Этика древней руси 4 класс. Методическая разработка (4 класс) по теме: Конспект урока по орк и сэ 4 класс. Тема: «Образцы нравственности в культуре отечества.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока (4 класс) по теме: Урок по основам светской этики. Этика древней руси 4 класс


Методическая разработка (4 класс) по теме: Конспект урока по орк и сэ 4 класс. Тема: «Образцы нравственности в культуре отечества. | скачать бесплатно

МБОУ «СОШ №9»

Урок-презентация по основам

 религиозных культур и светской этике 4 класс.

Тема:  «Образцы нравственности в культуре отечества»

Алексин 2012г.

Цель урока:

  1. Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.
  2. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  3. Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  4.  Работать над выработкой положительных черт характера.
  5. С помощью  афоризмов  и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли.
  6. Познакомить учащихся с нравственными идеалами в культуре отечества.
  7. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оборудование:  Презентация, карточки для групповой работы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Ребята, прочитайте пожалуйста афоризмы и дайте свой комментарий

Слайд №2

 О времена! О нравы!

Цицерон

Серебро дешевле золота, золото — нравственных достоинств.

Гораций

Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи.

Публий

Искусства смягчают нравы.

Овидий

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.

Апулей

Нравственность — это цветение истин.

Гюго В.

Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.

Пришвин М. М.

  1. Ребята, поднимите руки те, кто знает, что такое нравственность, каких людей называют нравственными, какие поступки называют нравственными. (Ребята отвечают, высказывают своё мнение). Давайте рассмотрим, как в Толковом словаре С.И. Ожегова раскрывается это понятие.

 Слайд №3

      Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Записывают в тетрадь).

  1. Учитель: - Приведите примеры из своих поступков и поведения. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Учитель: - Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?

(*Обсуждение) 

Слайд №4-5

  1. Групповая работа по карточкам:

Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре. 

  1.  Добрые дела, …(дороже денег)
  2. Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
  3. Добро не лихо - … (бродит тихо)
  4. Доброе дело … (два века живёт)
  5. Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
  6. Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)
  1. Учитель: - Давайте обратимся с вами к истории и культуре нашего отечества. Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трех начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЕМ. Культура  Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.

Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания.

Слайд № 6-10

Учитель: - Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. 

   Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе. 

   По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега. 

   Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать Родину непобедимой. 

   Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.

Слайд № 11-20

Учитель: - Кто изображен на  слайде?

Ребята:  -Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Учитель: - Правильно, а кем они были?

Ребята: - Богатырями.

Учитель: - Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Ребята: - Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.

Учитель: - Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?

Ребята: -  «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д..

Учитель: - Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетённым, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность — лучшие черты русского характера. 

Нравственные идеалы русского народа: прославление, мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь.В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности. 

Былины выражают высокие общественные и нравственно этические идеалы русского народа. Богатырь и богатырство обладают силой влекущего жизненного примера. Тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом, былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории. Богатырь - человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной нитью проходит практически через все формы устного народного творчества (былины, сказки, песни, пословицы, поговорки). Любовь к Родине выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами - захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды. Положительный конец былины, ясный, точный и понятный убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.

  1. Подведение итогов.

Учитель: - Что же мы с вами узнали на сегодняшнем уроке?

Ребята: -  Что такое нравственность, кто такие богатыри, доброта, нравственные качества личности……

Учитель: - давайте с вами уточним, что же вы понимаете под термином нравственные (моральные) ценности.

Ответы ребят

Слайд № 21

Учитель: -Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. 

  1. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
  2. Спасибо за работу на уроке.

nsportal.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме: Урок по основам светской этики | скачать бесплатно

Тема: Нравственные идеалы

 

Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.

Задачи: - познакомить с нравственными идеалами в  Древней Руси;

                -развивать внимание, речь, память, логическое мышление, наблюдательность, воображение;

                  -воспитывать патриотические чувства: чувства гордости, любви и уважения к историческому прошлому своей страны.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрированным материалом.

Основные термины и понятия: Богатырь. Былины. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Богатыри».

Ход урока:

 

  1. Организация деятельности учащихся.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные идеалы»

Сегодня на уроке мы узнаем:

- о смелых и сильных защитниках Отечества - богатырях;

-о правилах честного поединка;

-какой смысл сегодня вкладывают в понятие «богатырь».

2. Вводная беседа. Актуализация знаний уч-ся и подведение их к выводу.

1 слайд  Репродукция картины Васнецова «Богатыри»

- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

- Кто же такие богатыри?

- В какие времена они жили?

- А есть ли они сейчас?

- Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

-  Чем они занимались? (Защищали Родину)

- Что вы знаете о них ещё? (Обратить внимание на картину В.Васнецова – доспехи, боевые кони, одежда …  Илья Муромец – наделён физической силой, Добрыня Никитич – наделён добротой, Алёша Попович – наделён смекалкой и умом)

Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трёх начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЁМ.

При написании картины образ богатырей пришел Васнецову при созерцании мощных дубов. «Невольно пришла мысль на ум: это ведь наша матушка – Русь…Её, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия».

- А каких еще  вы русских богатырей знаете?

(ответы детей: Микула Селянинович ,Святогор –богатырь)

 

3. Запись темы урока в тетрадь.

Нравственные идеалы

4. Введение понятия «Богатырь» (понятие записывается в тетрадь).

- Кто такой богатырь ?  (ответы детей)

Посмотрите следующий слайд

2 слайд  Богатыри

Богатырь- герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся

необычной силой, удалью, мужеством и умом.

Сейчас  это слово употребляется в переносном значении. Скажите, кого называют богатырем?

(Ответы детей)

( человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный)

А теперь давайте обратимся к произведениям классической русской литературы, прочитаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

3 слайд  Отрывок из поэмы

5. Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (читает уч-ся)

 А  и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Вот так описывает богатырей А.С.Пушкин.

6. Работа по учебнику (с.50-51)

Комментированное чтение статьи учащимися.

А теперь откройте свои учебники на стр 50. Давайте прочитаем 1 и 2 абзац.

(Чтение детьми учебника)

- Ребята, а что такое былина?

(ответы детей)

Слайд 4 Былины

7. Введение понятия «Былины»

Чтение слайда (читает уч-ся)

 Былины – это один из жанров русского  фольклора. Это особые песни, рассказывающие о героических событиях, которые происходили давным-давно.  Слово  « былины » произошло от слова «быль», т.е. в них поётся о том, что было на самом деле.

Былины не рассказывали, а пели под гусли. Гусли -это такой музыкальный инструмент. Он показан на слайде.

Запишите определение «былины» в тетрадь.

8.Физ. минутка «Дружба»

-Богатыри сильные, смелые, справедливые, а еще они были очень дружными. Давайте отдохнем и сделаем физкультминутку по песенку «Дружба»

- Что такое честный поединок?

(Ответы детей)

Давайте прочитаем в учебнике.

9. Знакомство с правилами честного поединка

Чтение учебника стр 50-51  4-5 абзац

А сейчас, посмотрите на слайд и назовите правила честного поединка.

Слайд 5  Правила честного поединка

- Договор о месте и времени поединка

- Биться на равных для защиты слабых  

- Запрет на хитрость и подлость

Запишите правила в тетрадь.

10. Заключительная беседа.

-Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.

Слайд 6  Пословицы русского народа

Давайте прочитаем на экране пословицы и объясним их смысл.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- А теперь прочтите  пословицы, которые подготовили вы

(дети читают пословицы)

Слайд 7  И.Никитин «Русь»

-Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:

(читает учитель)

                          

Широко ты, Русь, по лицу земли

                                               В красе царственной развернулася!                          

                                                 У тебя ли нет богатырских сил,

                                                 Старины святой, громких подвигов?

                                                 Уж и есть за что, Русь могучая,

                                                 Полюбить тебя, назвать матерью,

                                                 Стать за честь твою против недруга,

                                                 За тебя в нужде сложить голову!

- А как вы думаете, кого можно назвать «современными богатырями»?

(ответы детей)

11.Работа с иллюстрациями учебника

- Посмотрите на фотографии людей на стр 51. Здесь изображены люди. Кто они?

Владислав Третьяк - заслуженный хоккеист, вратарь, мастер спорта, офицер  Советской Армии, чемпион Олимпийских игр 1972 года.

Валентин Дикуль - артист цирка, жонглер, руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата.

В 15 лет он получил серьезную травму позвоночника, врачи не верили в его  выздоровление. Благодаря целеустремленности, усердию, тренировкам , он сам поставил себя на ноги. А теперь помогает людям с заболеваниями опорно- двигательного аппарата.

- Как вы думаете, этих людей можно назвать «богатырями»

(Ответы детей)

- А в ваших классах есть богатыри?

(ответы детей)

12. Итог урока.

Закрепление основных понятий урока.

Слайд 8.  Вопросы по теме урока

- Давайте подведем итоги и ответим на следующие вопросы:

-Кто такие богатыри?

(Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской,  отличающийся

необычной силой, удалью, мужеством и умом)

-Откуда мы знаем о богатырях?

(из былин)

-Перечислите правила честного поединка.

(- Договор о месте и времени поединка

- Биться на равных для защиты слабых  

- Запрет на хитрость и подлость)

-Назовите три качества, составляющие нравственный идеал в Древней Руси.

(сила, мужество, ум)

nsportal.ru

Материал (4 класс) на тему: Урок по светской этике. | скачать бесплатно

Основы светской этики

Тема: Образцы нравственности.

 

Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.

Задачи: - познакомить с нравственными идеалами в  Древней Руси;

                -развивать внимание, речь, память, логическое мышление, наблюдательность, воображение;

                  -воспитывать патриотические чувства: чувства гордости, любви и уважения к историческому прошлому своей страны.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрированным материалом.

Основные термины и понятия: Богатырь. Былины. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Богатыри».

Ход урока:

 

1. Организация деятельности учащихся.

2. Вводная беседа. Актуализация знаний уч-ся и подведение их к выводу.

(На доске – картина В.М.Васнецова « Богатыри»)

- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

- Кто же такие богатыри?

- В какие времена они жили?

- А есть ли они сейчас?

- Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

-  Чем они занимались? (Защищали Родину)

- Что вы знаете о них ещё? (Обратить внимание на картину В.Васнецова – доспехи, боевые кони, одежда …  Илья Муромец – наделён физической силой, Добрыня Никитич – наделён добротой, Алёша Попович – наделён смекалкой и умом)

Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трёх начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЁМ.

При написании картины образ богатырей пришел Васнецову при созерцании мощных дубов. «Невольно пришла мысль на ум: это ведь наша матушка – Русь…Её, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия».

 

3. Запись темы урока в тетрадь.

 

4. Введение понятия «Богатырь» (понятие записывается в тетрадь).

Богатырь- герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся

необычной силой, удалью, мужеством и умом. ( Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный)

5. Чтение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (учителем).

 А  и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

6. Работа по учебнику (с.50-51)

Комментированное чтение статьи учащимися.

7. Введение понятия «Былины». ( Былины – это один из жанров русского  фольклора. Это особые песни, рассказывающие о героических событиях, которые происходили давным-давно.  Слово « былины » произошло от слова «быль», т.е. в них поётся о том, что было на самом деле.) (понятии записывается в тетрадь)

8. Знакомство с правилами честного поединка.

- Договор о месте и времени поединка

- Биться на равных для защиты слабых  

- Запрет на хитрость и подлость

9. Физ. минутка «Как стать богатырём».

-Богатыри сильные, смелые, справедливые. А почему они физически сильные?

10. Заключительная беседа.

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.

На доске записаны пословицы, выбрать одну и объяснить её смысл.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

Общий смысл этих пословиц точно выразил русский поэт Иван Никитин:

                          

Широко ты, Русь, по лицу земли

                                               В красе царственной развернулася!                          

                                                 У тебя ли нет богатырских сил,

                                                 Старины святой, громких подвигов?

                                                 Уж и есть за что, Русь могучая,

                                                 Полюбить тебя, назвать матерью,

                                                 Стать за честь твою против недруга,

                                                 За тебя в нужде сложить голову!

11. Итог урока.

Закрепление основных понятий урока.

12. Готовимся к следующей встрече.

nsportal.ru

Презентация к занятию по ОРКСЭ "Древняя Русь"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Рюрик Олег Ольга Владимир Ярослав Мудрый Древняя Русь

2 слайд Описание слайда:

Русь Призвание варягов

3 слайд Описание слайда:

Призвание варягов

4 слайд Описание слайда:

Призвание варягов Рюрик Новгород Трувор Изборск Синеус Белоозеро

5 слайд Описание слайда:

Призвание варягов Рюрик 862 год Олег 882 год

6 слайд Описание слайда:

Призвание варягов

7 слайд Описание слайда:

«Пусть этот город будет матерью городам русским» Древнерусское государство

8 слайд Описание слайда:

Древнерусское государство В 955году Княгиня Ольга приняла христианскую веру

9 слайд Описание слайда:

Крещение Руси 988 год Князь Владимир

10 слайд Описание слайда:

Киевская Русь Софийский собор

11 слайд Описание слайда:

Великий Новгород Софийский собор

12 слайд Описание слайда:

Памятник Тысячелетия Руси

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДA-042793

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

994 Презентации на тему древняя русь на Docme.ru

... родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности. Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей ...  

72

... у 1912 році : Дьяконов М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. Железнов В. Я. Очерки политической экономии. Иловайский С. И. Учебник ...  

12

... идёт? (март) - А чтобы узнать, как назывался месяц март в Древней Руси, вам надо решить примеры, а затем расположить ответы в порядке ...  

74

... вещем Олеге». Иллюстрации Васнецова напоминали богатые орнаментами миниатюры рукописных книг Древней Руси. «Встреча Олега с кудесником» - одна из акварелей этой серии. Центральное ...  

36

... числах». 1 – в. 2 – а. Презентации: «Любопытные факты», «Меры длины Древней Руси», стихи о математике. 2 – б. Викторина «Магия чисел». 2 – в ...  

48

... Информационная грамотность Возникновение письменности Первые книги. Первые библиотеки Рукописные книги Древней Руси Возникновение книгопечатания Издательское дело в XVIII – XX вв. Современные библиотеки ...  

67

... 4. Этика в древности. Мифы, сказки, легенды Урок 5. Этика Древней Руси Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И МИР Урок 6. Добро и зло ...  

188

... в технике оригами, бумагопластики; о культуре и искусстве Византии и древней Руси. Прогнозируемые результаты Второй год обучения оценивается на уровне применения воспитанниками ...  

32

... страны. •Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы (произведения Древней Руси). •С 18 века историческая наука в России выделилась в самостоятельную ...  

2 712

... II этап – Средневековая культура Византии (IV-XV) и Восточной Европы (Древняя Русь(XI-XVIIвв.) Ангел «Златые власы» Богоматерь Владимирская.XIIв. III – этап ...  

725

www.docme.ru

Конспект урока для 4 класса «Культура древней Руси»

Конспект открытого урока

Предмет: окружающий мир - 4 класс

Тема урока: «Культура древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: познакомить учащихся с культурой Древней Руси.

Задачи:

- формирование представления о культуре Древней Руси: о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси, о памятниках архитектуры;

- формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о культуре ДР, как исторически-культурном наследии, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах

Оборудование: - компьютер, медиапроектор, экран, презентации учащихся ;

- листы с тестами, алфавит;

- учебник «Окружающий мир», 4 класс, Е.В. Саплиной, «Рабочая тетрадь» 4 класс, Е.В. Саплиной.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; о памятниках архитектуры; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

1. Начало образовательного мероприятия (слайд-заставка)1.1. Инициация (начало урока).– Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Тихо садитесь.

1.2. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

(На столах у детей лежат полоски бумаги с именами древнерусских князей и событиями, связанными с ними)

- Перед вами лежат полоски бумаги с именами древнерусских князей и событиями, связанными с ними, соедините начало и окончание предложений:

Князь Олег

(взаимопроверка)

- Объясните свой выбор.

Ответы учащихся

1- Царьград – столица греческого государства. Олег прибил щит на врата Царьграда в знак победы. Он хитростью привел большой флот к стенам города. Поставил корабли на колеса и с помощью попутного ветра, так скажем, доехали до него.

2- Князь Игорь после смерти своего брата Олега собирал дань с древлян.

(Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен. Древляне – одно из больших славянских племен, населявшие правый берег Днепра.

3- Святослав погиб в бою с печенегами. Печенеги – племена, жившие в заволжских степях.

4-При правление Князя Владимира Русь приняла новую веру – Христианства, до этого разные племена молились разным языческим богам. Христианство – мировая вера в Иисуса Христа.

1.3. Дополнительный материал учащегося о «Вещем Олеге»

Выступление Зубкова Ильи о «Вещем Олеге» - (почему и как умер великий князь, презентация)

1.4.Выставка рисунков языческих персонажей

- Некоторые Языческие обычаи сохранились и объединились с христианскими праздниками, и вы оформили выставку некоторых персонажей, что это за персонажи и кем они являлись (Как считали Древние славяне - это Покровители дома «Домовой», леса «Леший», воды «Водяной»)

2. Вхождение в тему

  • Итак, ребята, мы с вами поговорили о первых великих князьях, о создании древне - русского государства, о крещении Руси, вспомнили о Языческих персонажах.

  • Принятие Христианства способствовало развитию и расцвету материальной культуры.

3. Сообщение темы урока

Тема урока: «Культура древней Руси» (слайд-заставка)

3.1. Постановка проблемы.

- Что вы понимаете под словом «культура»?

предположения детей

- Кто же даст полное определение слова Культура?

ответы учащихся

- «Культура» - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

- Из истории мировой культуры. «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим».

- Можно сказать другими словами, что Культура - это все достижения человечества, всё то, полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.

- А что такое «Культурное наследие?»

Слушаем предположения

- Кто же даст полное определение слов «Культурное наследие?

- Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

4. Работа с новым материалом

- Несколько уроков назад в классе было предложено провести исследование на темы «Славянская письменность» и «Памятники архитектуры», вы разделились на 2 группы. Пожалуйста, представителя от каждой группы для представления своей совместной работы.

4.1. Защита исследовательской работы по теме «Славянская письменность»

Шиманчук Мария представляет коллективную работу 1 группы на тему «Славянская письменность»

Презентация на тему: «Славянская письменность»

4.2. Работа с учебником

- Давайте прочитаем, что написано в учебнике об основателях славянской азбуки на стр. 22.

- Послушав и посмотрев презентацию Маши, прочитав в учебнике о создателях славянской письменности, ответьте на вопрос. Кто же является основателем славянской письменности? В каком веке они составили азбуку?

(В 9 веке)

Физминутка

4.3. Защита исследовательской работы по теме «Памятники архитектуры»

Ступина Таня представляет коллективную работу 2 группы на тему «Памятники архитектуры»

Презентация на тему « Памятники архитектуры»

4.4. Работа с учебником

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорится о памятниках культуры на стр. 21-22?

- Послушав и посмотрев презентацию Тани, прочитав в учебнике о памятниках культуры того времени ответьте на вопрос:

- Какие памятники культуры в Древней Руси являлись большим общественным значением?

- Церкви, храмы и монастыри.

- Почему при появлении церквей, храмов стало увеличиваться число грамотных людей, да еще и со знанием иностранных языков?

- Монахи были грамотными, переписывали книги и знали несколько языков. Они передавали свои знания другим.

- Скажите, кто из вас был в храмах, церквях? Расскажите, что вы там видели?

рассказ детей

- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 24, где показано, расположение алтаря, иконостаса, Царских ворот.

- Что такое мозаика, фрески, икона?

Ответы учащихся

5. Работа в рабочей тетради

- Откройте тетрадь. Задание № 14

(составление из букв слов — мозаика, фрески, икона)

6. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Что для вас было самым интересным, значимым на уроке? О чём хотелось бы ещё узнать?

- Что является нашим культурным наследием?

- Кто создал славянскую азбуку?

- Какой материал для письма использовали наши предки?

Ответы учащихся

7. Д/З

  1. Прочитать текст учебника на стр. 21-24. Проверить свои знания по вопросам к параграфу.

2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера в тетради на стр. 12. Выполнить задание в тетради № 15 на стр. 11

3. Для любознательных - сообщение на тему «Храмы разной архитектуры нашего города» и описать их историю.

8. Выставление оценок.

- Молодцы! Хорошо поработали.

- Спасибо за урок!

Крестил Русь

Князь Игорь

Прибил щит на врата Царьграда

Князь Святослав

Собирал дань с древлян

Князь Владимир

Погиб в бою с печенегами

doc4web.ru

Урок этики "Традиции хлебосольной Руси" - ЭТИКА И ЭСТЕТИКА - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов

Цель: Познакомить с традициями и обычаями Руси. Воспитать уважение к традициям обычаям любых народов; уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу, доброту и гостеприимство, учить ребят общаться, почувствовать себя нужными и интересными друг другу.

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Вступление.

О каких традициях хлебосольной Руси вы знаете?

Любит ли ваша семья принимать гостей?

Гостеприимство – национальная черта русских.

Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.

Этим исконно русским обращением я приглашаю всех вас к доверительному и весьма важному для всех нас разговору.

На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать своё гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Ещё у славян-язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства и благополучия. Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол.

В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье.

Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение. В России и на Украине гость, застающий хозяев за едой, говорил: "Хлеб да соль” - что служило пожеланием богатства и благополучия. Издавна к новорожденному ребёнку ходят в гости с хлебом; принято так ходить, чтобы он рос добрым. О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы, например: "За хлеб-соль не платят!”, "Дурное слово не за хлебом-солью сказано!”, "Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!”, "От хлеба-соли не отказываются”, "Хлеб-соль и разбойника смиряет”, "Хлеб-соль есть, да не про вашу честь”, "Хлеб-соль ешь да правду режь” (объясни смысл пословиц).

Уж так повелось, что приглашая гостей или отмечая с родственниками какое-либо семейное торжество, мы неизменно усаживаемся за стол. Хорошо сервированный, благоухающий ароматами всевозможных блюд, он сближает людей, снимает напряжение, располагает к задушевной беседе.

За столом же мы собираемся и в трудные периоды жизни: разделить горе с близкими и друзьями, помянуть умершего.

Откуда же взялась эта традиция? Она берёт свое начало в языческих обрядах и – позднее – в культовых пиршествах. Едва ли не самыми древними из них являются погребальные пиры, так называемые тризны. Одним из первых упоминаний о погребальном пире находим в летописном сказе о мудрой княгине Ольге, которая коварно использовала тризну для отмщения древлянам за убитого ими князя Игоря.

Более поздние источники содержат уже многочисленные упоминания о пирах, устраиваемых русскими князьями в ознаменование важных политических событий: в честь военных побед, по случаю освящения храма, дипломатических приёмов, церковных торжеств и праздников.

Ушли в прошлое старинные пиры с их традициями и ритуалами. Но, как и наши далёкие предки, мы любим собираться за праздничным столом с близкими друзьями. Как и прежде мы видим в этом нечто большее, чем просто желание вкусно поесть – объединяют радость общения, стремление поделиться с окружающими своими планами и помыслами, почувствовать себя нужными и интересными друг другу. Сам же стол, пусть важное, но только дополнение ко всему этому, о чём не стоит забывать никогда.

А сейчас нас ждут в гости в русской горнице (хозяин и хозяйка в русских национальных костюмах, хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль).

Хозяйка: "Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.Если величать так на пороге встречать.

Есть в природе нашего народаВечные, особые черты –Не берут ни годы, ни невзгоды,Ни капризы, ветреные моды,От души они, от доброты.Гость, войди! Традиций не нарушим.С ним чайку всегда попьемВсем известно русское радушье:Хлебосольство и открытый дом!

Хозяин: (подходит к нарисованной русской печке) Забывать мы стали, что главное в доме – печь.

Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёхсот лет. Причина её долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жильё, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись.

Хозяйка:

А какие угощения дарит нам печь!Каша, щи, пироги самые румяные!Рады видеть вас у печки,Без неё и дом пустой,В ней и жарить, в ней и парить,И зимой с ней как весной.В старину так говорили:"Печь нам мать родная всем,На печи всё красно лето,У печи и сплю и ем!”

Хозяин:

А ещё так говорили: "Всё, что в печи – всё на стол мечи”. Но хлеб тоже ведь выпекали в русской печи. И ещё говорили такие слова: "Хлеб всей жизни голова”.

Славится он первым на селе,Славится он первым на столе,Ветер его холит, холят его степи.Он лежит сейчас парной, Ситный, белый и ржаной.Выбирай, тебе какой?

Учитель: А сейчас нас приглашает хозяйка трактира к себе в гости.

Хозяйка трактира:

Вот орешки! Хорошие орешки,Вкусные, на меду, давай в шапку накладу!Кому пирожки, горячие пирожки!С пылу с жару –Гривенник за пару!

(Гости тем временем садятся за столики).

Четверо учащихся исполняют частушки.

1-й:

На столе у нас пирог,Пышки и ватрушки.Так пропойте ж под чаёкЧайные частушки.

2-й:

В пляске не жалей ботинок!Предлагай-ка чай друзьям,Если в чашке есть чаинки,Значит, письма пишут нам.

3-й:

Самовар блестит, кипя,Чай в нём сильно пенится,Погляди-ка на себя –Ну и отраженьице!

4-й:

Подавай мне чашку чая.Ведь люблю я русский чай,В чае я души не чаю,Наливай горячий чай!

Хозяйка трактира: Мы гостей встречаем …

Все: чаем, чаем, чаем!

Хозяйка трактира: Приглашает к самоварам …

Все: с чаем, с чаем, с чаем!

Хозяйка трактира: И в накладу, и в прикуску …

Все: чай, чай, чай!

Хозяйка трактира: Пейте чай, друзья, по-русски.

Все: чай, чай, чай!

Ведущий:

Погоди, хозяйка, байку одну про чай вспомнил. Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить, а я отроду не знаю, как проклятый чай варить.

Взял ведро, налил водички. Всыпал я весь чай в горшок и приправил перцу, луку и петрушки корешок, разлил варево по плошкам, хорошенько размешал, остудил его немножко, на господский стол подал. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел, и, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся – чем я мог не угодить? А потом я догадался, что забыл я посолить!

Хозяйка: Вот так бывало в старину! Бедняки-то долго к чаю доступа не имели, дорог он был, всё кваском обходились. А нынче на Руси – без чая и праздник не праздник.

(Входят три ученика в русской одежде)

1-й: В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось: питье доброе, и когда привыкнешь – гораздо вкусно.

2-й: В 1679 году появились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело.

3-й: По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, мёд, печенье, бублики, пряники.

Хозяйка:

Чтобы чаю нам напиться,Нам придётся потрудиться.Вёдра вот, а там колодецЗа водой честной народец!

(игра "Водоносы”)

Две команды по 5 человек, которые эстафетой носят воду из колодца детскими ведёрками.

Звучит музыка "По улице мостовой”

(кто вперед нальет свой самовар)

Четыре ученика, пританцовывая, поют на мотив "яблочко”

1-й:

Посидеть за самоваромРады все навернякаЯрким солнечным пожаромУ него горят бока.

2-й:

Самовар поёт, гудит,Только с виду он сердит.К потолку пускает парНаш красавец самовар!

3-й:

Самовар пыхтит, искрится,Щедрый, круглый, золотой.Озаряет наши лицаОн своею добротой.

4-й:

Лучше доктора любогоЛечит скуку и тоску,Чашка вкусного, крутогоСамоварного чайку.

(пьют, благодарят)

Все:

Спасибо хозяйке за знатное угощение:Тают во рту и пирог, и печенье.

Хозяйка:

Приходите ещё в наш трактир, будем вам очень рады.

Учитель: Русская пословица: "Надо хлеб-соль помнить” подчеркивает взятые на себя обязательства, налагаемые гостеприимством.

А какие обязательства у гостей?

(благодарить за хлеб-соль, говорить приятные слова хозяйке, хвалить угощения)

А сейчас возьмите лист бумаги и ответьте на вопросы.

1. Нравится ли вам ходить в гости?

(если да, то поставь "+", если нет, то "-")

2. С радостью ли вы принимаете гостей?

(да – кружочек, нет – квадратик)

3. Всегда ли вы благодарите за хлеб-соль, говорите приятные слова хозяйке, хвалите её угощения?

(да – нарисуйте цветок, нет – нарисуйте веточку).

В заключении хочу пожелать вам быть гостеприимными, не забывать быть гостеприимными, не забывать о наших традициях, старайтесь их соблюдать, не забывать за всё благодарить.

xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai