Именины. Христианские имена. Древние христианские имена
Славянские (дохристианские) имена и их значение.
Бажен — желанное дитя, желанный.Тоже значение имеют имена: Бажай, Бажан. От этих имен возникли фамилии: Бажанов, Баженов, Бажутин.
Бажена — женская форма имени Бажен.
Белослав — От БЕЛ — белый, белеть и СЛАВ — славить.Сокращенные имена: Беляй, Белян. От этих имен возникли фамилии: Белов, Белышев, Беляев.
Белослава — женская форма имени Белослав.Сокращенное имя: Беляна
Беримир — заботящийся о мире.
Берислав — берущий славу, заботящийся о славе.
Берислава — женская форма имени Берислав.
Благослав — прославляющий доброту.
Благослава — женская форма имени Благослав.Сокращенные имена: Блага, Благана, Благина.
Блуд — распутный, непутевый.Одно из "отрицательных" имен. От этого имени возникла фамилия: Блудов. Историческая личность: Блуд — воевода Ярополка Святославича.
Богдан — ребенок данный Богом.Тоже значение имеет имя: Божко. От этих имен возникли фамилии: Богданин, Богданов, Богдашкин, Божков.
Богдана — женская форма имени Богдан.Сокращенное имя: Божена.
Боголюб — любящий Бога.От этого имени возникла фамилия: Боголюбов.
Богомил — милый Богу.Тоже значение имеет имя: Богумил.
Божидар — подаренный Богом.
Божидара — женская форма имени Божидар.
Болеслав — прославленный.Историческая личность: Болеслав I- польский король.
Болеслава — женская форма имени Болеслав.
Боримир — борец за мир, миротворец.
Борислав — борец за славу.Сокращенные имена: Борис, Боря. От этих имен возникли фамилии: Борин, Борискин, Борисов, Борисихин, Боричев, Борищев. Историческая личность: Борис Всеславич Полоцкий — князь Полоцкий, родоначальник Друцких князей.
Борислава — женская форма имени Борислав.
Борщ — одно из персонифицированных имен растительного мира.В дословоном переводе: Борщ — ботва растений. От этого имени произошла фамилия Борщев.
Боян — сказатель.Имя образовалось от глагола: баять — говорить, рассказывать, воспевать. Тоже значение имеют имена: Баиан, Баян. От этих имен произошла фамилия: Баянов. Легендарная личность: песнотворец — Боян.
Бояна — женская форма имени Боян.
Братислав — От БРАТИ — бороться и СЛАВ — славить.
Братислава — женская форма имени Братислав.
Бронислав — защитник славы, оберегающий славу.Тоже значение имеет имя: Бранислав. Сокращенное имя: Броня.
Бронислава — женская форма имени Бронислав.
Брячислав — от БРЯЧИ — бряцать и СЛАВ — славитьИсторическая личность: Брячислав Изяславич — князь Полоцкий.
Будимир — миротворец.От этого имени произошли фамилии: Будилов, Будищев.
Велимир — большой мир.
Велимира — женская форма имени Велимир.
Велимудр — многознающий.
Велислав — большая слава, наиславнейший.
Велислава — женская форма имени Велислав.Сокращенные имена: Вела, Велика, Величка.
Венцеслав — посвящающий славе, увенчанный славой.
Венцеслава — женская форма имени Венцеслав.
Вера — вера, верная.
Веселин — веселый, жизнерадостный.
Веселина — женская форма имени Веселин.Тоже значение имеет имя: Весела.
Владимир — владеющий миром.Тоже значение имеет имя: Володимер. От этого имени произошли фамилии: Владимиров, Владимирский, Володимеров, Володин, Володичев. Историческая личность: Владимир IСвятославич Красное Солнышко — князь Новгородский, великий князь Киевский.
Владимира — женская форма имени Владимир.
Владислав — владеющий славой.Тоже значение имеет имя: Володислав. Сокращенное имя: Влад. Историческая личность: Володислав — сын Игоря Рюриковича.
Владислава — женская форма имени Владислав.Сокращенное имя: Влада.
Воислав — славный воин.Сокращенные имена: Воило, Воин. От этих имен произошли фамилии: Воейков, Войников, Воинов. Историческая личность: Воин Васильевич — из рода Ярославских князей.
Воислава — женская форма имени Воислав.
Волк — одно из персонифицированных имен животного мира.От этого имени произошла фамилия: Волков.
Ворон — одно из персонифицированных имен животного мира.От этого имени произошли фамилии: Воронихин, Воронов.
Воротислав — возвращающий славу.
Всеволод — властелин народа, всем владеющий.От этого имени произошли фамилии: Всеволодов, Всеволожский. Историческая личность: Всеволод IЯрославич — князь Переяславский, Черниговский, великий князь Киевский.
Всемил — всеми любимый.
Всемила — женская форма имени Всемил.
Всеслав — всеславящий, знаменитый.Тоже значение имеет имя: Сеслав. От этого имени произошла фамилия: Сеславин.Историческая личность: Всеслав Брячиславич Полоцкий — князь Полоцкий, великий князь Киевский.
Всеслава — женская форма имени Всеслав.
Вторак — второй сын в семье.Тоже значение имеют имена: Второй, Вторуша. От этих имен произошли фамилии: Второв, Вторушин.
Вячеслав — наиславнейший, самый славный.Тоже значение имеет имя: Вацслав, Вышеслав. От этих имен произошли фамилии: Вышеславцев, Вячеславлев, Вячеславов. Историческая личность: Вячеслав Владимирович — князь Смоленский, Туровский, Переяславский, Вышгородский, великий князь Киевский.
Искрен — искренний.Тоже значение имеет имя: Искро.
Искра — женская форма имени Искрен.
Истислав — славящий истину.
Истома — томимый (возможно связано с тяжелыми родами).От этого имени произошли фамилии: Истомин, Истомов.
Казимир — показывающий мир.
Казимира — женская форма имени Казимир.
Кощей — худой, костлявый.От этого имени произошли фамилии: Кощеев, Кащенко.
Красимир — прекрасный и мирный
Красимира — женская форма имени Красимир.Сокращенное имя: Краса.
Крив — одно из "отрицательных" имен.От этого имен произошла фамилия: Кривов.
Лада — любимая, милая.Имя славянской Богини любви, красоты и брака.
Ладимир — ладящий миром.
Ладислав — cлавящий Ладу (любовь).
Лебедь — персонифицированное имя животного мира.Тоже значение имеет имя: Лыбедь. От этого имени произошла фамилия — Лебедев. Легендарная личность: Лыбедь — сестра основателей города Киев.
Лудислав
Лучезар — светящий луч.
Любим — любимый.От этого имени произошла фамилия: Любимов.
Любовь — любимая.Тоже значение имеет имя: Любава. От этих имен произошли фамилии: Любавин, Любимцев, Любавин, Любин, Любушин, Любимин.
Любомила — любимая, милая.
Любомир — любящий мир.
Любомира — женская форма имени Любомир.
Любомысл — любящия размышлять.
Любослав — любящий славу.
Людмил — милый людям.
Людмила — женская форма имени Людмил.Историческая личность: Людмила — чешская княгиня.
Мал — маленький, младший.Тоже значение имеет имя: Малой, Младен. От этих имен произошли фамилии: Малеев, Маленков, Мальцов, Малышев. Историческая личность: Мал — древлянский князь.
Малуша — женская форма имени Мал.Тоже значение имеет имя: Млада. От этих имен произошла фамилия: Малушин. Историческая личность: Малуша — жена Сятослава Игоревича, мать Владимира Святославича.Мечислав — прославляющий меч.
Милан — милый.Тоже значение имеет имя: Милен. От этих имени произошли фамилии: Миланов, Миленов.Милана — женская форма имени Милан.Тоже значение имеют имена: Милава, Милада, Милена, Милица, Умила. От этих имен произошла фамилия: Милавин. Историческая личность:
Умила — дочь Гостомысла.
Милован — ласкающий, заботливый.
Милорад — милый и радостный.От этого имени произошла фамилия: Милорадович.
Святополк — предводитель священного войска.Историческая личность: Святополк IЯрополкович — великий князь Киевский.
Святослав — священная слава.Сокращенное имя: Святоша. Историческая личность: Святослав IИгоревич — князь Новгородский и великий князь Киевский.
Святослава — женская форма имени Святослав.
Славомир — мирнославящий.
Соловей — персонифицированное имя животного мира.От этого имени произошли фамилии: Соловей, Соловьев. Легендарная личность: Соловей Будимирович — герой из былин.
Сом — персонифицированное имя животного мира.
Снежана — беловолосая, холодная.
Станимир — устанавливающий мир.
Станимира — женская форма имени Станимир.
Станислав — устанавливающий славу.От этого имени произошла фамилия: Станищев. Историческая личность: Станислав Владимирович — князь Смоленский.
Станислава — женская форма имени Станислав.
Стоян — крепкий, несгибаемый.
Судимир
Судислав
Твердимир — от ТВЕРД — твердый и МИР — мирный,мир.
Твердислав — от ТВЕРД — твердый и СЛАВ — славить.От этого имени произошли фамилии: Твердилов, Твердиславов, Твердиславлев.
Творимир — создающий мир.
Тихомир — тихий и мирный.От этого имени произошла фамилия: Тихомиров.
Тихомира — женская форма имени Тихомир.
Тур — персонифицированное имя животного мира.Легендарная личность: Тур — основатель города Туров.
Храбр — храбрый.
Часлав — чающий славы.
Часлава — женская форма имени Часлав.Тоже значение имеет имя: Чеслава.
Чернава — темноволосая, смуглаяТоже значение имеет имя: Чернавка. От этих имен произошли фамилии: Чернавин, Чернавкин.
Щука — персонифицированное имя животного мира.
Ярило — солнце. Ярило — Бог плодов в виде солнца. От этого имени произошла фамилия: Ярилин.
Яромир — солнечный мир.
Ярополк — предводитель солнечного войска.Историческая личность: Ярополк IСвятославич — великий князь Киевский.
Ярослав — славящий Ярилу.От этого имени произошла фамилия: Ярославов. Историческая личность: Ярослав IВладимирович — князь Ростовский, князь Новгородский, великий князь Киевский.
Ярослава — женская форма имени Ярослав
playroom.ru
» Именины. Христианские имена
Христианские мужские имена:А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Христианские женские имена:А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х
Именины – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.См. Именинный пирог Наталья Сухинина
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для святой воды, красивые свечи для молитвы, книги , аудио и видеодиски духовного содержания.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому: Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.Некоторые молитвы ко святым.
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»Антоний, митрополит Сурожский
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.
Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».
В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого «подтвержден» написанным именем.Почтительность к высоким именам выражалась и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами Св. Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения Имени и Сущности имеет свои корни в философии и богословии, как проблема соотношения Энергии и Сущности, которую разрабатывали еще неоплатоники, а в Средние века — Св. Фома Аквинат и Св. Григорий Палама.
Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей» (досовское «имя», конечно, шире понятия «личное имя»). В те же годы новомученик о. Павел Флоренский развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имели определенный склад личности и «определенную кривую жизненного пути», как носители имен, более того, как «наилучшие их выразители» («по имени — житие, а не по житию — имя»). Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как «эмблему» и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
(57)
verum.cerkov.ru
Христианские имена мальчиков
В православной традиции мальчиком принято давать имена Святых, чью память празднуют в день рождения ребенка. На данный момент по православным Святцам есть огромный выбор разных христианских имен, причем имен мальчиков значительно больше, чем девочек. Если вы хотите дать ребенку христианское имя, то вы можете изучить православные Святцы и подобрать для себя подходящий вариант. Были традиции, когда ребенку давали имя по дате рождения или на 8-й день после рождения. Сейчас многие церкви разрешают брать любое имя месяца из Святцев, главное, чтобы день Святого не прошел. Или же семья выбирает наиболее почитаемого в семейном кругу Святого.
Выбирая христианские имена мальчиков, не забудьте проверить созвучность имени мальчика с его фамилией и отчеством. Немаловажную роль играет и значение имен. Чтобы мальчик был смелым, мужественным и сильным его нужно наделить именем с аналогичным значением. Если вы выбрали несколько имен и терзаетесь в сомнениях, запишите эти имена на лист бумаги и прочитайте вслух, желательно вместе с отчеством. Хорошо, если в этом деле у вас будут помощники в лице бабушек и дедушек. Они смогут помочь вам в этом нелегком деле. Специально для вас мы собрали все христианские имена мальчиков в один список. Надеемся, что нижеследующий список имен поможет вам с выбором.
Христианские имена мальчиков:
Адам
Герасим
Константин
Прокоп
Аким
Герман
Кузьма
Прохор
Александр
Григорий
Лаврентий
Роман
Алексей
Давид
Лев
Ростислав
Антон
Даниил
Леонид
Савва
Аркадий
Денис
Леонтий
Севастьян
Арсений
Дмитрий
Лука
Семен
Артем
Евгений
Макар
Серафим
Афанасий
Егор
Максим
Сергей
Валентин
Елизар
Марк
Степан
Валериан
Емелъян
Михаил
Тарас
Валерий
Ефим
Наум
Тимофей
Василий
Ефрем
Никандр
Трофим
Венедикт
Захар
Никанор
Фадей
Вениамин
Иван
Никита
Федор
Виктор
Игнат
Никифор
Федот
Виталий
Игнатий
Николай
Феликс
Влас
Илья
Нифонт
Феодосий
Всеволод
Иннокентий
Павел
Феоктист
Вячеслав
Ипполит
Панкрат
Филипп
Гавриил
Ираклий
Петр
Юлиан
Геннадий
Кирилл
Порфирий
Юрий
Георгий
Климент
Прокл
Яков
www.astromeridian.ru
Краткая история русских имен
Соцопрос:»Выбор имени ребенкуПомощь сайту (?)Вы можете отблагодарить автора за полезную информацию, которую нашли на сайте. Добровольные пожертвования необходимы в первую очередь для поддержки работы сайта (оплата доменного имени, хостинга), для дальнейшего развития сайта.а) с яндекс-кошелькаб) с банковской карты
Имена русских: основные вехи истории
Поделиться ссылкой:
СТАТЬИ ОБ ИМЕНАХ АвгустинаАврораАдельАзалияАидаАйгеримАйгульАйданаАйрисАланАлександрАлександраАлексейАлинаАлисаАллаАнастасияАнатолийАнгелинаАндрейАндроникАннаАнтонArdaАринаАртемийАртемАртурАскарБогданБорисВалерийВарлаам, ВарламВасилийВасилис(с)аВасилискВикторВиталийВладимирВладиславГеннадийГеоргийГригорийДанилДенисДмитрийЕвгенийЕвдокияЕвфросиния, ЕфросинияEthanИванИгнатийИгорьИльяИсидорJaydenКонстантинLachlanМаксимМихаилНикитаНиколайОлегПавелПамфамирПетрРоманСемен, СимеонСергейСнежана, Снежанна, СнежинаСтепанФедорЮрийЮсуф ↑выберите имя из списка и нажмите на него – откроется страница с этимологией имени; список периодически пополняется
Количество личных имен, активно используемых русским народом для наречения детей, относительно невелико. В прошлом круг имен активного употребления был шире. В истории системы личных имен русских выделяют несколько периодов.
Древнейший период
Период параллельного бытования мирских и христианских имен
Период почти монопольного бытования христианских имен
Период после отделения церкви от государства в 1918 г.
Древнейший период (до 980 г.)
Николай Рерих, «Славяне на Днепре»
Применительно к этому времени говорить о русском народе не приходится. Корректно говорить о восточных славянах как о предках русских, украинцев, белорусов. Соответственно говорить надо не о русских именах, а о восточнославянских именах. Сведения об именах, используемых в этот период, скудны. Они известны из исторических памятников VI–X веков (преимущественно греко-византийских).
Вообще в этот период личное имя было основным способом именования человека. Многие имена образовывались от слов родного языка. Приведем примеры некоторых из них, представленных в «Словаре древнерусских имен собственных» Н. М. Тупикова. В скобках указан год фиксации письменными памятниками.
Как видим, имена были одноосновные, двухосновные и двусловные. Особенно интересны двухосновные имена. По свидетельству извесных лингвистов В. В. Иванова и В. Н. Топорова, употребление сложных слов в качестве собственных имен, широко представленное в санскрите, отражает древнейший индоевропейский тип именования лица. Корневая основа двухосноных славянских имен обширна – насчитывает несколько сот. Однако наиболее распространенными являются основы мир (Тихомир, Творимир, Ратимир, Миродар, Миромир), влад (Владивой, Владимир, Владислав, Рогволод), слав (Славимир, Славомил, Богуслав, Борислав, Всеслав). Часты также бог, бор, гост, град, добр, рад, свят, яр и другие.Двухосновные имена еще называют «княжескими», хотя это неправильно. Летописи донесли множество имен бояр, воевод, посадников, новгородцев, псковичей и других горожан с «княжескими» именами. И все же, заметно пристрастие к именам на слав в польских королевских фамилиях, у киевских князей, у князей прибалтийских славян.
Уже в древнерусский период в именнике восточных славян были представлены имена, к которым находятся параллели в других языках: в иранских (мужские Прастен, Фроутан, женское Сфандра), венето-иллирийских (Егри, Уто, Кол, Гуды), скандинавских (Игорь, Глеб, Олег, Ольга).
Период параллельного бытования мирских ихристианских имен (от 988 г. до конца XVII века)
Василий Перов, «Крещение Руси»
Официальной датой крещения Руси принято считать 988 г. Однако, безусловно, проникновение христианства на Русь началось задолго до этой даты. Одно из следствий принятия Русью в качестве официальной религии христианства – обращение к новым именам, привнесенным новой религией.
Эти имена возникли в разных языках – в греческом (Александр, Андрей, Василий; Анастасия, Екатерина, Ксения и другие), в латинском (Виктор, Константин, Максим; Марина, Наталья и другие), в древнееврейском (Даниил, Иван, Илья; Анна, Елизавета, Мария и другие) и некоторых других.
Распространению христианских имен способствовал культ христианских святых. Как известно, у христиан (у православных, католиков) каждый день отмечается день памяти того или иного христианского святого. И со временем развился обычай называть детей из христианских семей именами, которые в календаре стоят близко к дню рождения или дню крещения ребенка. Сам календарь называют месяцесловом, а в народе – святцами. Однако христианские имена на Руси утверждались постепенно, по мере утверждения христианства.
Существовал длительный период параллельного бытования имен христианских (крестильных) и мирских (некрестильных). На практике это выглядело так: человек носил два имени – крестильное и мирское. При этом, как отмечал известный русский историк Н. И. Костомаров, и в XVI и XVII веках мирские имена употреблялись чаще крестильных.
И все же, к концу XVII века мирские имена практически вышли из употребления. Из всего многообразия исконно русских (или славянских) имен в христианский именослов вошли только единичные. Это в основном двухосновные имена русских или славянских князей, причисленных к лику святых (Владимир, Вячеслав, Людмила), также имена Горазд, Кукша.
Состав мирских имен рассматриваемого периода известен по ряду словарей и исследований. Наиболее распространенными из них были Бажен, Баран, Бык, Волк, Дружина, Ждан, Истома, Неждан, Некрас, Нечай, Смирной, Томило и другие. О составе мирских женских имен известно немного, так как сведения о лицах женского пола в памятниках истории встречаются редко. В словаре Н. М. Тупикова приведено только 47 женских древнерусских имен (помимо имени Ольга – Безручка, Белуха, Всеслава, Голуба, Гостена, Забава, Любава, Милава, Несмеяна, Рогнеда, Смиренка, Чернява и другие.
Период почти монопольного бытованияхристианских имен (XVIII век – 1918 г.)
Рукописный месяцеслов конца XVIII – начала XIX века (фото с 5arts.info)
После XVII века мирские имена сошли со сцены, хотя отдельные случаи использования неканонических (нецерковных) имен наблюдались и в XVIII, и в XIX веках. В практике наречения стали господствовать имена из православного календаря. Однако это не означает, что использовались все имена из святцев. На самом деле установился довольно компактный именослов, наиболее удачно вписавшихся в русский язык по своим прежде всего фонетическим характеристикам.
Многие мужские церковные имена вряд ли когда-либо использовались для наречения (сравните такие непривычные имена из святцев, как Авундий, Апрониан, Астион, Варсис, Епенет, Еспер, Зевин, Иакихсол, Игафракс, Исавр, Мариав, Нерангиос, Реас, Сеннис, Суимвл, Троадий, Фавмасий). Несколько иначе обстоит дело с женскими именами, которых в святцах намного меньше, чем мужских. Однако и здесь установилось наиболее частотное ядро.
Какие имена были частыми в этот период? Как показал В. А. Никонов на примере женских имен XVIII века, у разных классов были свои предпочтения в выборе имен. Преимущественно у крестьянок бытовали Василиса, Гликерия, Мавра, Федосья, Фекла. Преимущественно у крестьянок и купчих – Прасковья, Ирина, Матрена, Марфа, Дарья. А вот дворянки в основном носили имена Мария, Наталия, Варвара.
Социальное расслоение в сфере выбора мужских имен (правда, для рубежа XIX–XX веков) показал А. Я. Шайкевич. Так, имена Александр, Николай, Константин весьма часты у представителей царского двора, у архитекторов, преподавателей гимназии, генералов и офицеров, врачей. Но встречаются раза в два-три реже у таких профессиональных групп, как извозчики, владельцы питейных заведений, сапожники, торговцы обувью. В то же время наиболее частые для булочников имена Иван, Василий, Федор у представителей царского двора и у архитекторов встречаются раза в четыре реже.
В рассматриваемый период наблюдались и географические различия в употреблении имен. Однако, в целом, они не столь существенны. Мной проанализированы составы имен новорожденных 1876 г. из православных семей таких городов, как Верный (ныне Алматы), Петропавловск и Уральск. Если брать именник в целом, то, несмотря на значительную географическую удаленность, специфику социально-религиозной ситуации в этих городах, степень различий между именниками не так уж велика – в пределах 26–32 % (производилось попарное сравнение, отдельно для мужских и женских имен).
А вот различия в наиболее частотной пятерке имен еще менее заметны. В первых пятерках женской части именников рассматриваемых городов четыре имени повторяются во всех трех городах: Александра, Анна, Евдокия, Мария. В первых пятерках мужских именников – только три: Александр, Василий, Иван/Иоанн. Однако лидером во всех трех городах является имя Иоанн/Иван. Если бы не второе место в Петропавловске, то в женской части именника явным лидером было бы имя Анна.
Период после отделения церкви от государства в 1918 г.
Нарком просвещения Анатолий Луначарский участвует в новом советском обряде октябрин (внедрялся как заменитель крещения)
Октябрьская революция 1917 г. вызвала существенные изменения в составе именника русских. Прежде всего этому способствовал один из первых декретов Советской власти – об отделении церкви от государства. Отныне рождение детей следовало сначала зарегистрировать в ЗАГСе, а уж затем можно было крестить в церкви. Иными словами, церковь лишилась монополии в сфере имянаречения. Результат не заставил себя долго ждать.
С одной стороны, стали выходить из употребления многие имена, чье бытование поддерживалось в основном авторитетом церкви, усилиями священников. Их место заняли новые имена, в числе которых было много заимствований из других языков (прежде всего из западноевропейских).
Наиболее активно именник русских преобразовывался с середины 20-х годов до начала 40-х годов прошлого века. Этот период в научной литературе даже называют «антропонимическм половодьем». Затем процессы изменения именника протекали более спокойно.
С 60-х годов прошлого века стали активно проводится исследования именника (системы личных имен) русских. И было обнаружена такая нежелательная тенденция, как сужения репертуара имен, используемых для наречения. Это произошло после того, как спал накал имятворчества двух первых послереволюционных десятилетий. Однако постепенно ситуация изменилась и репертуар имен стал расширяться.
Покажу ситуацию с изменением числа имен активного употребления на примере детей из русских семей г. Алматы (данные по Алмалинскому и Жетысускому районам) в разные годы (с 1945 по 2005).
Таблица 1. Количество имен активного употребления
 >
1945
1955
1965
1975
1985
1995
2005
Мужская часть именника
43
42
60
50
62
62
96
Женская часть именника
56
45
64
61
71
66
95
В целом, начиная с 1960-х гг., ассортимент имен активного употребления развивался в русле тенденции к расширению. Эта тенденция начала действовать после того, как именник достиг наименьших за все XX столетие количественных показателей.
Более точную картину количественного изменения активного именника можно получить, если соотнести количество разных имен среза и количество наречений того же среза. Разделив второе число на первое, получим так называемый средний коэффициент одноименности (по В. Д. Бондалетову), который показывает среднюю функциональную нагрузку имен. Конкретные данные по г. Алматы отражены в таблице 2.
Таблица 2. Средняя функциональная нагруженность имен
 >
1945
1955
1965
1975
1985
1995
2005
Мужская часть именника
12,8
30,8
24,9
16
12,9
8,1
6
Женская часть именника
9,8
28,8
21,1
14,1
18,9
6,4
5,7
После достижения очень высокой степени однообразия на срезе 1955 г. происходило увеличение степени разнообразия именника. В мужской части именника этот процесс был поступательным, в женской он ненадолго прервался на срезе 1985 г. Наибольшую степень разнообразия за последние 70 лет показывает современный именник. На всех срезах женская часть именника несколько разнообразнее мужской.
Интерес представляют также и данные о скорости обновления именника от среза к срезу.
Таблица 3. Удельный вес новых имен по сравнению с предыдущим срезом (в %)
 >
1955
1965
1975
1985
1995
2005
Мужская часть именника
16,7
31,7
16
24,2
24,2
44,8
Женская часть именника
15,6
39,1
26,2
35,2
27,3
52,6
Обращает на себя внимание то, что за последние 70 лет темпы обновления славянского именника активного употребления дважды принимали «взрывоподобный» характер – на срезе 1965 и 2005 гг., при этом наиболее сильно это выражено как раз в настоящее время.
Многие новые имена среза 2005 г. таковыми являются условно, так как их отсутствие на предыдущем срезе вовсе не означает, что они никогда не использовались для имянаречения в Алматы в течение последних 70 лет. Зачастую речь идет об именах редких, использующихся через срез, а то и реже. Или же имя отсутствует, скажем, на срезе 1995 г., но встречается на срезе 1996 г. Однако попадаются и действительно новые, никогда до сей поры не привлекавшиеся для наречения детей в русских, шире – восточнославянских семьях Алматы, например, мужские Владигор, Князь, Мансур, Нельсон, Обафеми, Ставр, женские Анестесия (если не считать его искажением имени Анастасия), Ариана, Арианда (если это не искаженное Ариадна), Девора, Мия, Таис, Эллада.
Обычно источниками новых имен являются именники других народов (при этом нередко наречение одним из таких имен свидетельствует о наличии иноэтнических корней семьи), православные святцы, фонд имен славянского происхождения.
В группе частых имен темпы обновления ниже. Так, в наиболее частотную пятерку среза 2005 г. в группе мужских имен входят Даниил/Данил/Данила (1), Никита (2), Александр (3), Артем/Артемий (4), Роман (5). Первую пятерку покинули Алексей, Дмитрий и Сергей.
В женской части именника ситуация в 2005 г. такова: Анастасия (1), Дарья (2), Виктория (3), Мария (4), София/Софья (4), Екатерина (5). Группу имен-лидеров за 10 лет покинули Ирина/Арина и Кристина.
Вообще же, максимум обновления первой пятерки за 10 лет обычно не превышает трех имен. Это относится и к срезу 2005 г., для именника которого в целом характерен высокий темп обновления. Наиболее неожиданным для среза 2005 г. явилось вхождение в первую пятерку имени София/Софья. Вхождение остальных имен в эту наиболее частотную группу было, в общем и целом, прогнозируемым.
Подытоживая сказанное, отмечу, что современный активный именник русского населения Алматы заметно обновился по сравнению с предыдущим срезом 10-летней давности. При этом наиболее «революционно» ведут себя имена, входящие в низкочастотную группу. Темпы обновления наиболее частотных имен остались на прежнем уровне и не столь существенны. Отличительными особенностями именника 2005 г. является самый богатый ассортимент и самая низкая средняя функциональная нагрузка за последние 70 лет. В заключение приведу полезный для читателей список новых имен среза 2005 г.