Древние хакасы история. Корни киргизов - Хакасы. Основатели хакасоведения. О важнейших вехах Истории. К 100-летию возрождения народного имени.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнехакасское государство в IX—XII вв. - ДРЕВНЕХАКАССКОЕ ГОСУДАРСТВО (VI—XIII вв.). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Древние хакасы история


Хакасы - Забытые истории

Хакасы — потомки древнего населения Минусинской котловины. Сами себя они называли – тадар.

В первом тысячелетии н.э. в Южной Сибири господствовали киргизы. В IX веке они создали на среднем Енисее свое государство – Киргизский каганат. Китайцы называли их «хягасы» - термин, которые позднее, в русском варианте, принял форму «хакасы». В начале XIII века Киргизский каганат пал под ударами татаро-монголов. Но полтора столетия спустя, когда Монгольская империя, в свою очередь, развалилась, племена Минусинской котловины создали новое политическое образование – Хонгорай, возглавляемое киргизской знатью. Хонгорайская племенная общность и послужила колыбелью хакасского народа.

Киргизы выделялись своей воинственностью и лютым нравом. У многих народов Южной Сибири матери пугали детей: «Вот придет киргиз, поймает тебя и съест».

Поэтому русские, появившиеся здесь в XVII веке, встретили яростное сопротивление. В результате кровопролитных войн территория Хонгорая практически обезлюдела и в 1727 году по Буринскому договору с Китаем отошла к России. В дореволюционных русских документах она известна как «Кыргызская земля» в составе Енисейской губернии.

Революция 1917 года стала причиной нового акта трагедии хакасов. Порядки, которые несла Советская власть, вызвали резкое неприятие народа, у которого бедняком считался человек, имеющий 20 лошадей. Партизанские отряды хакасов продолжали борьбу в горных районах, по официальным данным, до 1923 года. Кстати, именно в борьбе с ними прошла юность известного советского писателя Аркадия Гайдара. А коллективизация вызвала новую вспышку вооруженного сопротивления, которое было жестоко подавлено.

И тем не менее, с точки зрения этно-политической истории нахождение в составе России в целом сыграло для хакасов положительную роль. В ХIХ-ХХ веках завершился процесс формирования хакасского народа. С 1920-х годов этноним «хакасы» утверждается в официальных документах.

До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и управы. В 1923 году был образован Хакасский национальный уезд, преобразованный впоследствии в автономную область Красноярского края, а с 1991 года – в республику, самостоятельный субъект Российской Федерации.

Неуклонно росла и численность хакасского народа. Ныне Россию населяет около 80 тысяч хакасов (увеличение численности больше чем в 1,5 раза за ХХ век).

***

На протяжении веков христианство и ислам вели наступление на традиционную религию хакасов – шаманизм. Официально, на бумаге, они достигли больших успехов, однако в реальной жизни шаманы по-прежнему пользуются среди хакасов гораздо большим почтением, нежели священники и муллы.

Белая Волчица - главный шаман хакасов.                               Хакасский шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год).

Вплоть до начала XX столетия хакасы совершали коллективные моления небу, у которого обычно просили хорошего урожая и сочной травы для скота. Обряд совершался на горной вершине. В жертву небу приносили до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой.

Когда в семье кто-то долго болел, следовало обращаться за помощью к березе. Моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья. Родственники больного выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и с этого момента она считалась святыней, духом-охранителем этой семьи.

На протяжении многих столетий главным занятием хакасов было скотоводство. Согласно старинным преданиям, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, Изых-хану подносили в дар лошадь. После особого моления с участием шамана выбранной лошади вплетали в гриву цветную ленту и отпускали на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на нем имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал в качестве изыхов лошадей определенной масти.

Весной и осенью над Хакасией иногда пролетают фламинго, и мужчина, поймавший эту птицу, мог сватать любую девушку.

На птицу надевали красную щелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым в этом случае не полагался.

Невеста и сваха

С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник – Ада-Хоорай, посвященный памяти предков. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины – на правое, женщины – на левое) и троекратно припадают лицом к земле, обратившись к восходу солнца.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Сиб-Гид: Коренные народы Сибири: Хакасы

Хакасы (самоназвание тадар, хоорай), устаревшее название минусинские, абаканские (енисейские), ачинские татары (тюрки) - тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Антропологически хакасы подразделяются на два типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе: уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев) и южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы). Оба антропологических типа содержат в себе значительные европеоидные признаки и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.

Хакасский язык относится к уйгурской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков. К хакасскому по языку близки кумандинцы, челканцы, тубалары (относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе), а также киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты (относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе). Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.

История

Свою историю хакасы ведут от енисейские кыргызов - древнего тюркского народа, проживавшего в районе Саяно-Алтая, который является предком современных алтайцев, тувинцев и хакасов, и, в свою очередь, восходит корнями к древним динлинам. Подробнее о динлинах написано в статьях "История народа Хунну" и "Пазырыкцы".

Согласно древне-китайским лепописям полулегендарная империя Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди (возможно, их следовало бы считать одним народом жун-ди, так как они всегда упоминаются вместе). Имеются упоминания, что в 2600 г. до н.э. "Желтый император" предпринял против них поход. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы "черноголовых" предков китайцев с "рыжеволосыми дьяволами". Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну. Часть побежденных ди (динлинов) была вытеснена на запад в Джунгарию, Восточный Казахстан, Алтай, Минусинскую котловину, где, смешавшись с местным населением стали основателями и носителями Афанасьевской культуры, имевшей, надо сказать, много общего культурой северного Китая.

Динлины населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Антропологически динлины составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Южносибирский тип динлинов, следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.

Прямыми наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н.э. Тагарцы впервые упоминаются в "Исторических записках" Сыма Цяня в связи с подчинением их хуннами в 201 году до н. э. При этом Сыма Цянь описывает тагарцев как европеоидов: "они вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами, черные волосы считаются нехорошим признаком".

Это заставляет думать, что афанасьевцы динлины сохранили на протяжении веков как свой антропологический тип, так во многом и свою культуру, несмотря на нашествия монголоидных иноплеменников (подробнее в статье "История Минусинских Степей").

Следует упомянуть также, что в задокументированной истории хунну имеются пробелы примерно с 1760 года по 820, затем по 304 год до н.э. Известно лишь, что в это время предки хунну, разбитые жунами и китайцами, отступали на север Гоби, где ареал их распространения захватывал и Минусинскую котловину. Таким образом, "посещение" хуннами Саяно-Алтая при Модэ было далеко не первым.

В V-VIII веках кыргызы были подчинены жужаням, Тюркскому каганату, Уйгурскому каганату. При уйгурах кыргызов было довольно много: больше 100 тысяч семейств и 80 тысяч воинов. В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, сохранявших относительную независимость вплоть до 1207 года, когда были включены Джучи в состав Монгольской империи, где находились с XIII по XV век. Примечательно, что китайские историографы в более древние времена обозначали кыргызов этнонимами "гэгунь", "гяньгунь", "гегу", а в IХ-X веках (время существования Кыргызского каганата) стали передавать название этноса в форме "хягяс", что, в общем-то соответствует орхоно-енисейскому "кыргыз". Русские ученые, исследуя этот вопрос, называли этноним "хягяс" в удобной для русского языка форме произношения "хакасс".

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 году была переселена большая часть его населения.

С XVI века началось русское освоение Сибири и в 1675 году на Сосновом острове (на месте сегодняшнего города Абакана) был построен первый в Хакасии русский острог. Однако окончательно закрепиться здесь России удалось лишь в 1707 году. Присоединение осуществлялось под сильным давлением Петра 1. С июля 1706 по февраль 1707 года он издал три именных указа с требованием основать острог на Абакане и закончить тем самым столетнюю войну по присоединению Хакасии. После присоединения территория Хакасии была административно разделена между четырьмя уездами - Томским, Кузнецким, Ачинским и Красноярским, а с 1822 вошла в состав Енисейской губернии.

С приходом русских хакасы были обращены в христианскую веру, однако еще долгое время верили в могущество шаманов, отдельные ритуалы поклонения духам остались до сих пор. В конце XIX века хакасы подразделялись на пятъ этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры.

Быт и традиции

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя "трехстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаежных районах. В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца XVIII - начала XIX века соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепешки и т. д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д. В XVII-XVIII веках хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) - патрилинейные, экзогамные, в XIX веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины XIX века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В XIX веке бульшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шелка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зеленые, коричневые, бордовые и черные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свекор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шелка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались черным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырех проклеенных слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шелком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетенными из цветных шелковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шелком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трехрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шелковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шелка или парчи, вышитые шелком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закругленными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые сережки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дубленой кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трех до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребенка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы "под горшок".

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Религия

Среди хакасов издревле был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с черной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарем или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали березки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тесям).

После вхождения в состав России хакасы были обращены в православие, зачастую насильно. Однако, не смотря на это, до сих пор среди хакасов сильны древние традиции. Так с 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

Оглавление: Связанные статьи:

sib-guide.ru

Древнехакасское государство в IX—XII вв. - ДРЕВНЕХАКАССКОЕ ГОСУДАРСТВО (VI—XIII вв.). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - AskizON.ru

ДРЕВНЕХАКАССКОЕ ГОСУДАРСТВО (VI—XIII вв.). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

 Древнехакасское государство в IX—XII вв.

В период господство уйгуров в Туве (750—840) древние хакасы вели с ними непрекращавшуюся борьбу. Положение особенно осложнилось в начале IX в., когда хакасский хан, почувствовав достаточную силу, объявил себя каганом. В сложившихся исторических условиях в Центральной Азии должен был быть лишь один каган. Каган уйгуров Бао-и (808—821) около 820 г. начал войну с хакасами. Об этом событии сообщается в надписи на памятнике, поставленном в честь Бао-и в уйгурской столице Орду-Балыке на р. Орхон (ныне от этой столицы остались одни развалины). В иероглифическом тексте этого памятника говорится, что хакасы (гяньгуни) имели более 400 тыс. воинов, но уйгурский «чудесновоинственный» каган разгромил это войско, убил хакасского кагана; «коровы, лошади, хлеб и оружие были навалены горами; государственные дела [гянь-гуньского владения] прекратились; на земле не стало живых людей». В согдийском тексте того же памятника сообщается только о 200 тыс. хакасских воинов, которых каган уйгуров «разогнал одной рукой во все направления друг от друга и взял его [хакасского кагана] государство».

Очевидная тенденциозность не позволяет доверять текстам этого памятника. И действительно, «Тан-шу» о том же событии сообщает: «Хойхуский хан (уйгурский каган.— Л. К.) послал министра с войском, но сей не имел успеха. Хан двадцать лет продолжал войну».

Таким образом, в стране хакасов не только остались «живые люди», но сохранилось государство, имевшее такие силы, которые позволили ему после двадцатилетней кровопролитной войны ликвидировать Уйгурский каганат.

Естественно, для военной победы одного государства над другим необходимо было, чтобы древние хакасы к рубежу VIII—IX вв. развили высокий для того времени экономический потенциал. Они действительно создали мощную базу для массового производства оружия разных видов, конского снаряжения и других предметов, необходимых для материально-производственного снабжения многочисленных войск. Древним хакасам пришлось пройти с боями на запад до Среднего Иртыша,, на юг до городов Восточного Туркестана, на юго-восток до границ танского Китая и на восток до бассейна Амура11.

Ф. Энгельс писал: «Насилие не есть просто волевой акт, а требует весьма реальных предпосылок для своего осуществления, в особенности — известных орудий, из которых болев' совершенное одерживает верх над менее совершенным... победа насилия основывается на производстве оружия, а производство оружия, в свою очередь, основывается на производстве вообще, следовательно... на «экономической силе», на «хозяйственном положении», на материальных средствах, находящихся: в распоряжении насилия» 12.

По данным персидского источника «Худуд ал-Алам», написанного в 982 г. и сообщающего о древнехакасской экспансии в середине IX—X вв., кыргызы «несправедливы и безжалостны, отличаются воинственностью и склонностью к распрям; со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют и враждуют».

По сообщению «Тан-шу», в уйгурско-хакасской войне верх одерживали хакасы. Их каган писал кагану уйгуров в те годы: -«Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя».

Древние хакасы в этой борьбе, которая первоначально происходила на территории Тувы — крайнего северо-западного оплота уйгуров, выступали, очевидно, не одни. Их поддерживали многие племена Южной Сибири, и в том числе, вероятно, местные этнические группы Тувы, жаждавшие освободиться от ига уйгурских феодалов. Эти группы издавна имели тесные дружеские связи со своими соседями — древними хакасами. Завоевание Тувы хакасами можно разделить на несколько этапов.

Полностью территория современной Тувы была освобождена в 840 г., когда хакасские войска, воспользовавшись внутренними распрями между уйгурскими феодалами, прорвались в Центральную Азию. Их армия вместе с войсками восставшего и присоединившегося к хакасам уйгурского полководца Кюлюг Бага-тархана составляла грозную силу в 100 тыс. воинов. Уйгурский каган был убит в сражении, его столица Орду-Балык разграблена и сожжена, что подтвреждается не только сообщениями «Тан-шу», но и археологическими обследованиями развалин города. «Синь Тан-шу», как и «Цзю Тан-шу», приписывает эту победу не хакасам, а полководцу Цзюй-лу мо-хэ (Кюлюг Бага-тархану): «Неожиданно вождь племени [по имени] Цзюй-лу мо-хэ объединился с ся-гэ-сы (хакасами.— JI. К.) и со 100 000 конницы атаковал уйгурский город. Убил кагана, казнил Цзюэ-ло-у (министра уйгурского кагана.— Л. К.) и сжег их столицу. Племена рассеялись». Но в разделе о хакасах сказано: «Полководец Гюйлу Мохэ привел Ажо (древнехакасского кагана.— Л. К.) в хойхускую орду. Хан (каган уйгуров.— Л. К.) был убит в сражении, и его дэлэ (тегины.— Л. К.) рассеялись. Ажо под личным предводительством предал огню ханское стойбище и жилище царевны (т. е. города Орду-Балык и Хатун-Балык.— Л. К.). Хойхуский хан обыкновенно сидел в золотой палатке. Ажо забрал все его сокровища и в плен взял Тхай-хо, Царевну».

После этого разгрома значительная часть уйгуров (пятнадцать аймаков) во главе с министром Пан-тегином переселилась в Восточный Туркестан, где создала новое уйгурское княжество — Турфанское. Оставшиеся уйгуры продолжали борьбу с хакасами и в марте 841 г. избрали нового кагана, Угйе.

При разгроме уйгуров хакасы захватили жену кагана, китайскую царевну Тай-хо. Стремясь установить связи с танским двором, они отправили ее с посольством из десяти тарханов во главе с Дулюй Шихэ. Каган Угйе догнал и убил послов, захватив обратно Тай-хо. Снова разгорелась война. Каган Угйе, будучи оттеснен хакасами на юг, нападал на пограничные крепости и округа Китая, грабил города и деревни. В результате в войну с уйгурами вступили и китайские войска, которые разгромили уйгуров, взяли в плен несколько десятков тысяч их воинов и в августе 846 г. убили Угйе. Брат Угйе, Энянь, продолжал борьбу. При Эняне часть уйгуров переселилась на территорию современной Внутренней Монголии и на земли вплоть до среднего течения Амура, где жили племена хи и шивэй.

В 847 г. китайцы разбили хисцев, а хакасские войска (70 тыс. всадников) во главе с министром Або совершили поход на Амур, разбили шивэй и увели в плен захваченных там уйгуров, но, очевидно, не всех. Последний уйгурский каган Энянь бежал в Восточный Туркестан.

Так закончилась борьба с уйгурами. Государство центральноазиатских уйгуров погибло, и к 847 г. все боеспособные группы уйгуров в пограничных районах были разбиты. Большая часть уйгуров переселилась, как мы уже говорили, в Восточный Туркестан. Но все же значительное их количество в X—XII вв. проживало не только в Туве, но и по всей Центральной Азии к западу и к востоку от киданей. Даже на киданьской земле они имели свои города, в которых составляли большинство населения. В период владычества чжурчжэней в центральной части современной Маньчжурии проживало так много уйгуров, что они составили 18-тысячную армию, которой командовал чжурчжэньский полководец Ваньянь Чэньхэшана. Эта армия нанесла ряд поражений войскам монгольских феодалов, которым с большими потерями удалось все же в 1232 г. разгромить ее.

Следует заметить, что хакасы, очевидно, не стремились изгнать всех уйгуров, захватить Центральную Азию и сделать ее центром своего разросшегося государства. После взятия Орду-Балыка хакасский каган не перенес свою ставку на берега р. Орхон, где размещались административные центры сменявших друг друга империй Центральной Азии. Его ставка находилась на южной стороне хребта Танну-Ола, вероятно в долине р. Тэс-Хем, близ оз. Убсу-нур, в которое впадает эта река. Наместником кагана в бывшей Уйгурии был поставлен уйгур Кюлюг Бага-тархан.

Таким образом, хакасам важно было освободить от уйгурских войск территорию Тувы и разгромить уйгурскую мощь в Центральной Азии, чтобы, захватив эти земли, ликвидировать возможность нового уйгурского завоевания, а также восстановить после длительного перерыва прямые связи со многими странами, и в том числе с Танской империей. Эти цели были достигнуты к 847 г. Китайская дипломатия прилагала все усилия к тому, чтобы привлечь на свою сторону правящую верхушку древних хакасов и подчинить новых хозяев Центральной Азии своей власти. Но достичь этого не удалось. Источник сообщает, что древние хакасы и «не думали служить как вассалы».

В ноябре 842 г. ко двору императора прибыл посланник древних хакасов Та-бу Хэцзу с письмом от кагана, в котором сообщалось о посылке военного отряда на розыски царевны: Тай-хо. В марте 843 г. в танской столице появился новый ха-касский посланник, Чжу-у Хэсу, с письмом от кагана. В подарок он привел «две знаменитые лошади». Посол был торжественно принят императором Уцзуном. В апреле 843 г. к хакасам было отправлено ответное посольство во главе с Чжао Фанем с поручением передать императорскую грамоту, признававшую хакасского правителя каганом, с пожалованием ему титула Хюн-Ву Чен-мин (или Цзуйинсюнучэнмин). Между правителями обоих государств завязалась оживленная переписка, из которой видно, что в июле того же года в Китай прибыло очередное хакасское посольство во главе с генералом Вэнь-у Хэ. Он привез в дар 10 пар соколов и привел 100 лошадей. В апреле 844 г. хакасский посланник Дидэ Исынань-чжу подарил императору от имени кагана двух белых лошадей.

В переписке говорится о войне хакасов с уйгурами, о победе хакасов, об установлении дружеских взаимосвязей. Император в своих письмах упорно советовал кагану «уничтожить, вырвать с корнем уйгуров, уничтожить их государство и города», «перехватить их в пути и истребить», выражал благодарность «за покорение уйгуров» и сожалел, что хакасов и Китай «разделяют различные народы и нашим государствам трудно действовать общими силами». Одним словом, применялся традиционный для китайской дипломатии принцип: «руками варваров подавлять варваров» 13.

Тогда же со слов хакасских послов было составлено описание их страны, обычаев, «звуков их языка», а живописец Люй Шу написал картину, изображающую посольство Чжу-у Хэсу. «Синь Тан-шу» сообщает: «Чжу-у — это варварская фамилия; хэ — решительный, су — левый, что означает „обладающий военной силой и хорошо стреляющий из лука с левой руки“».

Каган хакасов Хюн-ву Чен-мин, хакасское имя которого осталось неизвестным, был искусным полководцем и принимал личное участие в сражениях с уйгурами. Стараясь установить Дружественные отношения с Китаем, он исходил из собственных интересов и отстаивал самостоятельность своего государства. После его смерти в 847 г. ту же политику проводил его преемник Ин-ву Чен-мин-каган. В отличие от тюрков и уйгуров хакасы не нападали на провинции Китая, поддерживали дружественные связи с Тибетом, кимаками, карлуками Семиречья и арабами Средней Азии. Они обменивались посольствами и вели взаимовыгодную торговлю.

В 860—873 гг. хакасские послы трижды приезжали к тайскому двору. Хакасы не стремились иметь общие границы с Китаем. В их государство в IX—XII вв. входили лишь территории Хакасско-Минусинской котловины, земли от Алтая до Среднего Иртыша на западе и районов Средней Оби на северо-западе, Тувы, Северо-Западной Монголии и Прибайкалья. На территории современной Центральной и Восточной Монголии продолжали жить уйгуры, потомки тюрков-тугю и другие тюркоязычные племена, которые после 840 г. были подведомственны управлению хакасской администрации, а затем, очевидно по мирному договору, стали самостоятельными.

О том, что в первое время там были чиновники-администраторы, говорит единственная пока хакасская надгробная надпись с тамгой конца IX в., найденная в верховьях р. Селенги, т. е. на древней родине уйгуров. Это надпись на памятнике кыргызскому судье Бойлу, подчинявшемуся упоминавшемуся выше наместнику Бага-тархану. Интересно, что судья обязан был, видимо, контролировать древние земли уйгурского каганского рода Яглакар, за населением которых, естественно, нужен был особый присмотр. Примечателен факт, что верховным наместником покоренной Уйгурии каган древних хакасов поставил перешедшего к нему на службу уйгурского вельможу Бага-тархана, подчинив ему своих чиновников и охранные войска.

Основная экспансия хакасов в IX в., по данным восточных и западных мусульманских авторов, была направлена в Восточный Туркестан. Уже в 841—842 гг. древнехакасские войска, преследуя уйгуров, захватили часть Джунгарии, ворвались в Восточный Туркестан и в марте 843 г. захватили города Бей-тин (Бешбалык) и Аньси (Куча) и доходили вплоть до Кашгара.

Анонимный автор сочинения «Худуд ал-Алам» подтверждает сведения о завоеваниях хакасами восточнотуркестанских владений карлуков, указывая, что город «Пенчул расположен в области карлуков; его владетель прежде был в зависимости от тогузгузов (т. е. уйгуров.— Л. К.), а теперь им владеют киргизы». Название г. Пенчул одни исследователи переводят как «Пятиградие» и принимают за него Бешбалык, другие — Уч-турфан. По нашему мнению, название города надо переводить как «Пятиречье».

Завоевательная политика хакасов преследовала одну цель: не дать возможности укрепиться в этом районе своим старым врагам — уйгурам, которые могли прервать давние дружественные торговые связи хакасов со Средней Азией, как это было в VIII—IX вв., когда уйгуры отрезали хакасов от Средней Азии, Тибета и Китая.

Восточнотуркестанский поход был сравнительно кратковременным, и к началу X в. хакасы вернулись на территорию северо-западной Монголии и Тувы. В «Синь Тан-шу» сообщается, что «хягас не мог совершенно покорить уйгуров». Такой ход событий подтверждается сообщениями письменных источников о дальнейших судьбах Центральной Азии.

Судя по данным «Худуд ал-Алам», в IX в. хакасы владели и Алтаем. В источнике сказано, что «область одного из хыр-хызских племен» включает «гору Тулас» (Алтай.— Л. К.): «На этой горе водится соболь, а [также] много серой белки и мускусной газели». В другом месте сообщается, что «некоторая часть хырхызов» находится на запад от областей то-гузгузов и тухси. Это свидетельствует о продвижении части древнехакасских войск к западу и юго-западу от Алтая, на Средний Иртыш и в Джунгарский Алатау.

То, что Алтай еще до 40-х годов IX в. входил в состав древнехакасского государства, видно из сообщения другого источника: «Эта страна упирается в западную сторону Темных гор (очевидно, Восточных Саян.— Л. /С.), имеет Золотое море (оз. Алтын-Кёл, т. е. Телецкое озеро.— Л. К.), которое, разделяясь, образует две реки (в Алтын-Кёл с юга впадает река Чулышман, а с севера вытекает река Бия.— Л. К.)»

Сопоставление разноязычных письменных источников с новыми археологическими данными позволяет составить более полную картину завоеваний древнехакасских войск в 40-х годах IX в. Выясняется, что хакасы совершали походы и на запад, вслед за бежавшей в этом направлении частью уйгуров. К середине IX в. хакасы захватили не только район современного новосибирского Приобья, но и Среднего Иртыша. Таким образом, в конце IX в. древнехакасское государство занимало обширную территорию от среднего течения Иртыша на западе до Байкала и бассейна р. Селенги на востоке. Северной границей служило правобережье р. Ангары, от устья которой граница шла на запад по р. Чулыму до устья р. Кии и далее несколько южнее современного Томска.

«Синь Тан-шу» сообщает: «Хагас было сильным государством; по пространству равнялось тукюэским владениям (т. е. занимало площадь, равную территории тюркского каганата.— Л. К.). На восток простиралось до Гулигани (т. е. до курыка-нов на оз. Байкал.— Л. К.), на юг — до Тибета (т. е. до Восточного Туркестана.— Л. К-),на юго-запад — до Гэлолу (т. е. карлуков Семиречья.— Л. К.)».

В начале X в. в Северном Китае возникло государство Ляо (916—1125), созданное монголоязычными племенами киданей. Первый император киданей, Абаоцзи, расширяя границы своего государства, вторгся в 924 г. с большим войском в Центральную Азию, где он уже не встретил хакасов. Источники указывают, что он «на западе захватил древние земли туцзюэ (т. е. тюрков.— Л. К.)» и «вступил в область уйгуров», а 2 октября 924 г. «достиг древнего уйгурского города», т. е. руин Орду-Балыка на р. Орхон. Это подтверждает, во-первых, факт добровольного ухода древних хакасов из центральных районов Азии к 20-м годам X в. и, во-вторых, предоставление хакасами этой части страны в управление оставшимся здесь уйгурам и другим местным племенам.

Сообщение о том, что Абаоцзи в долине Орхона захватил Футучэн, которым владели древние хакасы во время своего господства в Центральной Азии, вряд ли может означать, что в 924 г. это все еще был «кыргызский город», как полагает X. Пэрлээ. Очевидно лишь одно — древние хакасы до своего ухода на запад владели этим городом, но в целом вопрос еще нуждается в дополнительном изучении. О тюрках и уйгурах в Центральной Азии, живущих к западу от киданей, сообщал в 953 г. и путешественник Ху Цяо: «На западе живут туцзюэ и хуэйхэ (тюрки и уйгуры.— Л. К.), а на северо-западе граница доходит до [земель племени] оуцзюэлюй... К западу от оуцзюэ-люйцев живут сяцзя(сы)», т. е. древние хакасы.

Не поддающиеся пока отождествлению племена оуцзюэлюй обитали в середине X в. в долинах рек Селенга и Мурэн к северу от хребта Хангай, а хакасы жили на современных территориях Северо-Западной Монголии, Тувы и Хакасско-Минусинской котловины.

В том же 924 г. киданьские войска перешли пустыню Гоби и захватили несколько городов Восточного Туркестана. Жившие там уйгуры принуждены были временно им покориться. Источники не сообщают о завоевании киданями территорий Тувы, Алтая и Северо-Западной Монголии. Последняя продолжала входить в состав государства хакасов до XII в. По данным хроники «Ляо-ши», кидани с хакасами не воевали.

В «Худуд ал-Алам» указывается, что каган хакасов жил в начале X в. уже не к югу от Танну-Ола, а в «городе Кемидж-кет» («город на р. Кем»), т. е., очевидно, в одном из бывших уйгу ских городов-крепостей на Улуг-Хеме в Туве. В середине

X в 'лавная ставка хакасского кагана была перенесена из Тувы в северную часть современной Хакасии, видимо на место слия 1ия рек Белый и Черный Июс. Такой вывод можно сделать на основании приведенного в книге персидского историка Гардизи (XI в.) «Украшение известий» описания пути торговых караванов из Восточного Туркестана в ставку кагана хакасов.

Хакасы установили с киданями в начале X в. мирные, дружественные отношения. Некоторые из них ездили в государство Ляо для того, чтобы получить образование. Так, в одном источнике под 931 г. сказано, что «юго-западная граница [государства киданей] руководила приходом стремившихся к просвещению людей государства Хягясы». В «Ляо-ши» сообщается, что в 948 г. мятежному киданьскому вельможе Бьен-ду было указано ехать послом в государство хакасов. В ноябре 952 г. и в 977 г. хакасы присылали в Ляо свои посольства с подарками, очевидно стремясь завязать торговые отношения. В XI—XII вв. южные княжества древнехакасского государства располагались на землях Тувы и современной Северо-Западной Монголии м.

    Источник: Текст -  История Хакасии с древнейших времен до 1917. Л.Р. Кызласов

askizon.ru

Хакасы

История хакасов

В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакасия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в Минусинской котловине разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и монгольских алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакаская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакасия, вошедшая в состав России.

История хакасов

Быт хакасов

Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.

Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.

Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.

Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.

Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.

Быт хакасов

Культура хакасов

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Культура хакасов

Основные праздники хакасов были связаны с земледелием и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

geographyofrussia.com

История на камне. Зачем древние хакасы вскрывали захоронения предков | Наука | Общество

Едва ли не первое, о чём я услышал, прилетев в Абакан: Хакасия - край озёр. Их здесь более 500. «Если озёр так много, может, в каком-нибудь водится чудовище наподобие лох-несского?» - поинтересовался я у Елены Егоровой, замминистра по туризму Хакасии. «Пока таких сведений не было», - улыбнулась она.

Спустя пару часов на берегу озера Иткуль нам рассказывали легенду о происхождении его названия (переводится как «озеро пятидесяти»). «Как-то здесь остановилась большая свадьба. Невеста и 50 её подруг вошли в воду и стали купаться. Но так шумели, что это не понравилось духу озера. Он разгневался и утопил их». Я повернулся к Елене: «И вы говорите, у вас нет сведений о чудовищах? О них же слагают легенды!»

И мифы, и многочисленные памятники археологии, которые есть в Хакасии, можно трактовать по-разному. Сказания и легенды здесь так тесно переплетены с реальностью, что порой не знаешь, где находишься - в нашем мире или потустороннем. И какой из них настоящий…

Нет детей? К скале!

Хакасы верят в духов. Считается, что в XIX в. этот народ принял православие, но по сути - остался языческим. Многие хакасы и в православные храмы ходят, и в шаманских камланиях участвуют.

…Тамара Давлетова, исполнительница этнической музыки, ёжится, как только солнце садится за горы. Её беспокойство не выглядит наигранным: «В этой долине проходит тропа горных духов. С наступлением темноты становится очень опасно - духи могут похитить часть души человека».

Мы находимся в долине Кюг, на территории музея-заповедника «Казановка». Леонид Ерёмин, научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, излазивший все горы окрест и выслушавший сотни рассказов местных жителей, поясняет: «У древних хакасов было развито интуитивное понимание мира. Но ведь было что-то, что убеждало их в существовании горных духов, заставляло передавать обрядовые традиции из поколения в поколение! И неслучайно некоторые места, элементы рельефа здесь имеют определённую славу - либо хорошую, либо дурную. Скажем, есть скала, к ней веками приходили женщины, которым не удавалось забеременеть и родить. Кормили духов, ночевали там, иногда жили до трёх месяцев. Возвращались домой - и всё у них получалось! Множество людей об этом рассказывали.

Противоположный пример - местечко Турачах. Хакасы уверены, что там из скалы выходят горные духи. Горы раздвигаются, выпуская их, и сдвигаются, когда те возвращаются. И если в этот момент рядом окажется человек, его может утянуть внутрь скалы. Говорят, люди в самом деле пропадали, а на всей протяжённости скального массива видны нагромождения упавших обломков - отсюда поверье, что горы двигаются».

Ерёмин собрал более 100 рассказов о встречах хакасов с горными духами. Появляются они чаще всего на закате, с западной стороны. Выглядят как очень высокие мужчины и женщины, одетые в традиционную хакасскую одежду. При этом всегда имеют в облике какую-то аномалию. Например, тёмный цвет кожи или отсутствие бровей. Иногда у духа нет носа или даже туловища. Эта странность запечатлена и в петроглифах - наскальных рисунках. Так, на скале Тура хая есть изображение фигуры, похожей на человеческую. С головой, плечами, руками, ногами - но без туловища! А у подножия горы Хазын хыр, на одноимённой писанице (этим словом в русских документах XVII-XVIII вв. называли камни с большим количеством рисунков, потом его стали использовать и археологи) высечены высокие фигуры с птичьими ногами. По преданиям, это «чёрные люди», братья горного духа. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Нрав у братьев непредсказуемый: могут заблудившемуся путнику тропу подсказать, а могут и погубить.

Лики богов порой выглядят как изображения пришельцев.\b Фото: АиФ / Дмитрий Владимиров

Лодка или НЛО?

По самым скромным подсчётам, в Хакасии более 120 тыс. наскальных рисунков. Современными учёными изучена лишь небольшая часть этого богатства. А ведь в петроглифах содержится масса интересного. «Это вовсе не примитивное творчество первобытного человека, как принято считать, а древнее религиозное искусство, часть великого «диалога» человека с иными мирами и существами, - Леонид Ерёмин прикладывает к скале чистый лист бумаги и трёт его пучком сорванного чабреца. - Петроглифы создавались для того, чтобы обеспечить в этом месте присутствие духов в момент проведения обрядов. Итак, что у нас получилось?»

На бумаге, потёртой травой, проступают наскальные рисунки. Косуля, охотник, летящий дротик… «Здесь изображён мир умерших предков. На то, что это именно предок, указывает, простите, наличие фаллоса - у образов духов и богов данная деталь обычно отсутствует. У этой скалы 3 тыс. лет назад проходили обряды кормления предков. Общение с ними - актуальная тема для народов Сибири. Об умерших заботились - отправляли им скот, утварь, поддерживали в случае болезни. Да-да, в загробном мире, по верованиям хакасов, люди могут болеть и нищенствовать. И живые (особенно это заметно по древним погребениям) им помогали: вскрывали могилы, добавляли или убирали посуду с пищей, подкладывали оружие или украшения. Бывали случаи «лечения» костных останков, когда части скелета убирали или аккуратно перекладывали. О том, как «живут» мёртвые, живые узнают от шамана, который время от времени «спускается» в подземный мир. В ответ на заботу предки сообщают через него важную информацию о грядущих событиях - о нашествии врагов, засухах, эпидемиях и т. д. Откуда они её знают? Они же «живут» рядом с духами и богами!»

Но есть рисунки, которые специалистам однозначно расшифровать не удаётся. Наиболее загадочна писаница Хазын хыр, где изображены те самые «чёрные люди» и много чего ещё - трёхрогое существо, многоголовое чудовище, чаша в виде лотоса (один из символов буддизма, непонятно как появившийся в Хакасии более 2 тыс. лет назад) и сцена, которую эксперты трактуют как небесную лодку с тремя божествами. От пуповины одного из них отходит линия, которая соединяется с головой другого. При желании в этой «небесной лодке» можно увидеть… НЛО с экипажем из трёх пришельцев. А если заглянуть в Хакасский национальный музей, на одном из камней обнаружится существо с двумя то ли рожками, то ли антеннами.

«Уфологи действительно активно работают в наших местах, - подтверждает Ерёмин. - Говорят, что часто наблюдают плазмоиды, летающие над горами. Но, на мой взгляд, существо с рожками - это образ божества, а не инопланетянина».

Между тем, согласно гипотезе уфологов, древние люди как раз и принимали пришельцев за богов. То есть, возможно, это одни и те же существа. А шаманам отводилась роль посредников. Хотя учёные такую трактовку отвергают, у неё масса сторонников.

Как одиноко стоящий в поле белый камень исцеляет тысячи людей? За что дух шамана мстит посетителям Кашкулакской пещеры? Продолжение - в ближайших номерах.

www.aif.ru

Корни киргизов - Хакасы. Основатели хакасоведения. О важнейших вехах Истории. К 100-летию возрождения народного имени. - AskizON.ru

 

Отрицая приход киргизов с Енисея, Л. Р. Кызласов уже на сессии 1956 г. обратил внимание исследователей на те источники, которые указывали место первоначального обитания предков киргизского народа (19596, с. 111-113). Исследователь обобщил материалы представителей всех наук, занимавшихся тогда решением этого вопроса. Кратко остановимся на этих данных.

Первые упоминания о киргизах Тянь-Шаня относятся к началу XVI в. (Тарихи Рашиди), причем в это время киргизы оставались язычниками и еще не приняли мусульманства. По мнению академика В. В. Бартольда, киргизы пришли с востока на Тянь-Шань вместе с калмыками в середине XV века, далее он полагает, «что эти киргизы после ухода калмыков остались на западе, в Тянь-Шане, хотя и об этом в источниках ничего не говорится» (1927, с. 36). Но иного вывода из письменных источников сделать нельзя, так как киргизы упоминаются в событиях 1503-1504 гг. уже как жители Семиречья.

О позднем приходе киргизов из Центральной Азии на Тянь-Шань красноречиво свидетельствуют и данные антропологии. Как говорилось, изучение современных киргизов показало, что они наиболее монголоидны из всех народов Средней Азии, даже монголоиднее казахов. Это является свидетельством того, что киргизы вышли из Ценгральной Азии в очень позднее время, тем более, что все известные антрополог ические серии более рагшего периода (вплоть до XIII-XIV вв. включительно), происходящие с территории самого Кыргызст ана, представляют иные типы европейского и смешанного населения, генетически не связанные с типом современных киргизов. «Еще в начале второго тысячелетия н. э. в Чуйской долине жили люда, похожие на современных таджиков», в то время как твёрдо установлено, что в целом «подавляющее большинство физических предков современных киргизов происходит из Центральной Азии» (Дебец Г. Ф., 1956, с. 16; Кызласов Л. Р., 1959б, с. 111).

Таким образом, антропологические заключения о времени прихода киргизов из Центральной Азии не только не противоречат выводу В. В. Бартольда, сделанному на основании анализа письменных источников, но и существенно дополняют его. Центральноазиатское происхождение киргизов и их позднее появление на Тянь-Шане подтверждается также фактами лингвистической и этнографической наук.

Член-корреспондент Академии наук СССР языковед С. Е. Малов считал, что тюркоязычное население озера Лоб-нор (на западе современного Китая), обследованное им в 1914 году, говорит’ на древнекиргизском языке (так же как, вероятно, и хотоны в Северо-Западной Монголии), что лобнорцы являются остатком основной массы киргизов, ушедшей на запад, на Тянь-Шань, из Монголии, очевидно сравнительно недавно, так как еще не произошло существенного расхождения в языках лобнорцев и киргизов (Малов С. Е., 1956, с. 4, 5; Кызласов Л. Р., 1959б, с. 111).

Раскрывая в исторической последовательности пути сложения этническог о состава киргизского народа, С. М. Абрамзон, доказал, что основное и древнейшее ядро совремеіггіых киргизов составляют алтайские тюрки и другие центральноази-атские тюркоязычггые и могнолоязычньге этнические гругшьг, исторически известные нам для периода VI-XIV вв. И только в XV-XVIII вв. к этому ядру добавились среднеазиатские этнические группы (ногайско-казахские и таджикские).

Хронологические рамки, даваемые С. М. Абрамзоном, также отражают позднее (XV в.) соприкосгговение цеггтральноа-зиатского комггоненга в составе гсиргизов со среднеазиатским, т. е. этнографические данные совпадают с данными линг вист ическими, антрополог ическими и историческими относительно ггрихода основной массы киргизского народа на Тянь-Шань из Центральной Азии в средине II тысячелетия нашей эры (Абрамзон С. М., 1959; Кызласов Л. Р., 1959б, с. 112).

Однако следом возникают вопросы: ког да, как и где в Центральной Азии сложилось основное ядро киргизов. Ответы на эти вопросы отыскивались Л. Р. Кызласовым не только в 50-е годы, но и позднее, получив краткое заключение в 1984 г. (с. 65-67). Сводится оно к следующему.

Наиболее ранними источниками по истории предков современных киргизов являются сообщения о центральноазиатских киргизах, относящиеся к XIII в. В то время, по данным «Юань ши» («Истории монгольской династии Юань»), центральноазиатские киргизы жили на территории современной Монголии возле города Каракорума (Хэлинь) в долинах Орхона и Толы. Эти киргизы были подданными монгольской Юаньской империи. Совместно с тюркоязычными восточнокипчакскими племенами они составляли особую армию, которую возглавлял известный юаньский генерал кипчак Тутуха (тюрк. Тутук), а после него - его прямые потомки.

Центральноазиатские киргизы не были родственны кыргызам Енисея. Они, например, в 1293 г. в составе карательной армии Тутухи, действовавшей по приказу императора Хубилая, участвовали в подавлении восстания саяноалтайских племен (при этом была захвачена и истреблена знать енисейских кыргызов). Их даже поселяли в качестве военных поселенцев на полуопустошённой земле качинцев. Центральноазиатские киргизы происходили из многочисленных тюркоязычных племен, которые обитали в Центральной Азии еще в периоды Тюркского (VT-VIII вв.) и затем Уйгурского (VIII-IX вв.) каганатов. В 840-847 гг. эти земли были захвачены древними хакасами, во главе которых стояли каганы и беги из рода кыргыз. После того как восточные монгол о язычные племена вытеснили древних хакасов из Центральной Азии обратно на Енисей, бывшие подданные кыргызского кагана, центральноазиатские тюркоязычные племена в XII-XIII вв., восприняли имя кыргызов. Затем они попали на феодальную службу к монгольским владыкам.

Их происхождение определил среднеазиатский историк XVII в. Абул-Гази, опираясь на известные ему источники. По его данным, в монгольскую эпоху настоящих кыргыз на территории современной Монголии оставалось мало и их именем стали называть себя тюркоязычные и ассимилированные ими группы совершенно иного происхождения. Его слова мы приводили выше, но не грех повторить их здесь: «В наше время очень немного людей из этого рода. Монголы и другие племена, истребив кыргызов в огне и воде, вступили в землю их и, оставшись тут жить, приняли имя кыргызов. Они сами знают, из какого они рода».

Еще в 30-х годах XIX в. глубокий знаток истории Центральной Азии известный русский синолог Н. Я. Бичурин справедливо предупреждал историков: «Киргис есть название монгольскому (по занимаемой территории; читай «тюркоязычному» - И. К.) поколению, давно пропавшему, и сие поколение не надобно смешивать с кэргизами, обитающими ныне между Кашхаром, Мау-ринняром и Бухариею. Сей народ составляет орду, от турков (т.е. тюрков - И. К.) происходящую» (цитируется по: Кызласов Л. Р., 1984, с. 66).

Центральноазиатские киргизы впоследствии передвинулись на Тянь-Шань и явились основным компонентом в сложении современного киргизского народа. Выявлен и другой важный источник эпохи переселения, подтверждающий завершение этого процесса. По данным Махмуда ибн Вали (XVII в.), «в раджабе 1045 г. (хиджры, т.е. в декабре 1635 - январе 1636 іг.) двенадцать тысяч семейств киргизов, которые прежде обитали на широком просторе между Каракорумом и Керуленом... и проводили жизнь в неверии, невежестве и в заблуждении, прибыли через Каратегин в окрестность Гиссара...».

Многолетнее рассмотрение всей совокупности известных и вновь открывавшихся данных не изменило, а лишь укрепило вполне определённый вывод (Кызласов Л. Р., 1984, с. 67): «Таким образом, не с Енисея, а из глубин Центральной Азии переселялись предки современных киргизов в Среднюю Азию».

Следовательно, не на хакасских землях и не в истории наших предков, а в истории восточных центральноазиатских кипчаков и примкнувших к ним тюркоязычных племен, проживавших в древности в степях от Алтая на западе до Хингана на востоке, следует искать современному киргизскому народу свое происхождение и свою прародину.

В свете приведённых фактов нельзя путать между собой ни многочисленных древних центральноазиатских киргизов (ставших основой для сложения современных киргизов), ни средневековых хакасов с их древним господствующим родом кыргыз (послуживших основой для этногенеза современных народностей Саяно-Алтайского нагорья, сохранившего в своем составе род хыргыс, в том числе современного хакасского народа).

Тот факт, что в 2001 г. учёное сообщество отмечало 22 века появления на страницах истории имени кыріъізов не на Енисее, к долинам которого на деле относится древняя и раннесредневековая история этого имени и где его носители живут поныне (составляя саяно-алтайские подразделения-соок’и хыргыс/кыргыс), а на Чу, в Бишкеке, рождает правомерные опасения: ошибочный подход к этногенезу современного киргизского народа на деле отнимает историю у современных народов Южной Сибири. Этот процесс, как видим, способен принять торжественно-государственную форму и облачиться в одежды международного научного собрания. По-видимому, такой ход событий не беспокоит ни политиков, ни настроенных на юбилеи учёных по причине нынешней малочисленности истинных - сибирских - потомков древних кыргызов и оттого не кажется особенно значимым.

Однако следует задуматься и над другими последствиями происходящего: подлинной древней и средневековой истории в действительности лишается и большой тюркоязычный народ, носящий имя кыргызов сегодня. Ранний период его существования только из-за совпадения названия подменяется историей других земель и других народов, забытыми оказываются настоящие, собственные предки. Можно допустить, что это мало волнует кого-то из учёных. Нам же следует понимать, что происходящее - национальная трагедия киргизского народа.

Для того, чтобы вернуть потомкам подлинную историю предков, исторической науке Кыргызстана предстоит преодолеть наследие фольклорной мифо-поэтической традиции.

Сегодняшнее понимание этого вопроса в самой республике отбросило науку на полвека. Оно стала шагом назад не только в отношении обобщающих работ начала 70-х и 80-х гт. (Абрамзон С. М., 1971; История, 1984, с. 12, 408-441), но и в сравнении с известной сессией 1956 г. (Труды, 1959). Ныне, как и в прошлом, «попытки установления прямолинейной связи между киргизами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, с одной стороны, и кирг изами Енисея - с другой, основанные главным образом на совпадении имени тех и других, не принесли какого-либо существенного результата, не стали базой для научного решения проблемы происхождения киргизского народа» (Абрамзон С. М., 1971, с. 20). История народного имени киргизов неравнозначна истории самого народа.

Следует помнить, к какому заключению пришло по завершению работ Киргизской комплексной экспедиции 1953-1955 годов специально обсуждавшее раннюю историю киргизского народа научное сообщество: «Как показала сессия, - говорил тогда Президент Академии наук Киргизской ССР И. К. Ахунбаев, - дальнейшие сдвиги в изучении этногенеза, а также разрешение многих друінх проблем возможны только после комплексного исследования Западной Монголии и Синьцзяна» (Заключительное слово, 1959, с. 237; ср., например, Дебец Г. Ф., 1956, с. 17).

За прошедшие десягилетия такие целевые экспедиционные работа так и не были организованы. Но исследовательская задача не перестала существовать и быть актуальной. Не на хакасские земли, а на изучение пространств, лежащих к востоку от Кыргызстана, следует обратить свои интеллектуальные усилия национальной науке братской республики, получив в этом поддержку всего мирового кыргызоведения.

Славна и многотрудна история кыргызского народа, а люди Кыргызстана достойны знать своих подлинных предков и их деяния. Путь для отыскания этого воистину драгоценного национального достояния давно определён беспристрастной Наукой.

 

Источник: Хакасы. Основатели хакасоведения о важнейших вехах истории. К 100-летию возрождения народного имени. — Москва-Абакан: Бригантина, 2017. — 116 с.

Последнее изменениеВторник, 24 Октябрь 2017 09:19

askizon.ru

История на камне. Зачем древние хакасы вскрывали захоронения предков | Непознанное | Cвободное время

Едва ли не первое, о чём я услышал, прилетев в Абакан: Хакасия - край озёр. Их здесь более 500. «Если озёр так много, может, в каком-нибудь водится чудовище наподобие лох-несского?» - поинтересовался я у Елены Егоровой, замминистра по туризму Хакасии. «Пока таких сведений не было», - улыбнулась она.

Спустя пару часов на берегу озера Иткуль нам рассказывали легенду о происхождении его названия (переводится как «озеро пятидесяти»). «Как-то здесь остановилась большая свадьба. Невеста и 50 её подруг вошли в воду и стали купаться. Но так шумели, что это не понравилось духу озера. Он разгневался и утопил их». Я повернулся к Елене: «И вы говорите, у вас нет сведений о чудовищах? О них же слагают легенды!»

И мифы, и многочисленные памятники археологии, которые есть в Хакасии, можно трактовать по-разному. Сказания и легенды здесь так тесно переплетены с реальностью, что порой не знаешь, где находишься - в нашем мире или потустороннем. И какой из них настоящий…

Нет детей? К скале!

Хакасы верят в духов. Считается, что в XIX в. этот народ принял православие, но по сути - остался языческим. Многие хакасы и в православные храмы ходят, и в шаманских камланиях участвуют.

…Тамара Давлетова, исполнительница этнической музыки, ёжится, как только солнце садится за горы. Её беспокойство не выглядит наигранным: «В этой долине проходит тропа горных духов. С наступлением темноты становится очень опасно - духи могут похитить часть души человека».

Мы находимся в долине Кюг, на территории музея-заповедника «Казановка». Леонид Ерёмин, научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, излазивший все горы окрест и выслушавший сотни рассказов местных жителей, поясняет: «У древних хакасов было развито интуитивное понимание мира. Но ведь было что-то, что убеждало их в существовании горных духов, заставляло передавать обрядовые традиции из поколения в поколение! И неслучайно некоторые места, элементы рельефа здесь имеют определённую славу - либо хорошую, либо дурную. Скажем, есть скала, к ней веками приходили женщины, которым не удавалось забеременеть и родить. Кормили духов, ночевали там, иногда жили до трёх месяцев. Возвращались домой - и всё у них получалось! Множество людей об этом рассказывали.

Противоположный пример - местечко Турачах. Хакасы уверены, что там из скалы выходят горные духи. Горы раздвигаются, выпуская их, и сдвигаются, когда те возвращаются. И если в этот момент рядом окажется человек, его может утянуть внутрь скалы. Говорят, люди в самом деле пропадали, а на всей протяжённости скального массива видны нагромождения упавших обломков - отсюда поверье, что горы двигаются».

Ерёмин собрал более 100 рассказов о встречах хакасов с горными духами. Появляются они чаще всего на закате, с западной стороны. Выглядят как очень высокие мужчины и женщины, одетые в традиционную хакасскую одежду. При этом всегда имеют в облике какую-то аномалию. Например, тёмный цвет кожи или отсутствие бровей. Иногда у духа нет носа или даже туловища. Эта странность запечатлена и в петроглифах - наскальных рисунках. Так, на скале Тура хая есть изображение фигуры, похожей на человеческую. С головой, плечами, руками, ногами - но без туловища! А у подножия горы Хазын хыр, на одноимённой писанице (этим словом в русских документах XVII-XVIII вв. называли камни с большим количеством рисунков, потом его стали использовать и археологи) высечены высокие фигуры с птичьими ногами. По преданиям, это «чёрные люди», братья горного духа. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Нрав у братьев непредсказуемый: могут заблудившемуся путнику тропу подсказать, а могут и погубить.

Лики богов порой выглядят как изображения пришельцев. Фото: АиФ / Дмитрий Владимиров

Лодка или НЛО?

По самым скромным подсчётам, в Хакасии более 120 тыс. наскальных рисунков. Современными учёными изучена лишь небольшая часть этого богатства. А ведь в петроглифах содержится масса интересного.«Это вовсе не примитивное творчество первобытного человека, как принято считать, а древнее религиозное искусство, часть великого «диалога» человека с иными мирами и существами, - Леонид Ерёмин прикладывает к скале чистый лист бумаги и трёт его пучком сорванного чабреца. - Петроглифы создавались для того, чтобы обеспечить в этом месте присутствие духов в момент проведения обрядов. Итак, что у нас получилось?»

На бумаге, потёртой травой, проступают наскальные рисунки. Косуля, охотник, летящий дротик… «Здесь изображён мир умерших предков. На то, что это именно предок, указывает, простите, наличие фаллоса - у образов духов и богов данная деталь обычно отсутствует. У этой скалы 3 тыс. лет назад проходили обряды кормления предков. Общение с ними - актуальная тема для народов Сибири. Об умерших заботились - отправляли им скот, утварь, поддерживали в случае болезни. Да-да, в загробном мире, по верованиям хакасов, люди могут болеть и нищенствовать. И живые (особенно это заметно по древним погребениям) им помогали: вскрывали могилы, добавляли или убирали посуду с пищей, подкладывали оружие или украшения. Бывали случаи «лечения» костных останков, когда части скелета убирали или аккуратно перекладывали. О том, как «живут» мёртвые, живые узнают от шамана, который время от времени «спускается» в подземный мир. В ответ на заботу предки сообщают через него важную информацию о грядущих событиях - о нашествии врагов, засухах, эпидемиях и т. д. Откуда они её знают? Они же «живут» рядом с духами и богами!»

Но есть рисунки, которые специалистам однозначно расшифровать не удаётся. Наиболее загадочна писаница Хазын хыр, где изображены те самые «чёрные люди» и много чего ещё - трёхрогое существо, многоголовое чудовище, чаша в виде лотоса (один из символов буддизма, непонятно как появившийся в Хакасии более 2 тыс. лет назад) и сцена, которую эксперты трактуют как небесную лодку с тремя божествами. От пуповины одного из них отходит линия, которая соединяется с головой другого. При желании в этой «небесной лодке» можно увидеть… НЛО с экипажем из трёх пришельцев. А если заглянуть в Хакасский национальный музей, на одном из камней обнаружится существо с двумя то ли рожками, то ли антеннами.

«Уфологи действительно активно работают в наших местах, - подтверждает Ерёмин. - Говорят, что часто наблюдают плазмоиды, летающие над горами. Но, на мой взгляд, существо с рожками - это образ божества, а не инопланетянина».

Между тем, согласно гипотезе уфологов, древние люди как раз и принимали пришельцев за богов. То есть, возможно, это одни и те же существа. А шаманам отводилась роль посредников. Хотя учёные такую трактовку отвергают, у неё масса сторонников.

Дмитрий Владимиров

www.aif.by


Смотрите также