Африканские наконечники для копья . Охотничьи , боевые и ритуальные | Страница 5
Наконечники для охотничьих стрел из Конго.
Стрела из Камеруна.Длина 60 см.
Стрелы с костяными наконечниками из Северной Америки.
Костяные наконечники маори из Новой Зеландии.
Наконечники для гарпунов.Аргентина.
Тяжёлое копьё маори называлось тао.Его длина была 220-300 см.
Боевое копьё из Заира.Длина копья 180 см.
Цельнометаллическое копьё зулусов и ассегай.
Суданское копьё.Ширина листового наконечника там встречается больше,чем в Эфиопии.
Эти эфиопские наконечники относятся к 20 веку.Интересны они решением,как можно придать дополнительную жёсткость наконечнику.Длина стержня от раструба к острию у них может быть 20-25 см.Посередине делается плоскость круглой,квадратной или прямоугольной формы и в ней вырезается крест.Даже при очень сильном ударе наконечник не погнётся.Такой приём встречается только в Эфиопии.
Медный наконечник из Конго или Заира.
smolbattle.ru
копье Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#12805208 - Cartoon Graphic of a native American Indian Chief Mascot holding..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#51142579 - Portrait of handsome and proud ancient warrior in armor with..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35235086 - Bow arrow set.
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34317092 - Spartan warrior with shield and spear detailed vector silhouette...
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#32518358 - Swords, axes and bow. Medieval weapons
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46728399 - native american indians icons set bow and arrow, snake, horse,..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36209027 - Old greek roman spartan set icons
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44876446 - Set of warrior costume characters , eps10 vector format
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#9701479 - Cartoon Mohawk warrior with a spear. Isolated on white
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36165266 - EPS8 editable vector silhouette of a native American Indian warrior..
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#14656085 - A knight with spear and banner mounted on a powerful horse
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#63212334 - Native American in war dance ritual against indian eagle totem..
Прототип копья недавно был обнаружен при наблюдении за современными обезьянами. Самки шимпанзе в некоторых стаях при охоте на мелких животных систематически использовали острые палки.
Простейшее копьё первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось. Древнейшими известными современному человеку образчиками считаются 8 копий из Шёнингена (Германия) возрастом 300 тыс. лет. В Эфиопии в локации Гадемотта (Gademotta) обнаружены копья с каменными наконечниками возрастом 280 тыс. лет[1]. Возрастом 115—128 тыс. лет датируется копьё из Лерингена (de:Lanze von Lehringen) в Германии[2].
Острога (часто на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.
Подобного устройства копья употреблялись всеми народами до эпохи меди включительно. Колья (или бамбуковые палки с косым срезом) могли выступать в качестве оружия крестьян вплоть до периода средневековья.
Копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости в эпоху среднего палеолита. Они разделились на метательные и рукопашные.
Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.
Если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же он ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.
Однако при переходе к тактике боя в строю стало ясно, что для метания требуется одно копье, а для ближнего боя, — другое. Дело было не в длине или весе, а в балансе. Метательное копье имело центр тяжести, смещённый к наконечнику, а оружие удобнее всего держать вблизи центра тяжести, так что двухметровое копье, приспособленное для метания при использовании в строю, почти не выдавалось бы за линию щитов, зато цепляло бы по ногам три ряда сзади.
Довольно поздно, всего несколько тысяч лет назад, уже при переходе к оседлости кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз, чтобы охватить рукой) и длинный (до 2 м). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.
Македонская фаланга
Копья пехоты
Против пехоты
Особенностью тактики македонской, а затем эллинистической фаланги было дифференцирование оружия по рядам. Первые два её ряда состояли из тяжеловооруженных щитоносцев с одноручными копьями (причем до археологических находок ошибочно считалось, что копья гоплитов второго ряда были длиннее копий гоплитов первого ряда). Начиная же с третьего ряда воины несли сариссы — необычайно длинные копья с массивным противовесом; соответственно таких воинов называли сариссофоры. Сариссы удлинялись с каждым рядом и доходили до 670 см, а вес их при этом (несмотря на крошечный наконечник) мог превышать 6 кг.
Ударов своим оружием сариссофор не наносил. Даже если бы управление сариссой и было осуществимо физически, то он в любом случае не мог видеть врага. Сариссофор обнаруживал противника осязательно, — тыкал копьем, пока оно не упиралась во что-то твердое, после чего начинал напирать, передавая таким образом давление на вражеские щиты не путём подталкивания вперед своих товарищей из передних рядов, а непосредственно. Такой метод борьбы не только позволял напирать на врага наиболее эффективным и экономным путём, но и давал возможность бойцам двух первых рядов не толкаться щитами, а наносить прицельные удары копьями.
Против конницы
Копья, используемые против конницы, произошли от рогатин, используемых на охоте. Рогатина могла также быть применена для удара (хотя неудобное для удержания древко и отсутствие противовеса препятствовали такому использованию), и даже для метания, — но только на несколько метров. При том, пробивная сила такого копья оказывалась хороша, ибо его вес превышал 2 кг. Однако универсальность рогатины не искупала малой её эффективности в случае применения по прямому назначению. Ведь, в сравнении с лошадью, медведь существенно меньше. Для защиты от лошадей требовалось подобное по принципу действия оружие длиной 300—500 см.
Наибольшую актуальность вопрос защиты пехоты от кавалерии приобрел в Европе средних веков. С появлением стремян, конница стала главной ударной силой средневековых армий. Пехота снова стала строиться плотной фалангой, но вооружалась уже не щитами и сариссами, предназначенными для борьбы в основном против пехоты, а гигантскими рогатинами на боевых коней — пиками, — оружием, впрочем, почти столь же длинным, но ещё более неуклюжим, нежели сариссы. Пики, упоминающиеся в Европе, как минимум, с XII века, в отличие от сарисс, не имели противовесов, ибо при отражении атаки кавалерии их тупой конец упирался в землю.
За счет применения наконечника минимального размера и изготовления древка из сравнительно легкого дерева, вес пик удерживался на уровне 4,5 кг, однако точка приложения этой силы имела рычаг порядка двух метров, что делало пику крайне неудобной для удержания.
В бою с пехотой пикой не наносили ударов, её просто направляли на врага и наступали. Конец пики при этом зажимался под мышкой, только так её можно было удержать горизонтально. Либо, если пикинёры располагали кирасами (что стало обычным с конца XV века), тупой конец пики упирался в специальных держатель — «ток», приваренный к кирасе. Такой мерой удавалось достичь более жесткой фиксации пики, что было важно при продавливании ею вражеских доспехов, и несколько увеличить её эффективную длину.
В XVII веке после появления подвижной артиллерии с целью увеличения мобильности войск тяжелая пика стала заменяться легкой — длиной всего 300 см, пригодной в том числе и для нанесения ударов. Легкая пика весила меньше тяжелой — порядка 2,5 кг, но имела значительно большего размера наконечник с парой дополнительных лезвий, выполняющих функцию перекладины, и противовес, что делало её удержание более удобным. Однако и такая пика оставалась слишком длинной для использования в индивидуальном бою. Пикинер по-прежнему носил шпагу или кортик.
Распространялось это новое оружие по Европе медленно: в Швеции легкие пики были приняты в начале XVII века, а в России — только в конце XVII века.
Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала — предпосылки для её принятия возникли лишь тогда, когда борьбу с кавалерией пикинёры стали вести совместно с мушкетерами. Копейщики блокировали атакующую конницу, а мушкетёры из-за их спин расстреливали всадников. С появлением штыков в конце XVII века роль копейщиков стали брать на себя сами мушкетёры, построенные в каре, и пехотные пики начали выходить из употребления. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции, но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение ввиду нехватки ружей.
За пределами Европы пики длиной 400 см для борьбы с колесницами использовались в Китае.
Пики успешно останавливали конницу, но вот как наступательное оружие годились слабо. Поэтому для атаки на остановленную конницу использовались алебарды, бердыши и подобное им оружие. Наиболее эффективным не огнестрельным оружием против конницы в руках латной пехоты оказалась алебарда, которая сочетала свойства копья, длинного топора и крюка для сбрасывания всадника.
Кавалерийские копья
Самые древняя кавалерия — скифы — имели только дротики, которые, впрочем, могли использоваться и в рукопашном бою, но только как исключение. Однако с появлением тяжелой кавалерии в Греции и Македонии появились и копья, удобные для всадника. За основу бралось обычное одноручное копье, центр тяжести которого смещался назад с помощью массивного противовеса. Таким способом увеличивалась досягаемость оружия. Характерно, что первые кавалерийские копья удерживались не в опущенной, а в поднятой руке, удар наносился сверху вниз, в этом случае отдача от удара направлялась большей частью вверх, и всадник даже без стремян оставался в седле. Однако такое копье оказывалось слишком коротким, у греков и македонян до 180 см, у римлян — до 250 см при весе 1 кг.
Скоро македонцы придумали, как использовать в кавалерийском бою и сариссы. Удерживать сариссу длиной 420 см можно было только взяв наперевес, и в этом случае отдача от удара приходилась в горизонтальной плоскости. Не имея стремян, всадник был обречен на падение, но этого не происходило, так как сарисса привязывалась кожаными ремнями к седлу, и ремни поглощали отдачу.
Но и здесь сразу обозначилась проблема. Наконечник сариссы мог врезаться в дерево или в землю, и при таком креплении оружия всадник уже точно должен был упасть, причём вместе со своим конём. Во избежание подобных неприятностей кавалерийским копьям было придано свойство, резко отграничившее их от копий пехотных, а именно ломкость. Древко делалось из самого хрупкого дерева. Привязные сариссы были на вооружении парфянских и эллинистических катафрактов. Однако таким копьем можно было бить только по курсу движения, а сила удара была прямо пропорциональна скорости движения лошади, всадник теперь только направлял его. Возможно, по этой причине римляне до конца остались верны копьям для верхнего удара.
С изобретением стремян кавалерийские копья или пики стали употребляться повсеместно. Обычно они не имели никаких оригинальных особенностей конструкции: вес около 2,3—3,3 кг, ломкое древко 280—340 см, маленький четырёхгранный или плоский наконечник, противовес. Таким они и сохранилось у легкой и средней кавалерии вплоть до XX века.
У восточной кавалерии копье конкурировало с луком и саблей, но в средневековой Европе тяжёлое и длинное копьё было основным оружием первого удара. Правда, во встречном кавалерийском бою после первой сшибки рыцари обычно бросали даже не сломанные копья и продолжали бой на мечах. В бою на копьях преимущество получал тот, кто доставал дальше, потому рыцарские копья постоянно увеличивались, достигнув в итоге 440 см длины при весе в 4 кг и больше. Если легкая кавалерийская пика доставала всего на метр впереди головы коня, то западноевропейское копье тяжёлой кавалерии — на 2-3 метра.
Наносить столь длинным копьем удары стало затруднительно, и, как и в случае с сариссой, всадник мог только направить удар. Особенно это проявилось в XV веке, когда с распространением пластинчатых лат, кавалерийское копье, как и пехотная пика, в боевом положении стало упираться в ток кирасы. Да и без кирас, — сама европейская посадка, будучи максимально прочной, что необходимо для боя на копьях, не позволяла всаднику поворачиваться в седле[3]. Рыцарское копье действовало при курсовых углах плюс-минус 45 градусов.
С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.
Кавалерийское копье рассчитывалось только на один удар. Ведь в бою всадник двигался мимо цели со скоростью 10 м/с, а с учетом сложения скоростей при встречной атаке — и все 20 метров в секунду. С одной стороны это приводило к огромному усилению удара, а с другой — нанеся колющий удар копьем или мечом, особенно если этот удар достигал цели, всадник не только не имел шансов выдернуть своё оружие, но и сам оказывался в плохом положении. Вонзившееся в землю или во врага оружие приобретало относительно своего владельца опасно быстрое движение. Перелом древка представлялся предпочтительнее перелома руки, а то и шеи.
Всадники так привыкли к тому, что после удара копьем у них в руках остается палица, что когда в XVI веке пики стали заменяться пистолетами, этот принцип был сохранен: пистолеты XVI—XVII веков имели на рукоятке увесистое «яблоко» и после выстрела превращались в дубинку.
Сражаясь в пешем строю рыцари часто использовали свои кавалерийские копья как одноручные. Собственно, такое копье и должно было удерживаться одной рукой. Но из-за чрезмерной длины кавалерийское копье оказывалось не очень удобным оружием для пехотинца. Из-за ломкости оно не могло выполнять и функции пики.
На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато наконечник увеличился, став широким, плоским и нередко изогнутым. Будучи сделан из дамаска, он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и теперь не обламывался в ране, а выворачивался из неё. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.
На Руси с 15 века рогатины стали оружием русской тяжелой кавалерии (поместная конница). Затем проникли в Европу, где стали протазанами. Длина их при весе в 1,5 кг уже не превышала 250 см, но ими можно было наносить разнообразные удары во все стороны.
Копья для охоты
Наряду с военным применением, а может быть и раньше, копьё использовалось и как оружие для охоты и рыбалки. Особенности охоты на того или иного зверя постепенно породили и особые виды копий — точно подобранного веса и длины, со специальным наконечником, и с древком, изготовленным из строго определённой породы дерева. Так появились дротик, гарпун, трезубец и кабанье копьё.
В Европе, где охота на крупного зверя долгое время оставалась привилегией высшей аристократии, изготавливались копья для охоты с исключительно дорогой отделкой, — некоторые из них хранятся в оружейных палатах дворцов и в музеях. В XVIII веке охота с копьём была почти полностью вытеснена охотой с огнестрельным оружием, однако из соображений престижа некоторые охотники выходили и продолжают выходить на охоту с этим первобытным снаряжением.
Охота с копьём была модной в 1930-е годы в Германии. В конце XX-го века, вместе с модой на «естественную охоту» (с луком или арбалетом), возрос интерес и к охотничьим копьям.
org-wikipediya.ru
Легенды о копье Всевластья (4 фото)
Древняя реликвия христиан — черный наконечник копья, чей «возраст» исчисляется тысячелетиями, — ныне хранится в Венском музее, в бывшем дворце Габсбургов Хофбурге. По легенде, именно этим копьем проткнули тело Спасителя, распятого на кресте, и запятнали Его кровью. На протяжении многих веков считалось, что обладание этим копьем дарует власть над миром.
Первым территориальным захватом, осуществленным Гитлером после прихода к власти, стало насильственное присоединение к Германии Австрии. Да, уже тогда в воспаленном мозгу фюрера созрела идея мощной геополитической экспансии, которая должна была привести к созданию могучего Третьего рейха. Однако существовали и другие — скрытые, но едва ли не более весомые — причины, по которым бывший ефрейтор так рвался в Австрию.
Дело в том, что у Гитлера была одна заветная мечта: он стремился стать владельцем одной из главных реликвий христианства,хранившейся в венском музее Хофбург, в бывшем дворце Габсбургов. Нет, фюрер не собирался ограничиваться завоеванием Польши, Франции, России и уж тем более не собирался становиться банальным коллекционером.
В своем воображении этот несостоявшийся художник являлся хозяином всего мира — ни много ни мало. Но для этого Гитлеру нужно было завладеть невзрачным черным куском древнего металла...
Евангелие Рабулы, 586 г. Распятие. Над головой солдата надписано его имя: ΛΟΓΙΝΟС.
История эта началась в 1909 году, когда молодой живописец Адольф Гитлер впервые побывал в Зале сокровищ Венского музея. Перед ним в одной из витрин на алом бархате чернело копье Оттона III — императора Священной Римской империи.
Точнее, не само копье, а его наконечник. В тот день будущий убийца миллионов кожей, нервами ощутил некие незримые волны всесокрушающей мощи, исходившие от древней реликвии. И Гитлер словно сошел с ума: ежедневно, как на работу, он являлся в музей и часами безмолвно простаивал перед заветной витриной. Но его воображение не стояло на месте.
Художник видел, как он бережно поднимает с бархата священный предмет, крепко сжимает его в своих руках, чтобы уже никогда и никому не отдать... Будущий фюрер искренне верил, что в этом случае мощь копья вольется в него самого и поможет поставить этот мир на колени. А пока ему оставалось лишь молиться на копье Оттона и мечтать...
Надо сказать, что с психикой у Гитлера было далеко не все в порядке. Естественно, что при таком положении вещей столь глубокое увлечение конкретным предметом просто не могло не перерасти в открытую манию. Так и произошло в 1917 году, после того как молодой Адольф Гитлер провел вместе с тремя приятелями (одним из них был Альфред Розенберг) спиритический сеанс и пообщался с духом некоего немецкого князя. Потусторонний собеседник заявил: новым предводителем Германии сможет стать только тот, в чьих руках окажется копье Оттона...
Через полтора десятилетия бывший ефрейтор и убежденный мистик, а теперь глава Новой Германии и «ариец № 1» решил, что настало время прибрать древнюю реликвию к рукам.
На дворе стоял 1935 год, рейх еще только начал крепнуть, однако уже алчно поглядывал на «братскую» Австрию. Гитлер успел открыть так называемый Центр нацистской религии, которому впоследствии предстояло стать «Ватиканом СС»; один из главных залов сего заведения назывался Комнатой Копья и предназначался для хранения копии копья Оттона III.
Однако фюреру нужен был оригинал реликвии... Так что спустя три года он дал «добро» на вторжение в Австрию, однако сделал особое распоряжение: для сохранности копья следовало принять особые меры и не позволить властям противника вывезти раритет из страны.
В марте 1938 года нацисты вторглись в суверенную альпийскую республику, и ее президент Миклас прежде всего распорядился эвакуировать исторические ценности из дворца Габсбургов. Чтобы не допустить попадания раритетов в руки захватчиков, полицейские подразделения были направлены к Хофбургу. Однако местные эсэсовцы заставили отступить стражей порядка: копье Оттона должно было любой ценой достаться Гитлеру...
Наконец, после стольких лет мечтаний, древний черный наконечник лег на ладонь человека, подмявшего под себя Германию и мечтавшего о покорении мира. Для этого фюрер, плюнув на многочисленные государственные, партийные и военные дела, лично явился в Зал сокровищ, который до этого момента усиленно охранялся отборными частями 8-го армейского корпуса немецкой армии.
13 октября 1938 года копье Оттона с особыми почестями и предосторожностями на специальном бронепоезде доставили в Нюрнберг, где поместили в церкви Святой Екатерины. В Германию, нужно сказать, реликвия путешествовала в достойной компании: нацисты прежде всего вывезли из Хофбурга лоскут скатерти, покрывавшей стол во время Тайной вечери, кошель святого Этъена, зуб Иоанна Крестителя и другие христианские реликвии. Теперь Гитлер был уверен, что у него имеется все необходимое для перекраивания карты Европы и создания «Нового Рима».
Чудесное обретение копья в Антиохии. Благодаря этой находке рыцари Первого крестового похода в 1098 году одержали победу над атабеком Мосула.
Что заставляло германского лидера мечтать об обладании пусть и древним, но вполне стандартным наконечником копья? Почему он верил, что от покоившегося на алом бархате черного металла исходит неземная сила? Было ли такое отношение к копью Оттона лишь результатом болезненного состояния высокопоставленного мистика? Вовсе нет. Эта древняя реликвия действительно имеет право претендовать на звание одной из самых больших загадок прошлого.
Предыстория копья Оттона III насчитывает тысячи лет, причем все это время повторялась странная, необъяснимая ситуация: человек, сумевший завладеть черным наконечником, вскоре завоевывал мир...
Если верить историческим свидетельствам, удивительное копье было изготовлено еще по приказу третьего первосвященника Иудеи Финееса. Сей почтенный деятель прославился тем, что обладал незаурядными способностями в области магии и каббалистики, причем постоянно работал над развитием своего дара.
Так что наконечник загадочного копья ковался с соблюдением сакрально-мистических ритуалов и должен был символизировать магические силы крови иудеев как избранного народа. Надо сказать, что этот оскорбительный для «чистых арийцев» момент Гитлер как-то предпочел опустить, а то и вовсе постарался забыть о нем.
Как бы там ни было, но факт остается фактом: с момента своего возникновения копье триумфально шествовало по миру. Человек, завладевший им, становился удивительно удачливым. История наконечника, написанная кровью, повествует о гибели целых государств и рождении новых могущественных империй. Так, в разные времена им владели самые, пожалуй, знаменитые личности в мировой истории.
Легендарный военачальник Иисус Навин с копьем в руках атаковал надежнейшие стены Иерихона, и те внезапно пали, хотя осада этого города считалась, честно говоря, авантюрой. Затем черный наконечник служил Ироду Великому — тому самому, который, согласно легенде, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола в Иудее. Века сменялись веками, а загадочное копье, покрытое славой, продолжало свой путь по миру.
Никто уже не сомневался, что оно способно наделять своего владельца сверхчеловеческими возможностями и давать ему право вершить судьбы государств. Только вот будет ли очередной хозяин реликвии творить великое Добро или столь же внушительное Зло, не мог сказать никто.
Со временем у черного наконечника появилось имя — Копье Всевластия. Оно успело побывать в руках римского императора Константина Великого, который вскоре провозгласил христианство официальной религией. Затем Копье Всевластия в разное время принадлежало многим властителям. Непобедимые орды Аттилы пали под натиском войск короля остготов Теодориха, практически не расстававшегося с этим древним оружием.
Предводитель франков Карл Мартелл, «унаследовавший» Копье Всевластия, не дал арабам вторгнуться в Западную Европу, разбив их наголову. Постоянно (даже во время сна!) держал около себя черный наконечник объединитель и властитель всей Европы Карл Великий, на чьем счету были победы в 47 военных походах. Очередным владельцем Копья Всевластия затем стал Оттон III Великий, император «Священной Римской империи германской нации».
Фридрих Барбаросса и еще 40 других германских императоров не давали Копью Всевластия уйти на заслуженный отдых, а его славе — померкнуть и затеряться среди многочисленных древних легенд. Наводило оно ужас на противника и в крестовых походах, предпринятых Фридрихом II.
Следует сказать, что именно это древнее оружие вдохновило крестоносцев на создание одного из самых грозных и могущественных рыцарских орденов — Тевтонского ордена; кстати, потеряв связь с черным наконечником, он стал приходить в упадок, и рыцари веками мечтали вернуть святыню в руки своего главы.
Побывало Копье Всевластия также в руках представителей первой династии французских королей — Меровингов, которых ряд историков считает прямыми потомками Иисуса Христа. А Наполеон Бонапарт вообще не расставался с реликвией ни днем ни ночью. Однако надо же было такому случиться, что у корсиканца древний раритет украли аккурат перед началом похода на Москву (если верить мистикам), в противном случае карта мира в настоящий момент имела бы совсем другой вид.
Почему же властители и завоеватели всех мастей и народов прилагали столько усилий ради обладания старинным копьем? Почему таинственный кусок металла оказался так прочно связан с понятиями «власть» и «победа»? Почему орудие убийства окружено таким почетом в христианском мире и считается одной из главных реликвий христианства? Для того чтобы ответить на эти вопросы, стоит вначале привести еще одно название древнего наконечника, ставшее в наше время наиболее распространенным, — Копье Лонгина...
В историю христианства под именем Лонгин вошел не кто иной, как Гай Кассий, капитан стражи, который был наделен особыми полномочиями при осуществлении государственных церемоний, правосудия и казней. Именно этот человек наблюдал за ходом казни Христа на Голгофе, и он же, проверяя, жив ли распятый, уколол копьем обмякшее тело, чтобы узнать, скончался ли казненный. Тогда заструившаяся кровь показала, что казнимый все еще жив...
Так вот, черный наконечник, который проткнул тело Спасителя, несущий на себе следы его запекшейся крови, — это и есть то самое Копье Всевластия. Понятно, что в течение тысячелетий не раз возникала путаница, неведомо откуда выплывали подделки.
Так что в наши дни на звание Копья Лонгина претендуют сразу три наконечника: помимо Копья Оттона из австрийского музея, это его двойник, хранящийся в Ватикане, а также краковская реликвия. Тем не менее, большинство исследователей безапелляционно заявляют, что истинным является все же копье, хранившееся во дворце Габсбургов.
Есть еще один артефакт. Так называемое Армянское копье. Эта реликвия находится в Армении, в сокровищнице Эчмиадзина (новое название Вагаршапат). Там оно хранится с XIII века; до этого находилось в Гегардаванке (Армения), куда было привезено, как считается, апостолом Фаддеем. (Гегардаванк дословно переводится как «Монастырь копья».)
Зарисовка ватиканского копья
Венская реликвия в нынешнем виде с золотыми накладками
Венское копьё со снятыми золотыми накладками
Краковское копьё, официально признанное копией венского, но при этом несколько отличающееся от него по форме
Армянское копьё
Но возвратимся к Гитлеру. Видимо, даже древнему наконечнику, видевшему на своем долгом веку много крови, новый владелец пришелся не по вкусу. Сначала Гитлер действительно победоносно шествовал по Европе, но затем удача стала потихоньку отворачиваться от него. Однако фюрер не терял надежды «приручить» реликвию. Когда в небе над Нюрнбергом появились английские бомбардировщики, начавшие буквально перепахивать город, под старой крепостью специально для Копья Всевластия оборудовали бронированный бункер.
И все же в октябре 1944 года одна из бомб попала в подземное хранилище священных ценностей. Тогда же началась агония Третьего рейха... А Гитлер кинулся спасать не страну, не нацию, а воплощение своей мечты, которое считал залогом достижения мирового господства.
Чтобы сохранить Копье Лонгина и другие предметы мистического поклонения, их решили тайно вывезти из разрушенного бункера и укрыть в специальной камере в скале. А чтобы сбить противника с толку, одновременно с этой операцией осуществлялась аналогичная, якобы засекреченная (на деле, слухи о «спасении копья» старательно и аккуратно распространялись). Некий ценный груз из подземелья Нюрнбергской крепости якобы перевозили к австрийскому озеру Целль, неподалеку от Зальцбурга. Там таинственные ящики утопили в водах озера. Но...
Несмотря на истинно немецкую аккуратность и дотошность при подготовке основной операции и операции «прикрытие» исполнители приказа допустили роковую ошибку.
По понятным причинам Копье Лонгина в списке вывозимых предметов не фигурировало. Древний наконечник внесли в него под одним из наименее известных его имен — «копье святого Маврикия». Однако в экспозиции хранился также меч святого Маврикия.
Его-то мало сведущие в истории солдаты и отправили в скальную камеру, тщательно завернув в стекловату и упаковав в футляр из чистой меди... А Копье Лонгина тем временем было брошено без присмотра в разбитом бункере среди третьесортных экспонатов! И тут реликвия, похоже, окончательно вышла из себя. Разгром фашистских войск стал настолько очевидным, что счет шел уже на дни.
30 апреля 1945 года американцы обнаружили как изувеченное подземелье, так и оставшиеся в нем ценности. Среди прочих на разбитых витринах покоился также невзрачный черный наконечник копья, который янки назвали «какой-то железякой». Не только солдаты, но и высший офицерский состав, конгрессмены и сенаторы не заинтересовались неказистой на вид реликвией.
Может, на том бы и закончилась история Копья Лонгина и оно стало бы числиться утраченным, если бы не некий американский генерал, в те дни находившийся далеко от Нюрнберга. Он серьезно увлекался историей, мифологией, древними мистериями и был в этих вопросах подлинным знатоком.
Так что, краем уха услыхав о находке «непонятной железяки», он сразу же примчался в Нюрнберг и восстановил статус-кво. Спустя пару месяцев генерал Кларк по распоряжению Эйзенхауэре торжественно передал реликвию бургомистру Вены. Кстати, как только Гитлер узнал о пропаже Копья Всевластия, он покончил с собой.
...Но Копье Лонгина, вполне возможно, вовсе не хранится под витринным стеклом во дворце Хофбург. Ведь с 1945 года гуляют упорные слухи, что американцы решили не расставаться с древним залогом власти и поэтому подсунули хозяевам реликвии прекрасно выполненную копию (на ее-то создание и потребовались месяцы, в течение которых копье находилось у янки). А сам оригинал и по сей день находится в США, помогая ковать новую — уже финансовую — империю...