Древняя мифология. Что такое мифология. Мифология древняя, античная, римская, древнегреческая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Древней Греции : список, имена, характер. Древняя мифология


Что такое мифология. Мифология древняя, античная, римская, древнегреческая

В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.

мифология древней греции

Что такое мифология? Понятие о богах и героях

В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.

Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. Древние греки фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ – трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.

Чем миф отличается от религии?

Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.

Мифология и религия – понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, – это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство – все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.

Античная мифология как арсенал всей мировой культуры

Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались Пушкин и Державин, только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.

Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.

Зарождение Земли

античная мифология

Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира – а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея – земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар – адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.

Боги греческой мифологии

греческая мифология богини

Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.

Древнегреческие боги
Громовержец ЗевсПовелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей – Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер.
Гера

Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову.

Гестия

Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка – "начинать с Гестией".

ПосейдонБрат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией.
Аид

Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант.

АфинаБогиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве.
АполлонПовелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона.
Афродита

Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней.

ГермесПокровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров.
АресПовелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите – Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание.
АртемидаСестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки.
ГефестЗнаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться.

Римские боги

Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.

У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой – Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель – Нептун, а покровительница домашнего очага – Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником – Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем – Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера – богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.

Сизифов труд, панический страх и другие

Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и средств художественной выразительности. Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.

древняя мифология

Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм "Сизифов труд", даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки – как глыба раздавит его.

Панический страх наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.

Тантал – хитрый грек, пытавшийся украсть со стола богов их чудесную пищу и поделиться ею с людьми, за что был жестоко наказан. Несчастный был брошен в ад и, изнуренный жаждой, не мог напиться, так как находился по горло в воде. Стоило ему открыть рот – жидкость исчезала. Так и появился фразеологизм "танталовы муки".

Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".

Мифологические сюжеты в литературе последних столетий

Справедливо утверждать о влиянии античной культуры на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.

Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте – богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.

Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.

Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.

миф и мифология

Живопись и архитектура по сюжетам мифологии

Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.

В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.

Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.

Площадь Синьории во Флоренции украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.

"Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии

Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".

что такое мифология

"Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между Сциллой и Харибдой, спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.

"Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса – Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.

тема мифология

Мифология других народов

Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.

В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.

Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.

Где изучают мифологию?

Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками – от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств – Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать отличие мифа от сказки и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.

В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.

fb.ru

Мифология Боги, демоны, богини, герои древнего мира

Мифологическая энциклопедия нашего проекта Планета Gods Bay посвящена мифологиям основных культур народов Востока, а также античной, кельтской, скандинавской и славянской мифологии, чьи традиции составляют основу идей и понятий, являющихся фундаментом мировоззрения современного человека.

В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное — желание постичь сущность вселенной.

О попытках понять всю сложность мира свидетельствуют мифы древних народов, некогда живших в Месопотамии, очаге цивилизации, а также в Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса и его победу. Например, аккадская Тиамат, чудовищное воплощение первобытного океана, погибает в яростной битве с богом Мардуком.

По-иному трактуют эти извечные вопросы в Греции, Ирландии или Скандинавии, хотя европейские боги и богини, а также герои и смертные, сталкиваются с теми же кардинальными проблемами жизни, смерти и судьбы. Например, афинский герой Тесей успешно справился с чудовищным Минотавром, но бросил свою помощницу, царевну Ариадну. Переполненный радостью победы, он забыл сменить черный парус на белый. Результатом беспечности стало самоубийство отца Тесея, который бросился со стены афинского Акрополя. В Ирландии неспособность Кухулина на миг остановиться и поразмыслить привела к тому, что он своей рукой убил Конлайха, родного сына от амазонки Айфе.

Одну из многочисленных загадок кельтской мифологии представляет собой «явление» короля Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории. Преданиям и историям об Артуре и его рыцарях (Ланселот, Персиваль, Овэйн, Борс, Галахад, Гавейн и другие), вне всякого сомнения, присущ подлинный исторический колорит, но они имеют и столь же бесспорно мифический характер.

В отличие от греков и кельтов народы Северной Европы не создали ярких героических традиций. Их великим героем был Тор, честный и воинственный крушитель вражеских черепов, обладатель чудесного Мьелльнира, молота, который всегда сам возвращался к хозяину. В то же время морским разбойникам-викингам был по душе и Один, бог сражений и вдохновитель грозных берсеркеров. Им, не боящимся смерти суровым воинам, верховный бог сулил поистине райскую жизнь в Валгалле, своем небесном чертоге, где эйнхерии днем сражались, а ночью пировали в обществе прекрасных валькирий.

Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. Так судьба и предназначение в европейской мифологии почти не поддаются изменению. Например, Один ничего не может поделать с неизбежностью гибели богов в день Рагнарек; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели. Даже Зевс, верховный бог греков, обязан лишь следить за ходом событий.

Иной, по-своему интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне их высших богов весьма скудны. Однако известно, что славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, водяные, русалки, а особым почетом у славян пользовались духи предков; во время своеобразного обряда им подносилась первая ложка и первый кубок.

Идет время, но мифы, первичный пласт культурной жизни человечества, продолжают привлекать внимание, поскольку в этих древних как мир сказаниях по-прежнему можно разглядеть глубинную суть бытия.

smallbay.ru

Энциклопедия мифологии Боги герои демоны чудовища древнего мира

Энциклопедия всемирной мифологии Планета Gods Bay является образовательным и просветительским проектом и посвящена мифологиям основных культур древнего мира – шумерской, зороастрийской, египетской, ведийской, античной, кельтской, скандинавской, славянской, китайской, японской, а также мифологии Мезоамерики. Мифологические традиции и история древних цивилизаций по праву составляют основу идей и понятий, являющихся фундаментом мировоззрения современного человека. В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового поколений; мужество и жестокость мужчин, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное – желание постичь сущность вселенной.

Энциклопедия мифологии

О попытках понять всю сложность мира свидетельствуют мифы древних народов, некогда живших в Месопотамии, очаге цивилизации, а также в Палестине, Древнем Иране, Египте, Индии, Китае и Японии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению этих стран, поэтому их мифы рисуют жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса и его победу. Так, аккадская Тиамат, чудовищное воплощение первобытного мирового хаоса-океана, погибает в яростной битве с богом Мардуком, который после победы в сражении сотворил мир. Характерной особенностью восточных мифологий является представление древних о загробной жизни человека как о продолжении земной. Это ярко отразилось в мифах о царстве мертвых, о загробном суде справедливого египетского бога Осириса, свирепого индийского владыки мира мертвых Ямы и японского демона ада Эмма-о.

По-иному трактуются эти извечные вопросы в мифах Греции, Кельтики, Скандинавии, хотя европейские боги и богини, а также герои и смертные, сталкиваются с теми же проблемами жизни, смерти и судьбы. Так, афинский герой Тесей успешно справился с чудовищным Минотавром, но бросил свою верную помощницу, царевну Ариадну, а следствием его беспечности стала гибель отца Тесея, который бросился со стены афинского Акрополя. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца поневоле; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; история титана Прометея, даровавшим людям божественный огонь; удивительные подвиги могучего Геракла, а также истории великого множества других персонажей.

Энциклопедия мифологии древнего мира

Своеобразие кельтских мифов заключается прежде всего в том, что в них чаще всего речь идет о героях, и меньше – о богах. Идеалом островитян можно считать бесстрашного Кухулина, в одиночку защищавшего Ольстер от вторжения ратей Медб, королевы Коннахта. Мифы кельтов достаточно драматичны, так неспособность Кухулина на миг остановиться и поразмыслить привела к тому, что он своей рукой убил Конлайха, родного сына от амазонки Айфе. Одну из многочисленных загадок кельтской мифологии представляет собой «явление» короля Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории. Преданиям и историям об Артуре и его рыцарях (Ланселот, Персиваль, Овэйн, Борс, Галахад, Гавейн и другие), вне всякого сомнения, присущ подлинный исторический колорит, но они имеют и столь же бесспорно мифический характер.

В отличие от греков и кельтов народы Северной Европы в своих сагах не создали ярких драматических традиций. Они почитали своих небесных богов – асов, главным из которых считался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии; Тюр, бог войны; Хед, слепой бог судьбы; Локи, хитрый и зловредный бог огня; богини – Фрейя, богиня любви и красоты; Скади, суровая богиня охоты, и другие. Великим героем скандинавских преданий был Тор, гроза великанов, воинственный крушитель вражеских черепов, обладатель чудесного молота Мьёлльнира. В то же время морским разбойникам-викингам был по душе и Один, бог сражений и вдохновитель грозных берсеркеров. Своим воинам – викингам верховный бог Один даровал райскую жизнь в своем небесном чертоге Вальхалле, где эйнхерии (доблестно павшие викинги) днем сражались, а ночью пировали в обществе прекрасных валькирий. Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. Так предназначение и судьба в европейской мифологии почти всегда предрешены. Бог Один не может справиться с неизбежной гибелью богов в день Рагнарёк; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели. Даже Зевс, верховный бог древних греков, был обязан лишь следить за ходом предсказанных событий.

Иной, по-своему интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян-язычников, которые не выделяли себя из окружающей среды, добродушно-наивно очеловечивая всю природу. Правда, христианизация прервала эту многообещающую традицию, и сведения о пантеоне славянских богов весьма скудны. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян. Часть сведений о ней записана в 12 столетии в "Повести временных лет", которая сообщает, что князь Владимир Святой стремился создать общегосударственный языческий пантеон. Однако принятие им христианства в 988 году повлекло за собой уничтожение идолов так называемого Киевского пантеона (Род, Сварог, Даждьбог и другие), а также запрет язычества и его обрядов. Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми: грозный Перун превратился в святого Илью, мудрый бог Велес – в святого Власия, удалой Ярила – в святого Георгия.

Славяне почитали богов жизни и смерти (богини Жива и Морана), плодородия и царства растений, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые и прочие духи; поклонение и преклонение выражалось в принесении кровных и бескровных жертв. Славянские боги обитали на небесах; духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, русалки, водяные, овинники, банники, а особым почетом у славян пользовались древние духи предков своего рода или общины; во время своеобразных ритуальных обрядов им подносилась первая ложка и первый кубок... Идет время, однако мифы, первичный пласт культурной жизни человечества, продолжают привлекать наше внимание, поскольку в этих древних сказаниях по-прежнему можно разглядеть глубинную суть бытия.

godsbay.ru

Греческая мифология: краткий обзор

Греческая мифология условно делится на два больших раздела: деяния богов и приключения героев. Надо отметить, что даже, несмотря на то, что они очень часто пересекаются, грань проведена довольно чётко и заметить её в состоянии и ребёнок. Боги очень часто обращаются к героям за помощью, а герои, имея сущность полубогов или титанов, всячески выкручиваются из тех или иных ситуаций, создавая положительные стереотипы и творя добро.

Греческая мифология в именах богов

греческая мифология

Как и всегда, на верхушке пантеона восседает бог-громовержец, который, тем не менее, не является прародителем всего сущего, но лишь наследником. В этом одна из отличительных особенностей языческих верований от монотеистических, и этим фактом явно пронизана вся греческая мифология. Боги, которые не являются творцами и созидателями, но лишь представляющие собой бессмертных существ, питающих свою силу поклонением и верой людей. Отцом и матерью всего сущего были предки родителей Зевса, Посейдона и Аида – мать-земля Гея и отец-небосвод Уранос. Они породили богов и титанов, среди которых был сильнейший – Кронос. Греческая мифология именно ему приписывает высшую власть и силу, но, тем не менее, возмужав, Зевс сверг своего отца и сам занял его трон, разделив Землю между братьями: Посейдону – водные пространства, Аиду – подземное царство, а сам стал верховным богом-громовержцем и взял в жёны Геру.

греческая мифология имена

Следующей и промежуточной ступенью между богами и людьми являются различные мифические существа. Греческая мифология породила пегасов, сирен, минотавров, кентавров, сатиров, нимф и многих других существ, которые в той или иной мере обладали определёнными мистическими силами. К примеру, пегас – умел летать и привязывался лишь к одному человеку, а сирены обладали искусством наведения иллюзорных чар. Причём большинство этих существ в греческой мифологии было наделено разумом и сознанием, подчас куда высшим, чем у простого человека.

И тех, кто были людьми, но имел в себе хоть каплю божественной крови, именовали греческая мифология богигероями и полубогами. Так как они, обладая силой бога-отца, тем не менее, оставались смертными и очень часто выступали против высших сил. Одним из самых ярких героев был Геракл, который прославился своими подвигами, такими как убийство гидры, Антея и так далее. Более подробно вы всегда сможете прочесть в любой книжке с пометкой «Греческая мифология». Имена таких героев, как Гектор, Парис, Ахиллес, Ясон, Орфей, Одиссей и других, не просто вошли в историю, они остались у всех на устах и по сей день, словно живые пословицы и примеры того, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Косвенные персонажи

Были ещё и те, кто не относился ни к богам, ни к героям. Это были обычные люди, свершившие подвиги такого масштаба, что деяния их вошли в историю и передаются из уст в уста и по сей день. Крылья Дедала и высокомерная глупость его сына Икара стали поучительной притчей. Бессмысленные и кровавые победы царя Пирра в войнах, послужили основой для поговорки «Пиррова победа», которая берёт истоки в его собственных словах: «Ещё одна такая победа и у меня не будет армии!».

fb.ru

Древнегреческая мифология

 

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и        смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

 

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко  в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

 

 Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)

 

Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

 

      В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2.  олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

 

 

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

 Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

 v Ахилл

 v Геракл

 v Одиссей

 v Персей

 v Тесей

 v Ясон

 v Гектор

Верховные боги Олимпа

 

Греческие боги

Функции

Римские боги

Зевс

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

Юпитер

Гера

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Юнона

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

Венера

Аид

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

Плутон

Арес

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

Марс

Гефест

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

Вулкан

Афина

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

Минерва

Гермес

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Нептун

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Диана

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира,  символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

 

Гестия

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

Веста

Деметра

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

Церера

Дионис

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

 

Греческие боги

 

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эскулап

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

Купидон

Селена

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Луна

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

Ника

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

Геба

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

Ювента

Эос

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

Аврора

Тихе

богиня счастья, случая и удачи

Фортуна

Гелиос

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Соль

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

Сатурн

Энио

богиня неистовой войны

Беллона

Гипнос (Морфей)

бог сна

Сомнус

Хлорида

богиня цветов и садов

Флора

Зефир

бог западного ветра, вестник богов

Фавоний

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

Астрея

Гименей

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

Ирида

«златокрылая», богиня радуги

 

Гея

богиня земли

Теллус

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали  музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.

 

 

Греческие музы

 

Имя

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

Клио

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

Эрато

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

Эвтерпа

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

Урания

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

свиток

Талия

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

 

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия,  свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки,  - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

 

Нимфы – (название означает «источник», у римлян  - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов,  духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный, Дриадами одушевлен был сад, И светлый водный ключ бил искрами из урны Смеющихся наяд.

                                                                                                       Ф. Шиллер                                                     

Нимфы гор – ореады,

нимфы лесов и деревьев – дриады,

нимфы источников – наяды,

нимфы океанов – океаниды,

нимфы моря – нериды,

нимфы долин – напеи,

нимфы лугов ‐ лимнады.

 

 

 Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их  называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

 

 Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера,  Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

 В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

 Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

 Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

 Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

 Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

                                          Вергилий,  «Энеида»

 Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.

 

Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова  была помещена на эгиду Афины.

 

 Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка.   Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте.  Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

 

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

 

 

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти,  похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову.  Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

 

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный  конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

 

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

 

 

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла  и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

 

mosliter.ru

список и описание, имена и картинки

Пантеон богов Древней Греции — интригующее, интересное и красочное путешествие, где много вопросов и необычных фактов. Путешествие, где мир настоящего и вымышленного тесно переплелись. Как же понятно, и в то же время — странно звучит, в современных реалиях, это понятие. Но, несмотря на время, пантеон богов Греции вызывает нескрываемый интерес и сегодня. Он является настоящим сундуком с сокровищами для изучения культуры, истории, быта и нравов Древней Греции.

Интересно знать: слово «пантеон» в широком значении обозначает место захоронения известных людей, а в контексте древней истории — группу богов, которые принадлежат к одной религии (иногда мифологии).

Религия древних греков — это языческий политеизм, а сам пантеон богов насчитывал огромное количество небожителей, которые жили на священной горе Олимп. Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию. Самое важное, единственно-неизменное и основоположное в греческом пантеоне — это бессмертность богов. По облику и поведению боги Греции были похожи на людей, а поэтому они имели вполне человеческие манеры в поведении: ссорились и мирились, обманывали и плели интриги, любили и хитрили, были милосердными и грозными. Отношения богов, со временем, поросли множеством мифов, которые и сегодня выступают неисчерпаемой основой для изучения и восхищения древней религией.

Боги Древней Греции: список и описание

Зевс.

Фото с сайта nsc.1september.ru

Фото с сайта nsc.1september.ru

Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии. Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром. У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами. Пришел Зевс на Олимп через подлость, скинув в Тартар своего отца Кроноса. Титанида Рея — мать Зевса, спасла своего младшего сына от мужа, который боялся рождения сильного наследника и поедал всех своих детей сразу после рождения. Хитростью Рея вырастила Зевса, который смог свергнуть отца с Олимпа.Древние греки чтили и боялись Зевса, приносили ему самые лучшие жертвы и старались всячески заслужить его расположение. Вся жизнь людей была пропитана восхвалением бога и слепым покорением. О великом Зевсе знали дети с пеленок, а все неудачи относили к гневу великого божества.

Греки в честь Зевса построили большое количество храмов, а статуя Зевса является одним из семи чудес света.

У Зевса было еще два брата, с которыми он и разделил власть над миром. Таким образом, Зевс получил небо, Аид — царство мертвых, а Посейдон стал повелителем моря.

Посейдон.

Фото с сайта pirates-life.ru

Фото с сайта pirates-life.ru

Посейдон у древних греков был олицетворением силы, мужества и крутого нрава. Он повелевал морями, реками, озерами и океанами. Став покровителем рыбалок и мореплавателей он мог вершить их судьбы, топить корабли или накликать голод. Часто его называли Сотрясателем Земли, чтобы объяснить непонятные изменения в мире, называемые сегодня землетрясением.

Посейдон вытянув по жребию морское царство считал себя обманутым и пытался отвоевать у других богов их царства, но безуспешно.

Во всех мифах Древней Греции Посейдон описывается, как сильный и гневливый бог, склонный к разрушениям и обладающий вспыльчивым характером. Бурный нрав бога сменялся лишь щедрыми дарами, но ненадолго.

Аид.

Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. Именно к Аиду отправлялись все умершие души. Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия. Древние греки боялись даже произносить имя этого бога, ведь он всегда был незримым, а его решения обязательными к исполнению. Для людей это означало смерть. Мифология не изображаем Аида, как злобного или плохого, напротив — он всегда безразличен, всегда холодно выполняет свою работу. Это и устрашало древних греков. В царство куда не проникают лучи солнца можно только войти. Дороги назад оттуда нет.

Зевс, Аид, Посейдон — главные имена богов Древней Греции. Но мифология этого периода настолько богата, что представлена множеством других влиятельных персонажей. Познакомимся с ними.

Боги Древней Греции — список

  • Аполлон — бог солнечного света, художественной красоты, целительства и душевной чистоты.
  • Гермес — бог дорог, путешествий, покровитель купцов и торговли.
  • Арес — бог войны.
  • Эрот — бог любви.
  • Гефест — бог кузнечного ремесла.
  • Дионис — бог виноделия.
  • Морфей — бог снов и сновидений.
  • Фобос — бог страха.
  • Деймос — бог ужаса.
  • Плутос — бог богатства.

Богини Древней Греции : список и описание

Пантеон греческих богов представлен не только сильными и властными богами, но и богинями. Первоначальную роль имели:

Гера.

Фото с сайта zaumnik.ru

Фото с сайта zaumnik.ru

Гера, в древней мифологии, была женой Зевса. Это главная богиня, которая покровительствовала браку и супружеской любви. Богиня была злобной и строгой, очень ревнивой и отчасти жестокой. Особенно тяжело переживала Гера измену мужа. В состоянии ярости она могла накликать большие беды на землю и людей. Изображалась Гера, как красавица, с большими глазами, длинными волосами и прекрасной фигурой. Этот образ был и прекрасен и злой одновременно. Но культ Геры, культ главной богини Олимпа, был настолько велик, что ее почитали наравне с Зевсом.

Афродита.

Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям. Она была красивой и прекрасной, легко влюбляя в себя всех вокруг, влюблялась и сама. По легенде, богиня возникла из морской пены, но мифология гласит, что Афродита была дочерью Зевса и богини Дионы. Женой Афродита была неверной и часто изменяла мужу, но это был не порок, скорее предназначение. Держа в своих руках большую силу любви она награждала людей настоящими чувствами, если они были искренними. Древние греки очень уважали богиню, строили для нее великолепные храмы и приносили большие жертвы.

Афина.

Афина — почитаемая богиня справедливой войны и мудрости. История ее рождения самая необычная, ведь она родилась из головы Зевса в полном боевом обмундировании. Мудрость богини, справедливость и покровительство знаниям сделали Афину одной из самых любимых жительниц Олимпа, в пантеоне древних греков.

Гера, Афродита и Афина — главные имена богинь Древней Греции, но не основные. В списке прекрасных богинь, которых почитали и боялись, присутствуют еще несколько важнейших жительниц Олимпа. А именно:

  • Геката — богиня мрака и сновидений, покровительница магии, колдунов и чародейства.
  • Геба — богиня юности.
  • Гея — богиня земли и праматерь всего живого на земле.
  • Деметра — богиня плодородия и покровительница земледелия.
  • Клио — богиня и муза, которая покровительствовала истории.
  • Ника — богиня триумфа и победы.
  • Эрида — богиня раздора.
  • Фемида — богиня правосудия.
  • Гестия — богиня домашнего очага.
  • Эос — богиня на колеснице, которая поднимала утреннюю зарю. Фото с сайта web-kapiche.ru

    Фото с сайта web-kapiche.ru

Мифология Греции и ее главные персонажи сегодня превратились в мифы и рисунки, а поэтому боги Древней Греции на картинках — это важнейший информационный материал, который рассказывает о великих богах древнего народа. Часто, картинки богов Греции, схожи с реальными персонажами или образами, поскольку являются видоизмененной копией настоящих скульптур. Тонкая связь между прошлым и настоящим ощутима в каждом соприкосновении с древней историей, а поэтому так важна для изучения.

perstni.com

Мифы народов мира на сайте Mythology.ru. Мифология древности и современности.

 

Автор: Денис Морозов

 

Индийская мифология: Рама, Сита, Лакшмана и СугриваМифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.

 

Можно различить древнюю ведийскую мифологию, существовавшую до н.э., и современную мифологию и философию индуизма, живой религии современной Индии. Стоит упомянуть также буддийскую и джайнскую мифо-религиозные системы, актуальные и для Индии.

 

Ведийская мифология

 

Ведийская мифология сложилась в конце II тысячелетия до нашей эры в северо-западной части Индии, населенной арийскими племенами, пришедшими со стороны Ирана. Из-за родства с Ираном мифология и язык северной части Индии был схож с иранскими. Принято даже говорить об определенном периоде индоиранских связей, об индоиранском языке и культуре.

 

Индийская мифология: танцующий бог ШиваИстоки ведийской мифологии уходят корнями в общую индоевропейскую мифологию III тысячелетия до нашей эры. Из-за своей архаичности ведийские мифология и язык служат отличным источником для понимания древности всех индоевропейцев. Видна глубокая связь таких слов, как "веда", с русским глаголом "ведать" и происходящими от него словами "ведьма", "ведение" и т.д.

 

Боги древней Индии

 

Ведийский пантеон насчитывал 33 божества, часть которых жила на Земле, часть - на Небе, а часть была универсальной.

 

Земными богами были Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати. К "смешанным" богам принадлежали Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван. Небесными богами были Дьяус, Варуна, Митра, Вишну, Ушас и Ашвины.

www.mythology.ru


Смотрите также