоя. Однако центральная власть стремилась закрепить наследственные права за наиболее лояльными ее представителями, а порой проводила политику перемещения местных правителей с тем, чтобы ослабить их сложившиеся связи с населением определенной области.

При таких перемещениях на самые видные места выдвигались родичи и сподвижники правителя-гегемона, а предоставленные им земли рассматривались как временное «кормление», которое всегда могло быть отобрано. В то же время действовала и противоположная тенденция — земли, полученные лишь на время, при условии несения службы, царские сановники стремились превратить в свои наследственные владения и, в конечном счете, укрепить свою власть вплоть до получения полной независимости. Распространенная практика «кормлений» способствовала, таким образом, политической нестабильности.

Конец эпохи характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялись кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности в историографии рассматриваются как главные признаки перехода к новому периоду — средневековью.

ageiron.ru

Государственный строй Индии эпохи Маурьев. Древний Восток

Государственный строй Индии эпохи Маурьев

Государственная система эпохи Маурьев сравнительно хорошо известна, главным образом благодаря тексту «Артхашастры», написанному, по преданию, министром царя Чандрагупты Каутильей, а также свидетельствам Мегасфена и надписям Ашоки. Во главе маурийского государства стоял царь, который пользовался неограниченной властью, что подчеркивает и автор «Артхашастры», буквально отождествляя царя с его государством; об этом же говорят и надписи Ашоки, призванные утвердить его личную власть над всеми территориями страны. Впрочем, при царе существовал совет наиболее приближенных сановников (паришад), в котором обсуждались государственные дела и осуществлялся контроль за выполнением царских распоряжений. Особое внимание уделялось безопасности государя, который располагал штатом тайных агентов, докладывавших ему по ночам о своих наблюдениях.

Крупный аппарат государственных чиновников ведал как делами дворца, так и осуществлением власти на местах. Среди чиновников важную роль играли писцы, которые переписывали царские указы, сборщики налогов, которые действовали в разных концах государства, а также смотрители за строительством дорог, за разработкой рудников, отловом слонов в лесах и т. п. Собираемый с сельскохозяйственного населения налог составлял обычно шестую часть урожая; те селения, которые поставляли воинов или были задействованы в строительстве дорог, укреплений и т. п., освобождались от уплаты налога. Непосредственная власть царя распространялась главным образом на его исконные владения; более удаленные от центра территории находились в вассальной зависимости от царя — здесь оставались править прежние наследственные раджи, которые платили дань «великому царю».

Власть царя была по-прежнему освящена особыми царскими ритуалами; считалось, что в личности царя воплощено процветание страны, ее плодородие и благополучие подданных; как и в предыдущую эпоху, особую роль при дворе играл «пурохита» — царский жрец. Древнеиндийские цари проживали в роскошных дворцах, с большим количеством придворных и слуг. Время от времени цари совершали поездки по своей стране — в сопровождении советников, гарема и прочих придворных лиц.

В то же время в Древней Индии существовали государственные образования, в которых присутствовала монархическая власть или же она играла подчиненную роль. Это были объединения племен — они управлялись племенными советами, составленными из наиболее авторитетных и родовитых представителей племен. Власть их могла функционировать в сочетании с властью раджи, но последний был всецело подчинен воле совета. Такого рода управление существовало в государстве Вриджи, где главенствовало племя личчхавов, а также у народа шакьев, выходцем из которых был Будда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Trojden | Образование державы Маурьев в Индии: Михайловский Ф. А.

Глава 6

Наступление железного века привело к значительному расширению территории древних цивилизаций. Появились новые государства — Мидия, Лидия, Израиль. Финикийские колонии распространились далеко на запад.

Вместе с тем государства стали богаче, государственная власть — прочнее. Ассирийские цари создали первую в истории военную державу.

Железный век наступил также в Индии и Китае. Плуг с железным лемехом позволял распахивать земли, далёкие от речных долин с их мягкими почвами, а железный топор — расчищать дремучие леса. На крупных реках стали строить плотины и орошать земли, чтобы получить хороший урожай. Образовались новые государства, превосходившие своим могуществом другие страны и подчинившие своей власти многие народы, — держава Маурьев в Индии, империи Цинь и Хань в Китае, Персидская держава. С историей этих государств Древнего Востока вам предстоит сейчас познакомиться.

Почему могущественные державы Древнего Востока могли образоваться только в железном веке?

Какой след в истории оставили великие державы Древнего Востока?

1. Переселение ариев в Индию. В середине II (2) тысячелетия до н.э., когда Хараппская цивилизация в долине Инда уже угасла (см. § 10), часть племён ариев отправилась на восток, в Индию. Тех, кто добрался до Индии, принято называть индоариями. Одни племена оседали в долинах рек, другие медленно, в течение жизни многих поколений, продвигались дальше. Кочевникам всегда требуются новые пастбища, ведь их главное богатство — скот.

Древняя Индия

Между племенами нередко возникали кровопролитные столкновения из-за пастбищ и стад. Не зря на языке переселившихся в Индию индоариев слово «война» означало «стремление добыть коров», а «вождь» назывался «защитником коров». В Индии индоарии перешли к оседлому земледелию и скотоводству. Они подчинили себе местное население, частью вытеснили его в южные районы Индии, частью смешались с ним, образовав единый народ — индийцев. В начале I (1) тысячелетия до н.э. индийцы научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега Ганга, второй великой реки Индии.

Какие источники свидетельствуют, что в прошлом индоарии были кочевниками?

2. Цивилизация в долине Ганга. Долину Ганга покрывали джунгли — непроходимые тропические леса. Древнегреческие писатели (в том числе Геродот) рассказывали про огромные индийские деревья. В тени такого дерева могли укрыться 50 всадников.

Железный топор справился с джунглями. Индийцы вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, выжигали джунгли огнём, расчищая участки для поселений и посевов. Выращивали пшеницу и ячмень, а на заболоченных местах — рис. Индия — родина сахара (само это слово индийское по происхождению), а также хлопчатника, из которого индийцы изготовляли тонкие и прочные ткани. Древнегреческие писатели рассказывали о «тростнике, который даёт мёд, хотя и без пчёл».

В долине Ганга образовалось несколько небольших государств с раджами (царями), войском, чиновниками и знатью. О борьбе племён ариев с местным населением и друг с другом, об освоении долины Ганга и об истории первых индийских государств известно мало. В это время у индийцев имелась своя письменность (важный признак цивилизации), но писали они в основном на пальмовых листьях, которые не могли сохраниться во влажном климате Индии. Позднее были записаны гимны и молитвы, мифы и легенды, песни и поэмы, древние законы. О жизни и верованиях народов Индии во времена прихода ариев можно узнать из двух великих поэм — «Махабхарата» и «Рамаяна». В поэме «Махабхарата» рассказывается о войне между двумя царскими родами — Пандавами и их двоюродными братьями Кауравами, в которую вмешивались боги. Центральная часть поэмы посвящена описанию великой битвы, в ходе которой победили Пандавы.

Главная тема поэмы «Рамаяна» — приключения царевича Рамы и его верной жены Ситы. Рама женился на Сите после того, как сумел победить в состязании женихов — натянуть огромный лук бога Шивы. Долгие годы Рама и Сита жили в любви и согласии. Но на них обрушились испытания — вначале изгнание в джунгли, затем похищение Ситы злым демоном Раваной. Рама искал Ситу по всей Индии. Он заключил союз с мудрым Хануманом — советником царя обезьян. Рама и Хануман во главе войска обезьян добрались до царства Раваны и вступили в битву с чудовищем.

Каменная колонна времени царя Ашоки

Рама поразил Равану в сердце волшебной стрелой и освободил свою жену.

1. Почему в долине Ганга цивилизация возникла только в железном веке?

2. Сравните древнеиндийские сказания с известными вам легендами Древнего Востока. Что между ними общего, а в чём различия?

3. Индийские варны. Население Индии разделялось на четыре неравноправные группы — варны. Индийцы верили, что бог Брахма создал людей из частей своего тела, и этим объясняли происхождение варн.

По преданию, из своих уст Брахма создал варну жрецов — брахманов, а потому только они могут говорить от имени богов. Из могучих рук Брахмы возникла вторая варна — знатных воинов. Раджи обычно происходили из этой варны. Из бёдер Брахмы была создана третья варна — крестьян-земледельцев. Наконец, из ног Брахмы возникла низшая варна — слуг, называемых шудрами. Члены всех четырёх варн считались свободными людьми, но были ещё и рабы, полностью зависимые от хозяина.

Чем выше варна человека, тем больше у него прав. В древнеиндийских законах говорилось, что брахманы самые главные. Даже царю следует уважать 10-летнего мальчика-брахмана, как сыну — своего отца. И всё же варны — это не разделение людей на богатых и бедных. Шудра, например, мог стать богачом, а какой-нибудь знатный воин — впасть в нищету. На варну не влияли жизненные успехи или неудачи. Изменить свою варну человек не мог и умирал тем, кем родился.

На какие группы было разделено население Индии и чем они отличались друг от друга?

4. Верования древних индийцев. Индийцы поклонялись многим богам. Главными богами у индийцев считались три божества: бог Брахма — создатель и правитель мира, бог Вишну — хранитель мира, борец с силами зла, бог Шива — разрушитель. Чтили индийцы и слоноголового бога мудрости и благополучия Ганёшу, бога огня — Агни, бога грома и молнии — Индру.

По представлениям индийцев, души есть не только у людей, но и у животных и даже у растений. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что ожидает человека после смерти, зависит от его кармы, то есть от всех его поступков — хороших и плохих. Правильно проведённая жизнь может избавить от вечного переселения душ, а человек, творивший зло, может в следующей жизни стать растением или животным. Одной из особенностей верований древних индийцев было почитание животных — коров, обезьян, слонов, тигров.

На рубеже VI (6) — V (5) веков до н.э. в Древней Индии возникла новая религия — буддизм. Основателем этой религии был индийский мудрец Гаутама, прозванный Буддой (Просветлённый). В своих проповедях Будда утверждал, что жизнь — это страдание, причина страданий — человеческие желания (богатства, власти, любви), которые приводят к новым перерождениям и страданиям. Избавиться от них можно, лишь избавившись от желаний. Каждый может пройти путь избавления от желаний и достичь нирваны — успокоения, свободы души. Для этого нужно не причинять зла всему живому, не лгать, быть щедрым, обуздывать гнев и зависть.

1. В чём состоят особенности верований древних индийцев?

2. Что нового содержалось в учении Будды?

Брахма

5. Держава Маурьев. Большая территория, непроходимые джунгли, многочисленность населения, разделение его на варны — всё это затрудняло объединение страны. Но в III (3) веке до н.э. почти вся Индия, включая долины Инда и Ганга, была впервые объединена под властью царей из династии Маурьев.

Будда. Каменная скульптура

Наибольшего расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (273 — 232 гг. до н.э.). По утверждениям древнегреческих писателей, армия державы Маурьев состояла из 600 тысяч пеших воинов, 30 тысяч всадников и 9 тысяч боевых слонов. Длина крепостных стен Паталипутры, столицы государства, составляла 30 километров.

В молодости Ашока вёл постоянные войны. Но затем он узнал об учении Будды и раскаялся в своей жестокости. С тех пор Ашока стал создавать в своей стране больницы, гостиницы, хорошие дороги. Он заботился об охране животных и растений. Ашока много сделал для распространения буддизма в Индии.

Держава Маурьев просуществовала недолго. Вскоре после смерти царя Ашоки она распалась, но даже временное объединение Индии имело большое значение для развития её хозяйства и культуры.

Современный мир многим обязан древним индийцам. Они изобрели цифры, которыми мы пользуемся и сейчас, хотя неточно называем их арабскими. Шахматы придумали тоже индийцы. Фигуры на доске напоминают древнеиндийскую армию с её пешими воинами, конницей и боевыми слонами.

Каменные ворота перед буддийским святилищем в Индии

1. Почему Индия долгое время оставалась раздробленной на множество государств?

2. Найдите на карте (с. 110) реку Ганг, город Паталипутру, границы державы Маурьев при Ашоке.

3. Подумайте, как буддизм помогал царю Ашоке управлять страной.

1. Докажите фактами, что индоарии создали в Индии новую цивилизацию.

2. Объясните значение слов: раджа, джунгли, варна, брахман, шудра, буддизм.

3. Что из созданного индийцами в древности используется людьми и сейчас?

4. Сосчитайте, на сколько веков позже произошло объединение Индии по сравнению с объединением Египта в одно царство.



trojden.com

Индия в буддийский период. Держава Маурьев.

Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причём земледелие уже явно преобладало, а скотоводство имело подсобное значение. Наряду с возделыванием полевых культур — риса, пшеницы, ячменя, а также проса, бобовых, сахарного тростника, хлопка, кунжута — большое значение приобретают садоводство и огородничество.

Ремесленники населяли главным образом города и занимались обслуживанием нужд государства и потребностей рабовладельческой знати в предметах роскоши и в предметах, которые не производились рабами и челядью в домашнем хозяйстве этой знати.Рост торговли привёл к появлению металлических денег. Ещё в первые века I тысячелетия до н. э. в качестве денег использовались куски или связки кусков меди, серебра или золота определённого веса (нишка). В V—IV вв. до н. э. появляются серебряные монеты, называвшиеся каршапана, или дхарана. Возможно, что ещё раньше появилась медная монета. Однако простой обмен товаров, видимо, продолжал оставаться важной формой торговли.

В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т. п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего — крупным денежным Древнеиндийский город штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев. Торговля некоторыми товарами — продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками — являлась царской монополией.

На древнеиндийском языке — санскрите — понятие «раб» передавалось словом даса, что означало не только «раб», но и «слуга». Особого наименования для понятия «раб» у древних индийцев не выработалось, и термин «даса» обозначал людей с разной степенью личной зависимости до рабской включительно. В древнеиндийских сборниках законов упоминаются многочисленные категории даса (до 15), причём людей, принадлежавших к некоторым из них, никак нельзя считать рабами в точном смысле слова.Основными источниками рабовладения в IV—III вв. были обращение в рабство военнопленных, продажа или заклад свободных, распространённая шире, чем раньше, долговая кабала, обращение в рабство в наказание за преступление; дети рабыни также были собственностью её хозяина.

Рабы были такой же собственностью своих хозяев, как и всякое другое имущество. Раб — двуногое (двипада) — также мог продаваться, закладываться, обмениваться и т. д., как и домашний скот—четвероногое (чатушпада), но в своей производственной деятельности раб был тесно связан с младшими членами большой патриархальной семьи и прочей домашней челядью. Вследствие этого и в повседневной жизни его отношения с хозяином отличались патриархальной простотой

Другой основой общины помимо коллективного владения землёй было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, превращавшее общину в самодовлеющее экономическое целое. Почти весь продукт производился для непосредственного потребления самой общины, а не, на продажу.

Прочность индийской сельской общины была главной причиной, мешавшей широкому развитию рабовладельческих отношений в Индии. Кроме того, существование .общины тормозило развитие частной собственности на основное средство производства — на землю. Поэтому для Индии на протяжении всей рабовладельческой эпохи была характерна государственная верховная собственность на землю. Эта форма собственности позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только беспощадно эксплуатировать рабов, но и посредством налогов грабить свободное население Индии.

Как уже указывалось выше, в большинстве индийских государств еще до объединения их под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие.Идеологами господствующего класса усиленно поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царско ри царе был совет — паришад, состоявший из представителей знатнейших семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции.й власти. Основой государственного административного деления было село — грама. Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сёл, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток — в сотню, десять сотен — в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли чиновники, получающие жалованье

Для содержания государственного аппарата требовались большие средства. С земледельцев-общинников налоги собирались в виде доли урожая — бхага; согласно источникам, традиционной долей была 1/6, но возможно, что выражение гиадбхага (шестая доля) было только условным термином. Брался налог натурой также со скота, с садов и т. д.

В буддизме есть понятие «три драгоценности», охватывающее важнейшие элементы новой религии, это – Будда, дхарма и сангха.

Легенда гласит, что царевич Сиддхартха Гаутама после долгих поисков обрел истину и стал Просветленным (Буддой)

Второй «драгоценностью» считается дхарма – та самая истина учения, которая открылась достигшему просветления и которую он поведал миру.Нищенствующие монахи и составляют третью «драгоценность буддизма». Совокупность их носит наименование сангха – этим словом в Индии назывались всевозможные общины и объединения. Сангха – местная монашеская община.

Империя Маурьев — государство в древней Индии 317—180 до н. э. со столицей в Паталипутре (сейчас город Патна).

Государство Маурьев получило историческую значимость вскоре после походов Александра Македонского как результат борьбы Чандрагупты с царями империи Нанда. Чандрагупта, известный греческим авторам как Сандракот, пытался привлечь Александра Македонского на свою сторону, но без успеха, и впоследствии расширял своё государство без помощи греков.

Созданная им империя Маурьев находилась в постоянном контакте с Селевкидами и Греко-бактрийским царством.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета при императоре Ашоке, который подчинил огромную территорию и распространил буддизм.

Империя пала примерно через 50 лет после смерти Ашоки в результате заговора Шунга, когда была установлена новая династия.

 

Воинственные племена оказали македонцам ожесточенное сопротивление. В ходе трудной и опасной войны Александр Македонский подчинил весь этот регион, впервые, таким образом, ликвидировав его раздробленность.

После того как основная часть войск Александра во главе с ним самим покинула Индию, единство это сохранилось, но теперь уже в связи с желанием изгнать или уничтожить греко-македонские гарнизоны. Возглавил движение против завоевателей знатный индиец, родом из Магадхи, Чандрагупта Маурья. В 317 г. до н. э. последние остатки македонской армии ушли из Индии. Тогда Чандрагупта стал хозяином положения в этой части страны. Вскоре он одержал победу над правителем Магадхи и прошел церемонию помазания на царство в ее столице – Паталипутре (совр. Патна). Так была основана династия Маурьев, при Чандра-гупте владевшая всей Северной Индией.

Больше всего сведений сохранилось о внуке Чандрагупты – Ашоке, который занимал маурийский престол в середине III в. до н. э. Дело в том, что обнаружены многочисленные надписи, высеченные по приказу этого царя на скалах и специально сооруженных колоннах.

Каждые пять лет из столицы государства Паталипутры и из наиболее крупных региональных центров царские посланцы отправлялись в объезды по провинциальным городам, крепостям и даже мелким местечкам. Они приказывали оглашать под звуки барабана «царские эдикты» перед толпами собравшегося народа. Органы местного самоуправления должны были заботиться о том, чтобы царское слово было запечатлено на камне, а по календарным праздникам вновь и вновь звучало публично.

Основным содержанием эдиктов является дхарма – этико-религиозные наставления, близкие к учению буддизма. Царь объявляет в своих указах, что такое религиозный долг. Это прежде всего общечеловеческие нормы поведения: почтительное отношение к старшим, дружественное – к близким, милостивое – к сирым и убогим, к рабам и наемным работникам.

Согласно буддийским преданиям, Ашока Маурья был правоверным последователем Будды и думал только о том, как бы распространить учение Будды и облагодетельствовать буддийскую сангху. В этих легендах есть доля истины. Именно при Ашоке в Индии начали широко строить ступы – курганообразные сооружения, нередко содержащие реликвии, типа зуба Будды или его волоса

Держава, впрочем, оказалась весьма непрочной: слишком уж неоднородными были составлявшие ее части. Уже в начале II в. до н. э. династия Маурьев пала. Ее наследники удержали за собой лишь те территории долины Ганга, которые были объединены еще до Маурьев. Южные области (так называемый Декан), получив с севера мощный импульс социально-политического и культурного развития, далее стремились развиваться самостоятельно, образовав несколько государств с местными династиями.

Особенно запутанными оказались исторические судьбы Северо-Западной Индии (бассейн р. Инд). Еще в середине III в. до н. э., после распада державы Селевкидов, на границах Индии образовалось Греко-Бактрийское царство. Греческие правители Бактрии в начале II в. до н. э. стали совершать походы на восток, пользуясь ослаблением Маурьев и их наследников. На северо-западе Индии возникли небольшие царства, во главе которых стояли греческие военачальники.

Чуть позже, в I столетии н. э., греков стали теснить иранцы, наступавшие как из областей Средней Азии, так и с территории собственно Ирана. Рядом с греко-индийскими появились индо-скифские и индо-парфянские владения. Среди индо-парфянских царей самым значительным был Гондофар (правил в 21–46 гг.). При его дворе, по преданию, жил апостол Фома, прибывший в Индию для распространения христианства.

Возникает смешанная культура, соединяющая эллинистические, иранские и индийские элементы

Веках до н.э Индия в 1-5

Однако уже со второго века до нашей эры грозная империя пришла в упадок. Значительная часть ее земель была захвачена соседними государствами. Одним из них стало царство Кушан. После его распада в первых веках нашей эры вновь стала набирать силу империя Магадха, которая в 4–5 веке уже контролировала большую часть полуострова Индостан.

В I в. н.э. в Северо-Западных районах Индостана появились кушаны народ, пришедший сюда из Китая. Кушаны включили Зеверо-Западную Индию в свою великую империю, которая достигла расцвета при царе Канишке (II в. н.э.). С его именем связан подъем экономики огромной территории. Когда Канишка взошел на престол, границы его империи простирались от Центральной Индии, включая районы современных Афганистана и Пакистана до долины Ганга. П его владениям проходили выгодные торговые пути. Так, на север шел Великий шелковый путь, торговая артерия между Китаем и Римской империей. Морские пути связывали дельту Инда с Персидским заливом, из западных индийских портов отчаливали корабли, направляясь в Александрию.

Правление Канишки отмечено миром и политической стабильностью, подъемом культуры и распространением северного буддизма. В таких условиях индийские искусство процветало. Выдающиеся произведения искусства скульптуры создавались в Гандхаре и Матхуре основных культурных центрах эры Канишки.

Канишка приинял буддизм и был ревностным его покровителем. В кушанскую эпоху буддизм начал превращаться в мировую религию. Еще с эпохи Маурьев наметившиеся расхождения между учениями разных школ буддизма зашли так далеко, что уже можно говорить о двух направлениях - Махаяна (Большая колесница или широкий путь) и Хинаяна (Малая колесница или узкий путь). Бурный процесс буддийской экспансии был связан с провозглашением широкого пути спасения. При Канишке состоялся Буддийский собор, определивший основы вероучения реформированного буддизма и окончательно оформивший принципы Махаяны. С именем Канишки связывают основание знаменитых монастырей, возведение многих священных для буддистов сооружений ступ и буддийских храмов.

Власть кушан на индийских территориях оказалась недолговременной. Уже к концу II в. от империи отошли области в долине Ганга, а к концу III в. под властью кушан в Индии оставалась лишь небольшая территория по среднему течению Инда.

В IV в. в долине Ганга вновь возникла большая империя во главе с династией Гупт. Область Магадхи, как и во времена Маурьев, становится центром цивилизационного развития. Появляются условия для возникновения нового государства общеиндийского масштаба со столицей Паталипутра.

Первым великим правителем новой империи стал Чандрагупта I, который в 320 г. принял императорский титул правителя великих царей. За годы своего правления он оправдал свой титул, ибо к моменту его смерти (335 г.) Гупты владели всей территорией бассейна Ганга. Но только при сыне Чандрагупты I Самудрагупте династия приобрела действительно императорский статус. В результате пятнадцати лет жестоких завоевательных войн ловкий и удачливый полководец Самудрагупта превратил государство Гупт в самую мощную силу. Установив Мир Гупт, этот грозный завоеватель остаток жизни прожил как интеллектуал, художник и покровитель искусств, как стойкий и последовательный защитник веры. При Гуптах роль буддизма заметно снизилась. Самудрагупта и большинство других императоров династии поклонялись индуистскому богу Вишну. Со времени Гуптов можно уже говорить о сложившемся индуистском культе, о комплексе религиозных верований, который называют индуизмом. При этом всех императоров династии отличали веротерпимость и теплое отношение к буддизму.

Наивысшего расцвета цивилизация достигла в правление Чандрагупты II (335 380), которого древнеиндийская традиция называет Викрамадитья (Солнце могущества). Годы его царствования годы мира, стабильности и процветания, золотой век цивилизации, выразившийся в высочайшем расцвете искусства, литературы и религии. Возникла изысканная и глубоко духовная величайшая культура классической Индии, которая оказала влияние на развитие других народов, а ее наследие живо и актуально и в наши дни. Золотой век длился с IV по V вв., а затем наступило время внутренних распрей и возобновившихся военных вторжений, но уже новых завоевателей гуннов-эфталитов. На выдержав изнурительных войн, крупнейшая империя древности распалась, и ее конец завершил историю Древнеиндийской цивилизации.



infopedia.su