Ученые нашли древний город ацтеков (фотогалерея). Древняя столица ацтеков
Город Теночтитлан - древняя столица ацтеков
Теночтитлан — город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (они же ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на том месте, где увидят картину — орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.
По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера — с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского — «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город — спутник Тлателолько.
Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей — таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже — до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.
Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.
Город Теночтитлан: достопримечательности
В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.
Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.
Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.
Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.
Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков — хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.
Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев
В XV—XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, — по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.
По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки — далеко не мирный народ — военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу — Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке , Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.
Похожие чудеса:
chydesa-mira.ru
Великий город ацтеков
По оценкам экспертов ООН, Мехико, чье население насчитывает около двадцати миллионов человек, является крупнейшим городом мира. Он задыхается под колпаком из смога, и ежегодно свыше ста тысяч его жителей умирают от болезней, непосредственно связанных с загрязнением окружающей среды. Возникает впечатление, будто потомки ацтеков и майя с фатальным безразличием приносят в жертву свои жизни древним богам.
С шести утра и до глубокой ночи в городе не смолкает какофония автомобильных сирен, страшно действующая на нервы. Свыше тридцати тысяч автобусов изрыгают облака выхлопных газов, от которых не спасает даже приложенный к лицу влажный носовой платок. Двадцать тысяч полицейских в синей униформе пытаются с помощью свистков и выразительных жестов взять под контроль железный поток. Однако, несмотря на внушительную ширину городских магистралей, он ползет медленнее, чем двигались лошадиные упряжки сто лет назад. В этом ужасном городе часто отключается электричество, телефонные линии перегружены, питьевая вода пахнет хлоркой и какими-то не поддающимися определению химикатами — жизнь постоянно находится в опасности без всякой войны.
Мехико есть что предложить в культурном плане. Здесь имеются обширные парки, такие как Чапультепек, великолепные музеи, среди которых центральное место занимает Национальный музей антропологии, естественно, Оперный театр, а также множество кинотеатров. Мехико — город контрастов: ультрасовременные отели соседствуют с трущобами, а перед величественными средневековыми соборами нищие просят милостыню. Босоногая беднота населяет лачуги из гофрированных стальных листов, картона, автомобильных покрышек, деревянных досок и металлических прутьев. Здесь пьют текилу и дешевую крепкую водку из агавы, называющуюся пульке. Витрины шикарных магазинов вдоль центральных проспектов манят изысканными товарами со всех концов света.
Я не знаю, всем ли жителям Мехико известно, что их город имеет чрезвычайно богатую историю. Когда-то на его месте стояла столица ацтеков Теночтитлан, перед воротами которого 15 ноября 1519 года появился со своим отрядом конкистадор Эрнан Кортес.Богатейший город с его окутанными тайной храмами, дворцами и пирамидами предстал перед испанцами в лучах утреннего солнца во всем своем великолепии. Население его в те времена насчитывало около семидесяти тысяч человек
По заказу мексиканского правительства художник Диего Ривера запечатлел Теночтитлан в серии замечательных фресок. Эти фрески, изображающие жизнь ацтеков до прихода испанцев, украшают внутренний двор Дворца правительства в Мехико. На них присутствуют сцены явления Кетцалькоатля, идентичного богу Кукулькану майя. Встречаются также оперенные и летающие змеи, нарисованные такими, какими они описываются в преданиях. Бог Кетцалькоатль, держа в левой руке скипетр, восседает на змее, парящей на синем небосводе. Под ним, у подножия пирамиды, жрецы обучают послушников в белых одеждах.
Почти пятьсот лет назад в сорока километрах от Теночтитлана Эрнан Кортес проехал мимо нескольких поросших буйной зеленью холмов. Он не подозревал, что среди них скрывался Теотихуакан, великий город древней Мексики.
Панорама Теотихуакана
Теотихуакан лежал в руинах во времена ацтеков. Они считали, что здесь когда-то было место погребения их древних богов. У ацтеков существовала легенда о возникновении Теотихуакана.«Под покровом ночи, до восхода солнца, явились боги в то место, которое называется Теотихуакан».
Совет богов включал в себя четверых членов: богиню звездного неба, бога звездного одеяния, учителя Кетцаль-коатля и бога дождя Тлалока. Небесный консорциум принял решение о сотворении человека. Тогда натерлись его участники белым мелом и оделись в дорогие одежды из перьев. Тем временем другие боги разожгли огонь в «божественной печи». Среди дыма и пламени двое из богов вознеслись на небосвод.
Прежде чем отправиться в космос, боги разработали план создания огромного города, который только сегодня постепенно становится понятным.
Никто не знает, кем были те жрецы-архитекторы, ответственные за строительство Теотихуакана. Наверняка известно лишь то, что Теотихуакан являлся первым очагом цивилизации на мексиканском плоскогорье и что его строительство началось около 1000 года до Рождества Христова — за двести пятьдесят лет до основания Рима. В то время в Египте правила 21-я династия, в Греции возник классический эллинистический мир богов, а в Палестине, согласно Ветхому Завету, юноша-пастух Давид победил великана Голиафа.
Как и Рим, Теотихуакан появился не в один день. Археологи разделяют период его строительства на пять этапов. В эпоху расцвета — около 600 года нашей эры — число его жителей достигало двухсот тысяч.
Из собственного опыта всем нам хорошо известно, насколько хаотичным, беспорядочным и неорганизованным может быть процесс строительства города. В Теотихуакане все было по-другому. Существовал четкий план, который строго соблюдался при последующем расширении города. Тысяча лет — долгий срок. Власти современных городов могут только мечтать о том, чтобы их планы претворялись в жизнь спустя такой период времени.
Для археолога Лоретт Сежурне, в течение нескольких лет проводившей раскопки в Теотихуакане, происхождение такой высокой культуры представляет загадку. Откуда мог взяться столь выдающийся интеллект — задается она вопросом, — позволивший осуществить подобное планирование?
Никто не знает, кем были эти загадочные проектировщики и строители. Их называют по названию города: теотихуаканос.
С севера на юг пролегает улица три километра в длину и сорок метров в ширину. Называется она Камино де Муэртос (Дорога Мертвых). По обеим сторонам ее стоят пирамиды и платформы храмов. В северном направлении улица поднимается вверх на протяжении тридцати метров, и у наблюдателя, находящегося в ее южном конце, возникает оптический обман: он видит бесконечную лестницу с равномерно расположенными ступенями, которая через три километра сливается с Лунной пирамидой и уходит в небо.
Если же смотреть со стороны Лунной пирамиды, видна лишь совершенно прямая улица — словно по мановению волшебной палочки все ступени исчезают.
Согласно мнению официальной науки, этими загадочными проектировщиками и строителями Теотихуакана, по всей очевидности, являлись люди каменного века. Любой современный геодезист подтвердит, насколько это трудная задача — проложить трехкилометровую трассу таким образом, чтобы через равные промежутки в два метра располагались по шесть ступеней и одной плоской платформе, которые в конце поднимающейся вверх улицы с сантиметровой точностью сливались с гигантской пирамидой. Все ступени, платформы и промежутки должны были иметь точные размеры. Проектирование в каменном веке?
Камино де Муэртос — Дорога Мертвых — заканчивается перед ступенчатой Лунной пирамидой с площадью основания 150 х 200 метров — более двух футбольных полей. Сооружение состоит из пяти главных террас и имеет высоту сорок четыре метра. Располагающаяся посредине широкая лестница ведет на верхнюю платформу на которой когда-то, должно быть, блистала золотая статуя бога.
С левой стороны от пирамиды высится самое грандиозное сооружение Центральной Америки — Солнечная пирамида. Она имеет почти квадратное основание 222 х 265 метров, а ее высота превышает высоту Лунной пирамиды на двадцать метров. Тем не менее при взгляде с ее верхней платформы создается впечатление, будто две пирамиды одинаковы по высоте. Оптический обман возникает вследствие уклона улицы.
Сверху Дорога Мертвых выглядит как бульвар шириной сорок метров.
Эта самая улица поднимается вверх и в конце концов сливается с Лунной пирамидой.
Солнечная пирамида в Теотихуакане имеет больший объем, нежели пирамида Хеопса в Гизе. Ее вес оценивается в один миллион тонн известкового кирпича и камня, Фронтоны обеих пирамид изначально были отделаны штукатуркой и окрашены, о чем свидетельствуют остатки краски. Вершину Солнечной пирамиды венчала покрытая золотом и серебром статуя бога. Ее еще застали испанские завоеватели, но францисканский монах Хуан де Сумаррага, первый епископ Мексики, приказал снять и переплавить колоссальную фигуру. Золото было важнее всего.Далее вдоль Дороги Мертвых следуют различные усеченные пирамиды, платформы, зачастую богато украшенные рельефами оперенных змей, обезьян, ягуаров, жрецов с непонятными предметами в руках или с крыльями за спиной.
Третьим по величине сооружением Теотихуакана является цитадель с храмом Кетцалькоатля. Название «цитадель» я нахожу абсурдным, поскольку под ним подразумевается оборонительное укрепление. Цитадель Теотихуакана так же похожа на крепость, как индуистский храм на вокзал во Франкфурте. Однако названия в Теотихуакане происходят не от строителей, а из нашей эпохи. Мы не знаем, как все эти сооружения называли их создатели.
Длина стороны так называемой цитадели составляет четыреста метров. На северной, южной и западной сторонах некогда стояли по четыре пирамиды, от которых сегодня остались лишь основания. Храм Кетцалькоатля красиво отделан штукатуркой. На фризе извиваются оперенные змеи, с лестничных стен и рельефов смотрят маски демонических существ, и даже по цоколю храма ползут все те же змеи. Головы змей окаймлены стилизованными ореолами лучей, а лица напоминают морды огнедышащих драконов. Между прочим, в Древнем Китае боги спускались с небес как раз на огнедышащих драконах.
Храм Кетцалькоатля с оперенной змeeй, чья голова окружена ореолам лучей.
То, что сегодня в лучах солнца предстает в бело-серо-коричневых тонах, раньше радовало глаз яркими красками всех цветов радуги. Каждый бог имел свой цвет, а рельефы не только служили украшением, но и выполняли функцию религиозного посыла.
Орнаментальные мотивы храма Кетцалькоатля подтверждают тот факт, что символ оперенной змеи был известен задолго до эпохи ацтеков и майя.
Сзади храмовых платформ и пирамид, обрамляющих Дорогу Мертвых, когда-то стояли здания, которые использовались для жилья. В ходе раскопок выяснилось, что, как правило, они включали тридцать комнат, но были и исключения — сто семьдесят пять комнат. В Теотихуакане имелись и небольшие храмы с молитвенными помещениями, и огромные жилые кварталы с настоящим водопроводом. Археологические находки свидетельствуют о том, что город был разделен на кварталы по профессиональному признаку его обитателей. В одном квартале жили гончары, в другом — камнерезы, в третьем — ткачи. Улицы были абсолютно прямыми и пересекались исключительно под прямым углом. Теотихуакан представлял собой Нью-Йорк Центральной Америки.
Несколько лет назад один мой мексиканский друг сообщил мне о сделанном незадолго до этого любопытном открытии. На склонах и вершинах окружающих Теотихуакан гор археологи обнаружили вырезанные на поверхности скал борозды. Их продолженные линии образуют над городом сеть. Если 21 марта, в первый день астрономической весны, посмотреть с вершины Солнечной пирамиды на запад, солнце сядет за горизонт точно под отмеченным камнем. Подобные метки присутствуют в Серро Чиконаутла в четырнадцати километрах от города, а также в тридцати пяти километрах от него.
Под Солнечной пирамидой имеется коридор, тянущийся на четыре километра и заканчивающийся четырьмя помещениями, которые называются Святыми Пещерами. Археологи полагают, будто весь комплекс был воздвигнут именно над этими Святыми Пещерами, ибо он указывает местонахождение входа в подземный мир и одновременно символизирует пуп мира Центральной Америки, к которому приходят паломники, купцы и местные жители. Должен же кто-то обратить на это внимание!
Неподалеку от Солнечной пирамиды были обнаружены подземные помещения, куда доступ туристам закрыт. В них сокрыта настоящая тайна, по поводу которой специалисты хранят упорное молчание. Помещения изолированы посредством толстого слоя слюды. Какую же тайну они могут хранить?
Можете вы себе представить потолок подвала, состоящий из двух каменных плит, между которыми заключен слой слюды толщиной пятнадцать сантиметров? Эта конструкция напоминает сандвич: хлеб, ветчина, хлеб.
Один сторож открыл мне стальной люк. В тот самый момент, когда луч солнца упал в отверстие, слюда отразила ослепительный пучок света. На сегодняшний день открыт тридцатиметровый участок этого слюдяного покрытия. Слюда — слоистые минералы на основе силикатов с содержанием калия и алюминия, и их месторождения встречаются, главным образом, вблизи месторождений гранита. Нам, швейцарцам, она известна благодаря горному массиву Сен-Готард. Большие запасы слюды имеются в Индии, на Мадагаскаре, в Южной Африке, Бразилии и в Скалистых горах. Небольшие залежи имеются в швейцарских и тирольских Альпах. Что же касается гор Центральной Америки, они складываются преимущественно из вулканических пород.
Сегодняшняя Мексика импортирует слюду, ибо этот минерал обладает некоторыми свойствами, делающими его незаменимым в нашем мире. Слюда имеет высокую прочность при растяжении и вместе с этим эластична, выдерживает до 8 000°С и резкие перепады температур, отличается стойкостью по отношению к органическим кислотам, образующимся в почве в результате воздействия дождевой воды на останки животных и растений, является прекрасным изолятором и надежно противостоит электрической дуге, утечке электричества и электрическому разряду. Пластины слюды можно в буквальном смысле слова перелистывать, словно книжные страницы.
Ее тонкие слои прозрачны и жаростойки, и их вставляют в окна печей. В электротехнике слюду используют в качестве изоляционного материала при изготовлении радиоламп и телевизионных трубок. Она находит применение в трансформаторах, радарах и даже в компьютерных технологиях. Слюду не очень высокого качества размельчают в порошок, который используют в качестве наполнителя в электрических утюгах, тостерах и стиральных машинах.Каким образом и с какой целью попала слюда в подвальный потолок в Теотихуакане? Один археолог полагает, будто ее использовали в качестве рефлектора, потому что она красиво блестит на солнце.
Под этой стальной затяжкой находится загадочная крыша из слюды.
Сначала идет каменная плита, затем слой слюды, затем опять каменная плита — как в сандвиче.
Слюда отражает дневной свет. Кусок слюды перелистывается словно книга.
Вряд ли. Ведь слой слюды находится между двумя каменными плитами и не вступает в контакт с солнечными лучами. Кроме того, если бы слюда выполняла функцию рефлектора, достаточно было бы лишь тонкого ее слоя, а пластины общей толщиной пятнадцать сантиметров в данном случае — откровенное излишество.
В процессе поиска новых объяснений существует опасность, что таковые действительно найдутся. У меня нет патентованных решений, я могу лишь, руководствуясь здравым смыслом и давая простор фантазии, предложить возможную версию. Может быть, в подвальных помещениях размещались чувствительные приборы, требующие изоляции? Инструменты, нуждающиеся в защите от электрических разрядов — например, молнии, — а также кислотных дождей и высоких температур? Если моя версия близка к истине, возникают новые вопросы. Откуда строителям каменного века могло быть известно о свойствах слюды? Жители Теотихуакана не имели дела ни с кислотами, ни с высокими температурами, ни с электричеством. Геологи установили, что искусственный слой слюды под Теотихуаканом представляет собой мусковит, или белую кальциевую слюду, которую наши ученые называют «московским стеклом».
Кто-то должен был знать источник импорта этой слюды, а также располагать сведениями о ее свойствах. Едва ли подобные знания могли быть доступны строителям каменного века.На международном конгрессе американистов, проходившем в 1974 году в Мехико, мистер Хью Харлстон сделал доклад, вызвавший смятение среди специалистов. Харлстон искал в Теотихуакане единую меру, которую можно было бы применить ко всем зданиям. Он определил эту единицу измерения — 1,059 метра — и дал ей название «хунаб», что на языке майя означает «единица». Этой «единицей» в Теотихуакане измерялись все сооружения и улицы. Пирамиды Кетцалькоатля, Лунная и Солнечная, имеют высоту 21, 42 и 63 «единицы» соответственно. Таким образом, эти величины находятся в соотношении 1:2:3. Мистер Харлстон поработал с компьютерной программой и получил поразительные результаты. Он выяснил, что расстояния от средней линии цитадели до располагающихся вокруг нее пирамид соответствуют средним параметрам орбит Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Среднее расстояние от Солнца до Меркурия составляет 36 «единиц», до Венеры — 72, до Земли — 96, до Марса — 144. Недалеко за цитаделью протекает ручей, который строители Теотихуакана заключили в трубу. Она тянется под Дорогой Мертвых и насчитывает в длину 288 «единиц» — расстояние до Пояса Астероидов. Эти несколько тысяч обломков камней движутся между Марсом и Юпитером, словно в русле канала.В 520 «единицах» лежит фундамент неизвестного храма. Эта дистанция определяет расстояние от Юпитера. Далее, в 945 «единицах» находятся остатки другого храма, обозначавшего Сатурн.В 1845 «единицах», в конце Дороги Мертвых, стоит Лунная пирамида, соответствующая Урану.
Дорога мертвых. Древние войны Туле
Дорога Мертвых представляет собой модель Солнечной системы.
Если продолжить линию Дороги Мертвых, она упрется в вершину Серро Гордо. Там тоже находятся руины небольшого храма, а также башни, стоящие на древних фундаментах. Их расстояния от средней линии цитадели 2 880 и 3780 «единиц» соответствуют средним параметрам орбит Нептуна и Плутона.
На линии продолжения Дороги Мертвых высится холм. За ним находятся развалины сооружений, чья отдаленность соответствует параметрам орбит Нептуна и Плутона. Более поздняя башня стоит на фундаменте эпохи Теотихуакана.
Итак, Дорога Мертвых в Теотихуакане представляет собой модель Солнечной системы. Весьма примечательно, что Солнечная пирамида не является ее составной частью — она стоит в стороне от Дороги Мертвых.
Включение в систему холма Серро Гордо проектировщики Теотихуакана предусматривали с самого начала. Но откуда они знали параметры орбит планет? Уран был открыт в 1781 году, Нептун — в 1845, а Плутон — лишь в 1930. Не оставили ли эти знаки будущим поколениям человечества Всемогущие? Разумеется, я не утверждаю, что Теотихуакан построили инопланетяне своими руками. Вероятнее всего, они просто нарисовали модель Солнечной системы и указали архитекторам, на каких расстояниях друг от друга следует возводить сооружения, которые должны были служить каменными посланиями в будущее.Для того чтобы яснее видеть, зачастую достаточно изменить угол зрения.
No related links found
tainy.net
Теночтитлан – столица государства ацтеков. Столица ацтеков и ее архитектура: Великая пирамида, дамбы и акведуки.
Теночтитлан – такое название город получил в честь легендарного вождя Теноча. В его честь также было названо главенствующее племя ацтеков – “теночки”. Некоторыми исследователями название города трактуется, как “место, где рос кактус”.
Город долгие столетия являлся ацтекской столицей. Располагался он на острове посреди озера Тескоко, на острове, окруженном болотистыми берегами долины Анауак. Озеро, окружавшее Теночтитлан, изобиловало всевозможной рыбой, млекопитающими, съедобными водорослями и водоплавающей птицей. С берегом Теночтитлан связывало 3 широкие дамбы – переправы, в соответствии с числом городских ворот. Первая дамба вела в Тепейакак, втора в Койоакан, третья в Истапалапу и четвертая в Тлакопан. От западного берега озера Тескоко древняя столица Америки находилась на расстоянии одного километра. Долина озера Тескоко представляет собой обширную овальную впадину 64 километров ширины и 112 километров длины. В южной ее части, где раньше располагалась столица государства ацтеков, сегодня стоит столица Мексики – Мехико, возведенный в 16 веке испанскими конкистадорами. Высокие горные цепи окружали Теночтитлан, а сегодня окружают Мехико со всех сторон.
На юге долины находится два спящих вулкана – заснеженный вулкан Попокатепетль и вулкан Ицтаксиуатль. К приходу испанских завоевателей столица государства ацтеков была более организованной и обширной по своим размерам, нежели любой другой город Европы той эпохи. Для примера, в Лондоне 14-15 столетия проживала в 4 раза меньше жителей, чем в ацтекской столице. За свою недолгую историю ацтеки превратили древнюю столицу Америки в огромный мегаполис с более чем 200 тысячами жителей.
Некоторые исследователи полагают, что количество жителей равнялось 250 тысячам. Также Tenochtitlan опережал европейские города по площади. По некоторым оценкам площадь города достигала 12 квадратных километров. Древняя столица ацтеков была поделена на четыре квартала: Куэпопан, Теопан, Мойотлан, Астакалько; а посреди города находился величественный ритуальный центр, включавший в себя Великий Храм. Несмотря на это, каждый из четырех кварталов, районов, обладал своим храмовым комплексом.
Столица ацтеков славилась своей архитектурой, на ее территории располагалось бесчисленное количество храмов, школ, служебных и церемониальных построек. Большая их часть возводилась на особых сваях. Рыхлая почва острова, на котором располагался город Теночтитлан, не позволяла древним зодчим возводить здания обычными способами. В немалой степени на архитектуру ацтекской столицы повлияли и частые наводнения с оседаниями грунта. Жители Теночтитлана были приучены к тому, что в определенные сезоны им приходилось передвигаться по воде. Центр ацтекской столицы - гигантская по размерам ритуальная площадь с множеством алтарей, храмов и других построек религиозной необходимости.
Над всем этим возвышался 45-метровый Великий храм, впоследствии разрушенный испанскими завоевателями. По сути, центральная площадь ацтекской столицы являлось городом внутри города – общая площадь данного сооружения достигала 1200 метров квадратных. Попасть в ритуальный центр Теночтитлана можно было, лишь преодолев главные строго охраняемые ворота. Использовалась ритуальная площадь для проведения особо важных празднований, общих собраний и отдельных ритуалов, в частности, жертвоприношений. Столица ацтеков являлась хорошо продуманным с архитектурной точки зрения городом. Так, для снабжения жителей питьевой водой, в столице была возведена целая сеть акведуков, главный из которых брал свое начало из источника Чапультепек, находящегося на западной стороне озера.
В Теночтитлан, во всего его районы, по дамбе и акведукам постоянно доставлялась чистая питьевая вода. Был на территории столицы ацтеков и свой рынок. По описанию испанцев, рынок этот был большим и хорошо организованным. Насколько известно рынок занимал почти всю северную часть города – Тлателолько. Древняя столица Америки, не смотря на свое географическое положение, являлась сельскохозяйственным центром империи ацтеков. В сохранившихся кодексах ацтеков говориться о том, что ацтекские крестьяне и земледельцы создавали полосы плодородной почвы из водорослей и ила, добываемых из соседних болот. Фактически столицу Америки снабжала собственная инфраструктура. Данные почвенные полосы, называемые Чинампами, были весьма плодородными: в некоторых районах с них собирали от пяти до семи урожаев за год. Неподалеку от ритуального центра города располагались жилища местной знати и правителя Теночтитлана.
Дворец императора – короля ацтеков являлся одной из удивительнейших построек древнего города. Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках. Дома же знати были очень большими, и часто на окружающих их территориях, располагались сады и всевозможные пристройки. В садах Теночтитлана росли фруктовые деревья и травы, используемые в пищу или в медицине. Из усадебных пристроек знати следует выделить бассейны, построенные из камня и известняка.
Теночтитлан – достопримечательности города.
Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. Столица ацтеков – город величественной архитектуры. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. В некоторых из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала во все части дворца.
Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг. Столица ацтеков - Теночтитлан была богата на всевозможные дворцовые постройки. Это подтверждают многочисленные реконструкционные фото Теночтитлана.
Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило величественную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого грандиозного на всей территории Америки.
Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. Великая пирамида занимала целую площадь, на которой могло располагаться около сотни обычных жилых домов. Середину храма занимало два алтаря, с восседавшими на них идолами громадных размеров. Один из идолов представлял бога войны с большой головой, угрожающего вида чертами лица и свирепыми глазами: в одной руке он держал лук; в другой была связка стрел. На шее идола располагались маски с человеческими лицами, сделанные из золота и серебра.
Великая пирамида Тлалока выглядела более броской. На вершине храма виднелась капелла с чудной резьбой на ней. Великая пирамида Тлалока так же, как и соседний храм охранялась идолом – получеловек - полуящерица. В храме хранилась большая часть церемониальных принадлежностей – малые и большие трубы, колоссальных размеров барабан, жертвенный нож из камня. Согласно испанским хроника,м на территории центрального города ацтеков располагалось около трехсот различных храмов и храмовых построек. Однако все они были меньших размеров, нежели, Великая пирамида.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Ритуальный центр города. Ритуальная площадь представляла собою громадные площадки, окружающие Великую пирамиду. Каждая площадка была огорожена двойной стеной с выложенными на ней гладкими плитами. Существовала на территории ритуальных площадей и своя женская школа, в которой знатные девушки жили в строгом затворе, словно монашки. Женские школы славились своими традициями, так женщины, являвшиеся послушницами, обучались ровно год, после чего выдавались замуж или давали обет служения. Для обучения в подобных школах набирались девочки, достигшие возраста в 12-13 лет.
Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.
Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Ацтекская столица являлась важнейшим звеном империи, в том числе и в сельском хозяйстве. Посему, все продукты, завозимые в город, и продаваемые на рынке местными фермерами, проходили проверку. Денег у ацтеков не было, функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары. Городские дамбы.
Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Ацтекская столица - грандиозный город и постройки в нем соответствующие. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.
Акведук. Древний город ацтеков, как и любой другой крупный город нуждался в постоянном снабжении водой. Для этих целей древними зодчими были возведены величественные акведуки. По дамбе прокладывалось два канала, вымощенных известняком, и доставляющих в различные части города чистую, пресную воду. Ацтеки задумывали древнюю столицу Америки, как хорошо продуманный город. Когда один акведук перекладывали или очищали, его функции переходили на другие, а значит не один район города, не страдал от недостатка воды.
Теночтитлан – история города.
1322 год. Правитель города Кулуакан изгоняет мешиков из своих земель, впоследствии они перебираются на болотистые земли долины Мехико.
1325 год. На острове озера Тескоко ацтеки возводят Tenochtitlan. Странствующие мешкеки, наяву наблюдают древнее пророчество. По легенде, бог солнца ацтеков велел им обосноваться на тех землях, где они встретят орла, пожирающего змею. Этими землями стала долина Мехико.
1337 год. Столица государства ацтеков налаживает отношения с соседними племенами. Отделившиеся от племени ацтеки основывают Тлателолько – город-спутник ацтекской столицы.
1390 год. На территории ацтекской столицы заканчивается возведение Великой пирамиды.
1420-1470 года. На территории города возводится дамба, защищающая ацтеков от наводнений, снабжающая их пресной водой.
1473 год. Ацтекам покоряется город Тлателолько, объявивший себя свободным городом-государством.
1483 год. Начинается процесс надстройки Великой пирамиды.
1519 год. Испанцы прибывают в ацтекскую столицу.
1520 год. Кортес бежит из города, гонимый ацтекскими воинами.
1521 год. Древняя столица Америки входит в прямой конфликт с испанцами. Начинается блокада города.
13 августа 1521 года. Теночтитлан пал. После семидесяти дневной осады, испанские завоеватели входят в город.
По материалам: Гороскоп лунный на сегодня.
Опубликовано 29 Окт 2012 в категории Ацтеков
mayax.ru
Теночтитлан – великий город ацтеков | сведения об ацтекской столице
Мексика и Центральная Америка образуют часть древнего региона, который археологи называют Месоамерикой. В течение тысячелетий в этих краях жили кочующие с места на место группы; некоторые из них позже осели там и занялись земледелием. Поселения росли, и около 1200 г. до н.э. стали появляться настоящие города. Теночтитлан же был основан гораздо позже — в XIV в. н.э.
Первые в мире города возникли в Европе, Северной Африке и Азии в 3000-2000 гг. до н.э. Это были города шумеров в Месопотамии (главным образом на территории современного Ирака), египтян и населения долины Инда в современной Индии и Пакистане. Первые города в Месоамерике появились несколько позднее, около 1200 г. до н.э.; все они относятся к цивилизации, которую мы называем культурой ольмеков.
Последним из великих городов коренных жителей Месоамерики был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 г. этот город был столицей самой большой империи в Месоамерике. К тому же он был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город XVI столетия.
Падение Теночтитлана
13 августа 1521 г., после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: «...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков.
Кодексы
Кодексы представляли собой длинные, сложенные гармошкой полосы бумаги, на которых ацтеки описывали и иллюстрировали свою жизнь и историю.
Ацтеки сами описали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.
Массу сведений об ацтеках мы получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.
Им пришлось изучить язык ацтеков, чтобы те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.
Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 г. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники из ацтеков показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, — зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.
Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология.
Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков.
Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико — городом, основанным в XVI в. испанскими конкистадорами (завоевателями). Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам
Раскопки исчезнувшего города
www.indiansworld.org
Древние города ацтеков кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Древние города ацтеков во многом походили друг на друга. Во-первых это связано с тем, что государство ацтеков было объединено под одной культурой, вероисповеданием, а позднее и властью. С другой стороны, ацтеки были очень восприимчивым народом, они умели перенимать новые традиции и больше всего любили подражать другим, при этом сохраняя в силе самобытность собственного народа.
С этим связан тот факт, что наиболее развитый народ в обеих Америках, с армией, по организации не уступавшей римским легионам и с городом, превышающим по размерам большую часть европейских и азиатских городов древности, оставался верен своей кровавой религии, требующей постоянных жертвоприношений.
Ацтекские поселения были, своего рода, городами пирамид. Чаще всего города базировались вокруг храмов, и зодчие ацтеков во время постройки менее важных зданий старались повторять ту же форму, поэтому почти все здания в ацтекских городах имели форму ступенчатых пирамид разной формы. Историки выделяют три основных ацтекских города, вокруг которых образовалось государство ацтеков – столица Теночтитлан, а также Тескоко и Тлакопан. Последний до объединения был самостоятельным городом-государством на берегу одноименного острова. Роль этого города в образовавшемся союзе оставалась незначительной, город оставался зависимым от Теночтитлана, хотя здесь действовала прежняя власть. Тлакопан входил в состав ацтекского государства до самой его гибели.
Вторым по значению городом в империи ацтеков был Тешкоко, выстроенный на восточном берегу озера Тескоко. В 15 веке он также вошел в состав империи ацтеков, распространившейся на всю Мексиканскую долину. Этот город был центром образования в ацтекском государстве, по соглашению союза трех городов в него направляли две пятых от всей собранной империей дани. Во время вторжения испанцев Кортес захватил этот город, и выбрал его в качестве своей базы. Во время штурма Теночтитлана воины Тешкоко были согнаны испанцами в штурмовые отряды.
Именно Теночтитлан и являлся главным городом ацтеков. Он был расположен там же, где сегодня стоит мексиканская столица Мехико. Город был выстроен на искусственной насыпи посреди озера Тескоко, в непосредственной близости к Тешкоко. Именно здесь была сосредоточена власть в ацтекской империи, и здесь были выстроены наиболее величественные ацтекские храмы.
antiquehistory.ru
Ученые нашли древний город ацтеков (фотогалерея)
В пригороде Мехико археологи обнаружили неизвестные ранее останки древней столицы ацтеков. Ученые считают, что эта находка прольет свет на историю загадочной цивилизации доколумбовой Америки.
Замок Чапультепек, построенный в XVIII веке как резиденция вице-королей Новой Испании, является своего рода надгробием цивилизации ацтеков: под каменными подвалами старинного форта скрываются руины древнего Теотиуакана. К такому выводу пришли мексиканские археологи, которые последние шесть лет ведут раскопки древнего городища. Среди развалин ацтекской столицы они обнаружили фрагменты керамики, фигурки богов и даже костяные иглы, которые использовались для вышивки.
"Нам удалось раскопать большое количество предметов так называемого классического периода, а также колониальной эпохи, — пояснил археолог Росио Моралес. — Судя по всему, в этом районе жили представители индейской знати".
Теотиуакан — в переводе "место, где рождаются боги" - до сих пор таит немало загадок. Когда началось его строительство и отчего город был покинут, до сих пор неизвестно. Поселение было разделено на сектора. С севера на юг его пересекала "дорога мертвых". До нашего времени сохранились пирамиды Солнца и Луны, а также постройки с экзотическими названиями, например, Дворец ягуаров или Храм пернатых раковин.
До сих пор остатки городищ находили примерно в пятидесяти километрах от современного Мехико. Однако сейчас выяснилось, что столица древней империи была обширнее, чем принято считать. Впервые руины обнаружены прямо посреди парка Чапультепек с его музеями, ресторанами и ботаническими садами.
Для ученых это важное открытие, для местных жителей — новая приманка для туристов. Мехико снова подтвердил свой статус живого музея истории цивилизаций, где свидетельства относительно недавней истории времен Максимилиана и Карлотты соседствуют с памятниками древних ацтеков.
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.
Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.
В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9-12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.
Скитания ацтеков. Название "ацтеки" (букв. "люди Астлана") напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.
Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан ("Место Цапель"), теночки дошли до Чикомостока ("Семь пещер"), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли ("Колибри левой стороны"). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек ("Холм Кузнечика"), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.
Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков — Теночтитлан.
С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.
Создание империи. В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила — тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.
Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.
Источник: Вести.Ru, Древний мир. Страны и племена
О том же самом читайте на Английской версии: http://english.pravda.ru/science/19/94/377/11943_aztecs.html
www.pravda.ru
Ученые нашли древний город ацтеков на окраине Мехико.Майя. Ацтеки. Инки.
В пригороде Мехико археологи обнаружили неизвестные ранее останки древней столицы ацтеков. Ученые считают, что эта находка прольет свет на историю загадочной цивилизации доколумбовой Америки.
Замок Чапультепек, построенный в XVIII веке как резиденция вице-королей Новой Испании, является своего рода надгробием цивилизации ацтеков: под каменными подвалами старинного форта скрываются руины древнего Теотиуакана. К такому выводу пришли мексиканские археологи, которые последние шесть лет ведут раскопки древнего городища. Среди развалин ацтекской столицы они обнаружили фрагменты керамики, фигурки богов и даже костяные иглы, которые использовались для вышивки.
"Нам удалось раскопать большое количество предметов так называемого классического периода, а также колониальной эпохи, - пояснил археолог Росио Моралес. - Судя по всему, в этом районе жили представители индейской знати".
Теотиуакан - в переводе "место, где рождаются боги" - до сих пор таит немало загадок. Когда началось его строительство и отчего город был покинут, до сих пор неизвестно. Поселение было разделено на сектора. С севера на юг его пересекала "дорога мертвых". До нашего времени сохранились пирамиды Солнца и Луны, а также постройки с экзотическими названиями, например, Дворец ягуаров или Храм пернатых раковин.
До сих пор остатки городищ находили примерно в пятидесяти километрах от современного Мехико. Однако сейчас выяснилось, что столица древней империи была обширнее, чем принято считать. Впервые руины обнаружены прямо посреди парка Чапультепек с его музеями, ресторанами и ботаническими садами.
Для ученых это важное открытие, для местных жителей - новая приманка для туристов. Мехико снова подтвердил свой статус живого музея истории цивилизаций, где свидетельства относительно недавней истории времен Максимилиана и Карлотты соседствуют с памятниками древних ацтеков.
Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14—3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.
Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане — огромном городе площадью в 26—28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.
В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию
других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.
Скитания ацтеков. Название “ацтеки” (букв. “люди Астлана”) напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.
Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан (“Место Цапель”), теночки дошли до Чикомостока (“Семь пещер”), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.
Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли (“Колибри левой стороны”). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек (“Холм Кузнечика”), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.
Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков — Теночтитлан.
С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.
Создание империи. В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила — тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.
Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.