Так бы и лежал этот артефакт в коробке, если бы не письма от людей, увидевших его на фотографии моей небольшой подборки нательных крестов.Крест действительно интересный - во-первых, формой, во-вторых - глазком в перекрестии, посмотрев через который на свет, можно увидеть миниатюрное изображение.
К сожалению, сфотографировать изображение толком не получилось, но то, что просматривается через глазок на моем кресте, больше напоминает благочестивую сюжетную картинку, чем икону: богато убранное храмовое помещение, на возвышении под арочным сводом - священник перед неким предметом с открытой крышкой (ковчегом?), на переднем плане - молящийся народ.На форумах владельцы аналогичных изделий умудряются разглядеть в глазке от 1 до 15-ти (!!!) икон, причем изображение у всех разное.Желающие могут попробовать разглядеть картинку в глазке (хотя бы контуры) - фото увеличивается по клику. Картинка повернута на 45 град. против часовой стрелки и представлена в зеркальном отражении.
Сам крест не тяжелый (чуть больше 5 г при высоте 5 см), сделан из желтовато-белого материала, напоминающего кость. Раньше я думал, что это пластик или эбонит, а сам предмет - советских времен. Но, например, в одном из интернет-магазинов точно такой же крест продают именно как костяной, датируя 19 веком.
В другом источнике нашел упоминание о "костяном крестике семьи Сусловых начала XX века".
Мне также прислали фото подобного креста, доставшегося от прабабушки. Он похож на мой как брат-близнец.
Вот этот крестик на форуме определили как "начало 20 века, русский север".
Еще варианты.
Кресты из металла и дерева.
А вот современное изделие, с любопытным описанием:"Монастырский крест массового пользования. С оригинала костяного креста 19-20 веков. В центре креста было отверстие, в котором просматривалось изображение того монастыря, в котором этот крест приобретался" (источник).
Еще современность:
И наконец, в Художественном музее К.С. Петрова-Водкина хранится вот такой экземпляр (источник):
Датировка 13-14 веком впечатляет. Понятное дело, что мой крестик не такой древний, но факт существования средневековых аналогов говорит о многом. И хорошо просматривается происхождение формы от кельтского креста.
Сочетанием языческой и христианской символики наш крест напоминает полуязыческие згарды - амулеты гуцулов. На згардах тоже можно увидеть солярные символы в виде концентрических кругов.
Резюмирую.1. Форма креста очень древняя, в оформлении присутствуют языческие элементы.2. Варианты "с глазками" предназначены для паломников, их можно было приобрести в монастырях. В 19-20 веках такой тип был более всего распространен на русском севере - о. Валаам, Ладога. В некоторых источниках его даже называют "Валаамским крестом".Поскольку мы имеем дело с устойчивой формой (встречаются лишь незначительные отклонения), возникает вопрос о ее происхождении и распространении. Пока что, кроме предположений, никакой внятной информации на этот счет я не обнаружил. Возможно, ответ содержится в какой-нибудь труднодоступной монографии, а может - еще ждет своего исследователя.
metalchemist.livejournal.com
Двоеверие языческой и христианской Руси.
Гораздо ранее крещения князя Владимира в Херсонесе в 988 году было крещение русов в период 842-867 годов, о котором сообщают византийские источники и легендарное крещение князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода князем Олегом, захватившим город.
А в греческом источнике о житие Стефана Сурожского сообщается о крещении легендарного славянского князя Бравлина во второй половине VIII века, совершившего набег на город Сурож (Судак, Судеге) на рубеже VIII—IX веков…
Апостол Андрей водружает крест на Киевских горах.Миниатюра из Радзивилловской летописи.
Хорошо известна христианская миссия апостола Андрея который, по преданию, проповедовал на территории Руси и дошёл до северного острова Валаама на Ладоге и крестил многих славянских волхвов.Хранившаяся в Валаамском монастыре древняя рукопись под названием «Оповедь», свидетельствовала:«Андрей от Иерусалима прошед Голяд (Галатия), Косог , Родeн (о. Родос), Скеф, Скиф и Славен, смeжных лугами, достиг Смоленска и ополчений Скоф и Славянска Великагo и, Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное Bращающееся Озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жpецы окрестились».
Валаамский крест с лабиринтами
Из сказаний валаамской рукописи «Оповедь», известно, что на Валааме после апостола Андрея непрерывно существовало своё народное вече по образцу Новгородского вече, и что каменный крест апостола Андрея сохранялся на острове Валаам вплоть до самого основания на острове монастыря остров Валаам принадлежал славянам и находился в гражданском союзе с Новгородом.
На Валааме не исчезли следы христианской веры до преподобного до времени преподобного Сергия Валаамского, хотя рядом с христианством уживалось и язычество.
Согласно свидетельству «Оповеди» русские волхвы принимали христианства не только во времена Андрея Первозванного, но и в последующие века, когда они принимали и священнический сан. На Валааме двоеверие просуществовало до XIV века.Тысячелетие крещения Руси.
До крещения князя Владимира в Корсуне в 988 году, на Руси уже повсюду строились христианские церкви и христианство не только вполне мирно уживалось с язычеством, но и играло значительную политическую роль при сыне князя Рюрика, великом князе киевском Игоре (ок. 878—945)
Рунный камень. Найден на горе Опук к юго-западу от Керчи
Существует версия о принятии князем Владимиром и его дружинниками готского христианства с арианским исповеданием. Это подтверждается в полуарианском тексте символа веры, принятом князем Владимиром употребляется формула «подобосущие», а в православии, употребляется формула «единосущие». Главной христианской кафедрой на Руси при князе Владимире стала независимая от греков автокефальная Тмутараканская Архиепархия на Таманском полуострове, которая существовала там целое столетие. Это была «митрополия Росиа», охватывавшая также территорию всего Крыма, то есть была церковно-административной единицей древней Готской Архиепархии.
Крещение Владимира и распространение христианства на Руси на рубеже X-XI веков исторически и преемственно связано не с Константинополем, а с миссией братьев Кирилла и Мефодия из Моравии и Паннонии, и с Болгарской церковью, откуда на Русь вместе с письменностью пришла вся христианская литература. Болгарская Охридская архиепископия (греч. Αρχιεπισκοπή Αχρίδος) в 1019—1767 годах была независима от Константинополя, и при князе Владимире Русская церковь имела широкую автономию в канонических отношениях.
Крещение князя Владимира было совершено в Корсуни (Херсонесе Таврическом), но корсунское христианство, по мнению историков, не может отождествляться с константинопольским.Глаголическое письмо было, вероятно, готской тайнописью и сам готский алфавит считался «русским письмом». Первые русские Евангелия были написаны глаголицей, а не кириллицей, их впервые обнаружил Кирилл именно в Корсуни, и уже на основе этого глаголического готского алфавита было создано кириллическое письмо.
Остготы в Тавриде. Готский язык.Остготы в Северном Причерноморье
Ирландский монах Вергилий (ум. в 784 г.) в течение нескольких десятилетий просвещал западных славян в Моравии и Паннонии. А. Г. Кузьмин в книге «Руги и Русы на Дунае» предположил, что, именно ирландский миссионер Вергилий был первым создателем христианской азбуки под названием «глаголица», которая была создана на столетие раньше «кириллицы».
В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12].
Статьи по теме:
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
www.evpatori.ru
Валаамский крест?: bagee
Так бы и лежал этот артефакт в коробке, если бы не письма от людей, увидевших его на фотографии моей небольшой подборки нательных крестов.Крест действительно интересный - во-первых, формой, во-вторых - глазком в перекрестии, посмотрев через который на свет, можно увидеть миниатюрное изображение.
К сожалению, сфотографировать изображение толком не получилось, но то, что просматривается через глазок на моем кресте, больше напоминает благочестивую сюжетную картинку, чем икону: богато убранное храмовое помещение, на возвышении под арочным сводом - священник перед неким предметом с открытой крышкой (ковчегом?), на переднем плане - молящийся народ.На форумах владельцы аналогичных изделий умудряются разглядеть в глазке от 1 до 15-ти (!!!) икон, причем изображение у всех разное.Желающие могут попробовать разглядеть картинку в глазке (хотя бы контуры) - фото увеличивается по клику. Картинка повернута на 45 град. против часовой стрелки и представлена в зеркальном отражении.
Сам крест не тяжелый (чуть больше 5 г при высоте 5 см), сделан из желтовато-белого материала, напоминающего кость. Раньше я думал, что это пластик или эбонит, а сам предмет - советских времен. Но, например, в одном из интернет-магазинов точно такой же крест продают именно как костяной, датируя 19 веком.
В другом источнике нашел упоминание о "костяном крестике семьи Сусловых начала XX века".
Мне также прислали фото подобного креста, доставшегося от прабабушки. Он похож на мой как брат-близнец.
Вот этот крестик на форуме определили как "начало 20 века, русский север".
Еще варианты.
Кресты из металла и дерева.
А вот современное изделие, с любопытным описанием:"Монастырский крест массового пользования. С оригинала костяного креста 19-20 веков. В центре креста было отверстие, в котором просматривалось изображение того монастыря, в котором этот крест приобретался" (источник).
Еще современность:
И наконец, в Художественном музее К.С. Петрова-Водкина хранится вот такой экземпляр (источник):
Датировка 13-14 веком впечатляет. Понятное дело, что мой крестик не такой древний, но факт существования средневековых аналогов говорит о многом. И хорошо просматривается происхождение формы от кельтского креста.
Сочетанием языческой и христианской символики наш крест напоминает полуязыческие згарды - амулеты гуцулов. На згардах тоже можно увидеть солярные символы в виде концентрических кругов.
Резюмирую.1. Форма креста очень древняя, в оформлении присутствуют языческие элементы.2. Варианты "с глазками" предназначены для паломников, их можно было приобрести в монастырях. В 19-20 веках такой тип был более всего распространен на русском севере - о. Валаам, Ладога. В некоторых источниках его даже называют "Валаамским крестом".Поскольку мы имеем дело с устойчивой формой (встречаются лишь незначительные отклонения), возникает вопрос о ее происхождении и распространении. Пока что, кроме предположений, никакой внятной информации на этот счет я не обнаружил. Возможно, ответ содержится в какой-нибудь труднодоступной монографии, а может - еще ждет своего исследователя.
bagee.livejournal.com
Крест-мощевик — уникальная святыня для Валаама
22 апреля 2004 года в церкви преподобных Сергия и Германа - Московском подворье Валаамского монастыря состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика северной обители. Удивительна история самого креста, так же, как и удивительна история обретения Валаамской обителью этой бесценной святыни.
Скромный и строгий крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона — родовая святыня бояр Нащокиных.
По семейному преданию, крест сопутствует знатному роду с XIV века. Именно тогда в Россию прибыл из Италии на службу к Тверскому князю Александру Михайловичу Дукса Великий, в крещении Димитрий. Его сын, тверской боярин, раненый в щеку татарским послом, получил прозвище "Нащока" и стал родоночальником славного рода Нащокиных. Представители этого рода сыграли большую роль в становлении государства Российского: они были дипломатами и воинами, строителями и монахами, благотворителями и покровителями муз.
Ученые — искусствоведы, реставраторы, — долго спорившие о датировке креста, сегодня почти уверены, что он происходит из Новгородских земель первой половины XIV века. По форме крест восходит к ранним византийским образцам, к реликвариям Истинного Древа Креста Господня. На рубеже XV-XVI столетий святыня была обложена серебряной сканью тоже новгородскими мастерами с участием московских умельцев.
Вполне возможно, что родина святыни — вольный северный город. Кто знает, может быть, и здесь проявилось знамение Промысла Божия… Ведь с XII века Карелия входила в Новгородское княжество, и Валаам находился в попечении новгородских владык.
Много бурь пронеслось над Северным Афоном за это время, много святынь утратила обитель в лихолетиях, внешних смутах, пожарах и разрушениях. И сейчас, когда восстанавливаются жестоко порушенные, поруганные и разграбленные уже в ХХ веке храмы Валаамского монастыря, когда великими трудами воссоздается былое благолепие, неудивительно, что архимандрит Панкратий, игумен Святой обители, со вниманием отнесся к рассказу насельника монастыря о том, что в одной из частных коллекций Москвы находится редчайший крест-мощевик.
Таких крестов сохранилось всего несколько. Исследователи впервые увидели эту реликвию в 1994 году, но вскоре после экспертизы она вдруг исчезла из их поля зрения. Встревоженные ученые даже предположили, что святыня с такой на редкость большой частицей мощей святого целителя могла быть украдена. И вот, наконец, стечением многих дивных обстоятельств этот ныне уже Валаамский крест буквально за считанные дни вышел из многовекового затворничества.
Размер этого дубового креста — 29 на 10 см, с обеих сторон он украшен серебряным позолоченным окладом. Известный ставрограф (специалист по крестам), кандидат искусствоведения, заведующая отделом прикладного искусства Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светлана Гнутова подчеркивает: "Святыня никогда не передавалась в храмы или монастыри. Она делалась для семьи и оставалась семейной святыней. Крупная частица мощей великомученика Пантелеимона (одна из нескольких больших частиц в России, судя по всему, фаланга его пальца) не скрыта, как это принято, кусочком слюды, хрусталя, стекла или металлической пластинкой. Она открыта и крепится ко кресту лишь специальной восковой мастикой".
Узоры серебряной скани, покрывающие оборотную сторону креста (русские мастера старались не для зрителя: они украшали саму святыню), почти не повреждены за семь веков. Судя по всему, крест хранился в специальном ящичке с крышкой. И лишь в тяжелом ХХ веке была утрачен ларец, а с ним и величайшие святыни, которые нес на себе, кроме частицы мощей целителя Пантелеимона, древний крест.
Специалисты (искусствоведы, реставраторы) по характерным деталям делают почти однозначный вывод: в центральном перекрестии реликвии, по-видимому, находилась часть Истинного Древа Животворящего Креста Господня (также крепившаяся воскомастикой). В верхнем и нижнем перекрестиях крепились в специальных металлических гнездах слабо окрашенные аметисты с подложенной под них тканью (сохранился лишь один такой камень). Доктор искусствоведения Анна Рындина считает, что ткань, подложенная под камень и сохранившая остатки пурпурного цвета, вполне могла быть пропитана кровью великомученика Пантелеимона или, более того, кровью Спасителя. Таких примеров исследователям реликвий известно немало.
Экспертиза креста, проведенная в 1994 году, была далеко не полной. Для более полной датировки возраста креста и уточнения характера святынь нужен, в частности, радиоуглеродный анализ.
Много поразительного в этом явлении креста миру. Святыня, которая до той поры не была общедоступной, теперь пришла к людям. Ученые, которые в середине девяностых годов прошлого века не успели провести полной научной атрибуции этой уникальной драгоценности, теперь могут начать ее исследование (выходящая в июне в издательстве Свято-Данилова монастыря книга ставрографа Светланы Гнутовой о чудотворных крестах нашей страны "Крест в России" получает достойное завершение с обретением такой святыни). Друг Валаама, благотворитель Илья Сергеевич ("многая лета" которому, по-видимому, еще не раз пожелают не только Валаамские монахи) получил возможность таким образом отблагодарить великомученика Пантелеимона за помощь после молитв на Афоне пред честной главой целителя.
Для братии же Валаамского монастыря обретение этой святыни имеет особый смысл. После молебна на Московском подворье при передаче святыни северной обители архимандрит Панкратий, поблагодарив всех благотворителей и друзей Валаама, сказал: "Дай Бог, чтобы нам не только восстановить храмы и украсить их святынями, но и самим последовать за Христом, взяв свой крест". И добавил: "Ведь это не только святыня, это и образ Креста Христова. Это напоминание следовать за Христом, неся свой крест".
Валаам никогда не сбрасывал с плеч тяжелый крест — по молитвам преподобных Сергия и Германа и заступничеству Богородицы, особо ярко проявленному в даровании обители Ее чудотворного Валаамского образа. Символично, что одновременно с крестом-реликварием обитель получила в дар еще от одного друга Северного Афона Сергея Юрьевича точную копию Валаамской иконы Божией Матери, находящейся ныне в Финляндии.
Господь послал северной обители бесценную святыню-крест, а Божия Матерь снова простерла над Валаамом Свой спасительный омофор.
В течение месяца крест-мощевик находился на Московском подворье Валаамского монастыря (ул. 2-я Тверская-Ямская, 52). Два раза в день — после Литургии и вечернего богослужения — перед ним служился молебен. И с каждым днем становилось все более понятно, что обитель получила в дар святыню величайшей благодатной силы. Приходящие к нему люди получали ослабление, а то и исцеление недугов душевных и телесных. А в измученных и больных душах возрастала вера и благодарность великомученику Пантелеимону и Кресту Господню.
27 мая 2004 года крест более чем на месяц доставляют в Санкт – Петербург, в церковь Казанской иконы Божей Матери - Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря (Нарвский пр., 1/29). и, так же как и в Москве, на протяжении всего дня он будет доступен для паломничества и поклонения верующих. У креста ежедневно будут совершаться молебны св. Пантелиимону Целителю и Животворящему Кресту Господню об излечении от болезней и различных недуг.
9 июля, к празднику преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, на юбилейном рейсе в честь 15-й годовщины возрождения Валаамского монастыря, уникальный крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона будет доставлен в обитель.
Пресс-служба Валаамского монастыря 28.05.2004г.
valaam.ru
Валаам | Места силы
Особенности острова Ваалам во многом объясняются наличием большого количества железной руды на том самом месте, где воздвигнут знаменитый русский монастырь. Железнорудный субстрат и обеспечивает тот благоприятный энергетический ток, который чувствуют все, кто посещает это священное место. Не приходится сомневаться, что таковым оно было всегда. И задолго до того, как сюда пришли первые христианские монахи, испокон веков остров Валаам, благодаря своим геокосмическим особенностям, привлекал сюда людей независимо от того, какую религию они исповедовали.
… Валаам — не только имя мадиамского волхва, первого из библейских прорицателей о Христе. Весь православный мир знает Валаам-остров — крупнейший из четырех в устье Ладоги при впадении ее в Нёво (древнее название Ладожского озера). Значение Валаамского архипелага в истории христианства не меньше, чем у Афона, фессалийской Святой Горы, на которой размещены 20 монастырей. Остров Валаам так и называют иногда — Северный Афон.
Хроники Святой Горы восходят ко временам апостольским. Так точно и Валаамский монастырь, по преданию, был основан святым апостолом — Андреем Первозванным, благовестником русских земель. («Сей святой апостол Андрей, проходя Киевские и Новгородские пределы, проповедуя Христа, достиг и о. Валаама. Здесь... водрузив на горах Валаама спасительное знамя святого креста, положил твердое основание веры. По нем воссияли, как бы на тверди небесной, на о. Валааме две пресветлые звезды: богоносные отцы наши Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы, которые светом добродетельного жития своего... водворили сонм подвижников... светивших как окрестным, так и далечайшим странам...» («Валаамские подвижники». СПб., типография Лебедева, 1891).
Но как духовный центр Валаам имеет историю гораздо более древнюю, чем Афон. Святой апостол потому и стремился на Валаамский архипелаг, что в первом веке он был, как и тысячелетия раньше, прославленным средоточием жизни духа. На острове Дивный до сего времени сохранился «языческий» круг из камней. Он скрыт теперь буйно разросшимся еловым лесом и не привлекает внимания, но древностью и величием не уступает знаменитому Стоунхенджу. А на других валаамских островах — высеченные на скалах кельтские кресты, камни, испещренные руническими письменами...
Название Валаам очень древнее. Его считают финским по происхождению. Оно имеет один корень со словами Аваллон, Валгалла, валькирия. Обыкновенно Валаам переводят Велесова Земля. По существу это верно. Славянский бог Велес (Волас) — покровитель волхвов, людей Знания. Четыре ладожских острова испокон века были вотчиной ведов — волхвов высшего Посвящения, духовных наследников тиетаев Беловодья. Но у названия Валаам есть более точный смысл: Земля Валы. По древнескандинавской мифологии Вала — Сын Одина (Единого). На староисландском Вала дословно означает Однодневный. Это смысловой иероглиф. Его сакральное значение — День Единого, и оно открывалось лишь Посвященным. Под этим разумелся День Божий — время Воздаяния, Суда или иногда Битвы в конце времен.
…Как передает Северная Традиция, архипелаг Нёво исконно был землей ордена Посвященных Валы. Прямые духовные наследники гипербореев, они хранили их предсказание о грядущем пришествии Света в мир — о великом Воплощении. Пророчество выражалось формулой, которая могла родиться лишь в землях крайнего севера или в самой Арктиде с ее полярными Днем и Ночью. Подобно тому, как солнце приходит с юга, так в землях юга будет рожден и Сын Солнца-Вышнего. В эпоху переселения на юг многие волхвы Валы отправились в это долгое странствие, уповая, что, если не им, то потомкам их будет суждено оказаться свидетелями События. Они дошли до земель нынешней Палестины, сохранив свое исконное Ведение... Во времена Моисея представитель этого древнейшего жреческого рода стал первомучеником за Христа — за предсказание о грядущем Его пришествии был убит Валаам, сын Веоров.
Точка зрения Северной Традиции на исток рода библейского Валаама интересна не только тем, что позволяет объяснить совпадение имени палестинского пророка и названия острова в устье Ладоги. Также и остальные мадиамские имена, упоминаемые в Писании, начинают «говорить», открывают свое значение, если понимать их как произошедшие с праантичного Севера, с тех именно его земель, где сейчас северо-запад России граничит со странами Скандинавии.
… Самое поразительное — древнее мадиамское именование священной горы Фасги. Во времена, когда Валаам, стоя на ее вершине, произносил Пророчество, гора эта называлась Нёво. То есть ее название в точности совпадало с исконным именем Ладожского озера, находящегося от Палестины на расстоянии около четверти диаметра Планеты.
Название Нёво происходит от старославянского не-вем. Оно означает Неведомое, Сокрытое, Заповедное. Так, согласно обычаю, славяне именовали всякое место Силы — священное пространство, куда заказан путь простым смертным. Это могло быть озеро с островами, где кромлех, или гора, на уступах которой устроены священные алтари.
Вот она, связь времен. Остров Валаам на озере Нёво, обитель уповающих на пришествие в мир Сына Божия за тысячелетия до Его рождения... и — Валаам-пророк, стоящий на горе Нёво и провозглашающий это упование «язычников». Так симметрично сомкнуты конец прошлого эона и начало нынешнего. «Омега» постгиперборейской истории духа есть «альфа» христианской истории, знакомой нам...
20.04.2000 (Дмитрий Логинов, Упование «язычников»: Бог Валаама, Иафора, Альве. Гиперборейская вера руссов. Москва, 2002.)
ДРЕВНИЕ ТАЙНЫ ВАЛААМА.статья А.Попова.
www.vottovaara.ru
Валаам — Славянская культура
На Северо-Западе России уже много веков существует православный остров Валаам. Вернее, это не только один остров, но и прилегающая к Валааму гряда мелких островков, на которых живут монахи-отшельники. Север и сам по себе считается с точки зрения экологии кристально чистым местом на планете, а если там находится еще и центр православных молитвенников, то речь можно вести о священной экологии в этих местах.
Добраться на Валаам на автомобиле можно, но не до самого острова. По Мурманской трассе удобнее доехать до Петрозаводска и уже оттуда можно доплыть до Валаама на «Метеоре» или более медленных корабликах, которые возят на Валаам экскурсантов.
Несмотря на то, что в наше время этот заповедник православных молитвенников привлекает внимание просто светских туристов, (как они любят на Афон ездить за экзотикой, так же и на Север стремятся), верующим я бы посоветовал не следовать вслед за экскурсоводами — Валаам православный куда полезнее, когда человек не станет бегать, дабы побольше нафоткать и посмотреть. Лучше посидеть и помолиться на этой святой земле в уединении с Богом.
И, в то же время, я бы не советовал ретивость в противоположном направлении — поиске на Валааме для себя духовного наставника. Дело в том, что монахи-отшельники уединяются в таких глухих суровых местах не для того, чтобы людей чему-то наставлять. Схима это подвиг, призванный, прежде всего, усилить их молитвенное служение всем нам. Лишнее вовлечение в общение может лишь помешать монаху.
Из бытовых советов могу, исходя из собственного опыта, лишь добавить, что нелишним будет прихватить с собой провизию в виде сухого пайка и термоса с чаем. Дело в том, что питательный сервис там не особо развит круглогодично и чаще ориентирован на то, что большинство туристов кормится на тех теплоходах, которые их привозят. Поэтому особых разносолов на Валааме вам не предложат.
Особенности острова Ваалам во многом объясняются наличием большого количества железной руды на том самом месте, где воздвигнут знаменитый русский монастырь. Железнорудный субстрат и обеспечивает тот благоприятный энергетический ток, который чувствуют все, кто посещает это священное место. Не приходится сомневаться, что таковым оно было всегда. И задолго до того, как сюда пришли первые христианские монахи, испокон веков остров Валаам, благодаря своим геокосмическим особенностям, привлекал сюда людей независимо от того, какую религию они исповедовали.
… Валаам — не только имя мадиамского волхва, первого из библейских прорицателей о Христе. Весь православный мир знает Валаам-остров — крупнейший из четырех в устье Ладоги при впадении ее в Нёво (древнее название Ладожского озера). Значение Валаамского архипелага в истории христианства не меньше, чем у Афона, фессалийской Святой Горы, на которой размещены 20 монастырей. Остров Валаам так и называют иногда — Северный Афон.
Хроники Святой Горы восходят ко временам апостольским. Так точно и Валаамский монастырь, по преданию, был основан святым апостолом — Андреем Первозванным, благовестником русских земель. («Сей святой апостол Андрей, проходя Киевские и Новгородские пределы, проповедуя Христа, достиг и о. Валаама. Здесь... водрузив на горах Валаама спасительное знамя святого креста, положил твердое основание веры. По нем воссияли, как бы на тверди небесной, на о. Валааме две пресветлые звезды: богоносные отцы наши Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы, которые светом добродетельного жития своего... водворили сонм подвижников... светивших как окрестным, так и далечайшим странам...» («Валаамские подвижники». СПб., типография Лебедева, 1891).
Но как духовный центр Валаам имеет историю гораздо более древнюю, чем Афон. Святой апостол потому и стремился на Валаамский архипелаг, что в первом веке он был, как и тысячелетия раньше, прославленным средоточием жизни духа. На острове Дивный до сего времени сохранился «языческий» круг из камней. Он скрыт теперь буйно разросшимся еловым лесом и не привлекает внимания, но древностью и величием не уступает знаменитому Стоунхенджу. А на других валаамских островах — высеченные на скалах кельтские кресты, камни, испещренные руническими письменами...
Название Валаам очень древнее. Его считают финским по происхождению. Оно имеет один корень со словами Аваллон, Валгалла, валькирия. Обыкновенно Валаам переводят Велесова Земля. По существу это верно. Славянский бог Велес (Волас) — покровитель волхвов, людей Знания. Четыре ладожских острова испокон века были вотчиной ведов — волхвов высшего Посвящения, духовных наследников тиетаев Беловодья. Но у названия Валаам есть более точный смысл: Земля Валы. По древнескандинавской мифологии Вала — Сын Одина (Единого). На староисландском Вала дословно означает Однодневный. Это смысловой иероглиф. Его сакральное значение — День Единого, и оно открывалось лишь Посвященным. Под этим разумелся День Божий — время Воздаяния, Суда или иногда Битвы в конце времен.
…Как передает Северная Традиция, архипелаг Нёво исконно был землей ордена Посвященных Валы. Прямые духовные наследники гипербореев, они хранили их предсказание о грядущем пришествии Света в мир — о великом Воплощении. Пророчество выражалось формулой, которая могла родиться лишь в землях крайнего севера или в самой Арктиде с ее полярными Днем и Ночью. Подобно тому, как солнце приходит с юга, так в землях юга будет рожден и Сын Солнца-Вышнего. В эпоху переселения на юг многие волхвы Валы отправились в это долгое странствие, уповая, что, если не им, то потомкам их будет суждено оказаться свидетелями События. Они дошли до земель нынешней Палестины, сохранив свое исконное Ведение... Во времена Моисея представитель этого древнейшего жреческого рода стал первомучеником за Христа — за предсказание о грядущем Его пришествии был убит Валаам, сын Веоров.
Точка зрения Северной Традиции на исток рода библейского Валаама интересна не только тем, что позволяет объяснить совпадение имени палестинского пророка и названия острова в устье Ладоги. Также и остальные мадиамские имена, упоминаемые в Писании, начинают «говорить», открывают свое значение, если понимать их как произошедшие с праантичного Севера, с тех именно его земель, где сейчас северо-запад России граничит со странами Скандинавии.
… Самое поразительное — древнее мадиамское именование священной горы Фасги. Во времена, когда Валаам, стоя на ее вершине, произносил Пророчество, гора эта называлась Нёво. То есть ее название в точности совпадало с исконным именем Ладожского озера, находящегося от Палестины на расстоянии около четверти диаметра Планеты.
Название Нёво происходит от старославянского не-вем. Оно означает Неведомое, Сокрытое, Заповедное. Так, согласно обычаю, славяне именовали всякое место Силы — священное пространство, куда заказан путь простым смертным. Это могло быть озеро с островами, где кромлех, или гора, на уступах которой устроены священные алтари.
Вот она, связь времен. Остров Валаам на озере Нёво, обитель уповающих на пришествие в мир Сына Божия за тысячелетия до Его рождения... и — Валаам-пророк, стоящий на горе Нёво и провозглашающий это упование «язычников». Так симметрично сомкнуты конец прошлого эона и начало нынешнего. «Омега» постгиперборейской истории духа есть «альфа» христианской истории, знакомой нам...
Похожие статьи:
История → Русская вера!
История → Ведическая культура славян ариев
События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов
История → Велесова книга
Боги, духи и существа → О тьме и хаосе в начале времен.
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Забытая реальность — Остров ВАЛААМ. Часть 1
Для многих в России, и в остальном мире людей, считающих себя православными, остров Валаам, это как монастырь святой Екатерины на Синайском полуострове, или как Шаолинь для буддистов Китая.
Его история, неразрывно связана с историей Православной Руси. По крайней мере именно так нам говорят.
Официальная история Валаама, миникопия официальной истории России, Православия. Она такая же загадочная, противоречивая, полна взлетов и падений. Остров Валаам, также как и Россия, подобно птице Феникс, много раз восставал из пепла (точнее руин), и возвращался из небытия. Валаамский монастырь — важнейший центр религиозной жизни Северной части России, наряду с такими «знаменитостями», как Соловецкий монастырь.
Официальную часть полностью пересказывать не буду, её вы можете узнать из множества источников. Например из этих:
Рекомендую ознакомиться, хотя бы кратко, с его официальной историей, чтобы понимать, какие нестыковки существуют, в официальной части его истории и в простой человеческой логике и здравом смысле.
Несмотря на то, что история монастыря начинается в 10-м веке, монастырь в том виде который мы знаем сейчас, создан буквально «вчера — в Конце 18-го века.
Немного выдержек:
«…У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Таким застал этот остров век апостольский. Этимологический разбор финского названия «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу…»
Гранитные скалы, на которых расположен остров Валаам, богаты высоким содержанием железа, именно поэтому и почва, и сами камни окрашены в цвет оксида железа.
«….Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа, неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был возведен храм во имя Святой Троицы. Братия обители проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрещеных. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий основатель ростовского Богоявленского монастыря. В источниках упоминаются игумены Иоаким и Феогност, возглавлявшие обитель в период Крещения Руси, но достоверных сведений о них не сохранилось. К вопросу о времени основания монастыря
В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности…»
«К сожалению, сведения о истории Валаамского монастыря в период XI-XVI вв. весьма скудны и отрывочны…»
Т.е. точных данных нет, но тем не менее историки и экскурсоводы, уверенно рассказывают Вам о его истории.
Это стена, сложенная из валунов, прямо у самой западной бухты, рядом с Воскресенской церковью:
…Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после Литургии вспыхнул пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса….
А вы говорите камни не горят….
Вход в надвратную церковь, похоже что «после пожара ничего не мешало выточить из гранита такие «наличники».
Это гостевой дом, в которм в 19-м веке был пристроен ещё один этаж. Значит, нижние этажи были построены намного раньше?
Это внутренне оформление надвратной церкви, похоже что её «заново отстроили только после пожара»…
В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде. Разрушение стоило монастырю по смете 586 рублей.
Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священноиноки затруднялись служить, особенно раннюю Литургию. В 1759 году по прошению игумена Ефрема Преосвященным Парфением, викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, было благословлено в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя Святителя Николая Чудотворца.
В основании достаточно большие (из привозного гранита), каменные блоки, выпилинные наверное немногочисленными монахами монастыря….
«… К 1781 году капитального ремонта потребовали Успенская и Рождественская церкви. Обитель, между тем, испытывала крайнюю нужду. «Местоположение монастыря красиво и, можно сказать, величественно, писал академик Николай Озерецковский, посетивший Валаам, но монастырское строение ни мало ему не соответствует. Оно состоит из деревянной ограды, в которой церковь с колокольней и монашеские хижинки, также деревянные… Нынешние пустынники заслуживают иметь лучшую обитель…»…
А вот дальше начинаются настоящие чудеса:«….Желая восстановить древний Валаам, деятельный архипастырь вызвал в 1781 году из Саровской пустыни Тамбовской епархии опытного старца Назария…»«…. Старец Назарий составил план каменных монастырских зданий. Строение представляло собой пятиглавый собор, окруженный внутренним четырехугольником монастырских построек. Для тридцати человек братии помещений в нем было достаточно. 10 февраля 1785 года план утвердил митрополит Гавриил. Его осуществление потребовало значительных средств. Епархиальное управление выдало отцу Назарию книгу для сбора добровольных пожертвований.Кирпич и известь заготавливались на месте. Все монастырское здание, имевшее в окружности более 300 метров, было возведено за восемь лет. На восточной стороне возвышался двухэтажный пятиглавый каменный собор с крестами, обитыми жестью. Над его папертью устремилась ввысь колокольня высотой 34,8 метра; по обеим сторонам собора над монастырской кровлей возвышались главы Успенской и Никольской церквей. …»
Так что господа архитекторы, учитесь…. Вот что в результате получилось:
Неплохо для НЕ АРХИТЕКТОРА?
К сожалению на территории этого Собора снимать категорически запрещено. (использованы частично чужие фото) И любые попытки пресекаются охранниками, и экскурсоводами. Но поверьте, внутри особенно в верхнем Храме, человек чувствует себя очень маленьким….
«….Согласием братства в настоятели Валаамского монастыря был избран отец Иннокентий, а в 1801 году он был утвержден в этой должности консисторией. Новый игумен неутомимо заботился об улучшении внешнего быта братства, число которого умножалось. Он возвел восточную, западную и южную стороны внешнего каре монастырских строений, закончив дело, начатое игуменом Назарием. Испросил дозволение от епархиального начальства построить в обители больницу для престарелой и немощной братии, а в ней – церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над святыми вратами обители, по прошению отца Иннокентия, в 1802 году было разрешено построить церковь. Надвратную церковь в честь святых апостолов Петра и Павла освятили 29 июня 1809 года, а больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – 30 июня 1814 года. На пожертвованную благотворителями сумму на месте, где почивают под спудом святые мощи преподобных Сергия и Германа, в 1823 году была сооружена серебряная рака. Знаменательным событием для монастыря стало посещение его Императором Александром I. В 1819 году Александр I отправился в путешествие по северным землям, намереваясь побывать и в древней Валаамской обители. При этом от имени Государя в монастыре было получено распоряжение при встрече царственного паломника «никаких церемоний не делать, а принять как благочестивого путешественника». 10 августа (ст. ст.) на судне, вышедшем из Сердоболя, Император Александр I прибыл в монастырь. Гость первым делом отправился в собор, где приложился к иконам, после этого испросил благословение у игумена и всех иеромонахов, целуя у всех руку, но своей никому не давая, а остальной братии поклонился. Пораженные таким смирением, монахи поклонились до земли, но Его Величество просил «не кланяться ему поклонением в землю, подобающим лишь Богу».
Эта колокольня поставлена в честь посещения Валаамского монастыря ДВУМЯ ИМПЕРАТОРАМИ АЛЕКСАНДРАМИ Выше приведена история посещения Александром 1, а надпись гласит об Александре-2. Поэтому все экскурсоводы рассказывают о практически идентичном посещении вначале Первым, а спустя десятилетия Вторым. Думаю, мы имеем дело с «дубликатами» Александра-1 и Александра -2, которые уже не раз поднимались исследвателями….
Особо хочу отметить, что это самая хорошо сохранившаяся часть острова Валаам, имеющая строения явно раньше датируемых началом 19-го века. Такой сохранности данное место обязано тому, что расположено оно на ГОРЕ, высотой от уровня Озера, не менее 20 метров. Вход на вершину горы только по лестнице:
На территории есть алея из очень старых вязов, в диаметре около метра:
Другие части острова, имеют более скромную и растительность, и остатки строений.
но об этом в следующий раз….
Также в следующий раз расскажу:О посещении Музея Монастыря, о валаамском Кресте, о колоколе весом 1000 пудов, о месторождении голубой глины на острове, Растительности острова, Ладожском озере, ТЮЛЕНЯХ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА, оросительных каналах, о снижении уровня озера более чем на метр, посмотрим карты острова.И подведем итоги.