Римская Империя (Стилихона). Древний рим альтернативная история
Альтернативная история, в которой Рим не принял христианство — Владимир Бровин рассказывает о собственной книге
Альтернативная история, в которой Римская империя приняла не христианство, а культ Митры. Главный герой — циничный карьерист и охотник на патриархов сект. Китай, сумевший предупредить Европу о нашествии гуннов. Рассказ, который начинается с убийства собственной жены, изменившей с рабом-любовником, а заканчивается как политико-религиозный триллер в духе «Настоящего Детектива» (только в Древнем Риме).
Владимир Бровин во всех деталях рассказывает о книге, замысел которой созрел у него давным-давно, но писать ее он, конечно же, не будет.
Альтернативная история: Рим принял культ Митры, а не христианство
Представьте себе мир, в котором Римская империя приняла не христианство, но более экзотичную религию — митраизм. И это — довольно реалистичный сценарий: оба учения в одно время шли ноздря в ноздрю в борьбе за паству, имея почти равные шансы на первенство. С этого момента человечество пошло бы путем альтернативной истории, в которой причудливый мир с каждым десятилетием становится все меньше похожим на наш.
В этой истории империя принимает митраизм в качестве государственной религии при Коммоде — очень неоднозначном, необузданном и по-своему сумасшедшем правителе, который как раз таки симпатизировал культу в действительной истории. Он открыто принимал участие в мистериях этой религии и даже принес Митре в жертву человека. Личность Коммода заслуживает отдельного рассказа, поэтому подробнее о нем — чуть ниже.
Коммод
В 193 году 31-летний правитель окончательно поворачивается к митраизму, проводя активные реформы по его внедрению в качестве официальной религии. Затея удалась (так же, как у Константина Великого с христианством в «нашем» мире) и теперь, спустя столетия, Рим поклоняется Митре, искореняя старых богов.
Из-за особенностей митраизма как религии, Рим в результате революционных потрясений, вернулся к республиканскому правлению. Хотя, на самом деле, все гораздо сложнее и новое государство больше напоминает популистскую диктатуру (к чему мы тоже вернемся немного погодя).
Такова отправная точка этой книги.
Что происходит в остальном мире?
Словно в системе падающих домино, смена религии Рима косвенно повлекла за собой массу других событий, изменивших мир до неузнаваемости. Из-за того, что христианство не укрепилось в империи, оно было вынуждено двинуться на Восток и вклинилось между Римом и Персией. Фактически, культ Христа стал «фирменным» учением семитских народов (то есть арабов, евреев и примкнувших к ним эфиопов Аксума).
Несторианский крест
В итоге ислам попросту не возник, скажем так, за ненадобностью. Христианство, ставшее уделом аравийцев, помогло им с поиском собственной идентичности, так что централизация и объединение прошло под знаменем Христа, а не Мохаммеда. Хотя надо понимать, что из-за совершенно иной истории, это христианство имеет не так уж много общего с тем, к чему привыкли мы. По сути, перед нами что-то вроде несторианства или коптской церкви с еще более ярко выраженным арабо-эфиопским колоритом.
В «реальной» истории, кстати, чуть ли не весь Ближний Восток и многие арабы до прихода ислама действительно исповедовали несторианство. Так что представить себе христианский восток довольно просто. Религиозным (но не политическим) центром арабского мира, кстати, стала Эфиопия — ее «Ковчег завета», якобы подаренный царем Соломоном и находящийся в Аксуме, сыграл такую же роль, как и храм Кааба в Мекке.
Тем временем, северный Китай, ослабленный распадом и гражданскими войнами, также принимает митраизм. Перед этим он, впрочем, какое-то время мечется между буддизмом и манихейством (что также имело место в реальности).
Изначально у митраизма на Дальнем Востоке было мало шансов на успех. Однако череда массовых самоубийств в царских и дворянских династиях, вызванная слишком буквальным пониманием манихейского пессимизма, вызвала желание примкнуть к более жизнелюбивой и стоической религии. К тому же, митраизм — это, скорее, культ воинов и аристократов, нежели простого народа. Так что дворянство, уставшее от смут и вечных распрей с чиновниками (которым всегда по душе было конфуцианство), идет на встречу культу бога-царя Митры.
Митраизм, впрочем, задерживается в Китае ненадолго (до первой же сильной династии, которая начинает борьбу и с дворянством и с их культом Митры). Но даже у временного обращения китайцев в митраизм есть одно колоссальное последствие. Поднебесная, наладившая более-менее тесные контакты с братьями по вере из Рима, предупреждает тех о готовящемся нашествии гуннов.
Войско Аттилы встречают во всеоружии, так что ни «Бича Божьего», ни Великого переселения народов Европа этого мира не знает. Степные орды обрушивают свой гнев на Ближний Восток и Аравию, так что по иронии две великие империи — арабов и гуннов — разбиваются друг о друга, так и не успев возникнуть.
Римская империя и культ Митры
Происходящее в Риме — не менее интересно, чем странные события внешнего мира.
Митрариум — подземный храм Митры
Для того чтобы прийти к пониманию о том, что и как здесь творится, нужно объяснить, каков из себя культ Митры. Дело в том, что, несмотря на свои почти равные шансы с христианством, у него были совершенно иные источники силы. Раннее христианство обрело мощь, обращаясь к бедным и угнетенным слоям населения (и эта ставка, как мы теперь понимаем, была более удачной). Митраизм же — это культ, покровительствующий воинам, аристократии и, как это ни странно, чиновничеству.
Грубо говоря, мощь митраизма в том, что он одновременно опирается на правящий класс, и, что почти так же важно, примиряет два его изначально конфликтующих крыла — аристократию и государственный аппарат чиновников.
Христианство заявляет, что землю унаследуют кроткие, Митре больше нравятся амбициозные воины, карьеристы и ораторы, а бедность и необразованность кажутся презренными. В этом же кроется главная слабость митраизма: он все сильнее вбивает клин раздора между высшими и низшими классами. Простым горожанам и крестьянам трудно увидеть в Митре своего надежного покровителя. Они не хотят от божества дара красноречия или ярости гладиатора — им бы полей поплодородее и налогового бремени поменьше.
Альтернативная история Настоящий Детектив
Получается ситуация, похожая на ту, что была в христианском Риме: верхи исповедуют официальный культ в чистом виде, а низы, под видом подчинения новой религии, поклоняются старым богам и даже массово обращаются к запрещенным — вроде того же Христа, Изиды и, в особо экзотических случаях, даже Будды.
Рим возвращается к республике
Итак, Рим принимает религию, которая больше всего ценит карьеристов, воинов и ораторов. Имперское правление с единолично правящими чудовищами, вроде Калигулы и Нерона, становится просто невозможным. Таких без зазрений совести очень быстро ловят на гладиус собственные же патриции.
После череды переворотов, развала империи и нового объединения, Рим приходит к странному смешению республиканской и имперской форм правления. Республика оказывается неспособна сдерживать мощные центробежные силы, а империю постоянно сотрясают военные перевороты. Поэтому ради выживания народ Рима начинает балансировать где-то между.
В итоге для того, чтобы описать этот новый Рим придется использовать две крайне неблизких, казалось бы, системы — итальянский фашизм при Муссолини и сегунат при самых первых Токугава.
Причем под «фашизмом» я понимаю не столько стереотипный набор, вроде антисемитизма и начищенных сапог, стоящих на горле у всего, что олицетворяет свободу. Речь скорее о фашизме, очень тонко и с неожиданных сторон описанном Умберто Эко, который застал времена Муссолини еще подростком. И главная черта этой политической системы — вовсе не жесткий порядок, как кажется на первый взгляд, а наоборот, хаос и, если угодно, повальное раздолбайство.
Но главное свойство такой системы — шизофренический популизм.
Муссолини пришел к власти как противник монархии и непримиримый борец за идеалы республики. Но, во-первых, он сам стал диктатором, а, во-вторых, поняв, что монархию можно использовать в популистских целях, оставил короля Виктора Эммануила III в качестве своей марионетки. Его величество даже остался формальным главой страны, но не имел вообще никакой власти, кроме символической.
Также Муссолини был ярым атеистом и антиклерикалом, но, опять-таки, придя к власти, тут же сменил курс, заручившись поддержкой Папы Римского и показывая себя на публике эдаким сентиментальным католиком.
То же и в экономике — прибыв в большую политику на платформе левых, в общем-то, идей, он ввел в стране национализацию и некоторые черты плановой экономики. Однако в то же самое время Муссолини в значительной мере поддерживал рыночную экономику в сфере мелкого и среднего бизнеса. Опять же, бряцая оружием и показывая себя лидером-милитаристом, Бенитто умудрился проиграть войну слабой, отвратительно оснащенной, но гордой Эфиопии.
Вот именно эти черты итальянского фашизма кажутся наиболее интересными для того, чтобы привить их Риму из альтернативной истории: шизофрения популистских обещаний, хаос и разгильдяйство под маской порядка. И при этом вся эта система каким-то чудом функционирует и не рушится, не иначе как милостью Митры.
На Японию времен сегуната новая римская империя походит тем, что при реальной власти диктаторов, императорская династия сохраняет невероятный почет и уважение. При этом потомки канонизированного императора Коммода уже давно не имеют никакой силы, помимо символической. Кроме того, вся империя во многом держится на том, что, отвалившись от Рима, тот или иной регион потеряет духовную поддержку почитаемых потомков Коммода, а значит и Митры.
Человеческое жертвоприношение — завязка истории
В Митраизме существует одна невероятно любопытная и нечеткая концепция, которую можно трактовать как угодно. Согласно многим религиям (тому же христианству, к примеру) божество регулярно приносит себя в жертву ради того, чтобы мироздание продолжало существовать, «умирает за наши грехи», грубо говоря.
Митра же, как бог-индивидуалист (если не сказать «заносчивый эгоист»), даже не собирается идти на какое-то там самопожертвование. Вместо этого он для поддержания мироздания регулярно приносит в жертву некоего «быка». Но кто таков этот бык и почему он настолько важен, что может заменить собой жертву целого божества?
Римские жрецы и богословы этой альтернативной истории дают коварнейший ответ. Зная, о том, что ключевая проблема всей империи — постоянная угроза развала и религиозная нестабильность, они выводят остроумную и циничную формулу. Бык, согласно их утверждениям, — это лидер одной из конкурирующих церквей и культов. И каждые четыре года он буквально должен быть принесен в жертву Митре.
Митраизм римской республики довольно мягок по отношению к иным религиям. Для того, чтобы хоть сколько-нибудь подняться в этом обществе, достаточно хотя бы формально соблюдать ритуалы и показывать свою лояльность. Остальное — не так уж важно. В конце концов, если ты стал богат или получил дворянский титул — значит, тебе благоволит сам Митра, не так ли? А у себя в подвале, втайне от соседей, гордый гражданин Рима волен держать хоть буддистский алтарь, хоть статую Зевса.
Однако раз в четыре года на всех лидеров всех культов в Империи и даже за ее пределами ложится мрачная тень. Они знают, что один из них будет принесен в жертву. Причем торжественно убит в Риме будет не какой-нибудь епископ или аббат, но непременно патриарх одного из учений, открыто рискнувших бросить вызов митраизму.
Безусловно, выбор Митры не случаен и каждый раз падает на того, на кого выгоднее с точки зрения политики. Фактически, перед нами — террор, задачи которого могут быть очень разными и изощренными. Кто-то из патриархов откупается невиданными дарами, кто-то поднимает восстание (не понимая, что империя только и ждет этого повода для расправы), кто-то официально принимает митраизм и тем спасает свою шкуру.
Главный герой истории
Теперь, когда понятен мир вокруг, гораздо проще будет описать, кем является главный герой истории и какое место ему уготовано в новой римской республике.
Главный герой — именно тот человек, который осуществляет «загон быков». Служа в полусекретной военизированной структуре, он обязан выслеживать указанных начальством лидеров опальных церквей. В его обязанности входит разведка, возможно, даже внедрение в иные культы и проведение операции по захвату религиозных лидеров ради дальнейшего жертвоприношения.
Мистерии Митры
В честь Коммода такая должность называется «секутор», поскольку в молодости император выступал на гладиаторской арене именно в роли бойца-секутора. Так что «загон быков» — весьма почтенное ремесло, которое ассоциируются с канонизированным Коммодом, бьющимся на арене во славу Митры.
В принципе, его должность не так уникальна, поскольку каждые четыре года слежке подвергаются сотни более или менее крупных патриархов и лидеров сект. Однако только один из них «удостаивается чести» стать быком на заклание. Так что агентов, подобных нашему герою, — тысячи. Тем более, реальная цель организации — скорее внедрение и создание системы подавления чужих культов. Жертвоприношение — лишь официальный и благородный предлог для работы.
Герой истории — карьерист, который «загоняет быков» далеко не из религиозного рвения. Он циничен, недоверчив, по-своему труслив, имеет в прошлом массу темных секретов, и сделать его приятным парнем цели нет. С другой стороны, ему не чуждо ни профессиональное благородство, ни даже некое сочувствие к культистам, которых он преследует.
Ему 31 (или, как говорят в этом мире, «возраст Коммода») и его карьера сейчас висит на волоске. Ни один из «быков», которых он выслеживает с шестнадцати лет, так и не был принесен в жертву. Дважды он был близок к этому, но вместо того, чтобы схватить лидера и доставить в Рим, лишь по неосторожности устраивал в общинах сектантов резню. Упустить «быка» — не так уж страшно, главное, в общем-то, — собрать подробную информацию о культе и внедриться в него. Но резня, случившаяся из-за профессиональных ошибок, — совсем другое дело. Так что по карьерной лестнице высоко подняться герою не удалось, а коллеги считают его неудачником (впрочем, довольно опасным).
За глаза о нем говорят, что единственный бык, которого загнал сей воин Митры — собственная жена, которую за год до событий книги герой убил в собственной постели, вместе с обнаруженным там рабом-любовником.
Единственный человек, которого герой мог бы назвать другом, — коллега, с которым они знакомы с детства, вместе пришли в секуторы и вместе начинали работу. Только герой так и не получил серьезных повышений, а вот его друг, тоже формально не загнавший не одного быка, — очень серьезно продвинулся по карьерной лестнице. Почему и чем на самом деле он занимается на службе — неизвестно даже герою. Но все это — чертовски подозрительно.
Основные конфликты
Любая книга должна быть построена на конфликтах, и чем их больше, тем разнообразнее и извилистее может быть дорога сюжета. В этой истории конфликтов масса, хотя не все они обязаны быть показаны остро — конфликт, проходящий лишь на фоне, тоже важен.
Митра
С социальной сферой все понятно. Разные классы все больше и больше расходятся, находя все меньше точек соприкосновения. Элита и беднота, фактически, исповедует разные религии. Если патриции и благополучные горожане хотя бы знакомы с догматами митраизма и следуют им, то в сознании крестьян культ Митры так намешался со старым язычеством и ошметками христианства и гностических культов, что трудно сказать, можно ли их даже с полным правом причислять к митраистам.
Опять же, острым является конфликт между идеологией государства (жесткий порядок и республиканские традиции) и реальным положением дел (разброд, диктаторский популизм и коррупция). Митраизм как религия и идеология сильно поддерживает правящие классы и примиряет две ветви власти: государственных мужей (чиновников и офицеров) с аристократией и даже богатыми горожанами. Однако низам Митра не дает никакого успокоения, и те готовы взорваться в любой момент.
Продолжение этого конфликта — отношения главного героя и его товарища. Основной историей книги должен стать их поход за новым «быком». На этот раз — в отдаленные и забытые Митрой земли за пределами империи. Где-то на полпути товарищ нагоняет выдвинувшегося в одиночку героя и объясняет, что Совет направил его для помощи и наблюдения. Выглядит это слишком подозрительно и по ходу дороги у героя возникнет ощущение, что его товарищ — либо отступник, либо работает на еще более секретную структуру с собственными целями, либо он просто решил забрать всю славу себе.
Конфликт будет и между их характерами: герой довольно мрачен, хотя и любит черный юмор, раздражителен и не умеет работать хладнокровно, то рьяно берясь за расследование, то пребывая в стазисе и упуская важное. Тогда как его главный спутник — слишком оптимистичен, красноречив, бодр и удачлив, талантлив и приветлив. Что не мешает ему быть совершенной загадкой с темными и довольно отвратительными профессиональными секретами. Говоря проще, перед нами два циника, готовых убивать ради карьеры — только один мрачен и интровертен, а другой разыгрывает из себя эдакого остроумного и восхищенного путешественника (что выдает в нем скорее хорошего актера, чем хорошего человека).
Сам герой смотрит на мир сквозь призму религиозного конфликта, терзающего его изнутри. Буквально на первых же страницах истории мы видим его в митрариуме (подземном храме, в котором поклонялись Митре). Сквозь отверстие в потолке внутрь бьет свет солнца и жрец, держащий в поднятой руке меч, поворачивает его, попеременно бросая блики на лица всех присутствующих. Этот простой ритуал поселяет в сердце героя неприятное гнетущее чувство: он замечает на мече ржавое пятно, словно уродливое родимое пятно на лице у новорожденного.
Небольшое дополнение: кем был император Коммод, и какова его роль в альтернативной истории
Для того чтобы картина сложилась полнее и красочнее, нужно объяснить, кем был реальный император Коммод.
Вы видели его в фильме «Гладиатор», где императора, сражающегося на арене, играл Хоакин Феникс. В действительности, Комода должен был изображать скорее Халк Хоган в свои лучшие годы. Формально этот император был сыном благороднейшего правителя-философа Марка Аврелия, но бытует мнение, что императрица прижила его от любовника-гладиатора. Уж очень Коммод был похож на агрессивную глыбу мускулов с маленькими злобными глазками и бычьей шеей.
Как исчерпывающе говорит нам «Википедия»:
«В гареме Коммода было несколько сот женщин и столько же мальчиков. По словам современников, он испробовал все способы разврата. Ему приписывают подкладывание кала в изысканные кушанья, ношение женской одежды и игры во врача с препарированием живых людей.
Коммод обожал выступать в роли гладиатора (секутора), хотя выступление свободных граждан на гладиаторской арене считалось бесчестьем (лат. infamia). Хорошо знал это ремесло и владел мечом. При этом нисколько не стеснялся выставлять свои таланты на всеобщее обозрение. На глазах народа сам дрался на арене и умертвлял диких животных. Приказал тщательно фиксировать все свои выступления. Провел 735 боев».
Коммод, как и главный герой книги, убил свою жену, уличенную в измене, и, как уже сказано, благоволил культу Митры, участвуя в религиозных мистериях. Однако 31 декабря 192 года, в 31 год, император был убит во время заговора, когда его любовница попыталась отравить вино. Со свойственной ему телесной мощью Коммод смог переварить яд, но был задушен подговоренным борцом по имени Нарцисс, с которым император любил устраивать спарринги, очевидно, изрядно выпив.
В альтернативной истории Коммод не только понял замысел Нарцисса, но и сумел убить его, таким образом, сделав его первым «быком», которого руками императора победил Митра. Едва не задушенный Коммод не только в каком-то смысле прозрел, но и кардинально изменил свою жизнь, наконец-то начав вести себя так, как и положено сыну великого Марка Аврелия.
Первым же делом он начал усердно насаждать митраизм, со временем дав ему статус официальной религии. Как и в «параллельной реальности», где подобное случилось с христианством и императором Константином, Коммод преуспел. Причем успеха он достиг благодаря активным реформам. Всю свою мощь яростного борца, которую до того 31-летний император тратил на увеселения и убийство гладиаторов на ринге, он бросил на фанатичное служение Риму. Правитель из него вышел противоречивый, но физическое здоровье позволило дожить до очень преклонного возраста и довести все более или менее удачные реформы до конца.
Топлива в религиозный пыл митраизма и почитания Коммода добавило то, что умер он во время мессы в митрариуме — мирно и спокойно «уснув» на скамье. В принципе, неважно, помогли ли ему в смерти (скорее всего, да), или у все еще крепкого старика просто не выдержало сердце — такая благородная и символичная смерть позволила культу Митры не рухнуть сразу же после смерти императора.
disgustingmen.com
Альтернативная история Рима - red_white_gold
Как известно моим фрэндам, альтернативная история (АИ)- моя страсть. Сегодня мы поговорим о альтернативной истории Рима- сперва Римской республики, а потом и Римской империиПредположим, при осаде Афин во время войны с Митридатом голову Суллы пробил бы горшок с нечистотами, брошенный кем-нибудь из осажденных. Оставшись без командира, римские войска потерпели от Митридата сокрушительное поражениеРассмотрим внутре- и внешнеполитические последствия этого для РимаНачнем с внутренней политики. Оставшись без харизматического лидера, оптиматы, скорее всего, проиграют популярам. Марий и Цинна победят. Италики (на которых после Союзнической войны опирался Марий) не только получат римское гражданство, но ещё и будут в бОльшей степени интегрированы в римскую элиту. Социальные реформы популяров приведут к стабилизации Римской республики и ослаблению социальных конфликтов. Точно не будет мятежа Катилины, возможно не будет восстания Спартака (которое поддерживали отнюдь не только гладиаторы, но и рабы, вольноотпущенники и даже "союзники"-италики). Рано или поздно, разумеется, Римская республика станет Римской империей (собственно, титул "император" существовал ещё в республиканском Риме и его много кто носил). Не исключаю даже того, что императором станет кто-нибудь из потомков МарияТеперь про внешнюю политику (хотя внутренней мы тоже коснемся). Разумеется, рано или поздно римляне победят Митридата (в крайнем случае дождутся его смерти и разгромят его сына Фарнака, начисто лишенного отцовских талантов). Но здесь у руля не Сулла, а Марий. Который, как мы помним, подавив восстание римских "союзников", италиков, потом добился для них гражданства. Так что греки из мятежных городов Балкан и Малой Азии в этой АИ могут получить римское гражданство на более чем 250 лет раньше, чем в реальной историиЭто в корне меняет дальнейшую историю. Во-первых, получение гражданства греками неизбежно приведет к тому, что вскоре его получат вообще все лично свободные римские граждане. Понятное дело, это приведет к тому, что римское общество будет много более стабильным. У Рима высвободятся ресурсы для ещё большей экспансии, чем в реальной истории. Германия западнее Эльбы, Балканы южнее Дуная (а то и Прута), Кавказ, Месопотамия войдут в состав Римской империи. Эфиопия и Иран могут стать римскими вассалами. Возможно даже римские колонисты проникнут на Украину и Рим, а римские торговцы- вглубь Черной Африки и ПрибалтикиВо-вторых, в таком варианте истории никогда не возникнет христианства- во всяком случае, как серьезной религии, а не секты вроде "Свидетелей Иеговы". В нашей реальности многие лично свободные люди (особенно греки) обращались к нему, занимаясь этаким фрондированием, так как их тяготила власть иноземцев-римлян, не желавших дать им римское гражданство (напомню, когда эллинофил Нерон решил распространить права римских граждан на греков, римская знать с ним расправилась). Здесь же христианство войдет в историю максимум как еретическое течение в иудаизмеИудеям тоже придется несладко. В реальной истории римляне одно время союзничали с ними, поскольку опасались возможного восстания греческого населения (главным своим врагом иудеи считали не римские власти, а именно греческих колонистов). В этой АИ греческая элита будет интегрирована в римскую верхушку, и неприятности у евреев начнутся даже раньше, чем начались на самом деле. Возможно, иудаизм будет ликвидирован, а выжившие евреи ассимилируются; возможно, римляне с иудеями придут к некому компромиссу, но, в любом случае, иудаизм, как и в реальной истории, останется племенной религией евреев. Хотя антисемитизм в этой АИ, несомненно, будет много слабее за счет отсутствия христианстваВеликое переселение народов в этой АИ Рим, скорее всего, благополучно переживет. Варварские племена будут или отброшены от римских границ, или их сделают римскими федератами и выделят приграничные территории для проживания. Рим даже успеет благополучно перейти от рабовладения к феодализму, большая часть научных достижений античного периода также не будет забыто (как в реальной истории). А вот прикончат Римскую империю здесь в VI веке массовые эпидемии (Юстинианова чума), вторжения аваров и славян (а также германских федератов), а также народные восстания. В это время Иран рухнет из-за социальных конфликтов, подстегнутых движением маздакитов и нашествием кочевников-эфталитовБеженцы из Ирана, пришедшие в гибнущую Римскую империю, обратят местное население в манихейство (в этой АИ- доминирующая монотеистическая религия), хотя оно сильно потеряет маздакитский антифеодальный запал (как в реальной истории христианство утратило со временем свое антирабовладельческое содержание). Завоевавшие Иран эфталиты также со временем примут манихейство и принудительно обратят в него большинство персов; немногие уцелевшие зороастрийцы будут преследоваться манихеями, как в реальной истории христиане преследовали иудеев
red-white-gold.livejournal.com
Римская Империя (Стилихона) — Альтернативная История
Римская империяImperium Romanum
15 мая 411 — 29 февраля 1453
270pxИмперия при Аркадии II
Столица
Рим
Язык(и)
Латынь
Религия
Христианство, с 1189 г. - Романизм
Денежная единица
Денарий
Форма правления
Автократия, монархия
Римская империя (411-1453 годы) - средневековое, феодальное государство основанное Флавием Стилихо в 411 году, после узурпирования власти в Восточной и Западной Римской империи. При нём же пережившее территориальный максимум. Было ликвидировано после взятия Рима в 1453 г. Аквитанским королём Теодорихом VII, после чего на территории империи (в то время уменьшенной до одной лишь Италии) сформировались множество мелких феодальных государств.
Предыстория[править]
Римская империя (27 до н.э - 395) - постреспубликанская фаза в развитии древнеримской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Октавиана Августа, до раздела империи на Западную и Восточную, то есть с 27 года до н. э. по 395 год.
Образование. Ликвидация Западной и Восточной Римской империи[править]
В 408 г. после смерти Восточного Римского императора Аркадия, и вступления на трон Феодосия II. Западно-Римский полководец Флавий Стилихо решил захватить власти в Восточной Римской империи. В поисках союзников, Стилихо заключил договор с Вестготским королём Аларихом, по которому за Вестготами Стилихо, им передавалась Аквитания. В 409 г. вместе с Аларихом он выступил в военную кампанию против Восточной Империи. После долгих, мелких сражений состоялась "Битва под Адрианополем", окончившееся поражением Восточной Римской империи, и вхождением войск Стилихо в Константинополь. А вместе с этим, установлением власти Стилихо на востоке.
Скопостижная смерть императора Гонория, и установление на западе власти Констанция III. Позволила Стилихо пойти войной на Западную империю. И после одержания ряда крупных побед над Западными войсками в Италии. Констанций III передал Западную империю под управление Стилихо.
В том же 411 г., Стилихо провозгасил себя императором Рима.
Великое переселение народов. Римско-Персидская война 432-437 гг.[править]
В 413 г. Стилихо предал Алариха, отказавшись передавать Аквитанию. В ответ, Аларих вторгся в Галлию. С 413-415 гг. происходили столкновения Римских войск и Вестготов. Но в Ноябре 415 г. отброшенный в Испанию Аларихом, Стилихо, направился на запад полуострова. Где в этот период господствовали племена Вандалов, Свевов и Аланов. Одержав в Испании ряд побед, Стилихо выгнал Вандалов из Испании, после чего те направились в Галлию. Восстановив силы к 418 г., Стилихо перешёл Пиренеи и вступил в новую схватку с Вестготами. Одержав несколько незначительных побед в Аквитании, Стилихо направил войска на восток Галлии, к Рейну. Где господствовало племя Бургундов. Выгнав Бургундов из долины Рейна к 422 г., Стилихо направил войска в Бельгию, с целью прекратить бесчинства. Но Франки опасаясь крупных столкновений, решили разделить свою армию на мелкие отряды и совершать мелкие и кратковременные атаки.
Понимая безвыходность ситуации в Бельгии, в 428 г. Стилихо направил войска в Лугдунскую Галлию. Откуда собирался высадиться на Британские острова. Но получив известия о вторжении Бургундов в Норикум и Рецию, отказался от этой идеи. В это же время в Мавретании поднялось крупное восстание местных Берберских племён. Попытки местных военачальников остановить восстание, провалились, а основные силы, отвлечённые на Германские племена не смогли прекратить восстание.
В это же время, Стилихо переправив свои войска в Норикум к апрелю 429 г., остановил продвижение Бургундов в Паннонию. Но потерпев ряд мелких поражений отступил в Италию. Находясь в июне 430 г. в Равенне, Стилихо умирает. Власть передаётся сыну Стилихо - Аркадию II. И тот, с целью укрепления своей власти, в 431 г. приходит в Лугдунскую Галлию чтобы остановить наступление франков. Но потеряв большую часть войск под Руаном, вернулся обратно в Италию. Плачевную ситуацию Рима ухудшило вторжение Сасанидов в Сирию и Азию.
Собрав остатки римского войска, Аркадий переправляется в Азию. И одержав победу над Сасанидскими войсками около Эфеса, отводит свои войска на Балканы, в Паннонию. Куда вторглись Остготы. И потерпев поражение под современным Белградом, отступил во Фракию. В 436 г., Сасаниды снова перешли в наступление. И в сражение под Селевкием, Римское войско было на голову разбито. После чего последовало заключение мира с Сасанидами в 437 г.. По миру, Сасанидам передавался весь Восточный диоцез, за исключением провинций Исаврия и Килидония. А в 439 г., Рим заключил мир с Варваскими племенами. Отдав под их свободное расселение земли диоцеза Галлия, провинции Норикум, Рэция, Паннония, Дакия и Мавретания.
Файл:Underconstr.jpeg
Это незавершённая статья (т.н."stub"). В свое время она будет дополнена и расширена.
ru.althistory.shoutwiki.com
Мир без Римской Империи: alternathistory
До этого все альтернативные миры, карты которых я публиковал, были чем то похожи. По крайней мере временем на момент которого рисовалась карта. Это начало промышленной революции. Хотя в разных мирах она начиналось в разное время. Этот мир сделан автором Каминским, миров которого я ещё не представлял вашему вниманию. Мир находится в преддверии великого переселения народов. То есть это финальная карта Античности, такой которой она стала после того как египетский фараон, Рамсес III, в 1178 г. до н.э., проиграл войну народам моря. Карта учитывает расстановку сил где-то на 300 – 350 года.
Ну а далее краткое описание стран и народов которые отражены на карте.
Карта в большом разрешении
Фелестийский Союз - сверхдержава этого мира, находящаяся на пике своего могущества. Возникла в результате объединения городов основанных народами моря- прежде всего филистимлянами - в Финикии, Палестине, Египте. Малой Азии и Греции . Что-то вроде современных арабских эмиратов- федерация самостоятельных полисов с разнообразными данниками, факториями и зависимыми территориями. Самый мощный флот, мощная армия, торговые связи от Британии до Китая. Религия- генотеизм, с всевластием морского бога- синтез черт египетского Сета, иудейского Иеговы и условного "Посейдона". Впрочем, именуют его все равно "Дагоном".
Карфагено-Этрурия - в свое время часть финикийцев не пожелавших ассимилироватсья народами моря бежала на запад, где основала великий город, детерменистично именуемый "Карт-Хадашт" (но видимо в другом место). Позже, в результате ряда комбинаций и завоеваний, карфагеняне объеденились в одной государство с Этрурией. Сейчас это вторая по мощи держава, чье могущество, уходит на спад- некогда ей приндележали земли вплоть до Британии. Теократическая монархия, по финикийскому образцу, могущественная каста жрецов объединивших в себе черты финикийских поклонников Молоха, этрусских жрецов и кельтских друидов.
Венеция - от народа армориканских венетов, возглавивших восстание народов северной Галлии против Карфагено-Этрурии и создавших свое государство.
Восстание стало возможным после того как со стороны Ютландии на земли Карфагено-Этрурии устремились кимвры и тевтоны. Везде их удалось отбить, кроме Британии- они ее завоевали, а со временем подчинили и земли откуда они вышли. Государство- Киммеро-Тевтония, позже стали сокращенно именовать Киммервтония, а потом по созвучию- Киммерхтония, потому что это мрачное северное государство поклонников кровавой богини Нертус и Рогатого Бога. Третья по мощи держава этого мира, стоящая на пороге открытия Америки.
Москотия и Мисия- когда то была единая держава мушков-фригийцев, потом оказалась разгромлена фелистийским союзом и распалась на два второстепенных государства.
Наирмения - государство Наири, завоеванное самой восточной ветвью мушков, но сохранившее название.
Скифия - от скифов больше название, чем от самого народа. Смесь разных иранских племен, так или иначе объединившихся под царской властью. Кочевая империя, в ряде мест постепенно переходящая на оседлость. Скифо-сарматский пантеон.
Вавилония - государство с царем-марионеткой, управляется торгово-ростовщическими домами и жреческими кастами, вечный посредник и вечный кредитор для остальных держав. Стандартная вавилонская религия.
Ариана-ираноарийское государство, во главе с царем. Полукочевая экономика, хотя ряд областей живет земледелием. Религия- пантеон богов-дэвов во главе с двуединым андрогинным владыкой Айшма-рудрой.
Согд - в общем и целом схож с Арианой, только еще более дикий.
Косала - одно из первых индоарийских государств, стало всеиндийской империей. Кастовый строй, традиционный ведический пантеон и прочее в том же духе.
Куш - держава "черных фараонов", египетские культы, египетская бюрократическая система, египетские иероглифы, пирамиды, сфинксы и так далее.
Нок - государство возникшее в результате культурных импульсов из Куша и Карфагено-Этрурии. Между Ноком и Кушем в свое время было несколько иных государств, ныне погибших.
Эйстофенния - балто-финское государство, дикое и варварское. Финский шаманизм, племенные князья, один из которых считается Великим.
Бойохейм - племенная республика кельтов, "военная демократия".
Мардахвар - племенная монархия, в плане культуры и общей развитости нечто среднее между Скифией и Эйстофеннией. Людоеды.
Индо-Римская империя (МИРИ) | Альтернативная История
География
Територия Индо-Римской империи простиралась на большую часть территории Индии и Индо-Китая.
История
В 58 году н.э римское войско столкнулось с парфянами, и римляне потерпели страшное поражение. После чего полководец войска Клавдий Тиберий решил пойти обратно на запад, но войско парфян заградило дорогу, и тогда он решил повернуть на восток. Избегая парфян, римское войско добралось до Индии. Подчинив соседние племена был основан город Новый Рим. Который стал столицей Индо-Римской империи. В 61 году н.э Клавдий Тиберий принял Буддизм и сделал её государственной религией. В 6 3 году н.э возглавив поход были получены новые территории. В 68 году н.э умер Клавдий Тиберий, его преемником стал Юлий Клавдий. В 75 году н.э он начал поход, расширив территории государства чуть ли не в два раза. В 107 году н.э он начал поход на север присоединив северные земли. В 112 году н.э императором стал Тиберий Клавдий умелый политик и завоеватель смог присоединить новые земли и начал золотой век. При нём империя усилилась так и торгово так и культурно. Уже в 129 году н.э он продолжил расширение государства. Своим наследником он сделал младшего сына Марка Клавдия, скончавшись в 134 году н.э Тиберий Клавдий в стране фактически началась гражданская война между Марком Клавдием и Люцием Клавдием, в 141 году н.э Марк Клавдий одержал победу и стал императором. При Марке Клавдие страна пала в золотой век культуры который закончился в 158 году н.э вместе со смертью Марка Клавдия. Власть унаследовал Квинт Клавдий который также в 174 году н.э при жизни получил именование от сената Август (Великий). При его правление были получены огромные территории которые были более в три раза больше территорий империи при начале его правления. В 179 году н.э власть перешла императору Андриану Клавдию. При котором с огромной скоростью в империи развивалась наука. В 203 году н.э власть перешла Диоклетиану Клавдию, который в 209 году н.э возглавил поход на восток и расширил империю до восточных берегов Индии. В 223 году н.э главный советник Диоклетиана устроил заговор с целью убийства императора и его наследника, убийство свершилось и императором стал Гней Марций продолживший усилять империю. В 242 году н.э власть в стране получил Нерон Кассий, он в 256 году н.э возглавил поход в ходе которого были завоеваны южные территории к империи. В 278 году н.э императором стал сын Нерона Кассия, Нумерий Кассий который в 295 году н.э завоевал массивные территории к северу. В 311 году н.э скончавшись бездетным императором стал давний друг Нумерия Кассия, Аппий Эмилий который завоевал большую часть Индии. Власть перешла в 338 году н.э сыну Аппия Эмилия , Филиппу Эмилию при котором империя находилась чуч ли не в вершине золотого века во время его правления. Именно при нём жили такие Индо-Римские философы как Антоний Красс и Максимиан Юний, также при его жизни жил знаменитейший скульптур того времени Валерий Аквилей. В 344 году н.э новым императором стал Александр Эмилий. При нём в 358 году н.э началось завоевание Индо-Китая. В 363 году н.э императором стал Нумерий II Эмилий который в 381 году н.э завоевал всю Индию. При нём не остановилось культурное развитие империи, именно при нём Буддизм разделился на два ответвления Тхатва и Рахама. В 401 году н.э императором стал Гальба Тарквиний. Известным своей тиранией и жестокостью а также в каком-то виде сумасшествием. В 416 году н.э он завоевал полностью остров Шри-Ланку а также новые территории Индо-Китая. В 428 году н.э он умер, сегодня известно что он был убит. После смерти императором стал Децим Корнелий который пытался устранить всё что сделал Гальба Тарквиний. В 434 году н.э Люций Корнелий стал императором п ри нём золотой век стал уже убывать. В 448 году н.э начался год трёх императоров которые друг друга сменял. В том же году императором стал Клавдий II Люций пытавшийся в стране сделать государственную религию Индуизм. В 466 году власть унаследовал Децим II Люций разрушившей все Индуистские храмы. В 472 году н.э начался поход который расширил империю до берегов Тихого Океана. После этого в империи начался голод который продлился целых два века. Эти два века в империи сменились целые пять династий. В 9-ом веке в империи началась династическая смута. В 868 году н.э началась гражданская война которая разделила империю на четыре государства. После этого в империи началась столетняя междоусобная война.
Население
В наибольшей рассвет империи примерное население империи составляло свыше 52 млн человек. К 9-ому веку население империи не составляло более 30 млн человек.
ru.althistory.wikia.com
Существовал ли Древний Рим? — Альтернативный взгляд Salik.biz
Этим вопросом задался чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. И пришел к выводу, что с датами в древней истории не все в порядке: то тут, то там возникали неразрешимые противоречия. Объективный анализ непредубежденного исследователя камня на камне не оставляет от той официальной истории, к которой мы привыкли. Простая логика доказывает, что, скорее всего, никакого античного периода в развитии человечества не существовало. Этому нет никаких реальных доказательств – одни мифы и сомнительные «документы», первоисточники которых неизвестны.
Интересно изучить скорость размножения рода людского. Например, в Англии с XV по XX век происходит рост населения с 4 до 62 миллионов. То есть 15-кратный рост населения за 500 лет. Во Франции с XVII по XX век, начиная с правления Людовика XIV, происходит рост населения с 20 миллионов примерно до 60 миллионов. И это притом, что Франция участвовала в страшных войнах: только наполеоновские унесли примерно 3 миллиона жизней.
Напрашивается вопрос: каким было население в этих провинциях при распаде Римской империи в IV-V веках? Плодородные галльские провинции необъятной империи были густо заселены. Если восточная и западная части вместе насчитывали порядка 20 миллионов человек (минимальная оценка), то простая логика подсказывает, что и захлестнувшие империю орды варваров также должны были исчисляться миллионами.
Значит, если мы пытаемся при расчетах использовать обратную геометрическую прогрессию, то получаем иррациональный результат. Выходит, что размножение людей на каком-то этапе вообще прекратилось или даже где-то начался «отрицательный рост».
Попытки логичного объяснения, вроде того, что гигиена была недостаточна, или ссылки на эпидемии не убеждают. По историческим документам реального улучшения в санитарно-гигиенических условиях в жизни населения Западной Европы с V по XVIII век не было. К тому же с XV века пошли войны с применением огнестрельного оружия, уносившие гораздо больше жизней.
Еще интереснее сравнить население античного мира времен Перикла (V в. до н. э.) и императора Траяна (II в. н. э.). Если брать за основу расчетов количество жителей в крупных городах и численность армий, то мы столкнемся с безумными темпами демографического роста. Конечно, Греция под эгидой Афин несопоставима с мировой империей с центром в Риме, но пропорции все равно не соблюдаются. Судите сами, 15 тысяч свободных афинских граждан — и полумиллионные Рим и Александрия. С одной стороны, полуторатысячный арьергард объединенной армии греческих городов-государств, включавший 300 прославленных спартанцев, остается прикрывать отступление основных сил в войне, где на карту было поставлено существование эллинов. С другой — 26 легионов (!) содержались Римом в мирное время и набирались без введения всеобщей воинской повинности. Это больше, чем смогла выставить Российская империя в 1812 году для отражения наполеоновской агрессии.
Еще загадка. Посмотрим на размеры человека. Мы видим картины и описания древнегреческих атлетов. Это физически хорошо развитые люди, крупного телосложения. А потом мы видим доспехи средневековых рыцарей, которые впору разве что 15-летним юношам XX века. На фоне представлений о древнем могучем атлетизме это очень странно. Получается некая синусоида в развитии мускулатуры человеческого тела. С чего это вдруг произошло такое изменение?
Чем дальше — тем больше странностей. В проверяемой части истории мы обнаруживаем совершенно невероятную тягу человека к открытиям. Буквально каждые десять лет что-то происходит, что-то открывают. Непрерывное развитие. Никаких «засыпаний на столетия» не наблюдается. В то же время в традиционной древней истории мы обнаруживаем, что человек будто бы погружался в многовековую спячку. Существовали процветающие древние империи, которые замирали на какой-то точке и дальше не развивались. Почему?
Непонятно и то, что темпы технического и культурного прогресса в древнем мире абсолютно не укладываются в рамки человеческих способностей к практическому совершенствованию.
Например, Рим все перенимает у Греции, но в области музыки ничего не происходит. Хотя якобы императоры, знать всячески поощряют развитие искусств. Но все застыло на одном уровне, достаточно примитивном. Нот — нет! Непонятно, как столь изысканное общество могло обходиться без системы записи звуков. В итоге никакие музыкальные памятники до нас не дошли.
Дальше еще более загадочный парадокс: поразительная неспособность древнего Рима совершенствовать виды вооружений и тактику боевых действий. Империя ведет регулярные захватнические войны – но римляне так и не сумели выковать сталь и сражались короткими мечами из низкосортного железа. Спросите у историков, чем обрабатывал мрамор древний скульптор Фидий? Железное долото не даст такого филигранного результата — нужны закаленные стальные инструменты. Но, по официальной хронологии, каменный уголь впервые добыт в Англии в XI веке. Температуру белого каления древесный уголь не дает, нужен уголь каменный. Раз нет белого каления, значит, нет и стали.
Если верить античным источникам, у римской конницы не было сбруи! Поводья были, но вот стремена появляются только в VIII веке н.э. – и тут же возникает рыцарство. Между тем древние римляне сражались с восточными народами, известными мастерами верховой езды. Не появились в Древнем Риме и арбалеты, луки. При этом многие герои древнегреческих мифов – отличные лучники.
Прогресс в изобретении новых видов оружия начинается только в XIV-XV веках. И с тех пор не останавливается. А до этого много веков почему-то ничего не происходит.
Кажется странным и то, что Римская империя прославилась разветвленной сетью дорог и коммуникаций, но вот географических карт – не было. Еще более загадочно то, что древние документы хранят полное молчание о банковской системе и товарном кредите в античном Риме. Между тем торговля в империи, — особенно в масштабах, о которых нам рассказывают, — нуждается в появлении кредитных институтов. Интересно, что, по официальной исторической версии, банковская система появится в средние века именно в Италии: в Генуе, во Флоренции, в Милане.
Еще одна загадка античного мира. Мы знаем очень много об ученых Древней Греции – Аристотеле, Сократе, Платоне, Архимеде, Гераклите, Пифагоре, Евклиде подробно проходили. Но примерно с I века до нашей эры происходит обвал. Нет больше ученых! Развитие науки полностью прекратилось! Странно, что при изобилии сложных архитектурных сооружений не было в Риме и хорошей системы счета. Та, что была, не годится для серьезных вычислений. Попробуйте-ка разделить большие числа в столбик или вычислить объем сложной геометрической фигуры. Но римляне какие-то вычисления производили. Причем довольно сложные. А какой системой счета пользовались знаменитые древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Птолемей? И почему прагматичные римляне, которые переняли у греков все самое лучшее, математику проигнорировали? Или такой системы у греков не было. Но тогда как же они считали? Арабский средневековый счет появился более чем через десять веков после создания фундаментальных трудов древнегреческих основоположников математики и физики. Получается совершенно невероятный временной разрыв!
Ничего не слышно в древнем мире и о химических исследованиях. Не было ни химиков, ни алхимиков. Почему алхимики появились только в средние века? Добавим несколько слов об анатомии и медицине. Труды Гиппократа до нас не дошли, и это странно, потому что императорам и королям медицина была нужна. Почему-то поэмы Гомера в мрачную эпоху средневековья сохранились гораздо лучше, нежели бесценные трактаты об исцелении человеческого тела.
Пытливая мысль античного гения за десять веков не смогла придумать ничего, что превзошло бы достижения европейцев, имевших за плечами максимум 300 лет прогресса эпохи Возрождения! В чем же дело?
Есть версия, что средневековые авторы просто придумали всю «античную историю» в XV-XVI веках. Они брали бытовую обстановку своей эпохи и проецировали ее в прошлое — на Древнюю Грецию и Древний Рим. Жизнь создаваемого воображением «античного мира» улучшалась за счет того, что «всего у древних было больше». Но никаких нововведений ни в вооружениях, ни в науке, ни в бытовой обстановке, ни в культуре придумано, естественно, не было. Никого не смутило то, что XV-XVI века в официальной истории находились на том же уровне развития, что Римская империя в период своего наивысшего могущества.
Повседневная жизнь Римской империи описана довольно подробно. Но посмотрим на бытовую обстановку. Вилки, ножи, стулья, функциональная посуда — этих предметов обихода нет. А ведь пиры на весь мир закатывали! Сразу вспоминается, что и в XVI веке европейская знать продолжала есть руками и громко чавкать!
Смущает и отсутствие древних надписей с датами. На стенах многочисленных соборов, дворцов, церквей висят только таблички с датами в принятой сегодня хронологической системе. Вам сообщают, что этому собору 500 лет, но табличка прибита только в XIX либо в XX веке. Никаких старых дат. Даже от руки нацарапанных. В Западной Европе не найти ни одного по-настоящему старого сооружения, на стенах которого была бы надпись, аутентичная объявленному году окончания строительства.
Тем не менее, человечество безоговорочно верит в нынешнюю панораму всемирной истории. Мы привыкли считать себя частью бесконечно древнего исторического процесса, в котором уютно расположились египетские фараоны и китайские императоры, греческие философы и римские гладиаторы. Этот мир формируется из детских книжек, школьных учебников, шедевров мировой литературы, отражается в кинофильмах, рекламных роликах, интернет-сайтах. Мир, в котором все расставлено по полочкам и на каждый вопрос есть ответ. Большинство людей предпочитает знакомиться с прошлым в кинотеатрах или у телеэкрана. Для них реальностью становятся голливудские версии знаменательных исторических событий.
Но на деле мы имеем все признаки хронической многовековой фальсификации фактов. На древнегреческих мифах ученые сконструировали семь веков истории Древней Греции. Вопросы у меня возникали давно, но я не решался задавать их вслух, пока в 1996 году не прочел книгу Анатолия Фоменко «Империя». Тогда я впервые подверг сомнению всю официальную хронологию. Многое, математически просчитанное и предсказанное Фоменко, подтверждается в действительности.
salik.biz
Древний Рим в истории — Альтернативный взгляд Salik.biz
История Древнего Рима берет свое начало от основания города Рим в 753 г. до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э.
247 год — по новому летоисчислению состоялось грандиозное празднование по случаю тысячелетия Рима. Соответственно 753 г. до н.э. был закреплен этим мероприятием, как год основания Рима (традиционная дата по Варрону). Это празднование было выгодным для тогдашнего императора – Филиппа Аравитянина. Государство пребывало в сложнейшем политическом кризисе, усиливавшемся множеством войн, которые опустошили государственную казну. Материальную помощь на проведение мероприятия могли оказать лишь соплеменники императора, которые имели значительное влияние в империи.
Это празднование не улучшило положения правящей верхушки и уже через 2 года легионы в Паннонии объявляют императором Декия (или Деция Этруска). Представитель аравийского народа Филипп с сыном-соправителем погибли в сражении с Децием поблизости Вероны. К власти пришла очередная Этрусская династия: Деций и его сын-соправитель Геренний.
В ответ на это в Мезию (нижнее течение Дуная) и Фракию вторглись готы, которые приняли иудо-христианское учение и поддержали Филиппа Аравийца. После продолжительной войны готские племена захватили Филиппополь (совр. Пловдив). Деций с сыном Герением Этруском погиб в войне с готами в 251 г. Этот же год известен большим походом скифо-сарматских племен под командованием Книвы в Римскую империю и последующей частой сменой императоров.
Эти события были подтверждением многовекового хода борьбы за власть в Риме аравийских и местных династий. Давайте, вспомним, как это все начиналось.
В начале первого тысячелетия до новой эры этруски создали союз 12-ти городов – Двенадцатиградье во главе с Вольсинией, куда съезжались на советы и религиозные церемонии правители входивших в него городов. Рим был не самым крупным городом и был одним из членов этого союза.
В 510-509 гг. до н. э. в Риме произошло восстание части населения и был изгнан царь Тарквиний Гордый. Этим событиям предшествовало постепенное переселение в этот город и получение прав горожан древними греками (евреями-язычниками). Ученые уже давно установили семитское происхождение этого народа и рассеяние его по всему свету.
К описываемому периоду этот народ уже захватил юг Италии и Сицилию и пытался перехватить у этрусков инициативу на господство Мессинским проливом, отделявшим Италию от Сицилии. На берегу пролива располагался союзный этрускам город Сибарис, прославившийся изнеженностью своих граждан (сибаритов), который являлся морской базой этрусков, что позволяло держать им контроль над важнейшей стратегической и торговой артерией древности. Развертывание масштабных событий началось с захвата греками Сибариса и его полного разрушения в 510 г. до н. э., потом события перекинулись в Рим.
Свергнутый римский правитель отправился за помощью в Клузий, резиденцию недавно избранного главы этрусского двенадцатиградья Порсены. Здесь Тарквиний встретил поддержку, оставалось лишь получить согласие совета глав государств в Вульсне (Вольсинии). Туда и отправился Порсена, заранее известив всех, от кого зависело принятие решения.
После положительного решения царей Порсена отправил в Рим послов с требованием вернуть Таквинию трон. Римляне дерзко ответили отказом. Тогда Порсена отправил к ним такое послание: «Иду на вас войной. Буду через месяц у Яникула с войском».
Это известие о скором приближении этрусского войска всколыхнула Рим и его окрестности. В город начали стекаться жители сел и городов, подчиненных Риму. Сюда же в срочном порядке прибыла военная помощь греков. Одновременно греки напали на Сибарис, разбили его войско, а дома и храмы сравняли с землей. (Этот факт подтверждает различие религий. В то время люди очень боялись гнева богов, потому никогда не нападали на храмы. Прим. авт.)
Вечный соперник Древнего Рима Картхадашта (по-римски – Карфаген) получил выгоду при создавшемся положении. Карфагеняне, владевшие в Тирренском море Сардинией, ранее заключали договоры с этрусскими городами. Теперь они заключили договор с Румой (Римом), отделившимся от этрусского двенадцатиградья.
Греческий историк Полибий списал этот текст договора, что дало возможность ему дойти до нашего времени. Из него видно, что карфагеняне имели возможность торговать с прибрежными городами Лация, римские же корабли в порт Карфагена не допускали. Таким образом, мудрые карфагеняне защищались от греческой экспансии и проникновения в свои территории, что вызвало у последующих поколений римских греков неистребимую ненависть к этому древнему государству и полное его разрушение после поражения в Пунических войнах (264-146) в 146 году до н. э.
В официальной истории почему то принято делить историю Древнего Рима на два этапа. Первый начинает свой отсчет от завоевания Рима греками (509 г. до н.э.), включающий завоевание Римом Аппенинского полуострова и образование римско-италийского союза (V1-111 вв. до н.э.). Он включает в себя создание Римской Средиземноморской державы (111-1 вв. до н.э.), которую принято называть Римской республикой. В этот период появилась «забывчивость» новой власти о реальных основателях Рима. «Этрускан нон легатур» – этрусское не читается, – это выражение появилось в обиходе и тиражируется по сей день.
Второй этап в истории Древнего Рима начинается со времени падения республиканского строя в 30-х годах I века до н.э. и образования Римской империи. Почву для образования империи подготовил Гай Юлий Цезарь, который смог в рамках республиканского строя фактически воздвигнуть военную монархию. В период непрекращающихся гражданских войн и внутренних распрей, которые буквально раздирали государство на части, он сумел, победив своих противников, не только удержать гигантское государство от развала, но и укрепить его границы.
Второй этап истории этого государства принято еще называть историей императорского Рима. Начало распада Империи приходится на время прихода к власти «греческих» императоров династии Флавиев, которые пришли на смену этрусской династии Юлиев (от сына Энея).
293 год — на политическом Олимпе империи засветила звезда Констанция I Хлора. Его полное имя – император Цезарь Марк Флавий Валерий Констанций Август. Основатель его рода Иосиф Флавий был главнокомандующим иудейских войск в Иудейской войне с Римом 66-70 гг. Носил он тогда имя Иосиф-бен-Мататия и принадлежал к знатному жреческому иудейскому роду.
Оценив обстановку, Иосиф пришел с изъявлением покорности к императору Веспасиану, за что был проклят собственным народом, но обласкан в Риме. Веспасиан Флавий дал ему свое родовое имя и наделил землями, подарив заодно свое родовое поместье. Спустя 26 лет в Риме не осталось в живых ни одного носителя родового имени Флавиев (всех убили), кроме «усыновленного» Флавия Иосифа с его многочисленным семейством. Получив права римских граждан еще при Веспасиане, этот род сыграл в дальнейшем ведущую роль в обнищании и развале Империи.
За 100 лет с начала правления Флавия Констанция Хлора до распада Империи при Флавии Феодосии I, сменилось 33 императора: 19 было из Флавиев и 14 из других династий в основном Этрусских. Представителям «негреческих» династий редко кому удавалось быть у власти несколько лет, да и то в качестве соправителей. Как правило их правление заканчивалось смертью уже в текущем году.
Своеобразный «рекорд» установил Клавдий Сильван Август, вождь франков, в 355 г. – правил всего 28 дней и был убит, сменившим его, Цезарем Флавием Клавдием Юлианом Августом (более известным под именем Юлиан II Отступник).
В следующем году Юлиана убили в походе против персов. О его преемнике Иовиане сообщается, что он повел политику по возврату к старым традициям и заключил мир с персами. Видимо это и послужило предпосылкой к тому, что он в скором времени умер от яда на границе Вифинии в Дадастане. С этого времени вновь оба императора из рода Флавиев: Флавий Валентиниан 1 – император Запада (до 375), его младший брат Валент – император Востока (до 378).
При этих христианах-императорах резко увеличились налоги в государственную казну и были даны полные свободы епископам по сбору своих налогов и пожертвований в пользу христианских храмов. Все чаще начали возникать возмущения народа, что привело к жестокому подавлению бунтов и огромным человеческим жертвам. 371 год — террор достиг невероятной силы, в особенности на Востоке. В связи с делом Феодора, которого обвиняли в стремлении к верховной власти, истребили великое множество людей.
378 год, август — жаждавший военных лавров Валент подступил во главе мощного войска к фракийскому городу Адрианополю (ныне – Эдирне, на европейской территории Турции), где произошло сражение с готской конницей (скифами), расстроившей боевые порядки войск Валента, которые окончательно разгромила пехота (кельты). Самого императора ранило стрелой и он умер в одном из разрушенных домов.
Его соправитель, сын покойного брата Валентиниана, Грациан назначает нового императора Востока с титулом августа. Им становится Феодосий I из рода Флавиев, дальний родственник императорам, родившийся в Испании. Другим августом еще с 375 г. был малолетний Валентиниан II, сын Валентиниана I от другой жены Юстины.
Грациан был очень ревностным иудо-христианином. 383 год — он нанес тщательно подготовленный сокрушительный удар всем языческим культам, отдав строжайший приказ о конфискации всего имущества, принадлежавшего храмам древних языческих богов. Операция проводилась в строго назначенное время и повсеместно. С таким положением в империи народ не желал мириться.
В этом же году вспыхнул мятеж в Британии и императором был провозглашен испанец Магн Максим. Грациан в это время находился в Паризиях (совр. Париж). Магн Максим выступил на Галлию. Галльские войска изменили Грациану, тот обратился бежать, но его настигли и убили. Все свершилось так быстро, что император Феодосий не успел прийти на помощь Грациану. Юстина с Валентинианом II успела бежать в Фессалоники (совр. Салоники в Северной Греции) к Феодосию.
За три года правления Магн Максим значительно расширил свои территории и распространил свою власть на земли вплоть до германской границы и Испании, основав свою столицу. В 386 году непризнанный император, а, значит – узурпатор Магн Максим был признан императорами Феодосием I и Валентинианом II, при дворе последнего приобрел влияние франк (?), главнокомандующий Флавий Баутон. На следующий год Магн Максим вторгся в Италию, Валентиниан с матерью вновь бегут к Феодосию.
Вернулся в Медиолань (совр. Милан) как август Запада Валентиниан лишь после гибели Магна Максима в 388 г. под покровительством франка Арбогаста, состоявшем на императорской службе в должности командующего.
Спустя несколько дней Валентиниана нашли во дворце мертвым, а Арбогаст распространил слух, будто тот покончил с собой. Произошло это в мае 392 г. Всемогущий Арбогаст не стал себя утруждать захватом императорской власти, а отдал ее крупному чиновнику, оратору Евгению.
Чтобы удержаться у власти, христианин Евгений предоставил почти полную свободу действий очень влиятельному римскому сенатору Никомаху Флавиану, хотя тот и был сторонником язычества. Никомах Флавиан немедля восстановил культы не только римских, но и иноплеменных богов: он приносил жертвы египетской Изиде и малоазийской Ма – Великой Матери Богов. Евгений вернул римским язычникам все то имущество храмов, которое отобрал у них Грациан в 383 г.
Никомах Флавиан был не только видным политическим деятелем, но и писателем: свое историческое сочинение (гены Флавиев дают о себе знать) «Анналы» он посвятил императору Востока Феодосию I, официальному соправителю Грациана с 378 г.
Феодосий выдвинул войска против захвативших Рим Арбогаста и Евгения. В битве под Аквилеей в Северной Италии в 394 г. Феодосий одержал победу. Евгения захватили в плен и убили, а Арбогаст покончил с собой. Никомах Флавиан тоже погиб насильственной смертью, видимо, вопреки желания Феодосия. Через 40 лет его память была реабилитирована внуками Феодосия, императорами Феодосием II и Валентинианом III.
Ревностный христианин Феодосий, оставшись единоличным правителем империи, провозгласил христианство религией всей Римской империи, что в значительной степени отвечало духовным потребностям общества, потому как сладостное утешение и уверенность в обретении блаженства на том свете имело особую ценность для человека поздней Римской империи, который в течении 3-4 вв. был истерзан разорительными налогами, чудовищным произволом властей и страхом перед нашествием варваров; хотя Феодосий своей властью не злоупотреблял, но возможность дикого произвола всегда была неотъемлемым свойством императорской власти, и меч императора все время висел над любым жителем империи, в особенности над родовитым и богатым; веселье римской знати было, по существу, «пиром во время чумы». Никто в Римской империи не мог быть уверенным в завтрашнем дне.
Языческие культы особо цепко держались в сельских местностях, так что в латинском языке слово paganus (сельский) получило новое значение – «язычник» (отсюда происходит русское слово «поганый»; в былинах татары имеют эпитет поганые, то есть – нехристиане).
Умер Феодосий 17 января 395 г; перед смертью он разделил империю между своими сыновьями Аркадием и Гонорием: первый получил Восток, второй – Запад. Удел младшего брата – Запад к тому времени считался худшей долей, всю жизнь братья враждовали между собой.
К началу V века Рим начал терять свое значение столичного города. 404 год — под угрозой варварского нашествия Гонорий покинул Рим и переселился в Равенну, которая была защищена крепкими стенами и окружена непроходимыми болотами. Сам же Рим в 410 г. после длительной осады был взят войсками Алариха и подвергнут серьезному разграблению.
В связи с тем, что готы уже приняли христианство, не могло быть никакой речи о разграблении храмов и убийстве мирного населения – их вождь лично контролировал исполнение своего указа. Спустя 3 дня Аларих со своими варварами добровольно ушел из Рима, увез огромные сокровища и увел с собой в числе пленников молодую и красивую сестру Гонория.
Западная империя стала потихоньку разваливаться. Еще в 408 г. римские легионы, стоявшие в Британии, провозгласили своего императора – Константина, а германские легионы – Иовина. Оба новых императора, преисполненные энергии, бьющей через край, сразу приступили к завоеваниям: они вторглись с двух сторон в Галлию, для защиты которой у Гонория не было сил, и захватили ее.
Год за годом Западная Римская империя неотвратимо приближалась к своему бесславному концу. 461 год — некоронованный властитель Италии – Рицимер возвел в императоры некоего Либия Севера, человека незначительного; не имея реальной власти и ничем себя не проявив, он был уничтожен Рицимером осенью 465 г.
Больше года Древний Рим обходился без императора: Рицимер не желал отягощать себя императорской короной и вместе с тем не торопился возложить ее на чью-то голову. Тем временем в дела погибающей Западной Римской империи вмешался Лев I, император Востока. Рицимеру пришлось согласиться с кандидатурой нового императора в лице знатного восточноримского сенатора Прокопия Антемия. В скором времени Рицимер удалился в Медиолань, предоставив Прокопию возможность самому решать все проблемы. 472 год — Рицимер штурмом взял Рим, Прокопий был убит, варвары в третий раз разорили город.
С согласия Рицимера императором стал знатный восточноримский сенатор Олибий. Началась эпидемия чумы, от которой умер Рицимер, а в скорости и Олибий, назначивший вместо покойного Рицимера главнокомандующим войск империи его племянника – Гундебальда.
На протяжении следующих 2-х лет на императорском престоле побывало несколько человек. Один римский военачальник по имение Орест, родом из Паннонии не пожелал принять титул императора, а сделал императором своего сына-подростка под именем Ромула Августа. Историки назвали его Августулом, что означает Августишка.
В эти годы одним из самых влиятельных военачальников у римлян был Одоакр (родом из племени ругов или скиров), который решил, что его воинам, представлявшим собой пеструю смесь племен, выгодней осесть на землях Италии, чем быть на жалованье у призрачных императоров. Поэтому он потребовал, чтобы им была отдана для поселения третья часть Италии. После того как был получен отказ воины Одоакра подняли мятеж. 3 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи.
Императорская власть до такой степени утратила свой смысл, что Одоакр не пожелал сделаться императором и отослал знаки императорской власти (корону и пурпурную мантию) в Константинополь императору Зенону. По велению Одоакра римский сенат принял официальное решение о том, что Западной Римской империи более не нужен свой император и пусть будет для всей империи один император в Константинополе.
Таким образом, падение Западной Римской империи внешне походило на восстановление единства всей империи, центр которой окончательно переместился на Восток и начал именоваться Византией.