Древние русы происхождение. Древние Русы разрушили Римскую империю.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Венеды, славяне, русы: предковая история. Древние русы происхождение


Тайна рождение Руси - Геннадий Климов

Первое упоминание РусиСреди работ византийского православного патриарха Фотия сохранились три сочинения, являющиеся первыми достоверно датируемыми текстами, упоминающими о Руси. Это две проповеди, произнесенные Фотием с кафедры собора Святой Софии в Константинополе.

В «Окружном послании» посвященному Собору в Константинополе 867 года Патриарх Фотий упоминает о добровольном крещении воинственной Руси. Фотий говорит, что Русь добровольно крестилась около 867 года. А русские летописи об этом почему-то нигде не упоминают. Это заставляет задуматься о смысле того, что хотели нам сообщить летописцы в сюжете о приходе на Русь Рюрика. Правильно ли мы их до сих пор читали?

Приход РурикаВ летописях говорится о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны Рюриком. . Событие отнесено к 864 году, то есть году, когда Рюрик основал Новгород.Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго и многих его советников. Кто такой Вадим Храбрый?

Для специалистов по древним дохристианским культам совершенно понять, что Вадим – это Один, ведический культ Единобожия, который был распространен в Прибалтике до прихода христианства,.Русь крестилась в 867 году? Историк должен уметь погружаться в то время, которое он изучает, понимать тайный смысл летописей. Иначе это профанация.Климов-Княжий камень 4Рюрик пришел с двумя братьями. Синеусом и Трувором. Те историки, кто погружался в самую древность, знают, что в летописях никогда не бывает случайных персонажей. Их имена , обстоятельства их появления и смерти для знатоков древних религий говорят о многом. Зачастую в двух строчках летописцы присылают нам кодированное сообщение об огромных общественных трансформациях . Только немногие современники могут расшифровать эти коды. Но эти коды всегда есть в тестах прошлого.Братья Синеус и Трувор символизируют два направления религиозных взглядов ведической культуры, которая предшествовала христианству. Синеус – это арийские религии, происходящие из древнего жреческого центра Сид. От него происходит лунная династия, и женские культы Мары. Из него выходят семитские и близкие к ним народы. Синеус отправляется в Белозерье.А Трувор – отправляется на Валдай в земли древних готов, где был первобытный жреческий центр солнечны культов Умфал. Древние русы выходцы именно из этого центра.

Когда Синеус и Трувор умерли, осталась одна религия Рурика, предтеча современного православного христианства. Так родились соколоты – христианские иноки. Это и был 867 год первого крещения Руси. И становится понятным, о чем говорил патриарх Византии.

Но в 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника Олега. Как эту фразу можно трактовать? Через 12 лет Новгородцы отказываются от новой религии, и Олег с младенцем Игорем отправляется на Днепр с христианской миссией? Скорее всего, это так и было.

Значение именЗначение русских имен наши современники забыли. А в дохристианские времена они имели огромную смысловую нагрузку. Олег (или Нельг) означает варяг, командир ладьи (в те времена русы воевали только на ладьях и почти не пользовались лошадьми). Это связано с тем, что в северных лесах можно было передвигаться только по рекам.Имя же Игорь имеет еще большую смысловую нагрузку. Оно обозначает Гор, пророк, аватара (проявление) Бога, через которого Всевышний передает послания людям. Помните славянского Святогора? Или египетского Гора - в мифологии божество, воплощённое в соколе? Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Знак пикирующего сокола – это родовой герб Рюриковичей. Он же сегодня в гербе Украины стилизован под трезубец.Много бумаги изведено и поломано перьев в споре о том, какого роду племени Рюрик. Был ли он датским викингом или славянским князем. Спор это во многом без смысла/ Само имя Рюрик – это, скорее всего, родовое прозвище, а не собственное имя. Прозвище Ререк носили все представители правящей славянской династии ободритов, обозначающее принадлежность к криви – древним жрецам. Означает оно: сокол, то есть Гор («священник») понятие из культов прошлого индоевропейцев.

Большая политикаТак, что же произошло на северо-западе современной России примерно 1200 лет назад? В мире нарастала напряженность между тремя мировыми религиозными центрами: иудейской Хазарией, христианской Европой и исламским Востоком. При этом христианский мир стал разделяться на западную и восточную Европу, в связи с нарастанием соперничества между Византией и Римом. Ведическая культура варварских народов севера все больше подвергается давлению христианства.При этом славяне разделились на множество народов. Хотя не прекращаются попытки славянского объединения. На территории современной Германии, в те времена заселенной славянами-венетами, возникает Союз, который объединяет бодричей, вагров, полабов, глинян, смолян, варнов, древан. Крупнейший их город - Рерик ( Сокол) на побережье Балтийского моря.В 810 году датчане дважды нанесли поражение этому славянскому союзу. Однако при князе Славомире славяне отбились от датчан и вступили в союз с Каролингами.Первым принял христианство славянский князь Славомир в 821 году. Вскоре финские племена с Валдая приглашают Рюрика, который был, наиболее вероятно, из славянского племени бодричей.

Рюрик был сыном варяжского князя от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Гостомысл, это тоже не имя, а должность. Типа, председатель парламента, майдана, вече. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов. Так Рюрик по правилу наследования по материнской линии!!! появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде». Что это за город? Некоторые считают, что это Старая Ладога. С этого момента ведется отчет истории России, Украины и Белоруссии.

Что такое Русь?Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» князя из Прибалтики, которая родила семидесятилетнему князю сына Игоря Рюриковича. Этот князь и стал первым русским царем. При этом у него очень сложная и противоречивая судьба, которую летописцы не раз переписывали в угоду политической ситуации.

Русь - славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Шведы в те времена именовались на Руси – свевами. Свевами именовались и все народы, проживающие в Восточной Европы севернее Черного моря под созвездиями Большой и Малой Медведицы. «Великая Швеция – Большой Свидьод» - это название территории к северу от Черного моря. А на самом севере Восточной Европы места обитания людей также назывались Швецией – Малый Свидьод. Над этими землями в зените два самых заметных в Северном полушарии созвездия.

Вот что писал летописец Страбон: «У них есть царь и совет из 300 человек, как говорят, они могут выставить войско до 250 тыс. человек». Совет из 300 представителей вядших родов – это и есть Гостомысл.

В латинском языке RUS означает «деревня», «пашня», «поле». Вероятно, так можно назвать всех варваров, жителей живущих в природе, в селах, - как антагонистическое понятие гражданину Рима, горожанину. В немецких книгах до конца XIX века для обозначения России использовалось название Reußen. На территории Германии после Первой мировой войны еще существовали территории княжеств Reuß. . Впоследствии они были включена в состав государства Тюрингия.

Все упоминания о россах у византийцев и арабов вплоть до X века имеют в виду росов-дромитов – варягов, морскую ветвь готов, обитавших на северо-восточных берегах Черного и Азовского морей и Крыму. Они были остатками населения древнего Боспорского царства. Именно их морская активность за много лет до этого родила Древний Египет. Карфаген, Афины и Рим. После деградации античного мира варяжские базы пиратов (людей моря) базируются только в дельте реки Дон. Варяги легко достигают по рекам и волокам и Балтийского моря. Там на острове Буян (сейчас остров Рюген в Германии) возникает важное для варягов святилище Святовида, древних ведических культов. Морские вольницы на юге в Азовском Море и Балтийском море притягиваю к себе авантюристов со всей Восточной Европы.

Игорь-Олег РюриковичДальнейшая история очень запутанная и нашим современникам непонятна. Тысячи диссертаций написаны на тему, кто и откуда были первые русские князья Вещий Олег и князь Игорь и княгиня Ольга. Не буду утомлять читателя их пересказами.

Русь возникла в результате взаимопроникновения двух протоков миграций: с севера на юг и с юга на север. Такое взаимопроникновение очень заметно в былинном образе Вещего Олега.Летописцы Вещему Олегу придумали биографию, за каждым отдельным эпизодом которой действительно стоит историческое событие либо предание. Он как бы объединяет в «Повести временных лет» черты героев севера и юга. Вокруг «объединителя земли Русской» и «мстителя неразумным хазарам» много тайн.Вещий Олег стал княжить 879 году. Новгородом, на правах учителя младенца Игоря, сына Рюрика. В 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь и кривичей, завоевал город Смоленск и Любеч. Далее по реке Днепр его дружина спустилась к Киеву, где княжили варяги Аскольд и Дир. Это был небольшой таможенный пункт на границы степи и леса.

Олег высадил часть своей дружины на берег. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру гонца с сообщением, что везёт много бисера и украшений. Надо сказать, что в верховьях Днепра на Валдае в те времена были большие промыслы по добыче речного жемчуга. Его добывали из ракушек в чистых валдайских реках и торговали им по всей Византии. Когда Аскольд и Дир взошли на ладью, Олег их убил.

Игорь был сыном Рюрика, он родился в 878 году. После его рождения практически сразу Рюрик умирает. Сокол Рюрик, приносит на Русь Христианство, как аватара, в образе Игоря (Гора). Это и есть неразгаданная тайна Руси.

В Евразии была достаточно распространена практика, когда реальной властью обладал воевода, опираясь на титул малолетнего царя. Мы помним, что хан Мамай, тоже родившийся в Киеве, руководил Золотой ордой и был главным действующим лицом в Куликовском сражении, которое воспринимается русскими, как важная часть национальной истории.Ордынский хан Мамай был при малолетнем хане Мухаммеде беклярбеком. Но, похоже, что в случае с Вещим Олегом и Игорем все намного сложнее.

Зачем русам понадобился Киев?Незадолго до этого, - около 834 года, - хазарские иудеи обратились к императору Византии Феофилу с просьбой помочь в строительстве крепости Саркел на берегу Дона. Она стала главным оплотом хазар на юге Руси. Кроме Саркела была создана целая сеть крепостей вдоль Дона и его притоков. Русские князья вынуждены были искать другие водные пути.Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным. Это граница степи и лесостепи вполне могла заместить утерянные варяжской базы на реке Дон. Новые судоверфи предстояло теперь построить на Днепре.Вещий Олег заявил: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры росов – варяжских вольниц. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.Следующие 25 лет Олег был занят расширением новой державы. Он подчинил Киеву древлян (883 год ), северян (884 год), радимичей (885 год). При этом некоторые из них до этого были данниками евреев Хазарии.

Любовь и бедностьВ 903 году князю Игорю воевода Олег привёл жену из Изборска, из рода Гостомысла. В некоторых источниках говорится, что она была простолюдинка, работала перевозчиком на реке. Девушку звали Прекраса, но Олег переименовал её в Ольгу.Для историков, которые умеют погружаться в изучаемые эпохи, переименование людей является ключом к тайне. Это тайные знаки, которые нам оставили древние летописцы. Олег и Ольга – это симметричные имена… Означающие в дохристианское время принадлежность к особой древней касте воинов (Нельг). Это означает, что летописец говорит нам, что Ольга в этот момент была фактически женой не Игоря, а Олега. Считается, что Ольга родилась около 890 года. То есть она была выдана замуж в 13 лет.

В это время Игорю было 25 лет. Однако сын князя Святослав, - сын Игоря и Ольги - родился только в 942 году. В это время Игорю должно уже быть 64 года. А сама княгиня Ольга уже 39 лет была замужем за Игорем? И родила сына Святослава в 52 года? Возможно, это так и было. Это напоминает библейский сюжет о Саре и Аврааме и их сыне Исааке, который родился, когда уже все отчаялись. И все же, что-то мы не понимаем?

Если верить летописи, то после смерти Вещего Олега в 912 году, князь Игорь стал полноправным русским царем. Было ему 33 года…. При этом сам Вещий Олег находился у власти тоже 33 года.

Какие-то загадки! За год до своей «смерти» Вещий Олек заключает договор с Византией. Это договор, был реальностью, так как он сохранился и в анналах Византии. В следующий год в Византии произошла смена императора. К власти приходит Александр, который отказывается платить дань булгарам, возможно в это время происходит пересмотр и отношений с Русью.

Подозрительный фрагмент летописиЛетопись сообщает, что в 907 году, снарядив 2000 ладей, Олег выступил в поход на Царьград. Император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу»Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Результатом похода стал, якобы, договор Руси и Византии. Большинство историков считают этот поход легендой, фальсификацией. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов. Более того сейчас, у меня появились доказательства, которые предоставил академик Владимир Александрович Димов, что этот фрагмент летописи был сфальсифицирован придворным московским историком Карамзиным, чтобы скрыть правду о войне славян с евреями. Достаточно глупая попытка, но она привела к тому, что русская история много веков опирается на подложные документы.

Хазарский вопросК началу X века Южный Прикаспий стал государством Саманидов. Новая держава стала активным проводником ислама. Их взоры обратились к иудейской Хазарии. Иудейская Хазария оказалась практически в исламском окружении.

Продолжение летописиВ 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. В подлинности соглашения 911 года сомнений нет - оно упоминается в византийских источниках.Но уже 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи. Это говорит о том, если убрать из ПВЛ сомнительный фрагмент, то Вещий Олег вообще никогда не воевал с христианской Византией. В это не сложно поверить, потому, что он, скорее всего, был сам христианином.Здесь опять какая-то новая тайна. Дело в том, что согласно еврейским источникам еще в 930 году на юге Руси действует князь Олег, который действительно атакует Константинополь. А это через 18 лет после его якобы смерти?Неизбежность войныВсе войны возникают там, где происходит сжатие ментальных платформ, обусловленных религиями. В Х веке Византия была православной страной. Ее жители воспитывались на Библии, которая, как известно, состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета. В Византии, - с ее вечными дворцовыми переворотами, - царями становились люди разных сословий и разных наций. Часто царями были армяне, которые составляли значительный процент жителей империи. А Хазария была под властью евреев, которые исповедовали иудаизм. Их книгой была Тора – это Ветхий Завет, только первая часть Библии. Это и было причиной конфликта Византией и Хазарией, который вылился в армяно-еврейское соперничество. Киев был вынужден выбирать между Хазарией и Византией, между евреями и армянами.

Геноцид христиан в КрымуВероятно, эмиссары Византии смогли убедить князя Олега участвовать в войне Византии против Хазарии, начавшейся в 939 году. Но в это время, еще раз обращу внимание, Вещий Олег, согласно летописи, уже умер. И тем не менее.

Причиной войны Византии против Хазарии был геноцид христиан хазарского царя Иосифа, который, как пишут еврейские летописи, «низверг множество необрезанных», т. е. убил много христиан.В эту войну вмешались русы. Вождь их в источнике назван Х-л-гу (Хельгу, т. е. Олег). Согласно «Повести временных лет» в это время уже правил князь Игорь, сын Рюрика. Однако в летописях Олег наделяется титулом «царем Росов». Так, кто воевал на юге Руси Олег или Игорь? Похоже, эти два человека слились в истории, и различить их совершенно невозможно.

Голограмма прошлогоС одной стороны Хельг (Олег) – это вовсе не имя, а профессия, социальная варна. Это командир дружины . Поэтому Олегом летописи могли называть и самого Олега и Игоря. А возможно и еще более простое объяснение.Дело в том, что древнерусское общество еще жило по древним законам варнашрама-дхарма. Веды говорят о четырех ашрамах, стадиях жизни человека. Каждая личность могла совершенствовать свой дух и тело, поднимаясь в социальном статусе. Каждый мог стать воином и даже жрецом. Возможно, что Олег, постарев, передал власть Игорю и ушел на север. Но в этой истории, на мой взгляд, все сложнее.Я изучаю историю с самых первобытных времен. Таинственность обстоятельств связанных с Рюриком, Олегом, Игорем и княгиней Ольгой напоминает мне события 1365 год до н.э. Фараон Аменхотеп нарушает традицию отречения от власти в назначенный год. Он объявил, что переродился сам в себя, как в собственного сына. Такая вот эквилибристика! Во многом виной здесь была любовь к женщине из простолюдинов Тии.

Начало христианской Руси, связанное с приходом Рюрика, деятельностью Олега и Игоря, княгини Ольги, в точности повторяет события, только происходившие 2200 лет до этого.

Образ княгини Ольги как бы списан с образа египетской царицы Тии. Но тогда можно предположить по аналогии с египетской историей, которую мы уже расследовали, что русский князь Вещий Олег и русский князь Игорь, муж Ольги – это одно лицо. Просто он после 33 трех лет правления принял новое имя Игорь, что означает Гор - титул фараонов.Когда Гор, согласно египетским представлениям, стал взрослым, он захотел заставить Сета признать себя единственным наследником Осириса. В битве Гор потерял глаз, но и сам лишил Сета мужского начала. Вырванный Сетом свой глаз Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. У разных народов имени Гор соответствуют имена: Gor→Igor

Жизнь после смертиПоменяв имя Олега на Игоря, что соответствовало переходу из варны воинов в варну жрецов, русский князь тем, не менее, продолжил военные походы. В 939 году в результате внезапного ночного штурма он захватил иудейский город С-м-к-рай (Самкерц) на берегу Керченского пролива.В то же время другая русская рать воеводы Свенельда покорила союзников хазар славянское племя уличей, жившее в низовьях Днестра и Буга. Война велась на обширной территории и не выглядела случайным конфликтом.Еврейский полководец Песах вскоре освободил Самкерц, отбросил русов от берегов Азовского моря, вторгся в Крым, взял там три греческих города.В Крыму хазары устроили новую резню христиан. Их натиск был остановлен только у стен Херсонеса, куда спаслось уцелевшее христианское население Крыма.Затем Песах подступил к Киеву. Киевскому князю ничего не оставалось, как сдаться на милость евреям и воевать с бывшими союзниками - византийцами за интересы купеческой иудейской общины Итиля.Все эти события в русской летописи опущены, за исключением последовавшего за ними похода на Византию. Не исключено, что этот фрагмент исчез из летописи уже в более поздние времена. Академик Владимир Димов недавно передал мне рукопись, в которой убедительно доказывает, что история о Вещем Олеге была переписана историком Карамзиным в царствование императрицы Екатерины II.Императрица активно осваивала Крым и Малороссию, и ей была нужна более «героическая история» Киева.

Гибель первого русского князяПосле войны Киева с хазарами, около 940 года, от русского княжества отпало днепровское Левобережье - северян и радимичей впоследствии пришлось покорять заново. Северные Кривичи создали независимое Полоцкое княжество. Все это говорит о том, что последствия разгрома Киева евреями были более чем серьезными.

Киевлянам абсолютно не из-за чего было воевать с православными византийцами. Большинство из правящей верхушки Киевской Руси того времени уже были христианами.Летописец Нестор не мог придумать мотив для похода русов и ограничился голой констатацией фактов. Зато еврейский анонимный автор не без гордости приписал это давлению полководца Песаха . После 4-х месяцев осады Константинополя православные защитники города применили «греческий огонь», которым подожгли корабли русов. Олег-Игорь отступил.

В 943–944 годах уцелевших русских воинов хазарские иудеи бросили в Арран (Азербайджан), где засели шииты. Однако вскоре эпидемия дизентерии вспыхнула в русском войске. В результате они пробились к берегу и уплыли обратно в Хазарию.Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.Эта война, вероятно, протекала в 941 - 944 годах

В Новгородской летописи об Олеге смутно намекается «другии сказывают, будто ушёл он за море…». Возможно это и есть подтверждение, что он погиб в дельте Волги в битве с хазарским войском. Хотя, не исключено у него была и третья жизнь. Но про эту мою догадку говорить пока рано.

В многих вариантах летописей присутствует легенда о смерти Вещего Олега от змеиного укуса. Волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя. Это возможно иносказание, в котором летописцы предупреждают посвященных в тайну, что к Богу надо относиться серьезно.912 год выбран летописцами датой смерти Вещего Олега не случайно, в этом скрыта еще большая тайна древности. Но я расскажу о ней как-нибудь в другой раз.

Геннадий Климов

Заказать по почте мои книги можно здесь -   http://www.karavan.tver.ru/books/Скачать мои книги можно здесь -      http://www.karavan.tver.ru/el-books/Друзья, это черновик будущей главы книги. Кто сможет внести дополнения и исправления, буду благодарен. 

gklimov.livejournal.com

Русы — Циклопедия

Русы (русь, росы, в единственном числе — «русин») — средневековый народ, создавший собственное государство Киевскую Русь (составивший его правящую верхушку[1]). От этнонима «русь» произошло название русского народа — русские (изначально — «русские люди»).

[править] Общие сведения

Происхождение народа русов связано с Скандинавией и норманнами, как утверждает «Повести временных лет»:

И сказали себе [чудь, словене и кривичи]: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти[2].

То есть, русы (варяги) жили где-то за морем, рядом с норманнами и шведами.

Название «русь» изначально обозначало скандинавских дружин «гребцов» (*rops), участников походов на гребных судах, проникавшие в Восточную Европу, и получившие в славянской среде название русь.

Этимология этнонима не поддаётся точному раскрытию. Вероятно, слово «русь» возводится к древнеисландскому слову Róþsmenn или Róþskarlar — «гребцы, мореходы» и к слову «руотси/роотси» у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию.

Впервые термин Рос (вероятно, вариант Рус, Русь) встречается в 839 году, когда послы некоего Кагана прибыли ко двору французского императора.

Имена русов (Рюрик, Хельгу, Ингер, Свенельд) имеют скандинавское происхождение.

Вышеизложенная теория является преобладающей в современной науке и называется норманской.

Существуют и альтернативные теории:

  • славянская теория или «антинорманизм», что русы — это славяне (восходящая к М. В. Ломоносову и В. Н. Татищеву). Основывается на фрагменте из Повести временных лет («славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.»), сообщении арабского географа Ибн Хордадбеха, который писал, что русы это славянский народ. Есть и другая аргументация (см., например, Карельская Русь).
  • иранская теория, возводящая русов к ираноязычным роксоланам, основывающася на том, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором. Гипотеза о связи русов с салтово-маяцкой культурой развивалась Е. С. Галкиной, которая предположила, что имя Русь от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) донского варианта салтово-маяцкой культуры перешло из Русского каганата к славянскому населению не входившего в состав Русского каганата Среднего Поднепровья после разгрома Русского каганата венграми.[3]

В 9 веке русы активно нанимаются в хазарскую армию и одновременно начинают утверждаться в славянских землях, которые находились в подданстве Хазарского каганата. По данным Масуди, русы жили и в Итиле.

С 914 года отношения русов с хазарами стали резко враждебными и между ними началась затяжная война, закончившаяся разгромом Хазарии.

С середины 10 века происходит ассимиляция русов среди славянских племён. Русь становится славянским народом — русскими.

[править] Русы и Хазария

У Ибн Фадлана, Масуди, в «Повести Временных лет» и в других источниках русы упоминаются рядом с хазарами. Возможно термин появился в Хазарии, где нанимали шведов во флот. Недаром, южное побережье Швеции называется Руслаген[4].

Таким образом, русы изначально представляли собой скандинавских моряков.

Слово Ар-Разанийа (название рахданитов) возможно надо понимать как искажение от слова «ал-Урдмана», то есть норманны — то есть те же самые русы, которые по-видимому участвовали в торговле вместе с евреями, и вполне вероятно, что еврейские купцы нанимали норманнские корабли и норманнов в качестве моряков.

Известно, что жители Нарбонны спутали норманнские корабли с еврейскими[5]. Возможно, это доказывает, что средневековые еврейские купцы нанимали корабли норманнов-русов для торговых предприятий.

Возможно, что евреи и хазары называли эти корабли и моряков «Рус» (искажение от шведского «Rops»?), и именно от этого термина происходят слова «Русь».

cyclowiki.org

Русы

Русы

Русские   РУСЫ — в источниках VIII-X вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.

  В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в IX-X вв. и византийского императора Константина Багрянородного (X в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.

  Немецкий историк Г.З. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги — это одно норманнское (т.е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в XVIII в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.

  Опираясь на данные "Повести временных лет", одни историки полагают, что летописец отождествлял "русов" с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы — это варяжское племя, "призванное" на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя "Русь" Киевской земле. Третьи доказывают, что автор "Слова о полку Игореве" связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.

  Ученые отмечают, что в древних документах название народа "русь" было различно — руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как "красный", "рыжий" (из кельтских языков), "светлый" (из иранских языков), "роте" (от шведского — "гребцы на весельных ладьях").

  Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово "русь" близко к названиям "Рюген", "руяне", "руги". Ученые, считающие русов жителями Среднего Подиепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово "рось" (р. Рось), а название "Русская земля" в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).

  Существует точка зрения, согласно которой русы — это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово "рус" ("рухс") в иранских языках обозначает "светлый", "белый", "царственный".

  Еще одна группа историков предполагает, что русы — это руги, жившие в III-V вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. VII в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа "рус" не решена до сих пор.

        

www.othist.ru

Венеды, славяне, русы: предковая история

При обсуждении моего недавнего поста о начале Руси один читатель задал несколько типичных вопросов. Кто такие венеды? И кто такие славяне? От кого они происходят?.. Русский язык — это язык русов или язык славян? Или, может быть, это язык венетов?.. Русские, украинцы, белорусы — это кто? Славяне или русы? Наверняка, такие вопросы ещё будут поступать. Поэтому я решила сразу на них ответить…  Начнём с того, что об «ославянивании» венедов пишет индоевропеист Ю. Покорный (я всего лишь на него ссылаюсь). Это учёный с мировым авторитетом, что придаёт его формулировкам высокий научный уровень. И понятие «ославянились» в данном случае означает именно то, что предположил мой читатель: иллирийские венеды стали говорить на языке, принадлежащем славянской группе языков. Разъясню немного мою позицию. Если венеты/венеды локализуются на Адриатике в XII веке до н.э., то они никак не могут быть славянами, появление которых фиксируется в определенный период, а именно с VI века н.э., то есть с того периода, когда славяне под собственным именем упоминаются в источниках. Правда, в науке оговаривается, что точно неизвестно, когда это имя появилось как самоназвание. Возможно, раньше. Но историк не может работать с неизвестным, поэтому пока VI век – это конкретный исторический рубеж появления имени «славяне» на исторической арене, с которым мы должны считаться. У лингвистов имеется своя точка зрения на историю славянства. Они говорят о появлении элементов, вошедших позднее в славянские языки, начиная приблизительно с середины I тысячелетия до н.э., определяя это явление как праславянский язык. См., например, работы академиков Б.А. Рыбакова и О.Н. Трубачева. Все очень логично, поскольку рождение такого крупного феномена как этническая общность происходит в результате длительного «подготовительного» этапа. Особенно это касается формирования нового молодого языка, для выделения которого из прежних языковых общностей требуется «строительный» материал, взятый из имевшегося языкового «здания». Следовательно, сугубо в лингвистических исследованиях такое абстрактное понятие как праславянский язык имеет полное право на существование. Но когда отталкиваясь от этого понятия, начинают реконструировать историю «праславян», то такую абстракцию как историк я принять не могу. Поскольку вольно или невольно понятие «праславяне» превращается в образ уже существующего народа, что совсем не соотносится с историческими реалиями. Отсюда хочу напомнить общеизвестный вывод: согласно законам диалектики, язык имеет свою историю, а этнос – свою, где история языка – только одна из составляющих истории этноса. Но вернемся к вопросам. Итак, появление венедов – это XII век до н.э., появление славян под собственным именем – VI век н.э., а фиксация начальной границы элементов праславянского языка – 500 лет до н.э. При этом, надо подчеркнуть, выявление этих языковых праславянских элементов совсем не связано с областями венедов. Таким образом, венеды старше славян и по своей истории, и по языку. О реликтовом индоевропейском происхождении венедов/венетов есть своя литература. Она обобщена, например, у А.Г. Кузьмина в главе «Венеты на исторической карте Европы» (Начало Руси. М., 2003. С. 89-125). Мною написан об этом небольшой фрагмент в статье о варинах. Тоже, кстати, пример народа, происхождение которого связано с индоевропейским субстратом Южной Балтии, но который с распространением славянства на Балтии «ославянился», т.е. стал славяноязычной общностью. Хотя части этого народа в миграциях приняли разные другие языки, при этом некоторые такие «выделенцы» даже сохраняли прежнее самоназвание, а кроме этого – и связи с южно-балтийской прародиной. Вот фрагмент из моей статьи «Варины-варяги-вэринги: судьбы в истории и историографии» (Начала русского мира. Труды первой международной конференции 28-30 октября 2010 года. СПб., 2011). В сокращенном виде она была опубликована как текст доклада, но этот фрагмент туда не вошел: 

Для продолжения моих рассуждений (речь шла об изобретении паруса и о народах, которым он был известен – Л.Г.) хочу обратиться к работе историка и писателя С.В. Цветкова, который напомнил нам, что «в истории северного мореплавания и судостроения совершенно незаслуженно забыты кельты-венеты, которые уже в I веке до н.э. были самыми умелыми мореходами на славившемся своими ветрами и штормами Северном море и побережье Атлантического океана»1 и привёл, в частности, ссылку на античный источник: «Ещё Юлий Цезарь отмечал, какими прекрасными мореходами были венеты Арморики. “Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нём…”»2. Интересно отметить, что среди союзников венетов Цезарь называет моринов из приморской части Франции и Бельгии.3 Поскольку в кельтских языках звуки «в» и «м» взаимозаменяемы, то морины являются вариантом того же древнего имени варинов.4 Я не рассматриваю венетов ни как кельтов, ни как галлов, в традициях вышеприведённой античной лексики, а только как венетов. Имя венетов, согласно многим источникам, явно древнее имени кельтов. Венеты/венеды (енеты/генеты у Геродота) относились к одному из реликтовых индоевропейских этносов и в ходе тысячелетних миграций отдавали своё имя многим народам или полиэтническим объединениям. Об этом имеется обширная литература, сошлюсь для примера на работу А.Г. Кузьмина: «Сложность вопроса […] заключается в том, что имя венетов прилагается как будто к разным народам, далеко отстоящим друг от друга. […] Исторических енетов мы находим у Геродота, который считал их иллирийским народом […]. В последующей традиции постоянно будет смешиваться венетская река Еридан в Северной Италии […] и река, впадающая в «северное море». […] связь, прослеживаемая между районами Адриатики и Прибалтикой по топонимическим данным, существовала во времена Геродота и сложилась, видимо, гораздо раньше […]. По археологическим данным, венеты появились на севере Адриатики около XII в. до н.э. […] В разных версиях Страбона венеты переселяются либо вместе с фракийцами, либо с киммерийцами. […] Язык венетов не имеет непосредственных наследников. В XX в. его обычно отождествляли с кельтским, учитывая кельтоязычие арморийских венетов и бесспорное влияние в IV-III вв. до н.э. кельтской материальной культуры на венетов. Затем популярной стала иллирийская теория, которую поддерживали Ю. Покорный и Г. Краэ. Об отличии языка венетов от кельтского прямо говорит Полибий… с первых веков н. э. становятся довольно регулярными сведения о венедах в Прибалтике. […] согласно Плинию, соседями венедов были сарматы, скифы и гирры. Во втором веке венедов упоминают Птолемей и Тацит. Птолемей, давая описание “Сарматии”, отмечает, что “Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу”. […] Генрих Латвийский знал неславянских венетов в Прибалтике ещё в XIII в.: они жили в районе Виндавы, откуда были вытеснены куршами».5 Эта пространная выдержка из книги А.Г. Кузьмина приведена мною в поддержку сказанного о том, что древнейшее имя венетов/венедов, по аналогии также с очень древним именем варинов, в процессе переселений оказывалось рассеянным по разноязычным территориям, но общее имя и генетическая память, аккумулированная в нём, должны были связывать разные ветви древнего народа идеей общих корней. По крайней мере, тот факт, что к началу нашей эры древнее имя венетов/венедов-мореходов окаймляло европейское побережье от Адриатики через Атлантику до Балтии, не может быть случайным. Однако всё в мире подвержено переменам. Рубеж IV-V вв. считается началом великих миграционных процессов, вошедших в европейскую историю как эпоха Великого переселения народов. Но миграции были более или менее постоянным фоном и в предшествующие века в истории европейских народов: люди всегда стремились переселиться туда, где жизнь сулила лучшие или большие возможности. Так, уже в течение III в. какая-то часть континентального населения из областей между Везером и Эльбой стала переселяться к Атлантическому побережью, туда, где морская торговля и гавани в течение столетий находились в руках венетов и где они ещё во время Юлия Цезаря «сделали своими данниками всех плавающих по этому морю», т.е. туда, где бурлила торговля, где богатство плыло в руки сильных и неразборчивых в средствах. Новые имена стали связываться с пиратством на Атлантике — имя саксов, как общее имя для разноэтничных пришельцев стало упоминаться в античных источниках в связи с морскими набегами. Сидоний Апполинарий (ок. 430-489), галло-римский поэт и епископ в Клермонте, писал о саксах, возвращавшихся домой «на всех парусах»6. К концу древнеримской эпохи часть прибрежной полосы в современной северо-восточной Франции и Бельгии, а также в восточной и юго-восточной Англии стала известна под именем Saxon Shore — Берег саксов.7 Однако в 560 г., т.е. через несколько десятилетий, византийский историк Прокопий Кесарийский писал о ближайших соратниках и союзниках саксов — англах в Англии, что у них не было парусов и что они всегда плавали на веслах.8 Следует помнить, что в ходе миграционных процессов создавались новые конфедерации народов, принимавшие имя какого-то одного народа из данной конфедерации, за которым скрывались и исчезали прежние этнонимы. Новое собирательное имя имело обыкновение выдвигаться в силу религиозных, культурно-языковых или династийных перемен, однако, под внешней оболочкой новой этнополитической системы многое могло оставаться неизменным, например, владение определёнными знаниями и навыками, сберегаемое определённым народом. Вполне вероятно, что венеты-мореходы времён Юлия Цезаря, оказавшись в IV-V вв. в сфере влияния правителей саксов, стали выступать под новым общеполитическим именем, но продолжали сохранять традиции парусного судоходства в своём ведении, что и поясняет замечание Прокопия о том, что англы не знали паруса. Так социально-политические и демографические изменения выступали в роли передаточного механизма по переносу древних знаний в новые этнополитические системы. Данное рассуждение вполне применимо и к Балтийскому региону. Здесь временем заметных перемен был период конца V-VI вв., когда балтийское побережье, связанное с венедами названием Венедского залива, начинает осваиваться носителями суковско-дзедзицкой культуры, которых отождествляют со славянами.9 Связь венетов/венедов со славянами устанавливается, в частности, благодаря сообщению историка Иордана (ум. ок. 552 г.), который писал: «У левого их склона (Альп — Л.Г.), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами».10 Благодаря этому сообщению венедов очень часто напрямую отождествляют со славянами, хотя очевидно, даже из нескольких примеров, приведённых здесь выше, что венеды намного древнее славянства. Но из высказывания Иордана можно также заключить, что группировка народов, объединившаяся под именем склавинов, сложилась в этническом массиве, в течение какого-то времени связанного общим именем венетов/венедов, а затем усилилась настолько, что передала свой язык большей части сообщества при сохранении венедского имени. Подобное явление — сложение новой общности в результате объединения нескольких старых общностей, когда принимался язык одной из них, а имя — другой — можно было повсеместно наблюдать в древности и раннем средневековье. Таким образом, миграции славян в Балтийском регионе были не только миграциями славянского населения, но выступали и в форме распространения славянского языка среди своих давних соратников венедов/венетов и их союзников варинов-моринов. Это объясняет сравнительную быстроту ославянивания южнобалтийского субстрата и перенесение опыта балтийских венедов и варинов уже в новые этнополитические образования со славянским языком в качестве средства общения. Однако любые преобразования вызывают размежевания в обществе, где они происходят, и часть населения покидает родные места — так было всегда. Поэтому логичным представляется предположение, что часть варинов или венедов переселялась в течение VI в. с южнобалтийского побережья севернее, на острова Балтийского моря или южное побережье Скандинавского полуострова. Приток этого населения в Скандинавию и мог оказаться тем недостающим звеном, который замкнул цепь и дал толчок в развитии судостроения на Готланде и появлении парусных судов, что запечатлелось в изображениях на каменных стелах. Местное население, использовавшее в течение столетий гребные суда, владело опытом использования местной акватории, а пришельцы были необходимым дополнительным человеческим ресурсом со знаниями о парусном флоте, а также, вероятно, и с материальными средствами — соединение всех этих факторов логично объясняет появление паруса на Готланде в конце VI-VII вв.

 Опираясь на этот фрагмент, отвечаю на вопросы, поставленные моим читателем, более конкретно. Венеды и славяне не названия одного народа, но на разных этапах истории? Мой ответ: нет, венеды – один из предков славян, но среди потомков венедов были и кельты, и иллирийцы и другие народы. На каком языке говорили венеды? В вышеприведенном отрывке есть высказывание А.Г. Кузьмина о языке венедов как индоевропейском реликте, который частично вымер, частично вошел элементами в другие языки. Индоевропейская общность создавала гораздо большее число языков, чем нам известно по имеющимся языковым семьям. Кто такие славяне? От кого они происходят? Об этногенезе славян и ареалах их возникновения существует гигантский объём литературы. См., например, по этому вопросу концепцию О.Н. Трубачева и концепцию В.В. Седова. То же самое и в разговоре о русах и славянах. Это исторические этапы развития одного и того же народа, или же это разные народы? На каком языке говорили русы? Русский язык — это язык русов или язык славян. Или, может быть, это язык венетов? Прежде чем перейти к ответу на эти вопросы, хочу провести несколько аналогий для пояснения того подхода, который я представляю в моих статьях. К примеру, задавший эти вопросы читатель Василий. Он, как Василий, появился на свет определённого числа и года, с которых и началась его история. Понятно, что рождение состоялось благодаря родителям. Они – тоже самостоятельные субъекты истории, у которых, в свою очередь, были свои родители и т.д. Из сего следует, что у каждого человека есть предки, которые связаны с историей его рождения, но не могут быть с ним полностью отождествлены. Иными словами, дедушка Василия – это не праВасилий, а прадедушка – не протоВасилий, поскольку у каждого из них были и другие потомки. Дедушка, например, мог бы одновременно и праНиколаем, и праПетром, и так далее, но известен-то он был под своим собственным именем, скажем, Ивана. При этом совсем не факт, что все предки того или иного человека являлись носителями одной и той же группы языков. И уж тем более не факт, что все они проживали свою историю гомогенным коллективом на гомогенной территории. Таким образом, история даже отдельного человека – это даже не история рода (т.е. история мужской линии). Это сложная, разветвленная история родословия, сложившаяся из историй женских и мужских предков. Вот таким же образом я пытаюсь взглянуть и на историю народа, конкретно – на историю русского народа. Итак, русы и славяне – это исторические этапы развития одного и того же народа? Я уже напомнила, что науке до сих пор неизвестно, когда появилось самоназвание «славяне», т.е. неизвестно выделение какого-то конкретного народа-первопредка, называвшего себя «славяне». Славяне известны как наименование носителей языка, т.е. сразу как несколько народов. Есть известия о склавинах, но тут же рядом с ними появляются анты – тоже славяне, но с именем, рожденным ираноязычной средой. На образ славян как некого компактного народа повлияли библейские традиции представлять этногенез как процесс, восходящий к одному мужскому первопредку, праотцу, от разных детей которого пошли разные народы. Поэтому славяне (так же как и германцы) стали восприниматься как существовавший когда-то единый народ. А с XVI века этот библейский взгляд был залакирован германоязычным готицизмом, доказывавшим в споре с итальянскими гуманистами величие «единого германского народа», происходившего от одного великого предка. Я, как историк, не знаю таких «единых» народов – будь-то «славян» или «германцев». Мне известны только различные народы, которые с определенного времени оказались связанными друг с другом как носители языка одной языковой семьи. Поэтому славяне для меня – это прежде всего языковая семья, наличие же имени славян как этнонима пока не выявлено (чисто логически оно должно было быть, но наука пока его не выявила). А русы – это этноним, то есть имя народа – субъекта истории, исторические начала которого я пытаюсь изучать. Соответственно, заключительный вопрос моего читателя: Русские, украинцы, белорусы — это кто? Славяне или русы? Сербы, хорваты, македонцы, чехи, словаки, поляки — это кто? Славяне или русы? – предполагает следующий ответ. Сербы, хорваты, поляки – это различные народы, каждый со своей историей. Но они говорят на языках, относящихся к одной языковой семье, которую в науке ещё называют славянской группой языков. Русские, украинцы, белорусы как народы связаны друг с другом не только близостью языка, но и близостью истории – историей древнего народа русов, ведущего свое имя от материнского первопредка по имени Русь (это моя концепция), т.е. имевших в древности еще и родство по историческому «родословию». В своём перечне читатель не назвал болгар, которые в современной истории тоже принадлежат к славянским народам. Но на их примере можно очень отчётливо проиллюстрировать мою концепцию. Почему бы не задаться вопросом, кто такие болгары? Безусловно, славянский народ сегодня, но детище двух «предков»: волжских булгар и славян – балканского предка, сделавшего волжских булгар славянами. Аналогичные процессы прослеживаются и по истории других народов. Кто такие индийцы? Это потомки представителей культуры Хараппы (доиндских насельников Индостана) и переселившихся туда потомков индоариев. Кто такие эллины? Это потомки представителей крито-микенской культуры и самых разнородных «пришельцев» с севера. И так далее. Этот процесс живой истории я и пытаюсь восстановить по отношению к Древней Руси. Восстановить всех исторических предков, составивших древнерусскую историю. Что касается русского языка, то в нём как в языке восточноевропейских насельников следовало бы признать и архаичные индоевропейские слои. Отсюда и известные рассуждения о сходствах между русским и санскритом. Данное явление, на мой взгляд, должно рассматриваться по аналогии с литовским языком, где исследуют сходство между литовским и санскритом, возникшее в период общей «предковой» истории. Но этим должны заниматься лингвисты – здесь я, будучи историком, могу только высказывать предположения. Надеюсь, что смогла частично ответить на вопросы читателя. Я знаю, что подобные вопросы интересуют очень многих. Но сам по себе разговор должен быть продолжен: слишком уж необъятна тема. Лидия Грот,кандидат исторических наук Перейти к авторской колонке 

Читайте другие статьи на Переформате:

pereformat.ru

Древнейшие упоминания Руси | Гипотезы и факты

Почти все ученые считают Русь пришлым элементом на славянских землях и лишь некоторые советские исследователи пытаются доказать ее местное, славянское происхождение.

 

Древняя Рус. Фото: free-lance.ru

Древняя Рус. Фото: free-lance.ru

Большая часть как норманистов, так и антинорманистов признают, что первой была Азово-Черноморская или Тмутараканская Русь, однако есть историки, придерживающиеся иной точки зрения.

Ввиду особой важности этого вопроса еще раз рассмотрим основные источники.

Наиболее древним упоминанием народа Рос в связи с северным Причерноморьем многие исследователи считают сообщение Иордана, писавшего в VI веке. Повествуя о событиях конца IV века, он сообщает, что два брата, Сар и Ами, «из вероломного племени росомонов» (людей из племени Рос), мстя за гибель своей сестры Сунильды, ранили готского властителя Германариха.

Псевдо-Захарий в 550 г. упоминает народ «харос», живущий в нижнем течении Дона.

Народ Роси (Руси) как новый, дополняющий библейскую генеалогию, появляется у толкователя Библии Ефрема Сирина. Возможно, что это упоминание является вставкой VI века в более древний текст.

Арабский историк Табари под событиями, относящимися к 642-3 гг., помещает следующее сообщение (приводимое в персидском переводе Белами): когда авангард арабской армии подошел к Дербенту, правитель Дербента Шахриар заявил: «Я оказался между двумя врагами — хазарами и Русью, последние — враги всему миру и никто не может с ними воевать. Поэтому вместо того, чтобы брать с нас дань, поручи лучше нам воевать с ними».

С рассказом Иордана перекликается сообщение русского исторического документа XVI в., «Степенной книги», в которой указывается, что император Феодосий Великий (379-395 г. н. э.), «друг готов», воевал с русами: «Еще же древле и царь Феодосий Великий имеяше брань с русскими вой, его же укрепи молитвой великий старецъ Египтянин именемъ Иванъ Пустынникъ».

В этом же документе есть место, упоминающее о тех же событиях, что и сообщение Табари: «Последи же и при Ираклии цари ходиша Русь на царя Хоздроя Персьского». Лишь твердая уверенность автора в достоверности используемых им, но не дошедших до нас, источников могла заставить его включить в XVI веке сообщения о Руси, относящиеся к временам на сотни лет более древним, чем четко установленная «Повестью временных лет» дата возникновения Русского государства.

Отметим, что легендам Западной и Северо-Западной Европы («Старшая» и «Младшая Эдда», «Беовульф») неизвестно имя «Русь»; оно появляется в легендах о Нибелунгах, где русы выступают как вассалы короля гуннов Этцеля (сопоставляемого с каганом Атиллой) и в «Песне о Роланде», где они входят в состав арабского войска, противостоящего европейскому войску Карла Великого.

Анонимный географ из Равенны в VII в. упоминает город Малороса, расположенный на Таманском полуострове и отождествляемый Вернадским с Тмутараканью.Древнейшие упоминания РусиВ самом начале IX в. или даже в конце VIII в. Русь нападает на Сурож в Крыму, а затем на Амастриду (820-842 гг.) в Малой Азии, при этом в «Житии Георгия Амастридского» о Руси говорится как о народе хорошо известном.

В Х в. Кедрин (Скилица) констатирует: «…на все, находящееся внутри Эвксинского Понта, и на все его побережье нападает русский флот (народ же Рос — скифский, живущий у Северного Тавра, дикий и грубый) и на самый царственный град навлекли они страшную опасность».

Во второй половине IX в. Русь напала на Абессун, на южном берегу Каспийского моря, о чем сообщает Мухамед-эль-Хасан в своей «Истории Табаристана».

Многие другие византийские и арабские источники говорят о Руси как о народе, живущем на берегу Черного моря, или во всяком случае недалеко от него.

Проанализируем выдержку из энциклопедии Ибн-Руста, подробно описывающего образ жизни древних русов. Ибн-Руста писал в Х в., однако пользовался значительно более ранними источниками.

«Что касается до Руси, то живут они на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они (русы), равняется трем дням пути.

Покрыт он лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногой на землю и она трясется по причине (рыхлости) обилия в ней воды. Русь имеет царя, который зовется «каган-Русь».

Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут к хазарам и болгарам и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.

Когда у кого-нибудь из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: «Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь этим мечом».

Они не имеют ни недвижимого имущества, ни селений, ни пашен, единственный промысел их — торговля соболями, беличьми и другими мехами, которые и продают они желающим, и они берут цену их в золоте и серебре, которое прячут в пояса (или сумки).

Они чистоплотны в отношении одежды и мужчины носят золотые браслеты. Они добры к рабам и одевают их хорошо, потому что они заняты в торговле.

Русы имеют много городов и тратят много денег на себя. Они принимают гостей с почетом и добры к пришельцам, которые ищут у них убежища, а также к каждому из них, кто попал в беду. Они никому не позволяют стать тираном над собой, а если кто-нибудь из них совершит проступок или насилие, они изгоняют его из своей среды.

Они имеют сулеманские мечи, и когда призываются к войне, они выступают все вместе и не рассеиваются, а воюют как один против своих врагов, пока не победят их.

Если кто из них имеет жалобу на кого-либо из их среды, он приводит его перед царем и они разбирают дело перед ним (приносят свои жалобы), и если царь разрешает их спор, то бывает по его слову, однако если они не согласны с мнением царя, то он велит им мериться оружием, и тот, чье оружие острее, побеждает…

Эти люди отважны и победоносны, когда они высаживаются на открытое место, никто не может противостоять им: они разрушают все, берут в рабство женщин и побежденных. Русы сильны и осторожны и они не совершают походов на конях, а все их набеги и битвы совершаются только на кораблях…».

Отметим следующие положения источника:

1. Русы живут на одном небольшом острове, определение местоположения которого вызвало многочисленные споры. Я разделяю мнение Вернадского, который по совокупности данных всех источников и описанию местности приходит к выводу, что Русский каганат находился на конце Таманского полуострова и, безусловно, существовал уже в первой половине IX в.

2. Русы прекрасно вооружены и являются опытными и отважными воинами. Поэтому выбор небольшого и нездорового, но изолированного острова в качестве местожительства можно объяснить только образом их жизни. По-видимому, именно это желание избежать контактов с посторонними и имеет в виду автор «Жития Георгия Амастридского», говоря: «…древняя таврическая ксеноктония остается юной у Руси…».

3. Русы живут грабежом и торговлей, заслуживая характеристику Табари (см. выше), что они «враги всему миру», а их прекрасная военная организация оправдывает мнение Шахриара: «…воевать с ними никто не умеет».

4. Русов связывает общая деятельность, которая характеризует их не как племя, а как военно-торговую организацию. Их дружественные отношения к «своим» и безжалостные — к «чужим» типичны для подобных организаций.

5. Русы имеют своего кагана и, следовательно, их остров является независимым государством.

6. Русы не совершают походов на конях. Корабли и передвижение по воде — неотъемлемая часть их жизни, свидетельствующая о вековой связи с морем, которая сохранится еще в течение продолжительного времени.

Насколько трудно было в то время освоить технику мореплавания сухопутному народу, хорошо видно на примере Болгарии, которая так и не смогла создать флот, совершенно необходимый ей для борьбы с Византией во времена Симеона.

7. Особенностью организации русов является наличие элементов демократии и «рекомендательной» судебной власти кагана.

Очень хорошо согласуется с Ибн-Руста и рассказ Истахри, географа-компилятора, работа которого датируется 932 г., однако сообщаемые им сведения могут относиться к более ранним временам, а иногда являются анахронизмами. Английский перевод опубликован Данлопом.

«Русы бывают трех родов.

Царь тех, которые ближе всего к булгарам, живет в городе, который называется Куяба (Киев). Он больше, чем Булгар.

Другой вид, живущий дальше, чем этот, называется Славенск;

И есть еще вид, называемый Арсания (Артания), король которых живет в Арсе (Арте).

Люди приходят торговать в Киев, не известно, чтобы кто-нибудь из посторонних когда-нибудь посетил Арсу, потому что они убивают всех посторонних, кто ступит на их землю. Они приезжают торговать по воде, и ничего не говорят о своих делах и товарах. Они никому не позволяют сопровождать себя или посетить их страну.

Из Арсы они привозят шкуры соболей и свинец. Лисьи шкуры буртасы привозят из этой страны.

Русы относятся к людям, сжигающим своих мертвых. Девушки добровольно сжигают себя с богатыми людьми из их среды. Некоторые из них бреют бороды, некоторые отращивают чубы.

Они одеваются в короткие куртки. Одежда хазар, булгар и печенегов — длинное платье.

Эти русы торгуют в Хазарии, в Греческой империи и в Великой Булгарии, которая граничит с Греческой империей с севера…».

В источнике говорится о трех центрах Руси — Киеве, Новгороде и Арсе, которая большинством исследователей отождествляется с Тмутараканью.

Существование трех центров Руси на огромных расстояниях друг от друга можно объяснить только тем, что Русь заняла господствующее положение еще в двух важных торговых центрах.

Указание на то, что Арса является закрытой для посторонних территорией, согласуется с образом жизни разбойничьей организации русов.

В Киеве образ жизни русов иной — здесь они не грабители, а «законные» собиратели дани (хозяева «Русской земли») с покоренного местного населения и торговцы. Существование царей в Киеве и Арсе свидетельствует о независимости этих центров друг от друга.

В 860 г. Русь совершила нападение на Константинополь, сравнительно крупную военную операцию, документированную византийскими источниками.

Многие исследователи (Шлецер, Звере, Василевский, Голубинский, Шафарик, Браун, Иловайский, Гедеонов и др.) считали, что нападение совершила Азово-Черноморская (Тмутараканская) Русь.

Вернадский полагает, что нападение было совершено совместными силами Тмутараканской и Киевской Руси. Некоторые норманисты и советские исследователи считают, что нападение было совершено из Киева.

Византийские источники, современные нападению, не приводят никаких географических данных, позволяющих однозначно ответить на этот вопрос, и именно этот факт свидетельствует, что современникам была известна только одна Русь, способная напасть на Константинополь.

Эта Русь, совершившая уже нападения на Амастриду и Сурожь, создавала постоянную угрозу всему византийскому побережью Черного моря.

Местонахождение ее основной базы было хорошо известно, и именно туда была направлена миссия Кирилла и Мефодия.

gifakt.ru

Версии происхождения термина “Русь”

Почему Русь так называется? Откуда произошло это наименование и что оно означает?Однозначного ответа на вопрос о происхождении этнонима “Русь” до сих пор не существует, хотя есть большое количество версий. Наиболее распространенными и правдоподобными можно назвать следующие:

1. Южно-славянская версия

В русских летописных источниках XII-XIII достаточно часто встречается значительно суженное толкование слов “Русь” и “Русская Земля”, под которыми понималось Среднее Поднепровье и левобережье Днепра примерно до Курска. Из крупных городов в него входили только Киев, Чернигов и Переяславль - Русский, то есть древняя территория племенного союза Полян. Другие же русские земли - Новгородская, Смоленская, Рязанская, Ростовская и т.д. летописцы Русью не называли, и даже противопоставляли их Руси. Археологические раскопки, проведенные на территории летописной “Руси в узком смысле” подтверждают, что уже в VI-VII веках на этой территории существовала единая, достаточно развитая земледельческая культура. Наиболее богат находками район, прилегающий к реке Рось - правому притоку Днепра, и реке Россаве - притоку Роси. Этот регион считается историческим ядром Руси и вероятным происхождением ее имени, поскольку корни “рос” и “рус” в русском языке взаимозаменяемы даже сегодня (Россия, русские). Данная версия была сформулирована отечественными историками советского периода Б.Д.Грековым, М.Н.Тихомировым, Б.А.Рыбаковым; наиболее полно изложена в монографии историка и археолога Б.А.Рыбакова “Киевская Русь и русские княжества XII - XIII веков”.

2. Северная славяно-скифская версия

Согласно этой версии славянское племя “руссов”, давшее впоследствии свое имя всему государству, проживало в Новгородской земле недалеко от озера Ильмень, на реке Руса (сегодня река Порусье), в районе современного города Старая Русса. Происхождение этого народа связывают с легендой, попавшей во многие летописные своды, и известной как “Сказание о Словене и Русе и городе Словенске”. В ней повествуется о двух племенных вождях, покинувших свои исконные земли на юге - Скифию - и приведших своих людей на север к озеру Ильмень, где Словен основал город Словенск - впоследствии Новгород, а Рус основал город Руса. Потомки этих вождей стали называться соответственно “словенами” и “русами”, а события эти по легенде датируются III тысячелетием до нашей эры. Безусловным сторонником этой версии был историк В.Н.Татищев. Большинство современных историков относятся к данной легенде скептически, считая ее литературным творчеством неизвестного писателя XVII века, однако другие полагают, что средневековый летописец лишь положил на бумагу устные новгородские предания, дошедшие из глубины веков и являющиеся отголоском реальных событий. Во всяком случае, о легендарном князе Русе есть отдельные упоминания в западноевропейских и византийских источниках.

3. Норманнская версия

В основе так называемой «норманнской» версии происхождения Руси лежит известная история о призвании варягов новгородцами в 862 году, последующем захвате ими власти в Киеве и дальнейшем утверждении там династии рюриковичей, изложенная в Повести Временных Лет. Там же сказано, что варяги эти назывались «русью», и от них название это распространилось и на славянское племя полян, и на вновь образованное государство; выражаясь словами историков-норманистов, произошло перенесение названия завоевателей на завоеванное население. Впервые норманнская теория происхождения Руси была сформулирована в XVIII веке историками Г.Ф.Миллером, Г.З.Байером, А.Л.Шлецером, и стала практически официальной в императорской России. Впоследствии таких же взглядов придерживались Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Само слово Русь норманисты выводят как название одного из германских племен южной Швеции, родом из которого были Рюрик и его соратники, предположительно проживавшего в современной шведской земле Уппланд, где известен район Рослаген (Roslagen), что значит буквально “земля россов”. Также в качестве подтверждения приводится финское слово Ruotsi, которым финны до сих пор обозначают Швецию и шведов. В пику норманнской теории следует заметить, что текст Повести Временных Лет довольно противоречив, русы то отождествляются там с варягами, то упоминаются с ними параллельно, иногда противопоставляются, а в арабских источниках народ Рос, живущий на Днепре, упоминается задолго до Рюрика.

4. Сарматская версия

Сарматское племя Роксоланов известно в причерноморских степях со II века до нашей эры. По версии М.В.Ломоносова Роксоланы или Руссаланы - это племя, возникшее при смешении руссов с аланами, из которого впоследствии и образовалась древнерусская народность. В VI веке нашей эры готским историком Иорданом примерно на этой же территории упомянуто союзное готам сарматское племя Росомонов. На готском языке слово «росомоны» буквально означает «люди Рос». Возможно, это одно из первых сообщений о предках Руси. Сарматскую версию происхождения Руси разделяли также историки Д.И.Иловайский и Г.В.Вернадский.

5. Существует также предположение, что древние руссы, кем бы они ни были – славянами, сарматами или германцами, получили свое имя по цвету своих волос. Во многих индоевропейских языках, в том числе в русском, корень «рус» означает «светлый», «белый», то есть «светловолосый», а в германских языках и на латыни «rus», «russus» - значит «рыжий».

starinarus.ru

Древние Русы разрушили Римскую империю.

Древние Русы разрушили Римскую империю.

В 1918-20 годах на территории Всевеликого Войска Донского данная версия считалась официальной. Понятно, что в свете современных научных догм данное заявление выглядит полной нелепицей. Однако нет дыма без огня. Не является исключением и история падения Рима. Во всяком случае, нам хорошо известно, что в конце IV - начале V века н.э. от берегов Дона-батюшки двинулись на запад грозные орды аланов и готов. Иордан, готский историк V века, говорит, что "когда вышеназванные племена жили на первом месте своего расселения в Скифии у Меотиды (Азовское море. - Авт.), то имели своим королём Филимира. Их первое расселение было в Скифской земле, возле Меотидского болота, второе в Мизии, Фракии, Дакии", т.е. в западном Причерноморье. Затем аланы и готы, ведомые Радогастом, перешли Дунай, овладели Балканами, Иппирией, Францией, Испанией и вторглись в Италию. После гибели Радогаста войско донцов возглавил Апарик, который в 410 году, после длительной осады, овладел неприступным Римом. Могущественная империя покачнулась, дала крен, но не пала. Во второй половине V века с берегов Дона на запад отправляется новое войско, ведомое Одоакром. Путь его, так же, как и предшественников, лежал вдоль северных берегов Чёрного моря, на Балканы, затем в Иппирию. Рим, не успевший забыть нашествие Апарика, попытался заключить мир с Одоакром и отдал ему впасть над своими адриатическими провинциями. Но эта уступка не предотвратила, а лишь оттянула гибель великой империи. В 476 году вождь русинов Одоакр овладел Римом и сверг последнего императора Ромула Августупа, открыв тем самым новую эру в истории европейского континента, у истоков которой стояли уроженцы донского края. А имя им - славяне.

В церкви св. Петра, что расположена в Зальцбурге, сохранилась каменная плита, на которой начертана надпись следующего содержания:

"Пета Господня 477, Одоакр, вождь русинов, с гепидами, готами, унгарами и герулами, свирепствуя против Церкви Божией... провинцию Норик опустошил огнём и мечом".

Русом (ругом) именует Одоакра Альберт Кранций, а Иордан называет его русским королём. При этом каждый из них подчёркивает его принадлежность к славянскому племени. Наряду с этим многие историки называют Одоакра вождём или королём герупов, особо обращая внимание на славянское происхождение последних. При этом герупы выступают как некое отдельное племя, проживавшее в низовьях Дона или в северном Приазовье. Хотя есть мнение, что это всего лишь один из эпитетов, принадлежащих русинам, а переводится он как ярый (ярила), гордый, жестокий. Называли Одоакра и вождём скиров - хорошо известных на Дону чиров, или качиров, что обозначало ратника, воина. (Ещё в начале XX века качирами зачастую именовали низовых казаков.) У казаков, вплоть до XVII века, акачиром называлось главное войско, прообраз Всевепикого Войска Донского. От чиров впоследствии возник этноним чиркасы. Что же касается гепидов, то под ними чаще всего подразумевала потомков донских сарматов, точно так же, как под именем готов выступали потомки скифов. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что среди покорителей Рима, были жители Приазовья и Нижнего Дона. Свято место пусто не бывает.

Казаки гордились Одоакром, и было за что. По словам Мавро Орбини, "он был человеком высокого роста и правил Италией в течение пятнадцати лет. Рим был так напуган его могуществом, что всё население города вышло ему навстречу и приветствовало как царя римлян, оказав славянину больше почёта, чем заслуживал какой-либо смертный".

Почести, оказанные Одоакру, и богатство его империи вызывали зависть у многих современников. И не только у них. Самыми завистливыми оказались "немецкие академики на русской службе", оккупировавшие Российскую академию наук в начале XVIII века. Их титаническими усилиями была полностью уничтожена древнейшая русская история, а её легендарные герои вдруг ни с того ни с сего превратились в... германцев. При всей своей лживости данная метаморфоза была возведена в ранг официальной научной догмы и с тех пор во всех энциклопедических справочниках мы можем прочитать бесстыдные утверждения о том, что донской атаман Одоакр был не кем иным, как германцем. Официальная наука никогда не стеснялась в выборе сип и средств, направленных на то, чтобы отнять у славян и казаков славу покорителей Рима. В финале этой не объявленной войны с русской историей, в германцев превратились практически все племена, населявшие в древности Дон и Приазовье, как то: русины. герулы. скиры, гепиды. готы и многие другие. Впору задуматься над тем, что при таком развитии событий донских казаков запросто могут объявить оккупантами исконно германских земель и потребовать от них освободить незаконно захваченные территории. Затянувшееся возрождение.

Нельзя сказать, что русские патриоты безучастно смотрели на то, как западные "цивилизаторы" глумились над их великим прошлым. В середине XIX века не только на Дону, но и по всей России развернулось мощное движение по возрождению подлинной истории русского народа. Протестуя против немецкой концепции российской истории, Е.И. Классен в 1854 году писал:

"Они (германцы) все русское, характеристическое усвоили своему племени и даже покушались отнять у славяно-руссов не только их славу, величие, могущество, богатство, промышленность, торговлю и все добрые качества сердца, но даже и племенное их имя - имя руссов... Однако же не попустим им присваивать себе наше родное и величаться чужою силою, славою, могуществом и знаниями! Отнимем у них доводами те факты, которые они так насильственно приурочили к истории своих предков, ограбив историю славяно-русов!"

Необычайно мощный процесс возрождения русской истории почти мгновенно вывел Российскую империю в число наиболее развитых стран мира. Однако и враги России не тратили время даром. На смену полностью дискредитировавшим себя академикам-немцам пришли пламенные интернационалисты, которых от русской истории тошнило ничуть не меньше, чем их идеологических предшественников. Но и эти поборники общечеловеческих ценностей к концу XX века канули в Лету, мгновенно поменяв не только своё название, но и мировоззрение. Началась эпоха демократии, когда декларация идей возрождения превратилась в самую звонкую разменную монету политических ристалищ. Что же касается реального смысла и содержания рекламируемого возрождения, то его пока не видно не только в первом, но и во втором приближении. Во всяком случае, мы как не имели, так и не имеем возможности познания своей подлинной истории. Русский народ вообще и казачество в частности по-прежнему лишены своих исторических корней. А ведь всем хорошо известно, что без знания прошлого нельзя построить будущее. Памятные даты мы не помним.

А.С. Пушкин писал: "Уважительное отношение к минувшему есть черта, отличающая образованность от дикости".

Дабы не прослыть дикарями, мы должны уважать память своих великих предков, одним из которых был легендарный вождь русинов, древний донской атаман Одоакр. А коль так, то мы должны помнить и то, что в этом году исполняется 1570 лет со дня его рождения. Конечно, данная дата недостаточно кругла для такого почтенного возраста... К тому же в этом году с именем Одоакра связана ещё одна памятная дата: 1525 лет с того дня, как он положил конец существованию Римской империи. Случилось это событие 23 августа 476 года. Казалось бы, что и здесь есть прекрасный повод вспомнить великого русского полководца. АН нет! Официальная российская наука не желает признать русскую родословную Одоакра, с барского плеча отдав это право германцам, которые, в свою очередь, не знают, что делать с таким щедрым подарком, а потому никаких юбилейных дат с его именем не связывают. В таком случае, по логике вещей, инициативу должно было бы взять в свои руки возрождающееся казачество. Но и здесь царит полнейшее неведение. И ни в одном войске никто из атаманов не вдохновляет своих товарищей и соратников именем и славой великого Одоакра. Видно, рано говорить о возрождении казачества как таковом, коль ещё не найдены корни, которые должны.

ОДОАКР - КТО И ОТКУДА?!

Я сломал голову об этого человека, честно слово. Он один загадочнее целого племени (гуннов, скажем).Он "руг". Он "гот". Он "герул с острова Рюген". Он "скир".

Он безродный. Он сын вождя скиров. Он брат короля герулов Онульфа (по Хеннигу). Он сын короля вандалов Фредевальда (по Бухгольцу).Кто такие скиры, кстати? Ага, германцы, я помню. Согласно римлянам. Помните, кто такие, по римлянину Тациту, германцы?Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю (9), хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.

Для особо одаренных объясняю на пальцах - "германец" для римлянина - это такой европейский варвар, который не сармат. Tertium, так сказать, non datur. Финнов и венедов он тоже готов причислить к германцам. А основной признак германца это жизнь в доме, а не в кибитке, использование щитов и передвижение, преимущественно, на своих двоих. То есть когда римляне пишут, что скиры - германцы, мы можем из этого уверенно вывести, что они строили дома, носили щиты и ходили пешком. Все. На этом полезная информация заканчивается.

Кстати, несколько ранее Тацита римляне столь же безмятежно считали германцев разновидностью галлов.С одной стороны, привлекает версия Бухгольца, потому что по ней Одоакр получается правнуком великого Радегаста, для отражения которого римляне вывели легионы аж из Британии - и тут можно поговорить о многих интересных вещах. Капусты не обещаю, но короли точно будут, и Стилихон Рыжий, и святилище Ретры. А сыном Радегаста и дедом Одоакра выходит Крок - коего есть исполинское желание отождествить с чешским Кроком, польским Краком и Хрольфом Краки датских легенд, благо общий костяк в преданиях о Кроке, Краке и Краки просматривается.

С другой, версия делающая Одоакра сыном скирского вождя Едеко, тоже вполне себе многообещающа и драматична. Едеко служил у Аттилы, был послом в Константинополь вместе с Орестом, служившим Аттиле римлянином - а тот Орест потом стал императором Рима, принял на службу Одоакра, поссорился с ним и погиб от его рук. Последний император, Ромул Августул, был Оресту сыном. А сам Едеко погиб от руки остготского вождя Теодомира, ликвидировавшего скиров как класс сколь-либо заметную политическую силу. Причем сыном Теодомира был Теодорих, который потом убил Одоакра и тут тоже получается такая вполне себе линия сюжета.Это, как догадались самые проницательные читатели, я все к тому, что собираюсь написать повесть про Одоакра. Только вот пока все не могу решиться, какую же генеалогию выбрать моему герою...

а пока несколько рисунков 19 века, изображающих Одоакра (его настоящий облик на монете вверху).

Древние Русы разрушили Римскую империю Древние Русы разрушили Римскую империюЭто святой Северин предсказывает молодому Одоакру власть над Римом (к отшельнику Одоакр пришел, что, назвается, никем и звать никак, одет был в шкуры, и чуть не проломил головой низенький потлок кельи. художники предпочли перенести беседу на свежий воздух)

Одоакр держит речь перед своими бойцами перед атакой на Рим (что странно. Вообще-то, Одоакр Рим вроде не штурмовал - че он там не видел, после того, как там Аларих с Гензерихом погуляли? - к власти пришел в Равене, и не штурмом, а военным переворотом).

Древние Русы разрушили Римскую империюДревние Русы разрушили Римскую империюДревние Русы разрушили Римскую империюВторой популярный сюжет с Одоакром - низложение Ромула Августула и отказ от императорских регалий (так сказать, караул устал).Блин, сколько ж западники нарисовали про Одоакра картин...А у нас - ни картин, ни романов. А ведь когда-то его у нас помнили, и ненавидели его убийцу, "Дидрека"-Теодориха.

www.rutraditions.ru


Смотрите также