МОДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА | Социальная сеть работников образования
Автор:
Сидоренко Луида
Подписи к слайдам:
Выполнила: Тема проектной работы: Мода Древнего Египта ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫТроицкое и Новомосковское окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениегорода Москвы школа №1788 Выполнила :ученица 5 в классаСидоренко Лидия Руководитель: Никишкина С.Н. г. Москва 2015г. ВведениеЭту тему я выбрала по нескольким причинам. Индустрия моды настолько тесно вошла в нашу жизнь. Что нельзя представить сейчас не одну девушку , которая не интересовалась бы новостями из мира моды. Кино , телевидение , газеты и журналы все пестрит заголовками о тенденциях , актуальных цветах, принятых из этого сезона.Мне захотелось разобраться , когда появились мода и какими были первые модные тенденции в одежде древнего мира. Для исследования я взяла страну , которую мы изучали в курсе истории Древнего мира. Это Древний Египет. Цель проекта:Изучить возникновение и развитие моды в Древнем Египте. Задачи проекта:1. Познакомиться с историей возникновения одежды.2. Пополнить знания о моде Египта.3. Создание современного костюма с элементами тенденций моды древнего мира. Египет – одно из древнейших государств мира, об истории которого сохранилось немало интересных сведений. Практически все знают о египетских богах, величайших пирамидах Долины царей, храмовых комплексов Корнака и Луксора… Но что же мы знаем о моде того далекого времени? Какие прически, украшения и платья носили прекрасные египетские женщины ? В этой работе хотелось бы приоткрыть завесу тайны )) Из-за жаркого климата в Египте большое внимание уделялось тканям, а именно легким материалам. Одежда шилась изо льна. Ткань одежды знати была более тонкой. На тканях изображали растения (лотос, папирус, пальмовые листья), животных (змеи, птицы), насекомых (жуки скарабеи). Мужской костюмОсновной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Женский костюмЖенская одежда гораздо больше закрывала тело.Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.Рабыни ходили практически нагими. Макияж египтян строго соответствовал древним традициям - вне зависимости от пола все жители подводили глаза, брови и губы. Египетские аристократы одни из первых начали носить парики из растительных волокон и овечьей шерсти, а так же накладные бороды. Длина париков зависела от социального сословия человека: чем длиннее парик владельца, тем выше его социальное происхождение В моду входят различные головные уборы: нарядные платки и повязки поверх париков, а так же светлые шапочки из полотна. Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами. УКРАШЕНИЯ Традиционным украшением фараона и знати было ожерелье-воротник – ускх, состоящее из множества нашитых бусин, бисера, золотых пластинок. Вообще, египтяне славились большой любовью к ювелирным украшениям (до сих пор современные ювелиры не всегда могут сказать каким образом было создано то, или иное украшение найденное в захоронениях Древнего Египта). Всевозможные браслеты, серьги, кулоны, кольца надевались как мужчинами так и женщинами в большом количестве. При отсутствии одежды, украшения часто выполняли роль своеобразного маркера, который рассказывал о статусе и положении своего владельца. После раскопок гробниц в двадцатых годах прошлого века, египетский стиль одежды вновь вернулся в мир современной моды! Наряды с египетским принтом в виде иероглифов, пирамид и этнических узоров с каждым годом становятся все популярнее! Современная одежда в египетском стиле - длинные туники с металлическими пластинами и нагрудниками, головные уборы фараонов и другие элементы одежды простого кроя, расшитые сложными вышивками. Самые роскошные образцы «высокой» моды, которые создают известные европейские дизайнеры и Дома Моды, украшаются золотом, яркими лазурными украшениями или декорируются кристаллами Swarowski. Заключение.Работая над проектом, я расширила свои знания по истории Древнего мира, научилась искать интересующую меня информацию из дополнительной литературы, использовать Интернет для поиска материала для проекта, особенно понравилось искать иллюстрации для презентации. Было интересно составлять собственную презентацию, а не пользоваться готовой из Интернета.Я поняла в процессе работы, что литературы по данному вопросу очень много, в этом состояла главная трудность, поиск нужной информации и тщательный отбор её для освещения темы проекта. Чтобы презентация получилась красочная, пришлось искать иллюстрации. Я научилась вставлять картинки в слайд, работать с конструктором слайда, форматом шрифта и выравнивания текста, шаблоном слайда. Умению придавать надписям цвет. Поняла, что создать презентацию –это очень увлекательно, буду осваивать эффекты анимации. Это творческих процесс, можно создать свое собственное произведение.
nsportal.ru
Мода древнего египта. | Colors.life
Основным признаком одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке платья. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления. Фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно стилизована и одежда. В этой стилизации замыслы моды проявлялись весьма выразительно. Может быть, даже более резко, чем это было в действительности. Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды. Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно
Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству. Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды (открытие гробницы Тутан-хамона в 1920 году). Сегодня общая линия египетской моды привлекает как творцов салонной моды, так и хиппи - единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела. Сегодняшний р
Знатная женщина с высоким париком, одета в каласирис из мягкой шелковой ткани. Фараон Менкаура с богинями, IV династия. Египетский музей, Каир. У богинь парики, типичные для периодов Древней и Средней империи, прилегающий каласирис. У фараона на голове митра Верхнего Египта, на нем набедренная повязка.
Нофрет, жена принца Рахотепа. Деталь скульптуры из Медума, IV династия. Египетский музей, Каир. У королевы парик, типичный для периода Древнего царства, она одета в нижнюю одежду с бретельками и гладкий прилегающий каласирис из белого материала.Дочери Джехутихетепа. Настенная живопись, XII династия. Прическа периода Древней и Средней империи, украшенная цветами лотоса; на них туники с бретельками, обнажающими грудь.
www.colors.life
Древнеегипетская мода - 3 Октября 2014 | Земля
Египтолог Виктор Солкин подробно рассказывает об эволюции моды в Древнем Египте: любимых цветах, искусстве драпировки, головных уборах фараонов и цариц, и многом другом. Оказывается, египетские мужчины одевались гораздо моднее женщин, а кожа и шерсть считались нечистыми материалами.
Удивительно, насколько плохо обстоит дело с материалами по истории древнеегипетского костюма. Даже за рубежом. На русском вообще нет ничего. Плоская книжка М. Мерцаловой по истории костюма, в египетском разделе которой по десятку ошибок на странице — не в счет. Фрагмент статьи Т. Н. Савельевой в рамках коллективной монографии «Культура Древнего Египта» (М., 1976) также, увы, не может считаться актуальным, поскольку сильно устарел и, останавливаясь на форме, вообще не касается символики египетского костюма.А между тем, ведь интереснейшая тема...
Характерной чертой древнеегипетского костюма на протяжении всех тысячелетий его существования было поражающее своим изяществом искусство драпировки, куда более изысканное и чаще встречающееся, нежели удачная кройка ткани и шитье. Многочисленные свидетельства, позволяющие нам увидеть одежды египтян от фараона до крестьянина, это как многочисленные статуи и рельефные изображения, так и прекрасно сохранившиеся в сухом египетском климате подлинные образцы одеяний, париков, аксессуаров. Лен культивировался с древнейших времен, еще с эпохи неолита, а качественные образцы ткани, насчитывающие до 65 основных и 50 уточных нитей на квадратный сантиметр, порой превосходят продукцию современных ткацких станков. На сохранившихся одеждах-туниках зачастую изящной вышивкой покрыты контуры рукавов и отверстия для головы. О том, какие превосходные произведения принадлежали рукам египетских ткачей, чаще всего мужчин, мы можем судить по одеждам, сохранившимся в гробнице Тутанхамона и архитектора Ха, современника Аменхотепа II, богато расшитому поясу Рамсеса III из собрания Ливерпульского музея.
Шерсть, обычно непопулярная, стала распространяться в Египте лишь в греко-римское время, так как исконно, как и кожа, считалась египтянами нечистым материалом. Древнейший образец хлопковой ткани, обнаруженный в Египте, также датируется временем римского владычества; шелк стал известен египетской знати лишь при Птолемеях.Обычно одеяния и мужчин и женщин конструировались по принципу оборачивания фрагмента ткани вокруг тела и его закрепления с помощью поясов, лямок, пряжек и ювелирных изделий. Лишь изредка какая-либо часть костюма была действительно сшита. Основным цветом египетского костюма всегда был белый; использовавшимся материалом — тончайший, знаменитый во всем древнем мире лен. Именно материал и цвет костюма издревле отличали египтян от их соседей, «презренных народов Девяти луков», которые не брезговали неприемлемыми для канонов страны фараонов яркой расцветкой, орнаментами и кожей.
Иноземцы и их одеяния. Глазурованные плитки из дворца Рамсеса III в Мединет Абу12 в. до н. э. Лондон, Британский музей. Автор фото неизвестен.
Простая и лаконичная, одежда древнейших египтян с ходом истории становилась все более пышной и изысканной. Женский костюм был намного более консервативным, чем мужской и обычно у египтянина был значительно более богатый выбор стиля одежды, нежели у его супруги. В Древнем царстве мужчины чаще всего носили набедренную повязку или подобие юбки из куска льна, обернутого вокруг бедер и закрепленного самыми разнообразными способами. Древнейшие изображения подобного одеяния сохранились еще на памятниках додинастической эпохи. Длина набедренного опоясания на протяжении веков менялась, варьируясь от повязки, доходившей лишь до колена и до длинной повязки, прикрывающей ноги до середин икр. Если верхняя часть повязки туго обматывалась на талии, то ее нижний край, часто накрахмаленный, завершался впереди треугольным выступом. Набедренное опоясание вельмож зачастую было гофрированным; гофрировка издревле делалась египтянами с помощью особых досок с вырезанными рейками, меж которыми под пресс клали влажную ткань. Между тем крестьяне и ремесленники зачастую лишь повязывали бедра широким поясом со свисающим впереди длинным лоскутом ткани, или же вообще выходили голые. Длинные мужские плащи, закрывающие все тело и плечи в Древнем царстве были практически неизвестны. В отдельных случаях мужчины оборачивали тело в длинные куски ткани, закрывая лишь одно плечо.
Женщины в Древнем царстве и позже традиционно носили длинные прямые платья, закрывавшие тело от груди до голени. Такие платья также изготавливались из целого куска ткани, державшегося на теле за счет широких бретелей, часто закрывавших грудь. Обычно подобные платья изображаются облегающими, прекрасно передающими контур тела, хотя на практике, скорее, были не столь совершенными. Порой ткань платья расписывалась или же вышивалась бисером, бусами или амулетами. Поверх подобного платья в это время знатные дамы часто одевали полупрозрачные накидки, под которыми проглядывали украшения и контуры основного одеяния. Туники с рукавами были известны, тем не менее, уже с раннединастического периода, однако, судя по тому, что крайне редко встречаются на изображениях, не были популярны; более того, одеяния с рукавами носили практически только женщины.В Среднем царстве короткое набедренное опоясание остается основным элементом мужского костюма, часто как внутренний элемент одежды, поверх которого надевалось длинное подобие юбки из более тонкой ткани. Верхняя повязка впереди была обычно длиннее, чем сзади и часто была плиссирована. Длинные повязки, завязывающиеся почти под грудью, также получили в эту эпоху широкое распространение, причем порой вельможи надевали сразу несколько таких одеяний.
Со Среднего царства в обиход входят и совсем просторные одежды, состоявшие из квадратного куска ткани, сложенного пополам; на сгибе делался вырез для головы, сбоку ткань подшивали, оставляя прорези для рук. Позже этот тип туники получит широкое распространение в Новом царстве. Во второй половине Нового царства широкое распространение получили длинные плащи, оборачивавшиеся вокруг тела, как одеяло.В начале Нового царства древние формы костюма были заново переосмыслены и дополнены новыми деталями. При XVIII династии одежды для верхней части тела стали куда более изысканными, нежели раньше. Мужчины часто изображаются одетыми в широкие туники, сочетающиеся с обычными формами набедренных повязок. Самые короткие повязки достигали колен, длинные — касались нижней кромкой лодыжек. Известно, что для подобного опоясания требовался кусок высококачественной льняной ткани длиной 142 см и шириной 89 см. Такое одеяние зачастую было очень объемным. Иногда сверху на плечи набрасывалась накидка, которую драпировали вокруг левого плеча и стягивали сзади. Экземпляр такой накидки, сохранившийся в одной из фиванских гробниц, был выполнен из превосходного тончайшего льна и имел 188 см в длину и около 58 см в ширину. Позже в Новом царстве охотно носили и более объемные накидки, свободно закрывающие оба плеча.Сдержанность и лаконичность, характерные для костюма начала Нового царства, постепенно сменились пышностью и невероятной декоративностью одеяний современников царей второй половины XVIII династии. Со времени правления Аменхотепа III все части одеяния были покрыты тончайшей плиссировкой, длинные туники обязательно закрывали ноги до нижней части лодыжек, а поверх традиционных элементов одеяния накидывались длинные полупрозрачные или же зимой, плотные накидки с рукавами. Туника часто подвязывалась широким поясом наподобие передника, часто плиссированным, обернутым вокруг ягодиц и стянутым впереди.
Знатная дама Чепу. Фрагмент росписи из гробницы Небамона в Фивах. 14 в. до н. э.Бруклинский музей. (с) фото — Патрисия Лэймон Бэзилон.
С каждым поколением мода стремительно менялась, причем предпочтение отдавалось все более рафинированным и сложным формам костюма. В эпоху Рамессидов внешнее одеяние, похожее на длинную рубашку, небрежно подворачивалось кверху, из-за чего было видно находящееся под ним набедренное опоясание. Искусственный парик, сандалии из кожи, порой золоченой, или папируса, богатые ювелирные украшения и широкое ожерелье усех, жезл и посох дополняли внешний облик достойного египтянина Нового царства. Знатная дама могла украсить один из вариантов массивного парика живыми цветами лотоса и ароматическим конусом. В это же время рабочие, солдаты и бедняки довольствовались лишь традиционной короткой набедренной повязкой, удобной для повседневного труда.
Женский костюм начала Нового царства состоял все из того же узкого длинного, но очень изящного платья, которое носили их предшественницы еще за века до них. Постепенно на женщинах появляются и длинные туники, подобные тем, что носили мужчины. К середине XVIII династии женский костюм претерпевает значительные изменения, став очень изысканным и нарядным. Несмотря на то, что для женского одеяния порой использовался такой же кусок ткани, что и для мужского, конструировалось оно иначе. Типичное женское платье изготовлялось из фрагмента хорошего льна как минимум 200 см в длину и 100 см в ширину, плиссированного и бахромчатого по краям. Отрез ткани оборачивался сначала вокруг нижней части торса, затем драпировался через плечи и в итоге завязывался особым узлом под грудью. Таким образом, без единого стежка создавалось пышное полупрозрачное одеяние, формой напоминающее изысканное платье, элегантное и практичное под палящим африканским солнцем.
Знатная семья. Факсимильная копия росписи из гробницы Ипуи в Дейр эль-Мединэ13 в. до н. э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Автор фото неизвестен.
Конечно же, особенно богатым и символичным, издревле было одеяние членов царской семьи. Все основные виды царского костюма а также многие виды царских корон и скипетров впервые засвидетельствованы на памятниках, отстоящих от нашего времени на пять-шесть тысяч лет. На палетке Нармера царь в образе могучего быка повергает вражескую крепость и преследует противников, спасающихся бегством; с древнейших времен привязывавшийся к набедренному опоясанию фараона бычий хвост демонстрировал силу царя. Змея—урей, дочь солнечного божества, на протяжении веков являвшаяся центральным символом египетского царского дома, помещается, свернувшись кольцами, на лбу повелителя. Короны, которые боги возлагают на царя во время коронации, — это не только знаки отличия его ото всех остальных смертных, но и сильнейшее магическое орудие, помогающее ему как в жизни земной, так и в жизни загробной, бессмертные символы, имеющие тесную связь с миром вышним. «Как счастливы те, кто видит царя в диадеме с чела Ра, — говорится в „Текстах пирамид", — в переднике, дарованном богиней Хатхор, перо (на короне) его — перо сокола (т. е. Хора)». Так, например, хеджет, Белая корона Верхнего Египта во многих текстах имеет тесную связь с луной и лунными божествами, такими как Осирис и Тот; более того, в «Текстах саркофагов» хеджет описывается как истинное воплощение самого Тота. Одновременно, Белая корона также символизировала Око Хора, змею-урей и нож из метеоритного железа, которые отражали своим пламенем и сиянием любых врагов богов и царя. Корона связывает царя с его предками и потомками, помогает в мире ином обрести просветление и, присоединившись к сонму бессмертных божеств, обрести новое существование среди нетленных звезд в северной части неба. Другая корона, уререт — «та, что делает великим», согласно «Текстам пирамид», не только способствовала его скорейшему воссоединению с божествами, но и давала ему право на власть и первенство среди просветленных духов. Текст «Книги мертвых» утверждает, что эта корона является великим символом Ра и Осириса: «Его диск, — это твой диск, его лучи — это твои лучи, его корона уререт — это твоя корона уререт, его величие — это твое величие, его восход — это твой восход».Вместе с дешрет, красной короной Нижнего Египта, убор хеджет составлял па схемти — корону Обеих земель, наиважнейший и, наверное, самый распространенный на изображениях головной убор египетского царя.
Головной убор немес, получивший столь широкую известность благодаря погребальной маске Тутанхамона и представлявший собой платок из плиссированной ткани, также был очень символичным. Как и короны, священная ткань, из которой изготовлялся немес, считалась воплощением сияния и света, а кроме того, цветовая гамма его золотых и лазуритовых полосок символизировала соответственно божественную плоть и божественные волосы.
Среди других распространенных головных уборов царя следует упомянуть большую корону атеф, состоявшую из белой короны Верхнего Египта, обрамленной двумя страусовыми перьями; атеф считалась особо парадным головным убором, который фараон одевал во время торжественных богослужений. За ней по значимости следуют корона хену, в которой перья и солнечный диск, укрепленные на платформе, сочетались с двумя видами бараньих рогов; корона хемхемет, особенно популярная в греко-римское время, состоящая из трех связок тростника и солнечных дисков, помещенных на бараньи рога и платформу.
Как в битве, так и в мирное время фараон часто одевал синий кожаный «шлем» хепреш, на лбу которого вздымалась священная кобра или золотой «шлем» хаит, покрытый, как и хепреш, десятками маленьких кружочков, символизирующими солнце. На короткий синий «ливийский» парик ибес царь мог возложить золотую диадему сешед, подобную той, что была обнаружена в гробнице Тутанхамона , или же надеть корону чени, состоявшую из двух перьев, уреев и солнечного диска, установленных на бараньих рогах.
Благодаря коронам царь не только получал равноправие с богами в ином мире, но и становился живым богом на земле; увенчав голову священными эмблемами, право на которые он получал во время коронации, он тотчас воссоединялся с божественной сутью своих небесных родителей.Одеяния, которые носил царь, также очень разнообразны. Все они восходят к древнему ритуалу, во время которого культовую статую бога «оборачивали в свет», символом которого было освященное полотно. Основу царского одеяния составляла плиссированная набедренная повязка, шендит, которая засвидетельствована на самых древних изображениях египетских властителей.
Она дополнялась самыми различными передниками, зачастую изготовлявшимися из золота с использованием драгоценных камней и техники перегородчатой эмали; эти передники были подлинными шедеврами ювелирного искусства, их декорировка часто восходила к орнаменту риши — символическому изображению радужных перьев священных птиц или богинь, своими крыльями защищающих царственную персону. Набедренное опоясание могло комбинироваться с льняной рубашкой с короткими рукавами, иногда расшитой, а также с широкой полупрозрачной накидкой из плиссированного льна, закрывающей всю фигуру. Существовали и особые церемониальные одежды, такие, как, например, сохранившееся на рельефах храма Амона в Луксоре, роскошное «Хорово одеяние», имитирующее детали оперения священного сокола , одевая которое, царь Аменхотеп III магическим образом становился воплощением небесного божества. В гробнице Тутанхамона было обнаружено другое не менее уникальное дополнение к коронационному костюму фараона — т. н. золотая кольчуга Это церемониальное украшение состояло из массивного ожерелья усех, выполненного в технике перегородчатой эмали, к которому с помощью двух «лент», собранных из сотен ювелирных изображений перьев, крепилась фигурная пектораль и основная масса одеяния, состоявшая из множества золотых, лазуритовых, бирюзовых и сердоликовых бусин, также имитировавших божественное оперение.
Среди скипетров, постоянно встречающихся в руках египетских царей, отметим знаменитые хекет и нехеху — «крюк» и «плеть», также являвшиеся атрибутами бога Осириса, и скипетр хереп, использовавшийся для освящения даров, приносимых в храм и считавшийся воплощением бога Тота.Не менее сложная и разнообразная символика лежала и в основе костюма египетских цариц. Одеяния супруг правителей Древнего царства поражают не только свои изяществом, но и лаконичностью: на ней длинное облегающее платье из льняной ткани, на голове — классический трехчастный парик, в основе которого порой скрывается небольшая диадема с изображением священной змеи.
Этот строгий и одновременно величественный костюм начнет претерпевать значительные изменения только в Среднем царстве. Появляется знаменитый «хаторический» парик, заканчивающийся на груди двумя характерными массивными буклями и придающий царице облик богини любви.
В 1914 году в пирамидном комплексе Сенусерта II в эль-Лахуне было обнаружено погребение его дочери Сатхатхориунет. Среди выдающихся произведений ювелирного искусства, найденных в гробнице принцессы, особо следует упомянуть ее головной убор — массивную золотую диадему, украшенную цветами лотоса, выполненными в технике перегородчатой эмали, фигурой урея, инкрустированной полудрагоценными камнями и двумя стилизованными соколиными перьями. Диадема одевалась на парик, многочисленные косички которого были украшены небольшими цилиндрами из золотой фольги.
В эпоху Нового царства наиболее характерной короной «великой супруги царской» была шути. Этот колоссальный головной убор состоял из двух страусовых перьев, укрепленных на особой платформе — модиусе. Платформа в свою очередь помещалась на чеканного золотого коршуна, священную птицу богинь Нехбет и Мут, фигура которого сверху покрывала синий парик царицы; одновременно между перьев мог быть помещен еще и золотой солнечный диск.
История короны шути уходит в глубокую древность: двумя перьями на рельефе, происходящем с Синайского полуострова, увенчана голова фараона Снофру, отца Хуфу. Два пера продолжают быть важным элементом царской иконографии как в Среднем, так и в Новом царствах. Только со времени правления XVIII династии, этот убор становится прерогативой главной царской супруги, выделяя ее из числа других цариц, обитательниц гарема. Также являющаяся атрибутом некоторых мужских божеств, таких как Амон, Мин и Монту, корона шути символизировала двойственные силы вселенной: запад и восток, Верхний и Нижний Египет, Шу и Тефнут, Исиду и Нефтиду, холмы горизонта, между которыми восходит солнце и, наконец, правый и левый глаз бога. «Твои два пера (шути) стремятся к небу. Да увидишь ты ими небеса, — говорится в одном из солнечных гимнов эпохи XVIII династии, — Восток твой — у твоего левого глаза, запад твой — у твоего правого глаза. Глаза твои — на голове твоей, как два пера».
В это же время головные уборы цариц, в основном младших, украшает изображение двух газелей, сюжет ранее известный только по изображениям и диадемам принцесс азиатского происхождения, так как при этих дворах газель почиталась в качестве эмблемы женщины царской крови. В Египте этот образ трансформировался в двойной символ Исиды и Нефтиды, отличительный знак дам из царского гарема. Самый древний памятник с изображением газелей, обнаруженный на территории Египта, это восхитительная диадема из электрума, обнаруженная в погребении гиксосской принцессы (XVI в. до н. э.) в эль-Сальхгийе (восточная Дельта), хранящаяся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. По настоящему «варварское» с точки зрения египетского искусства украшение, диадема украшена чередующимися изображениями четырех газелей и цветов с острыми лепестками. В центре диадемы расположена голова оленя с массивными ветвистыми рогами.
Фрагмент диадемы гиксосской принцессы из эль-Сальхгийе. Электрум16 в. до н. э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.
В эпоху XVIII династии диадемы уже только с двумя газелями встречаются на изображениях царицы Яхмес-Нефертари, дочерей вельможи Менна, ставших царскими наложницами, дочери Аменхотепа III принцессы Сатамон; при XIX династии — на изображениях принцесс дома Рамсеса II. Еще одна великолепная золотая диадема с изображением газелей, принадлежавшая одной из трех сестер — сирийских жен Тутмоса III и обнаруженная в их общей гробнице, также хранится в музее Метрополитен.
Реконструкция одного из головных уборов, найденных в гробнице сирийских жен Тутмоса III в Вади Куббанет эль-Кируд. Оригинал — 15 в. до н. э.Нью-Йорк, Музей Метрополитен. Автор фото неизвестен.
Еще один убор из этой же гробницы, 15 в. до н.э.Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Говоря о коронах египетских цариц, следует особо остановиться на так называемом «высоком синем головном уборе» Нефертити, который, со времени находки Людвигом Борхардтом в 1912 году уникального бюста царицы, широко известен, если не сказать знаменит. Справедливости ради следует отметить, что бюст из мастерской Тутмоса далеко не единственный памятник, изображающий царицу в ее парадном уборе.
Известно, что подобный убор украшался золотыми инкрустированными лентами, уреем, иногда перьями или символом Хатхор — коровьими рогами, между которыми восходит солнечный диск. На некоторых изображениях его поверхность покрыта стилизованными локонами, которые позволяют предположить, что это был парик синего цвета, цвета волос богов. Нефертити вовсе не была первой царицей, на чью голову одевался высокий синий убор. Корона подобной формы засвидетельствована на рельефных изображениях Тейе, супруги Аменхотепа III, представленной в виде сфинкса в храмовом комплексе в Седеинге (Нубия), где она была обожествлена и почиталась еще при жизни. Идентичность убора Тейе и убора Нефертити не вызывает сомнений. Кроме того, высокий головной убор носила еще одна царица — Мутноджемет, сестра Нефертити и супруга царя Хоремхеба.
Споры по поводу происхождения загадочного убора все еще не утихают. Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является гипотеза о его азиатском происхождении. Прежде всего, самые ранние точные аналогии изображениям Тейе и Мутноджемет в виде крылатых женских сфинксов в высоких головных уборах сохранились на пластинах из слоновой кости, обнаруженных при раскопках города Мегиддо в Сирии. Исходя из контекста подобных изображений египетских цариц, можно заключить, что таким образом они рассматривались в качестве воплощения грозной дочери Ра, его Ока, которая в гневе удалилась в чужеземные страны и, умиротворившись, вернулась в Египет. Отметим также, что высокий синий парик, название которго, увы, нам не известно, кроме того, был спутником обожествленных при жизни цариц, занимавших особое место рядом с супругом; цариц, которые почитались не только как «великие царские супруги», но и как воплощенные богини. Знаменательным представляется и тот факт, что высокий синий головной убор просуществовал в иконографии египетских цариц недолго. Только эпоха Амарны и предшествующие ей годы изменили символику взаимоотношений царя и царицы, которые традиционно были теологически связаны с культами Хора и Хатхор. Амарна же представила царственную пару в виде Шу и Тефнут, непосредственных детей солнечного божества. Вслед за внутренним содержанием изменились и внешние формы проявления царской идеологии в искусстве, в результате чего и появился знаменитый скульптурный портрет Нефертити в высоком синем головном уборе.
Сохранилось огромное количество изображений одеяний египетских цариц. Их основой всегда было узкое платье из белого льна, которое подвязывалось красным поясом, символизировавшим богиню Исиду. На это платье часто надевалась полупрозрачная туника из плиссированной ткани, либо особая сетка из бус, которая при ходьбе издавала мелодичный звон, а кроме того, сама по себе часто являлась защитным амулетом: бусины в сетке имели форму самых различных священных знаков, зачастую складывавшихся в систему имен супруга «госпожи Обеих земель». В согнутой руке царица часто держит особый скипетр — хетес, имеющий форму удлиненного цветка лотоса.
earth-chronicles.ru
Мода древнего Египта и мы
Уже в те далекие времена общий вид и каждая деталь египетской одежды продумывались подробнейшим образом. Эти качества с лихвой используются современными модельерами
Костюм строился на контрастах, что, однако, не снижало ни выразительности, ни целостного впечатления. Достаточно обратить внимание на фигуры людей, изображенных на египетских фресках, чтобы заметить, насколько точно геометрически они стилизованы. А вместе с ними всегда стилизована и их одежда.
После раскопок гробниц в 20-х годах прошлого века египетский стиль одежды получил второе рождение. Броские наряды с египетским принтом в виде иероглифов, пирамид и этнических узоров с каждым годом становились все популярнее.
Немолчное эхо в истории моды
В ХХI веке общая линия традиционной египетской моды неизменно привлекает как творцов салонной моды, так и «неформалов». Те и другие откровенно очарованы математически выверенным сочетанием тела и наряда, идеалом стройной длинноногой плоскогрудой женской фигуры, абрисом головы с геометрической прической, броским гримом лица, удачным подчеркиванием открытых участков.
Нынешние дизайнеры, такие, как, например, египтянка Диана Шабан, охотно импровизируют на тему старинных фэшн-пристрастий, создавая яркие коллекции для повседневной жизни. Простота, комфорт, чуткое отношение к особенностям типичной египетской грушевидной формы тела, которые тонко обыгрываются в ее моделях – все это, по сути, отголоски того, что было придумано века назад.
Мировые подиумы украшают коллекции в современном египетском стиле. Они представляют собой длинные туники с металлическими пластинами и нагрудниками, головные уборы фараонов, элементы одежды простого кроя, расшитые сложными вышивками. Самые роскошные образцы от известных европейских мастеров и Домов Моды декорируются золотом, яркими лазурными украшениями или кристаллами Swarowski.
Не отбивается от основного русла и традиционная одежда современных египтян. Она состоит из длинной рубашки простого покроя, которая дополняется широкими штанами и поясом-кушаком. Поверх рубашки надевается жилетка или кафтан, голову украшает платок, повязанный в виде чалмы. Египтянки любят платья-рубашки с кафтанами прямоугольного кроя и объемные платки.
Фото пользователя Facebook Deana Shaaban
Симметрия, каноны и дефиле
Задачи модельеров древнего Египта прежде всего состояли в стилизации. Может быть, даже в большей степени, чем это выглядело в действительности. Дело в том, что египетские художники и скульпторы обучались своему искусству в дворцовых школах и при храмах. Обретение мастерства сопровождалось усвоением определенных канонов, установленных традиций, точных норм, которые никогда не нарушались.
Ясность и точность изображения во всем распространялись и на формы одеяний. Вот почему на протяжении многих столетий они оставались почти неизменными: в четвертом тысячелетии такими же, как и во втором. В принципе, речь шла лишь о двух типах одежды: мужской и женской, а их отделка говорила о разнице между общественными классами.
Впрочем, и тут действовали четкие законы. Например, мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, а туловище было нагим. Именно из этой простейшей повязки, выполнявшей функции фартука, вышла одежда, которая полагалась для ношения сильными мира сего: фараонами, богами и их свитой. Только их набедренное прикрытие мягко собиралось в складки, украшалось цветными поясами, а его передняя часть расширялась книзу в форме треугольника, испещренного геометрическими узорами. Треугольник, круг, трапеция – самые популярные фигуры, воспринятые древней египетской модой.
Точно также гармонично контрастировали белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела в древнеегипетской живописи и скульптуре. Причем цвет кожи при изображении мужских фигур был установлен незыблемо! Женщины и рабы имели кожу другого канонического цвета - желтого.
Женское платье Древнего и Среднего царства тоже поначалу было функциональным, рабочим, и шилось по мерке из тонкого полотна. Оно выглядело, как своего рода облегающий тесный сарафан. Позднее такая одежда стала называться калазирис.
Калазирис разделялся на юбку и жилет. Юбка своей длиной до половины икр и высоким поясом снова-таки подчеркивала стилизованную женскую фигуру. Напомним, что в древнем Египте идеалом красоты служила высокая стройная плоскогрудая брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка, плотно облегавшая икры, не позволяла делать большие шаги, а это значит, что и походка была фактически предписана, как модели на подиуме! Жилет состоял из двух широких косоугольных бретелей, завязывавшихся, как правило, только на плечах, оставляя грудь частично обнаженной. Но эта натуралистическая подробность не выставлялась напоказ и в первый момент ускользала от внимания.
Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь - такое сочетание в истории моды встретится многократно и ненавязчиво перекочует в наше время.
Изыски Нового царства
Изящные моменты египетской моды делались все искуснее. Мужская и женская модели одежды строились на контрасте цвета и материала. На мягком гладком крое женского наряда или на обнаженном теле выделялись рельефные цветные сетки керамических бус, чаще всего синих и зеленых цветов, которые образовывали подобие ажурного воротничка, дополняя облачение. Иногда бусы довольно прихотливо драпировали. Чем дальше – тем сложнее.
Сохранившиеся фрески свидетельствуют: яркие украшения чаще всего соседствовали с белым цветом одежды, а неподвижные и ровные фигуры людей гармонировали с их густыми черными волосами либо париками, геометрически обрамлявшими лица.
Египтяне охотно гримировались – как женщины, так и мужчины. Кроме того, согласно установленной традиции, они подкрашивали глаза, брови и губы, делали маникюр и педикюр. Все это вернулось в наш мир в наиболее ярком своем проявлении только в XX веке.
В период Нового царства Древний Египет особенно бурно увлекается модернистской стилизацией одежды и еще большей роскошью и разнообразием красок. Отныне привлекательность и очарование становятся правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени специалисты говорят в первую очередь как о женском искусстве.
Фото пользователя Facebook Deana Shaaban
Калазирис, полагавшийся до тех пор только слабому полу, начинают носить и мужчины. Новой частью одежды стал служить своего рода плащ, наброшенный поверх, точнее, как бы шаль, мягко собранная в складки над жилеткой и перекрещенная на груди, образуя короткие рукава. В этом варианте снова наблюдается уже знакомый нам треугольник. Он же проступает в изображении юбки, имеющей в передней части вид колокола, и в форме рукавов. Правда, теперь речь идет о форме не чисто геометрической, а, скорее, о стилизованном лотосе.
Ну и, наконец, наряды дополняла бижутерия. Египтяне владели чеканкой и гравировкой, умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. В древнем Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней: перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. Множество их сохранилось и было обнаружено в ходе раскопок. Ювелирные изделия обычно представляли божества, в которых веровали люди. Самым распространенным изображением был, конечно, скарабей. Кольца, амулеты и прочее носили в определенный момент и на определенных частях тела.
По большому счету, египетское ювелирное искусство никто с тех пор не превзошел как в плане техники, так и с точки зрения художественной выразительности. Оно положило начало современному ювелирному мастерству, которое унаследовало изящную сторону, отбросив тайную, мистическую природу украшений. И сегодня какой-нибудь мастер в Европе или Америке создает дорогую безделушку «под Египет», не подозревая, какая изотерическая глубина таится в копируемых фигурах и символах…
www.km.ru
Реферат - История костюма и моды Древнего Египта
РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И
ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кафедра технологии швейного производства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«История костюма и моды Древнего Египта»
Введение
Говорят: «Мода была всегда». Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
Древний Египет — один из древнейших очагов цивилизации. Его историю принято делить на периоды Древнего (конец IV — III тысячелетия до н.э.), Среднего (до XVI века до н.э.), Нового (до конца XI века до н.э.) царств, поздний и персидский (XI — IV века до н.э., в составе государства Птолемеев). Расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI — XV века до н.э.
На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте.
Основная, если не сказать единственная, одежда египтян в ту эпоху — «схенти», передник. Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом.
Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью —рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и
его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).
Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
1 Костюм Древнего Египта
Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.). Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).
Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью— рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос— символ плодородия и бессмертия, змей— символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.
2 Костюм Древнего царства
Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего Царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.
2.1 Мужской костюм
Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.
Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.
2.2 Женский костюм
Женская одежда гораздо больше закрывала тело.
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазарис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.
Были также и закрытые калазарисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими. Фараоны Древнего царства часто носили только схенти, парик и сандалии из тростника. Могли надевать вторые передники из плиссированной ткани сверх обычной набедренной повязки. Знаками отличия фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3200 г. до н. э. появилась сдвоенная бело-красная корона. Также головным убором фараона был платок клафт-ушебти, состоявший из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем (змеей).
2.3 Обувь
Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками.
Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.
3 Костюм Среднего Царства
Разумеется, одежда, этот индикатор умонастроений общества, тоже претерпевает некоторые изменения. Возможно, традиции и культура тех народов, с которыми торгуют и воюют египтяне, оказали на эти изменения свое влияние. В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем. Во главе угла – по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, – находится форма пирамиды. Чтобы придать такую форму женскому платью, юбку плиссируют.
В моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины. Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят бусы – преимущественно синего или зеленого цвета – и браслеты на руках и ногах.
3.1 Мужской костюм
В мужском костюме появляется деталь, прикрывающая верхнюю часть тела, нечто среднее между жилетом и драпированной одеждой, идущей от пояса к груди. В период Древнего и Среднего Царств набедренные повязки фараонов и военачальников повязывают так, что спереди складки образуют форму все той же пирамиды. Как мужчины, так и женщины в Древнем Египте носят широкий, закрывающий плечи и часть груди воротник-ожерелье – ускх.
У государственных служащих ускх разделен на полосы разного цвета, в зависимости от занимаемой должности и рода занятий. Полосы на ускхе придворных желтые, у военных они красные, у служителей храма – синие. Иногда египтяне – и женщины, и мужчины – носят на голове платок – клафт – для защиты от солнца. Клафт делается из пестрой полосатой материи, спереди, у висков, к нему прикреплены завязки, спускающиеся на плечи. Клафты желтого и синего цвета могли носить только члены семьи фараона.
Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах». Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах – шкуру леопарда. Младшие вместо схенти – набедренной повязки – носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.
Для жрецов в Древнем Египте были определены очень строгие гигиенические правила. Жрец должен был мыться несколько раз в день и сбривать все волосы на голове и на теле, поскольку считалось, что они даны человеку силами зла. Он мог надевать лишь свежевыстиранную одежду и не имел права носить вещи из шерсти или кожи – они считались нечистыми, кроме той накидки из шкуры леопарда, которую он повязывал на плечи.
3.2 Женский костюм
В это время знатные египтянки поверх плиссированного калазириса носят накидку, драпирующуюся сложным образом. Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо. Конец проходит наискосок через спину под правую подмышку и связывается с верхним концом левой части накидки. Свободная часть накидки на левом плече укладывалась по усмотрению хозяйки, таким образом, похожие накидки драпировали самыми разными способами.
--PAGE_BREAK--
4 Костюм Нового Царства
В это время происходит расцвет египетской культуры, искусства и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.
Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.
4.1 Мужской костюм
Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.
Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.
4.2 Женский костюм
К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны.
Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.
Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.
Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.
И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху. Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.
Одежду теперь принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры. Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.
5 Одеяния рабов
Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.
5.1 Текстиль
Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.
Виссон — название весьма любимой в древности материи, которая была предметом роскоши, составною частью царского и жреческого костюмов, принадлежностью религиозных обрядов и т. д. По мнению одних — это было тончайшее полотно, по мнению других — особая хлопчатобумажная материя; оба мнения находят подтверждение у древних писателей. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий в Египте, говорит, что тело «с головы до ног закутывалось повязками из виссона». Микроскопическое исследование показало, что материя, употреблявшаяся для одевания мумий, была именно полотном, производством которого славился Египет. Сам Геродот, однако, в других местах разумеет под виссоном хлопчатобумажную материю, называя его «древесною шерстью», что даже подало повод к предположению, что это был шелк (так переведено слово виссон у Лютера). Разногласие примиряется, быть может, тем, что древние писатели не делали точного различия между полотном и хлопчатобумажной материей и виссоном называли всякую материю, доведенную в обработке до высшего совершенства. Виссон часто упоминается в Библии. Из него сделаны были разные матерчатые принадлежности скинии, а также одежды первосвященника и священников. Иногда В. представлял собою совершенно прозрачную материю. В период упадка религиозного характера иудейского первосвященства священные одежды первосвященников делались из такой именно материи. Во времена упадка нравственности в Римской империи подобный виссон (byssus) был любимой материей римских дам, и из него делались самые модные, так называемые коанские, платья (соа vestis). Отсюда становится понятно свидетельство Плиния Старшего, что виссон был особенным источником удовольствия для женщин (mulierum maxime deliciis) и продавался на вес золота.
5.2 Орнамент
Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
6 Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме
Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.
Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск. В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником).
Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.
И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.
На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.
www.ronl.ru
История моды. Древний Египет | MuseLab
История египетской моды тесно связана с религией и культурными ценностями одной из древнейших цивилизаций мира — Древнего Египта!
Современные критики поражаются простоте линий в одеждах древних египтян. Все вещи были представлены в трех вариантах кроя: треугольные линии, трапеция и прямоугольный покрой. Большое предпочтение отдавалось декоративной отделке. Одежда древних египтян продумана до мелочей — в ней отсутствуют лишние детали, а наряды поражают своей красотой и практичностью!
Лен — основной материал, который использовался для изготовления одежды.
Хорошие климатические условия позволяли выращивать лен в течение всего года. Мастерство ткачей достигло абсолютного совершенства: роскошные полотна Древнего Египта стали известны во всем мире.
В Древнем Египте статус человека определялся по одежде. Мужское население страны фараонов предпочитало носить треугольные набедренные повязки «схенти» со складками и цветные пояса. Белоснежные схенти, украшенные различными этническими узорами, мужчины оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Женщины из низших и средних сословий полностью прикрывали тканью верхнюю и нижнюю часть тела.
В египетском обществе существовало «неписаное правило»: только аристократы носили обувь, головные уборы и одежду голубого, желтого и коричневого цвета.
Египтянки из высшего класса носили наряд «калазирис» – сарафан, плотно облегающий тело. Он зрительно вытягивали фигуру женщины, был невероятно узким, так что шагать и дышать было невероятно трудно. На протяжении тысячелетий египетские женщины передвигались семимильными шагами – красота требовала жертв.
Калазирис облегал женское тело и стройнил фигуру. На этом необычном сарафане обязательно должна была присутствовать вышивка ручной работы, чтобы хозяйка могла вновь подчеркнуть свой статус. Позднее калазирис начинают носить и мужчины, которые добавляют к этому женскому костюму-футляру легкий плащ, завязывающийся на груди. Со временем древнеегипетские умельцы начали изготавливать каласирисы из тонкой овечьей шерсти.
Египтяне стали основоположниками стиля унисекс. Только у них это называлось «сусх» - одежда без разделения на мужскую и женскую. Сусх представляет собой комбинацию из укороченного калазириса и схенти, который стали обертывать поверх верхней одежды.
Этот стиль одежды Древнего Египта по душе многим современным дизайнерам. Это — яркость тканей, украшения из камней, вышивка золотой нитью, а после ткань с эффектом рептилий или чешуи рыб. Многие использовали эти материалы и аксессуары в своих коллекциях.
Спустя тысячелетия, после раскопок гробниц и пирамид, египетский стиль одежды вновь популярен. Популярен также как популярно все золотое и блестящее. Наряды с египетским принтом в виде замысловатых узоров, изображения богов и пирамид достаточно популярны всегда. Дизайнеры не боятся вычурности и пафоса, они не хотят быть скучными и мрачными.
Во всех древних культурах основным принципом одежды были однообразие, постоянство и неизменность. Но даже в те времена было уже и техническое совершенство одежды, прекрасные ткани, большое изящество при обработке и точно рассчитанные выкройки. ТО же самое можно сказать и про одежду древнего Египта. В ней нет места случайностям, все продумано до мелочей.
Одежда египтян оставалась неизменной в течение многих столетий. Она была практически одинакова как в четвертом тысячелетии, так и во втором. Можно говорить только о мужском и женском типах одежды. Разница между общественными классами имеется только в отделке. Но она подчиняется достаточно жестким законам.
Во времена Древнего и Среднего царства мужчины надевали самую простую набедренную повязку. На теле одежды не было. И как для богов, королей, так и для их свиты одежда образовалась именно из этой примитивной повязки. На бедрах повязка у них собиралась в мягкие складки, которые украшались цветными поясами. Передняя часть повязки расширялась книзу и украшалась геометрическими фигурами.
Почти то же самое можно сказать об одежде женщин. Она очень функциональна. Эти наряды изготовлялись «по мерке» из очень тонкого полотна. Позже такие платья стали называть «каласирис». Его можно представить как футляр, который плотно прилегает к фигуре и точно обрисовывает ее. В одежде имелись юбка и жилет.
Юбка была длиной до середины колена. Высокий пояс прекрасно подчеркивал стилизованную женскую фигуру. В те времена идеалом считалась стройная брюнетка с широкими плечами, тонкой талией и небольшой грудью. Юбка очень плотно облегала икры. Походка была точно определена и строго предписана. Жилет состоял из двух очень широких бретелей. Завязывали их только на плечах. Грудь оставалась обнаженной.
И мужская и женская одежда основывалась как на контрасте материалов, так и на и контрасте цветов. Очень активно использовались всевозможные украшения, чаще всего бусы. Они прекрасно выглядели как на обнаженном теле, так и на гладкой ткани одежды, образуя собой подобие воротника и дополняя женскую и мужскую одежду.
Как мужчины, так и женщины в древнем Египте постоянно использовали грим. По традиции подкрашивались губы, глаза и брови.
Во времена Нового царства одежда становится значительно более стилизованной. Краски становятся все роскошнее и разнообразнее. Главным правилом и обязанностью становятся очарование и привлекательность. До этих пор каларсис носили только женщины. Потом его стали надевать и мужчины. Появился верхний плащ. Изящная одежда дополнялась драгоценностями. В Египте были известны гравировка и чеканка, египтяне прекрасно умели обрабатывать драгоценные камни и их заменители. Почти все виды украшений из драгоценного камня, такие, как диадемы, браслеты, серьги, броши, персти появились именно в Египте. Д сих пор считается, что ювелирное искусство Египта никто так и не смог превзойти, как с точки зрения художественной выразительности, так и с технической стороны. Нынешнее ювелирное искусство берет свое начало именно оттуда.
Мода Египта, драгоценности, да и в целом все искусство всегда привлекали своей стариной и таинственностью. В наши дни они переживают в полном смысле слова второе возрождение. Линия египетской моды стала привлекательной и для творцов салонной моды, и для хиппи. Ведь в этой линии очень ярко выражено единство одежды и тела, очень изящно подчеркиваются некоторые открытые части тела, голова и прическа хорошо стилизованы. Кроме того, плоская стройная фигура с длинными ногами остается привлекательной и сейчас.