Найдено место, где стоял Сарай, столица Золотой Орды
Сегодня в "Известиях" почти полоса (так в газете называется страница) отдана под мой текст об обнаружении так называемого Старого Сарая (или просто Сарая) -- столицы Золотой Орды. Сенсация в том, что его, оказывается, в 1320-х годах затопил Каспий, город пришлось перенести, так возник Новый Сарай у нынешней деревни Селитренное Астраханской области.Даю здесь авторский вариант. В газете пришлось сделать попроще вводку, плюс были существенные сокращения. Открытие сделал мой друг Саша Пачкалов, историк, благодаря любезности которого "Известия" сообщили об этом раньше не просто всех обычных СМИ, а даже раньше официальной научной публикации.
Окончательный Сарай
Историк Александр Пачкалов нашел место, где стоял Сарай. Тот, что столица Золотой Орды. Искали и до него, да не там. Сарай, оказывается, Каспий затопил. Потом волны схлынули, тут и Пачкалов подоспел. Но непатриотичное вышло открытие. Вместо цепей и кандалов, приличных «давителям Руси», взорам предстает подернутый туманом русских слез Китеж-град. А из могил тянут руки монгольские ханы, претендующие на лавры учителей русских. Что теперь делать, памятник ставить Батыю? Да, недаром мастодонт российской исторической науки, Владимир Григорьев, сто лет назад предупреждал: не ищите Сарай возле деревни Красный Яр Астраханской губернии. Ибо обрящете, но не возрадуетесь.
Евгений Арсюхин Карта из школьного учебника истории. Русь – крошечное красное пятнышко в левом углу. Через гигантское пространство, закрашенное в болотный цвет, маршируют черные буквы – «Золотая Орда». Болото обступило Москву, Владимир, Новгород, миг - и поглотит. Я этого не допущу. Я беру красный карандаш. Провожу две жирные стрелки от Москвы – в самое сердце Орды. К столицам, Сараю Бату и Сараю Берке. В моем воображении – русские танки, они врываются в логово врага. Солдаты патронов не жалеют – «это вам за Козельск», «это – за Александра Невского». И за Москву получи, монгол поганый!Пачкалов на том же учебнике вырос. Но не сыскалось у него под рукой красного карандаша. То, что мне хотелось стереть в свинцовый порошок – его заинтриговало. Принялся изучать Орду. И вот, меня посрамил – не туда, говорит, карандашиком-то тыкал. Не там у Орды столица была. Но мне не стыдно за свою ненависть. Чем я хуже своего народа? Русские Орду вытравливали из себя столетиями. Вон над словом как поизмывались. «Сарай» - по-тюркски значит «дворец». А в русском? Случайно, думаете?
Орда на Гудзоне
- Тебя монгольщина не давит? Князья убиенные во сне не являются? – спрашиваю Пачкалова. Все, думаю, смутил. Куда там:- Я в Волгограде вырос. Мальчишки ордынские монеты собирали банками. Красивые: с верблюдами, зайцами, цветками. Что за напасть: говорят, дикари - а монеты вон какие, думал я. Решил – врут. Царицын, Саратов, Самара, Симбирск – все на старых татарских городищах стоят. В истории стыдного нет ничего. Пачкалов читает лекции в Германии. И в США, в Колумбийском университете, что прямо на Манхеттене, в самом чреве той Орды, атлантической. Говорит – американцам интересно. Там и объявил, что нашел подлинный Сарай. Дебелые заокеанские студиозусы, вскормленные на отборных гамбургерах, внимают истории про поселок Красный Яр под Астраханью. Где Сарай и был. - Представляете, - говорит аудитории Пачкалов, - Жители Красного Яра даже не знают, что именно здесь стоял дворец Батыя, тут бывал Александр Невский, погиб святой Михаил Тверской… Уж и не знаю, как американцы представляют себе этот Красный Яр. У русского с ассоциациями лучше. Полдневный зной. Пыльные улицы. Мухи роятся вокруг поспевших арбузов. Сельмаг не приехал – пить что будем? Говорят, на танцы придут туристы – эти, из палаток, рыбу все ловят. Пошли, позырим.Мало ли сонных городков в Америке? И у каждого американского мальчишки есть мечта - вдруг найти за околицей пиратское сокровище. Но уже нет зарытых пиастров в самой богатой стране мира. А в нищей России – навалом. Вот и идут будущие историки Колумбийского университета послушать счастливого русского. А русский такой счастливый, что самому страшно. Раскопки бы в этом Красном Яру приличные сделать. Заповедник открыть. Да на какие шиши?
Проклятие Розового Сада
Так что такое с этим Сараем? Почему на школьной карте их два, да оба не те?Давайте про Карфаген сначала. Он был разрушен. Римляне сравняли с землей не только стены, но и память о столице враждебного государства. А через век – вернулись и имя, и город. Незачет, гаи валерии. У нас учитесь.Русские убили свой Карфаген на совесть. Кирпичи и те растащили – а городок был немал. Говорят, из конца в конец на верблюде – полдня. Понятно, улочки узкие, не разгонишься. И тем не менее: больше Лондона.Когда двести лет назад историки принялись отматывать назад ленту времени, кандидатами на Сарай стали два крупных городища. Селитренное – в Астраханской области, на берегу Ахтубы (в Средние века здесь текла Волга), и Царев у Волгограда. Там и там – голое поле, но в земле – фундаменты столичного замаха. А из монет и старых книг историки знали, что был просто Сарай, а был еще какой-то Новый Сарай. Вот Селитренное и стало Сараем, или Сараем Берке, а Царев – Новым, или Сараем Бату. «Бату» и «Берке» - для красного словца придумали, нет в летописях такого.А потом конструкция затрещала. Царев оказался гигантским дворцом, который по ходу пьесы оброс виллами знати и скворечниками прислуги. Поселение называлось Гюлистан, то есть Розовый Сад . Селитренное, как выяснилось - это Новый Сарай. А что со Старым Сараем, настоящим? С тем, который встал сразу после покорения Руси? Куда устремились на поклон униженные, побежденные русские князья? Откуда пришли к нам численники – и считали, считали людей по головам, как скот, чтобы собирать дань? Думали, он сыщется где-то на окраине Селитренного. Городище-то гигантское. Несколько лет назад лопнула последняя надежда. Копнули непосредственно в современном поселке Селитренное, под домами, на огородах. Ничего. До 1340-х здесь было голое поле. Сарай испарился.
Памятник Батыю
Каспийское море дышит. Оно наступает, отступает. Пачкалову этот факт казался значимым. Но он не понимал, что из него можно выжать. Не понимал, пока в одной старой книге не отыскал свидетельство очевидца: столицу Золотой Орды поглотило море. А еще было пророчество. Якобы некий католический монах «предсказал», что Сарай скроется в волнах. Возможно, монаха обсчитали на рынке. Знаем мы эти предсказания. Всю жизнь они делались пост-фактум. Значит, на самом деле затопило.Стоп. А не был ли Сарай прямо на Каспии? Мысль смелая. Ордынцы – они ж кочевники. Их море – степь. Но они же – непревзойденные торговцы. Порт им бы не помешал. Что ж, у современного поселка Красный Яр сыскалось городище, которое основали в точности, когда должны были построить Сарай. И которое погибло, едва Новый Сарай появился. Но это не все. В одной летописи сказано: Батый встал в Кандаке. А рядом с Красным Яром – село Кондаковка. Порылся Пачкалов в хрониках – никаких Кондаковых-помещиков отродясь не было. Так, факт к факту – собрал мозаику. Главное – монеты, конечно. Их еще недавно в Красном Яру собирали прямо в пыли на дороге. На монетах даты. Даты очень древние. От покорения Руси – до хана Джанибека, который, как мы точно знаем, переехал в Новый Сарай.Таких совпадений не бывает. Вот и здесь – не совпадение. Красный Яр копали мало. Но дотошно изучали старое, ордынское кладбище на окраине деревни, на Маячном Бугре. Находки поразили своим вызывающим богатством. Вопреки распространенным басням о тоннах сокровищ, что Орда выкачивала из Руси, ордынцы жили скромно, умирали еще скромнее. А тут – золото, прошедшее через руки хороших ювелиров.- Батый похоронен там?- Батыя зарыли где-то в степи, могилу замаскировали, как и могилу Чингисхана, - разочаровывает Пачкалов, - Так что – вряд ли. Но все следующие ханы… Берке, интриган вселенского масштаба, Токта, сотрясатель мира… Считай, что мы нашли их кости. Только без таблички.Кости там – интереснее золота. Есть, понятно, монголы. Есть буддисты. Католики налицо (недаром послы Папы Римского застали в Сарае францисканский монастырь). Китайцы сыскиваются. Те самые, что стали у ханов Орды советчиками. Научили их, как брать налоги, писать законы. Еще надоумили: в урожайные годы зерно покупать дешево, и прятать, а в голод по той же цене распродавать, чтобы народ не мер. В ХХ веке экономисты этот нехитрый прием заново открыли, окрестили «интервенциями», а в России его внедрили в 2001-м. Как ноу-хау невиданное.И русские косточки есть, с крестом на персях. Кто они, рабы? Да непохоже. Была в Сарае епархия. Церковь была православная с монастырем. Митрополит на верблюде разъезжал. Вечером с мечетей к намазу призыв – а церковь в колокола бьет, тоже на молитву собирает. Как Сарай затопило, переехала митрополия в Новый Сарай. А когда Орду сломали, дали митрополиту Сарайскому земли у Москвы-реки, напротив Кожевенной слободы, где теперь Павелецкий вокзал. Крутицкое подворье, не были? Там – хоромы XVII века, как будто облитые зеленой глазурной плиткой. Издалека – словно мавзолеи Самарканда. Вот вам кусочек Сарая в центре Москвы. Только «переваренный», пропущенный через наши вкусы. Хотя еще разобраться надо, где наши, где не наши.Взять легенду о Китеже. Блестящий город опускается под воду за одну ночь. Так и не ответа, откуда это в нашем фольклоре. Ничего не тонуло на Руси, да и в чем тонуть-то? Морей у нас не водится. А теперь представьте: на глазах у блестящих ханов и заносчивых мурз, которые мнят себя центром цивилизации, поднимаются волны, съедают стены дворцов, и обезумевшая чернь мечется по улицам, превратившимся в каналы.- Может, и не так все было, - остужает Пачкалов, - Не за одну ночь, а за несколько лет… Но все равно: море идет! Конечно, это был чудовищный шок. Конечно, осталось в памяти.
Долой крамолу
Что-то здесь не так, скажет читатель. В памяти у кого? У них, у ордынцев – может быть. Но Китеж – это исконное-посконное. Зачем смешивать?История гримасничает, факт известный. Присмотритесь к рожицам, которые она строит. Вот Россия – почему такая, не другая? Ведь почва, климат (хотя и холоднее) – как в Европе. А ведь уже в XV веке, пересекает путешественник западный нашу границу, и попадает в другой мир. Это не восток. Не запад. Что-то отличное. Отчего так?Я не буду злить тех, кто верит в нашу исключительность. Просто, найдя один ответ («вот мы такие особые») не надо успокаиваться. Говорят, собор Василия Блаженного – это воспроизведение мечети Кул-Шариф во взятой Казани. Даром ли собор – памятник падению Казанского ханства, этого осколка Орды? С собором – перебор, говорит Пачкалов. Есть поинтересней идеи.- Золотая Орда эпохи расцвета, - рассуждает он, - производила, конечно же, ошеломляющее впечатление на русских князей. Возвращаясь домой, они задавали вопрос…- Почему Россия не Америка? – перебиваю я, - то есть не Орда?- Ага! И старались построить «что-то похожее», даже когда Орды уж и след простыл.Что именно? При Узбеке и Джанибеке, когда Орда поднялась, ханам удалось небывалое: вырастить средний класс. Это в средние-то века! Посмотрите на клады той поры. Мало очень маленьких, но почти нет и очень больших. От ста до пятисот серебряных монет, как под копирку. Пройдет пятьдесят лет, Орда застонет, раздираемая сепаратистами, и вот уже другая картина: в одном кладе десятки тысяч, в другом – два-три жалких обрезанных дирхема. Середняков нет! Есть олигархи, и есть нищета. Русские князья стремились к разумному равенству. Как все нормальные правители всех времен. Они видели: народ в Орде жил хорошо, пока был силен государь. Как только его давили мурзы, страдали и подданные. Вывод? Бей удельных! Угличских, серпуховских, новгородских. Иван Грозный довел программу до абсурда. Всех перебил, дела не идут. Решил ордынца на трон посадить, коренного чингизида, Симеона Бекбулатовича. Года не просидел. Народ все-таки не понял. Но, если ордынские заветы кутались в русские шубы, выходило так, будто – сами додумались. До лозунга «в единстве – сила», например. Монету в Орде научились делать. Слово «деньги» - оттуда, из-под села Красный Яр. В земле вокруг Москвы – отрыта масса денег с арабскими буквами, а сколько еще спрятано. До Петра медные монетки звали на Руси «пул». Этот термин находим на сарайских медяках. Да еще с указанием, сколько пул давать за серебряную деньгу. Будешь с курсом играть – «сикир башка» (сразу два ордынских слова). И на русских первых деньгах – отрубленная голова рядом с секирой. Вот такие уроки усвоили. А иные усваивать не пожелали. Веротерпимость, например. Помните, в Сарае: францисканский монастырь, православная митрополия, буддийский дацан, куча мечетей. А может, чем черт не шутит, и синагога была? Русь: в XVII веке колокольни «шатром» строить запретили (минарет напоминает, видите ли), мечети только Екатерина позволила. Без минаретов. - Ну все же и на костер не посылали, как в Европе, - спорит Пачкалов.«А могли бы и придушить», хороший аргумент! Хотя… «Скоро москвичи будут носить чалмы, и станут походить на турок», написал западный путешественник о русской столице времен Ивана Грозного. Видать, шла «подспудная исламизация». До чалмы не дошло. Открытая демонстрация – не наш стиль. Исподволь – другое дело.Вот ввел Иван опричнину. Идея – чисто восточная, вспомнить хотя бы «чистых аяров» из Сирии, которые противостояли «нечистым». На свет и тьму решил и Грозный страну поделить. На «правильной» стороне – все хорошее, восточное, ордынское. А что «опричь» - косное, отсталое, русское . И задумка была: чтобы «светлая» сторона росла, «темная» - сокращалась. Да коррупция все погубила. Зазнались опричники. Годы прошли, Петр решил собезьянничать. Построил Новый Сарай, Петербург, здесь Европа теперь будет! И, говорят, всерьез Азию хотел отрубить от державы, пусть плывет, как может. Но вот ведь шутка истории. Кабы Москва потонула, как тот Сарай, как Китеж наших сказок – может, и получилось бы. Но - тонет Петербург. Не принимает его Балтика.Уже в космос летаем. А все «опричь». Вот, модернизацию задумали, однако же, в заповеднике. И с «уделами» боремся – в 90-е вожжи подраспустили, губернаторы обрадовались, да ненадолго. Может, и хорошо жилось простому человеку в 1300 году. Да неужто помнить об этом 700 лет? Такое бывает. Если больше вспомнить нечего. Или если память короткая. Главное теперь – чтобы Сарай не зарыли. У нас могут. С горошиной борются лишней периной. А чем больше перин, тем нежнее телеса.
arsrgru.livejournal.com
Сарай-Берке -столица Золотой Орды - igor_journal
В бескрайней, ровной как стол степи по левую сторону Волги, на берегу Ахтубы, во времена могущества потомков Чингиз-хана находилась столица Золотой Орды- город Сарай-Берке. Монгольская империя была самая мощная и обширная держава своего времени. Только чудом перед ее натиском устояла Западная Европа.
Можно без преувеличения сказать, что столица Золотой Орды, была в период своего расцвета, столицей Мира. Население Сарая достигало 100 тыс. человек, для сравнения в захудалом Париже в это время проживало около 25 тыс. человек.
Для того чтобы определить местонахождение Сарая-Берке, используем древние карты. А именно карту Фра Мауро из издания Сантарема 1459 года. Вы можете и сами увидеть расположение золотоордынских городов, только учтите Юг-вверху, а Север-внизу. На Юге мы видим Каспийское море, справа излучину Дона, левее Итиль-то есть современную Волгу.
Археологи утверждают, что Сарай-Берке выглядел так же, как выглядела современная Бухара, поэтому привожу фотографию Бухары, для того чтобы Вы могли себе отчетливо представлять столицу татаро-монголов.
Если сложно ориентироваться по картам 15 века, не умеете определять стороны света по солнцу или ночью по звездам, то можно погуглить в сети и найти координаты развалин Сарай-Берке, забить в навигатор и не напрягаясь доехать на авто практически любой проходимости. На въезде, на территорию археологического заповедника увидите такую табличку. Значит, можете бежать за лопатой и начинать копать.
В степи вообще как правило рельеф откровенно плоский, лишь изредка можно встретить балки- местное название оврага. Поэтому если видим какой-нибудь неожиданный холм, скорее всего это не просто так. Под ним могут скрываться остатки древних строений либо это может быть погребение скифов. Значит точно, копаем тут.
Здесь совершенно четко видны остатки фундамента какого-то здания. Комнаты небольшие и одинаковой площади. Можно предположить, что это остатки торговых рядов или может быть фундамент конюшни.
А вот уже здание покрупнее. Ровные геометрические формы не дают сомневаться, что это остатки именно здания. Гуляя по улицам, уже не существующего города, задумываешься, насколько все бренно в этом мире. Представьте, например, что Вы ходите по тому месту, где когда-то стоял Нью-Йорк. По масштабу значимости для своего времени эти города соразмерны.
Раскопки Сарай-Берке проводились частично и то достаточно давно. Представляете, сколько тайн и сокровищ хранит эта иссушенная земля.
В одном месте наткнулся на широкую и глубокую нору в земле. Судя по размерам ее могло выкопать животное размером со среднюю собаку. В норе была организованна лежанка из травы.
Беспокоить хозяев жилища как-то не хотелось, так как прямо над норой торчал выбеленный ветрами и солнцем череп.
В некоторых местах я наткнулся на раскопы. Не знаю, кто их делал, археологи или черные копатели.
Удалось найти и кусок кирпичной кладки. Это практически все, что осталась от одного из крупнейших городов своего времени на поверхности. Огромный город растворился в бескрайнем пространстве степи вместе с Великой Монгольской Империей. В 1395 году Сарай-Берке был до основания разрушен Тамерланом в результате внутренних татаро-монгольских разборок.
Сарай-Берке, мог бы стать местом туристического паломничества. Туристический бизнес уже много лет извлекает прибыль из египетских пирамид, развалин Акрополя и Мачу-Пикчу. У нас люди трепетно относятся к древностям…
…можно сказать с любовью…
…с нескрываемым пиететом.
Все таки памятник культуры федерального(!) да чего там, мирового значения!
igor-journal.livejournal.com
Столицы Золотой Орды | Города мира
Столицы Золотой Орды Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) – самые известные города Золотой Орды. Культура и искусство Золотой Орды тесно связаны с культурой этих древних столиц.
В силу ориентации ханов Золотой Орды на ислам и городской быт среднеазиатско – иранского типа, в степи, где были основаны столицы Золотой Орды, пышно распускается яркая городская культура. Это была культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, культура арабских звездочетов, персидских стихотворений и исламской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии. При этом высокая культура ремесленного города Золотой Орды совмещалась с явлениями, которые были отзвуком глубоко архаичного религиозного искусства кочевников.
Города Золотой Орды в эпоху своего расцвета представляли смесь среднеазиатских мечетей и минаретов, изразцов и поливной посуды с деревянными срубами и юртами кочевников. Смешанность культуры золотоордынского города проявлялась в домостроительстве и архитектуре. Так, наряду со зданиями исламского типа рядовые дома имели много черт, заимствованных из Центральной Азии: часто стена сооружалась из щитовых деревянных конструкций, поставленных на кирпичный цоколь. Во внешнем виде квадратного дома был ряд черт от юрты кочевников. Часто перед массивными кирпичными домами строился вход в виде вымостки, ограниченной Г-образными стенами, что можно встретить в архитектуре 13 ст. в Монголии, и т. п. Системы отоплений типа канов заимствованы были из областей Центральной Азии, а типа подпольных гипокаустов — из Волжской Болгарии.
В городах Золотой Орды жили половцы, болгары, славяне, выходцы из Средней Азии, Кавказа, Крыма и т. п. Именно их руками была создана эта городская культура. В городах Золотой Орды сложился литературный язык, так называемый «поволжский тюрки», на котором было создано несколько дошедших до нас литературных произведений. Изнеженность чувств, тонкий аромат цветов, красота женщин воспевались на этом языке, и вместе с тем в этой литературе было много демократических мотивов, выражений народных мыслей и мудрости.
Города Золотой Орды были наполнены привозными художественными изделиями, и хотя они и не являются продуктом собственного золотоордынского декоративного искусства, но показывают высокий уровень жизни, эстетических запросов, отражают в какой-то степени достаточно эклектичный вкус его населения.
Первоначально главным политическим центром Золотой Орды, его столицей был Сарай-Бату или Старый Сарай (с. Селитренное Астраханской области) – город, построенный ханом Батыем (1243-1255) в 1254 г. (по В. Рубруку). В результате междоусобной борьбы ханов и похода Тимура (1395) столица Золотой Орды Сарай-Бату сильно пострадала. Окончательно город Сарай-Бату был разрушен в 1480 г.
В Сарай-Бату было много дворцов, мечетей, ремесленных кварталов и пр. Рядом с монументальными строениями археологи нашли и следы от юрт, которые, вероятно, использовались в летний период. В окрестностях столицы находился большой некрополь.
Один из дворцов города Сарай-Бату состоял из 36 разных по назначению помещений. Стены толщиной 1 м были выложены без фундамента. Стены парадных комнат расписывались цветочными орнаментами, полы выкладывались красными квадратными и шестиугольными кирпичами, скреплявшихся белым алебастровым раствором. Центральный зал дворца в Сарай-Бату имел площадь 200 кв. м, его стены были украшены мозаичными и майоликовыми панно с позолотой. Ко дворцу была пристроена баня с подпольным обогревом, существовала также ванная комната, посреди которой находилась выложенная из кирпича квадратная ванна. Вода в неё поступала по водопроводу из глиняных труб, тут же находился и совмещенный санузел.
Город Сарай-Берке (Новый Сарай, Сарай Ал-Жедид) на р. Ахтубе (Царевское городище близ Волгограда) – столица Золотой Орды, построенная около 1260 г. ханом Берке (1255 – 1266), братом Батыя. С именем хана Берке связано начало исламизации Золотой Орды. При хане Берке Золотая Орда стала фактически независимой от Монгольской империи. Расцвет города Сарай-Берке приходится на первую половину 14 в. После 1361 г. Сарай-Берке неоднократно захватывали разные претенденты на ханский престол. В 1395 г. город был разрушен Тимуром.
В Новом Сарае в результате археологических раскопок были открыты многокомнатные дворцы знати, построенные из жженого кирпича, с широкими стенами, с поднятым на мощной субструкции полом, с длинным фасадом, оформленным по углам на среднеазиатский манер двумя декоративными башнями-минаретами и с глубоким порталом в виде ниши, с полихромной росписью на отштукатуренных стенах.
Ханы Золотой Орды вывозили из Средней Азии, Ирана, Египта и Ирака ученых, астрономов, богословов, поэтов. В Новом Сарае жил знаменитый врач из Хорезма Номан-ад-Дин, о котором рассказывали, что «он изучал логику, диалектику, медицину» и был одним из самых образованных людей своего времени. О развитии в Новом Сарае астрономии и геодезии мы можем судить по находкам обломков астролябии и квадрантов.
Общим для Сарай-Бату и Сарай-Берке была застройка небольшими (максимум 6 на 6 м) однокомнатными жилыми зданиями, квадратными в плане, со стенами из дерева или сырцового кирпича. В середине дома вдоль трёх стен в виде буквы «П» размещалась теплая лежанка (кан) с топкой на одном конце и вертикальным дымоходом в другом. В столицах Золотой Орды действовал водопровод, система городских бассейнов и фонтанов для снабжения жителей водой, были проложены канализационные стоки из деревянных труб, были и общественные туалеты (отдельно для женщин и мужчин).
А.A. Шарибжанова.
Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.
Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:
www.gorodamira.biz
Город Сарай-Бату – декорации к фильму «Орда»
Россия \ Астраханская область \ Достопримечательности
Координаты: N47 14.25 E47 22.47.
Около года назад (в 2010 г.) в Астраханской области появился новый туристический объект: древний золотоордынский город Сарай-Бату. Расположен этот интереснейший объект на территории села Селитренного, что в Харабалинском районе, в 130 километрах севернее от Астрахани. Сам город Сарай-Бату (ныне Селитренное городище) располагался чуть южнее села Селитренного, а декорации золотоордынской столицы расположились на возвышении берега реки Ашулук.
История средневекового города Сарай-Бату началась в далеком 1250 году: именно тогда чингизид Бату основал этот город, как стоянку кочевников. Но впоследствии Сарай-Бату (полное название Сарай-аль-Махруса) разросся и превратился в столицу Золотой Орды. Преимущественно в городе проживали ремесленники различных направлений: гончары, ювелиры, мастера по металлообработке и другие. Многонациональность Сарай-Бату требовала четкого разделения – каждая этническая группа проживала в своем квартале. Знатные и общественные здания строились из обожженного кирпича с использованием известкового раствора, а дома обычных жителей Сарай-Бату – из дерева или сырцового кирпича. Наличие канализации и централизованного водоснабжения говорит о высоком уровне цивилизации столицы Золотой Орды. Во время междоусобиц среди ханов Сарай-Бату терпел огромные потери, но окончательно разрушен был лишь в 1480 году. На месте древнего Сарай-Бату вот уже более 50 лет проходят раскопки. Периодически здесь находят золотые украшения и монеты той эпохи, но чаще всего – это обломки кувшинов и глиняной посуды.
Вторую жизнь город Сарай-Бату обрел благодаря съемкам фильма «Орда»: под руководством археологов попытались воссоздать древний золотоордынский город. Декорации, созданные специально для съемок фильма «Орда» (рабочее название – «Святитель Алексий») полностью повторяют архитектуру и быт древней столицы Золотой Орды: дома из глины, резные ставни окон, выполненные в арабском стиле, четкие линии – все это заставляет проникнуться в культуру столицы Золотой Орды.
На декорациях Сарай-Бату в точности была воссоздана система водоснабжения татаро-монгол: использовался так называемый чигирь, состоящий из колеса и глиняных кувшинов, которые по мере движения колеса наполнялись речной водой.
Снаружи город Сарай-Бату совсем не похож на древние постройки – внешняя часть города обита деревянными рейками. Рядом с декорациями города Сарай-Бату расположилось несколько тематичных шатров. С первого взгляда может показаться, что весь город полностью вылеплен из глины. На самом деле под глиняной оболочкой скрывается каркас из досок и металлической сетки.
Съемки фильма «Орда» закончились, а декорации древней столицы Золотой Орды были оставлены в качестве уникального туристического объекта. И вот спустя год город начал нести потери – многие здания осыпаются, кое-где проглядывает металлический каркас. Впоследствии для того, чтобы сохранить целостность города, планируется покрывать здания Сарай-Бату специальным составом из полимеров или жидкого стекла: может быть, это спасет декорации от дальнейшего разрушения.
Из декораций древнего города Сарай-Бату впоследствии планируют сделать культурный центр: для туристов визит в древнюю столицу, возможно, станет настоящее интерактивной экскурсией, которая поможет по-настоящему окунуться в атмосферу того времени и почувствовать себя персонажем средневекового действия.
Возможно, вас заинтересует наша экскурсия в Сарай-Бату.
Добавить фото/информацию
vetert.ru
Монетный двор Сарай, Сарай ал-Махруса
МЧ-12
Монетный двор Сарай, Сарай ал-Махруса
Город Сарай – столица Золотой Орды, построен монголами в середине XIII века в низовьях Волги и город с этим названием просуществовал до 80-х гг. XV в. Чекан серебряных дирхемов здесь начался одновременно с Хорезмом в середине 60-х гг. XIII в., а закончился во второй четверти XV в.
Перед тем как перейти к подробному описанию раннего монетного чекана Сарая, нам придётся надолго отвлечься. Дело в том, что хотя многие типы серебряных монет чекана Сарая второй половины XIII в. сейчас стали хорошо известны нумизматам и изучены ими, но археологи не могут найти даже следов Сарая XIII в. Найдено его местоположение в XIV-XV вв. – Селитренное городище на р. Ахтуба, в 100 км. от дельты Волги, но полувековые археологические раскопки на нём не выявили на этом городище слоёв XIII в., а нумизматы – ни одной монеты того времени.
Но это ещё не всё. Точно также не найдена археологами столица другого мощного государства, существовавшего в VII-X вв. – Хазарского Каганата. Его столица город Итиль располагался, как и Сарай XIII в., – в Низовьях Волги. Остановимся на этом немного подробнее.
Две пропавшие столицы в Низовьях Волги.
Ядро Хазарского Каганата охватывало Северо-Кавказскую степную зону от Чёрного до Каспийского моря, включая Нижнюю Волгу. В период своего расцвета его границы раздвинулись на север до совремённого Саратова и верховьев Дона, на западе включала правобережье Северского Донца и Восточный Крым. Данниками хазар были Киевская Русь, славянские племена северян и вятичей, Волжская Болгария1. Столицей каганата являлся город Итиль, располагавшийся в низовьях Волги (Итиля, как она называлась в то время). На рис.48 приведена карта Хазарии VIII-IX вв., взятая из работы1, где показано предполагаемое расположение г. Итиль. Замок кагана из
Рис.48. карта Хазарского Каганата
обожжённого кирпича располагался на острове (вероятно в междуречье Волги и Ахтубы). Основная часть города располагалась на берегу и соединялась с островом плавучими мостами и ограждённая мощной стеной из сырцовых кирпичей. Ни каких следов этого города археологи не смогли найти.
Хазарский Каганат вёл длительную войну с арабским Халифатом, которая проходила с переменным успехом, но в итоге вся Восточная Европа не подверглась арабскому завоеванию!
Для народов Восточной Европы Хазарский каганат ещё в одном деле сыграл положительную роль. На рубеже VIII-IX вв. на территории от верховьев Днепра на западе до Вятки на востоке, от верховьев Северского Донца на юге до Ладоги на севере началось денежное обращение, обеспечиваемое серебряными дирхемами Арабского Халифата. А поступали они сюда через Хазарский Каганат. На рис.49 приведена построенная В.Л. Яниным карта с указанием мест находки кладов, содержавших арабские дирхемы, чеканенные не позже 833 г.2. В начальном потоке дирхемов преобладал чекан африканских и сирийских монетных дворов Халифата. Хотя карта построена пол века назад, но находки последующих десятилетий принципиально не изменили картину и лишь чётче проявили хазарский исток потока арабского серебра на север3. Построивший эту карту В.Л. Янин (ныне академик) сразу же обратил внимание, что на Нижней Волге, где находилась столица Хазарии, ни кладов, ни отдельных находок арабских дирхемов этого времени нет. Поэтому он сделал вывод, что арабские дирхемы в Восточную Европу начали поступать с Востока через Булгар.
Совремённое состояние этого вопроса следующее. В течение всего IX в. арабские дирхемы на территорию Восточной Европы поступали из Арабского Халифата через его Закавказские владения и далее через Дербент и Хазарский Каганат. Был открыт и собственный кратковременный чекан дирхемов в самой Хазарии,который в основном качественно копировал с небольшими огрехами подлинные арабские дирхемы4. А на одном редком типе их дирхемов было указано
Рис.49.
место его выпуска – = Ард ал-Хазар = Земля Хазар. В мощном потоке куфических дирхемов, проходивших через Хазарию в славянские земли, попадали и малочисленные дирхемы хазар. Но и в настоящее время столичный домен Хазарии по-прежнему на карте с кладами дирхемов остаётся пустым.
В Х веке Каганат начал разваливаться, а последнюю точку в его истории поставил Киевский князь Святослав. В 964 г. он по Оке пошёл через земли вятичей на Булгар, а от него в следующем 965 г. спустился по Волге к Итилю и разрушив все города Хазарии с низовьев Дона вернулся в Киев.
С самого начала Х в. путь доставки дирхемов в Восточную Европу сменился с южного на восточный. Дирхемы в подавляющем количестве среднеазиатского чекана теперь поступали в Булгар5 и затем по волжскому и окскому путям продвигались далее на северо-запад и юг.
Три века спустя Нижнее Поволжье становится столичным Улусом монгольского государства Золотая Орда. В начале 1250-х гг. где-то в низовье Волги строится его столица Сарай, которая сразу становится крупным центром международной торговли. Через Сарай проходила северная ветвь знаменитого «шёлкового пути» из Китая в Западную Европу, а с севера на юг проходил Волжский путь из Северо-Западной Древней Руси в страны Передней Азии. Как уже отмечалось в самом начале этого параграфа, в Сарае через ~ 15 лет после его основания началась чеканка золотоордынских дирхемов. Обратимся опять к карте на рис.50. На ней теперь показаны места находок кладов и отдельных джучидских дирхемов, найденных во второй половине XIII в. Как и на карте хазарского времени низовья Волги и Ахтубы (ниже г.Царёв) представляют собой белое пятно.
Рис.50. Ранние клады золотоордынских монет
Таким образом, территория, прилегающая к нижнему участку Волги после её поворота на юго-запад для хазарского времени пуста от находок арабских дирхемов, мощный поток которых проходил через её столицу Итиль; не найдено никаких следов от самой хазарской столицы. Эта же территория во второй половине XIII в. также пуста от любых монет этого времени и в первую очередь от монет чекана столицы г. Сарая; не обнаружено следов и самой столицы. Лишь в самое последнее время на Самосдельском городище в дельте Волги найдено несколько золотых и медных монет Хазарского периода (VIII-IX вв.)6, а на могильнике Маячый Бугор и Красноярском городище (тоже в дельте Волги) найдены ранние джучидские дирхемы. XIII в., в том числе и сарайского чекана7,8. Это послужило поводом выдвинуть предположение, что Сарай ХШ в. располагался на месте Красноярского городища9
Общепринятой точки зрения по обсуждаемому вопросу до сих пор не выработано. Мною на Саратовской МНК-1 2001 г. была доложена гипотеза, объясняющая все эти феномены10. В печати эта работа прошла незамеченной, не получив ни одобрения, ни критики. Следующий параграф будет посвящён изложению этой гипотезы, которая, с
моей точки зрения, за прошедшие годы не утратила своей актуальности.
Судьба города Сарая XIII века.
Факты, вопросы, версии, гипотеза1.
ФАКТЫ
Самое раннее упоминание о г. Сарае встречается в книге Гильома Рубрука. На обратном пути из Каракорума в Европу осенью 1254 г. он застаёт ставку Бату близ «…. Сарая, это новый город, построенный Бату на Этилии. ….Сарай и Дворец находятся на восточном берегу»11. Плано Карпини, проезжавший в апреле 1246 г. через эти места по пути в Монголию и возвращавшийся в мае 1247 г. ещё не сообщает о каком-либо городе в низовьях Итиля, хотя на Сыр-Дарье приводит названия трёх городов и упоминает о наличии многих других, названий которых не узнал12.
В 80-х гг. XIII в. итальянские частно-правовые акты, касающиеся ассортимента и объёма текстиля, отправляемого морем в Кафу, отмечают, что часть его должна отправляться далее на восток в Тану и далее в Сарай (Еманов, 1996, с. 94)13.
Следующие упоминания в источниках о Сарае относятся уже к XIV в.
Город Сарай можно найти и на средне-вековых картах и портоланах, но самые ранние из них середины XIV в. (рис.51 из работы 14), остальные XV-XVI вв. рис.52-54 из работы15. К тому же трактовка местоположения и названий населённых пунктов на них настолько неоднозначна, что разные авторы используют их для аргументации противоположных заключений 13-16.
В Сарае примерно с середины 60-х гг. XIII в. открылся монетный двор, на котором стал производиться чекан анонимных серебряных монет, сначала без указания даты выпуска, а с 671/1272-73 г. датированных. С 690/1291 г. сарайские дирхемы стали именными, которые чеканились по 699/1299-1300 г. Кроме дирхемов основного номинала для ряда монетных типов чеканились и их двойные номиналы, часто половинные фракции и очень редко в ¼ дирхема17. После этого чеканка монет в Сарае прервалась на 10 лет.
В предыдущем параграфе было показано, что монетный чекан Сарая XIII в. совершенно не встречается в Низовьях Волги ни в виде кладов, ни в виде отдельных находок. Не находят здесь и монет XIII-начала XIV в. и других монетных центров – Булгара, Крыма, Хорезма, Укека и Маджара. Ранние монеты Сарая начинают попадаться лишь начиная с Волгограда и выше по течению Волги
Рис.51. Поволжье по карте Пицигани 1367 г.
вплоть до русского Городца (в 50 км выше Нижнего Новгорода). Наибольшая встречаемость дирхемов Сарая XIII в. приходится на Саратовскую обл. (Бо’льшая
Рис.52. Прорисовка карты в Атласе 1556 г.
Рис. 53. Прорисовка портолана Каспийского моря конца XV в.
часть монет, по которым И.В. Евстратов и С.В. Гумаюнов составили подробный обзор раннего чекана Сарая и изучили их метрологию17, происходят из находок в Саратовском регионе).
Рис.54. Прорисовка портолана Каспийского мора начала XVI в.
В настоящее время местоположением г. Сарая за весь период его существования считается Селитренное городище, расположенное на левом берегу Ахтубы в 125 км от места её слияния с Бузаном в Волжской дельте 18,19. Небольшие раскопки на нём в 1920-х гг. проводил Ф.В. Баллод20, более расширенные раскопки в 1928-1932 гг. производила экспедиция под руководством П.С. Рыкова21. Систематически Селитренное городище стало изучаться Поволжской археологической экспедицией в 1966-1970 и 1975-1984 гг.15. Продолжаются раскопки городища и в последующие годы22. Одним из выводов, сделанных после обработки всех находок при раскопках, является заключение, что город на месте Селитренного городища основан на прежде не заселённом месте, слоёв XIII в. не обнаружено. Картина его исторической топографии выявляется лишь для середины – конца XIV в.19.
На Селитренном городище чрезвычайно мало первой датированной медной продукции сарайского чекана 721 и 726 гг.х.: в комплексе 1998 г. среди 3170 пулов их всего 4 экз. (0,13%)23, в комплексе, собранном Поволжской Археологической Экспедиции среди 4900 пулов их тоже 4 экз. (0,08%)15. Этот результат обусловлен не редкостью этих типов монет. Например, в сборах на городище Лапас (на Ахтубе на 47 км ниже Селитренного) среди 198 пулов встречено 2 пула 721 и 16 пулов 726 гг.х.24, в сумме 9,1%; среди 1040 пулов, поднятых на селище Зубовка(примерно в 300 км выше Селитренного и на 15 км ниже Царёвского городища) оказался 51 экз. пулов 721 г.х. и 56 экз. 726 г.х.25, в сумме 10,3%. Даже на территории другого региона, на городище центра северо-кавказского улуса г. Маджар среди 4249 джучидских пулов нашёлся 1 экз. пула Сарая 720 г.х., 133 экз. пулов 721 г.х. и 162 пула 726 г.х.26, в сумме 7%.
Рис.55. Хронологические гистограммы монетных комплексов, собранных на Селитренном городище.
Как известно, распределения монет, собранных на любом городище, по датам их выпуска характеризуют степень активности денежного обращения, а значит и деловой жизни города, который был на его месте. На рис.55 приведены такие распределения для отмеченных выше 4-х больших монетных комплексов, собранных на Селитренном городище. Из всех гистограмм однозначно следует, что самые ранние массовые серебряные монеты, принимавшие участие в городском денежном обращении – данги Узбека (1313-1339). Массовое обращение медных монет здесь началось с 1330-х гг. Это означает, что город, находившийся не Селитренном городище, воздвигнут при Узбеке и не мог быть Сараем XIII века.
Таким образом, можно констатировать, что основанный ханом Бату в середине 50-х гг. XIII в. г. Сарай, несомненно, существовал всю вторую половину XIII в., так как в нём регулярно работал монетный двор. С середины 1260-х гг. по 1300 г. он выпустил серебряный динар и его половинную фракцию, 24 типа также серебряных дирхемов с 11 их фракциями или кратными номиналами. Но других следов города до сих пор не найдено.
ВОПРОСЫ
Почему ниже Царёва отсутствуют клады с монетами XIII в.?
Почему дирхемы чекана Сарая XIII в. встречаются вдоль Волги начиная с нижегорордского Городца на севере Царёва на юге с максимумом в районе Саратова (золотоордынского Укека) и не встречаются от Царёва до Астрахани?
Где чеканились пулы Сарая 721 и 726 гг.х., если они чрезвычайно редки на Селитренном городище и многочисленны на Ахтубинских городищах как ниже, так и выше его по течению Ахтубы и даже в достаточно далёком Маджаре?
Где располагался город Сарай 1254-1300 гг.?
Версии, предлагавшиеся для ответа на эти вопросы и моя гипотеза, будут освещены в следующем параграфе.
Цитированная литература
Плетнёва С.А., 1976. Хазары. М.
Янин В.Л., 1956. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956.
3. Кропоткин В.В., 1968. Новые материалы по истории денежного обращения в Восточной Европе в конце VIII- первой половине IX в.// Славяне и Русь. М.
4. Быков А.А., 1971. О хазарском чекане VIII-IX вв. // Труды Государсивенного Эрмитажа. Л., с.26-36.
5. Нунан Т.С., 2004. Торговля Волжской Булгарии с саманидской Средней Азией в X в. // Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы. Сб. статей памяти проф. И.В. Дубова. СПб
6. Гончаров Е.Ю., 2011. Очерк нумизматики Самосдельского городища // Самосдельское городище: вопросы изучения и интерпретации. Астрахань, с.146.
7. Котеньков А.С., 2005. Нумизматический материал золотоордынского времени из погребений грунтовых могильников «Маячный I и II // Труды МНК-I, Саратов 2001. М., с.41-44.
8. Пачкалов А.В., Скисов С.Ю., 2005. Нумизматические находки на Красноярском городище в Астраханской области // Тезисы докладов и сообщений ВНК-XVI . М., с.75-76.
9. Пачкалов А.В., 2009. О местоположении Старого Сарая столицы Золотой Орды // Тезисы докладов и сообщений ВНК-XVI . М., с.73-74.
10. Лебедев В.П., 2005. Судьба города Сарая. Факты, вопросы, версии, гипотеза // Труды МНК-I, Саратов 2001. М., с.17-20.
11. Гильом де Рубрук, 1957. Путешествие в восточные страны // Путешествие в восточные страны Паоло Карпини и Рубрука. С. 185-186.
12. Карпини П., 1957. История монголов // Путешествие в восточные страны Паоло Карпини и Рубрука. С. 71, 81.
13. Еманов Г.А.,1995. Север и Юг в истории коммерции на материалах Кафы XIII-XV вв. Тюмень, с.94, 119.
14. Варваровский Е.Ю., Евстратов И.В.,1998. О тождественности передачи Ф.Ф. Чекалиным карты Фра Мауро 1459 г. // Древности Волго-Донских степей. Волгоград. Вып.6, с.174-179.
15. Рудаков В.Г., 2000. К вопросу о двух столицах Золотой Орды и местоположение г. Гюлистана // Научное наследие А.П. Смирнова и совремённые проблемы археологии Волго-Камья . Труды ГИМ, вып.122, с.305-323.
16. Волков И.В., 2000. Столицы Золотой Орды во внешних источниках // Там же, с.324-339.
17. Евстратов И.В., Гумаюнов С.В., 2005. Вес, размер и достоинство серебряных монет. Чеканенных в Сарае и Укеке в Сарае в XIII –нач.XIV в.// Труды МНК-II (Муром, 2003). М., с.103-129.
18. Егоров В.Л., 1985. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М.
19. Фёдоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М. !994.
20. Баллод Ф.Б., 1923. Старый и Новый Сарый, столицы Золотой Орды. Репринт ч.III 1998 г. Татарская Археология 1998, № 2(3). Казань.
21. Рыков П.С., 1928. Археологические разведки и раскопки в Нижнее-Волжском крае, произведённые в 1928 г.// Известия Нижнее-Волжского института краеведения. Т.3. Саратов.
22. Заливинская Э.Д., 2001. Охранные раскопки на Красном холме Селитренного городища в 1995-2000 гг.// Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий. Астрахань, с.63-64.
23. Клоков В.Б., Лебедев В.П., 2002. Монетный комплекс с Селитренного городища // Древности Поволжья и других регионов. Вып.IV. Н.Новгород, с.94.
24. Пигарев Е.М., Скисов С.Ю., Лосев Г.А., Минаев А.П., 2005. Монетные находки с городищ «Красный Яр», «Лапас» и Чёртово городище» Астраханская область 2001-2003 гг. // Труды МНК-II, Муром 2003 г., с.148-152.
25. Клоков В.Б., Лебедев В.П., 2004. Монетные комплексы трёх небольших золотоордынских поселений Нижнего Поволжья // Древности Поволжья и других регионов. Вып.V. Н.Новгород, с.94., с.80.
26. Лебедев В.П., Павленко В.М., 2008. Монетное обращение золотоордынского города Маджар // Степи Европы в эпоху средневековья, т.6, с.430.
muzeydeneg.ru
Золотая Орда. Сарай-Бату - Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»
Фотографии Валентины Балакирев и Татьяны ШерстневойПройдя ураганом бескрайние Евразийские степи, монголы образовали в низовьях Итиля (Волги) нехарактерные для кочевых народов города.
Подробно: Золотая Орда. «Страна разгула и торговли»
По археологическим данным столица Золотой Орды мигрировала вдоль восточного берега Итиля или современной Волго-Ахтубинской поймы. Возможно, первоначально в середине 13 века хан Бату основал её вблизи современного села Красный Яр, затем столица была перенесена в район села Селитренное (Старый Сарай) и наконец, при хане Узбеке переместилась севернее в Новый Сарай близ села Царев Волгоградской области.
Столица Золотой Орды была интернациональным торговым городом, здесь кроме монголов проживали кыпчаки, аланы, черкесы, русские, булгары и византийцы. В 1261 году в Сарай-Бату митрополитом Киевским Кириллом по ходатайству великого князя Александра Невского и разрешения хана Берке была создана Сарайская епархия Русской церкви. От былой столицы Золотой Орды осталась выжженная степь.
В 2012 года в кинотеатрах России начался широкомасштабный показ исторического фильма режиссера Андрея Прошкина «Орда», посвященный великому монгольскому государству 14 века. Съемки фильма проходили в Астраханской области на рубеже степи и Волго-Ахтубинской поймы между селами Селитренное и Тамбовка. Здесь на берегу реки Ашулук был выстроен город – столица Золотой Орды Сарай-Бату. Настоящее городище расположено южнее у села Селитренное. В 14 веке русло Итиля (Волги) проходило вдоль восточного берега поймы.
После съемок фильма создан Культурно---исторический комплекс Сарай-Бату. Ежегодно в августе на его территории проходит Международный фестиваль современной музыкальной культуры «Золотая Орда».
На живописном обрывистом берегу реки Ашулук (Пяти ярах) были возведены макеты ханского дворца, крепостные стены, улицы и городская площадь, мечети, лавочки торговцев и дома-мазанки. В декорациях воссоздавались детали и декоративные элементы средневекового города. Был создан макет средневекового водопровода, существовавшего в Золотой Орде.
Панорама воссозданной столицы Золотой Орды Источник: http://invest.astrobl.ru/uploads/temp
Воссоздана система средневекового водопровода
Кувшины, привязанные к вращающемуся большому колесу, наполнялись речной водой.
dergachev-va.livejournal.com
Сарай-Бату
Давним-давно в стародавние времена, жаркие летом и ветреные зимой, астраханские степи кипели жизнью. Именно здесь на протяжении 15 километров вдоль реки Ахтубы на площади свыше 30 квадратных километров расположился город, впитавший в себя всю роскошь, колорит и многообразие Востока. Громаднейшее государство, растянувшееся по всей территории России, отметило свое пребывание не только разорением, но и многими культурными, историческими и духовными памятниками. Изрядно наследившая Золотая Орда оставила обширное археологическое наследие, яркий пример тому – городище Сарай-Бату.
Сарай-Бату – древний город, которого на самом деле уже давно нет. Археологические раскопки, проведенные в районе села Силитренное Астраханского края, показали, что в данном месте располагалась столица Золотой Орды. Горд был возведен потомком Чингизхана – Бату. Первое предназначение города – политический центр, место сбора военного совета. Однако спустя какое-то время селение стало экономической и культурной столицей. Это было огромное многонациональное образование, раскинувшееся посреди жаркой степи. Население города и предместья приблизительно равнялось 75-ти тысячам человек, а может и более.
Выросло гигантское для того времени поселение из маленькой кочевой стоянки. Рядом находилось самое главное – вода реки Ахтубы, все остальное было сооружено человеческими руками. Здесь чеканили монеты, строили школы и храмы, активно развивались ремесленничество, торговля, культура. В 1250 в году уж была сооружена канализация, водопровод и отопление. Город был весьма комфортен для проживания. Многонациональный южный центр населялся десятками разных народностей, поэтому городские кварталы делились по национально-религиозному признаку. Каждый городской район имел свое учебное заведение, место торговли, кладбище и храм. Общины отличались своими занятиями. По всему городу располагались мастерские гончаров, ткачей, стеклодувов, кузнецов, художников, ювелиров, мастеров резки по дереву и кости. Имея такое производство, город обеспечивал себя и вел активную торговлю.
Особой достопримечательностью являлся дворец хана, инкрустированный золотом, украшенный глазурной росписью, позолотой и мозаикой – это была невиданная роскошь. Дворцы, загородные усадьбы богатых людей и общественные здания строились из известнякового обожженного кирпича. Жилища простых горожан возводились из кирпича-сырца и дерева. Постройки хорошо сохранились в археологических слоях. За триста лет до разрушения города Иваном Грозным, место потеряло столичный статус. При хане Узбеке столица была перенесена в Новый Сарай. Торговые пути сместились, постепенно активность города снизилась.
Сарай - съемочная площадка
Раскопки городища начались в 60-е годы, найденные культурные слои подтвердили: здесь действительно располагалась огромная столица, богатое и активно действующее место, которое потом покрылось пылью прахом и песком. Археологические исследования ведутся до сих пор, раскопана еще далеко не вся территория городища. При желании поучаствовать в исследовании может любой желающий – это особый вид развлечения, который предлагают организаторы туров в Сарай-Бату.
Не известно, какова бы была судьба городища, возможно археологический комплекс так и остался бы местом паломничества любителей древности и историков, если бы не съемки фильма «Орда». Масштабная историческая постановка требовала внушительных и достоверных декораций, которые были воздвигнуты недалеко от места раскопок. Улицы, дворцы, дома, базарные площади – все это было необходимо для работы киногруппы. Съемки заняли меньше года. Однако вместо того, чтобы ликвидировать декорации было принято решение создать на их базе историко-развлекательный комплекс. Этим занялись предприниматели из Архангельска. Теперь у посетителей места, где ранее лежал древний город, есть возможность не только представить, как же выглядел он во время своего рассвета, но и посмотреть на выстроенные объекты.
В туристическом комплексе Сарай-Бату работают экскурсионные маршруты – ознакомительные, развлекательные и археологические. При желании можно прогуляться и проникнуться духом Древнего Востока, облачиться в национальные одежды, вкусить пищу в ресторане, где все устроено с восточным колоритом, так как нравилось самому хану. Любители древностей могут лично провести раскопки, пользуясь настоящим археологическим орудием под руководством кураторов-археологов. Возможно, кому-то посчастливиться найти старинную реликвию. Рассмотреть комплекс, лежащий в бескрайних степях, можно поднявшись ввысь на воздушном шаре.
На территории историко-культурного объекта Сарай-Бату проходят фестивали, конкурсы, концерты и праздники. Ознакомительную экскурсию можно совместить с одним из этих ярких событий. В декорациях старинного города получаются интересные постановочные фото. Выбор костюмов дает возможность воссоздать атмосферу прошлого. Историческая достоверность городских строений нарушена, но, тем не менее, посетители получают общее представление об устройстве быта, архитектуре, застройке и проникаются духом древних времен. Оживляют восточный развлекательный комплекс сувенирные лавки – они работают повсюду. Здесь можно купить что-то на память для себя или близких. Организаторы делают все, чтобы на территории комплекса было интересно всем посетителям, даже тем, кто далек от истории. Поэтому в кварталах города устраиваются игры в пейнтбол и проводятся корпоративные выходные.
Как добраться
Добраться до места можно из Астрахани или Волгограда на проходящем автобусе, но в этом случае придется идти пешком от трассы 5 километров, что не всегда удобно. Комфортнее приехать на своем автотранспорте, для которого предусмотрены стоянки или воспользоваться услугами туристических автобусов, экскурсовод развлечет во время длинного пути и проведет знакомство с древним историческим местом.